Переименование южной осетии в государство алания. Станет ли Южная Осетия менее спорной территорией в случае переименования? Грузия возмущена колючей проволокой в Южной Осетии

По предварительным данным, Бибилов, победивший на выборах президента Южной Осетии, заявил о желании народа вернуться в состав РФ.

По предварительным данным спикер парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов побеждает в первом туре президентских выборов. Как заявила глава ЦИК республики Белла Плиева, ссылаясь на предварительные итоги ЦИК, по предварительным данным Бибилов набирает 57,98%, действующий президент Леонид Тибилов 30%, Алан Гаглоев 11,01%. Всего было открыто 77 избирательных участков, пять из них — на территории России. Общая явка составила 81%. Для победы кандидату необходимо набрать более 50% голосов.

Кроме выборов главы республики прошел также и референдум о переименовании республики. По данным Беллы Плиевой , присвоение Южной Осетии равнозначного названия «Государство Алания» поддержали 78% избирателей. Окончательные итоги референдума будут подведены в течение пяти дней.

Несмотря на то, что между лидерами президентской гонки спикером парламента Южной Осетии Анатолием Бибиловым и действующим главой республики Леонидом Тибиловым не было принципиальной политической разницы, однако некая интрига все равно сохранялась, уверен президент Фонда единения русского и грузинского народов Владимир Хомерики . По словам собеседника «Колокол России», за небольшую историю независимости в республике довольно часто меняются руководители, все это говорит о том, что большинство ее жителей недовольны изоляционным международным положением.

«Если не сравнивать статус, темперамент и характер, а также незначительное отличие в политических взглядах, принципиальной разницы между Бибиловым и Тибиловым практически нет. Более того, осетинское общество в массе своей единое и полностью ориентировано на интеграцию с Россией. Поэтому осетинский народ продолжит выбирать себе лидера, который будет полностью ориентирован на РФ», - пояснил эксперт.

Новый президент Анатолий Бибилов заверил, что отношения с Российской Федерацией не могут претерпеть какие-то изменения в худшую сторону. Наоборот мы их будем наращивать. По его словам, «договор, который мы подписали с РФ, конечно, будет исполняться и интеграция в Российскую Федерацию будет идти».

Единственное что может измениться в республике после выборов, это
обновление кадрового состава руководства страны, полагает координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков . По мнению эксперта, те кадры, которые были при Тибилове, во многом достались от бывшего президента Эдуарда Кокойты , видимо, будут сменены, и это только хорошо, потому что нельзя находиться у власти слишком долго.

«У политического руководства республики очень тесные взаимоотношения с Москвой, где нет принципиальных противоречий. При этом сегодня в республике уже нет такого понятия, как клановость, которые еще несколько лет назад вели между собой активную борьбу. Прошедшие выборы и референдум предали более отчетливую структуру государственности. Ранее между РФ и республикой была напряженность, связанная с нецелевым расходованием дотационных средств, которые выделяла РФ Южной Осетии, однако сегодня коррупционную составляющую удалось максимально минимизировать», - отметил эксперт.

«Проведенный референдум о переименовании Южной Осетии в республику Алания более значимое политическое событие в истории республики, чем президентские выборы. Переименование станет очередным шагом сближения, чтобы подготовить мотивационную площадку для воссоединения с РФ и еще дальше отдаляет от Грузии. Сегодня постепенно ведется подготовка почвы к объединению однокорневых братьев - Республики Северная Осетия-Алания и Республики Южная Осетия - Алания, поэтому можно поставить окончательно точку в вопросе возвращения республики в Грузию. Переименование только усилит мотивационную часть населения для вхождения в состав РФ», - пояснил собеседник издания.

В свою очередь, как заявил РИА Новости Анатолий Бибилов, лидирующий на президентских выборах в республике, Цхинвал продолжит обсуждать с Москвой перспективы проведения референдума о вступлении Южной Осетии в состав России.

Об этом референдуме Бибилов говорил ранее в качестве спикера парламента. По его словам, «между ним и президентом Тибиловым существует некая договоренность, которая требует тщательной консультации с российскими коллегами, потому что это непосредственно касается России». Бибилов отметил, что российский закон позволяет это делать, но все еще зависит от текущей международной обстановки.

Что касается позиции грузинского общества, то там тоже полное единение относительно территориальной целостности страны, и все проводимые выборы и референдумы не будут никогда признаны даже с малейшими оговорками. По мнению Давида Пурцхванидзе, грузинская сторона постарается в международное сообщество сделать информационный вброс. путем Женевского или какого-то другого формата. Однако это не сдвинет с мертвой точки территориальный конфликт из-за принципиальной позиции Тбилиси, который не желает вести напрямую диалог с властями непризнанных им республик, а только ограничивается протестными заявлениями.

«Шансы урегулировать территориальный спор путем различных форм еще несколько лет назад были вполне реальны, в частности использовать схему конфедерации, однако осетины и абхазы разуверились в международных переговорных площадках, которые превратились в обычный фарс, с немалыми финансовыми затратами. За несколько лет в Женевском формате было проведено около 40 встреч, на которые было потрачено около 5 млн. долларов, при этом результат от таких встреч нулевой», - пояснил эксперт.

Интеграция между Россией и Южной Осетией идет полным ходом. Так, жители Южной Осетии в большинстве своем являются российскими гражданами, имеют соответствующие права, есть программы повышения зарплат и пенсий до уровня РФ. Ранее президент РФ Владимир Путин поручил министерству обороны РФ после достижения договоренности с Южной Осетией подписать соглашение о вхождении отдельных подразделений вооруженных сил страны в состав ВС РФ.

Но актуальна ли для российского руководства идея о присоединении республики к РФ - это остается под большим вопросом.

Анатолий Молчанов

Подпишитесь на нас

В Южной Осетии в воскресенье, 9 апреля, прошли выборы президента, которые были совмещены с референдумом о переименовании республики. Если смена названия является красивым символом, то борьба за пост президента оказалась настоящей.

На президентских выборах победил спикер местного парламента, лидер партии «Единая Осетия» Анатолий Бибилов (57,98%). Действующий глава государства Леонид Тибилов уступает ему в два раза (30%). Причем опубликованные сразу после завершения голосования данные экзит-полла говорили о том, что победил действующий президент. Третий кандидат, сотрудник Комитета государственной безопасности (КГБ) Алан Гаглоев набирает 11,01%. Против всех троих кандидатов проголосовали 5,7%, явка превысила 80%.

Для победы в первом туре выборов кандидату необходимо набрать более 50% голосов, так что Бибилов еще ночью объявил о своей победе. «У нас на руках все протоколы, по данным нашего штаба наша абсолютная победа составляет 54,9%. Второго тура не будет», — заявил Бибилов еще ночью, до публикации окончательных результатов голосования.

Инаугурация избранного президента согласно Конституции должна пройти через 10 дней после обнародования результатов выборов в СМИ.

Ранее Бибилов обратил на себя внимание, когда в январе 2015 года, накануне подписания нового договора о союзе с Россией, он предложил войти Южной Осетии в состав России. Обычно югоосетинские политики достаточно аккуратно высказываются на эту тему хотя бы потому, что она очень болезненна для Москвы.

Так что если новый президент Южной Осетии будет активно выступать за интеграцию республики в состав России, это может стать проблемой для официальной Москвы — явно включение нового региона в состав России не входит в ближайшие планы Кремля.

Также в воскресенье более 78% избирателей высказались за переименование Республики Южная Осетия в Государство Алания. Теперь, после внесения соответствующих изменений в конституцию страны, страна будет официально называться «Республика Южная Осетия — государство Алания».

История с референдумом о переименовании довольно интересная. С одной стороны можно считать, что при помощи принятия нового названия Южная Осетия хочет стать ближе к Северной — та присоединила к своему названию слово «Алания» в 1994 году, во время принятия действующей конституции.

Но, конечно, причина любви осетин к названию Алания имеет куда более глубокие корни. Аланы — это ираноязычный народ, который создал свое государство на Северном Кавказе в начале I тысячелетия — это было одно из первых государств в регионе, оно было окончательно разрушено во время нашествия монголов. Для Южной Осетии правопреемство от аланов важно еще тем, что древняя Алания имела, естественно, долгую историю отношений с Грузией, причем часто они были равными партнерами.

Однако, на право считаться наследниками аланов претендуют еще несколько наций — карачаевцы, балкарцы и ингуши. Новая столица Ингушетии, которая начала строиться в середине 1990-х годов, даже была названа Магас, в честь древней столицы аланов. Так что желание осетинов «застолбить» за собой древнее название понятно и, более того, приносит свои плоды, сейчас сложно найти сторонников версии о том, что преемниками аланов являются ингуши или балкарцы.

Во-первых, это выборы президента республики, намеченные на апрель 2017 года, во-вторых, референдум о присоединении к России, и в-третьих, референдум о переименовании государства. Пока нет никакой определенности по поводу того, когда будут проведены последние два мероприятия. Председатель парламента Анатолий Бибилов и президент Леонид Тибилов после ряда обсуждений пришли к тому, что плебисцит о присоединении к РФ должен состояться после выборов главы частично признанного государства.

Плоды грузинского влияния

А вот насчет переименования Южной Осетии известно еще меньше. Этот проект анонсировал Леонид Тибилов почти год назад. Во время общения с журналистами, он заявил, что переименование укажет миру на проблему разделенного народа, то есть на проблему осетин, вынужденных жить в двух разных государствах. «Я поручу соответствующим службам и сделаю предложение парламентариям рассмотреть этот вопрос. Весь мир должен знать, что есть проблема разделенного народа», — говорил в декабре прошлого года президент. Идея всем понравилось, и о ней стали толковать в обеих Осетиях. Практически ни у кого не было сомнений в итоге подобного референдума — народ единогласно проголосует «за».

В чем же причина такой уверенности? Дело в историческом и лингвистическом аспектах. Слово «Осетия» пришло в русский язык из грузинского, в котором территория, где проживали аланы (предки осетин Авт .) в период после монгольских завоеваний, называлась «Осети». «Название возникло в определенных обстоятельствах в связи с тем, что Алания по-грузински называется „Осети“, а аланы — „оси“, и сегодня, и две тысячи лет назад — совершенно одинаково. И эта грузинская традиция была перенесена в русскую официальную практику грузинскими эмигрантами в России, работавшими в российской администрации в качестве переводчиков, штатских и военных чинов», - говорит осетинский ученый, доктор исторических наук Руслан Бзаров . Попав в русский язык, это название распространилось и по всему миру. В среде осетинской интеллигенции достаточно давно идут споры по поводу «восстановления исторической справедливости», то есть по внедрению в широкое употребление слова «Алания» в качестве наименования для Осетии. В советское время никаких серьезных попыток в этом направлении не принималось. Такой практики вообще не существовало.

Впрочем, на местах часто возникали трения, связанные с политикой руководства Грузинской ССР, в состав которой входила Южная Осетия. Тбилиси придерживался агрессивных методов внедрения грузинского компонента в жизнь осетин. Так что разговоры об Алании в то время могли быть восприняты как антиправительственные.

Но времена изменились, и в результате геополитического шока, вызванного развалом СССР, Южная Осетия получила фактическую независимость, в ту пору, правда, никем не признанную. За суверенитет пришлось отплатить страшной ценой — республика стала по-настоящему независимой от Грузии лишь после войны 1991−1992 годов.

Безуспешные старания

На волне подъема самосознания в результате решительного разрыва с Грузией и начались разговоры о переименовании государства. При первом руководителе независимой Южной Осетии Торезе Кулумбегове идея не стала особо популярной, ибо военные действия хоть и перестали быть интенсивными, тем не менее, вяло продолжались, и любой незначительный инцидент мог дать старт очередному массовому кровопролитию. Но спустя некоторое время ситуация нормализовалась, и теперь руководство республики начало задумывать не только об обороноспособности своей страны, но и о прочих насущных вещах.

Высшая власть в стране перешла к Людвигу Чибирову , при нем и началась история с переименованием, которая по сей день не кончилась. Первые лица непризнанной страны все чаще стали обращать внимание на то, что государство следовало бы избавить от наименования грузинского происхождения. Североосетинские коллеги в этом направлении сделали первые шаги — добавили к былому названию своей республики слово «Алания». Одним из первых, кто на уровне парламента заговорил о необходимости последовать «братскому примеру» был политик Казбек Челехсаты , в ту пору входивший в состав высшего законодательного органа. В 90-е эту идею поддерживал и другой видный политический деятель Вячеслав Гобозов , который в настоящее время занимает пост заместителя руководителя администрации президента РЮО. «Я один из тех людей, которые добивались этого переименования еще со времен президентства Людвига Чибирова», — говорит Гобозов. Добивался и, как видно, продолжает добиваться. Но до недавнего времени все эти старания не имели эффекта — идея «заглохла» и начала потихоньку покрываться пылью в умах власть имущих. Пару раз некоторые силы пытались воскресить проект. Даже местное духовенство в 2003 году подключалось: выступило с посланием к народу. Но и священники оказались бессильны. Спустя десять лет известный в Осетии журналист Роберт Кулумбегов публикует материал, в котором призывает как можно скорее назвать Осетию Аланией. Статья резко критическая и заканчивается доводом, обосновывающим всю авторитетность его призыва: «Ведь название нашей страны должно иметь исторические корни, и мы должны нести самоназвание, а не быть калькой с документа, написанного каким-то посольским дьяком со слов грузинского эмигранта». Священники и пресса оказались бессильны. Кому же суждено сдвинуть все это с мертвой точки? Ответ простой — Леониду Тибилову.

Готовность замедленного действия

Его заявление, сделанное 28 декабря прошлого года, вдохновило многих вновь активизироваться на поприще этого ключевого топонимического вопроса. Позднее Тибилов, выступая 19 февраля 2016 года с посланием к народу и парламенту, подтвердил свои намерения инициировать процесс переименования государства. Таким образом, продублировав свой посыл, президент окончательно убедил всех в реальности проекта.

Вновь заговорил упомянутый Гобозов, который, как и все прочие, связывает переименование с восстановлением исторической справедливости. Но тут возник один вопрос — как именно назвать республику? Леонид Тибилов предлагал вариант, который составлен по аналогии с названием североосетинской республики — Южная Осетия-Алания. Прочие политики стали предлагать альтернативные наименования. Кто-то приводил в пример Государство Израиль и настаивал на правильности формулировки «Государство Алания». Иные и вовсе хотят обойтись без дополнения «Алания», вместо этого, по их мнению, лучше всего подходит самоназвание «Ирыстон».

Местные журналисты, поняв, что есть разногласия, организовали социальный опрос, предложив три варианта: Республика Алания, Республика Южная Алания и Республика Южная Осетия-Алания. Из почти трех тысяч опрошенных абсолютное большинство выбрало первый вариант — 61%, второе место досталось последнему варианту — 24,6%, оставшиеся предпочли второе название.

В общем, народ был готов к тому, чтоб голосовать по-настоящему. Но после столь громких заявлений президент вдруг перестал демонстрировать свое участие в проекте. Он говорил о том, что событие должно состояться в ближайшее время, то есть в 2016 году, но не заладилось. Леонид Тибилов, по всей видимости, ушел с головой в другие дела. Он перестал говорить об этом, а на соответствующие вопросы давал уклончивые ответы, лишенные всякой конкретики. Так в начале августа он посетил лагерь для школьников и учащихся ВУЗов «Алания-2016». Во время встречи со студентами ему был задан вопрос — когда же все-таки переименуем страну? Леонид Харитонович ответил — работа идет, подготавливаемся. И все.

Многих эта медлительность не устраивает. Вячеслав Гобозов утверждает, что откладывать процедуру никак нельзя — историческая справедливость и «эмоциональный импульс», который должно получить население будут очень полезны для страны.

Ожидания патриотов легко объяснимы, тем не менее, нужно с пониманием отнестись к доводам президента Тибилова. Переименование не является вопросом исключительно внутриполитическим. Северную Осетию эта процедура тоже коснется. Если частично признанное государство выберет для себя название, в котором будет совсем отсутствовать «грузинское влияние», то это поставит вопрос переименования и перед североосетинскими законодателями. Раз нет Южной Осетии, то значит не должно быть и Северной. Проблема разделенного народа не будет уже на политической карте вырисовываться так четко. А ведь в своем время во Владикавказе первые лица республики именно по этой причине сохранили словосочетание «Северная Осетия» перед новым названием «Алания». Леонид Тибилов понимает все это, потому-то он и предложил вариант «Южная Осетия-Алания» — в таком случае не возникнет никаких спорных моментов, и владикавказские коллеги не будут вынуждены ломать голову над тем, как выправить ситуацию.

Но предварительные опросы показывают, что население предпочитает называть свою страну Республика Алания. Что же остается Тибилову? Искать политические решения, вот поэтому он и тянет. Впрочем, есть информация, что соответствующий референдум может пройти параллельно с предстоящими выборами президента, но вопрос, который будет поставлен перед населением, по-прежнему не сформулирован.

Историческая конкуренция между народами Кавказа за аланское наследие выходит на новый уровень

В начале этого года новый импульс получила многолетняя дискуссия о том, какие народы на Северном Кавказе могут претендовать на статус прямых потомков алан и Аланского царства.

Инициатива Тибилова

Этот импульс связан с тем, что президент Южной Осетии Леонид Тибилов подписал указ о проведении референдума по переименованию Республики Южная Осетия в Республику Южная Осетия - Государство Алания. Референдум пройдет 9 апреля - одновременно с президентскими выборами.

Историки Южной Осетии неоднократно подчеркивали необходимость такого переименования. Поскольку в Южной и Северной Осетиях убеждены в неизбеножности объединения двух осетинских республик. И переименование в Аланию видится в Цхиванле и Владикавказе важным шагом в приближении к этой цели.

Однако мы ранее подробно писали о том, что данная инициатива не всеми однозначно воспринимается в самой Южной Осетии. Поскольку часть жителей считает, что таким образом Леонид Тибилов набирает себе политические очки перед выборами и отвлекает население от более реальных и тяжелых проблем республики.

Кроме того, подобные инициативы осетин встречают глухое неприятие у других народов Кавказа. Мы уже писали ранее о ходе давней дискуссии между тремя народностями Северного Кавказа о том, кому принадлежит аланское наследие – осетинам, ингушам или карачаево-балкарцам.

Историческая конкуренция

Напомним, что средневековое царство Алания существовало на Кавказе с начала I тысячелетия до середины XIV века, пока не пало под нашествием монголов. История его возникновения и расцвета занимает умы не только ученых, но и огромного количества общественников, блогеров и активистов Кавказа.

Поскольку считаться наследниками одного из древнейших и могущественных государств Кавказа хочется многим. Оттого, сразу три народа Кавказа – осетины, карачаево-балкарцы и ингуши претендуют на то, чтобы считаться потомками легендарного царства.

Так случилось, что осетинам в этом споре удалось в политическом отношении добиться большего. После краха Советского Союза именно осетины в 1995 году добавили к названию своей республики Северная Осетия слово Алания.

Застолбив за собой аланский бренд и в других культурных и политических нишах, осетинам удалось добиться того, чтобы большая часть россиян начала устойчиво ассоциировать с наследием древних алан именно современных осетин, как потомков древнего ираноязычного народа.

Аланская эстафета Кавказа

Однако, и другие претендующие на аланское наследие народы Кавказа преуспели немало. Так, ингушским властям удалось в 1998 году присвоить новой столице Ингушетии, заложенной четырьмя годами ранее, название – Магас.

Это решение было с дальним историко-политическим прицелом. Поскольку Магас – это название столицы древнего Аланского царства. Так, согласно средневековому автору аль-Масуди «столица царства аланов называется Ма’ас, что означает - благочестие».

Однако, свое слово в этом споре еще суждено было сказать карачаево-балкарцам, проживающим в двух соседних республиках Кавказа – Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

В силу многонационального характера республик их проживания, карачаевцы и балкарцы не могли подобно осетинам и ингушам, проживающим в мононациональных республиках, закрепить за собой аланское наследие политическими решениями.

Однако, свой родной язык карачаевцы и балкарцы между собой весь этот период называли аланским, а самих себя аланами. Тем не менее, это никак не фиксировало в сознании остальных народов Кавказа аланское наследие за карачаево-балкарцами.

Карачаевский протест

Однако, в ноябре 2014 года в Москве на базе Российской академии наук прошла весьма представительная Международная научная конференции "Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа".

По итогам конференции вышло много статей, интервью, передач и сюжетов. Главной целью, ради которой и была созвана эта Конференция, было подтверждение тезиса 1959 года языковеда Умара Алиева об аланском происхождении карачаево-балкарцев.

В Северной Осетии реакция на эти претензии ингушей и карачаево-балкарцев на аланское наследие неоднозначная: одни считают, что соседи осетинского народа предпринимают попытки переписать историю, другие не видят ничего зазорного в том, что соседи хотят отождествлять себя с предками осетин.

И тут, на фоне подготовки Цхинвала к историческому для Южной Осетии референдуму по переименованию республики в Аланию, с официальным протестом против такой инициативы выступили карачаевские общественники, которые направили письмо с предостережениями министру иностранных дел Сергею Лаврову.

Руководство Конгресса карачаевского народа упирает на то, что само переименование Южной Осетии в Аланию противоречит историческим фактам, грозит тем, что эта инициатива вызовет напряжение на Кавказе в межнациональных отношениях и даже в международной сфере, как это случилось в случае с Республикой Македония.

При этом понятно и то, почему именно письмо протеста направлено в Москву, а не в Цхинвал. Поскольку все политические процессы в Южной Осетии плотно курируются из Кремля и российского Белого Дома. Этот факт еще раз подчеркнул недавний визит помощника президента России Владислава Суркова в Цхинвал.

Борис Семенов

Много читаю статей и комментариев о том, что мы Аланы! Надо переименовать себя в Аланов, а государство - в Аланию!
Но помимо этого я читаю комментарии и к другим статьям, где те же Аланы опускаются до оскорблений, мата и ругательств в отношении друг друга. Порой, даже женщин.
Если мы хотим называть себя Аланами, если мы хотим быть достойными носить их гордое имя, тогда, возможно, надо начинать не с криков о переименовании, а с самих себя?
Ведь достаточно просто придерживаться простых человеческих истин, ценностей и принципов, которым следовали наши предки. Они даже сформулированы в наши дни. КТо-то называет их Кодексом Аланской Чести, кто-то уставом, но мне понравилось название "Аллон аефсармы домаентае". Текст я приведу ниже. Но вот к чему я веду. Посмотрите свои комментарии к любой новости, касающейся грядущих выборов, любой новости, которая несет в себе хоть какой-то политический аспект. Мне лично, право, противно это читать. До чего мы опускаемся. И в то же время кричим, что мы - Аланы! Не обесценивайте это слово, как давно стали обесценивать слово "аегъдау". Начните с работы над собой, начните соответствовать образу Аланского мужчины или Аланской женщины, и тогда будет совсем неважно, как будет называться наша республика, если в нас внутри будет жить дух, заложенный нашими предками.

1) Помни всегда и везде, ты - потомок древнего и благородного народа, а поэтому не имеешь права на недостойный поступок.
2) Знай и чти историю своего народа и края - это знание укрепит твой дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни.
3) Не считай Себя осетином (аланом) пока не усвоишь языка, обычаев, песенного и танцевального искусства своего народа.
4) Постоянно работай над своим физическим совершенствованием. Закаляй и укрепляй здоровье, чтобы быть достойным своих великих предков.
5)Знай и помни родословную свою от основателя рода. С великим почтением относись к старикам, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь.
6) Как высшую заповедь предков усвой истину - величие алана (осетина) никогда не измерялась богатством. А лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества.
7) Всегда помни о том, что все хорошее и плохое, что ты делаешь в жизни обернется к тебе сторицей.
8) В разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься. Среди людей много тех, кто умнее и сильнее тебя.
9) Опасайся мысли: «Чем ты лучше меня?», которая много раз разрушала Аланию. Если ты истинный патриот, докажи это делом.
10) Избегай ссор и скандалов. В ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать.
11) Будь умеренным в еде и питье - это одно из требований аланской этики. Торжества и поминки не повод для обжорства.
12) Выбирай невесту (жениха) не только по красоте лица и тела, а по наличию ума и чести, по традициям фамилии и семьи.
13) Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ - это дар божий.
14) Будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должен сломить твоего духа, если ты истинный сын аланского народа.
15) Больше смерти старайся не приступить этот канон чести. Да упаси Господь тебя от бедности и позора.