Римские акведуки — выдающееся инженерное достижение. Водопроводы в древнем риме - золотой запас империи Где были построены самые древние акведуки

Акведук – водопровод, который снабжал водой населенные пункты.
Акведуки были изобретены на Ближнем Востоке и получили широкое распространение в Древнем Риме.
До 312 года до н.э. в Риме пользовались водой из Тибра, колодцев и источников, но с ростом населения и потребностей, воды стало не хватать.
Первый акведук Aqua Appia возвел Аппий Клавдий в 312 г. до н.э. Его длина составляла 16,5 км, большая часть проходила под землей.
В 272 г. до н. э. в Риме заложили второй акведук Anio Vetus , его строительство длилось 2 года. Он снабжал столицу водой из реки Анио, расположенной в 70 км от города.
Третий водопровод в Риме – Aqua Marcia – построили в 144 г. до н.э. Это было уникальное для того времени гидротехническое сооружение. Грандиозный акведук поднимался на 60 метров над уровнем Тибра. Общая протяженность водопровода составляла 91,3 км, наземная часть – 11,8 км, суточный дебит подаваемой воды равнялся 200 тыс. м в кубе. Его несколько раз перестраивали, по нему проложили акведук Тэпула, а через 100 лет – акведук Джулия. Сейчас от акведука остались лишь руины.

Около 30 г. до н.э. Агриппа создал специальную службу, которая следила за состоянием акведуков, в которую входило множество специалистов – инженеры-гидравлики, ремонтники и т.д. За порчу водопровода налагался крупный штраф.
Во времена императора Клавдия в 49 году возвели еще один грандиозный акведук. Он стал последним, выполненным из природного камня. Все последующие акведуки строили из кирпича и бетона. Длина акведука составляла 69 км, из которых 15 км проходила под землей.
Всего было построено 11 акведуков, доставляющих воду в Рим, общей протяженностью более 500 км. Потребление воды в городе составляло около 561 тыс. куб. метров в день. Рим был самым обеспеченным водой городом в мире.

Акведуки были сложнейшими инженерными сооружениями, в которых вода транспортировалась за счёт силы тяжести. Водоснабжение осуществлялось по каналам в виде желобков, расположенных на акведуках, выполненных из камня, кирпича или бетона. При подходе акведуков к городу устраивались водонапорные башни, которые распределяли воду при помощи водоводов между частными дома богатых горожан, общественными фонтанами, термами и бассейнами, а также использовалась для водных представлений и озерами. Водоводы представляли собой свинцовые и керамические трубы или траншеи в виде каналов.
Акведуки были главным свидетельством величия Римской Империи, которые сохранили свое значение и после падения империи.

Для того, чтобы понять и оценить масштаб этих грандиозных сооружений, стоит посетить парк Акведуков (parco degli Acquedotti) , расположенный в зеленой зоне на юго-востоке Рима.
Площадь парка составляет 240 га, на которых сохранились великолепные руины древнеримских и папских акведуков: подземный Анио Ветус (Anio Vetus), Марция (Marcia), Тэпула (Tepula), Джулии (Iulia) и надстроенный Феличе (Felice), Клавдия (Claudio) и пристроенный Анио Новус (Anio Novus).
Парк разбили в 1965 году, сейчас это любимое место римлян для занятий спортом.
Парк Акведуков неоднократно раз становился местом съемок кинофильмов, среди которых «Дольче вита», «Великая красота» и другие.

Используемая литература:
«Об архитектуре» Поллион

Глава «Акведуки» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Если мосты как тип дорожных сооружений развиваются вместе с развитием транспорта дальше во всех странах, то акведуки, если говорить об их надземных конструкциях, т.е. субструкциях и аркадах, являются типично римским, притом исключительным, явлением. Подземные водопроводы в каналах в трубах из камня или керамики широко употреблялись как в древней Греции и в странах древнего Востока, так и в более позднее время. Однако водопроводные каналы из бетона и камня, поднятые над землей и поставленные на столбы с арками, появились только у римлян и в сущности, если не говорить о реставрациях, были типичны только для античного Рима. Несмотря на то, что уже у греков существовали напорные водопроводы в трубах и даже сифоны, у римлян был выработан тип гравитационного водопровода со свободным зеркалом водного потока, заключенного в большой прямоугольного сечения канал, сверху покрытый сводчатой конструкцией или плоской каменной плитой. Поставленный на аркаду канал представлял собой серьезное инженерное сооружение, достигавшее в некоторых местах до 50 м высоты (акведук г. Немауза, совр. Нима - Гардский мост).

Трассы акведуков по длине иногда превышали сотню километров, причем древнейшие были почти полностью подземными.

В республиканскую эпоху в Риме было построено четыре акведука: в 312 г. до н.э. - Аква Аппиа , в 272 г. до н.э. - Анио Ветус , в 144 г. до н.э. - Аква Марциа , в 125 г. до н.э. - Аква Тепула . Последний во времена Августа был кардинальным образом переделан. Среди них только акведук Марция имел аркады, остатки которых сохраняются до нашего времени.

Каждый акведук состоял из системы водозабора, канала (спекуса), по которому вода шла от источника к городу, отстойников и системы распределения воды внутри Рима, наконец, водопроводной сети из свинцовых труб, подводящих воду непосредственно в дома, к потребителям.

Древнейший из римских акведуков - Аква Аппиа, был целиком подземным и практически не отличался от греческих. Он имел сравнительно небольшую длину (16,617 км) и его канал либо вырубался в скале, либо, если грунт был мягким, в земле выкапывалась траншея, в которой устраивался искусственный канал из каменных плит, покрывавшихся сверху каменным сводом, а изнутри водонепроницаемой обмазкой. Только небольшой участок канала длиной около 90 м поднят на субструкции.

Хотя протяженность второго акведука - Анио Ветус - была значительно большей (63,7 км), принципы его устройства остались прежними - только очень незначительная часть канала (400 м) была помещена на субструкции. Значительная часть длины его приходилась на изгибы трассы, поскольку строители максимально стремились избежать постройки мостов и туннелей.

Только более чем через 100 лет был построен третий римский акведук - Аква Марциа - один из крупнейших и наиболее мощных акведуков Рима (рис. 53). Общая протяженность его достигала 91,3 км.

Акведук Марция (144 г. до н.э.) был одновременно и техническим, и архитектурным шедевром. Вода в нем отличалась приятным вкусом и чистотой, поэтому она предназначалась, в отличие от воды других акведуков, только для питья. Акведук Марция возводился руками армии рабов, вывезенных из двух только что разрушенных городов - Коринфа и Карфагена. Есть данные считать, что в проекте акведука, как и в его постройке, участвовали греческие мастера-строители и архитекторы. На этот вывод наталкивает необычайно тонко разработанная система пропорций аркад и мостов, где заметно применение золотого сечения. Канал акведука Марция, выходя из-под земли на расстоянии 10 км от Рима, был поставлен на каменную аркаду, в некоторых местах превышавшую по высоте 10 м.

Впервые такая значительная часть канала была поднята на субструкции, поэтому вода поступала и в возвышенные части города. Кроме того, новый характер приобрели и сами субструкции - здесь впервые была применена система арок, ранее попользовавшихся только для постройки мостов. В акведуке Марция была выработана конструктивная схема данного типа сооружения, распространившаяся затем по всей Римской империи. Создание столь грандиозного сооружения (только в аркаде под Римом было более 1000 арок) позволило в совершенстве отработать конструкции и методы строительства аркад, найти наиболее совершенные пропорции отдельных арок и аркады в целом.

По сравнению с предшествующими и последующими акведуками техника работы здесь наиболее высока. Аркады и сам канал выполнены из местного крепкого туфа в регулярной квадровой кладке. Наземные части канала в зависимости от рельефа имели различную структуру: 1) канал, положенный на сплошную стену (у самого выхода из-под земли); 2) канал, положенный на низкую аркаду, где пяты арок лежат прямо на фундаменте; 3) канал, положенный на среднюю по высоте аркаду, с общей высотой сооружения до 8 м; 4) канал, положенный на высокую аркаду, с общей высотой сооружения до 12 м; 5) канал, положенный на особые арки, над пересечением дорог, в месте присоединения к городской аркаде и др. Типовым был четвертый вариант.

При всем разнообразии вариантов аркады они объединены некоторыми общими принципами, создающими единый образ всего сооружения. Важнейшим из этих принципов является предельно ясное выявление конструкции. Полуциркульные арки свободно опираются на столбы и несколько отступают внутрь, что создает четкую границу между столбом и аркой. Выступающие вперед плиты днища канала отделяют собственно канал от поддерживающей его арочной конструкции. Завершает все сооружение еще одна сплошная полоса плит перекрытия.

Для того чтобы аркада акведука, состоящая из протянувшихся на километры одинаковых элементов, имела не только инженерную, но и художественную ценность, требовалось особое внимание к отработке пропорций. Изучение пропорций аркады Марциева водопровода показывает, что соразмерность всего сооружения достигалась как введением модуля, так и применением «золотого сечения». За модуль принята ширина канала 0,76 м, т.е. 2,5 римских фута. Все остальные размеры кратны ей (как плановые, так и фасадные). Этот же размер взят как исходный и для «золотого сечения». Правилу «золотого сечения» строители следовали как в решении деталей, так и в решении основного элемента аркады - секции, где этим правилом определялось отношение диаметра арки к ширине столба, равное 1:0,618, придающее всей секции гармоничность. В отличие от более поздних акведуков в аркаде Аква Марциа еще нельзя видеть осевого пропорционирования, т.е. расчленения фигуры по осям столбов. Единство фигуры, объединяемой кругом с радиусом в полвысоты, захватывает точно два столба и один пролет арки; одновременно это и высота всей аркады.

Аркада хорошо сочеталась с пейзажем окрестностей Рима. Легкие изгибы трассы, колебания нижних отметок, неизбежные при холмистом рельефе, богатая зелень, служившая фоном, создавали очень живописный рисунок акведука. Вместе с тем четкая, уходящая на километры аркада придавала пригородному пейзажу законченность, тот дух цивилизованной, «возделанной» природы, который так ценили римляне.

Если в прошлом была сплошная дикость, как говорят нам исТОРики, то почему наши «дикие» предки могли строить то, что веками работало и не разрушалось? И почему мы, такие умные и цивилизованные, строим дома, которые падают всего через несколько десятков лет >КТО ПОСТРОИЛ РИМСКИЕ АКВЕДУКИ?

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод для подачи воды к населённым пунктам и оросительным системам из источников, расположенных выше них на местности. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой. Посмотрим же на некоторые, наиболее выдающиеся «римские» акведуки – настоящие чудеса архитектуры и инженерной мысли. Античные строители протягивали акведуки, как под землёй, так и по её поверхности. Там, где нужно было провести акведуки по оврагам, рекам, ущельям, строились арочные пролёты, которые имели множество ярусов, что не только красиво выглядело, но и обеспечивало прочность и долговечность всей конструкции.

Акведук Pont du Gard (букв. – «мост через Гар») находится в г. Ниме, что на юге Франции. Его длина – 275 метров, высота – 48 метров. У учёных нет однозначного ответа о времени сооружения этого акведука. Одни считают, что он был сооружён в 19 году до н.э., другие – что в середине I в н.э.

Аквведук возведён из каменных блоков, некоторые из которых весят почти 6 тонн, и уложены друг на друга без скрепляющего раствора. Почти 50-километровое сооружение протянуто по очень сложной местности (через высокие холмы и реки).

Акведук в части, предаставленной на фото, состоит из 3-х ярусов, расположенных друг над другом. Нижний ярус состоит из 6 арок, высота каждой – до 20 метров. На среднем ярусе – 11 арок, а над ними построено ещё 35. Уклон акведука составляет всего 34 см на километр (1:3000), и спускался он всего на 17 метров по вертикали при всей его длине в 50 км. В древние времена акведук подсоединялся к водозабору 6-метрового диаметра, от которого в 5 направлениях расходились трубы. Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20 000 кубических метров воды в день.

Интересно, что к IX веку акведуком перестали пользоваться по назначению и превратили его в мост для повозок (т.е. он проработал «всего» 1000 лет!). Для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создало угрозу обвала всего сооружения. В 1747 г. (ещё через 750 лет) неподалёку был построен современный мост, движение по Пон-дю-Гару было постепенно закрыто, а сам древний памятник по приказу Наполеона III был отреставрирован.

Очень известный и потрясающе красивый акведук сохранился в г. Сеговия (Segovia), расположенном на севере Испании. Его длина – 728 м, высота – 28 м. Он является наземным отрезком 18-километрового водопровода и состоит из 166 арок. Уклон этого акведука составляет 1%. Построен, предположительно, в I веке н.э.

Не менее величественные остатки колоссального акведука ещё сохранились в г. Мерида (Merida), расположенном на западе Испании. Его длина – 840 м, высота 25 м. Длина всего водопровода составляет почти 12 километров, и до настоящено времени сохранилось 73 столба разной степени разрушенности. Построен, предположительно, в конце I в. н.э.

Когда видишь такую красоту и монументальность, прослужившую тысячи лет, сразу возникает вопрос: кто смог спроектировать такие сложнейшие с инженерной точки зрения конструкции? Кто произвёл необходимые, сложнейшие измерения и расчёты? Кто создал технологию такого строительства? И кто смог всё это построить?! Откуда вдруг взялись многие тысячи инженеров, мастеров и рабочих высочайшей квалификации, которые смогли очень качественно, непостижимо точно и надёжно (на века!) реализовать объекты, подобные которым мы сегодня построить не в состоянии?

По версии современных историков, эти три гигантских сооружения, находящиеся друг от друга на расстоянии в тысячи километров, были построены практически одновременно. И строились они, как нам рассказывают «учёные», рабами и легионерами (солдатами). Вот так, дёшево и сердито. Главное – пригнать побольше рабов и легионеров, и сложнейшие сооружения будут расти, как грибы после дождя!

В эту незатейливую версию «учёных» может поверить лишь тот, кто практически ничего не знает, и не имеет ни о чём ни малейшего понятия, т.е. невежественный человек, которому всё это совсем не интересно! А читатели, не разучившиеся пользоваться своим разумом, сразу поймут, что здесь что-то не так! Вернее – всё не так!!
Если в прошлом была сплошная дикость, как говорят нам исТОРики, то почему наши «дикие» предки могли строить то, что веками работало и не разрушалось? И почему мы, такие умные и цивилизованные, строим дома, которые падают всего через несколько десятков лет? Кто же здесь в действительности дикий и необразованный? Почему «римские» легионеры с рабами могли строить колоссальные объекты, которые стоят по 2000 лет, а у нас плотины разрушаются через 30-40 лет? Получается, что «римские» легионеры (простые солдаты) тех времён были непотижимо умнее сегодняшних «доцентов с кандидатами»?

И ещё возникает один большой вопросик: откуда на всё это брались деньги? Какой бы большой не была «римская» Империя в рассказах исТОРиков, очень трудно поверить в то, что она была способна финансировать строительство этих махин. Мы же читаем, что «римляне» всё время воевали и якобы кого-то завоёвывали, а такие мероприятия сами по себе очень затратны! Однако, как мы уже успели увидеть, в это же время в Империи строилось множество высококачественных дорог, благоустроенных городов с банями, фонтанами, театрами и храмами, а также загородные виллы, мосты и множество других, малых и больших акведуков практически во всех завоёванных странах. Откуда же у непрерывно воюющей страны могут взяться средства на строительство по всему миру?

Давайте посмотрим ещё на некоторые акведуки (вернее, на их наземные части), расположенные, как нам говорят, в самых западных провинциях «Римской» империи. Акведук в провинции Гранада, городах Нерха (Nerja), Кордоба (Cordoba), Малага (Malaga) на юге Испании.

Очень впечатляющие акведуки сохранились в городе Севилья (Sevilla) на юге Испании, в провинциях Уэска (Huesca) и Наварра (Navarra) на севере Испании, и в городе Пласенсия (Plasencia) на западе Испании.

Акведук в городе Толедо (Toledo) в центре Испании, в городе Таррагона (Tarragona) и в провинции Валенсия (Valencia) на востоке Испании, и акведук в Португалии.

Мы здесь перечислили те замечательные гидротехнические сооружения древности (не все, конечно), которые расположены на небольшой части «Римской» империи – только на Иберийском полуострове, не рассматривая ни Северную Африку, ни Британию, ни Балканы, ни Ближний Восток. А там тоже строились акведуки. Да ещё какие! Например – Карфагенский акведук в Тунисе, длина которого была 132 км, а высота – 20 м. Он пересекал несколько долин.

Говорят, что он был построен в начале II века. Или акведук Айфель, расположенный на территории Германии и снабжавший город Кёльн водой, которую приносил с гор на расстояние 130 км.

Его датируют I веком н.э. (ещё один мега-проект I века!). Отличительной особенностью этого акведука является то, что он практически на всём своём протяжении находится под землёй. Как и во всех остальных акведуках, вода в нём движется под воздействием силы тяжести, без каких-либо дополнительных устройств (насосов тогда ещё не было!). Удивительное инженерное сооружение!

Совсем недавно немецкие учёные обнаружили ещё один «римский» акведук в Сирии, который потрясает воображение.

Он был построен на глубине десятков метров и протянулся почти на 200 км, соединяя Сирию и Иорданию. Строили его 120 лет (с 90 по 210 годы нашей эры). В лучшие времена по скрытому в горной местности туннелю переправлялось до 700 литров воды в секунду. Учёные также рассказывают, что для строительства этого акведука было вынуто около 600 000 кубических метров камня и земли, что эквивалентно одной четверти Великой пирамиды и, что строительные бригады, скорее всего, состояли из легионеров (снова легионеры! А кто же воевал всё это время?). Подробнее об этом акведуке можно прочитать на сайте Мембрана.

Глядя на эти колоссальные, сложные инженерные сооружения, в голове невольно снова возникают следующие вопросы: Откуда пресловутая «Римская империя» черпала финансовые, материальные и человеческие ресурсы, чтобы вести практически одновременные, грандиозные строительные проекты в разных концах Европы? Откуда она набирала такую ораву, во-первых, квалифицированных специалистов – руководителей, инженеров, специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, и, во-вторых, легионеров и просто рабов? Это же, какую «армию» надо было иметь, чтобы по всей Европе непрерывно строить колоссальные по сложности и размаху сооружения!

«Учёные» придумали сказку о том, что рабами было всё местное население, которое римляне безчеловечно завоевали и затем погнали на стройки века. Допустим. Тогда возникают следующие вопросы: а кто и чем кормил всю эту ораву? Кто охранял рабов, если легионеры вкалывали кирками и лопатами? И зачем было безчеловечным завоевателям, в таком случае, прилагать титанические усилия, чтобы резко улучшать условия жизни в завоёванных странах: строить акведуки, дороги, театры на десятки тысяч мест, общественные бани, канализацию и прочие блага цивилизации? Для кого были предназачены эти блага, если все местные были рабами? Для самих легионеров? Для их семей? Для «римлян»? Так они в Риме и так хорошо жили!
Что-то здесь не сходится!

Завоевание других стран «римлянами» выглядит вполне логично. Но зачем же тратить фантастические ресурсы для строительства в этих странах социальных объектов? Разве так поступают нормальные завоеватели? Знает ли кто-нибудь хоть один реальный пример того, чтобы завоеватели сами строили дороги, мосты, города, театры, водоводы, бани, канализацию? Таких примеров нет! Много ли социальных объектов построили американские «борцы за демократию» в завоёванных ими Афганистане и Ираке? А в других странах, «осчастливленных» американским присутствием? Ничего! Только смерть и разрушения!

Значит, напрашивается единственный вывод: это строили НЕ рабы и НЕ солдаты!

А кто же тогда всё это строил?

Это строили именно те, кто были единственными людьми, обладавшими необходимыми знаниями, технологиями, опытом, наукой, школой, кадрами, ресурсами и прочими необходимыми составляющими для успешной реализации подобных проектов.
В своей статье «Что там ещё за римляне?» Евгений Габович рассказывает о баварском исследователе Герноте Гайзе, который издал в 1994 году книгу «Кем были римляне на самом деле?», в которой делает вывод, что римляне – чаще всего – обычные коренные жители Европы: кельты, галлы да франки, не имеющие никакого отношения ни к Италии, ни к латинской культуре.

«…многочисленные “римские” акведуки в Галлии и Германии тоже оказались все без исключения делом рук все тех же этруссков: выяснилось, что монополия на строительсво таких сооружений прочно была в руках строительных артелей этруссков. Г. Гайзе считает, что этрусские мастера “акведукских дел” пользовались известностью по всей Европе и приглашались строить акведуки в самых разных местах…»

Все государства, которые «учёные» объявили входившими в «Римскую» империю, не находились на положении завоёванных рабов, но были равноправными членами «Союза славянских государств». Такой союз действительно существовал на той территории, которую приписывают «Римской» империи, специально придуманной, чтобы скрыть реальную картину прошлого нашей цивилизации. Об этом Союзе можно узнать, прочитав интересную книгу русского учёного, академика Валерия Чудинова «Вернём этрусков Руси», который расшифровал множество этрусских надписей (в книге приведён подробный анализ 150 артефактов с надписями). Оказалось, что знаменитое выражение «hetruscum non ligatur» (этрусское не читается), которым кормили почтеную публику на протяжении столетий, очень даже ligatur (читается), причём, по-русски.

Из книги следует, что этрусски никуда не исчезли, но подверглись принудительной ассимиляции, что их язык запретили, их историю, все документы, их касающиеся исчезли (взять хотя бы 20 томов истории этрусков «Тургеника», написанные Клавдием, который, до того, как стать императором, был женат на этрусской принцессе Ургуланилле), а их самих постепенно «ушли» с исторической арены тысячелетия тому назад.

Убедиться, что такого рода процессы происходили на самом деле, мы можем даже сегодня. Ярким примером этому являются грязные дела, которые происходят на Украине и во всех остальных странах восточной Европы и Прибалтики после насильственной демократизации. К сожалению, правящая верхушка Украины, на корню купленная иудейской финансовой мафией, делала всё возможное и невозможное, чтобы запретить русский язык, стереть русскую историю из памяти людей, и навязать свою, тут же состряпанную иудодемократами, а все победы и достижения русов либо замолчать, либо приписать исключительно себе...

Книга В. Чудинова также рассказывает о том, что этруски жили не только в Этрурии, но и на Крите и в Мизии, на Сицилии и в Элладе, и что в то время существовал мощный Союз славянских государств. В него входили Русь Славян (территория, примерно, современной России), Белая Русь, Живина Русь (Балканы), Перунова Русь (Прибалтика), Ярова Русь (Германия), Русь Вольная (Апеннинский полуостров), Горузия, а также Скифия, Сарматия и Мизия (Румыния). При этом Руси Славян не только отводилась главенствующая роль в Союзе, но она создавала города и целые государства и, вообще, решала судьбы мира. В случае войн союз собирал объединённый контингент войск, в котором участвовали этруски (с Кипра, Крита и Корсики), прибалтийские славяне, славяне из причерноморских стран – фракийцы и фригийцы, а также чехи, анты и руги.

Будет логичным предположить, что этот Союз, помимо политического и военного, также был и экономическим. В этом случае вопросы об источнике материальных и человеческих ресурсов для строительства огромного числа колоссальных объектов по всей Европе отпадают сами собой. И цели строительства становятся на место: люди строили для себя, для своих детей и внуков, а не для чужих рабов! Поэтому строили на века, на тысячелетия…

Сайт строителя

Книга «Римский бетон». Глава Ⅲ Польза, прочность и красота.

Водоснабжение в Древнем Риме.

Строительство акведуков в Древнем Риме.

Акведуки - главное свидетельство величия Римской Империи.

Фронтин

Эти слова принадлежат Сексту Юлию Фронтину (кон. I - нач. II в. н. э.), крупному государственному деятелю Древнего Рима, который был дважды консулом, удачно воевал в Британии и на старости лет получил титул «водного смотрителя». Заняв такой высокий пост, Фронтин, досконально изучивший все технико-экономические вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водопроводов, написал книгу «Водопроводы города Рима»! которая имела большое значение не только в эпоху Римской империи, но и в последующие века. Многие строительные элементы в римских водопроводах были выполнены из бетона.

Вода у греков и римлян, как и у многих более древних народов. Считалась чем-то божественным, одним из основных элементов мироздания. Вероятно, это поверие пришло с Ближнего Востока, где пресная вода всегда была большой ценностью. Там же на Ближнем Востоке задолго до возникновения древнеримского государства для сбора воды строились дамбы, плотины и каменные водоводы. В VII в. до н. э. близ древней Ниневии был выстроен большой водовод длиной 40 км. Для переброски его через долину реки ассирийцы построили каменный мост (акведук) с пятью сводчатыми арками, каждая пролетом 2,74 м. На протяжении 900 м он представлял собой открытый канал, проложенный в искусственном каменном ложе, шириной около 2,3 м. Возможно, это был один из первых акведуков, построенных людьми.

В Древнем Риме водопроводы начали строить в конце VI в. до н. э. Первый большой водопровод в Риме соорудил Аппий Клавдий, известный строитель Аппиевой дороги. Это событие произошло в 312 г. до н. э., в один и тот же год с открытием первой стратегической дороги. Относительно небольшой по протяженности водопровод длиной 16,5 км большей частью проходил под землей, начинаясь за городом от родника в каменоломнях и заканчивался у Тибра, по соседству с гаванью, куда бойкие подрядчики привозили из Египта мраморные и гранитные блоки. Его так и называли - Аппиевым.

Большинство водопроводов, как, впрочем, и храмов, театров, дорог и других ответственных и уникальных сооружений, получили свое название по имени своих строителей, точнее людей, которые финансировали строительство и отвечали за него. Ими обычно являлись высокопоставленные государственные цензоры, преторы, эдилы, а нередко консулы и сами императоры.

В 272 г. до н. э. был заложен второй водопровод в Риме, который был закончен через два года. Он снабжал столицу водой из речки Анио, расположенной в 70 км от города.

Водоснабжение Рима затруднялось из-за сильно пересеченной местности, так как город расположен на семи холмах, окруженных плоской территорией Кампании. Водоснабжение осуществлялось с помощью водоводов, которые в пределах города располагались на акведуках - специальных сооружениях в виде мостов (рис. 24). Водовод проходил поверху акведука и представлял собой канал в виде желоба, выполненный из камня, кирпича или бетона. При подходе водопровода к городу устраивались водонапорные башни, которые по принципу действия напоминали современные водонапорные сооружения, хотя и отличались от них распределительными системами для воды.

Третий водопровод в Риме - аква Марция - построен в 44 г. до н. э. Это уникальное для того времени гидротехническое сооружение послужило эталоном для более позднего римского строительства. В книгах древнеримских авторов водопровод Марция упоминается как значительная веха великих дней Республики. Особенно на трассе водопровода выделялся грандиозный акведук, поднявшийся почти на 60 м над уровнем Тибра. Общая протяженность водопровода достигала 91,3 км, из которой надземная часть составляла 11,82 км, а суточный дебит подаваемой воды равнялся 200 тыс. м 3 . Построен он был из красивого природного камня руками рабов - пленных греков и карфагенян.

Рис. 24. Акведуки близ Рима, пересекающие Виа Латина, реконструкции

Его водопропускное русло имело ширину 1,37-1,68 м, а высоту 2,44-2,75 м. К сожалению, этот водопровод с его замечательной аркадой акведука дошел до нас в жалких развалинах, тем более, что сам акведук несколько раз перестраивался. Так через 17 лет после окончания строительства по нему был проложен акведук Тэпула, а еще через 100 лет - акведук Джулия, где в качестве строительного материала уже были использованы кирпич и бетон.

Во времена императора Августа, когда в стране развернулись большие строительные работы, во главе их становится друг и зять императора - полководец Марк Випсаний Агриппа. Ему приписывается строительство многих сооружений, включая храмы, термы и водопроводы.


Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — веcти) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.

Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами. Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.

Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.
История

Pont du Gard, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из наиболее посещаемых туристами мест во Франции

Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где Вавилоняне и Египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались уже в VII столетии до н. э., когда Ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров.

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфель в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.

При строительстве применялись передовые строительные материалы - такие как водостойкий пуццолановый бетон.

Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через 1000 лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Pont du Gard в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.

Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Pont du Gard проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.

Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных Войн, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения, когда местное водоснабжение стало загрязняться.

Одним известным исключением была Новая река, искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Её длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство вновь возобновилось в крупных масштабах, чтобы поставлять воду в быстрорастущие города и к промышленным местам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, чугун позволял строительство больших дюкеров, нагруженных бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.

В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах, чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук Catskill доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было затмено акведуками на крайнем западе страны, наиболее примечательным был Акведук Colorado River, который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров к востоку. Хотя такие акведуки — несомненно большие технические достижения, огромное количество воды, которое они переносили, привело к серьёзному экологическому ущербу, следующему из истощения рек.

Использование воды в Римской империи

Провинция Сирия находилась под властью Рима более семи веков — с 64 года до н. э. вплоть до 637 года. Эту провинцию в VII веке завоевали арабы. В мирное время римляне тратили огромное количество воды. В одной только столице существовали тысячи фонтанов, водостоков с питьевой водой, бань и других потребителей воды. Богатые сенаторы купались в собственных бассейнах и сооружали маленькие фонтаны в своих садах. Поэтому ежедневно на человека расходовалось 500 л воды (сегодня в Европе на человека в среднем уходит около 125 л). Именно римские инженеры придумали стандартные свинцовые трубы, высокие арочные акведуки и трубопроводы, рассчитанные на давление в 15 атмосфер.

Однако когда незадолго до рождения Христа римские легионы пришли в неплодородные земли Палестины, им пришлось отказаться от своих привычек, во всяком случае на некоторое время. Завоеванная территория оказалась слишком засушливой, воды не хватало. Но это препятствие не остановило завоевателей. Вскоре они придумали, как решить вставшую перед ними проблему. В бывшей римской провинции Сирия (ныне территория Иордана) немецкие ученые уже несколько лет изучают огромную систему искусственных каналов. Часть римского трубопровода находится под землей, и длина этих туннелей составляет 106 км.

Подземный акведук

Туннель обнаружил в 2004 году Матиас Деринг (Mathias Döring), профессор гидромеханики из Дармштадтского университета прикладных наук (Германия). Изучение древнего акведука длится до сих пор. Более того, ученые только недавно смогли в общих чертах представить себе историю создания гигантского водопровода. Местные жители, которые называли акведук Qanat Firaun — «канал Фараона», считали, что в туннелях, прорытых на глубине до 80 м, спрятано золото. Деринг первым понял, что акведук имеет римские корни. Водопровод начинался у болота в Сирии, которое уже давным-давно высушено: 64 км он шел по поверхности и затем трижды исчезал под землей в туннелях длиной в 1, 11 и 94 км. Ранее ученые считали самым длинным подводным каналом Древнего мира акведук в Болонье, который имел в длину 19 км.

Методы строительства акведука

Туннели акведука оштукатурены водонепроницаемым известковым раствором, на стенах сохранились греческие надписи, а под потолком живут целые колонии летучих мышей. «Иногда нам даже приходилось прерывать работы, потому что в пещерах людям не хватало кислорода», — рассказал руководитель проекта.

Города Декаполис

Группа из десяти городов, расположенных на восточной границе Римской империи (современные Иордания, Израиль и Сирия). Эти города не представляли собой официальную лигу или политический союз, но их объединяли общий язык, культура, географическое расположение и политический статус. Города Декаполиса находились в центре регионов, где процветала семитская культура. Здесь жили набатеи, арамеи и евреи. Каждый город обладал некоторой автономией и самоуправлением. Названия этих десяти городов известны благодаря римскому писателю Плинию-старшему. По другим источникам, Декаполис насчитывал 18−19 городов.Акведук, скорее всего, строили легионеры. Солдаты выдолбили длинные коридоры и подняли на поверхность более 600 тыс. куб. м камней (в качестве эквивалента можно сравнить этот объем с одной четвертью пирамиды Хеопса). Этот колоссальные проект по водоснабжению обеспечивал запасами воды города Декаполиса. Акведук заканчивался в Гадаре— в городе с населением в 50 тыс. человек.

Расцвет Римской империи и города Гадара

Деринг вместе со своими студентами проводил исследование с помощью теодолита — геодезического инструмента, который измеряет горизонтальные и вертикальные углы, и GPS-приборов. Ученые искали новые входы, ведущие в этот подземный туннель. В конце концов исследователи смогли определить, что строительство подземных коммуникаций началось в 90 году н. э. В то время Римом правил император Домициан (81−96), и империя переживала период расцвета. Римский аристократ Секст Юлий Фронтин (40−103) руководил работами по строительству девяти каменных акведуков в Вечном городе и ввел в обиход некоторые технические новшества. Левант также находился на подъеме благодаря торговле с восточными странами. В Рим привозились тигры, вокруг трона Домициана ходил ручной лев, богатые сенаторы покупали индийские специи и носили одежды из китайского шелка. Кто угодно мог себе позволить ладан или рабов из Аравии. Торговые пути через пустыни в этот период процветали. Многие караваны подходили к воротам Гадара, который стал со временем крупным городом. Римляне построили там два театра и даже запланировали сооружение храма нимф с фонтанами и бассейном длиной в 22 м.

Дефицит воды и сложности строительства акведука

Однако местных источников не хватало, поэтому вскоре этот регион начал страдать из-за дефицита воды. Администрация города была вынуждена срочно предпринимать какие-то меры. В отдаленном регионе Сирии римляне нашли реку, от которой и начали строительство водопровода из римского бетона (лат. opus caementicium).

Канал сверху закрывали плитами, чтобы защитить от животных, птиц и грязи. Кроме того, в полной темноте в канале не росли водоросли. Первый город, через который прошел водопровод, - Адраа. Но затем путь каналу перекрыли гористые районы Северного Иордана. Первым серьезным препятствием для римских инженеров стало широкое ущелье Вади аль-Шалаль глубиной в 200 м. Через такую пропасть римляне построить мост не могли. Но тем не менее, они нашли выход из этой ситуации.

Акведук около ущелья резко поворачивает влево и идет вдоль горного региона на юг. Когда неровности ландшафта привели к тому, что прокладывать акведук по поверхности стало невозможно, римляне начали прорубать через скальные породы подземный канал, длина которого составила 11 км. Так инженеры добрались до того места, где ущелье становилось гораздо уже, и где они смогли построить мост. Сам мост до наших дней не сохранился, но каменные блоки, из которых он был построен, до сих пор покоятся на дне ущелья. Однако после ущелья дорога стала еще сложнее - на пути постоянно возникали холмы и крутые спуски. Римляне уже сталкивались с подобными проблемами около Карфагена, поэтому возвели арочный каменный акведук длиной в 19 км.

Подземное строительство

Дальше канал решили строить под землей - благодаря такому решению римлянам не нужно было воздвигать мосты через овраги и ущелья. Строители просто выдалбливали туннели под землей. Однако и здесь возникли серьезные трудности. В античности люди еще не знали компаса. Поэтому не могли ориентироваться под землей и точно знать, куда дальше прокладывать туннель и как обеспечить достаточную вентиляцию подземного канала. Пробив всего несколько метров, рабочие не могли нормально дышать — весь ход наполнялся во время строительства густой завесой пыли. Кроме того, в туннеле, высота которого составляла в среднем 2,5 м, а ширина 1,5 м, одновременно могли работать только четыре легионера. А четыре человека за день продвигались лишь на 10 см. Если бы работы шли именно такими темпами, то римляне могли бы рыть туннель до Гадара до сих пор.

Система шахт

Землемеры, инженеры и горняки совершили небольшое путешествие на восток и нашли решение этих проблем. Деринг уверен, что смог понять, как именно работали древние строители. «Мы нашли множество указаний на то, что сначала инженеры наметили путь водопровода на поверхности, а потом через некоторое расстояние, от 20 до 200 метров, строили наклонные шахты к подземному каналу». Через эти шахты вниз проникал и свежий воздух. Но самое главное — такой метод позволил одновременно работать сотням людей, которые соединяли отрезки канала между собой, продвигаясь навстречу друг другу. Легионеры работали в основном заостренным долотом, освещая туннель масляными светильниками.

Исследования современных ученых

Сегодня старые шахты позволяют ученым определить местоположение древнего подземного водопровода. «Почти все служебные входы были заделаны, чтобы животные не провалились в шахты. Некоторые шахты оказались засыпаны или наполнены строительным мусором», — объяснил Деринг. А в одной из шахт ученые нашли куриные кости. Спуск в шахты несколько сложен и сейчас - ученые вынуждены пользоваться альпинистским снаряжением. Лестницы уходят вглубь под углом в 50°, а ступени со временем поросли мхом и стали слишком скользкими, чтобы по ним можно было просто спуститься. В самом туннеле царит полная темнота, иногда исследователям не хватает воздуха. Проходы загораживают обломки блоков, в таких местах собирается дождевая вода, которая порой доходит почти до пояса.

Загадки акведука

Сегодня ученые нашли уже около 300 шахт. Но у них до сих пор осталось множество вопросов, на которые исследователи все еще не смогли получить ответы. «Например, на протяжении первых 60 километров уклон подземного канала составляет всего 0,3 на тысячу сантиметров», — объяснил глава проекта. То есть за 1 км туннель понижается всего на 30 см — это очень мало. У римлян не было нивелира, они пользовались шестиметровым инструментом под названием хоробат, который позаимствовали у персов. А также наполняли козьи кишки водой, чтобы вычислить уклон у углов сооружения. Однако существование этих примитивных инструментов не объясняет поразительную точность, с которой построен акведук.

«Сначала землемеры должны были вычислить точный многокилометровый маршрут пролегания акведука и отметить этот путь столбами», — отметил Деринг. Даже это было чрезвычайно сложно сделать при неровном ландшафте. Затем они должны были повторить этот путь глубоко под землей вплоть до последнего сантиметра. Но как именно им это удалось сделать с такой высокой точностью? Акведук невозможно было построить прямо под намеченной линией, так как шахты уходили вглубь не вертикально, а под углом. Удивительно, почему римские строители не совершали серьезных ошибок. Чтобы встретиться под землей и соединить отрезки туннеля, легионеры должны были точно знать, в какую сторону рыть. Но единственным способом связи между строительными секциями могло быть лишь перестукивание. Рабочие долбили камень, ориентируясь на этот звук, но вполне могли забрать вбок - тогда туннель имел бы зигзагообразный вид. Но все туннели абсолютно прямые.

Итог строительства

Для завершения акведука римским инженерам потребовалось 120 лет. Только после этого подземные и наземные каналы наполнила вода из отдаленной сирийской речки. Исследователи изучили минеральные отложения на стенах туннелей и пришли к выводу, что поток воды несся со скоростью от 300 до 700 л в секунду.

Однако жителей Гадара постигло разочарование. Изначально считалось, что вода соберется в высоком каменном резервуаре, который сможет снабжать городские фонтаны и запланированный к постройке храм. Но этого не произошло. Видимо, землемеры и инженеры совершили ряд серьезных ошибок. И вода, преодолев 170 км пути, прибывала в город слишком медленно, чтобы стали возможны великие планы римлян. Резервуар полностью не наполнялся, и фонтаны в городе так и не заработали. По словам Деринга, этот водопровод скрывает еще множество загадок. Поэтому ученый и его команда продолжат исследования акведука начиная с апреля 2009 года.