Казанский государственный университет (КГУ). Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Казанский поволжский федеральный университет

Почему именно в Казани было решено открыть новый университет? Дело в том, что еще в 1758 году появилась Казанская гимназия. Находилась она в ведении Московского университета, который снабжал ее преподавателями и учебными материалами. Жалование сотрудникам платили из сумм, полученных с таможенных откупщиков. При открытии гимназистов набралось немного, но уже через год их число выросло до 111. И когда несколько десятилетий спустя зашла речь о создании в стране нового университета, власти решили открыть его на базе этой успешной, прогрессивной гимназии.

Первыми студентами университета стали 33 молодых человека. Попечитель Казанской гимназии Румовский отобрал лучших воспитанников. Возраста они были разного - от тринадцати лет до двадцати. Большинство дворяне, остальные - разночинцы.

Молодые люди слушали лекции специально приглашенных профессоров. Почти все преподаватели были иностранцами, в основном немцами, которых в то время часто приглашали читать лекции в российских учебных заведениях. Первые десять лет, с момента открытия университета и до 1814 года, когда был введен в действие принятый Устав, обучение шло не на самом высоком уровне. Курсы были бессистемными, лекции - непоследовательными. Студентов не делили по разным факультетам. Порой не хватало учебной литературы или пособий.

Но в 1814 году ситуация изменилась. Университет получил реальную автономию, преподавание стало плановым, появилось деление на факультеты. Сначала их было только четыре, и состояли они из двадцати восьми различных кафедр: отделение нравственных и политических наук, которое впоследствии преобразовалось в юридический факультет, факультет математических и физических наук, отделение медицины и словесных наук. И как раз в тот период расцвета в университет пришла беда. В 1819 году в Казань с ревизией прибыл Михаил Магницкий, чиновник Министерства просвещения, любимец Аракчеева, наделенный широкими полномочиями и правами попечителя. Целью этой ревизии было не экономическое расследование и не выявление нарушений.

Магницкий вынес убийственную резолюцию. В отчете императору он предложил торжественно уничтожить университет и даже публично разрушить само его здание (на приобретение которого, между прочим, в 1804 году император выделил 66 тысяч рублей). Император ответил: «Зачем разрушать, можно исправить» и назначил Магницкого ректором, чтобы он сам и искоренил все выявленные недостатки. За пять лет его руководства Казанский университет пришел в полный упадок. В 1826 году была назначена новая ревизия, которая вскрыла не только падение уровня университетского образования, но и большую растрату. По результатам этих проверок Магницкого сняли с должности.

Следующим ректором стал Михаил Николаевич Мусин-Пушкин, искренне любивший университет и много сделавший для его развития, а еще через год его сменил Лобачевский, роль которого в истории Казанского университета невозможно переоценить. Великий ученый сумел расширить здание университета, пристроить новые корпуса, улучшить качество образования. При нем появились клиники медицинского факультета, химические и физические лаборатории, обсерватория, причем все это было оснащено по последнему слову современной техники. С 1835 года в университете работала кафедра восточных языков, где преподавали санскрит и китайский, арабский и монгольский. До перевода восточного факультета в Санкт-Петербургский университет он был лучшим в России и одним из лучших в мире.

В университете расширялась научная работа, при нем открылись повивальный институт и ботанический сад, типография и несколько библиотек, а также были собраны коллекции древностей и произведений искусства. Университет сделал Казань одним из главных научных центров, а сам стал гнездом передовых идей. В него стекались лучшие силы, ярчайшие научные умы. Рос его престиж в стране и в мире. Советский период стал эпохой дальнейшего расцвета и развития университета. Выдающиеся ученые, работавшие в нем, заложили основы многих научных школ. Также на базе Казанского университета возникло несколько поволжских вузов. Во время Великой Отечественной войны сюда были эвакуированы некоторые ленинградские и московские учреждения Академии наук СССР.

Сейчас Казанский (Поволжский) университет - один из восьми федеральных университетов России, включенный в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В нем множество факультетов и институтов, у него есть филиалы в других городах, ежегодно в нем получают образование тысячи студентов.

Первая в России психофизическая лаборатория была открыта в Казани в 1885 году. Ею руководил Владимир Михайлович Бехтерев, ученый, заложивший основы российской экспериментальной психологии.

Именно в стенах Казанского университета русский врач и военный хирург Александр Васильевич Вишневский разработал метод местной анестезии и описал его в работе «Местная анестезия по методу ползучего ильфильтрата». До открытия общей анестезии этот метод был основным способом обезболивания во время хирургических операций. Он широко применялся не только в нашей стране, но и в мире.

Русский астроном Иван Михайлович Симонов, один из первых выпускников Казанского университета, принял участие в кругосветной экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей Антарктиду. Он оставил подробнейшее описание этого научно-исследовательского путешествия.

Выдающийся химик Александр Михайлович Бутлеров, доказавший теорию химического строения веществ, был выпускником университета, его профессором, а впоследствии и ректором.

Владимир Ильич Ленин поступил на юридический факультет, откуда был исключен три месяца спустя за участие в студенческих протестах и беспорядках, вызванных введением нового Устава. Еще в стенах Казанского университета Ленин вступил в кружок «Народная воля».

Старейший вуз Татарстана был основан 17 (по старому стилю 5) ноября 1804г. Развитие вуза начиналось в составе четырех отделений: нравственных и политических наук (7 кафедр), физических и математических наук (9 кафедр), врачебных наук (6 кафедр) и словесных наук (6 кафедр). Со дня основания вуза сохранились кафедры: уголовного и гражданского права, общей физики, математики, астрономии, химии, ботаники, географии, истории, восточных языков, русского языка, иностранных языков. Весомый вклад в развитие и становление вуза внесли выдающиеся ученые и ректоры - Н.И.Лобачевский и М.Т.Нужин. В стенах Казанского университета были сделаны открытия мирового масштаба, без которых невозможно представить себе современные научные исследования. Так, без теории неевклидовой геометрии Н.И.Лобачевского, трудно говорить о развитии современной космонавтики. Без теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова не было бы достижений современной химии, которую мы видим и ощущаем в повседневной жизни. Явление электронного парамагнитного резонанса (ЭПР), открытое Е.К.Завойским, сегодня является одним из самых эффективных методов научного анализа в естествознании.

Сегодня вуз возглавляет доктор физико-математических наук, профессор Мякзюм САЛАХОВ .
Уникальность образования, предоставляемого Казанским университетом, заключается в его академичности и качестве, а также в том, что оно основывается на богатых традициях 200-летней истории вуза. Как показывает практика, наиболее востребованными специальностями, по которым ведется обучение в вузе, являются: юридические и экономические специальности, специальности, связанные с разработкой и применением информационных систем и технологий, а также науки о земле (геологические и экологические специальности). Объясняется это тем, что Россия сегодня становится страной с гражданским
обществом и рыночной экономикой. Одновременно, будущий прогресс общества зависит от развития новых технологий и успехов в области естественных наук. Казанский университет оказывает выпускникам после окончания вуза содействие в трудоустройстве. В основном это осуществляется путем сбора информации о потребностях в специалистах в различных отраслях производства в регионе и г.Казани. Эта информация своевременно доводится до студентов. Кроме того, университет работает с выпускниками в том направлении, чтобы они и сами предпринимали усилия для трудоустройства. Вуз старается отслеживать, как идет трудоустройство молодых специалистов, используя для этого возможности ассоциации «Выпускники КГУ». Процент выпускников, работающих по своей специальности, и время трудоустройства на разных факультетах существенно отличается. Наиболее быстро по своей специальности начинают работать экономисты, юристы, психологи, филологи (от 50 до 75% в первые пол года после окончания вуза, до 95% до конца года после окончания вуза). По другим специальностям трудоустройство выпускников иногда затягивается на год и более. На сегодняшний день в Казанском университете (вместе с филиалами в городах Зеленодольске и Набережные Челны) обучается более 16,5 тысяч студентов. Ежегодное количество выпускников, получающих диплом с отличием, составляет около 600 человек. Средний конкурс при поступлении в вуз последние 4 года составлял примерно от 3 до 4 человек на место. География распределения выпускников Казанского университета очень широка. Выпускники КГУ работают в различных государственных и негосударственных организациях, учреждениях, предприятиях, в том числе в высших органах государственной власти России. Среди наиболее известных и выдающихся выпускников КГУ можно назвать: Морозова Олега Викторовича, заместителя Председателя Госдумы РФ; Бусыгина Андрея Евгеньевича, заместителя начальника управления Аппарата Президента РФ; Говорухина Станислава, кинорежиссера, депутата Госдумы; Смакова Рената Миргалимовича, заместителя Председателя Верховного Суда России и др. Связь с выпускниками вуза осуществляется через Ассоциацию выпускников Казанского университета.

Некто: Добрый вечер. хочу попросить совета. я не знаю что делать и куда обратиться, как привлечь внимание на эту проблему. Дело в том, что в новом институте при КФУ (Институт Фундаментальной Медицины и Биологии) твориться полный бардак. Многих студентов отчисляют направо и налево. При поступлении на первый курс, стоматологов было 4 группы, в каждой группе по 28-30 человек было, и 8 групп лечебного факультета по 25 человек. после первого курса, после осенней доп сессии, из-за того что многие не смогли сдать зачет по анатомии очень многих отчислили. Осталось стоматологов 3 группы, максимум 16 человек в группе, и 5 групп лечебников. и это я еще не знаю сколько отчисленных среди кибернетиков и биохимиков. Отношение преподавателей к студентам вообще ужасное. При сдаче модулей, зачетов и экзаменов, если ты не понравился преподавателю, то считай ты не сдал. На пары они приходят в начале, устраивают самостоятельные работы, оставляют разбирать материал самостоятельно и уходят, приходят за 5 минут до конца, спрашивают есть ли вопросы (НО! при этом когда ты спрашиваешь что то, отвечают, что нужно внимательно читать, и в учебнике все написано). Естественно, когда на твои вопросы так отвечают, пропадает желание спрашивать что либо. Преподаватели сами ничего не объясняют, все разом говорят, чтобы мы студенты сами все изучали. И это ведь в МЕДИЦИНСКОМ! Я считаю, преподаватели должны передавать свой опыт через объяснения,показать, как и насколько эта профессия важна, пробудить в студенте желание и любовь к этой профессии, а не отбивать это все у студента, раз все таки он выбрал преподавание в мед университете. Нет стабильного учебника по предметам, особенно по гистологии и анатомии.Для мед факультета в библиотеке нет учебников. Приходится покупать. у каждого преподавателя разные предпочтения в учебниках. и естественно, много видов учебников, и разные информации в них. особенно трудно приходится на экзаменах, когда говоришь что готовился по одному учебнику, а они в ответ кричат "ваши проблемы, нужно было по другому учебнику".. Мы и так сами покупаем учебники, они тем более не дешевые от 1000 рублей стоят. Получается нам нужно по одному только предмету по несколько учебников покупать? Спрашивается тогда, куда деваются наши деньги, а ведь у нас нет бюджетных мест и каждый платит от 110.000 и выше суммы. Если посчитать сколько они денег получают только за счет одного курса, то получается очень огромная сумма. Деньги сдирать они умеют, а обучать как следует нет!!! если до определенного срока не оплатить учебу, то грозятся отчислением. Что касается в плане сдачи экзаменов, зачетов и модулей, по сравнению с другими университетами, то разница попыток, даваемых на сдачу, огромная. После введения новой системы обучения, у нас оставили очень малое количество попыток. При этом и спрашивают очень жестко, даже не смотря на то что сами ничего не объясняют. Сейчас идет зимняя сессия, нас и так осталось очень мало, а нас все продолжают отчислять и отчислять за не сдачу того или иного экзамена. Очень обидно за ребят, которые при поступлении имели очень высокие баллы, но на днях были отчислены. Я знаю как они готовились, как они учили все. но, увы, их завалили.. На видео конференции директор ИФМиБа говорил: "мы хотим выпустить только очень хороших специалистов, поэтому слабых отсеиваем". я была согласна с этим до тех пор, пока не узнала, каким образом смог закрыть зачет по гистологии мой одногруппник. в списке при поступлении у него был самый низкий балл по ЕГЭ. И судя по его отношении к учебе я с уверенностью могу сказать, что 70 процентов всех студентов (отчисленных и тех, кто не могут до сих пор закрыть зачет по гистологии) знают больше, чем он! вот и вопрос теперь на самом деле ли хотят выпустить "хороших" специалистов? многие студенты хотят перевести в другие университеты, НО! т.к. ИФМиБа нет аккредитации (а перевод на тот же курс, на котором обучался, осуществляется только из аккредитованного ВУЗа в аккредитованный) очень усложняет задачу. В другой ВУЗ ты можешь уйти только, потеряв года обучения и столько денег, т.е. начать обучение только с первого курса. При поступлении ни кто не был оповещен о аккредитации ИФМиБа. Что же нам делать?? Помогите, пожалуйста!!!

Казанский (Приволжский) федеральный университет - один из старейших учебных заведений России, которому в 2019 году исполняется 215 лет.

Университет занимается подготовкой специалистов высшего уровня как для Поволжского региона, так и для всей России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. У студентов есть возможность принимать участие в программах обмена, языковых стажировках, различных формах академической мобильности.

КФУ — мощнейший современный комплекс из 614 объектов, расположенных в Татарстане, регионах России и за рубежом. Благодаря этому студентам и сотрудникам университета предоставляются все условия и возможности для развития.

Учебный процесс ведется в 13 институтах, 1 высшей школе и 1 факультете. В течение последних 6 лет университет ежегодно оснащает в среднем более 100 учебных и порядка 30 научно-исследовательских лабораторий оборудованием на уровне лучших мировых стандартов.

В КФУ развита система стимулирования и поддержки студентов. Для этого разработано 17 разных видов стипендий — повышенная, социальная и множество специальных.

В состав университета входит многопрофильный медицинский комплекс, где принимают студентов КФУ. Также вуз располагает одним из крупнейших студенческих кампусов России — Деревней Универсиады, где проживает 12 тысяч студентов.

С 2013 года КФУ является участником федеральной программы 5-100, направленной на повышение международной конкурентоспособности и попадание в топ-100 мировых университетских рейтингов. КФУ входит в предметные рейтинги QS по лингвистике, археологии, журналистике, английскому языку и литературе, образованию, экономике, математике, физике, химии.

Казанский Университет – один из старейших университетов России. Здесь были основаны многие научные школы, получившие мировое признание. Казанский университет занесен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, его ансамбль является историко-культурным и архитектурным памятником России.

Казанский университет - из истории

Был основан в 1804 году и первоначально в нем было четыре факультета - историко-филологический и физико-математический, медицинский и юридический. Здесь учились великие русские ученые, среди них - создатель неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевский, который с 1827 по 1846 год был ректором университета, астрономы И. М. Симонов и М. А. Ковальский, химики А. М. Бутлеров, К. К. Клаус и Н. Н. Зинин, В. В. Марковников и А. М. Зайцев, биологи и медики В. М. Бехтерев и П. Ф. Лесгафт и многие другие. Среди воспитанников учебного заведения - известные историки и революционеры, художники и композиторы.

Казанский университет был центром передовых идей и революционной борьбы. В 1887 году на юридический факультет поступил Владимир Ульянов. Он принял активное участие в организации студенческой сходки 4 декабря 1917 года, за что был исключен из учебного заведения. Однако вопреки, а может быть и благодаря этому факту, Университет много лет носил приставку "имени Ульянова-Ленина".

На базе учебного заведения были образованы такие вузы Казани как медицинский и педагогический, авиационный и химико-технологический, сельскохозяйственный и финансово-экономический.

В 1925 году Казанский Университет был удостоен звания В.И. Ульянова-Ленина. В 1955 году он награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1979 году – орденом Ленина.

В соответствии с Указом Президента России Дмитрия Медведева от 21 октября 2009 года на базе КГУ должен был быть создан Приволжский Федеральный Университет. Вместе с тем, студенты и преподаватели КГУ выступили за сохранение исторического названия университета и было принято решение реорганизуемому вузу присвоить название «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - КФУ.

В 2011 году в процессе реорганизации к учебному заведению были присоединены Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Казанский государственный финансово-экономический факультет и Елабужский государственный педагогический университет.

Казанский университет – архитектура

Ансамбль Казанского университета является градостроительным и архитектурным памятником России. Комплекс зданий, построенных в классическом стиле, занимает квартал по улице Кремлевской (ранее Воскресенская).

В 1796 году в доме для военного губернатора в начале Воскресенской улицы была открыта Казанская императорская гимназия. Приказом Александра I от 5 ноября 1804 года были подписаны Утвердительная грамота и Устав Казанского университета, который первоначально размещался в одном здании с гимназией.

Строительство новых зданий началось в 1822 году по проекту архитектора П.Г. Пятницкого. Большое участие в разработке проекта принял член строительного комитета, а в дальнейшем ректор университета Н.И. Лобачевский. Значительный вклад в создание университетского комплекса внесли архитекторы М.П. Коринфский и И.П. Безсонов, М.Н. Литвинов и В. Бернгард.

Главный корпус был возведен в 1825 году. Его длина составила 160 метров. Здание украшено тремя портиками с колоннами, в вестибюле -статуи известных личностей. Парадная лестница вела в актовый зал, оформленный в классической манере и церковь, украшенную в дорическом стиле.

Центром застройки в университетском дворе стало полукруглое здание анатомического театра, представляющее собой четырехугольник с восемью ионическими колоннами. На флигеле здания можно видеть надпись на латыни «Здесь место, где смерть рада помочь жизни». По сторонам от здания анатомического театра расположены физико-химический корпус и библиотека. Раньше эти здания были соединены с анатомическим театром решетчатой колоннадой, которая к настоящему времени не сохранилась. В это же время были построены клиника и астрономическая обсерватория.

В XX веке корпуса университета выходят за пределы исторического квартала. Геологический факультет разместился в здании бывшей духовной семинарии по улице Вознесенской, был возведен корпус химического факультета по улице Лобачевского, а в конце 60-х построили два учебно-лабораторных высотных здания к северу и западу от главного корпуса учебного заведения.

Казанский университет сегодня

В настоящее время в КГУ учится около 50 тысяч студентов, площадь учебных и лабораторных помещений составляет 52 тысячи квадратных метра. Имеются общежития на 12 тысяч мест. Филиалы КГУ находятся в Набережных Челнах и Зеленодольске, Елабуге и Чистополе.

Попечительский совет возглавляет Президент республики Татарстан Рустам Минниханов.

Образовательный комплекс университета состоит из пяти направлений:

  • Физико-математическое
  • Естественно-научное
  • Инженерно-техническое
  • Экономическое
  • Социально-гуманитарное.

Осуществлено большое число научных проектов с участием ученых Великобритании и США, Франция и Венгрии, Турции и стран СНГ, а также Балканского полуострова.

Институты и факультеты КФУ

Казанский федеральный университет – многопрофильный вуз, готовящий специалистов по самым разным направлениям в институтах и факультетах, возглавляемых директорами. В состав КФУ входят:

  • Институт фундаментальной медицины и биологии
  • Институт экологии и географии
  • Институт геологии и нефтегазовых технологий
  • Институт международных отношений
  • Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского
  • Институт физики
  • Химический институт им. А.М. Бутлерова
  • Юридический факультет
  • Институт вычислительной математики и информационных технологий
  • Институт филологии и искусств
  • Институт массовых коммуникаций и социальных наук
  • Философский факультет
  • Институт педагогики и психологии
  • Институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины
  • Высшая школа информационных технологий и информационных систем
  • Институт экономики и финансов
  • Институт управления и территориального развития
  • Высшая школа государственного и муниципального управления
  • Институт языка
  • Общеуниверситетская кафедра физического воспитания и спорта
  • Высшая школа управления и бизнеса
  • Программа МВА
  • Институт непрерывного образования
  • Факультет повышения квалификации
  • Подготовительный факультет для иностранных учащихся
  • Институт сравнительных исследований модернизации обществ
  • Инженерный институт

Казанский университет имеет десять разно профильных музеев, являющихся настоящим его достоянием. Экспонаты и фонды музеев используются в научных, культурных и просветительных целях.