За длинным каменным мостом. Понте Ротто: первый каменный мост в Риме. Достопримечательность столицы России

В конце XIX в. Москва. Большой Каменный мост через, расположен около Боровицких ворот и соединяет, улицы и с улицей, пересекающей по. На месте современного Большого Каменного моста в XV в. существовал наплавной «живой» мост. В 1643 по… … Москва (энциклопедия)

Про одноимённый мост в Китае см. Мост Аньцзи. Большой Каменный мост Б. Каменный мост в 2006 г. Область применения автомобильный, пешеходный Пересекает Москва (река) Место расположения … Википедия

Б. Москворецкий мост в 2006 г … Википедия

Большой Обуховский мост … Википедия

Большой Краснохолмский мост … Википедия

Большой и Малый Устьинские мосты Координаты: 55.747222, 37.638889 … Википедия

И Каменный Мост: Мосты Каменный мост через реку Золотуху в Вологде Каменный мост в Воронеже Каменный мост через реку Исеть в Екатеринбурге Каменный мост через Березуевский овраг в Калуге Каменный мост в Риге Каменный мост через канал Грибоедова в … Википедия

Большой Каменный Водоток … Википедия

- (в старину Всесвяцкий каменный мост; Всесвятский мост; Новый Каменный мост; Каменный мост) первый постоянный каменный мост через Москву реку в XVII веке, задуманный и начатый в 1643, но окончательно достроенный в 1692 1693. Соединял Замоскворечье … Википедия

- (бывший Водопроводный, Ямской, по Ямской слободе, Большой Каретный, Гранитный), через Обводный канал, на Лиговском проспекте. Построен в 1817 21 (инженер П. П. Базен) на месте существовавшего здесь в 1805 11 деревянного акведука (инженер Ф … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

  • Серия "На заре времен" (комплект из 11 книг) , . Серия "На заре времён" задумана как своеобразная антология произведений о далёком прошлом человечества. Это книги о нашей Земле. О том, что было до нас. До нас - умныхи цивилизованных. Наших…
  • Шедевры от А до Я. Выпуск 1 , Астахов А.Ю.. С новым проектом издательства `Галерея русской живописи` у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полныетематические подборки…

Декабрь 11, 2018

Здесь, на Палатинском мосту, ежедневно останавливаются сотни туристов, чтобы в который раз запечатлеть себя у стоящего посреди реки громадного обломка древнеримской истории. Многие сотни лет он возвышается над неспокойными водами Тибра в том месте, где река делает последний поворот, прежде чем покинуть район исторического центра Вечного города. Это сохранившиеся до сих пор остатки древнего моста, называемого сегодня Понте Ротто (Ponte Rotto), являвшегося первым каменным мостом Рима.

Понте Ротто, Тибр

При проведении работ по расширению русла реки и облагораживанию его берегов, в 1887 году пешеходный мост через Тибр был ликвидирован. Его два арочных пролета, находившиеся ближе к западному берегу и построенные в XVI веке, разрушили, оставив лишь один по центру реки. Возвышающаяся над водой руина до сих пор опирается на оригинальные пилоны, построенные во II веке до н.э.

Сломанный мост, 2018г

Сегодня остатки моста покрывает множество трещин, придавая этому осколку древнеримской истории ни с чем несравнимый романтический вид. А стоящий посреди реки Сломанный Мост в Риме будет всегда напоминать его жителям об огромной разрушительной силе Тибра.

В древности на Руси мостов не строили, потому что любую реку можно было зимой пересечь по льду, а летом переправиться на лодке или пароме. На особенно оживлённых путях ставили так называемые «живые» мосты – плоты или большие лодки выстраивали в ряд и покрывали деревянным настилом, по которому люди и повозки перемещались с одного берега на другой. С первыми заморозками конструкцию разбирали и вытаскивали на берег, а сразу после весеннего ледохода восстанавливали в прежнем виде. Такой вариант переправы, простой и недорогой, всё же имел и серьезный недостаток: два раза в год сообщение между берегами на несколько дней прерывалось.

Такое временное неудобство могло быть терпимым в других местах, но здесь превращалось в проблему, поскольку расположенные в Замоскворечье стрелецкие слободы оказывались отрезанными от Кремля, и в случае народных волнений царь попал бы в сложную ситуацию. Михаил Феодорович, первый из Романовых, эту опасность вполне осознавал, ведь его детство прошло в Смутное время, поэтому царь озаботился возведением современного каменного моста. Зодчего пришлось приглашать из Европы – свои мастеровые не обладали необходимым опытом. В 1643 году из Страсбурга приехали палатный мастер Анце Кристлер и его дядя Иоганн.

Иностранцы привезли с собой множество инструментов и приспособлений, необходимых для производства работ, и взялись за дело с истинно немецкой доскональностью: произвели замеры, подготовили чертежи и смету и даже представили царю деревянный макет будущего моста. Впрочем, представители заказчика тоже старались войти во все подробности – видимо, не хотели оплошать, ведь в те времена царевы люди отвечали не только за освоение казенных денег, но также и за конечный результат. Дьяки Посольского приказа заставили Анце Кестлера письменно ответить на вопрос, «можно ли будет тому его мосту устоять от льду толщиной в два аршина?»

Немец за свой мост ручался: «у него будут сделаны шесть быков каменных острых, а на тех быках учнет лед, проходя, рушиться, а тот рушенный лед учнет проходить под мост между сводов мостовых, а своды будут пространны, свободного места будет по сорок аршин, а меж свободных мест у столпов будут же сделаны острые отлоги; и от льда мосту порухи никакой не будет». Но строительство моста через Москву-реку, едва начавшись, тут же остановилось – и русский царь Михаил Федорович, и немецкий зодчий Анце Кестлер в 1645 году скончались. Вернулись к проекту лишь в 1682-м, когда страной правила царевна Софья, для которой стрельцы тоже много значили.

Князь Василий Васильевич Голицын, фаворит царевны и большой поклонник европейской культуры, в том числе и зодчества, распорядился достроить мост по чертежам Кристлера, что и было за пять лет исполнено старцем Филаретом, до принятия монашества известным «мостового каменного дела мастером». Диковинное по тем временам сооружение, видимо, денег казне стоило немалых, ибо вошло в поговорку: «дороже Каменного моста». На левом берегу реки мост начинался от Всесвятской стрельницы с проезжими воротами в примыкавшей к Кремлю стене Белого города. Две центральных арки моста, самые большие по размеру, служили для прохода барок с товаром.

В других арках были водяные мукомольные мельницы с плотинами и сливными воротами. На правом берегу реки мост выходил к Берсеневке и кружалу, в котором пьянствовали еще опричники Ивана Грозного. За прошедшее столетие царев кабак не утратил популярности и был всей Москве известен под названием «Заверняйка». В это развеселое местечко ходить, однако, следовало с осторожностью и лучше в компании друзей, потому что одинокие гуляки становились легкой добычей воров, обосновавшихся под последней аркой на левой стороне моста – «под девятой клеткой», как тогда говорили. Оглушив и обобрав человека, разбойники бросали его в реку, и это у них называлось «концы в воду».

Главарем шайки был легендарный душегуб Ванька Каин. При каком-то удобном случае дьяки Разбойного приказа завербовали его в осведомители, но… «хотели как лучше, а получилось как всегда». Пользуясь связями с ворьем, Ванька продолжал грабить, а связи с Разбойным приказом делали его неуязвимым. Так что первым «оборотнем в погонах» следует считать именно его, Ивана Осипова. В XVIII веке на мосту – хотя ширина его составляла всего одиннадцать саженей – появились постройки: табачная таможня, пивной двор и четыре каменные палатки князя Меншикова. Однако не торговля, а ледоходы и наводнения представляли для моста главную угрозу.

В царствование императрицы Анны Ивановны было приказано мельницы убрать и быки очистить, чтобы между ними был свободный проход воде, но все же весеннее половодье 1783 года причинило сооружению слишком серьезный ущерб. Два года спустя был прорыт Водоотводный канал, что позволило капитально отремонтировать опоры Каменного моста, а заодно он был очищен от всех лавочек и огражден каменными перилами. Впрочем, ширина проезжей части и ширина арок остались без изменений, и весеннему напору воды мост противостоял все хуже и хуже, так что ремонтировать его после наводнений приходилось и в XIX веке.

Новый мост, торжественно открытый в 1859 году, спроектировал и построил инженер-полковник Танненберг по повелению императора Александра II. Конструкция представляла собой три большие чугунные арки на двух каменных быках с мощными ледорезами. Эти острые выступы на западной стороне мостовых опор вошли в московский фольклор в байке про некоего крупного чиновника, который спросил, для чего они нужны, а получив ответ на свой вопрос, встревожился: «А что же будет, если лед пойдет с другой стороны?..» Тот мост, по которому мы ходим сегодня, построили в 1938 году. У него над водой всего один пролет длиной сто пять метров.

Если пройти его до конца, то с площадки лестницы откроется чудесный вид, знакомый старшему поколению по картинкам на советских трехрублевках (были такие зеленые бумажки в те времена, когда бутылка водки стоила три рубля шестьдесят две копейки). Это одно из немногих мест – не считая крыш, конечно, – откуда все пять кремлевских звезд не только хорошо видны, но даже помещаются в кадр обычного фотоаппарата. Поэтому здесь часто фотографируются, а иногда и кино снимают. Например, «Место встречи изменить нельзя» – помните, когда солдатик любуется рубиновыми звездами, а Глеб Жеглов стреляет у него сигарету: «“Камель”… трофейные».

Какие бывают мосты

После смерти мастера строительство прекратилось, так как план посчитали слишком смелым и дорогим. Работы завершил монах Филарет в 1687 году по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына. Строили по плану Кристлера, который оставил деревянную модель моста. Причем на работы потратили так много, что о ценности и дороговизне чего-либо говорили: «Дороже Каменного моста!».

Большой Каменный мост тогда находился в другом месте - начинался у подножия Дома на набережной и вел к Ленивке. Он был в 3-4 раза шире московских улиц, и поэтому его наполнили многочисленные строения.

В петровские времена на Большом Каменном мосту стояли палата Предтеченского монастыря и 4 каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак «Заверняйка». В Шестивратной башне размещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в тайном изготовлении вина. Под ними находились галереи, куда москвичи ходили гулять и пить вино и пиво. Под мостом был пивной ледник. У отводных быков стояли водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами. Мельники жили тут же, в Шестивратной башне. А еще под Большим Каменным мостом собирались воры. Особенно дурной славой пользовался один из пролетов на левом берегу - «девятая клетка». Мимо нее с наступлением вечера москвичи старались не ходить.

В 1731 году по указу Анны Иоанновны Большой Каменный мост расчистили.

А в середине 1850-х обветшавший мост решили снести. Это оказалось довольно трудным делом: кладка была такой прочной, что ее пришлось взрывать.

В 1858 году на месте разобранного моста построили новый, первый в Москве металлический трехпролетный мост по проекту Танненберга. Он простоял 80 лет, но его также пришлось разобрать: после строительства канала имени Москвы уровень реки повысился на 3 метра.

В 1938 несколько ниже по течению реки построили современный мост по проекту В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса. Длина пролета главной арки составила 105 метров.

Этот мост вошел в историю: на обороте титульной страницы российского паспорта изображена панорама

Большой Каменный мост через Москву-реку на самом деле является металлическим. Такой казус легко объясняется: в одном из своих вариантов мост действительном был каменным, но к середине XIX столетия обветшавшее сооружение было решено снести, а на его месте установить металлическую конструкцию.

В Москве Большой Каменный мост висит над рекой возле Боровицких ворот Кремля. С одной стороны моста можно выйти к улицам Моховой и Знаменке, с другой – на Большую Полянку.

Первый мост на этом месте существовал еще в XIV-XV столетиях, но это было всего лишь временное сооружение – так называемый наплавной мост, подвижная и потому опасная конструкция из бревенчатых настилов, лежащих на плотах. Мост убирали на зиму, также его можно было разобрать, если на столицу нападет враг.

Первый капитальный мост из камня был возведен в XVII веке, и его строительство растянулось почти на сорок лет. Инициатором строительства был царь Михаил Федорович, который в 1643 году пригласил страсбургского мастера по фамилии Кристлер. Царь лично контролировал ход разработки проекта, но через два года Михаил Романов скончался от болезни, умер и сам Ягон Кристлер, поэтому и работы по сооружению каменного моста приостановились.

В 80-е годы XVII века строительство решила возобновить царевна Софья, дочь Алексея Михайловича, при участии князя Василия Голицына. За основу были взяты планы Кристлера. В итоге мост вышел длиною 170 метров и шириной более двадцати. Ширина моста была такой, что позволяла разместить на нем в том числе различные торговые и питейные заведения. Все это сослужило мосту плохую службу: и мост, и его окрестности скоро стали считаться местами, где легко можно было стать жертвой лихих людей.

Последующие переустройства моста были произведены в середине XIX века и первой половине ХХ-го. В 1859 году он был заменен на металлический, а в 1938 году его перестраивала команда архитекторов и инженеров. Ширина обновленного моста увеличилась почти в два раза, а длина над рекой составила 105 метров.

В XIX веке Большой Каменный мост упоминали в одном ряду с такими достопримечательностями, как Царь-пушка и Царь-колокол. Сегодня с него можно любоваться видами москворецких набережных, Кремля и храма Христа Спасителя.