33 метровая статуя будды в бурятии. Зандан жуу. Буддистская легенда о появлении статуи

1901 год. Ночной покров над огромным восточным городом разрывают пожары. Улицы наполнены дымом и пьянящим запахом пороха. Отовсюду слышны выстрелы, крики, стоны

Из горящего монастыря Сандан-Сы несколько военных бережно выносят огромный сверток и укладывают его на подводу. На их скуластых смуглых лицах капли пота и радость, смешанная с тревогой. Это казаки 6-й сотни 1-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска в охваченном боксерским восстанием Пекине претворяют в жизнь предсказание Будды. Предсказание, которому 2 500 лет. Теперь обо всем по порядку.

Надпись на камне

Погружая пытливого путешественника в таинственную атмосферу этих мест, дорога, уже неподалеку от Эгитуйского дацана превратившись в лесной проселок, приводит к загадочному камню, который нашел в тайге один из моих друзей-охотников Владимир Николаевич Сафеев. Как-то раз, преследуя раненного во время охоты изюбря, он присел отдохнуть и с изумлением обнаружил, что сидит рядом с необычным камнем. С одной стороны, обращенной к таежной чаще, он выглядит как обычный валун. С другой стороны, которая смотрит из багульника на лесную дорогу, он будто срезан огромным острым ножом и имеет гладкую матовую поверхность в форме двух полуокружностей, расположенных одна над другой. В центре этой площадки неведомо каким образом нанесен странный знак.

Мой приятель, родившийся и проживший в этих краях всю жизнь, исходивший здешнюю тайгу вдоль и поперек, ничего не слышал об этом камне, как не слышали о нем и другие старожилы.

Как оказалось впоследствии, это знак из санскритского алфавита, читающийся как «ом». Именно с него начинается одна из самых популярных и значимых в буддизме мантр «Ом мани падме хум». Мой приятель стал интересоваться у местных лам, что может означать присутствие здесь этого камня. Ответ он получил такой: «Здесь сильное место».Это означает, что у этих мест очень мощная энергетика и питают ее некие высшие силы. А мне, когда я попытался как-то уточнить у других священнослужителей происхождение надписи на камне, было сказано: надпись нерукотворная. Остальное — загадка, разгадки которой пока нет.

Шесть шагов навстречу

Сам Эгитуйский дацан, имеющий тибетское название «Дамчой Равжелинг», — это старинный архитектурный комплекс на берегу реки Маракты, основанный в 1820 году. Когда-то он состоял из двенадцати построек. Здесь были философский, медицинский и астрологический дуганы.


Фото: anonim03.ru

В них постигали науки более трехсот студентов-хувараков. Говорят, когда они шепотом читали молитву, ее было слышно на расстоянии трех километров. Трудно себе представить, но в этом «медвежьем углу» уже в начале XIX века была собственная типография.

А славился дацан вовсе не этим. Его главной достопримечательностью была и остается до сих пор статуя Зандан Жуу (Сандаловый Будда). Ну вот мы и подошли к главной тайне.История Зандан Жуу началась 2500 лет назад, когда было создано это единственное на сегодня прижизненное изображение Будды. Трудно теперь сказать, как на самом деле появилось на свет одно из первых произведений буддийского искусства, слишком много здесь всего не обычного, но ведь и человеком был необычным этот индийский принц Сиддхартха Гаутама.

Не знаю, чему верить: или тому, что мастера ваяли его с отражения в реке, потому что исходящий от него свет слепил их, или тому, что им пришлось побывать на небесах, где находился в это время Будда... Но, как бы там ни было, изображение его появилось на свет. Говорят, что, когда Будда направился к статуе, чтобы сравнить сходство, та сделала ему навстречу шесть шагов. Говорят, что именно это и побудило Будду сделать следующее пророчество: статуя будет перемещаться на север, и там, где она будет находиться, следует ожидать расцвета буддизма.

В это можно верить или не верить, но пророчество-то сбылось. И в цепи тех событий, о которых пойдет речь дальше, случайностей нет.

Гвоздь на ноге

За эти 2500 лет статуя не спеша, но уверенно двигалась на север. Сначала, в IV веке, монахи, спасая статую от междоусобных войн, перевезли ее в город Куча в Центральной Азии. Затем попала в Китай. После в качестве подарка перекочевала в Тибет, а во времена Чингисхана — в Монголию. И где бы ни появлялась статуя, везде начинал процветать буддизм. С пребыванием Зандан Жуу в Китае связана вот такая история. Когда священнослужители монастыря уходили на ночь из помещения, где она стояла, ее лицо было обращено туда, куда развернули статую люди, но каждое утро она неизменно смотрела на север.

Она помнила о предсказании Будды. Решили эту проблему очень просто — в ногу изваяния вбили гвоздь.Из Монголии она вновь переместилась в Китай, где находилась до начала тех событий, с которых и начался этот рассказ.

Чудеса сандалового Будды

Когда-нибудь история назовет имена забайкальских казаков, спасших буддийскую святыню от огня, но пока они нам неизвестны. Однако известны имена других людей, рисковавших своими жизнями во имя спасения Зандан Жуу. Это начальник русской почты Гомбоев и лама Эрдэнийн Соржо Эгитуйского дацана.

Статуя надежно была укрыта на подводе, и через две границы — китайскую и монгольскую — привезена в Россию. Когда бесценный груз покидал Монголию, стражники поинтересовались, что это так надежно укутано. И получили от сопровождающих ответ: это родственник, умерший от чумы. Больше вопросов не было.

В 1934 году во времена гонения на дацаны Зандан Жуу была перевезена в Одигитриевский собор Улан-Удэ. Там в то время находились фонды антирелигиозного музея. В начале 80-х годов прошлого столетия именно там мне и довелось впервые увидеть ее.22 сентября 1992 года статуя вновь была возвращена верующим и теперь уже навечно расположилась в Эгитуйском дацане. Так закончились многовековые странствия Сандалового Будды. И только отверстие от гвоздя в ноге статуи напоминает о ее непростой судьбе. Но чудеса на этом не закончились. Один из многоуважаемых лам поведал мне о том, что Зандан Жуу стоит, не касаясь поверхности постамента: между основанием статуи и постаментом свободно проходит нитка. Все может быть в наших необыкновенных краях.

Люди приходят сюда издалека, чтобы поклониться Сандаловому Будде, попросить у него здоровья, долгой жизни себе и своим близким. И статуя помогает. Помогает всем, кто верит.

Небольшой штрих из современной истории Зандан Жуу

В 2012 году мне довелось побывать в местах дислокации бурятских полицейских на Северном Кавказе. Мы проехали Чечню, Дагестан. Так вот, в Каспийске в расположении сводного отряда в так называемом кубрике я увидел в изголовье ряда кроватей вырезанное из какого-то журнала немного помятое изображение Зандан Жуу. В изголовье — там, где обычно находятся иконы, — был прикреплен обычный листок. Но на нем была святыня, у которой парни просили помочь им вернуться домой. И они вернулись целыми и невредимыми.

Дополнение от редакции

Такой описал историю и свои впечатления от Зандан Жуу неизвестный автор. От себя добавим еще один случай. 22 сентября 1991 года, день, когда в дацан возвращали Зандан Жуу, выдался очень холодным. Шел дождь со снегом. Перед дацаном подготовили посадочную площадку для вертолета. Он запаздывал, было опасение, что из-за такой погоды он может и не прилететь. Но промокшие люди терпеливо ждали на пронизывающе холодном ветру. И вот долгожданный вертолет вынырнул из-за туч. После его посадки люди образовали длинный живой коридор. Многие не могли сдержать слез радости. Особенно те, кто был ребенком в страшные годы гонений на религию. Те, на чьих детских глазах разрушали Эгитуйский дацан так яростно, что страницами священных книг была усыпана вся Эгитуйская долина.

Летчики открыли грузовой отсек, и ламы бережно вынесли на еравнинскую землю священного бурхана Зандан Жуу и пронесли в распахнутые двери дацана. Сбылась мечта о возвращении в родной дацан святыни на тот момент Хамбо ламы Мунко Цыбикова. Он пронес эту мечту через годы арестов, этапов и долгой ссылки на Колыме.

— Мы с радостью приняли приказ о доставке Зандан Жуу. Трудно было лететь. Мокрый снег, плохая видимость. Когда летели над Хоринском, земля была покрыта снегом. Мы выбрали низкий летный потолок. Коллеги мои Сергей Бойко, Василий Баюшеев — опытные пилоты. Ответственная миссия завершена. Пусть молитвы, совершенные в вашем дацане, будут услышаны всеми. Да поможет бог всем! — рассказал тогда командир экипажа Ми-8 А.В. Ватулин районной газете «Улан-Туя».

Почти через 14 лет, 20 сентября 2005 года, второй раз вертолет совершил почетный круг и приземлился у Эгитуйского дацана. Каково же было удивление встречавших сельчан, когда они узнали в экипаже тех самых пилотов, что возвращали святыню в экстремальных условиях в сентябре 1991 года. В этот раз их попросил свозить к святыне только знакомившийся с Бурятией Михаил Слипенчук. Увидев восторженное любопытство детишек, облепивших вертолет, он попросил летчиков покатать детвору. Ребятишки с радостными криками набились в салон и впервые в своей жизни облетели по кругу родную долину. А внизу в это время новый гость, впечатленный Зандан Жуу, принял решение помочь в строительстве дворца для святыни.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

До наших времен сохранился удивительный памятник Будды, созданный еще при жизни самого Учителя Шакьямуни. Называется памятник Сандаловый Будда. Еще удивительнее в этом факте то, что находится он в России, а именно – в одном из дацанов в Бурятии, поэтому мы просто обязаны про него рассказать.

Многовековая история статуи, ее внешний вид, особенности – обо всем поведает статья ниже. Также вы узнаете замечательную легенду о создании памятника. А для тех, кто уже собрался в путь, чтобы воочию увидеть святыню, мы собрали полезную информацию о том, где находится и как работает дацан.

Что это за статуя

Будда из сандала, Сандаловый владыка или, на бурятский манер, Зандан Жуу – ценнейшая реликвия буддизма. Дело в том, что это единственная статуя, созданная во время жизни Шакьямуни.

Конечно, есть скептики, которые утверждают, что до его паринирваны были созданы также и другие изваяния и картины. Возможно, это и так, но в любом случае Зандан Жуу – единственный из них, сохранившийся до нынешних времен.

Сейчас Зандан Жуу расположился в Эгитуйском дацане Бурятской республики. Он отождествляется с живым Буддой. Считается, что в нем сосредоточены энергия Шакьямуни, и потому статуя способна даровать благость. Многие из тех, кому довелось посетить ее, подтверждают подобное действие.

Зандан Жуу обладает мощной энергетикой: некоторые посетители уходят, не в состоянии долгое время находиться рядом со святыней, другие же, напротив, могут часами просидеть перед ней, не замечая времени.

Согласно буддистским воззрениям, изваяние способствует очищению, счастливой долгой жизни, полной здоровья и удачных событий. Главное – искренне поверить в это, сочетать с регулярной практикой и образом жизни, достойным буддиста.

Кроме бесспорного благоговения буддистов мира, Будда из сандала заслужил звание памятника российской культуры на федеральном уровне.

Легенда о появлении

Согласно буддийскому тексту «Аннутара-никаи», написанному в 4-м столетии нашей эры жрецом Дхармананди, появление прижизненной статуи Учителя имеет интересную мифическую историю. Шакьямуни находился на небесах Тушита, где делился основами учения со своей матерью Майей. В это время индийский царь Прасенаджит захотел увидеть Учителя, но это не представлялось возможным.

Тогда на небеса были отправлены мастера-зодчие, встретившиеся с Гаутамой. Вернувшись на землю, они по памяти изваяли из сандалового дерева тело Будды с поразительной точностью.

Сам возвратясь в мир людей, Шакьямуни увидел, что его сандаловая копия сделала 6 шагов навстречу ему. Тогда Учитель предрек, что статуя будет постепенно перебираться все севернее, и в той местности буддизм станет процветать. Так и произошло – в Эгитуйский дацан, бережно хранящий всебуддийскую святыню, каждый день стекаются толпы.


Эгитуйский дацан в Бурятии

Другая версия, менее легендарная, но, очевидно, более достоверная, гласит, что статую заказал индийский раджа Удияна больше 2,5 тысяч лет назад. Шакьямуни тогда было 38 лет.

Историческая справка

За долгие годы статуя претерпела много перемещений. Их можно проследить на карте Азии.

Созданную на древнеиндийской территории, в III столетии ее переместили на китайские земли. Там она оставалась относительно недолго – в Поднебесной в 4 столетии затевались военные действия, и один кашмирский монах отвез ее с собой в бывшую буддийскую страну – Кучу, где сам занял пост главного духовника.

К 8 веку супруги правителя Тибета привезли памятник с собой в будущую Лхасу. Совсем скоро буддийское учение покорило своей истинностью тибетцев. К XIII столетию местонахождением изваяния называют монгольские степи, где она пробыла несколько веков, а затем – китайский монастырь Сандан Сы.


Тибет, Лхаса

С наступлением 20 столетия в столице Китая творились беспорядки, а в январе 1901 года в монастыре, где хранился Сандаловый Владыка, разразился пожар. Казаки родом из Бурятии вызволили его из огня и доставили на свою малую родину. Так скульптура оказалась в Эгитуйском дацане.

Есть версия, что бурятские мастера создали копию святыни из металла, выставили ее в зале дацана, а оригинал спрятали. Когда японцы узнали о том, где хранится статуя Будды, они пришли в дацан отобрать ее, но обнаружили только копию.

В советское время религиозные объекты разорялись, храмы и церкви закрывались, и буддийские дацаны не стали исключением. Тогда Зандан Жуу отправили в бурятскую столицу – Улан-Удэ. Он хранился в краеведческом музее и только спустя полвека вернулся к буддистам.

В сентябре 91-го произошло важное событие – статую на воздушном транспорте вернули в дацан. В начале нашего столетия ее причислили к буддистским святыням Российской Федерации.

Внешний вид

Статуя Сандалового Владыки выглядит очень величественно – 2 метра 18 сантиметров. Она выполнена из сандала, но некоторые исследователи утверждают, что в действительности материал – липа, покрытая краской на основе сандала.

Сандаловый Будда в Эгитуйском дацане, Бурятия

Руки Зандан Жуу длинные: правая поднята и согнута в локте, символизируя приветствие и добрые намерения, а другая – опущена вниз, параллельно туловищу, но ладонь смотрит наружу. Веки Будды умиротворенно прикрыты, а глаза смотрят чуть-чуть наверх.

Храм для святыни

Храм Зандана Жуу находится в Эгитуйском дацане, который по-тибетски называется Дамчой Равжелинг. Построенный в 19 веке, он не пережил 30-х годов прошлого столетия. К началу 2000-х его построили заново.

Некоторые посетители удивляются фасаду здания, выполненному по общепринятым канонам тибетских храмов, но из керамической плитки. Такое архитектурное решение вызвано соображениями пожарной безопасности.

Примерно тогда же отстроили отдельный дуган из одного этажа специально для хранения статуи. Там соблюдены тенденции современной архитектуры, а внедренные технологии помогают поддерживать нужную температуру, влажность, освещение. Этот храм освятили летом 2008-го.

Сегодня дацан – приятное место посреди живописной природы, куда приезжают паломники-буддисты, а также просто любопытные туристы. Территория довольно обширная, кругом , колокольчики и прочие атрибуты, окунающие в атмосферу буддизма. В определенные дни проводятся хуралы.


Полезная информация

Как доехать до Эгитуйского дацана: от столичного Улан-Удэ 280 километров по восточной дороге до местности Хара-Шибирь у реки Маракта. Полный адрес, который поможет найти навигатор: Бурятия, Еравнинский район, село Эгита, улица Дацан, дом 3.

Для посетителей дацан открыт каждый день с 10 утра до 7 вечера. Расписание хуралов можно посмотреть на официальном сайте.


Заключение

Статуя Сандалового Будды – уникальное в своем роде наследие и главная святыня в буддизме. Поэтому особенно приятно, что она находится в нашей стране, в бурятском Эгитуйском дацане. Изваяние было создано при самом Учителе, а впоследствии преодолело сотни километров в течение 2,5 тысяч лет. Именно там, где появлялась статуя, распространялось учение Шакьямуни.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что, прочитав нашу статью, вы непременно захотите посетить дацан, где свято хранится статуя, чтобы увидеть ее своими глазами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту! Мы будем рады вам!

До скорых встреч!

Требование это можно рассматривать, как беспрецедентное, так как в буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

Представители Традиционной буддийской сангхи России никак не прокомментировали этот инцидент. Однако известно, что эти китайские граждане не представлялись и не предъявляли никаких документов.

По мнению юриста Традиционной сангхи России Биликто Дугарова , скорей всего, это мошенники, которые предприняли попытку провокации.

Цели этой провокации, скорей всего, лежат вне плоскости религиозных отношений. Вряд ли это представители какой-то буддийской организации Китая. Вероятно, это частные лица иностранного происхождения, соответственно ими должны заниматься российские спецслужбы, – отметил Биликто Дугаров.

Тем не менее, это повод вновь напомнить общественности об огромной значимости этой буддийской святыни.

Прижизненное изображение Будды

По мнению известного российского буддолога Андрея Терентьева , в буддийской традиции махаяны указывается несколько скульптурных и живописных портретов, сделанных еще при жизни Будды. Однако лишь одно из этих изображений считается дошедшим до наших дней. Это как раз и есть известная статуя Сандалового будды Зандан Жуу, которая находится в Эгитуйском дацане.

Изначально это была скульптура «в натуральную величину» (то есть около 2 м) скульптура из гоширши (разновидность сандалового дерева), изготовленная по заказу раджи Удаяны на 38-м году жизни Шакьямуни.

Впервые эта история была зафиксирована письменно в китайском переводе «Экоттара-агама-сутры» расширенной махаянской версии «Ан-гуттара-никаи», составленной тохарским монахом Дхармананди в 385 году. Устное предание должно быть намного древнее этого года, так как уже в кушанское время была известна другая версия этой легенды, согласно которой изготовление статуи связывается с раджей Прасенаджитом, а не Удаяной.

Согласно одной из версий этой легенды в IV веке кашмирский монах Кумараяна, желая спасти эту святыню от местных войн, перенес ее в Центральную Азию, где буддизм тогда процветал. Он остановился в одном из оазисов Великого шелкового пути – в Куче. Правитель Кучи повелел ему жениться на своей младшей сестре и стать духовным вождем государства. А его сын, Кумараджива (344- 413), стал настолько знаменитым буддийским мудрецом, что в Кучу были направлены китайские войска, чтобы захватить Кумарадживу и привезти его в Китай.

Сандаловый Будда в Китае

В 384 году Куча пала и Кумараджива был доставлен в Китай вместе с этой статуей. До 417 года статуя оставалась в Чанъани, затем переехала в Цзянькан, где содержалась в монастыре до 588 года. Во время военных действий этот монастырь был разрушен, но статую спас монах по имени Чжу-ли, который переправил ее в Янчжоу, в Цзянсу, а в 614 году изготовил копию этой скульптуры. Очевидно, были сделаны и другие копии, поскольку японский паломник Эннин, посетивший Китай в 838 году упоминает уже четыре статуи Сандалового Будды.

В 970 году еще одна копия была сделана по заказу японского пилигрима Тёнэна (938-1016) и увезена в Японию. Там она и по сей день считается наисвятейшей реликвией японского буддизма. В 1018 году она была установлена в зале Сяка храма Сэйкадзи, где и находится по сей день.

Рассказывал об истории Сандалового Будды и знаменитый Чжан-чжа хутухта Ролби Дорже (1717-1786): «…И после воздвигли святыню Зандан Жуу в великой обители «Минжунсы» – города, находившегося на месте нынешнего Пекина во времена династии Дай Жина Чжурчжэньского. Впоследствии все императоры, унаследовавшие трон, оказывали ей высочайшие почести, построив множество храмов… А во времена великой монгольской династии Дай Юань Зандан Жуу установили в монастыре Шэнъансы. По приказу императора Хубилай-Сэчена (Мудрого) построили вихар-монастырь на месте нынешней великой Белой ступы (Байтасы) и учредили многочисленный монашеский орден, оказывали беспримерные и беспрестанные почести и проводили молебны. Последующие юаньские императоры (монгольские) и цари минской династии молились и поклонялись также усердно и прилежно. Наступило время династии Чин (Цин), четвертый год императора Канси. Милостивый чакравартин, воплощение бодхисаттвы Манджушри, издал указ построить новый храм под названием «Чрезмерная милость» вблизи заветного града на северо-западе в чертогах желтого города, и перенесли туда драгоценный Жуу».

Из российских исследователей первым об этой статуе написал Д. Позднеев, который, в частности, отмечал, что именно в монастыре Сандалового Будды у подножия этой статуи состоялась историческая встреча Дзанабазара и императора Канси. Они оба сидели на одном ковре, вспоминая, вероятно, об исторической встрече Пагба-ламы с императором Хубилаем.

Как Зандан Жуу попал в Бурятию

В 1900 году во время боксерского восстания в Китае монастырь Сандансы был разрушен, а статуя перевезена в храм бурятского поселка Еравна – в Эгитуйский дацан.

Известны три версии перевозки статуи на территорию России. Так, Базар Барадин сообщал, что ее туда перевезли сами китайские монахи, спасая от французских погромов при подавлении боксерского восстания в Пекине. По второй версии, изложенной А. М. Стрелковым, монахи увезли ее в Утайшанъ, а там буряты, а именно эгитуйский лама Эрдени Соржо (настоящее имя его – Гомбо Дорже ), ее выкупили и привезли в Еравну. Согласно третьей версии, бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из монастыря и спасли ее от гибели. Потом зимой 1901 года в качестве трофея они доставили статую в Бурятию.

После пожара китайские монахи, по разным сведениям, собрали пепел, оставшийся от сгоревшего монастыря, в несколько больших кувшинов. Эти кувшины являются религиозной реликвией, которой до сих пор поклоняются.

Как бы там ни было, в январе 1901 года статуя была установлена в Эгитуйском дацане. В 1935 году советская власть разгромила дацаны, и статуя попала в фонды Антирелигиозного музея Улан-Удэ. Тогда же вынули из ур-на-коши Будды вставленный туда тысячи лет назад алмаз и разбили ушнишу статуи, после чего исчезли хранившиеся там священные вложения. Сама статуя, не представлявшая, по мнению большевиков, «валютной ценности», уцелела.

Возвращение в Эгитуйский дацан

25 сентября 1991 года статуя была возвращена в отстроенный заново Эгитуйский дацан. Как рассказал «Байкальской правде» известный журналист и писатель Александр Махачкеев, который тогда работал в Министерстве культуры РЬ, ему пришлось в то время участвовать в процессе передачи статуи Эгитуйскому дацану.

Как говорят, когда Сандалового Будду вывозили из Еравны, люди бросали в грузовик деньги. Тогда на сотрудников правоохранительных органов это произвело огромное впечатление, потому что в Улан-Удэ грузовик приехал буквально заполненный деньгами. – рассказал Александр Махачкеев .

По его словам, когда было принято решение о передаче Зандан Жуу буддистам, ему было поручено организовать этот процесс.

Священная статуя хранилась на втором этаже нынешнего Одигитриевского собора – там располагался Антирелигиозный музей. С величайшими предосторожностями мы спустили статую по лестнице со второго этажа и погрузили в машину. Считаю, что Зандан Жуу спас меня от сильной травмы. Ведь каменные ворота собора очень узкие, машина буквально шоркнула бортом по каменному столбу и мне чуть не отхватило пальцы. Но, видимо, благодаря помощи Зандан Жуу я вовремя спохватился и убрал руку.

По мнению Андрея Терентьева , прижизненная скульптура стоящего Будды действительно существовала, и именно она послужила прототипом для художников Гандхары, Матхуры и Бамьяна. К IX веку в Китае было, по крайней мере, четыре копии этой статуи. Какая из них попала в Пекин, сейчас сказать трудно.

В настоящее время в Эгитуйском дацане находится та статуя, которая стояла более тысячи лет в Пекине. Бурятский Зандан Жуу, совершенно необычно глядящий вверх, покрытый темной сандаловой пастой и тремя слоями китайской сусальной позолоты, в точности соответствует описанию Ролби Дорже и других очевидцев, упоминающих эти особенности.

(от тиб. tsan dan jo bo ), или Сандаловый Будда, это статуя Будды Шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение Будды Шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда Будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней.


Фото © Buryad-Mongol Nom


Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем.
Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет Сандаловый Будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в Центральную Азию, в город Куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в Тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия Сандалового Будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото. Статуе поклонялся Хубилай-хан, по заданию которого Сандаловый Будда был доставлен в Ханбалык самим Марко Поло. Знаменитая статуя стоящего Будды в афганском Бамиане, уничтоженная талибами, также является ее увеличенной копией. Наконец, Зандан-Жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.



Представители войск восьми держав коалиции в 1900 г. Слева направо: Великобритания, США, Россия, Британская Индия, Германия, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.


В 1900 году возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе восьми других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - Запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: «Солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты».



Та же участь ожидала и Храм Сандалового Будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из Забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы Российского посольства Николаем Гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем Эгитуйского дацана ламой Зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: «Ее везли на санях, укрыв соломой, рогожей, замаскировав провиантом и почтовым реквизитом» . Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы «бурятского круга».


Статуя Сандалового Будды представляет собой изображение Будды Шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты.

Имеются сведения, что верхнюю часть головы Зандан-Жуу изначально украшал рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи Будды.
Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из Эгиты в Улан-Удэ.

Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в Одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в Эрмитаже. В 1991 г. прошлого века статую вернули Эгитуйскому дацану.




Официально в Китае считается, что Статуя Сандалового Будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. В 2003 году Буддийская традиционная сангха России признала статую Зандан-Жуу одной из трех буддийских святынь России. В 2008 году для нее был построен новый храм, оснащенный системой поддержания постоянного микроклимата. ❚



Фото © Buryad-Mongol Nom

Скриншот с сайта yelo-rinpoche.ru, пресс-служба дацана "Ринпоче багша"

Тысячи верующих преподнесли подношение Великому учителю [фото, видео]

В субботу 10 сентября Досточтимый Еше Лодой Ринпоче провел ритуал освящения изображения Будды Шакьямуни, высотой в 33 метра, высеченного на скале Баян-Хонгор. В прошлом году на возвышенности близ села Баянгол возвели статую Будды, изготовленную по спецзаказу в Индии, и освятили три ступы примирения. В следующем году жители Баянгола попросили помочь в строительстве 8 ступ вокруг озера Могой. В субурганы планируется заложить 4 тысячи статуэток разных буддийских божеств.

Будда Шакьямуни на горе Баян-Хонгор близ села Баянгол - творение уникальное. Ему присвоят звание самого большого изображения Будды в России и войдет в список самых больших изображений Будд в мире.
Идею, возвести гигантского Будду, высказали жители Баянгола на сельском сходе. С этой инициативой они обратились в дацан на Лысой горе в Улан-Удэ Еше Лодой Ринпоче. Настоятель народное предложение поддержал. Тем более, как оказалось, это была его давняя мечта.

Большой Будда - большое благо для всей России

«Лет 15-16 назад мы впервые посетили «сердце» Байкала» - остров Ольхон, прошли на катере вдоль иркутского берега» - вспоминает ближайший ученик Ринпоче геше-лхарамба Тензин-Лама, - «Величественные скалы, вырастающие из водной глади и устремляющиеся в небо, впечатлили Багшу своей красотой и мощью. И тогда у него родилась идея - сделать большую статую Всемирного драгоценного Учителя Будды Шакьямуни именно в скале. В азиатских странах это древняя традиция, а в России ничего подобного не было».

Справка сайт: Самый большой и древний в мире Будда высеченный в скале находится в китайской провинции Сичуань. Его высота 71 метр, возраст - около 1200 лет. На строительство ушло почти 90 лет. Самая большая статуя в мире - тоже Будды. И тоже находится в Китае, в провинции Хэнань. 128-метровый монумент изображает Будду Вайрочана, одного из пяти священных Будд, олицетворяющих мудрость. Идея создать грандиозную святыню пришла китайцам после того, как в 2001 году талибы варварски уничтожили две огромных статуи Будды в Афганистане. Их возраст датировался 6 веком нашей эры.

«Тогда мы стали подыскивать подходящий объект. На Байкале это было сложно сделать чисто технически. В других районах тоже искали. То слишком низкие, то слишком высокие, то слишком рельефные попадались скалы. И в прошлом году, когда мы под Баянголом устанавливали тоже статую Будды, но маленького, метрового, изготовленного по спецзаказу в Индии из оникса, я обратил внимание на соседнюю скалу. Она идеально подходила для воплощения задумки Учителя - ровная, красивая и достаточно высокая, около полусотни метров. И главное - идеально расположена!

Обычно буддийские святыни возводят «лицом» на юг, будь то храмы, ступы или статуи. Мы же, осознанно хотели немного отойти от этой традиции и сделать так, чтобы взор Будды был направленв сторону Москвы и других больших российских городов. В такое непростое время это было просто необходимо сделать для блага всей страны и всех живых существ! Во все времена возведение статуй Будд, ступ, дацанов считалось очень благотворным делом. В местах, где они появляются, все приходит в гармонию. В природе прекращаются разного рода катаклизмы, в отношения людей приходит взаимопонимание, они меньше болеют и умирают от несчастных случаев, все живое обретает мир и покой» - рассказывает Тензин-Лама.

«Но Учитель тогда сказал, что ещё пока время не пришло. И вот, спустя год, жители Хоринского района сами вышли с этим предложением. Скала Баян-Хонгор с давних пор у хоринских бурят считается сакральным местом. Здесь жители села Баян-Гол 2 раза в год - летом и во второй день Сагаалгана - проводят обоо, и в течении года часто приходят поклониться святыням. Тут установлены, так называемые мунханы - маленькие домики, в которых находятся тханки и статуэтки буддийских божеств. В прошлом году появилась статуя Будды и 3 ступы. Ринпоче долго обдумывал, и в итоге согласился. К тому же, это родина его коренного Учителя.

Справка сайт: Досточтимый Еше Лодой Ринпоче родился в Тибете в 1943 году. В трехлетнем возрасте был признан четвертым перерождением Ело Ринпоче. В Тибете таких людей называют тулуку - считается, что они осознанно продолжают цепь своих перерождений, посвящая жизнь помощи всем живым существам.
С семи лет Ело Ринпоче посвятил себя монашеству и изучению буддийской философии. В 1959 году в связи с оккупацией Тибета Китаем, покинул родину и через королевство Бутан перешел в Индию, где продолжил свое обучение.
Коренным Учителем Еше Лодоя Ринпоче является лама Дульва-хамбо Тубтен Чоки, бурят по национальности. Прославленный мастер тантры преподавал Ело Ринпоче курс винаи - монашеской дисциплины. Так же, под руководством ламы из Бурятии - досточтимого Агван-Нимы, в 1979 году Ело Ринпоче защитил звание «геше-лхарамба» - высшей буддийской ученой степени. В 1993 году по просьбе бурятского духовенства и по поручению Его Святейшества, он прибыл в Бурятию, в Иволгинский дацан для преподавания в буддийском институте ТашиЧойнохрлинг. С тех пор Еше Лодой Ринпоче остался жить и работать в Бурятии, на благо всех живых существ и процветания Дхармы.

В 1999 году, на аудиенции у Далай Ламы, Ело Ринпоче передал просьбы верующих из Бурятии об открытии буддийского центра и получил благословение Его Святейшества на начало строительства. Через 5 лет, в 2004 году состоялось открытие дацана «Ринпоче Багша» на Лысой Горе в Улан-Удэ.

Осуществить замысел удалось достаточно быстро. Прошли все необходимые согласования. Нашлись спонсоры, мастера, художники. Местные жители активно помогали при строительстве. Образ Будды Шакьямуни сделали максимально величественным, но с минимальным воздействием на природу. Высекать полноценную статую или барельеф не стали. Лишь сняли верхний слой породы, нанесли контуры Всемирного учителя восседающего в позе лотоса и расписали краской.

Высота изображения - ровно 33 метра. В буддизме это число имеет так же свой сакральный смысл. Считается, что существует самый высокий мир на Земле, так называемый - Траястримша - «Мир 33 богов» или «Собрание 33 богов», который находится на вершине горы Сумеру. Траястримша нередко упоминается в буддийских текстах, когда Будда восходит к Тридцати трём богам, или сами боги этого мира спускаются на землю для встречи с Буддой.

«Создание статуи именно Будды Шакьямуни не случайно. Будда Шакьямуни — высшая нирманакая, родился в нашем мире, совершил двенадцать подвигов, и в том числе повернул Колесо Учения. Всё время, пока Учение Будды пребывает в мире, оно является ни с чем несравнимым безграничным лекарством от болезней наших омрачений, страданий. Пусть статуя Будды Шакьямуни станет символом объединения наших чистых намерений в осуществлении учения и символом того, что буддийское учение — дхарма, которую 2500 лет назад даровал Будда, и сейчас пребывает в нашем мире", — говорит учитель.

На ритуале рамней присутствовало около 4 тысяч человек. С площади Советов паломников бесплатно вывозили 80 автобусов. После ритуала освящения, прошел праздничный концерт и спортивные соревнования.

Интервью Досточтимого Еше Лодой Ринпоче:

- В конце ритуала изображению Будды был поднесен символический миллион цветов? Это какая-то традиция?

Когда создается статуя Будды, изображение Будды - это большая добродетель. И когда создается изображение такого гигантского размера это также огромная, несравненная добродетель! Соответственно, чем больше, богаче и красивее подношения, тем больше мы накапливаем благих заслуг. А цветы в буддизме - традиционный вид подношения, наравне с белой пищей, сладостями и фруктами.

- Почему высота изображения Будды именно 33 метра?

В буддийской традиции есть такое благое отношение к числу «33», даже есть обитель богов 33 божеств. Изначально не планировалось делать изображение таким большим, но когда измерили скалу, оказалось что она высотой около 55 метров. Тогда и решили сделать именно 33 метра. Очень гармонично вписалось. Это тоже своего рода знак.