Верховный суд отклонил апелляцию "победы" по ручной клади. Лоукостер «Победа» проиграл суд по вопросу провоза ручной клади

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Верховный суд рассмотрел иск авиакомпании "Победа". Лоукостер группы "Аэрофлот" требовал признать незаконным пункт правил перевозки ручной клади, обязывающий перевозчика принимать на борт вещи сверх нормы в 5 кг – рюкзаки, дамские сумки, букеты и костюмы в портпледе. Пассажиры злоупотребляют, нормы были приняты без учета технических характеристик самолетов, а вещи в салоне просто некуда класть, настаивали представители перевозчика.

Суть спора

Ответчиками в споре выступали Минтранс и Минюст. Компания требовала признать незаконным п. 135 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденный приказом Минтранса в октябре 2017 года. Оспариваемый пункт содержит список предметов, которые можно взять на борт сверх нормы бесплатной ручной клади, которая сегодня составляет 5 кг. В список включили рюкзак, дамскую сумку, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание для ребенка во время полета, костюм в портпледе, устройство для переноса ребенка, лекарственные препараты в количестве, необходимом для полета, специальные костыли, трости, ходунки, роллаторы и другие техсредства реабилитации, складную кресло-коляску и товары, купленные в duty free. Все, за исключением "социально значимых предметов" - лекарств, детского питания, переноски и медоборудования - не должно перевозиться бесплатно, считают в "Победе".

составляет минимальный вес ручной клади пассажира авиарейса. Остальное обозначено как ручная кладь "сверх нормы".

Позиция заявителей, которых, кроме представителей самого авиаперевозчика, представлял в суде адвокат Генрих Падва, сводилась к тому, что Минтранс неправомерно вторгся в сферу правового регулирования Воздушного кодекса и самовольно установил обязанность перевозчика принимать вещи сверх бесплатной нормы ручной клади, установленной пп. 2.1 п. 2 ст. 106 ВК и п. 133 ФАП-82. Такая обязанность федеральным законом не предусмотрена, настаивали представители"Победы".

Кроме того, они обратили внимание суда на то, что оспариваемый пункт противоречит п. 133 тех же правил. У перевозчика возникают взаимоисключающие обязанности: с одной стороны, он должен провозить ручную кладь, вес и габариты которой позволяют безопасно разместить ее в салоне (п. 133 ФАП-82), с другой - принимать дополнительные к ручной клади вещи без учета их веса, габаритов и возможности разместить их безопасно - за исключением рюкзака (п. 135 ФАП-82), при том что с учетом габаритов самолета сделать это невозможно.

Минтранс расширил норму

Тем временем за неделю до рассмотрения дела Минтранс решил окончательно разрешить вопрос о ручной клади и представил законопроект, предлагающий изменить п. 133 ФАП. Согласно законопроекту , текст которого опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов, предлагается полностью исключить взвешивание предметов, которые можно брать на борт сверх ручной клади (сверх предусмотренных законом 5 кг), в числе которых - женские сумочки, портфели, букеты цветов и т. д.

Другими словами, предлагается исключить бесплатный провоз сумок, портфелей и других вещей из п. 135 ФАП как провоз "сверх нормы" и сделать перевозку указанных предметов частью этой бесплатной нормы для перевозчика.

В норму бесплатного провоза ручной клади предлагается также не включать вес рюкзака, запакованных товаров из duty free и устройств для переноса ребенка (детской люльки, автокресла для детей до 2 лет, коляски и т. д.). При этом перевозчик может ограничить вес и габариты этих вещей, чтобы была возможность безопасно разместить их в салоне. Так что их придется взвешивать. Согласно действующей редакции правил, при норме ручной клади не менее 5 кг исключения при взвешивании не предусмотрены.

ШТРАВОВАТЬ ЗА ОВЕРБУКИНГ

предложил Минтранс. Штрафы предлагается взимать в пользу пассажиров. Легализовать овербукинг министерство отказалось.

Представители Минтранса ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, ссылаясь на то, что законопроект, непосредственно касающийся оспариваемых положений, на стадии рассмотрения. Но председательствующий судья отклонил ходатайство, согласившись с прокурором и заявителем, что оспариваемые обстоятельства это никак не меняет.

Три шубы и безразмерная сумочка

В ходе заседания заявители снова изложили свою позицию. Они подчеркнули: в ст. 106 ВК указано, что пассажиры имеют право на бесплатный провоз ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с ФАП, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации самолета. Больше всего вопросов вызвало именно утверждение требований.

Представитель авиакомпании, гендиректор Андрей Калмыков, подчеркнул, что характеристики их самолетов никто не учитывал, хотя предлагаемые "Победой" нормы по объемам ручной клади основаны на рекомендации, представленной компанией Boeing: вещи можно размещать только на полках, а под креслами - нельзя, и превышение норм по объемам багажа скажется и на безопасности, и на комфорте пассажиров. Минтранс заявил, что согласование требований было проведено рабочей группой, включающей в том числе перевозчиков и пассажиров, и исходили из "усредненных параметров" воздушного судна. При этом составлялись нормы по ручной клади с учетом того, что вещи можно класть на багажные полки и под впередистоящее кресло. В самолетах "Победы" такой возможности нет. Вопрос судьи о том, как ФАП должны применяться к "Победе" с учетом баланса интересов сторон, так и остался без ответа.

Только у вас проблемы, у других перевозчиков претензий нет, - указали представители Минтранса.

Только у нас такая плотная компоновка самолета, - возразил Андрей Калмыков.

"Мы исходили из того, что часть вещей нельзя взвесить, но они могут понадобиться в полете, до или после, букет - для романтиков, верхняя одежда - добежать до трапа в холодную погоду ", - объясняла представитель Минтранса и подчеркивала, что решение по списку обязательных предметов - коллегиальное.

Но в "Победе" так не считали. От букета представители "Победы" предложили отказаться, сославшись на возможную аллергию пассажиров. "Пассажиры должны заранее предупреждать о проблемах со здоровьем", - возразила представитель Минтранса.

Одним из главнейших критериев законодательного акта является определенность. Он должен был сформулирован так, чтобы его трактовали однозначно. П. 135 ФПА можно трактовать как угодно. Если говорить о балансе удобства пассажиров и безопасности движения, приоритет - безопасность, и она при этих нормах не соблюдена. Эта норма вредна и перевозчику, и гражданам.

Генрих Падва, адвокат

Также в "Победе" пожаловались на то, что размеры дамской сумки или портфеля нигде не регламентированы, в портпледе, размеры которого не уступают багажной сумке, можно провозить много одежды, и проконтролировать это нет возможности, а пункт, касающийся бесплатного провоза верхней одежды, приводит к злоупотреблениям, например на итальянских рейсах. "Пассажиры везут по три шубы, ссылаясь на то, что это верхняя одежда", - негодовал Калмыков. Вопрос о верхней одежде вызвал бурную дискуссию: представителю авиакомпании пришлось отдельно пояснять: одежду, которая на пассажире, учитывать никто не будет: ее и так никто не взвешивает. "Если это одежда пассажира - никто не против, но сегодняшние нормы позволяют провозить дополнительные вещи. Мы за то, чтобы установить четкие и понятные правила. А для социально значимых вещей у нас есть отдельная полка, и если место закончилось - мы бесплатно перевезем всё в грузовом отсеке, пассажир должен предупредить об этом за сутки", - убеждал суд Андрей Калмыков.

В Минтрансе заявили, что с проблемой дополнительной верхней одежды столкнулись впервые и "готовы к диалогу".

Свести на нет злоупотребления со всех сторон - неисполнимая задача, все возникающие на практике вопросы надо решать участникам ситуации, - заметила представитель Минтранса.

Почему не указать в ФАП, что надо исходить из норм перевозчика? Перевозчику нужны хотя бы минимальные инструменты для контроля за ручной кладью, - возражали в "Победе".

Представитель Минюста поддержала позицию Минтранса, признав при этом, что требования ФАП должны быть разработаны в соответствии со ст. 106 ВК.

Тем не менее , выслушав аргументы сторон, отказал "Победе" в удовлетворении требований. Генрих Падва заявил, что "Победа", вероятно, оспорит вынесенное ВС решение. Гендиректор авиакомпании Андрей Калмыков заявил, что, если решение все же ступит в законную силу, авиакомпании придется искать выход, например размещать ручную кладь "сверх нормы" в багаже, поскольку разместить её на полках нет физической возможности - это небезопасно. В итоге это может сказаться и на стоимости авиабилетов.

Новости, 17:21 07.08.2018

© Александр Демьянчук/ТАСС

"Победа" проиграла: пассажиры продолжат брать в самолет шубы и букеты

Контекст

МОСКВА, 7 авг — РАПСИ. Верховный суд РФ отказал в иске авиакомпании "Победа", признав законной обязанность перевозчиков провозить сверх нормы ряд предметов ручной клади в салоне самолета, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Министерство транспорта РФ в октябре 2017 года утвердило изменения в правила перевозки ручной клади в самолетах: авиакомпании смогли установить бесплатную норму провоза багажа (не менее 5 кг — прим. ред. ), но стали обязаны разрешить пассажиру без взвешивания взять на борт дамскую сумку или портфель, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание, костюмы в портпледе, детские кресла, лекарства, костыли и трости, а также товары из duty free.

Представители авиакомпании просили суд признать частично недействующим пункт 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". В исковых требованиях "Победа" просила суд не ограничивать пронос "социальной" клади: лекарств, детских люлек, костылей и тростей для ходьбы.

Лоукостер хочет использовать другие правила: авиакомпания разрешает взять на борт только кладь, которая помещается в специальный калибратор размером 36х30х27 см, а все остальные вещи она предлагает сдавать в багаж за дополнительную плату. Перевозчик обращает внимание только на размеры вещей, а не на вес. Юристы "Победы" просят суд частично отменить данный пункт правил, а административных ответчиков — Минтранс и Минюст — разработать другой порядок проноса ручной клади, определить и структурировать "безразмерные" личные вещи.

Первым делом — безопасность

В судебном заседании участвовал генеральный директор лоукостера Андрей Калмыков. По его словам, "Победа" обратилась к производителю самолетов Boeing для консультации по установлению размера безопасно провозимой ручной клади. Производитель воздушного судна рассчитал размеры калибратора исходя из возможности перевозки 189 пассажиров, поскольку перевозчик использует только один тип самолетов: Boeing 737-800.

Позицию авиакомпании выразил адвокат Генрих Падва: "Эти пункты вроде бы не очень звучат серьезно. Речь идёт о том, что они не обеспечивают безопасность полёта пассажиров. В законе неоднократно установлена формулировка "в пределах нормы". А в пункте 135 у нас есть целый перечень вещей без ограничения их предела нормы. Пассажиры, заходящие первыми в салон, заполняют полностью все багажные отсеки. Ради нашей безопасности авиакомпания хочет ограничить размер ручной клади, чтобы вещи не летали по салону во время турбулентности".

Представители авиакомпании неоднократно отмечали, что цель лоукостера не нажиться на пассажирах, а обеспечить безопасность в салоне самолета. "Все места для багажа в самолете бесплатно отданы клиентам, мы не пытаемся заработать, а хотим навести порядок", — добавил Калмыков. Юристы авиакомпании считают, что ряд предметов ручной клади четко не определены и в качестве женской сумки суд может признать даже портфель с лямками.

Цветы и шубы

Представители истцов в подтверждение своих требований принесли в зал суда калибратор — металлический ящик синего цвета с высокой "спинкой" и продемонстрировали суду "абсурдное" количество вещей, которое может взять пассажир на борт без ограничения по весу. Глава авиакомпании положил рядом с измерителем несколько деловых сумок, портпледы с костюмами и букеты цветов, чтобы продемонстрировать суду возможное злоупотребление пассажиров правилами.

Также истцы выразили своё негативное отношение к возможности пассажиров брать на борт букеты цветов из-за устройства циркуляции воздуха и небезопасности полёта пассажиров аллергиков, а также отметили хитрость пассажиров, летающих на шопинг.

"Наша компания летает в пригород Милана, и люди берут с собой в салон по три шубы и на регистрации говорят, что это ручная кладь. Нам приходится её перевозить в салоне", — заявил глава авиакомпании. Административный ответчик утверждал, что ограничивать возможность провоза в салоне верхней одежды нельзя, поскольку "Победа" не использует проход через "рукав" из зданий аэропорта, и люди часто находятся на улице при отрицательных температурах.

Позиция ответчика

В ходе судебного заседания представители Минтранса заявили, что обжалуемые правила будут изменяться для установления правовой определённости, но в удовлетворении требований авиакомпании просили суд отказать. По мнению ведомства, авиакомпания хочет увеличить сборы с пассажиров, а не заботится о безопасности перевозки. Ведомство разрабатывает проект изменений в оспариваемые правила, в соответствии с которым нормы 135 пункта будут перенесены в другой пункт документа и впоследствии отредактированы.

МОСКВА, 7 августа. /ТАСС/. Верховный суд (ВС) России отклонил иск авиакомпании "Победа", требующей частично отменить правила перевозки ручной клади, которые позволяют пассажиру брать в салон сверх нормы в 5 кг цветы, рюкзак, дамскую сумочку и некоторые другие вещи, передает корреспондент ТАСС.

"В удовлетворении иска авиакомпании отказать", - гласит решение суда. Ответчиками по иску выступали Минюст и Минтранс.

Как заявили гендиректор "Победы" Андрей Калмыков и адвокат Генрих Падва, авиакомпания обжалует решение. "Мы, конечно, будем это решение обжаловать, поскольку видим неисполнимость таких правил, - сказал Калмыков. - Но если решение вступит в силу, то после обжалования мы будем вынуждены пересмотреть наши правила". По его словам, "график оборота воздушных судов изменится", что приведет к повышению стоимости билетов.

По словам адвоката, компания будет обжаловать решение суда в апелляционной инстанции.

Предыстория

Судебные тяжбы по делу начались весной. Авиакомпания после изменения законодательства о провозе ручной клади и введения обязательного бесплатного провоза минимум 5 кг багажа ввела свои правила: они не привязаны к весу клади, однако ограничивают габариты до 36х30х27 сантиметров в трех измерениях.

В апреле "Победа" проиграла суд с прокуратурой по вопросу соблюдения пункта 135 Федеральных авиационных правил. Согласно этому пункту, пассажиры, помимо установленной нормы бесплатного провоза багажа, в ручную кладь могут взять с собой на борт дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, детское питание, верхнюю одежду, костюм в портпледе, лекарства, устройство для переноса ребенка, трости, костыли, ходунки, кресло-коляску, роллаторы и купленные в магазинах duty free товары. В мае "Победа" подала в Верховный суд РФ иск с требованием признать частично недействительными новые правила провоза ручной клади в самолетах, которые были приняты осенью 2017 года.

"Победа" просила убрать из перечня бесплатных для провоза вещей дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, костюм в портпледе, оставив в перечне все остальные пункты. При этом сумка, рюкзак и другие вещи допущены к бесплатной перевозке, если они соответствуют указанным компанией габаритам. Минтранс же настаивал на том, чтобы отложить рассмотрение дела. По словам его представителей, ведомство сейчас разрабатывает другой законопроект, который перенесет весь перечень из ФАП-135 в ФАП-133.

Позиции сторон

В суде на стороне "Победы" помимо Калмыкова и Падвы, выступал руководитель юридического отдела Алексей Танкевич. Авиакомпания мотивировала свой иск тем, что разрешение на пронос сверх нормы ручной клади угрожает безопасности пассажиров.

В ходе заседания суда представители "Победы" для наглядности во время объяснений своих требований по отмене бесплатного провоза части предметов, продемонстрировали калибратор для определения габаритов багажа. Калмыков, доказывая позицию компании, объяснил, что лоукостер заказал специальное исследование у Boeing (его копия есть у ТАСС), в котором производитель пришел к выводу, что для безопасной перевозки 189 пассажиров на борту (максимальная загрузка самолета "Победы"), каждый пассажир может положить на верхнюю полку одну единицу ручной клади размером 36х30х27 см в трех измерениях.

При этом, отметил Калмыков, "Победа" не может просить пассажира убрать ручную кладь под стоящее впереди кресло: компоновка самолета максимально плотная и под сиденьем есть место только для ног пассажира. "Конструкция конкретно наших воздушных судов такова, что компоновка воздушных судов сделана с учетом максимальной плотности. Мы используем так называемые тонкие кресла, чтобы перевезти как можно большее количество пассажиров. Место под расстояние [для ног] - 29 дюймов. Очень мало, поэтому какого-либо места для размещения ручной клади внизу нет",- сказал он.

Калмыков также добавил, что при сущесвующих правилах не может обеспечить безопасность пассажиров. Более того, Калмыков в ходе заседания заявил, что нынешние требования к ручной клади разработаны без учета пассажировместимости самолетов и их типов. По его словам, сейчас требования одинаковые и к узкофюзеляжным самолетам и к широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетам.

В свою очередь юристы Минтранса сообщили суду, что правила выработаны в согласовании с авиакомпанией и с учетом жалоб пассажиров. "При разрешении на провоз перечня вещей сверх нормы учитывалось, что некоторые вещи нельзя взвесить, а другие - это предметы предметами первой необходимости в ходе полета", - отметила юрист.

Генпрокуратура в суде поддержала Минтранс, сочтя, что оспариваемый пункт правил соответствует закону. Решение суда еще не вступило в силу и может быть обжаловано.

Лоукостер требовал отменить норму о бесплатной перевозке дамских сумок.

Верховный суд рассмотрел во вторник иск лоукостера «Победа» к Минтрансу: авиакомпания требовала отменить пункт федеральных авиационных правил о бесплатной перевозке помимо ручной клади (минимум 5 кг на пассажира) дамских сумок, портфелей, портпледов с костюмом, букетов цветов, верхней одежды и рюкзаков.

Этот пункт накладывает на авиакомпании неограниченные обязательства, считает «Победа». Правила лоукостера иные: в салон можно взять бесплатно все, что помещается в калибратор 36х30х27 см, такой багаж, по заключению компании Boeing, помещается на багажные полки самолета Boeing 737-800 (у «Победы» их 20) в комплектации на 189 пассажиров, сообщил в суде гендиректор «Победы» Андрей Калмыков. Остальное надо сдавать в багаж и платить за это.

Прокуратура требует от «Победы» соблюдать федеральные правила и возить бесплатно в салоне все вещи из списка.

Калмыков и юрист «Победы» Алексей Танкевич принесли в суд калибратор и образцы вещей из обязательного списка, чтобы показать, что правила невыполнимы: разместить их в салоне самолета лоукостера невозможно, не нарушив требований безопасности. Компоновка кресел максимально плотная, кресла тонкие, под ними для вещей нет места, заверил Калмыков. А Танкевич предупредил, что цветы - сильный аллерген, а в самолете ограниченный объем воздуха.

«Победа» наняла на процесс адвоката Генриха Падву, его гонорар - до 40 000 руб. за час работы. Оспариваемый пункт не ограничивает размеры и вес дополнительных вещей, а потому противоречит другому пункту правил, который дает право провозить бесплатно ручную кладь, умещающуюся в калибратор, заявил Падва. Часто бывает, что вошедшие первыми пассажиры заполняют багажные полки, аргументировал Падва, а следующим просто некуда положить вещи, они вынуждены держать их на руках, при любой турбулентности вещи будут летать по салону. Непонятно, почему Минтранс с этим не согласен, заключил юрист.

Если выполнять правила, то «Победе» придется во время посадки направлять вещи в багаж, что минимум на 30% увеличит время оборота самолетов, писал в июле Калмыков министру транспорта Евгению Дитриху: это рушит бизнес-модель лоукостера и вынудит «Победу» развиваться как классическую авиакомпанию с соответствующими тарифами.

Вещи из оспариваемого списка тяжело взвесить, а они нужны для комфортного перелета, поэтому и назначены сверх нормы, заявила в суде представительница Минтранса Светлана Тонких.

Воздушный кодекс требует учитывать эксплуатационные характеристики самолетов при составлении правил перевозки вещей в салоне, заявил Калмыков, - и поинтересовался, учитывал ли Минтранс характеристики конкретно Boeing 737-800? Тот же вопрос задавал и судья Юрий Иванников. Представительницы Минтранса Тонких и Екатерина Сухарникова несколько раз уходили от ответа на этот вопрос, но в конце концов Сухарникова сообщила, что учитывали, но не конкретных типов, а всех самолетов. «От Ан-2 до Boeing 747», - съязвил Калмыков. Чиновницы заявили, что требование Воздушного кодекса учитывать характеристики самолета - техническая ошибка. «Это ваше мнение, - возразил Калмыков, - но Воздушный кодекс имеет абсолютный приоритет над федеральными авиационными правилами».

Судья Юрий Иванников долго допытывался у представительниц Минтранса, где в салоне перевозить вещи, если они не помещаются на полках? Как избежать того, чтобы пассажиры не злоупотребляли этой нормой и не нарушали прав других пассажиров на места на полках? Размещать можно на полках, твердила Сухарникова, а спорные бытовые вопросы как-то решать на месте. Но как перевозчику размещать вещи, если нет места, не отставал судья. На багажных полках всегда есть место, не сдавалась чиновница.

Ход процесса вроде бы складывался в пользу лоукостера, но судья Иванников, вернувшись из совещательной комнаты, объявил, что отказал «Победе» в иске.

Решение вступит в силу после изготовления мотивировочной части. Калмыков заявил, что оно будет обжаловано в апелляционной коллегии Верховного суда.

Верховный суд России, где рассматривался иск авиакомпании «Победа» по поводу изменения правил провоза ручной клади, встал на сторону потребителей, а не перевозчика. В результате за пассажирами сохранили право проносить в салон самолета сумки, рюкзаки, портфели свыше установленной нормы ручной клади в 5 кг. «Победа», впрочем, не сдается и обещает обжаловать вынесенное Верховный судом решение.

Дело началось с приказа Министерства транспорта, который вступил в силу в ноябре 2017 года: ведомство посчитало, что при регистрации на авиарейс нет необходимости взвешивать дамские сумочки или портфели, вынеся их за рамки термина «ручная кладь». В «Победе» с этим мнением не согласились. Представители компании указывали, в частности, на то, что наличие сумок и рюкзаков может сказаться на безопасности, а также – что Минтранс, вынося свое решение, не принял во внимание пассажировместимость самолетов.

Генеральный директор авиакомпании Андрей Калмыков , обосновывая в суде возражения «Победы», сообщил, что перевозчик заказал экспертное исследование у компании Boeing, и получил следующее заключение: для того, чтобы безопасно перевезти 189 пассажиров (это максимальная загрузка самолетов, которые использует «Победа»), каждый пассажир может взять с собой одну единицу ручной клади размером 36х30х27 см в трех измерениях. Причем находиться эта ручная кладь должна только на верхней полке. Убрать ее под впереди стоящее кресло невозможно.

«Конструкция конкретно наших воздушных судов такова , – пояснил господин Калмыков, – что компоновка воздушных судов сделана с учетом максимальной плотности. Мы используем так называемые тонкие кресла, чтобы перевезти как можно большее количество пассажиров. Место под расстояние – 29 дюймов. Очень мало, поэтому какого-либо места для размещения ручной клади внизу нет» .

На данный момент, напомним, действуют следующие правила перевозки вещей в салоне самолета.

Пассажир, не зависимо от типа билета, с которым он путешествует (возвратный, невозвратный, с багажом, без багажа) имеет право взять с собой в салон самолета ручную кладь весом до 5 килограммов. Некоторые авиакомпании допускают и больший вес.

Сверх этой установленной нормы пассажир может пронести с собой дамскую сумку, мужской портфель или рюкзак (вес и габариты рюкзака устанавливает перевозчик), портплед, верхнюю одежду, детское питание и коляску, букет цветов, а также лекарства.

Телефоны, книги, фотоаппараты, ноутбуки в салон можно проносить только при условии, что они спрятаны в ручной клади.

Кроме того, пассажир может бесплатно пронести в салон покупки из дьюти-фри – но в соответствии с габаритами и ограничениями по весу, которые каждая авиакомпания устанавливает самостоятельно.