Различия яхт по типу вооружения. Классификация парусных яхт Современный шлюп и его паруса

Факторов, влияющих на выбор парусного вооружения предостаточно. Здесь, как и в любой области, невозможно создать идеальное вооружение. Для разных целей подходят разные паруса. Но в силу привычки и стереотипа, на большинстве яхт мы наблюдаем вооружение бермудский шлюп. Попробуй производитель предложить совершенно непривычное парусное вооружение, пусть оно и будет отвечать конкретному запросу более качественно, чем классика, и он просто потеряет своих клиентов.

Так что ещё одна из важнейших причин начать – это возможность подобрать необходимое именно для себя парусное вооружение. 🙂

Стремление быть первым является важным фактором сегодняшнего прогресса, в том числе и в яхтинге. Парусные синдикаты топовых регат (Кубок Америки, и т. пр.) вкладывают большие средства в испытания, проектирование и строительство совершенных гоночных машин (бюджеты участников 33-го розыгрыша Кубка Америки превысили сумму в полмиллиарда долларов). Логично, что успешные идеи в сфере новых тенденций парусного вооружения транслируются на массовые лодки. Но насколько это правильно, ведь необходимо учитывать минимум два фактора: гоночные машины изначально идут в совершенно в другом режиме плавания, и далеко не все крейсеристы гонятся за скоростью.

Давайте немного вернёмся к истории развития паруса в Старом Свете. Буквально 100 лет тому назад, когда ещё паровой двигатель не завоевал успеха у коммерсантов, именно прямые паруса – узкие и низкие были «в моде». Они неплохо разгоняли суда, особенно на попутных курсах, но были очень плохими лавировщиками. Небольшие рыболовные суда и первые яхты, преследовали чуть другие цели, и к тому же, благодаря меньшим размерам, позволяли использовать в вооружении более сложные конструкции. Гафельное вооружение было классикой. Но вскоре двигатель окончательно «победил» парус, который остался уже только на яхтах, используемых в целях отдыха, развлечения и в спортивных состязаниях. А к гоночным яхтам предъявляется новое требование – безупречно ходить в лавировку. Именно лавировка сегодня является определяющим для победы на классических гоночных дистанциях.

Так яхтсмены отказались от гафеля, и профиля парусов становятся всё уже и выше – бермудские паруса завоёвывают популярность.

И хотя в 60-х годах прошлого столетия Чеслав Мархай и доказал, что форма паруса типа «гуари» эффективней паруса «маркони» (бермудский на жёсткой мачте), требуется ещё время, чтобы паруса эллипсоидной формы пришли на смену бермудским. Сегодня технологии и материалы позволяют без особых проблем создавать рангоут и такелаж, благодаря которому мачты отлично гнутся и не создают слишком большого аэродинамического сопротивления, но в принципе, до сих пор на массовых яхтах негнущиеся мачты и треугольные неэффективные паруса. Правда, не потому что это сегодня не позволяют сделать технологии, как ещё 40 лет тому назад, но потому что теперь удобно закручивать паруса в мачту, но мачта при этом обязана быть ровной.

Прорыв был осуществлён в 2000 году, когда голландец Йенс Никель доказал эффективность широкого грота. Улучшенная аэродинамическая форма с большим горбом грота имела большую тягу, и при большей площади, что удивительно, меньшую кренящую силу. Рыскливость яхты также значительно снизилась. Никель объясняет это что хотя ЦТ такого паруса стал выше, но ЦП, напротив, сместился вниз. И не случайно именно Йенс Никель пришёл к такому выводу – голландские рыбаки со старых времён использовали короткий изогнутый гафель, который позволял парусному вооружению развивать высокую тягу.

Однако эволюция спортивного паруса продолжилась. Теперь не в моде паруса эллиптической формы. Современный грот имеет ярко выраженный нок-бензельный угол, а самая верхняя сквозная лата уж очень напоминает гафель. На America’s Cup такое вооружение было впервые продемонстрировано в 2007 году.

Почему так, неужели знаменитейший теоретик паруса Чеслав Мархай ошибался? Нет. Эллиптическая форма паурса и в самом деле лучшая. но лишь в идеальных и стабильных условиях обтекания. Но яхты движутся по взволнованному морю, и практика вносит свои коррективы.

Кстати, небольшие нюансы, но надо понимать, что современное спортивное вооружение, грамотно уже нельзя назвать бермудским, хотя мы и продолжаем это делать. Грот сегодня имеет явно выраженную верхнюю шкаторину и четыре угла.

Интересным решением сегодняшнего развития парусного вооружения можно считать яхту класса Open 50 Adecco – “Etoile Horizon”. Возможно, кому-то это покажется странным, но! У гафельного паруса ниже расположен центр парусности, соответственно при той же площади – меньший кренящий момент. Дальше. Океанские гонщики совершенно не стремятся к лавировке – это невыгодно. Им нужна скорость, и ради поиска нужного ветра, можно сделать лишний крюк в океане, не говоря о том, что на маршрутных гонках встречного ветра изначально не так уж много. А здесь опять-таки гафельный парус лучше тянет, чем бермудский. Да и не так уж и много у бермудского преимущества на лавировке. Это можно увидеть на приведённом здесь графике. Вообще, бермудский «победил» гафель на самом деле не сколько потому что он выгоден на гоночной части дистанции против ветра, но благодаря облегчению рангоута, особенно в верхней его части. А современные технологии и материалы позволяют не только мачты делать лёгкие, но гафели 🙂

Давайте теперь вспомним и о двухмачтовом вооружении. в 60-х годах прошлого столетия вооружение иолом считалось идеальным по многим параметрам. Это большая площадь парусности при отсутствии технологических возможностей делать высокие мачты, и более легкие паруса, с которыми проще работать, и возможность вместо взятия рифов просто убрать один парус… Вообще, яхты длиной более 12-ти метров все были двухмачтовыми.

Но эволюция берет своё, и шлюпы за счёт меньшего сопротивления парусного вооружения отодвигают двухмачтовое вооружение в прошлое. Удачным ренессансом двухмачтового вооружения стала кругосветная гонка “Видбред” 1989-90 гг., когда Питер Блейк и Грант Далтон устроили восхитительную дуэль, имея преимущество на полных курсах за счёт широкого и большого по площади вооружения. Но уже следующая гонка показала несостоятельность двухмачтового вооружения, против современных шлюпов, выходящих в режим серфинга.

До сего момента мы разобрали эволюцию парусного вооружения в Европе.

Кратко резюме: прогресс отодвинул парус с коммерческого русла в развлекательное и спортивное. Конструкторские соображения, плюс обмерные формулы привели к тому результату, который мы сегодня наблюдаем. Но в странах юго-восточной Азии совсем другие паруса. Для нас не привычные, но что может показаться поразительным, куда эффективней бермудских парусов. И за счёт формы паруса, и за счёт удобства управления, и за счёт низкого центра парусности.

Конструкция классической парусной яхты состоит из корпуса и парусного вооружения. Парусное вооружение – это совокупность всей оснастки, предназначенной для перемещения судна по воде при помощи ветра. К парусному вооружению судов относят собственно паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут

Рангоут (рангоутное дерево) — это «скелет» для парусов, служащий для их натяжки и передачи силы движения корпусу яхты. Основная часть рангоута — это мачты. Несмотря на то что среди моряков до сих пор бытует термин «рангоутное дерево», у многих современных яхт мачты изготавливаются не из древесины, а из алюминиевых сплавов, стали, углепластиковых композитов.

Количество мачт зависит от размера яхты. Наиболее распространённый вариант – одна грот-мачта. Но океанские мега-яхты могут иметь и до трёх мачт. Размер мачт также может быть самым различным, в зависимости от размера самого судна. В книгу рекордов Гиннеса занесена яхта «Мирабелла-5» с углепластиковой мачтой, высотой 90 м.

Классические небольшие спортивные или прогулочные яхты имеют тип парусного вооружения с одной мачтой (кэт, тендер, шлюп), именуемой грот-мачтой. Она же является центральной и у многомачтовых судов. Суда-двухмачтовики – кэч, иол, шхуна. У мега-яхт, имеющих три мачты, передняя именуется фок-мачтой, а задняя, расположенная позади грот-мачты, называется бизань-мачтой.

Гик – часть рангоутного дерева, предназначающаяся для растяжки нижней шкаторины косого паруса. Крепится в нижней части мачты, перпендикулярно к ней неподвижным либо подвижным образом. К гику, помимо паруса, крепится ряд дополнительных приспособлений, предназначенных для управления и придания жёсткости конструкции – оттяжки и шкоты.

Гафель – используется на яхтах с четырёхугольным парусом. Представляет собой рангоутное дерево, закреплённое в верхней части мачты под углом к ней. К гафелю крепится верхняя шкаторина паруса. На небольших открытых лодках, например, на динги, гафель часто заменяется на рейк. Рейк, как и гафель, предназначается для крепления верхней части четырёхугольного паруса, но позволяет ему с обеих сторон свободно выходить за мачту.

Такелаж

Ванты – специальная оснастка, относящаяся к стоячему такелажу. Представляет собой тросы из оцинкованной стали. Предназначается для растяжки и укрепления мачт, придания всей рангоутной конструкции дополнительной жёсткости. Толщина и количество вант зависит от размера мачт и площади парусов.

Шкоты – так называемый «бегучий» такелаж. Своё название он получил оттого, что, в отличие от вант, не закреплён в неподвижном виде. Шкоты служат для управления парусами и рангоутным деревом, они изготовляются из синтетических или натуральных материалов.

Парусное вооружение яхты

Парус является основной частью парусного вооружения яхты . На сегодня имеется два основных типа парусов, используемых на яхтах – косое и прямое парусное вооружение . Выбор того или иного варианта зависит от нескольких условий: от размеров яхты и условий её эксплуатации.

Прямое парусное вооружение применяется в большинстве случаев на больших многомачтовых океанских яхтах. Изредка используется для яхт, стилизованных под старинные парусники – бриги и бригантины. Прямой парус выполнен в виде трапеции, они закрепляются на горизонтальном рангоутном дереве – реях, обычно в несколько ярусов. Среди недостатков прямого парусного вооружения следует отметить его хорошую работу только при попутном и, частично, боковом ветре (не более 60-70 градусов).

Для спортивных и прогулочных яхт используют косое парусное вооружение . В этом случае парус располагается только с одной, обычно задней, стороны мачты. Форма материала при этом может быть как треугольной, так и четырёхугольной. Поскольку именно такие небольшие суда составляют подавляющую часть мирового яхтенного флота, то косой парус является наиболее распространённым. Его главным преимуществом является возможность движения при встречном ветре путём лавирования.

В некоторых случаях можно встретить и комбинированное использование парусов. Например, крейсерские яхты, на которых основным типом парусного вооружения являются косые паруса, могут при попутных ветрах выставлять прямой парус – брифок. Это связано с лучшим КПД прямых парусов на попутных курсах, чем у косых, и даёт значительную прибавку к скорости движения.

Гафельное парусное вооружение

Гафельное парусное вооружение получило своё название от гафеля – рангоута, установленного на мачте сверху, под углом к ней. Используется для постановки четырёхугольного косого паруса. К гафелю прикрепляется верхняя кромка паруса, передняя шкаторина прикрепляется непосредственно к мачте, а нижняя часть парусного полотна – к гику, закреплённому на мачте горизонтально.

Одними из разновидностей является парус-гуари, у которого гафель по своей длине превышает не только гик, но зачастую и саму мачту. Крепится гуари по отношению к мачте под очень острым углом, порой почти вертикально. Одним из видов гафеля можно считать рейк – вариант, когда верхний рангоут крепится к мачте не своим торцом, а выходит за неё вперёд. Применяется подобный вариант по большей части на небольших лодках – динги, прогулочных тузиках и т.д.

Ещё один вариант гафельного парусного вооружения – применение шпринтова. Используется шпринтов в основном на небольших швертботах и динги. При этом верхний шест рангоута упирается своим нижним торцом в мачту примерно на половине её высоты, а верхним концом – натягивает парус, упираясь по диагонали в его верхний задний угол. Ещё полвека назад большинство яхт оснащались подобным вооружением.

К нынешним временам гафельное парусное вооружение почти повсеместно вытеснено более простым в управлении и более мощными, с точки зрения тяговооружённости, треугольными парусами. Плюсом гафельного паруса, так же, как и прямого, является лучшие тяговые свойства при попутном ветре. Но при встречном и боковом ветрах он уступает по своей эффективности ставшему сейчас классическим треугольному парусу.

Треугольные паруса

Классикой треугольных парусов является бермудский треугольный. У него отсутствует гафель, так как само полотнище имеет треугольную форму. Им оснащаются прогулочные и гоночные яхты. Среди основных преимуществ такого типа парусного вооружения можно назвать:

  • Отличные аэродинамические качества, особенно при острых и встречных направлениях ветров.
  • Простота в управлении.
  • Широкие возможности регулировки с целью добиться максимальной эффективности работы в различных ситуациях.

Передняя шкаторина бермудского паруса крепится к мачте посредством ликпаза – продольной выемки, по которой перемещается ликтрос, служащий для натягивания полотнища. Для более эффективного использования треугольного парусного вооружения яхты , помимо грота – треугольного паруса, крепящегося позади мачты, на современных яхтах повсеместно используют стаксель.

Стаксельное парусное вооружение позволяет с большей эффективностью использовать ветер, дующий под острыми и встречными углами, направляя поток воздуха в грот. Таким образом, стаксель вместе с гротом составляют единую систему, увеличивающую тяговооружённость яхты не только за счёт большей площади парусов, но и благодаря более эффективному использованию энергии ветра. По конструктивным особенностям парусники, оснащённые стаксельным парусным вооружением, подразделяются на:

  • Нормальный бермуд – когда стаксель крепится на высоте ¾ от основания мачты.
  • Топовый стаксель – стаксель прикрепляется к штагу, идущему к самому верху (топу) грот-мачты.

Нормальный бермуд чаще используется для гоночных вариантов яхт, а второй тип для прогулочных и крейсерских судов.

Слово «бермудский» относится к конструкции парусов и способов крепления их к рангоуту на судне . Характерными признаками бермудских парусов является:

  • вид сбоку близкий к треугольному;
  • крепление к судну и его мачте по передней шкаторине паруса;
  • для управления парусом используется один угол - шкотовый и (или) нижняя шкаторина.

Слово «шлюп » означает, что судно одномачтовое, но с двумя парусами:

  • гротом (закрепляемом на мачте по всей передней шкаторине)
  • стакселем, соединенным верхним т. е. фаловым углом с мачтой, нижним (называющимся галсовым) углом к носовой части палубы, и всей передней шкаториной либо к тросу (это может быть трос вшитый в переднюю шкаторину паруса, или штаг - трос удерживающий мачту спереди, или штаг-пирс, т. е. жесткая снасть вместо троса в виде трубы или штока).

Штаг-пирс, несомненно, лучший вариант, но применяется реже из-за дороговизны и (или) большой массы.

Бермудский шлюп выглядит как показано на рисунке 4.1.

На рисунке вместо размеров указаны буквенные обозначения:

s п - площадь плавника.
s р - площадь руля.
s к - площадь подводной части корпуса.
B maх - максимальная ширина корпуса яхты.
B квл - ширина по КВЛ.
B кормы - ширина кормы.
V - водоизмещение яхты.
m пл - масса плавника.

Объяснения

  1. Круто к ветру - когда яхта движется навстречу к ветру под некоторым острым углом. У современных круизных яхт этот угол порядка 45°, но у самых быстроходных больших яхт может быть и 30°!
  2. Лавировка - способ (технология) движения яхты навстречу к ветру, состоящий в попеременном движении: то левым, то правым галсами (Галс - положение яхты относительно направления ветра. Правый галс - ветер дует в правый борт, с правой половины яхты, левый галс - в левый борт, с левой половины.
  3. Выбираться на ветер - двигаться навстречу к ветру;
  4. Бермудские паруса имеют три угла и три шкаторины , каждый со своим именем:
    - верхний угол, за который парус поднимается вверх по мачте с помощью фала (т. е. троса, веревки) называется фаловым углом;
    - нижний угол паруса, обращенный к встречному ветру, называется галсовым углом;
    - задний угол паруса, обращенный в направлении по ветру, называется шкотовым углом и служит для управления парусом с помощью шкота (веревки);
    - шкаторины - это края паруса;
    - передняя шкаторина в рабочем положении обращена к ветру и в нее вшит трос (называется он ликтрос);
    - задняя шкаторина - сзади. С нее стекает отработанный поток ветра;
    - нижняя шкаторина обращена к палубе.
  5. Мореходность - свойство яхты успешно противостоять стихии ветра и волн определенной силы. Чем сильнее ветер и волны тем должна быть мореходнее яхта. Более прочная и более приспособленная к неожиданностям погоды яхта считается более мореходной.
  6. Генуя - широкий стаксель, заходящий своим шкотовым углом за мачту в сторону кормы.

Пропорции круизного бермудского шлюпа

Пропорции современных круизных яхт можно выразить через главный размер L квл. Собственно L квл лежит обычно в пределах 2,5 ÷ 20 м.

L mах ≥ L квл. L max может достигать 1,3L квл однако имеется тенденция к L mах = L квл.
Н = (1 ÷ 1,5)Lквл, чаще всего H ≈ 1,3L квл.
h cт = (0,75 ÷ 1)H; лучше когда h cт = H, однако возникают проблемы прочности мачты.
h б = (0,07 ÷ 0,2)L квл; чем больше h б, тем мореходнее яхта.
∆ ≈ 0,1L квл - смещение ЦП в нос от ЦБС. Очень важная величина, влияющая на управляемость яхты.
Т общ = (0,2 ÷ 0,3)L квл; Т к ≈ 0,05L квл.
Плавник, как и перо руля - подводные крылья. Они действуют как крыло планера, только расположены вертикально.
s к ≈ 0,6L квл × Т к;
s п ≈ 0,6Sк = 0,036L квл × T к.
Многое зависит от формы подводного крыла, т. е. от t, 1, b.
В поперечном сечении плавник и перо руля имеют форму капли с тупым концом вперед. t ≈ (1,8 ÷ 2,5)l = (0,18 ÷ 0,25)L квл, где l ≈ 0,1L квл; b ≈ (0,012 ÷ 0,015)L квл.
Для пера руля соотношение между t, 1 и b - аналогичны, но для руля s р ≈ 0,25s п.
m пл ≤ (0,2 ÷ 0,4)V для крейсерских и килевых яхт;
m пл ≈ 0 для легких лодок, швертботов, парусных досок и катамаранов (вообще для многокорпусных яхт),
V = (0,0046 ÷ 0,007)L 3 квл; S = (0,5 ÷ 0,75)L 2 квл;
S ст ≈ S гр, лучше когда S ст = 1,25S гр.
B max ≈ (0,3 ÷ 0,45)L квл. В квл ≈ (0,27 ÷ 0,4)L квл.
B к ≈ В квл.

За пестротой обозначений, терминов и численных соотношений не легко угадать прелесть классической круизной яхты. Поэтому сформулируем ее преимущества в кратком словесном виде.

Во-первых , и это главное, круизный бермудский шлюп доброй пропорции хороший лавировщик. «Мертвая зона», куда рулевой не может сразу и непосредственно (разве что под мотором) привести яхту, составляет всего лишь около 90° из 360° (по 45° на правую и левую стороны от направления навстречу ветру). При парусах высокого аэродинамического качества и высоких аналогичных характеристиках плавника и в целом подводной части яхты эту цифру можно снизить до 80°.

Гоночные большие супер-яхты достигают даже 60°. Однако, каждый градус навстречу ветру обходится все дороже и дороже, что требует сверх дорогую парусную ткань и тем более готовые паруса. Самые современные мачты, такелаж, устройства управления и оборудование тоже стоят дороже обычных. Не менее дорого обходятся и гидродинамические качества подводной части яхты: сложные формы плавника, сверхчистые поверхности, не допускающие малейших прилипаний водорослей и другой грязи, «узкие» ворота режимов плавания: строгое выдерживание углов атаки парусов по отношению к переменному ветру, сверхточный учет дестабилизирующих факторов (волны, течения и др. и т. д. и т. п.) требуют применения дорогостоящих приборов и компьютеров в процессе плавания.

Во-вторых , круизный бермудский шлюп доброй пропорции удобен в управлении и не требует многочисленной команды вследствие хорошо организованной проводки шкотов и механизации органов управления: лебедки, блоки, стопора, рулевое устройство - предельно просты.

В-третьих , на попутных курсах, где треугольные (бермудские) паруса не являются самыми эффективными, имеется возможность ставить дополнительный парус из легкой ткани - спинакер или генакер (генакер - несимметричный спинакер, спинакер же напоминает парашют и сравним по площади с суммарной площадью лавировочных парусов). Это дает заметный прирост скорости и достигается максимум возможного. Применение спинакера или генакера требуют хорошей слаженности от экипажа в управлении. Справедливость требует сказать, что на бермудском шлюпе паруса поставленные «бабочкой» на курсе фордевинд позволяют без хлопот идти в турпоход.

В-четвертых , широкое и плоское днище кормы в сочетании с высокой энерговооруженностью (т. е. S/V = 24 ÷ 30 м2/на тонну водоизмещения) позволяет яхте выходить из водоизмещающего режима плавания в режим серфинга и достигать скорости хода выше, чем ее ограничивает закон Фруда в водоизмещающем режиме (по Фруду или с учетом 1 узел = 1853 м/час, или 0,514 м/с, 1 фут = 0,3048 м. ). Надежную круизную яхту типа бермудский шлюп можно создать относительно дешево.

На прямой вопрос: «Какова скорость яхты?» Ответ таков: «Она всегда разная».

При скорости ветра равной нулю (полный штиль) яхта будет стоять или сплавляться по течению или грести парусами за счет набегающих волн и чуть двигаться. В этом случае выручает мотор или весла. Но, это редкая ситуация, когда совсем не дует.

При невысокой волне (для каждого размера яхты это своя величина) при ветре 3 ÷ 4 балла (3,4 ÷ 7,9 м/с) яхта средних размеров (≈ 6 ÷ 7 м по КВЛ) развивает скорость согласно формуле Фруда около 10 ÷ 13 км/ч. Для этой же яхты при скорости ветра 12 м/с можно достичь скорости 25 км/ч. Яхты больших размеров ходят быстрее, меньших размеров - медленнее.

В условиях крепкого ветра и шторма (свыше 20 м/с) самый быстрый ход бывает курсом галфвинд вдоль волны или чуть наискосок. Встречные к волне курсы под острым углом к ветру ход сильно замедляют, а малые яхты уже не могут бороться со стихией и дрейфуют по ветру или останавливаются на якорях.

Ход на попутной волне выводит яхту на режим серфинга и глиссирование. Скорость увеличивается до скорости ветра и более!

У рулевого (капитана) яхты большой выбор различных вариантов: пытаться двигаться в выбранном направлении, скрыться в убежище, встать на якорь, попробовать использовать мотор, несмотря на то, что круизная яхта - само-выпрямляющаяся яхта, если даже окажется мачтой вниз - это за счет массы плавника.

При чрезмерной для вашей яхты силе ветра, когда возникают опасный (большой и рывками) крен и сильный дрейф, уменьшают площадь парусности, на морском языке: «берут рифы». Эта операция значительно облегчается и ускоряется, если на яхте сделаны устройства для скручивания парусов: закрутка стакселя вокруг передней шкаторины, патент-риф грота для скручивания его по нижней шкаторине с одновременным потравливанием фала.

Увлечение яхтами - выжимателями скорости всеми возможными способами, уже на этапе конструирования приводит к ухудшению их обитаемости (т. е. бытовых условий) и, главное, к снижению надежности, поскольку сверх-облегченные яхты часто попадают в условия на грани их прочности. Управление такими яхтами требует высочайшей квалификации экипажа.

Ниже мы знакомим новичков с названиями основных элементов яхты, стоячего и бегучего такелажа, паруса и просто яхтенными (морскими) терминами.

Парус

Парус – это специальная ткань или пластина, которая крепится к корпусу яхты с целью преобразовать энергию воздушных потоков в энергию поступательного движения судна. С точки зрения своего устройства, парус представляет довольно сложную конструкцию. А теперь более предметно познакомимся с такими элементами, как «Мачта» «Гик», «Ванты», «Грот», «Спинакер», «Штаг», «Стаксель»и другие.

Мачта

Мачта - это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Обычно, когда речь идет о парусных одномачтовых яхтах («шлюп», «тендер»)- подразумевают именно грот мачту.

Вооружение гика: 1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика

– это устройство, служащие для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом.

Ванты

Ванты - это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.

Штаг

Штаг - это жесткий стальной трос стоячего такелажа судна, удерживающий от падения мачту назад

Грот (парус)

Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Собственно, именно грот является одной из самых важных составных частей паруса яхты, оттого насколько правильно настроен грот по отношению к ветру и состоянию поверхности воды, зависит, как будет вести себя судно в тех или иных погодных условиях.

Стаксель

Стаксель представляет собой парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.

Гоночный парус, работающий в диапазоне курсов от галфвинда до фордевинда. В отличии от спинакера имеет меньшую площадь, кроме того, может использоваться не только в гонках, но и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.

Шкот

Шкот (нидерл. schoot ) - снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту).

ФАЛ

Фал (нидерл. val (от vallen - падать, спускать ) - снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов,вымпелов и т.п. Фалы , используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.

Концы

Коне́ц (концы́) - название любой верёвки или троса на флоте. Например при швартовке швартовый конец одной стороной привязывают к пирсе (пристань) на кнехт а другой на утку на яхте.

Кранцы

Кра́нец - подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна.Раньше кранцы были плетённые из верёвок, но в дальнейшем они были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами. В силу своей дешевизны и практичности в качестве кранцев наиболее широко используются старые автомобильные покрышки.

Вот еще некоторые важные термины

Подве́тренная сторона́ - сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.


Наветренная сторона
- сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.

Галью́н - просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.

Камбуз - просто кухня

Овершта́г - поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.

Фордевинд - 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд ), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.

И наконец - Адмиральский час

Адмиральский час - предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.

Яхта это судно, предназначенное для спорта или туризма. Разновидностей яхт чрезвычайно много. В мире яхт столько же типов, размеров, сколько же и вкусов, привязанностей людей. Ведь яхта, являясь предметом развлечения, часто является символом сбывшейся мечты. А люди очень часто мечтают и осуществляют мечты по-разному.

Классифицируя яхты, в первую очередь следует разделить их на моторные и парусные яхты. Это яхты из разных идеологических лагерей, из различного представления о мечте. И хотя те и другие в конечном итоге объединены одной стихией, морем, о каждом из них стоит говорить раздельно. В этой статье мы уделим внимание классифиции парусных яхт.

1. Предназначение.

В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий и яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором. Итак, в первую очередь, разделим яхты на:

  • Яхты для путешествий
Рис1. Гоночная яхта "Archambault 35" и обычная крейсерская яхта той - же длинны - 35 футов

Яхты для путешествий имеют прочную, порой утяжеленную конструкцию. Задача конструктора в этом случае - обеспечить комфорт и надежность.

Гоночные яхты проектируются для того, что бы выиграть в гонках. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Конструкторы, рассчитывая на боле высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, что бы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, что бы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.

2. Удаление от берега

По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для плавания возле берега, в заливе, и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов - убежищ. То есть, яхты можно разделить на:

  • Прогулочные
  • прибрежные яхты
  • и мореходные, то есть крейсерские яхты.
Рис 2. Гоночные яхты: для прибрежных соревнований и для гонок в открытом море

  • Прогулочные яхты имеют легкую конструкцию, в них нет существенных запасов воды и еды для экипажа, навигационное оборудование рассчитаны на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
  • Крейсерские яхты имеют прочную конструкцию способную нести запас снабжения (вода топливо, продукты и т.д.). Веутренние помещения дают возможность полноценно отдыхать команде. Такие яхты не имеют ограничения по удалению от берега.
  • Прибрежные яхты (дневной крейсер) имеет ограниченные бытовые удобства и небольшой запас снабжения, позволяющие провести день на прогулке возле залива.

3. Количество корпусов.

Если ширина корпуса создает устойчивость, то почему бы не расширить его как можно больше? Об этом в своё время задумались конструкторы и стали проектировать широкие корпуса. Такие корпуса обладают высоким начальным моментом спрямления. Однако у них есть крупный недостаток. Такой корпус имеет высокое сопротивление трения о воду и плохую мореходность. Для решения этого конфликта были созданы многокорпусные яхты: катамараны (два корпуса) тримараны (три корпуса). Несмотря на то, что переворот многокорпусника, в отличии от переворота килевой яхты - это фатальное событие, поставить его обратно, на «ровный киль», без посторонней помощи, невозможно, они весьма популярны. Дело в том, что целый ряд конструктивных мер свел риск переворота некоторых многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю.

Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, разнесенных на такое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.

Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких. Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на:

  • Однокорпусные
  • Многокорпусные (катамараны и тримараны)
Рис 4. Однокорпусная яхта, катамаран, тримаран.

4. Способ создания остойчивости однокорпусных яхт

Парусные яхты используют для движения энергию ветра. Ветер передает свою энергию яхте через паруса. Паруса и парусное вооружении вообще, установлено на яхте, и под действием ветра (особенно когда он направлен в борт) стремится опрокинуть всю яхту. Что бы создать остойчивость, то есть способность яхты противостоять опрокидыванию, существует два основных способа. Во-первых, с помощью балласта , расположенного как можно ниже в корпусе или в специальном плавнике (фальшкиле). Во-вторых, с помощью остойчивости корпуса , когда сам корпус, благодаря своим характеристикам, прежде всего ширины, создает спрямляющий, то есть восстанавливающий момент.

Первый способ создания остойчивости, то есть с использованием балласта, используют килевые яхты. Благодаря балласту конструкция килевой яхты обладает очень стабильной остойчивостью. Эти яхты весьма надежны, поскольку, например, «прощает» многие промахи экипажа и может приспосабливаться к различным ветро - волновым условиям. Это настоящий «хит» в мире парусных яхт. Двойное предназначение фальшкиля - размещение балласта и создание гидродинамической силы, препятствующей дрейфу, делают эти яхты, ни мало ни много, уникальными изобретениями человечества.

Второй способ создания остойчивости, с помощью остойчивости формы, используют яхты, в которых подводное крыло лёгкое, не имеющее балласта. Такое крыло называется «шверт», а яхта с таким крылом называется «швертбот». Швертбты не имеют балласта, и могут легко поднять шверт при подходе к мелководью. Также на них активно используют вес самого экипажа. Его перемещают, в зависимости от ветровых условий в то или иное место на том или ином борту яхты, а то и выводят за борт на специальных подвесках – трапеции.

Есть и промежуточный вариант. Это так называемые яхты – «компромиссы» . Эти яхты имеют так называемый «тяжелый» шверт. То есть балласт в таком шверте участвует в создании остойчивости. Его веса, однако, недостаточно, поскольку вес шверта должен быть таким, что бы экипаж мог поднять его достаточно оперативно, например, при подходе к пирсу. Для создания необходимой остойчивости «компромиссы» могут также использовать вес экипажа или балласт, установленный в неподвижных, нижних частях корпуса. Таким образом, по способу создания остойчивости однокорпусные яхты можно разделить на:

  • Килевые
  • Швертботы
  • Компромиссы
Рис 3. Килевая яхта, швертбот и компромисс.

5. Материал корпуса.

Яхты можно сделать из самых различных материалов. Наиболее распространенный материалы: пластик, металл, дерево. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Дерево красиво, деревянные яхты – это настоящая одухотворенная история владельца и его экипажа. Металлические яхты считаются одними из самых прочных. Они популярны там где условия наиболее тяжелы, например, там, где встретить лед на прогулке - не редкость. Пластиковые яхты – самые массовые. В основном из-за низких эксплуатационных расходов по уходу за их корпусами. Также пластиковые яхты можно признать как наиболее легкими в случае применения промышленных технологий.

6. Cтатусу.

По своему предназначению, а вернее по своему отношению яхта – владелец, парусные яхты делятся на чартерные, то есть яхты предназначенные для извлечения прибыли владельцем и частные яхты, когда владелец строит или приобретает яхту для собственного использования. Чартерные яхты, как правило имеют максимальное количество кают, которое моно разместить в корпусе. Тогда арендатор сможет пригласить больше гостей и уменьшить свои расходы на яхтинг. Частная яхта, как правило, независимо от размера обладает не более чем тремя каютами. Одну для владельца и, максимум, две для гостей. Количество кают для команды, если владелец яхты предполагает таковую использовать, не ограничено.

7. Парусное вооружение

Парусное вооружение весьма разнообразно. Конструкторы постоянно его совершенствуют, применяя все более новые материалы и технологии. Рассмотрим их весьма кратко.

Одномачтовые яхты:

Типов парусных вооружений, использующих одну мачту огромное количество, однако лишь один из них, а именно «Бермудский шлюп» абсолютно господствует в мире одномачтовых яхт, более того, пожалуй, даже и во всем мире яхт.

Бермудский шлюп. Это такой тип парусного вооружения, когда с помощью установленной мачты и стоячего такелажа можно поставить два основных паруса. Парус, стоящий перед мачтой называют "стаксель". Стакселей огромное разнообразие. Они могут иметь различную форму и размер. Необходимость иметь большое количество стакселей связано с тем, что они слабо регулируются, настраиваются для использования при различных ветровых условиях.

В стаксели различают по плотности материала (чем плотнее материал, тем на более тяжёлые условия он рассчитан) и по размеру нижней шкаторины (кромки) паруса. Различают стаксели с короткой нижней шкаториной, не заходящей за мачту и "генуэзские" стаксели, это такие стаксели, которые "заходят за мачту. На мачте передней шкаториной крепится второй парус. Он называется "грот". Грот регулируется в широком диапазоне ветров и как правило не требует смены при изменении параметров ветра или курса яхты.

Различают бермудский шлюп с «топовым» и «дробным» вооружениям. Дробным вооружением называют такое вооружение бермудского шлюпа, когда передний трос, раскрепляющий мачту («форштаг» или просто «штаг») крепится к самому верху (топу) мачты

Двухмачтовые яхты:

Двухмачтовые яхты отличаются огромным разнообразием парусного вооружения. Приведем лишь несколько из них.


– имеет основную переднюю мачту ("Грот-мачту") и гораздо меньшего размера заднюю мачту ("Бизань-мачту"). Бизань мачта Йола не создает тянущую силу, а лиш только балансирует яхту. Это качество йола весьма востребовано в свежую погоду, когда основные паруса сильно уменьшены ("зарифлены") или на якорной стоянке, когда работа паруса, стоящего на бизань - мачте существенно снижает нагрузку на якорь.

– по сравнению с йолом имеет бизань мачту, соизмеримую с гротом по размеру. Таким образом, бизань кеча участвует в создании тяги. Этот тип парусного вооружения также весьма практичен в свежую погоду. Особенно его любят владельцы яхт, находящиеся в преклонном возрасте, когда сил на работу с одной огромной мачтой и большими парусами уже недостаточно. Им уже проще разнести общую площадь парусности яхты на две похожие мачты. К то му же этот вариант существенно увеличивает общую надежность яхты

– этот тип вооружения можно считать устаревшим, поскольку его массовое применение когда-то было основано на технологиях позволявших раскрепить самую большую мачту – «грот», лишь в самом широком месте корпуса. С точки зрения аэродинамической эффективности, это нелогичное, можно сказать даже ошибочное решение, поскольку большая часть парусов на самой большой мачте, на грот мачте, начинают работать в ветровой тени передней мачты. Переднюю мачту в этом случае называют "фок - мачта". Более или менее вооружение типа «шхуна» оправдано лишь на попутных ветрах.

Однако, если нужно стилизовать яхту под старину, что часто бывает вполне оправдано, или вооружить её как то по особенному, то почему бы и нет! Ваши романтические мечты – чем не повод для воплощения в парусном вооружении!

Выводы

Итак, мы можем классифицировать парусные яхты по целому ряду параметров:

  1. Назначению (гоночные, яхты для путешествий)
  2. Способности удаляться от берега (прогулочные, крейсерские)
  3. Количеству корпусов (одно корпусные, многокорпусные)
  4. Статусу (чартерные - частные)
  5. Материалу корпуса (пластик, дерево, металл, армоцемент)
  6. Парусному вооружению (Бермудский шлюп, йол, кеч, шхуна и т.д.)
  7. И однокорпусные яхты можно разделить по способу создания выравнивающего момента (Килевые, швертботы, компромиссы). Учитывая, что это далеко не полный перечень, таким образом, из всего многообразия яхт всегда можно выбрать или спроектировать такую яхту, которая наиболее точно подходит под ваш запрос.