Мертвая долина – безжизненная красота. Намибия

"Город мертвых " и "Город живых", эти две достопримечательности Луксора стали одним туристическим направлением, которые лучше всего смотреть в отдельных экскурсиях.
Город живых - это Луксорский храм и Карнакский храм, которые находятся в городской черте современного Луксора, о них Вы можете узнать в статье "Карнакский храм и Луксорский храм в Египте".
И расположившийся неподалеку, на противоположном берегу реки Нил, , сюда вошли знаменитые Долина Царей, Долина Цариц и храм царицы Хатшепсут.

Долина царей или долина Фараонов

Долина царей , это некрополь, вырубленный в скале, где на протяжении 500 лет проводились захоронения всех фараонов. Около 40 гробниц находятся в скалах, их длинные коридоры, длинной в 200 метров круто обрываются уходя на глубину 100 метров и заканчиваются тремя-четырьмя комнатами, стены которых украшают цветные рисунки, с сюжетами из жизни покойного. Фараоны пытались защитить гробницы от мародерства и разграбления, и поэтому заваливали проходы крупными камнями и замуровывали. Но и этих мер оказалось не достаточно, все они, кроме одной, были вскрыты, а сокровища разграблены или переработаны в целях пополнения казны. Но одна единственная усыпальница - гробница Тутанхамона , осталась не тронутой, хоть ее и вскрывали. Сейчас, все, что было найдено в гробнице Тутанхамона в 1922 году двумя археологами из Англии, хранится в Каирском музее. Это саркофаг из чистого золота весом в 110 кг украшенного бирюзой, многочисленные украшения и мумифицированное тело фараона.
Сейчас доступ к гробнице Тутанхамона закрыт, а туристам могут показывать ее копию.

Долина Цариц

Долина Цариц находится рядом с Долиной Царей, она предназначалась для захоронения детей фараонов, их жен, жрецов и знатных вельмож. В долине найдено около 70-ти высеченных в скале гробниц, они украшались не так, как гробницы фараонов, но и их постоянно грабили. Одна из самых красивых гробниц считается могила царицы Нефертари, она, как и гробница Тутанхамона закрыта для посещения туристов.


Годы правления царицы Хатшепсут были временем небывалого процветания Египта, строились храмы и восстанавливались разрушенные завоевателями памятники.
Храм царицы Хатшепсут строился приблизительно с 1482 по 1473 г. до н.э., это совершенно новый стиль в строительстве древнего Египта, а его монументальный вид многие архитекторы использовали в строительстве по всему миру.
Храм находится на трех террасах, которые соединены между собой пандусами, а святилище храма врубается в толщу скалы. Храм украшен статуями царицы Хатшепсут, колоннами венчающимися головами богини Хатор и многочисленными росписями, посвященных событиям царствования Хатшепсут.

В городе мертвых есть ,
это один из последних храмовых комплексов, построенных во времена процветания фараонов. Военные заслуги Рамзеса III и богатая дань позволили начать строительство храмов и укрепленных дворцов, и храм Мединет-Абу тому подтверждение.
Как и все храмы Египта, он украшен рисунками и барельефами великих побед и достижений посвященных Рамзесу III.
Весь комплекс, состоит из главного храма, царского дворца, построек для жрецов и административных зданий находится в окружении стены с башнями.
Поминальный храм Рамзеса III стал вторым по размерам и внушительности, после храма Амон-Ра в Карнаке.
Хоть поминальный храм Мединет-Абу и представляет интерес для туристов, но из-за его неудобного расположения, он практически не посещается.

Если Вы еще не знакомы с Городом мертвых в Луксоре, и не знаете, то стоит обратить свое внимание на удивительную страну Египет и ее удивительные достопримечательности. Прекрасное сочетание пляжного отдыха с туристическими экскурсиями, позволит увидеть египетские пирамиды , храмы в Луксоре и другие достопримечательности Египта , которые оставят множество приятных впечатлений.

Загадочное и мистическое место, которое с чьей-то легкой руки назвали «Долиной мертвых царей», находится рядом с Абаканом.

И лишь в последнее время территория, усеянная древними курганами, стала привлекать к себе повышенное внимание, как профессиональных ученых, так и исследователей-любителей.

Не обошлось и без скандала, в 2003 году свои претензии на эксклюзивные раскопки в Барсучем логе предъявили немцы. Местные власти довольно легко позволили немецким археологам раскопать один из самых больших курганов, что вызвало возмущение у российских ученых. Немцы выделили на работы 4 миллиона рублей, а за это они потребовали не пускать никого на место раскопок, включая журналистов. Все права на фото и видеосъемки заранее были проданы американцам.

Барсучий лог находится примерно в тридцати километрах от другого более известного археологического памятника – Салбыкского кургана, который считают ровесником британского Стоунхенджа. Летом 2007 года в «Долине мертвых царей» побывал журналист Андрей Поляков, известный своими экспедициями по местам Древних цивилизаций.

Чем Вас привлекла «Долина мертвых царей», вы проводили здесь какие-то исследования?

— «Долина мертвых царей» — довольно известное место. Основной археологический памятник – Салбыкский курган был раскопан еще в середине 1950-х годов нашим ученым С.В. Кисилевым. По всем параметрам, Салбык можно смело отнести к так называемым «стоунхэенджам» — древним обсерваториям. Однако, насколько я знаю, все данные раскопок были засекречены, что порождает сейчас массу слухов об этом кургане и долине, которая занимает 20 квадратных километров, на которых находится около 100 подобных курганов. Особо отмечу, что все они были сложены в виде пирамид, и имели особую геометрическую форму и специальные внутренние ходы. А в «Долине мертвых царей» мы с товарищами оказались почти случайно. Мы готовим большую экспедицию в этот регион в 2008 году, и не могли не завернуть в столь интересное место.

Каковы ваши основные впечатления?

— Салбыкский курган поразил строгостью своих форм и ориентацией на местности. Могу точно сказать, что это не могильник. Подсчитано, что на его сооружение ушло времени гораздо больше, чем на знаменитый английский Стоунхэндж. Как известно, построили Салбык 24 века назад, его периметр составляет 70 на 70 метров. Но самое потрясающее – это мегалиты, которые весят от 50 до 70 тонн. Их привозили за сотню километров с берегов Енисея. Каким образом – до сих пор не выяснено. Причем во всем сооружении явно прослеживается инженерная мысль, и оно явно предназначено для наблюдения за небесными светилами, в первую очередь, солнцем и луной. Все остальные курганы были построены позднее, как мне кажется. Это уже элемент подражания «старшему брату», как это было, например в Египте. Насколько мы знаем, в пирамидах Гизы захоронений не было. На мой взгляд, в остальных курганах хоронили местных руководителей, никаких царей тогда и в помине не было, так как курганы относят к скифским временам. А у Сифов, как известно, государства не было, ходя вожди, конечно, были. По рассказам местных жителей, многие холмы хранили в себе достаточно много драгоценностей. Курганы в разные времена подвергались разграблению. Немцы, кстати, устроили раскопки в стороне от Долины мертвых царей. Барсучий лог находится примерно в тридцати километрах от Салбыкского кургана. Его российские ученые относят к закату тагарской культуры — так называемому тесинскому периоду (II-I вв. до Р.Х.). Раскопанное ими сооружение явно уступает «старшему брату салбыкскому». Ничего сенсационного внутри они также не нашли. Но меня заинтересовала каменная кладка. Точно также выложена загадочная стена на мысе Рытом на Байкале, который мы исследовали в 2006 году. Более того, остатки керамики, которые мы нашли на Рытом, схожи с теми, что находят в Хакассии.
То есть получается, что все эти мегалитические строения были сооружены в одно и тоже время и в разных точках земли? Кто их возводил?

— Не люди – это точно. Мне бы очень хотелось посмотреть, например, как египтяне строили бы сегодня Великие пирамиды. Современные люди сделали несомненный шаг в научно-техническом прогрессе, но тысячи лет назад были возведены строения, к которым люди не имеют никакого отношения и просто не в состоянии были осуществить это технически. В тех редких литературных памятниках, что дошли до нас из древности, утверждается, что радом с людьми жила раса Великанов. О них упоминается и в популярной ныне Библии, точнее в 6 главе Ветхого завета, «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени,как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди…». В Апокрифах о жизни этих исполинов–ангелов рассказано более подробно, а литературные произведения Древней Месопотамии описывают жизнь этих гигантов и людей с хронологической точностью. С моей точки зрения, все эти стоунхенджи, пирамиды и прочие мегалитические постройки были увязаны в строгую систему и имели практическое предназначение. Обратите внимание, что рядом с этими постройками везде располагаются рудники, где добывали полезные ископаемые, а где этих ценных пород было в избытке, возводили целые города. Лучше всего это сохранилось в Америке и приписывается индейцам, которые до сих пор, хоть и хранят определенные знания о космосе, но вряд ли заложили хотя бы один кирпич в пирамиду.

Вы думаете, исполины в Хакасской степи занимались добычей полезных ископаемых?

— Вы не забывайте, что недалеко от Долины мертвых царей располагаются так называемые Сундуки – тоже считающиеся обсерваторией. В могилах в Хакассии, и на соседних территориях в обилии находят изделия из золота, бронзы, других металлов. В Минусинском музее им. Мартьянова мы увидели настоящие произведения искусства, как из железа, так и из бронзы, которые относились к разным эпохам. Не забывайте, что бронза – это сплав, и для его производства требуется соблюдение довольно точной технологии. Уверен, что скоро в районе Долины мертвых царей и Сундуков обнаружится целый город, по аналогу того, который отрыли рядом со Стоунхенджем.

Может, там еще и пирамиды найдутся?

— Так курганы – это и есть пирамиды. Почитайте отчеты немецких и хакасских археологов. Они четко говорят, что стены курганов возведены как ступенчатые пирамиды. Складывались они из вырезанных из земли и глины брикетов. Опять в том же Минусинском музее можно увидеть фигурки, напоминающие египетские, Сфинкса, например. В музей, кстати, народ со всего мира едет. Мы провели там целый день и были потрясены увиденным. Многое подобное я встречал в разных музеях мира. И, честно говоря, был удивлен, что немцы ввели на нашей земле (имеется в виду Хакассия — прим. ред.) монополию на раскопки. Мне столько раз приходилось сталкиваться с бюрократическими препонами за границей, где просто наложено вето для иностранных исследователей. Теперь мы должны в собственной стране зависеть от тех же самых иностранцев. Полный бред!

История с передачей прав на раскопки Барсучего лога наделала много шума в местной прессе…

— А что толку? Немцы сделали свое дело. Думаю, на этом они не остановятся. Интересно, когда же наши ученые возьмутся за дело? Слышать про нищету нашей науки надоело. Я на свои экспедиции находил средства всегда, теперь трачу исключительно свои. Мне кажется, что нашим ученым надо не в дебаты через прессу с немцами вступать, а брать в руки лопаты и познавать историю своей страны в поле, а не в кабинетах.

Почему в последнее время такой интерес к древней истории человечества?

— Сегодня наступил критический момент в развитии человеческой цивилизации. Древние оставили нам знания, которые подсказывают, что надо делать, чтобы не уничтожить самих себя и Землю. Поэтому люди устремленные пытаются найти ключ к спасению. По инерции многие ищут его в древних фолиантах.

Вы – один из них?

— Я уже давно получил ответы на все вопросы, связанные с будущим человечества. Сейчас действительно решается его судьба. Во Вселенной идут серьезные изменения, которые касаются всего сущего в ней, в том числе и человека. Поэтому необходимо успеть в короткий период времени перестроиться. Но сила инерции человечества такова, что большинство людей, к сожалению, погибнет.

Но Библия говорит нам о Втором пришествии Иисуса Христа…
Его еще надо умудриться не пропустить!

Луксор – один из самых посещаемых городов Египта и самый зрелищный. Это музей под открытым небом, поскольку в одном месте расположено сразу несколько исторических памятников. Город условно разделен на две части: на правом берегу Нила – «город живых», на левом – «город мертвых». Левобережье отличается тем, что здесь расположен фиванский некрополь, погребальные храмы знатных царей и цариц Египта. Это выглядит грандиозно, оставляя незабываемые впечатления о красивом Луксоре: храмы в скале, массивные колонны и длинные лестницы. Это стоит один раз увидеть. А я не могла не оставить свои отзывы и впечатления.

Карнакский храм

Луксор находится в 300 км к югу от Хургады, куда можно добраться на автобусе за 4,5 часа. Название «луксор» – переиначенное арабское слово «ал-Кусур», что в переводе – дворцы. Современный город построен на месте бывшей столицы Верхнего Египта – Фив. Единственным подтверждением былого могущества Фив остались развалины Карнакского и Луксорского храмов, соединенные между собой аллеей сфинксов.

Представший нашему взору правобережный Луксор поразил своей красочностью на фоне однообразного пейзажа желтой пустыни. Находящаяся в пойме реки Нил бывшая столица богата сельхозугодиями, возле воды – жизнь кипит. То и дело можно встретить повозки, запряженные мулами, крестьян, перегоняющих овец или коров, грузовики, груженные сахарным тростником. Радует глаз и богатство зеленых растений, столь не свойственное здешним местам, от густых зарослей травы вдоль берега и цветущих деревьев до многочисленных пальм, поражающих большой протяженностью насаждений. Луксор, однозначно, красивее и экзотичнее Каира.


Незаметно подъехав к первой стоянке нашей экскурсии, мы направились к огромному храмовому комплексу, коим является Карнакский храм, посвященный богу солнца – Амон-ра. Это самый большой храмовый комплекс, который начал строиться еще в XX веке до н. э., его площадь составляет 30 га. Он включает в себя храм царя Амона, святилище Монту, бога войны, и богини Мут, жены Амона, а также более 25 мелких храмов и обелиски. Раскопки начались только в XIX веке, почти 1400 лет это место покрывали пески. У входа в храм можно обнаружить целую аллею сфинксов с головами баранов, охраняющих его. Баран – одно из воплощений бога Амона. Два ряда баранов продолжаются до храма Рамсеса III, чья статуя и украшает вход в следующий храм. На стенах видны рисунки и остатки барельефа. По левую сторону от входа – часовня фараона Сети II. В ней три входа в три святилища – богам Амону, его жене Мут и сыну Хонсу.

Почти в самом центре Карнакского храма располагается огромная статуя Рамсеса II, рост которого достигал 2,5 м, а ниже представлена статуя его жены, знаменитой красавицы Нефертари, ее голова едва доходит фараону до колена. За статуей следует мощный колонный зал, ранее находящийся под крышей, но после землетрясения 27 года до н. э. храм упал, крыша обвалилась. Теперь колонны высотой 23 метра подпирают небесный свод. Центральные колонны покрыты рисунками, где изображена жизнь и подвиги фараонов. Храм состоит из 10 пилонов, вдоль которых располагаются статуи фараонов, а в перспективе видны два обелиска, которые установила женщина-фараон Хатшепсут. Один из обелисков находится в горизонтальном положении, рядом с ним расположена скульптура жука-скарабея – символа возрождения новой жизни. Наша группа по местной традиции даже обошла жука три раза, громко выкрикивая слова: удача, здоровье, богатство. В целом Карнакский храм напоминает развалины. Отсутствие какой-либо композиции также свидетельствует об этом, лишь многочисленные фрески на камнях напоминают о когда-то существовавшей цивилизации.


В Луксоре всегда очень жарко, даже в зимние месяцы температура воздуха около 30 градусов, а летом – все 50. Жара очень мешает наслаждаться замечательными видами, поэтому, когда вас заведут на фабрику аромамасел, не стоит отказываться от чашки холодного красного чая, который понижает давление, (горячий красный чай, напротив, повышает). Также советую вдохнуть пары сандалового масла и даже натереть им виски и шею. Сандал снимает головную боль, понижает давление, расслабляет и придает сил, что очень пригодится для путешествия в песках Долины мертвых.


На левом берегу Нила расположилась целая колония захоронения фараонов, их жен, детей и жрецов, условно она делится на Долину царей и Долину цариц. Для изучения памятников обеих долин уйдет дня два, поэтому наша кратковременная экскурсия исследовала предметы древности только в направлении Долины цариц. Усыпальницы фиванских цариц напоминают огромный двор с несколькими входами в гробницы. Одной из самых важных гробниц является гробница № 66, принадлежащая царице Нефертари, жене фараона Рамсеса II. Лестница, ведущая вниз, открывает вход в зал, стены которого расписаны рисунками из жизни богов. Узкий длинный коридор приведет к погребальной камере, в которой находится восстановленный склеп царицы. Почти все гробницы находятся в скальных пещерах и представляют собой грот с небольшой прихожей и несколькими отсеками по сторонам, в которых лежат мумифицированные тела знати. Центральный проход в гроте заканчивается главной камерой, где под стеклом в специальных атмосферных условиях лежит мумия «хозяина» данной гробницы. Стены всех склепов украшены фресками с религиозными сценами. Некоторые из гробниц находились на реставрации, поэтому нам удалось спуститься только в три: Нефертари, гробницу № 55 королевы Тити и гробницу № 44 принца Хэмвэста, сына Рамсеса II. Впечатление Долина цариц оставляет загадочное. Именно здесь происходит действие, запечатленное в фильме «Мумия», поэтому, наверно, ощущение неясное, мистическое, лишь несносная жара возвращает в реальность.


Храм Хатшепсут

Следующим пунктом нашей программы было посещение заупокойного храма царицы Хатшепсут, находящегося здесь же в «Городе мертвых». Хатшепсут была единственной женщиной фараоном, позже ее образ даже трансформировался в мужской, с бородкой и в мужских одеждах. Храм царицы представляет собой грандиозное зрелище: массивная конструкция с высокими лестницами, прерывающимися тремя террасами, ведет в вырубленное в скале святилище. На пути то и дело встречаются скульптуры сфинксов с головой царицы. Вход украшают две огромные статуи Хатшепсут-Осириса. За входом располагается несколько скальных залов и храм бога Амона-ра. В правой части одной из террас находится часовня Анубиса, где высечены рельефы и красочные фрески из жизни семьи Хатшепсут. Слева находятся колоннады с высеченными наскальными рисунками, изображающими путешествие фараона-женщины в страну Пунт.


Общая атмосфера в луксорском некрополе не похожа ни на туристическую Хургаду, ни на вневременную атмосферу пирамид Гизы. Не смотря на то, что здесь много туристов создается ощущение покоя и всеобщего молчания, словно приехал созерцать тишину. Жизнь замерла не только в плане звуков, но и визуально. Статичный колорит и бездейственную созерцательность нарушают лишь приставучие продавцы сувениров, пытающиеся у входа навязать тебе ту или иную вещь обманным путем.

Колоссы Мемнона

На выезде из «Города мертвых» нас ожидал еще один поражающий своей масштабностью сюрприз под названием Колоссы Мемнона. Это два массивных каменных изображения фараона Аменхотепа III. Уже более 3000 лет эти статуи стоят на одном и том же месте, однако примечательно то, что во время раскопок фрагменты от колоссов находят и по сей день.


Статуи названы в честь царя Эфиопии Мемнона, что не имеет никакого отношения к Египту, но греки называли фиванский некрополь «Memnonium», отсюда сохраняется название памятника архитектуры. Статуи сооружены из кварцитного песчаника, который добывали в Гизе. После землетрясения в 27 году до н.э. северный колосс был разрушен, теперь каждое утро он издает легкий стон, что вызвано, вероятнее всего, испарением росы внутри разрушенного камня и повышением температуры. Но благодаря этому чудесному свойству статую прозвали «поющей». Обе статуи изображают сидящего Аменхотепа со сложенными на коленях руками и обращенным на восток взглядом. Монументальная статуарность и гигантские размеры колоссов создают впечатление пребывания в фантастическом мире где-то на краю света.

Банановый остров

В заключении нашей познавательно-развлекательной экскурсии мы отправились по уже знакомой и неопасной реке Нил на банановый остров. Виды с Нила в Луксоре гораздо живее и экзотичнее, чем в Каире. По берегам реки то и дело встречаются заросли сахарного тростника, пальмы и много других неведомых растений. Прогулка по Нилу здорово освежает после длительного плутания в песках и долинах Луксора. Хозяин острова – богатый человек, имеющий четырех жен и больше дюжины детей. Вход на этот частный остров платный, но посетить его стоит, чтобы собственными глазами понаблюдать, как на деревьях растут бананы, финики, апельсины, лимоны и инжир. Бананы там совсем маленькие, зеленые с пятнышками, но пользуются огромным спросом среди местного населения, потому как очень сладкие, вкусные и совсем не похожи на те бананы, которые мы берем в магазине. Вызревают – один раз в месяц. Этот остров напоминает джунгли, да и на самом деле, здесь растут бананы, которые не культивируются – дикие. Туристам разрешается срывать плоды бананов и апельсинов. Еще нам представилась уникальная возможность понаблюдать за крокодилами в закрытом бассейне. Оказывается у них очень твердая, жесткая кожа, напоминающая панцирь черепахи и очень агрессивное поведение, они зло реагируют на каждое прикосновение.

На прощание, гостеприимные хозяева угостили нас арбузами, бананами и желтым чаем, который считается очень полезным для укрепления общего здоровья и мочеполовой системы в частности. Выращивают чай здесь же на острове. Переплыв через Нил и распрощавшись с веселым, находчивым гидом, мы направились в автобус, идущий в Хургаду. Все-таки Луксор оставляет мощное впечатление, которое оказалось даже сильнее впечатления от пирамид. Необъяснимым образом бывшие Фивы покоряют сердце и как будто завершают какой-то затянувшийся процесс в душе. Осмысление контрастности города живых и города мертвых приводит к пониманию бесконечности и многогранности жизни. Сюда обязательно надо приехать, чтобы прочувствовать эту еле уловимую связь, столь свойственную культуре Египта.



Пустыня Намиб очень сухая и, за исключением нескольких прибрежных городов, практически необитаема.



Пески пустыни Намиб, вид с воздуха:



На юге Намиба большую часть поверхности земли покрывает песок, желто-серый вблизи побережья и кирпично-красный во внутренних районах пустыни.



Дюны тянутся параллельно побережью. Отдельные дюны имеют длину от 10 до 20 километров и от 60 до 240 метров высоты, среди них - так называемая Дюна 7 высотой 383 метра, которая считается высочайшей дюной в мире. Сравните, например, размер этой дюны и деревьев, расположенных у подножья:



Химба - кочевой народ , живущий в северной Намибии. И мужчины и женщины покрывают свое тело смесью из охры, жира и пепла, чтобы защитить кожу от палящего солнца. Эта смесь придает их коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь. Женщины заплетают друг другу косы и покрывают их этой смесью:





Старый заброшенный корабль на севере пустыни Намиб:



На севере пустыни встречаются слоны, носороги, львы, гиены, особенно в долинах рек, которые текут с внутреннего плато в Атлантику.



Впадины и дюны Намиба дают убежище некоторым разновидностям антилоп, таким как орикс или сернобык:



Вид на дюны Намиба с воздуха:



Пустыня Намиб существует уже около 80 миллионов лет, и местные животные имели много времени для приобретения эволюционных приспособлений к пустынной жаре, благодаря которым они выживают в необычайно враждебном климате и не встречаются больше нигде в мире. Например, змеи могут ползать по песку, который разогревается солнцем до 60 градусов по Цельсию. Когда становится еще жарче, они просто закапываются в песок, который в глубине значительно более прохладный. Рогатая гадюка :



Ну а мы двигаемся в сторону глиняного плато Соссусфлей в центральной части пустыни Намиб на территории национального парка Намиб Науклюфт по красной грунтовой дороге. (Кликабельно, 2275×920 px):



Плато Соссусфлей известно самыми большими в мире красными песчаными дюнами и знаменитой Мертвой долиной (Deadvlei):



Хотя «мертвая долина» - это не совсем правильный перевод. Более точно - «мертвое болото» или «мертвое озеро»:



Долина Смерти находится на дне высохшего озера, покрытого слоем соли и потрескавшейся глины:



Намибийцы называют vlei то место, где заканчивается все:



Мертвая долина появилась около 900 лет назад, когда дюны перекрыли русло реки и отрезали эту местность от воды.



Основная растительность Соссусфлея и Мертвой долины - верблюжья акация (Acacia erioloba). Это вид деревьев рода Акация семейства Бобовые.





Дерево может достигать 17 метров в высоту:




Солнце убило деревья, оставив только выжженные, черные, сухие «скелеты»:




Мертвая долина производит впечатление места, в котором остановилось даже время:



Заход Солнца. В Намиб закончился еще один день, и он пролетел совсем незаметно на фоне возраста этой древнейшей пустыни - 80 миллионов лет...



Использованы материалы сайта: http://loveopium.ru/neobychnoe/mertvaya-dolina.html