Шпиль Петропавловской крепости: интересные факты и фото. Шпиль петропавловской крепости На петропавловский собор слетел прекрасный ангел

Ангел, расположенный на шпиле Петропавловского собора, давно стал одним из символов Санкт-Петербурга. Правда, фигура, знакомая всем жителям города, – уже четвертая в истории Петербурга.


Первый ангел (который словно парил над землей) появился еще в 1724 году, его создателем стал архитектор Петропавловской крепости Доменико Трезини. 30 апреля 1756 года в деревянный шпиль собора ударила сильная молния, вместе с ним «погиб» и ангел. Новый шпиль был воздвигнут в 1774 году, но и он возвышался над городом недолго – спустя три года крылья ангела были оторваны ветром огромной силы.
Было принято решение отказаться от идеи «летящего» ангела, поэтому установленная в 1778 году фигура, уже третья, была прикреплена к основанию креста, но при этом она была способна вращаться вокруг оси, подобно флюгеру. Этот ангел парил над Петербургом почти семьдесят лет, но в 1857 году было решено вместо деревянного шпиля установить металлическую конструкцию. Под руководством инженера Журавского был изготовлен позолоченный шпиль, увенчанный фигурой ангела высотой 3,2 метра и с размахом крыльев почти 4 метра, который словно благословляет город и сегодня.

Удивительная история чудо-кровельщика по имени Петр Телушкин, починившего ангела на шпиле Петропавловского собора самым необычайным образом.

Шпиль Петропавловского собора (первый крупный храм Петербурга, находящийся на территории Петропавловской крепости) долгое время этот соборсооружением в городе – сто двадцать два с половиной метра. На вершине его шпиля находится, естественно, крест и позолоченный ангел. Причём ангел – это флюгер, он вращается, показывает направление ветра.

И вот с этим ангелом произошла одна любопытная история.

Гид Алексей Пашков рассказывает удивительную историю починки ангела на шпиле Петропавловского собора.

Ремонт ангела на шпиле Петропавловского собора

Дело было в 1830-м году. Над Петербургом пронеслась сильная буря, ветер был очень сильный. И ангела ветром погнуло, почти сорвало его с креста. Ангела нужно было чинить. Но чтобы его починить, нужно было сначала как-то добраться туда. А как туда добраться? В то время способ был только один – строить леса во всю высоту шпиля. Но леса – это долго, дорого и некрасиво. И вот нашёлся доброволец; звали его Пётр Телушкин, который вызвался залезть туда без всяких лесов и ангела починить прямо там же, на месте, не снимая его с креста. Ему разрешили попробовать.

Как он лез?

Он начал с того, что выбрался на шпиль из самых маленьких окон, над которыми есть небольшой карниз. Он выбрался на этот карниз и, стоя на нём, начал обходить шпиль по кругу и обвязывать верёвку вокруг него. Он действительно шпиль обошёл, верёвку обвязал, привязался к ней сам. А дальше.. Знаете, как с помощью двух петель лазают по столбам: накинул – подтянул, накинул – подтянул? Вот так он полез наверх.

Он добрался таким образом до шара под ангелом, (золотой шар, или «золотое яблоко», как его называют). Снизу он кажется небольшим. На самом деле – два с половиной метра в диаметре. Конечно, через него было не перебраться.

Что он тогда сделал? Он отвязал себя от шпиля, оставил только одну верёвку, которая его под коленями привязывала. Затем он откинул тело назад, то есть он фактически повис вниз головой на шпиле. Находясь в таком положении, он на конце верёвки сделал петлю, раскрутил её, перебросил. Она зацепилась за крест. По ней перебрался через шар, добрался до ангела, и действительно починил его прямо там же, на месте, не снимая его со шпиля. За что и был, естественно, награждён.

Вполне реальная история, всё задокументирован о. Этого Телушкина, кстати говоря, даже Тургенев упоминает в романе «Дым» в одном месте. Причём интересно, что Тургенев — убеждённый западник – вкладывает в уста одного из своих персонажей рассуждение о том, что вроде бы и велика Россия, и талантами богата, и люди вроде Телушкина в ней есть… а живётся в Германии всё равно лучше! Потому что порядку больше. Что ж, у Тургенева была своя точка зрения на этот вопрос. А Телушкин так и вошёл в историю, как отважный кровельщик, петербуржский герой.

Первый ангел (в виде флюгера) был выполнен по проекту самого Доменико Трезини в 1724 году (тот первый ангел держался обеими руками за флюгер) и украшал шпиль колокольни до 1756 году, пока не погиб при пожаре от удара молнией. Воссозданная фигура повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураган 1777 года нанес фигуре второго ангела серьезные повреждения. Третий ангел был изготовлен по эскизу Антонио Ринальди (великий итальянский архитектор, в 1756–1790 гг. бывший на придворной службе в России), а для защиты его от молний в 1778 году великий Леонард Эйлер предложил и выполнил устройство громоотвода. Этот ангел уже имел тот вид, который знаком нам сейчас, и держал крест в правой руке.

В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне города не оказалось. Кровельщик Петр Телушкин вызвался забраться на яблоко шпиля и отремонтировать фигуру. Он сделал это за шесть недель в октябре-ноябре 1830 года и за свой подвиг получил 3000 рублей (примерно десятилетняя его зарплата), а также право на бесплатную чарку водки во всех казенных кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Согласно легенде, он часто терял этот документ; в конце концов, чиновникам надоело выдавать его вновь и вновь, и печать в виде клейма поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щелкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник, по преданию, характерный жест, приглашающий выпить.

В 1858 году был выполнен еще один ремонт шпиля, и ангел был заменен (но внешний вид остался по чертежам Ринальди). Четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра - именно этот четвертый ангел (весом почти в тонну!) и парит над городом до сих пор. После 1858 года частичные ремонты шпиля и ангела проводились в 1957, 1991–1996 и 2000–2003 гг. В ходе последнего ремонта фигура была снята для капитальной реставрации в специальных мастерских. Между прочим, сообщалось, что в крыльях ангела было обнаружено немало пулевых отверстий - наиболее вероятно, что это следы выстрелов революционной матросни в ноябре 1917 года… Каркас фигуры выполнен теперь из нержавеющей стали, но обшит, как и прежде, золотыми листами. С 11 февраля 2003 года на шпиле Петропавловского собора вновь засияла фигура благословляющего Петербург золотого Ангела.

Как и прежний, этот ангел держит в правой руке четырехконечный, иногда называемый латинским, а не православным, восьмиконечный крест? Почему?

На самом деле ни в Византии (откуда пришло на Русь христианство и восьмиконечный крест), ни в православии в самой России святость и каноничность четырехконечного креста не отрицалась никем, кроме старообрядцев (раскольников). Вот, например, что писал о четвероконечном кресте святой праведный Иоанн Кронштадтский во введении к своей книге «О Кресте Христовом» еще в 1855 году (это была его богословская диссертация в Санкт-Петербургской православной духовной академии РПЦ) :

«Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест».

Само собой разумеется, что в 1777 году проект скульптуры ангела (с четырехконечным крестом) был высочайше утвержден (Екатериной II). А Антонио Ринальди при выборе формы креста мог руководствоваться несколькими соображениями: во-первых, сама колокольня собора выполнена Домеником Трезини в европейском стиле; во-вторых, скульптурные изображения вообще редки в православной культуре и традиции - это именно европейская, латинская традиция; в-третьих (возможно, это главное), Петр I ведь и задумал город над Невой как «окно в Европу», и как дань уважения к ее «святым камням» рассматривали и во все последующие годы и внешний вид православного собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла…

Рассказываем о крылатых покровителях города на Неве.

Ангел на вершине Александровской колонны


Адрес: Дворцовая площадь

Александровская колонна - один из первых российских монументов, символизирующих победу над наполеоновскими войсками. Статуя ангела на ее вершине левой рукой держит четырехконечный крест, попирая им змея, а правую - возносит к небу. Автор этого ангела - скульптор Борис Орловский. Существует легенда, что он придал лицу бронзовой фигуры черты царя Александра I.

Ангел на крыше Генерального консульства Литвы в Петербурге


Адрес: Рылеева ул., 37

Уникальный ангел появился на здании Литовского консульства в 2007 году. Скульптуру создали в городе Вильнюсе специально для Северной столицы, учитывая ее ветреную и дождливую погоду. Белый ангел с черными пятками и лицом ребенка сидит на крыше, свесив ноги. Ходят слухи, что если долго смотреть на него, то можно заметить, как он подмигивает. И если подмигнет – ждите хороших новостей.

Санкт-Петербург - единственная европейская столица, которая ни в один период истории, не была захвачена противником.

Ангел на шпиле Петропавловского Собора

Первая фигура ангела-хранителя Санкт-Петербурга на шпиле Петропавловского собора была выполнена голландским мастером Г. ван Болесом в 1720-х годах. После пожара 1756 года она была восстановлена по рисункам Д. Трезини. В 1830 году ураганный ветер сильно накренил шпиль и повредил фигуру ангела, выполнявшую функцию флюгера. Кровельщик Петр Телушкин, отличавшийся огромной физической силой, без всяких лесов, с помощью веревок, а иногда просто удерживаясь на пальцах, сумел охватить шпиль веревочной петлей и отремонтировать флюгер. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловской крепости.

Казенный крестьянин Пётр Телушкин Ярославской губернии. Мастер кровельного цеха, поставивший без применения лесов крест и ангела на шпице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге в октябре - ноябре 1830 г. Позировал художнику Г. Г. Чернецову в 1832 г.

Подъём Петра Телушкина на шпиль Петропавловского собора. Рисунок Ф. Г. Солнцева. 1876 год

В 1858 году, во время замены деревянных конструкций шпиля на стальные, фигура ангела была снята. Вместо неё установили третью фигуру, выполненную по рисунку скульптора Р. К. Залемана. Ангел теперь стоял почти вертикально и прочно соединялся с крестом. В начале Великой Отечественной войны шпиль был покрашен маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной, чтобы уберечь от обстрелов. В 1991 году ангел несколько лет провел в реставрационных мастерских, где его отремонтировали и заново позолотили. Лишь в 1995 году фигура ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля. Высота фигуры составляет 3,48 м; размах крыльев ангела - 3,56 м. Высота креста - 6,5 м. Вес ангела с крестом 250 кг.