Городская усадьба разумовского. Городская усадьба разумовского Городская усадьба а к разумовского

Городская усадьба князя Алексея Кирилловича Разумовского, расположенная на Гороховом поле, по нынешнему адресу улица Казакова, 18 была построена в период с 1799 по 1802 годы.

Проект деревянного дворца выполнил зодчий Адам Адамович Менелас, который в те годы работал под руководством петербургского архитектора Николая Александровича Львова, почему последнему также приписывают авторство. Подтверждением этому может служить и тот факт, что Львов в эти же годы проживал в московской усадьбе генерала Кретова ().

Фото. Окрестности дворца графа Разумовского на Гороховом поле (Казакова, №18)

Центральная часть дворца Разумовского была выполнена из дерева, а вот материалом для боковых флигелей в два этажа служил уже кирпич. В крыльях здания устроены арки-ворота, через которые осуществлялся въезд во двор.

Парадная часть спроектирована в виде полукруглой ниши, завершением которой является полукупол. Передняя часть украшена изящными колоннами, призванными оттенить глубину главного входа. Последний элемент – фронтон здания – выполнен в сдержанном неброском стиле и будто завершает композицию центрального подъезда.


В 1816 году Разумовский покидает пост министра просвещения, выходит в отставку и переезжает в Первопрестольную. В своем дворце на Гороховом поле в летние месяцы он устраивал знатные балы и праздничные гуляния в парке.

Со временем московская усадьба стала тяготить хозяина из-за высокого содержания. Накопив огромные долги, граф не однажды обращался с просьбой к Александру I выкупить владение за 850 тысяч тогдашних рублей, 800 из которых должны были покрыть имевшуюся задолженность. Император согласия так и не дал.

Так, в 1826 году, в дни коронации Николая I, во дворце разместился двор Марии Федоровны – вдовствующей императрицы. В 1827 году комнату в боковом флигеле снимал поэт Адам Мицкевич. В 1829 году здесь останавливался персидский принц Хозрев-Мирза, прибывший в Российскую империю с извинениями по поводу убийства дипломата Александра Сергеевича Грибоедова – автора «Горя от ума».

Петр Разумовский – наследник и старший сын графа – большую часть жизни провел за границей, где наделал немало долгов. В связи с этим прекрасный дворец с усадьбой продали за бесценок, и уже в 1828 году ее приобрел одесский купец М.Е. Юрков.

По-прошествии 5 лет бывший дворец Разумовского на Гороховом поле выкупил и разместил в здании приют для сирот из семей чиновников, ушедших в мир иной от холеры.

В последующие годы, на протяжении всего девятнадцатого столетия, во владениях поочередно располагались различные социальные и учебные заведения.

История дворцового комплекс и усадьбы Разумовского после революции

После прихода к власти большевиков, бывший дворец Разумовского и прилегающую территорию Горохового поля, конечно же, экспроприировали. В 1918 году, по личному распоряжению Владимира Ильича Ленина, открыли здесь Институт физической культуры, который оставался в этих стенах вплоть до середины 70-х годов прошлого столетия, хотя часть факультетов уже была переведена в новый комплекс на Сиреневом бульваре еще в 1968 году.

Далее помещения на Казакова, 18 отдали ВНИИФК, которое начало перестраивать внутреннее пространство под размещение лаборатории. Тогда же для руководства устроили баню-сауну, испарения от которой привели к обсыпанию фасадной штукатурки и разрушению стен.

К Олимпиаде 1980 года дворец Разумовского с усадебным комплексом на Гороховом поле включили в список объектов, требующих реставрации, но назвать начатые работы таковыми можно было с большой натяжкой – действо больше походило на перестройку. Начать начали, а вот завершить к событию не успели и дворцовый ансамбль на долгие годы оставили без внимания.

На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это красивое здание можно и не заметить, прогуливаясь по набережной на отдыхе в СПб, ведь оно стоит в глубине парадного двора с памятником К. Д. Ушинскому и скрыто за деревьями и монументальными каменными воротами с колоннами и полукруглым фронтоном.


Резиденция К. Г. Разумовского, последнего гетмана Войска Запорожского, возведена зодчими А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом в 1762-1766 годах. Ранее на этом месте находился деревянный особняк, созданный Ф. Б. Растрелли в 1739-м для графа Фридриха фон Лёвенвольде. После воцарения Елизаветы граф впал в немилость, его осудили и отправили в ссылку, а имущество конфисковали.



Дворец Разумовского получил традиционный для городской усадьбы вид здания, расположенного в глубине садового участка. От набережной дворец был отделен каменной оградой с большими воротами, а на получившемся пространстве был обустроен сад. Симметричный фасад дворца украшен шестью колоннами коринфского ордера и выступающим ризалитом по центру здания, которые увенчаны антаблементом и ступенчатым аттиком, окна обрамлены лепниной и фигурными наличниками, а свободное пространство декорировано барельефами.

Дворец К. Г. Разумовского - одно из лучших достижений русского зодчества 1760-х гг. По плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях.


Парадный двор отделяла от проезжей части набережной высокая каменная ограда с монументальными воротами в центре по проекту архитектора Д. Квадри. Архитектурное решение ворот весьма своеобразно. Фасады ограды и ворот членятся ионическими колоннами. Над средней более широкой проезжей частью антаблемент лишен архитрава и изогнут в полуциркульную дугу.

Решетка со стооны Казанского собора.

Парадные ворота, сооружённые в 1760-х годах, были сохранены. Но их дополнили упомянутым выше изображением пеликана, т.к. Здесь был сиротский приют.

В скульптурно-орнаментальном оформлении фасада широко использованы тонко прорисованные барельефы.

Не менее интересно задуман садовый фасад с сильно выступающими боковыми ризалитами, колоннадой из четырех коринфских колонн в центре и лепными деталями, повторяющими мотивы, использованные в декоративном оформлении главного фасада.

Фасад со стороны внутреннего сада выполнен в сходном стиле и украшен изящными барельефами и лепниной


В XVIII веке на территории усадьбы был разбит сад, протянувшийся до Казанской улицы, от которой его отделяет ажурная ограда работы А. Н. Воронихина.

Архитекторы и владельцы усадьбы.

Ф. Б. Растрелли построил деревянный дворец для графа Рейнгольда-Густава Левенвольде, приближённого императрицы Анны Иоанновны. Рядом находилась усадьба его любовницы Н. Ф. Лопухиной, потому Левенвольде и выбрал этот участок.

Рейнгольд Густав Лёвенвольде.

фаворит Екатерины I, влиятельный придворный в правление Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, обер-гофмаршал (1730)

Н. Г. Чернецов. Вид дачи П. В. Лопухиной 1823 г.

Современный вид.

После прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны Левенвольде был отправлен в ссылку, а дворец перешёл в казну. В 1743 году она подарила усадьбу своему бывшему фавориту А. Я. Шубину. Однако Шубин, как бывший фаворит, посчитал для себя небезопасным находиться в Санкт-Петербурге, потому уехал из столицы

В 1749 году участок перешёл во владение гетмана Украины и президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1760 году деревянное строение из-за ветхости было разобрано.


В газете "Санкт-Петербургские ведомости" находилось следующее объявление: "Графа К. Г. Разумовского деревянный дом на каменном фундаменте желающим разобрать, перевезти и поставить на Крестовском острову... явиться могут в домовой канцелярии". В 1762 году архитектор А. Ф. Кокоринов начал строить новое каменное здание. К 1766 году работу закончил Ж. Б. Валлен-Деламот

Хозяин дома устраивал для знати балы и маскарады на которые собралось до 2000 человек гостей, но в тоже время не обделял вниманием бедноту. По большим праздникам вокруг дворца собиралась толпа людей и их оделяли милостыней.

Александр Филиппович Кокоринов 1769 Портрет работы Д. Г. Левицкого

10 июля (29 июня - ст. ст.) 1726 года родился Александр Филиппович Кокоринов - выдающийся русский зодчий XVIII века, первый директор императорской Академии Художеств,

впоследствии - ректор Академии, директор и организатор воспитательного училища, талантливый педагог, заложивший традиции русского классицизма в архитектуре XIX века, автор современного здания Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

С 1740 года учился в Тобольске, затем, приехав в Москву вместе с семьёй архитектора И. Я. Бланка, продолжил обучение в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1754 года жил в Санкт-Петербурге. С 1761 года директор, с 1765 — профессор, а с 1769 — ректор Императорской Академии художеств.

Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764—1788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом).

Скончался от «водяной болезни» неустановленного происхождения, исповедан в Симеоновской церкви и похоронен на Сампсониевском кладбище.

По другим данным — вследствие необоснованных обвинений в хищении финансовых средств, покончил жизнь самоубийством на чердаке здания Академии художеств и погребён на Смоленском кладбище.

Существует также легенда, ставшая частью современного петербургского фольклора, о том, что Кокоринов покончил с собой от переживаний в связи с выговором, который ему сделала Екатерина II, когда, посетив новооткрытую Академию Художеств, случайно запачкала своё платье, задев свежевыкрашенную стену.

Жена — Пульхерия Григорьевна Демидова, дочь Г. А. Демидова; на её сестре Наталье был женат архитектор И. Е. Старов.

Валлен-Деламот Жан-Батист Мишель (1729-1800) - французский архитектор.

В 1759 году по приглашению графа И. И. Шувалова прибыл в Россию и стал первым профессором зодчества петербургской Академии трех знатнейших художеств. Постройки Валлен-Деламота — характерные образцы раннего русского классицизма, так называемый стиль Людовика XVI, ставший эмблемой первых лет царствования Екатерины II.

Помимо здания Академии художеств (Университетская наб.,17), выстроенного в совместно с Кокориновым, к его творениям принадлежат также Гостиный Двор (Невский пр., 35), дворец графа Чернышева (на месте Мариинского дворца), Малый Эрмитаж (Дворцовая наб., 36), католическая церковь Св. Екатерины (Невский пр., 32),

дворец графа Чернышева (на месте Мариинского дворца), Малый Эрмитаж (Дворцовая наб., 36), католическая церковь Св. Екатерины (Невский пр., 32), дворец графа К. Г. Разумовского (наб. р. Мойки, 48, совместно с Кокориновым), проект фасадов Новой Голландии и ее арки (совместно с Чевакинским). Много работал в Зимнем дворце (Дворцовая наб., 34). Среди учеников Валлен-Деламота были русские архитекторы В. И. Баженов, И. Е. Старов. В 1775 году архитектор вернулся во Францию.

История дворца

В 1781 году Разумовский продал свой дворец польскому графу К. П. Браницкому и уехал из Санкт-Петербурга. Граф Браницкий прожил здесь до 1798 года, после чего уехал из России. Дворец Разумовского был продан в казну за 450 000 рублей. Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года.

Альбом. Изд. фот. К. Буллы

После того, как граф Разумовский покидает Санкт-Петербург, в 1798 году дворец был выкуплен в казну и на его территории открыли Воспитательный Дом, куда стали брать на попечение безродных младенцев, подкидышей и детей-инвалидов до достижения ими 9-летнего возраста.


Фасад со стороны сада.

За домом был посажен прекрасный сад, в котором росли яблони, липы, а также декоративные растения. Кстати, часть сада сохранилась и до наших времен.

Двор-курдонер со стороны Мойки был засажен деревьями и кустарниками в 1862 году. В 1865 году садовый мастер И. Альвардт и архитектор Г. Х. Штегеман реконструировали сад, примыкающий к Воронихинской ограде .

Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года. Покровительствовала ему жена императора Мария Фёдоровна, первым руководителем стал И. И. Бецкой.

Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов. На фасадах зданий и на арке у входа можно видеть скульптурное изображение пеликана. Это символ, отражающий предназначение находящегося здесь учреждения. В 1797 году Воспитательному дому был передано соседнее здание - дом №50 на набережной Мойки. В 1798 году для Воспитательного дома помещения дворца Разумовского были перепланированы.

В Воспитательный дом принимали детей-подкидышей в возрасте до 10 месяцев. В год сюда поступало сирот до 8 000 душ, кормилиц нанимали свыше 9 000 человек. По достижении девяти месяцев, ребёнок отдавался в добропорядочную семью, на чьём доме помещалась табличка "П.В.Д".


За воспитанием ребёнка продолжали следить вплоть до вступления его в брак, или до того, как он сам станет родителем. Деньги на организацию такой работы брали из доходов от продажи игральных карт. Также императором Павлом I был издан указ, по которому в фонд Воспитательного дома поступало 10% от доходов императорских театров.


Приемный зал Императорского воспитательного дома. Прием прошений от женщин, желающих отдать детей. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы

Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы

Воспитательницы Воспитательного дома с детьми младшего возраста. 1913.

Воспитательный дом. Занятия в школе нянь. 1913. Фотоателье К.К. Буллы.


Позже учреждение было преобразовано в Николаевский женский сиротский институт, а с 1903 года — в Императорский Женский педагогический институт. Такая направленность дворца сохранилась и поныне — сегодня в нем размещается педагогический университет имени А. И. Герцена.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Николаевского сиротского института

Год постройки: Между 1829 и 1834

Домовая церковь усадьбы графа К.Г. Разумовского

Проект здания храма разработал в 1829 г. арх. Д. Кварди. После его смерти в 1832 г. строительство возглавил П. С. Плавов, который изменил первоначальный проект и разработал отделку двусветного зала. Работы закончены в начале 1834г. В феврале 1834 г. храм освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.


Внутри красивую церковь украшали мощные композитные колонны и пилястры белого искусственного мрамора, сделанного известным мастером Г. Т. Трубниковым. С мрамором хорошо сочеталась золоченая бронза, из которой были изготовлены изящные подсвечники и богатое паникадило. Образцом ампирной вышивки являлась великолепная плащаница. В храме хранилось парадное платье Императрицы Марии Феодоровны, много содействовавшей призрению сирот в стране. Переделка в 1887 арх. Н. Н. Ковригиным интерьеров, похоже, не коснулась церковных помещений.

Трехэтажное отдельностоящее здание церкви соединялось с главным корпусом переходом. Зал украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера, облицован искусственным мрамором.


Нынешний вид. Автор фотографии: Виктор Мудров Снято: 27 ноября 2011


Автор фотографии: Андрей Агафонов Снято: 1 апреля 1997

Церковь закрыта в 1918; ликвидирована в 1922; утварь взята в Музей отжившего культа и Музейный фонд; иконостас оставлен на месте. В 1937-1938 здание переделано под клуб нынешнего Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.


В 1839-1842 годах для института был построен новый корпус (наб. р. Мойки, 50). В 1868 году перед ним был установлен памятник И. И. Бецкому работы А. Лаверецкого, копия работы датского скульптора Я. Замельгака.

Ива́н Ива́нович Бецко́й (3 февраля 1704, Стокгольм — 31 августа 1795, Санкт-Петербург) — видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии искусств (1763—1795), инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.

. В 1903 году на здесь было образовано первое в России педагогическое учреждение - Императорский Женский педагогический институт.

В 1918 году институт переименовали в Первый Педагогический. Затем здесь же возникли Второй и Третий институты, другие самостоятельные учебные заведения. В 1922-1925 годах на их базе был создан Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена.

Внешний вид дворца почти полностью соответствует годам постройки, а вот внутренние помещения неоднократно переделывались под нужды часто менявшихся владельцев, поэтому оригинальная отделка интерьеров до наших дней не сохранилась.

На Гороховом поле, на улице, названной в честь архитектора Казакова, располагается дом , великолепный образец московского деревянного классицистического зодчества. Усадьба была построена на рубеже XVIII-XIX веков. Автором проекта называют и , и Н.А.Львова, и Ч.Камерона. А в середине XIX столетия здание значительно расширили и перестроили уже под руководством .

Главный дом усадьбы был построен из деревянных брусьев: по мнению графа, камень был вреден для здоровья, именно поэтому при строительстве использовали дерево, обработанное штукатуркой под камень. Усадьба была окружена обширным парком с прудами и аллеями, его украшали беседки, скульптуры и оранжереи с экзотическими растениями. Внутреннее убранство дворца являлось не менее величественным: залы, отделанные бронзой и зеркалами, стены, украшенные дорогими гобеленами, подоконники из лазурита. Библиотека графа Разумовского поражала воображение обилием средневековых книг.

Во время наполеоновского нашествия по Москве разнёсся слух, что усадьба Разумовского сгорела дотла. На самом деле она совершенно не пострадала – здесь находилась одна из резиденций маршала Иоахима Мюрата, и французы тщательно охраняли дворец от пожара.

После смерти графа в 1822 году усадьба перешла к его старшему сыну, но в связи с отсутствием средств на содержание усадьбы, ее пришлось вскоре продать за символическую цену одесскому купцу Юркову. Сам купец распродал уникальную обстановку антикварным салонам Москвы, и прекрасная усадьба пошла по рукам.

Сначала ее выкупил Опекунский совет для устройства сиротского приюта, а с 1901 года здесь разместилась богадельня для заслуженных воспитательниц благотворительных учреждений ведомства императрицы Марии Федоровны. Несмотря на частую смену хозяев, дворец и парк находились в довольно неплохом состоянии, но с приходом советской власти началось постепенное разрушение усадьбы.

В 1920-е все сооружения комплекса были приспособлены для учебных помещений Института физической культуры.

Перед началом ремонтно-реставрационных работ особняк пребывал в аварийном состоянии: в 1999 году сгорело западное деревянное крыло второго этажа главного дома, в центральной, каменной части, были обрушены почти все перекрытия, штукатурный декор фасадов облез, а белокаменный был выветрен с утратами.

В ходе реставрации в 2012-2015 годах специалисты вернули фасадам главного дома исторические цвета: желтый и белый. Кровля окрашена в зеленый цвет. Масштабная реставрация была проведена в интерьерах особняка. В главных парадных залах и коридорах второго этажа восстановлен лепной декор плафонов, сделано золочение потолочных лепных карнизов. Отреставрированы белые изразцовые печи. Воссозданы печи в парадных помещениях с отделкой штукатуркой под "венецианский мрамор".

В настоящее время в доме Разумовского находятся Министерство спорта Российской Федерации и Центральный музей физической культуры.

55.7625 , 37.668611

Снимок сделан из-за решетки усадьбы в 1996 году. В то время она была закрыта для посещения

Городская усадьба Разумовского - усадьба и парк в Москве (Басманный район, улица Казакова , 18). При усадьбе на берегу Яузы разбит парк площадью ок. 40 га (охраняемая территория - 29 га). В советское время на территории парка были устроены спортивные площадки. Ближайшая станция метро - Курская и Бауманская .

История

Усадьба

Граф Алексей Кириллович Разумовский.

Деревянный дворец возведен А. А. Менеласом для графа Алексея Кирилловича Разумовского в - . Центральная часть дома сооружена из дерева, боковые двухэтажные флигели - из кирпича. В них сделаны арки-ворота, ведущие во дворы. Этот замечательный шедевр русского зодчества ярким образцом городского усадебного строительства. Широкое пространство двора отделяет основной корпус от улицы и позволяет видеть этот памятник во всем великолепии. С исключительной художественной выразительностью решена центральная входная часть: полукруглая ниша, переходящая вверху в полукупол, отделена легкими, изящными колоннами, оттеняющими её глубину. Строгого рисунка фронтон выразительно завершает композицию входа.

Дом А. К. Разумовского был некогда окружен грандиозным парком. Этот парк, доходивший до реки Яузы , славился как «место, которое прелестью неискусственной природы заставляло бы его (посетителя) забывать, что он в городе».

Слишком дорогостоящее содержание дворца и огромные долги тяготили графа, и несколько раз просил он императора Александра I купить имение за 850 тысяч рублей, из которых 800 тысяч сразу уходили на оплату долгов.

В годы СССР

Сам институт возобновил свою деятельность в 1946 году : были восстановлены педагогический и спортивный факультеты, возобновила набор школа тренеров, создавались научно-исследовательские кружки при кафедрах.

После арендатором стал ВНИИФК, началось превращение в сооружение, удобное для размещения лабораторий ВНИИФКа, а в центральной части главного дома соорудили баню-сауну для личного пользования руководства. Баня функционировала более 10 лет, за это время с фасада отлетела штукатурка, и начали разрушаться кирпичные стены.

При подготовке Москвы к Олимпиаде 1980 года дворец был включен в список олимпийских объектов и к концу 1979 года помещения были полностью освобождены. Начались строительные работы, которые нельзя было назвать реставрационными. К Олимпиаде не успели и работы были прекращены на долгие годы.

Россия

Современное состояние усадьбы

Приблизительно с середины 1990-х Госкомитет по спорту стали уплотнять в связи с дальнейшим вселением в здание структур Академии Художеств.

Через несколько месяцев, в июле 1999 года, произошёл пожар, значительно повредивший часть главного здания.

С осени 2008 года в здании усадьбы располагается