Военно-морские силы сингапура. Военно-морские силы республики сингапур Фрегаты и корветы

Минобороны Сингапура объявило о состоявшейся 14 ноября на военно-морской базе «Чанги» церемонии ввода в боевой состав ВМС страны двух новых патрульных кораблей прибрежной зоны LMV – (16) «Савринти» и (17) «Юнити».

В мероприятии принял участие министр обороны страны Нг Енг Хен, который охарактеризовал платформу LMV как «квантовый скачок» по сравнению с ранее применявшимися патрульными кораблями класса «Фирлесс».

«Савринти» и «Юнити» стали вторым и третьим кораблями класса LMV в составе ВМС Сингапура.

Как сообщал ЦАМТО, Министерство обороны Сингапура 30 января 2013 года заключило с компанией ST Engineering контракт на проектирование и постройку восьми 80-метровых патрульных кораблей прибрежной зоны LMV. Они заменят 11 состоящих на вооружении более 20 лет патрульных кораблей класса «Фирлесс», построенных подразделением ST Marine в середине 1990-ых гг. ВМС Сингапура списали три патрульных корабля класса «Фирлесс» («Савринти», «Юнити» и «Джастис») в начале октября 2017 года.

Новые корабли предназначены для патрулирования, защиты объектов морской инфраструктуры и морских путей сообщения, а также перехвата нарушителей и эскорта.

Закладка киля головного корабля LMV, (15) «Индепенденс», состоялась в сентябре 2014 года. Он был спущен на воду 3 июля 2015 года и 26 мая 2016 года передан ВМС Сингапура. В боевой состав флота корабль вошел 5 мая 2017 года.

На текущий момент в боевом составе ВМС Сингапура находятся три корабля серии: (15) «Индепенденс», (16) «Савринти» и (17) «Юнити». 31 октября флоту был передан четвертый корабль, (18) «Джастис». Спуск на воду пятого корабля серии, (19) «Индомитейбл», состоялся 23 сентября 2017 года. В различных стадиях постройки также находятся «Фортитьюд», «Донтлесс» и «Фирлесс».

Поставку всех кораблей планируется завершить к 2020 году. Они войдут в состав 182-й эскадры ВМС Сингапура и будут размещены на военно-морской базе «Туас».

Длина корабля проекта LMV составляет 80 м, ширина – 12 м, полное водоизмещение – 1250 т. Силовая установка типа CODAD включает четыре дизельных двигателя MTU 20V 4000 M93L общей мощностью 11532 л.с. Максимальная скорость – более 27 узлов, дальность плавания – 3500 морских миль на крейсерской скорости 15 узлов, автономность – 14 суток. Высокий уровень автоматизации позволяет осуществлять управление кораблем силами всего 23 членов экипажа (включая 5 офицеров). Возможно размещение еще 30 человек десанта. Корабль может принимать средний вертолет S-70B «Сихок». На борту могут быть размещены две шлюпки RHIB или безэкипажный надводный катер «Протектор».

В состав вооружения входят 76/62-мм артиллерийская установка «Супер Рапид» компании Oto Melara, одна 25-мм стабилизированная АУ «Тайфун» Mk.25 компании Rafael, два дистанционно управляемых боевых модуля Hitrole компании Oto Melara с 12,7-мм пулеметами. Корабли также оборудованы расположенной в носовой части 12-контейнерной вертикальной пусковой установкой зенитного ракетного комплекса VL MICA компании MBDA, который обеспечивает защиту от воздушных угроз на дальностях до 20 км.

Кроме того, на борту размещены нелетальные средства поражения, включая два брандспойта и две турельные установки с акустическими излучателями большой дальности действия LRAD (Long-Range Acoustic Device) и слепящими ксеноновыми прожекторами.

Вооруженные силы стран мира

ВС Сингапура

Сингапур является уникальным городом-островом-государством. Он имеет микроскопические размеры территории и небольшое население, при этом очень мощные экономику и ВС. По степени милитаризации в пересчете на территорию и население Сингапур, по-видимому, превосходит даже Израиль. Как и в Израиле, в стране действует закон о всеобщей воинской обязанности, исключающий какие-либо отсрочки и варианты альтернативной службы и подразумевающий ежегодные двухнедельные военные сборы до достижения 40-летнего возраста. При этом первую символическую повестку на призывной пункт мальчик получает сразу после появления на свет, вместе со свидетельством о рождении.

Часть техники (особенно авиационной) не помещается в стране и постоянно дислоцируется за рубежом. Большую часть техники страна получает из США, Великобритании и Израиля, быстро развивается собственный ВПК. Хотя 75% населения страны составляют этнические китайцы, никаких военных связей с КНР у Сингапура нет.

Сухопутные войска включают 5 дивизий - 3-ю (в ее составе - 8-я бронетанковая, 3-я, 5-я, 24-я, 30-я пехотные бригады), 6-ю (54-я бронетанковая, 2-я, 9-я, 76-я пехотные бригады), 9-ю (56-я бронетанковая, 10-я, 12-я пехотные бригады), 21-ю (7-я, 13-я, 15-я пехотные бригады), 25-ю резервную (11-я, 14-я, 63-я, 65-я пехотные бригады). Также имеется 6 пехотных бригад (21-я, 22-я, 26-я, 27-я, 29-я, 32-я), группа ССО и полк гуркхов (формально числится в полиции), ряд вспомогательных подразделений.

Основу танкового парка составляют 152 немецких «Леопард-2А4» (еще 30 аналогичных танков используются как источники запчастей), часть из которых находится в Германии и используется для обучения сингапурских экипажей, а также 25 новейших "Леопард-2А7". Остаются на вооружении 340 устаревших легких французских танков АМХ-13SM1. От 24 до 100 совсем старых английских танков «Центурион» находятся на хранении.

Имеется 44 французских БМП АМХ-10Р, из которых половина (22) – в варианте БРМ AMX-10PAC90. Также состоят на вооружении 500 БМП местного производства - 300 IFV-25 «Бионикс», 200 «Бионикс-2». БТР – 945 американских М113А1/2 (из них не менее 50 с 25-мм пушкой), 50 V-200 (еще 200 на хранении), 15 MaxxPro Dash, 730 местных «Бронко» и 450 AV-81 «Террекс» (в т.ч. 135 с 25-мм пушкой), 60 французских "Шерпа", 122 южноафриканских "Мародер" ; 40 американских V-150 и 30 V-100, до 300 шведских Bv206 находятся на хранении.

На вооружении сухопутных войск имеется артиллерия только собственного производства. Это 54 САУ SSPH-1 «Примус» (155 мм), 124 буксируемых орудия – 18 FH-2000, 54 «Пегас», 52 FH-88 (155 мм). На хранении находится 121 буксируемое орудие - 22 английских LG1 (105 мм), 45 израильских М-68 и 38 М-71, 16 американских М114А1 (155 мм). Минометы – 500 (81 мм) и 90 самоходных (40 на «Бронко», 50 на М113) (120 мм); 50 израильских М-65 (120 мм) и 12 финских М-58 «Тампелла» (160 мм) находятся на хранении. Имеется 18 новейших американских РСЗО HIMARS (227 мм).

На вооружении состоят 30 старых французских ПТРК «Милан» и 30 новейших израильских «Спайк».

ВВС Сингапура имеют в своем составе до 100 американских истребителей 4-го поколения – 40 F-15SG, 60 F-16 (20 C, 40 D). Как было сказано в начале статьи, эти самолеты не помещаются на территории Сингапура, поэтому базируются в США. Остаются на вооружении 41 старый американский истребитель F-5 (32 S, 9 учебно-боевых Т; 7 разведчиков RF-5S выведены из состава ВВС и выставлены на продажу). На хранении находится до 62 еще более старых штурмовиков А-4SU (в т.ч. до 21 учебно-боевой TA-4SU). Штурмовики базируются во Франции и используются как учебные. На территории Сингапура дислоцированы лишь F-5, прошедшие в этой стране серьезную модернизацию.

Имеется 5 голландских базовых патрульных самолетов «Фоккер-50», 4 американских самолета ДРЛО «Гольфстрим» G550 (2 старых Е-2С на хранении), 9 американских же заправщиков (4 KC-135R, 5 КС-130 (4 В, 1 Н)), 9 транспортных самолетов (5 С-130Н, 4 «Фоккер-50»), 33 учебных самолета (19 швейцарских РС-21, 2 новозеландских СТ/4Е, 12 новейших итальянских Т-346). РС-21 дислоцированы в Австралии, Т-346 – во Франции.

На вооружении состоят 19 американских боевых вертолетов AH-64D «Апач» (еще 1 на хранении) и 8 противолодочных вертолетов S-70В, а также около 50 транспортных вертолетов – 15 американских СН-47 «Чинук» (5 D, 10 SD; еще 1 D на хранении), до 19 французских AS332M и 13 AS532UL (до 8 AS550 и до 2 AS350 находятся на хранении для продажи). «Апачи» и часть «Чинуков» дислоцированы в США, французские вертолеты – в Австралии. В качестве учебных используется 5 европейских вертолетов ЕС120В.

Наземная ПВО включает 2 батареи американского ЗРК «Усовершенствованный Хок» (12 ПУ) и 2 батареи новейшего французского ЗРК SAMP/Т, 24 ЗРК малой дальности (12 израильских «Спайдер», 12 английских «Рапира»), 555 ПЗРК (500 французских «Мистраль», 30 российских «Игла» (в самоходном варианте - по 6 ПУ на 5 БТР М113), 25 шведских RBS-70), 58 швейцарских зенитных орудий - 34 GDF-001, 24 GDF-002 (35 мм).

ВМС имеют в своем составе 2 ПЛ типа «Арчер» (шведские «Вестергётланд») и 2 типа «Челленджер» (шведские «Шёормен»; еще 2 аналогичные ПЛ находятся в отстое), 6 фрегатов типа «Формидебл» (французские типа «Лафайет»), 6 ракетных корветов типа «Виктори» (немецкий проект), 5 патрульных кораблей типа "Индепенденс" (будет построено еще 3), 5 собственных сторожевых катеров типа «Фирлесс» (еще 6 в отстое; до 100 малых сторожевых катеров имеется в Береговой охране), 4 тральщика типа «Бедок» (шведский проект), 4 ДТД типа «Эндюранс» собственного проекта. Подлодки переданы Сингапуру из состава ВМС Швеции, все надводные корабли и катера построены в самом Сингапуре.

Николаев А.С. 2016

Подводные лодки ВМС Сингапура.

Датой рождения ВМС Сингапура может считаться 9 августа 1965 года, когда Сингапур получил независимость от Малайзии, а вместе с отделением от Малайзии получил 2 деревянных судна (RSS «Panglima » и RSS «Singapura »), которые вошли в состав Добровольческих Сил Сингапура. Официальный статус флота ВМС Сингапура получили 1 апреля 1975 г. О подводных лодках в Сингапуре заговорили в 90-х годах прошлого века. 23.09.1995 Правительство Сингапура купило в Швеции ПЛ HMS «Sjobjoornen » .

тип «Challenger »


Подводные лодки этого типа относятся к проекту А-12 (тип «Sjoormen »), были построены в 1965 – 1969гг.верфями ВМФ в Карлскроне и «Kockums Mekaniska Verkstads » в Мальме (HMS «Sjolejonet » (29.06.1967), HMS «Sjobjoornen » (09.01.1968), HMS «Sjohunden » (21.03.1968), HMS «Sjohasten » (06.08.1968), HMS «Sjoormen » (25.01.1967)). Первоначально КБ фирма «Kockums » разрабатывало проект А-11 (ПЛ с ВНД на основе топливных элементов). Большие трудности в создании такого двигателя заставили специалистов фирмы пересмотреть проект в пользу обычной дизель-электрической ЭУ. Измененный проект А-11 В /12 был завершен в 1963, а головную «Sjoormen » заложили в 1965, в состав флота она вошла в 1967. ТТХ ПЛ 1130/1400 т; 50,5 х 6,1 х 5,1 м; однокорпусные; рабочая глубина погружения 150 м; дизели (Hedemora-Pielstick PV/12PAZ) 4 х 600 л.с; электрогенераторы 4 х 600 кВт; э.д . (ASEA) 1 х 3000 л.с ; 4 АБ; 1 вал, 12/20 узлов; один низкооборотный 5-лопастный гребной винт большого диаметра; экипаж 16 человек (7 офицеров); автономность 21 сутки. Вооружение: 4 - 533-мм носовых ТА (боекомплект 12 торпед типа 613 либо вместо торпед 16 мин), 2 - 400-мм носовых ТА (6 торпед ПЛО типов 422 и 431); автоматическая система осуществляет перезаряжание всех ТА за 30 секунд. РЭВ: АСБУ «Ericsson » IBS-A-17 (SESUB-90B), РЛС «Therma », ГАК CSU-83 фирмы «Atlas Elektronik ». АСБУ обеспечивает одновременное слежение за 50 целями, в отношении 10 из них автоматически вырабатываются данные для применения оружия. Система одновременно и независимо управляет стрельбой 12 проводных торпед. Эти лодки были построены для замены безнадежно устаревших и полностью изношенных субмарин типа «Abboren ». Шведские конструкторы избрали принципиально новую (обтекаемую) форму корпуса и впервые применили Х-образное расположение кормовых стабилизаторов и рулей, а носовые рули поместили на ограждении рубки, сдвинутом к носу. Водонепроницаемые переборки разделяют прочный корпус на 5 отсеков. По высоте в нем два яруса. Отсек 1: верхняя палуба: ЦП, жилые помещения команды, кают-компания. На нижней палубе находятся ТА, запасные торпеды, механизмы общекорабельных систем. Отсек 2: наверху часть постов управления, внизу группа АБ. Еще одна группа АБ размещена в 3-м отсеке, на его верхней палубе жилые помещения унтер-офицерского состава. Отсеки 4 и 5 занимают ЭУ, вспомогательные механизмы, посты управления, приводы кормовых рулей. Все пять лодок прошли модернизацию в 1984 – 1985гг. В ходе ее установили новую БИУС и новую ГАС. В 1992 – 1994гг. на «Sjolejonet » и «Sjohunden » снова поменяли ГАС и БИУС.

ПЛ HMS «Sjobjornen » в ВМС Снгапура получила наименование RSS «Challenger » , а все лодки этого типа в ВМС Сингапура стали именоваться как ПЛ типа «Challenger ». RSS «Challenger », закончив капитальный ремонт и переоборудование для службы в тропиках в сентябре 1997, несколько лет находилась в Швеции для обучения прибывавших из Сингапура новых экипажей (благодаря усилению автоматизации процессов управления, после модернизации численность экипажа была снижена до 11 человек). В 1997 году в Швеции были закуплены еще 3 подводные лодки того же класса - RSS «Centurion » (бывшая HMS «Sjolejonet » ),RSS «Chieftain » (бывшая HMS «Sjohunden » ) и RSS «Conqueror » (бывшая HMS «Sjoormen » ), которые в течении 1997 – 2003 годов также прошли капитальные ремонты и переоборудование. HMS «Sjohasten » была выкуплена на запчасти и в состав ВМС Сингапура не входила.

RSS «Challenger »

HMS «Sjoormen » (сейчас - RSS «Centurion»)

RSS «Chieftain»

RSS «Conqueror»

В 2005 году ВМС Сингапура приобрело две подводные лодки шведского проекта А-17 типа «Vastergotland » - RSS «Swordsman » (HMS «Vastergotland » , 27.11.1987) и RSS «Archer » (HMS «Halsingland » , 20.10.1988). Перед передачей Сингапуру оба корабля прошли дооборудование по типу HMS «Sodermanland » - с установкой двигателей Стирлинга (воздухонезависимой двигательной установки). В ВМС Сингапура это тип подводных лодок стал обозначаться как тип «Archer ».

тип «Archer »


ПЛ этого типа предназначались для Балтийского моря и являются дальнейшим развитием ПЛ типов «Shoormen » и «Nacken ». Имеют однокорпусную конструкцию. В носовой и кормовой оконечностях размещены ЦГБ. ПК собран из 4 секций по модульному принципу. Жилые помещения (6 кают) расположены на верхней палубе носового отсека. Имеется спасательная шлюзовая камера, наружный люк которой оборудован комингс-площадкой для стыковки со спасательным колоколом или подводным спасательным аппаратом. У ПЛ Х-образное кормовое оперение и рубочные носовые горизонтальные рули. Рули не выступают за габариты корпуса и не создают ограничений при швартовке или покладке лодки на грунт. Управление ПЛ автоматическое или ручное с использованием системы SCC-200 фирмы SAAB. Работа ЭУ контролируется системой NDS-100. По сравнению с ПЛ проектов А-12 м А 14, увеличен объем мероприятий по уменьшению уровней физических полей ПЛ, в т.ч. от обнаружения ИК приборами и газоанализаторами. В ноябре 1999 г. фирма Kockums получила контракт на 75 млн. долл , на модернизацию двух ПЛ типа «Vastergotland » - «Sodermanland » и «Ostergotland , предусматривающий, в частности, установку вспомогательной воздухонезависимой электроэнергетической установки "Stirling МКЗ". ТТХ ПЛ 1070/1143, 48,50-6-5,6, однокорпусные, глубина погружения оперативная 300м, автономность 45 суток, экипаж 20 (5 офицеров) человек,энергетическая установка - ДЭУ с полным электродвижением ,число х мощность ДГ 2 х 760 кВт,2 х 1080 ("Hedemora Pielstick " V12A/15-UD VA-185). Скорость полного хода надводная (11 узлов), подводная (20 узлов), число х калибр ТА 6 х 533 и 3 х 400, боезапасторпед 12 (533) и 6 (400), число мин принимаемых взамен торпед – 12,число навесных минных контейнеров х число мин -2 х 24. Тип АСБУ "Ericsson IPS-17TFCS" (SESUB 900 А ), тип ГАК - "STN - Atlas Electronic" CSU-83.

RSS «Swordsman»

RSS «Archer»


В декабре 2013 года Сингапур законтрактовал у немецкого концерна ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS)две неатомные подводные лодки нового германского проекта 218SG, передача которых заказчику запланирована на 2020 год. В 2015 году французский бюллетень «TTU» со ссылкой на шведскую прессу, сообщил, что в течение ближайших двух лет Сингапур должен приобрести еще две неатомных подводных лодки на основе тендера. Новые неатомные подводные лодки должны заменить в составе ВМС Сингапура четыре неатомные лодки типа «Challenger ».

Схема устройства перспективной германской неатомной подводной лодки проекта 216, который, как считается, мог лечь в основу проекта 218SG

Став независимой в 1965 году, бывшая британская колония сумела совершить скачок, превратившись из страны третьего мира в высокоразвитое государство с высоким уровнем жизни. Наиболее развитая отрасль промышленности – судостроение. На момент обретения независимости у нищего Сингапура было всего два деревянных патрульных корабля, которые вошли в состав Добровольческих сил Сингапура. Сегодня сингапурские ВМС считаются одними из лучших в регионе.

Официальный статус военно-морские силы Сингапура получили 1 апреля 1975 года. Их основная задача – защита от нападения с моря и охрана торговых морских путей в водах Сингапурского пролива. Сингапур входит в состав военного альянса с Австралией, Малайзией, Новой Зеландией и Великобританией.

Фрегаты и корветы

Наиболее современные корабли ВМС Сингапура – шесть фрегатов типа Formidable (модификация фрегатов La Fayette). Это самые высокотехнологичные боевые корабли в Юго-Восточной Азии, которые могут выполнять функции информационного центра соединения кораблей. Формируют 185-ю эскадру.

Контракт на разработку и постройку шести фрегатов Министерство обороны Сингапура заключило с французской компанией DCNS в марте 2000 года. Ключевой пункт контракта – передача технологий. Первый фрегат построен во Франции, остальные пять – в Сингапуре. Дальнейшее техническое обслуживание и модернизация обеспечиваются сингапурской компанией ST Marine (STM).

Основной особенностью конструкции корпуса фрегата являются конструктивные меры по снижению эффективной поверхности рассеяния. Они включают наклонные поверхности бортов, фальшбортов и надстроек, часть оборудования скрыта в корпусе, широко применены композитные материалы и специальные радиопоглощающие покрытия. По сравнению с прототипом фрегаты демонстрируют лучшие мореходные качества и большую автономность, а также сниженную радиолокационную заметность.

Фрегаты спроектированы как узлы интегрированной сети командования и управления вооруженных сил Сингапура, построенной по аналогичному американским сетецентрическим системам принципу. Главными компонентами сети являются разработанная в Сингапуре боевая информационно-управляющая система (БИУС) и двойная система передачи данных на основе протокола Fast Ethernet (общее название для набора стандартов передачи данных в компьютерных сетях по технологии Ethernet со скоростью до 100 Мбит/с в отличие от исходных 10 Мбит/с).

Каждый фрегат имеет зону ответственности радиусом 360 километров. Выступая как мобильный оперативный центр, он получает информацию от однотипных кораблей и воздушных объектов, находящихся в зоне досягаемости. Боевая управляющая система интегрирует всю имеющуюся информацию, создавая полную картину зоны боевых действий и передавая ее береговым операторам и другим участникам операции. Расширение контролируемого пространства и минимальное время реакции на угрозу не оставляет противнику времени на ответные действия.

Особенность строительства серии этих боевых кораблей – проведенная сингапурскими специалистами интеграция в единый боевой комплекс систем оружия, произведенных в разных странах: противокорабельная ракета Harpoon и гидроакустический комплекс ALOFTS (США), зенитный ракетный комплекс Aster и радиолокационная станция Herakles (Франция), 76-мм артустановка Oto Melara (Италия), электронно-оптическая СУАО (ФРГ). Корабль приспособлен для базирования на нем вертолета Seahawk.

В 1983 году Сингапур заказал шесть корветов типа Victory по немецкому проекту MGB 62. Первый построила немецкая Lurssen Werft, остальные строились уже в Сингапуре на верфи ST Marine. В состав ВМС они вошли в 1990–1991 годах. Имеют противолодочное вооружение и формируют 188-ю эскадру, часть Первой флотилии.

В 1996 году на корветы установили ПУ ракет Barak I, а также дополнительное радиоэлектронное вооружение. В 2011-м началась замена РЛС Sea Giraffe 150HC на Sea Giraffe AMB. В 2012-м в рамках программы продления срока службы корабли прошли модернизацию, основными моментами которой стала установка новых БИУС, радиоэлектронного вооружения и БЛА ScanEagle.

Корветы типа Fearless спроектированы и построены на сингапурской верфи ST Marine. Поступили на вооружение в 1996–1998 годах. Первые пять кораблей формируют 189-ю эскадру, остальные шесть – 182-ю. Корпус выполнен из стали, надстройки – из легкого сплава. Конструкция позволяет монтаж дополнительного оборудования, РЛС и вооружения. Первые шесть кораблей имеют на вооружении противолодочные торпеды. На некоторых вместо 25-мм АУ установлены средства ПВО в виде ЗРК Simbad на корме. Водометные движители Kamewa обеспечивают высокую маневренность.

Всего в составе ВМС Сингапура одиннадцать корветов этого типа. Изначально их было двенадцать, но в 2003 году противолодочный корвет RSS Courageous (корабли и суда ВМФ Сингапура имеют префикс RSS от англ. Republic of Singapore Ship – Корабль Республики Сингапур) столкнулся с торговым судном, получил значительные повреждения и выведен из состава флота. Для усиления готовности каждый корабль имеет дублирующий экипаж. RSS Unity используется в качестве испытательного стенда для новых технологий.

30 января 2013 года Министерство обороны Сингапура заключило контракт с ST Marine на строительство восьми новых кораблей на смену корветам типа Fearless. Поставка первых запланирована на 2015–2016 годы. Всего до 2020-го предполагается поставить восемь кораблей. По некоторым оценкам, стоимость контракта может дойти до двух миллиардов долларов США.

В 2012 году Султанат Оман заключил контракт с ST Engineering на строительство четырех кораблей на основе проекта Fearless. Длина нового корабля (тип Al-Ofouq) – 75 метров, сумма контракта – около 535 миллионов евро. Движителем станут винты, а не водометы. Также благодаря увеличенной на 20 метров длине на этих кораблях помимо БЛА будет размещен вертолет.

Десантные корабли, тральщики и подлодки

Самые большие корабли ВМС Сингапура – десантно-транспортные Endurance. Планы по их созданию впервые озвучили в 1996 году, когда возникла необходимость замены старых десантных кораблей (LST) типа County, полученных от США в 70-х годах. Формируют 191-ю эскадру.

Проектирование новых кораблей стало важной вехой в истории сингапурского судостроения ввиду масштабности проекта. Строительство велось на верфи ST Marine. В 2000–2001 годах корабли типа Endurance введены в состав флота.

Они имеют док-камеру на четыре десантно-высадочных средства, а также полетную палубу с возможностью размещения двух вертолетов. Комплексная система ASIST позволяет осуществлять посадку и перемещение вертолета без присутствия личного состава на полетной палубе.

На борту RSS Resolution размещаются два беспилотных катера Protector производства израильской компании Rafael. Они выполнены на базе жесткокорпусного надувного катера, имеют надстройку из композитных материалов, несколько видеокамер и гиростабилизированную инерциальную систему навигации. Также на катере установлены автоматическая АУ, микрофоны и громкоговоритель.

11 ноября 2008 года подписан контракт на сумму 200 миллионов сингапурских долларов на поставку одного корабля типа Endurance Таиланду. В 2011-м этот корабль, получивший имя HTMS Angthong, спущен на воду, а через год передан заказчику.

В конце 2010-го ST Marine сообщила о новом проекте десантного корабля Endurance 160 водоизмещением более 14 000 тонн с полноразмерной полетной палубой. Планируется, что его экипаж будет вдвое больше, чем существующих Endurance, плюс 150 человек летчиков и техперсонала. Также корабль обретет возможности госпитального судна, для чего на нем предусмотрен вместительный лазарет и необходимое медицинское оборудование.

Строительство подобного корабля выведет ВМС Сингапура на абсолютно новый уровень. Полноразмерная полетная палуба с перспективой установки трамплина позволит принимать не только вертолеты, но и СУВВП. Опыт строительства кораблей такого класса, формально являющихся десантными вертолетоносцами, а фактически легкими авианосцами, имеется в Японии (тип Hyuga).

В конце 1995 года в состав сингапурского флота вошли четыре тральщика типа Bedok, которые формируют 194-ю эскадру. По оценке специалистов, в случае реальной минной угрозы, которая повлечет за собой остановку работы сингапурского торгового порта, ущерб будет составлять примерно 1,2 миллиарда долларов США в день. Таким образом, эти корабли играют важную роль в обеспечении безопасности экономики Сингапура.

Головной корабль Bedok построен на шведской верфи Karlskonavarvet (сейчас Kockums) по проекту Landsort. Блоки остальных строились в Швеции и собирались в Сингапуре на предприятии ST Marine.

Корабли построены из армированного стеклопластика, что обеспечивает низкую магнитную сигнатуру. Оборудование мостика, двигатели и основные системы установлены на амортизаторах.

Каждый корабль снабжен крыльчатыми движителями Фойта-Шнайдера, которые обеспечивают им хорошую управляемость и маневренность.

В ноябре 2008 года была озвучена программа модернизации кораблей типа Bedok. Тендер выиграла компания Thales, которая в мае 2009-го объявила, что научно-техническое агентство Сингапура по обороне заключило с ней контракт на осуществление программы продления срока службы кораблей Bedok. Два из четырех планировалось модернизировать полностью, остальные частично.

Thales установит интегрированный противоминный комплекс с информационной системой по минному оружию, корпусную и буксируемую ГАС, самоходные аппараты – искатели-уничтожители мин. Также Thales отвечает за внесение конструктивных изменений для размещения нового оборудования.

В состав ВМС Сингапура входит пять подводных лодок (ПЛ): три типа Challenger (Sjoorman) и две типа Archer (Vastergotland), построенные шведской верфью Kockums.

ПЛ типа Challenger построены в конце 60-х в Швеции. В свое время они считались одними из самых передовых неатомных подводных лодок. Изначально предназначались для действий в Балтийском море. В начале 90-х выведены из состава шведского флота. В Сингапуре их подвергли «тропикализации» для использования в теплых водах. Модернизированы системы кондиционирования и защиты от обрастания корпуса морскими организмами, а также смонтирована более коррозиестойкая система трубопроводов. Кроме этого, установлены новые перископы. К 2004 году три лодки вошли в состав ВМС Сингапура. Одна ПЛ типа Challenger – собственно RSS Challenger в состав флота не вводилась и используется как учебный корабль. Возраст лодок сейчас составляет более 40 лет.

ПЛ типа Archer построена в начале 80-х годов. Всего в Швеции сделаны четыре лодки этого типа. Две первые ПЛ серии в ноябре 2005 года проданы Сингапуру. При передаче они прошли процедуру модернизации для использования в тропических водах. Оборудованы воздухонезависимой главной энергетической установкой.

Высокий судостроительный потенциал

Существование у Сингапура мощного судостроительного потенциала, активно работающего не только на внутреннем рынке, но и на экспорт, позволяет говорить об относительной промышленной независимости государства в этой отрасли.

Сингапур является единственной страной мира, в судовой регистр которой внесен экраноплан, причем собственной постройки (Airfish-8).

Строительством военных кораблей занимается государственная компания ST Marine. Производственные мощности двух основных верфей STM, расположенных в районах Джуронг и Туаз, позволяют строить военные корабли класса фрегат, а также торговые суда тоннажем до 70 тысяч тонн. За период с 2007 по 2010 год заключен ряд контрактов на строительство грузовых, пассажирских и специальных судов для ведущих транспортных компаний мира.

Сингапуро-австралийским предприятием Asia-Рас Geraldton Ltd осуществляется строительство скоростных патрульных катеров для службы береговой охраны ВМС и полиции.

К производству военно-морской техники привлекается также частная сингапуро-британская компания Wasper Private Ltd, которая строит ракетные катера типа Waspada для сингапурских ВМС и иностранных заказчиков, в частности для Бахрейна, Брунея, Гонконга, Саудовской Аравии, Кувейта, Малайзии, Омана.

В 2004 году Сингапур приобрел находящееся на грани банкротства американское дочернее предприятие судоверфь VT Halter Marine. Усилиями сингапурского менеджмента верфь возвращена в разряд рентабельных и в настоящее время выполняет ряд долгосрочных заказов американского военного ведомства. Помимо этого, на период с 2008 по 2012 год заключено соглашение с ВМС Египта о строительстве серии ракетных катеров стоимостью более 640 миллионов долларов США.

Среди крупных иностранных заказов необходимо выделить строительство десантных кораблей для ВМС Индии, Таиланда, Кувейта и Брунея, а также патрульных катеров для индийской береговой охраны. Согласно действующим межправительственным договоренностям на верфях STM ремонтируются также боевые корабли США и Таиланда.

В целом ВМС Сингапура представляют собой передовую в техническом смысле компоненту ВС, способную выполнять актуальные задачи по обеспечению безопасности страны, а военные союзники, такие как США и Израиль, делают их весьма серьезным игроком в регионе.

Судостроительная промышленность государства в состоянии самостоятельно удовлетворять нужды ВМС.

Все корабли флота весьма современны либо недавно прошли программу модернизации или продления срока службы. Однако обращают на себя внимание отсутствие легких ударных сил и слабая составляющая подводных сил.

Справочник Jane’s Fighting Ships 2013–2014 говорит об отсутствии в составе флота ракетных катеров. Вместе с тем таковые успешно строятся (по лицензии) на экспорт, поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что промышленность Сингапура обеспечит потребности флота в данном секторе.

Что касается подводных лодок, следует ожидать в ближайшее время новых закупок за рубежом (для замены ПЛ типа Challenger) с постепенным ориентированием национальной промышленности и на это направление.

Став независимой в 1965 году, бывшая британская колония сумела совершить скачок, превратившись из страны третьего мира в высокоразвитое государство с высоким уровнем жизни. Наиболее развитая отрасль промышленности – судостроение. На момент обретения независимости у нищего Сингапура было всего два деревянных патрульных корабля, которые вошли в состав Добровольческих сил Сингапура. Сегодня сингапурские ВМС считаются одними из лучших в регионе .

Официальный статус военно-морские силы Сингапура получили 1 апреля 1975 года. Их основная задача – защита от нападения с моря и охрана торговых морских путей в водах Сингапурского пролива. Сингапур входит в состав военного альянса с Австралией, Малайзией, Новой Зеландией и Великобританией.

Фрегаты и корветы

Наиболее современные корабли ВМС Сингапура – шесть фрегатов типа Formidable (модификация фрегатов La Fayette). Это самые высокотехнологичные боевые корабли в Юго-Восточной Азии, которые могут выполнять функции информационного центра соединения кораблей. Формируют 185-ю эскадру.

Контракт на разработку и постройку шести фрегатов Министерство обороны Сингапура заключило с французской компанией DCNS в марте 2000 года. Ключевой пункт контракта – передача технологий. Первый фрегат построен во Франции, остальные пять – в Сингапуре. Дальнейшее техническое обслуживание и модернизация обеспечиваются сингапурской компанией ST Marine (STM).

Основной особенностью конструкции корпуса фрегата являются конструктивные меры по снижению эффективной поверхности рассеяния . Они включают наклонные поверхности бортов, фальшбортов и надстроек, часть оборудования скрыта в корпусе, широко применены композитные материалы и специальные радиопоглощающие покрытия. По сравнению с прототипом фрегаты демонстрируют лучшие мореходные качества и большую автономность, а также сниженную радиолокационную заметность.

Фрегаты спроектированы как узлы интегрированной сети командования и управления вооруженных сил Сингапура, построенной по аналогичному американским сетецентрическим системам принципу. Главными компонентами сети являются разработанная в Сингапуре боевая информационно-управляющая система (БИУС) и двойная система передачи данных на основе протокола Fast Ethernet (общее название для набора стандартов передачи данных в компьютерных сетях по технологии Ethernet со скоростью до 100 Мбит/с в отличие от исходных 10 Мбит/с).

Каждый фрегат имеет зону ответственности радиусом 360 километров . Выступая как мобильный оперативный центр, он получает информацию от однотипных кораблей и воздушных объектов, находящихся в зоне досягаемости. Боевая управляющая система интегрирует всю имеющуюся информацию, создавая полную картину зоны боевых действий и передавая ее береговым операторам и другим участникам операции. Расширение контролируемого пространства и минимальное время реакции на угрозу не оставляет противнику времени на ответные действия.

Особенность строительства серии этих боевых кораблей – проведенная сингапурскими специалистами интеграция в единый боевой комплекс систем оружия, произведенных в разных странах :
— противокорабельная ракета Harpoon и гидроакустический комплекс ALOFTS (США);
— зенитный ракетный комплекс Aster и радиолокационная станция Herakles (Франция);
— 76-мм артустановка Oto Melara (Италия);
— электронно-оптическая СУАО (ФРГ).

Корабль приспособлен для базирования на нем вертолета Seahawk.

В 1983 году Сингапур заказал шесть корветов типа Victory по немецкому проекту MGB 62. Первый построила немецкая Lurssen Werft, остальные строились уже в Сингапуре на верфи ST Marine. В состав ВМС они вошли в 1990–1991 годах. Имеют противолодочное вооружение и формируют 188-ю эскадру, часть Первой флотилии.

В 1996 году на корветы установили ПУ ракет Barak I, а также дополнительное радиоэлектронное вооружение. В 2011-м началась замена РЛС Sea Giraffe 150HC на Sea Giraffe AMB. В 2012-м в рамках программы продления срока службы корабли прошли модернизацию, основными моментами которой стала установка новых БИУС, радиоэлектронного вооружения и БЛА ScanEagle.

Корветы типа Fearless спроектированы и построены на сингапурской верфи ST Marine. Поступили на вооружение в 1996–1998 годах. Первые пять кораблей формируют 189-ю эскадру, остальные шесть – 182-ю. Корпус выполнен из стали, надстройки – из легкого сплава. Конструкция позволяет монтаж дополнительного оборудования, РЛС и вооружения. Первые шесть кораблей имеют на вооружении противолодочные торпеды. На некоторых вместо 25-мм АУ установлены средства ПВО в виде ЗРК Simbad на корме. Водометные движители Kamewa обеспечивают высокую маневренность.

Всего в составе ВМС Сингапура одиннадцать корветов этого типа. Изначально их было двенадцать, но в 2003 году противолодочный корвет RSS Courageous (корабли и суда ВМФ Сингапура имеют префикс RSS от англ. Republic of Singapore Ship – Корабль Республики Сингапур) столкнулся с торговым судном, получил значительные повреждения и выведен из состава флота. Для усиления готовности каждый корабль имеет дублирующий экипаж. RSS Unity используется в качестве испытательного стенда для новых технологий.

30 января 2013 года Министерство обороны Сингапура заключило контракт с ST Marine на строительство восьми новых кораблей на смену корветам типа Fearless. Поставка первых запланирована на 2015–2016 годы. Всего до 2020-го предполагается поставить восемь кораблей. По некоторым оценкам, стоимость контракта может дойти до двух миллиардов долларов США.

В 2012 году Султанат Оман заключил контракт с ST Engineering на строительство четырех кораблей на основе проекта Fearless. Длина нового корабля (тип Al-Ofouq) –75 метров, сумма контракта – около 535 миллионов евро. Движителем станут винты, а не водометы. Также благодаря увеличенной на20 метровдлине на этих кораблях помимо БЛА будет размещен вертолет.

Десантные корабли, тральщики и подлодки

Самые большие корабли ВМС Сингапура – десантно-транспортные Endurance . Планы по их созданию впервые озвучили в 1996 году, когда возникла необходимость замены старых десантных кораблей (LST) типа County, полученных от США в 70-х годах. Формируют 191-ю эскадру.

Проектирование новых кораблей стало важной вехой в истории сингапурского судостроения ввиду масштабности проекта. Строительство велось на верфи ST Marine. В 2000–2001 годах корабли типа Endurance введены в состав флота.

Они имеют док-камеру на четыре десантно-высадочных средства, а также полетную палубу с возможностью размещения двух вертолетов. Комплексная система ASIST позволяет осуществлять посадку и перемещение вертолета без присутствия личного состава на полетной палубе.

На борту RSS Resolution размещаются два беспилотных катера Protector производства израильской компании Rafael. Они выполнены на базе жесткокорпусного надувного катера, имеют надстройку из композитных материалов, несколько видеокамер и гиростабилизированную инерциальную систему навигации. Также на катере установлены автоматическая АУ, микрофоны и громкоговоритель.

11 ноября 2008 года подписан контракт на сумму 200 миллионов сингапурских долларов на поставку одного корабля типа Endurance Таиланду. В 2011-м этот корабль, получивший имя HTMS Angthong, спущен на воду, а через год передан заказчику.

В конце 2010-го ST Marine сообщила о новом проекте десантного корабля Endurance 160 водоизмещением более 14.000 тонн с полноразмерной полетной палубой. Планируется, что его экипаж будет вдвое больше, чем существующих Endurance, плюс 150 человек летчиков и техперсонала. Также корабль обретет возможности госпитального судна, для чего на нем предусмотрен вместительный лазарет и необходимое медицинское оборудование.

Строительство подобного корабля выведет ВМС Сингапура на абсолютно новый уровень. Полноразмерная полетная палуба с перспективой установки трамплина позволит принимать не только вертолеты, но и СУВВП. Опыт строительства кораблей такого класса, формально являющихся десантными вертолетоносцами, а фактически легкими авианосцами, имеется в Японии (тип Hyuga).

В конце 1995 года в состав сингапурского флота вошли четыре тральщика типа Bedok , которые формируют 194-ю эскадру. По оценке специалистов, в случае реальной минной угрозы, которая повлечет за собой остановку работы сингапурского торгового порта, ущерб будет составлять примерно 1,2 миллиарда долларов США в день. Таким образом, эти корабли играют важную роль в обеспечении безопасности экономики Сингапура.

Головной корабль Bedok построен на шведской верфи Karlskonavarvet (сейчас Kockums) по проекту Landsort. Блоки остальных строились в Швеции и собирались в Сингапуре на предприятии ST Marine.

Корабли построены из армированного стеклопластика, что обеспечивает низкую магнитную сигнатуру. Оборудование мостика, двигатели и основные системы установлены на амортизаторах. Каждый корабль снабжен крыльчатыми движителями Фойта-Шнайдера, которые обеспечивают им хорошую управляемость и маневренность.

В ноябре 2008 года была озвучена программа модернизации кораблей типа Bedok. Тендер выиграла компания Thales, которая в мае 2009-го объявила, что научно-техническое агентство Сингапура по обороне заключило с ней контракт на осуществление программы продления срока службы кораблей Bedok. Два из четырех планировалось модернизировать полностью, остальные частично.

Thales установит интегрированный противоминный комплекс с информационной системой по минному оружию, корпусную и буксируемую ГАС, самоходные аппараты – искатели-уничтожители мин. Также Thales отвечает за внесение конструктивных изменений для размещения нового оборудования.

В состав ВМС Сингапура входит пять подводных лодок (ПЛ): три типа Challenger (Sjoorman) и две типа Archer (Vastergotland), построенные шведской верфью Kockums.

Подлодки типа Challenger построены в конце 60-х в Швеции. В свое время они считались одними из самых передовых неатомных подводных лодок. Изначально предназначались для действий в Балтийском море. В начале 90-х выведены из состава шведского флота. В Сингапуре их подвергли «тропикализации» для использования в теплых водах. Модернизированы системы кондиционирования и защиты от обрастания корпуса морскими организмами, а также смонтирована более коррозиестойкая система трубопроводов. Кроме этого, установлены новые перископы. К 2004 году три лодки вошли в состав ВМС Сингапура. Одна ПЛ типа Challenger – собственно RSS Challenger в состав флота не вводилась и используется как учебный корабль. Возраст лодок сейчас составляет более 40 лет.

Подлодки типа Archer построена в начале 80-х годов. Всего в Швеции сделаны четыре лодки этого типа. Две первые ПЛ серии в ноябре 2005 года проданы Сингапуру. При передаче они прошли процедуру модернизации для использования в тропических водах. Оборудованы воздухонезависимой главной энергетической установкой.

Высокий судостроительный потенциал

Существование у Сингапура мощного судостроительного потенциала, активно работающего не только на внутреннем рынке, но и на экспорт, позволяет говорить об относительной промышленной независимости государства в этой отрасли.

Сингапур является единственной страной мира, в судовой регистр которой внесен экраноплан, причем собственной постройки (Airfish-8).

Строительством военных кораблей занимается государственная компания ST Marine. Производственные мощности двух основных верфей STM, расположенных в районах Джуронг и Туаз, позволяют строить военные корабли класса фрегат, а также торговые суда тоннажем до 70 тысяч тонн . За период с 2007 по 2010 год заключен ряд контрактов на строительство грузовых, пассажирских и специальных судов для ведущих транспортных компаний мира.

Сингапуро-австралийским предприятием Asia-Рас Geraldton Ltd осуществляется строительство скоростных патрульных катеров для службы береговой охраны ВМС и полиции. К производству военно-морской техники привлекается также частная сингапуро-британская компания Wasper Private Ltd, которая строит ракетные катера типа Waspada для сингапурских ВМС и иностранных заказчиков, в частности для Бахрейна, Брунея, Гонконга, Саудовской Аравии, Кувейта, Малайзии, Омана.

В 2004 году Сингапур приобрел находящееся на грани банкротства американское дочернее предприятие судоверфь VT Halter Marine. Усилиями сингапурского менеджмента верфь возвращена в разряд рентабельных и в настоящее время выполняет ряд долгосрочных заказов американского военного ведомства. Помимо этого, на период с 2008 по 2012 год заключено соглашение с ВМС Египта о строительстве серии ракетных катеров стоимостью более 640 миллионов долларов США.

Среди крупных иностранных заказов необходимо выделить строительство десантных кораблей для ВМС Индии, Таиланда, Кувейта и Брунея, а также патрульных катеров для индийской береговой охраны. Согласно действующим межправительственным договоренностям на верфях STM ремонтируются также боевые корабли США и Таиланда.

В целом ВМС Сингапура представляют собой передовую в техническом смысле компоненту Вооруженных сил, способную выполнять актуальные задачи по обеспечению безопасности страны, а военные союзники, такие как США и Израиль, делают их весьма серьезным игроком в регионе.

Судостроительная промышленность государства в состоянии самостоятельно удовлетворять нужды ВМС . Все корабли флота весьма современны либо недавно прошли программу модернизации или продления срока службы. Однако обращают на себя внимание отсутствие легких ударных сил и слабая составляющая подводных сил .

Справочник Jane’s Fighting Ships 2013–2014 говорит об отсутствии в составе флота ракетных катеров. Вместе с тем таковые успешно строятся (по лицензии) на экспорт, поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что промышленность Сингапура обеспечит потребности флота в данном секторе.

Что касается подводных лодок, следует ожидать в ближайшее время новых закупок за рубежом (для замены ПЛ типа Challenger) с постепенным ориентированием национальной промышленности и на это направление.