Какие памятники будут сносить в польше. В польше активисты пытаются спасти памятники советским воинам от вандалов и сноса. Война с мёртвыми

Одной из острейших тем последних месяцев остаётся массовый снос памятников советским воинам в Польше, в целях борьбы с наследием «советской оккупации». А вот в соседней Чехии монументы не трогают, хотя вопросов к социалистическому прошлому хватает и там. Почему же в двух западнославянских государствах, переживших нацистскую оккупацию и затем строивших социализм, по-разному относятся к наследию прошлого?

Начнём с Польши, где сведение исторических счётов с соседями остаётся краеугольным камне политики правящей партии «Право и справедливость». Собственно говоря, её деятели ещё с начала 1990-х делали себе карьеру на борьбе с прошлым. Так, ещё 26 лет назад главным «люстратором» страны стал нынешний министр обороны Польши Антоний Мацеревич, видевший советских агентов чуть ли не во всех, включая признанного борца с социализмом Леха Валенсу.

Собственно говоря, ещё в те времена война с памятниками в Польше и началась. Так, 26 лет назад в Кракове снесли памятник маршалу Ивану Степановичу Коневу, войска которого и освободили старую польскую столицу в январе 1945 года. И не просто освободили, а ещё и спасли от разрушений, подобных варшавским. И в том, что сегодня Краков превратился в главный туристический центр страны, есть огромная заслуга И.С. Конева. Но «борьба с коммунизмом» оказалась важнее…

Со второй половины 1990-х острую фазу борьбы с монументами поляки вроде бы прошли, но в годы президентства Леха Качиньского (2005-2010) вопрос встал вновь. В те годы массового сноса не случилось, но призрак витал в воздухе. Новый сезон «охоты» на памятники начался после начала украинского кризиса. В мае 2014 года в Катовице сбросили с постамента Монумент благодарности Красной армии, а в Варшаве не вернули на место после реставрации Памятник советско-польскому братству по оружию.

После возвращения к власти представителей «Права и справедливости» два года назад войну с прошлым и вовсе поставили на широкую ногу. Так, в городке Пененжно недалеко от границы с Россией снесли памятник легендарному генералу Ивану Даниловичу Черняховскому.

В Щецине вандалы с молчаливого одобрения властей повредили Памятник благодарности Красной армии. В Варшаве в этом году испохабили надгробия на воинском кладбище. Подобного рода инциденты можно перечислять и перечислять…

Наконец, 22 июня (дата выглядит как демонстративный плевок в сторону России) текущего года Сейм принял закон о демонтаже монументов, напоминающих о «советской оккупации». Против отдали голоса всего несколько человек. Документ поддержали не только депутаты правящей партии, но и сторонники председателя Евросоюза Дональда Туска из «Гражданской платформы», и представители партии «Куки-20», и депутаты от Крестьянской партии. 2 сентября закон вступил в силу.

Обосновал эти действия глава МИД Польши Витольд Ващиковский. «Необходимо помнить, что Советский Союз способствовал началу Второй мировой войны, а также вместе с немцами вторгся в Польшу. Таким образом, это совместная ответственность за развязывание Второй мировой войны… Если это памятники на кладбище - то они под защитой. Если нет - то почему мы должны их ценить?», - заявил он.

Выступления против сноса памятников все же имели место. Так, совсем недавно в городе Дравско-Поморье жители не дали убрать памятник советским танкистам. Но обольщаться не стоит.

Подавляющее большинство поляков как минимум не против войны с монументами, массового протеста по данному поводу не видно. А политическая элита страны показала почти полное единодушие в этом вопросе.

И теперь как минимум 230 памятников (называлась и цифра в 350) пойдут под снос.

Особенно дико демонтаж будет смотреться в Гданьске, Щецине или Вроцлаве, которые до 1945 года носили названия Данциг, Штеттин и Бреслау. Благодаря Советскому Союзу Польша получила до трети своей нынешней территории, включая длинный выход к Балтийскому морю и большие залежи угля в Силезии. Если уж до конца следовать логике отказа от советского наследия – надобно эти земли вернуть Германии… Но от неё, как и от России, польские власти отчего-то до сих пор хотят репарации.

Благодаря тому, что происходит в Польше, может возникнуть ощущение, что бывшие социалистические страны переживают новую войну с историей. Но это не так. В Чехии никакой войны с памятниками не ведётся. Как и у северо-восточных соседей, здесь подавляющее большинство и политиков, и граждан отрицательно воспринимают времена социализма. Особо острые чувства вызывает ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. Но вандализмом это сегодня не оборачивается.

Нельзя сказать, что чехов миновала участь войны с памятниками. 26 лет назад в Праге покрасили розовой краской Памятник танкистам-освободителям. Отмывать его никто не стал - в том же 1991 году его демонтировали, и сегодня он стоит в таком виде в военно-техническом музее в Лешанах. Неоднократно были и случаи появления на памятниках похабных надписей. Во втором по величине городе страны Брно вандалы сбили серп и молот с памятника красноармейцам в районе Кралово Поле…

Но большой масштаб подобная вакханалия не приобрела – и тем более, дело не дошло до массового сноса памятников. К слову, серп и молот в Брно очень быстро вернули на прежнее место. Весьма показательна и ещё одна история в том же городе. В 2013 году там отправили на реставрацию стоящий в самом центре города Памятник воину-освободителю. И, в отличие от Варшавы, вернули на место. Также происходило и в ряде других случаев.

Долгое время бывшие чешские радикальные диссиденты-антисоветчики добивались демонтажа памятника маршалу Коневу и переименования названной в честь него улицы. Однако и ветеранские организации, и бывший и нынешний президенты Вацлав Клаус и Милош Земан выступили категорически против. В 2015 году вновь пошли разговоры, что монумент можно бы и снести, но из этой затеи опять ничего не вышло. Освободитель и почётный гражданин Праги Конев где стоял, там и стоит.

Ничего не происходит и с памятником на мемориальном Ольшанском кладбище в Праге, где похоронены красноармейцы, павшие в мае 1945 года. Да, рядом есть памятный знак РОА – но памятника её бойцам там нет. Власовцы в Праге тоже погибли в боях с немцами, но попытка превратить их в освободителей столицы не прошла.

Чехи отлично помнят, кому они обязаны сохранением и освобождением и города, и страны. Как сказал президент Земан, если бы не Красная армия, то «чехи говорили бы по-немецки и кидали зиги».

Почему же чехи не уподобились полякам? Вроде бы неприязнь ко временам социализма у них тоже есть. Есть и свои откровенные русофобы вроде бывшего главы МИД Карела Шварценберга и его соратников по партии «Топ-09». Да и ряд других политических сил настроены антироссийски, всячески поддерживая санкции против нашей страны. Тем не менее даже до постановки в парламенте законопроекта о сносе памятников, подобного польскому, дело не дошло.

Одна из этих составляющих – глубина противоречий с Россией. На уровне государств Чехия с нами не сражалась никогда (белочехи времён Гражданской войны были, но новообразованная Чехословакией с Россией как со страной не воевала). А от перечисления русско-польских войн можно со счёта сбиться. Между русскими и чехами никогда не было спорных территорий – в отличие от поляков.

В отличие от поляков, чехи не стали запрещать Коммунистическую партию, которая имеет свои 10-15% голосов и стабильна представлена в парламенте – хотя в правительство её никто не звал. Есть там и «правые» русофилы националистического толка, и они тоже периодически проходят в парламент. Откровенные русофобы тоже имеют свои плюс-минус 15%, но в Польше эти цифры – куда выше. Так что поведение властей вполне соотносится с настроениями, царящими в обществе.

Вероятно, играет свою роль и уровень жизни. В Чехии он существенно выше, чехи крайне редко едут в другие страны на заработки. О поляках этого не скажешь – до пяти миллионов граждан Польши работают в Германии, Франции, Великобритании, Норвегии… Соответственно, у польских политиков возникает потребность в оправдании собственных провалов в экономике различными историческими делами. У чехов такая потребность значительно меньше.

Эта история парадоксальна ещё и в том смысле, что поляки считают себя верующими католиками, а чехи – одна из самых нерелигиозных наций в мире. О вере и традициях политики из «Права и справедливости» говорят постоянно, и тут же, вопреки христианскому вероучению, начинают борьбу с мёртвыми.

Чешские политики говорят об этом куда реже, но государственного вандализма, в отличие от соседей, в их стране нет.

Вадим Трухачёв

В Польше вступил в силу закон о сносе памятников советским воинам. Более полумиллиона солдат и офицеров Красной Армии погибли при освобождении страны от гитлеровской оккупации. Память об их подвиге власти теперь хотят стереть. Впрочем, далеко не все поляки с этим согласны.

Руины, грязь и сорняки – все, что осталось от памятника генералу Черняховскому в польском городке Пененжно. Такая же судьба, вероятно, ждет сотни мемориалов красноармейцам по всей стране. Уже год по закону о декоммунизации в Польше переименовывают улицы. Сегодня вступают в силу новые поправки в этот документ – теперь возьмутся за памятники, их будут сносить. Сейчас под прицелом почти 500 монументов, из них 230 посвящены советским солдатам.

«Все объекты, посвященные Красной Армии, пропагандируют тоталитарный строй. Они должны исчезнуть из общественного пространства», – говорит специалист Бюро по увековечению борьбы и мученичества Института национальной памяти Польши Даниел Марковский.

В польской земле покоятся больше 600 тысяч советских солдат. Общество спорит: зачем тревожить их память? Депутат Сейма Корнел Моравецкий – ярый антикоммунист с 1968 года. Но даже он голосовал против поправок в закон.

«Немцы хотели истребить нас как нацию, а русские – нет. Мы должны быть честными. Монументы сносить не надо. Люди погибли за нас, и они достойны того, чтобы их память была увековечена», – говорит он.

Впрочем, уничтожать планируют не все памятники. В поправках прописаны исключения. Этот так называемый «тоталитарный символ» в Ольштыне – местная достопримечательность. Скульптурную композицию создал известный польский архитектор, сюда даже водят экскурсии. Центр города Ольштын. Главный костел, рядом несколько административных зданий и мемориал благодарности Красной армии. Находится он на самом что ни на есть всеобщем обозрении, и все же демонтаж ему не грозит. Дело в том, что монумент включен в перечень польских памятников архитектуры, а на такие объекты закон о декоммунизации пока не распространяется.

Еще одно исключение – памятники, которые находятся в местах захоронений. Их по закону трогать нельзя. Зная об этом, активисты пытаются спасти некоторые монументы, Общественная организацию «Курск» – ее назвали в честь битвы на Курской дуге – готова за свой счет отремонтировать памятник в Лидзбарке-Варминьском и установить его на воинском кладбище. Пока Варшава предписывает его снести, но местные жители против.

«Это ведь были такие же люди, как мы. Какая разница – коммунисты или нет. Они здесь сражались и погибли», – говорит местный житель Марек Эссен.

«Отремонтировать его и оставить на месте. Надо уважать память о солдатах», – говорят ученики местной школы.

В сорока километрах отсюда – еще один монумент, который требует ухода, скромный памятник Герою советского Союза Петру Дернову. В январе 1945 года в боях за эти места он закрыл грудью немецкий ДЗОТ. Сейчас памятник заброшен и осквернен.

«Надо очистить камень, убрать все граффити, буквы, удалить всю краску», – говорит Ежи Тыц. Он и его друзья ухаживают за такими памятниками по всей Польше. Не забывать о подвиге советских солдат Тыцу наказывала мать,зимой 1945 года ее вытащил из-под огня красноармеец. На счету – уже 27 отреставрированных монументов и пять кладбищ, приведенных в порядок. Националисты угрожают ему, выламывают новые красные звездочки на могилах, заливают памятники краской. Но Ежи бросил вызов беспамятству и не отступает.

«Это борьба за память, за правду, между нашей организацией и правительством. Это все по их вине. Молодые люди, обдуренные антирусской пропагандой, приходят на кладбище. И они считают себя борцами за свободу», – считает Ежи Тыц.

Тыц убежден – в порыве декоммунизации нынешняя власть не остановится на памятниках, доберутся рано или поздно и до кладбищ.

Сейм Польши в день начала Великой Отечественной войны принял закон, который фактически узаконил уничтожение памятников советским воинам-освободителям. Согласно новым поправкам к закону о декоммунизации, сносу подлежат памятники и памятные камни, «прославляющие коммунизм». Согласно данным из воеводств, в стране установлено порядка 490 таких монументов. Предполагается, что памятники будут уничтожать после консультаций с Институтом национальной памяти.

Пока закон не коснется объектов, установленных на кладбищах и не выставленных на публичное обозрение.

В Госдуме уже осудили решение сейма Польши. «Преступления против мира и человечества, которые совершают политики, могут быть разные по масштабу своей вероломности. Но совершенно очевидно, что политики Польши, которые посчитали возможным уничтожать памятники в честь Красной армии, совершают преступление против своей страны, уничтожают благодарность тем, кто подарил мир Польше и ее народу, оскверняют память тех, кто был сожжен в топках концлагерей и отдал свою жизнь за то, чтобы эти политики сегодня жили… У депутатов Сейма Польши, похоже, снесло совесть и голову», — заявила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.

Чем ещё может ответить Россия на циничное решение польского Сейма, кроме гневных заявлений?

— Польский сейм своим решением пытается поставить «жирную точку» на советском периоде истории своей страны, — говорит президент российско-польского центра диалога и согласия Юрий Бондаренко. - Мало того, нынешняя польская элита таким образом продолжает настаивать на том, что никакого освобождения Польши не было. И те 600 тысяч советских воинов, что погибли на территории Польши, это просто солдаты враждебной страны, шедшие по территории их страны, на Берлин.

Пока нынешние польские власти не поднимают вопрос о сносе или «реконструкции» непосредственно воинских захоронений. Но я уверен, что дойдёт и до этого. Как минимум, будет ставиться вопрос о том, чтобы убирать «коммунистическую символику» с захоронений.

Пока поляки об этом не заикаются, поскольку они позиционируют себя как бережных хранителей всех исторических захоронений, находящихся в польской земле. Тут они вспоминают о себе, как о добрых христианах.

«СП»: — Как самим полякам «аукнется» война с историческими памятниками?

— Уже сейчас подрастает поколение поляков, которое вообще ничего не знает о советском периоде истории своей страны. От них скрывают, что после войны в Польше при помощи СССР была восстановлена промышленность, построены верфи, заводы и т. д. Поскольку, если рассказывать об этом, то сразу возникает вопрос: зачем это нужно было «советским оккупантам»? Мало того, возникнет и другой вопрос: почему именно после того, как «оккупанты ушли», Польша не сумела сохранить все эти заводы и верфи, пустив всё на металлолом?

Вообще, не раз уже мне казалось, что дно в отношениях между Россией и Польшей нащупано. Но последние события убеждают меня, что это не так. Особенно вызывающим был инцидент с «сопровождением» гражданского самолёта ТУ-154 министра обороны России в нейтральных водах польским боевым истребителем. До какого идиотизма может додуматься ещё так называемая польская элита, трудно себе представить.

Я ни разу не удивлюсь, если они начнут раскапывать могилы, чтобы попытаться доказать очередной бред. Вот уже несколько лет ежемесячно в Польше проходят собрания, где утверждается, что самолёт с президентом Лехом Качиньским под Смоленском был сбит Россией, что те, кто выжил, были добиты. С этой целью регулярно проводятся эксгумации погибших в авиакатастрофе в надежде найти следы от пуль. Шизофрения в Польше становится нормой. Поэтому ждать от польских властей можно чего угодно. Здравомыслящие поляки вынуждены молчать, чтобы не потерять, как минимум, работу, а то и свободу, как Матеуш Пискорский .

«СП»: — Как реагировать России?

— Прежде всего, продолжать говорить правду. Не замалчивая самых острых моментов в российско-польских отношениях. Не думайте, что все поляки настроены русофобски. Многие мои знакомые в Польше в интернете смотрят и читают российские СМИ, в том числе «Свободную прессу».

Кроме того, необходимо ввести самые жёсткие условия для экспорта польских товаров в Россию. Если они позволяют себе не только плевать на память о погибших советских воинах, но и ставить палки в колёса «Газпрому», почему мы должны щадить их экономические интересы? Я бы вообще довёл экспорт из Польши до абсолютного минимума — покупать лишь то, чего нельзя купить в других странах. Собственно, и сами поляки, по большому счёту, покупают у нас только то, без чего не могут прожить — углеводороды. При этом, наоборот, способствовать туристическим поездкам рядовых поляков в Россию, чтобы они могли убедиться, что наша страна не тот монстр, какой её изображают в западных СМИ.

Кстати, после посещения мемориала в Катыни, поляки отнюдь не пропитываются русофобией. Наоборот, они получают более объективную картину произошедшего. Я бы ещё в Катыни организовал специальную экспозицию, рассказывающую о том, как бесчеловечно обращались с пленными красноармейцами в польских концлагерях в 20-е годы прошлого века. Тогда погибло больше 20 тысяч человек. А можно добавить и выставку, рассказывающую о том, каким гонениям подвергалась Православная церковь на территории Западной Украины и Белоруссии, когда эти территории принадлежали Польше.

— Польша теперь уже на законодательном уровне пытается присягнуть на верность западной цивилизации, окончательно избавляясь от советского периода своей истории, а, если глядеть глобальнее, то и от принадлежности к евразийскому сообществу народов, — рассуждает директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной Палаты России Валерий Коровин. — Однако история последних столетий показывает, что Запад цинично использует самые разные народы и цивилизации, превращая эти народы в биомассу. К Польше на Западе относятся в первую очередь как к колонии, которая поставляет дешёвую рабочую силу на европейский рынок. Это хорошо видно по социально-экономической ситуации в Польше.

Я бы сказал, что советские памятники, которые сносятся в Польше, как и на Украине, это важные скрепы польской государственности. Поскольку именно благодаря победе советского народа в Великой Отечественной войне возникла из небытия страна Польша. Как известно, Гитлер отказал полякам в праве иметь своё государство. То есть поляки сейчас пытаются уничтожить память о тех людях, которые спасли их, как народ, от потери национальной самоидентификации, да и в значительной степени от физического уничтожения.

Уничтожение этих памятников, на которых зиждется послевоенная польская государственность, является началом метафизического уничтожения Польши как государства и превращением польского народа в топливо для глобалистского котла.

«СП»: — Может ли Россия симметрично ответить Польше? Например, снова на официальном уровне поднять вопрос о том, кто же расстрелял польских офицеров в Катыни?

— Я думаю, что мы с высоты своей более чем тысячелетней государственности должны смотреть на происходящее в Польше, с сочувствием, как на очередное помешательство польского общества. С другой стороны, мы должны сделать себе «галочку» на дальнее будущее. Если снова встанет вопрос о том, восстанавливать или нет польскую государственность, ликвидированную очередным завоевателем, надо будет вспомнить, как поляки умеют «благодарить» своих освободителей.

А огрызаться и плевать в ответ на русофобскую истерию неблагодарной польской элиты будет мелко для такого великого народа, как русский.

17 июля президент Польша Анджей Дуда подписал закон о сносе всех памятников советской эпохи. Под бульдозер пойдут сотни монументов, но истинная цель зачистки — переформатировать сознание миллионов поляков.

Польский сейм принял этот скандальный закон еще 22 июня. Документ вступает в силу через 3 месяца после подписания президентом, он предписывает демонтировать все монументы, посвященные людям или событиям, «символизирующим коммунизм или иной тоталитарный строй». Исключение сделано для мемориалов в местах захоронения, произведений искусства и научных экспонатов. Для чего понадобился такой закон, АиФ.ru рассказал директор фонда «Российско-польский центр диалога и согласия» Юрий Бондаренко .

Виталий Цепляев, АиФ.ru: — Юрий Константинович, прежде всего, о каких памятниках идет речь?

Юрий Бондаренко : — О памятниках советским воинам, которые до сих пор стоят на улицах и площадях польских городов. Их, конечно, убирали и прежде. Например, ещё в 1991 году в Кракове снесли памятник маршалу Коневу, который спас этот город от уничтожения. В 2011 году в Варшаве был демонтирован Памятник советско- польскому братству по оружию, который знала вся страна — его убрали под предлогом строительства линии метро, пообещав установить в другом месте. Да так и не установили... В мае 2014 года в Катовице ликвидировали знаменитый Монумент благодарности Советской армии. В 2015 году в городе Пененжно власти снесли памятник генералу армии, дважды Герою Советского Союза Ивану Черняховскому.

Однако, по разным подсчетам, в Польше до сих пор остается от 200 до 500 подобных памятников, посвященных советско-польскому боевому братству в годы Второй мировой войны. Особенно много их на западе страны — на тех территориях, которые вошли в состав Польши по итогам войны.

Это Вроцлав, Щецин и др. И там, кстати, отношение к этим монументам отличается от среднестатистического — памятники напоминают жителям о том, благодаря кому данные территории стали польскими.

— Зачем был принят этот «сносный» закон?

— Правящая ныне в стране консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС) долго к этому шла. Эта партия претендует на звание самой русофобской политической силы в стране. Видимо, они решили, что хватит уже возиться с каждым советским памятником в отдельности, давить на местные власти, хитрить и придумывать благовидные предлоги для сноса, спорить с теми, что не согласен с новой трактовкой истории. Проще принять закон и снести все памятники чохом. А поскольку ПиС контролирует и обе палаты парламента, и президента, то принять такой закон им не составило большого труда.

Задача, я думаю, очень простая — переписать историю страны под новую концепцию, согласно которой Польша плавно перешла из германской оккупации в советскую. То есть была несвободной ровно полвека, с 1939-го по 1989 год. А раз это так, то как же можно ставить памятники одному из этих оккупантов? При этом авторы данной инициативы все время подчеркивают, что они не трогают захоронения советских солдат — мол, мы же добрые католики, не беспокоим прах погибших...

Это не часть государственной политики — это сама государственная политика, пронизанная русофобией. Согласно этой политике, все, кто боролся за освобождение страны от полувековой оккупации с оружием в руках — герои. Из исторического чулана вытаскивают всех, кого только можно: и тех, кто во времена народной республики сбежал за границу, и тех, кто как «лесные братья» в Прибалтике воевал с местными администрациями — их, кстати, в Польше называют «проклятыми солдатами». Как и их прибалтийские коллеги, эти «народные мстители» были теми еще героями — массово вырезали мирное население, женщин, детей...

— В то время, как Польша активно борется с памятниками советской эпохи, о подобных «подвигах» не слышно в других странах бывшего соцлагеря. Почему?

— Польша стремится сегодня быть наиболее проамериканской страной в Европе. Об этом, впрочем, некоторые представители польской интеллигенции мечтали ещё в годы советской власти — был даже анекдот про то, что Польша станет 51-м штатом США. Действительно, ничего подобного польской «войне с памятью» не происходит ни в Венгрии, ни в Словакии, где тоже хватает монументов советским солдатам. Скажем, в Братиславе никто не покушается на величественный мемориальный комплекс Славин, созданный в память о тысячах советских солдат, погибших при освобождении страны и ее столицы.

22 июня Польский сейм поправки к закону «О запрете пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя». Они дают право муниципальным властям сносить «коммунистические» памятники. Российский МИД решение сейма «позорным глумлением» над памятью погибших при освобождении Польши в 1944-1945 годах советских солдат и офицеров. 25 июля Совет Федерации обратился к Владимиру Путину с просьбой ввести санкции против Польши.

Польша не первая страна, в которой демонтируют памятники, установленные во время СССР. С 2015 года на Украине действует ряд законов о декоммунизации, позволяющих сносить монументы советской власти по всей стране.

В июле 2014 года в городе Лиманове на юге Польши снесли памятник советским воинам, так как «внешний вид монумента портил парковый ландшафт». В МИД России снос памятника назвали «кощунственной акцией», а также добавили, что расценивают это как развязывание «войны памятников».

В июле 2015 года в городе Нова-Суль на западе Польши демонтировали памятник советско-польскому братству. Мэр города, по сообщению СМИ со ссылкой на его страницу в Facebook, описал снесенный памятник как «огромный, отвратительный, постоянно грязный, с вытекающей ржавой водой». На месте памятника планировалось воздвигнуть монумент героям борьбы за Польшу.

С января 2014 года началась дискуссия о демонтаже памятника советскому генералу Ивану Черняховскому на месте его гибели в городе Пененжно на севере Польши. МИД России несколько раз высказывал возмущение постановлением о демонтаже мемориала и требовал предотвратить его снос, но в сентябре 2015 года его все же начали демонтировать . Сам монумент планировали передать российской стороне.

Иван Черняховский — советский военачальник, генерал армии, в апреле 1944 года был назначен командующим войсками 3-го Белорусского фронта. 18 февраля 1945 года был ранен осколками артиллерийского снаряда и в тот же день умер. Похоронен в Вильнюсе.

На фото: демонтаж памятника «Памятник чекистам – бойцам Революции»

Весной 2015 года Верховная рада Украины приняла пакет законов о декоммунизации, который среди прочего предполагает снос памятников коммунистическим вождям. По данным Украинского института национальной памяти, по состоянию на декабрь 2016 года в стране было снесено более 1,3 тыс. памятников и памятных знаков Владимиру Ленину, а также более 1 тыс. памятников и памятных знаков другим вождям. Больше всего памятников и памятных знаков советским вождям демонтировали в Полтавской, Харьковской и Запорожской областях. Демонтаж памятников советским вождям продолжается.

Узбекистан

В марте 2015 года в городе Ангрене Ташкентской области Узбекистана демонтировали обелиск, установленный в память местных жителей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Администрация области и мэр города в ответ на общественное недовольство впоследствии сообщали , что к 1 сентября 2015 года на месте памятника собирались установить монумент «Символ мира».

Фото: Nacionala apvieniba‏ / Twitter

В августе 2016 года латвийская организация «Ястребы Даугавы» (была учреждена в лагере для военнопленных в Бельгии (Цедельхайм) в 1945 году бывшими латвийскими легионерами СС) добилась сноса памятника советским морякам в городе Лимбажи. Представитель организации объяснял снос тем, что моряки, которым установлен памятник, погибли в боях с местными националистами, а советские военнослужащие «занимались мародерством». Официально органы местного самоуправления сослались на то, что памятник находился в аварийном состоянии. Представители МИД Латвии заявили , что местные власти действовали в интересах безопасности населения.

В июле 2015 года в Вильнюсе демонтировали скульптуры рабочих и солдат, установленные на мосту в центре города. В качестве причины называлось аварийное состояние скульптур. Статью о недовольстве местного русскоязычного населения опубликовало издание Guardian. В феврале 2017 года появились сообщения о том, что рассматривается возможность передачи скульптур Литовскому художественному музею, который в свою очередь может передать их в парк в городе Друскининкай, где собрана коллекция демонтированных советских монументов.