Бесов носов. На пути к петроглифам или "бесов мыс". Как добраться до Онежских петроглифов

ПЕТРОГЛИФЫ МЫСА БЕСОВ НОС

Бе́сов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная. Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

На самом деле в этом месте восточного берега Онежского Озера сосредоточено несколько мысов и остров, которые содержат на своих скалах петроглифы - Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец Нос. Почему именно Бесов Нос? Наверное из-за легендарного рисунка «беса», которому неугомонные монахи Муромского монастыря в XV - XVI в.в пририсовали крест, дабы уменьшить его «бесовость» и нейтрализовать дьявольскую силу.

к.и.н. А.П.Журавлев, Петрозаводск, "О НОВОЙ ТРАКТОВКЕ "БЕСА" НА ОНЕЖСКИХ ПЕТРОГЛИФАХ":

Мыс Бесов Нос - уникальный природно-археологический памятник Европейского Севера, где обнаружены многочисленные наскальные изображения эпохи энеолита. Среди этих изображений особое место занимает центральный образ Беса - колоритной фигуры, расчлененной глубокой трещиной на две пропорциональные части. Бес имеет квадратную голову с изображением носа, рта и двух глаз. Один глаз показан круглым пятном, второй - кружком с пятном в центре. У Беса тонкая шея и согнутые в локтях руки. Ноги также расширены книзу и согнуты в коленях (в виде "пляшущего человечка"). Правую руку фигуры перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны. Считается, что крест выбили монахи Муромского монастыря, который расположен в 25 км южнее мыса.

Существуют различные толкования этого изображения, и в частности, углубление в полости рта объясняется тем, что Беса кормили и поили, совершая жертвоприношения. Трещина в скале связывается с более ранним временем, чем появление здесь Беса.

В связи с открытием катастрофического землетрясения в Пегреме (4200 плюс-минус 50 лет назад), предлагается новая трактовка Беса и точное время его создания. В частности, жители, покинувшие Пегрему в связи с катастрофой, обратили внимание на изменения в ланшафте: в скалах появились огромные трещины. Возникновение этих трещин на их глазах сопровождалось грохотом обрушившихся скал, громовыми звуками, световыми эффектами и т.д. Все это создавало представления о том, что злые духи нижнего мира, разрушив земную твердь, через трещины прорвались в средн ий мир и творили свои темные дела.

Покинув "Богом проклятое место" - Пегрему в Уницкой губе Онежского озера, люди пришли на восточное побережье озера, где в скалах Бесова Носа обнаружили трещину, которая в миниатюре повторяла трещины скал Уницкой губы, возникших после катастрофического землетрясения, унесшего жизни соплеменников. Под впечатлением перенесенной трагедии, они отразили на скале свои представления об этом событии.

Бес по их мнению - это хозяин нижнего мира и злых сил, которыми он владел. Ассиметричное расположение его тела относительно трещин, указывало место в земной поверхности, где злые духи вырываются наружу из нижнего мира в средний. Жертвоприношения Бесу могли задобрить его и уберечь людей.

На Бесовом Носу выделяют три самых больших рисунка. Кроме самого беса, это еще выдра и сом.

Подобные места при своей известности и доступности, естественным образом, постепенно разрушаются и изничтожаются не только дикостью «туристов», но даже и самими специалистами. Например, с целью сохранения петроглифов, часть скалы на Пери Носе взрывом отделили и перевезли в Эрмитаж. При этом часть петроглифов утеряна безвозвратно.

Но, изначально, эти места были удалены от поселений, что подчеркивает их ритуальный характер. Т.е. данные места видимо использовались для религиозных обрядов и их специально посещали для этих целей. Но, почему-то в непосредственной близости не селились. Та, заброшенная деревня и кладбище, которые сейчас находятся около этих мысов – никак не связаны с поселениями тысячелетней давности.

Загадочность места, неясность смысла многих рисунков – все это оказывает возбуждающее воздействие и пробуждает бесконечный ряд вопросов: начиная с «откуда», заканчивая «зачем». Действительно, почему петроглифы не разбросаны равномерно по всем скалам Карелии, а сосредоточены в двух местах (Беломорск и мысы Онеги)? Почему, несмотря на относительно небольшое расстояние между этими местами, петроглифы по своему характеру отличаются? Почему петроглифы кучкуются такими плотными группами?

Любители потустороннего, загадочного и мистического приписывают этому месту аномальные силы, которые патогенно влияют на человека: сначала притягивают как магнитом, потом заставляют возвращаться и, даже приводят в различным несчастьям. Да и ученые, далекие от мистики больше задают загадок, чем находят ответов. Особенно это касается так называемых лунарных рисунков в виде кругов и полумесяцев с отходящими лучами. Одни считают, что это изображение капканов, другие, что это изображение солнца и луны. Одни считают, что это связано с религиозными ритуалами, другие – с космической природой рисунков, третьи предполагают астрономические знания у древних, четвертые высчитывают направления лучей и доходят до идеи древней обсерватории. Одним словом, вопросов больше, чем ответов – а это только подгревает процесс размножения домыслов и легенд.

Поиск и открытие новых рисунков требует знаний, навыков и опыта. Наиболее отчетливые рисунки, которые обычно рассматриваются туристами, достаточно крупны и хорошо видны. Но это только верхушка айсберга! Понятно, что на ровной поверхности камня разглядеть «царапины» просто так не удастся. Поэтому всегда рекомендуют просмотр петроглифов в солнечный день, когда камни сухие. Чтобы разглядеть мелкий рельеф «слабых рисунков» лучше всего это делать на восходе или закате, когда лучи солнца подсвечивают их вдоль и тени позволяют увидеть то, что практически невозможно разглядеть при «вертикальном» освещении. Когда нет времени дожидаться милостей от природы, специалисты используют различные ухищрения: накрываются плотной тканью, пропуская свет на камни вдоль поверхности.

Как бы то ни было, место это действительно производит неизгладимое впечателение. Действительно чувствуется дыхание тысячелетий. Действительно, что-то мистическое окутывает вас. Действительно притягивает и заставляет желать вернуться туда еще раз.

В предыдущей части мы, преодолев трехсоткилометровый участок нашего путешествия, миновав Кириллов, Ферапонтово и Вытегру, остановились на ночлег недалеко от деревни Октябрьское, что на границе Вологодской области и Республики Карелия. Дальнейший маршрут, в теории, вел нас через Пудож к Осударевой дороге - путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I . Общая протяженность дороги - приблизительно 260 км.

После отличного отдыха, который взбодрил душу и тело, мы за завтраком все как-то вдруг неожиданно решили, что вот тут у нас под боком легендарный Бесов нос и на него наверное стоит заехать по пути к Белому морю. Не то, чтобы мы были склонны к подобным взбалмошным авантюрам, но некоторый азарт заставил нас призадуматься над этим небольшим "крюком" в нашем маршруте. Еще дома я закладывал Бесов нос, как дополнительную точку интереса, способную разнообразить "рутинную" дорогу небольшим приключением.

> Утренняя походная кулинария.

В географическом смысле Бесов нос представляет собой скальный мыс, на 750 метров выступающий в Онежское озеро, находящийся между мысами Перри нос и Канин нос и являющийся частью пояса прибрежных выходов кристаллических пород. В историческом смысле мысы Бесов нос и Канин нос являются, сохранившимися до нашего времени, монументальными живописными полотнами первобытного человека. Мрачные каменные берега этих мысов несут на себе группы узоров разной сложности - петроглифы. Наборы петроглифов мысов Канин нос и Бесов нос являются одними из самых крупных на Онежском побережье, насчитывают в своем составе около 100 изображений. В петроглифах мыса Бесов особенно выделяется изображение антропоморфного существа, называемого Бесом из-за изображенных наростов на голове, напоминающих рога. Размер изображения длинной около 2 метров и оно окружено множеством более мелких изображения, на которых изображены птицы, люди, рисунки из повседневной жизни. Петроглифы являются памятникам монументального изобразительного творчества первобытной эпохи и датируются IV-III тысячелетием до нашей эры.

В джиперско-туристическом смысле Бесов нос является перевалочным пунктом для всех автопутешественников по Карелии. Дорог к мысу Бесов нос существует две. Одна через деревушку Каршево, вдоль речки Черная. Другая идет по восточному берегу Онежского озера от деревни Шальский. Большая часть дороги через Шальский проходит по песчаным онежским пляжам, несколько раз уходя в лес, для того чтобы преодолеть три небольших мыса, перерезающих береговую линию Онеги. В нашем случае наиболее оптимальным, с точки зрения логики путешествия, получался маршрут Каршево - Бесов нос - Шальский. Вспоминая многочисленные рассказы и видеоролики о героических сражениях джиперов на дорогах к Бесову носу мы отдавали себе отчет в том, что наши машины находились в недостаточно подготовленном состоянии и в случае возникновения непреодолимого препятствия нам придется возвращаться назад.

По всем раскладам получалось весьма и весьма интересно. Неожиданно после завтрака выяснилось - все уже морально готовы к рывку на Бесов и пребывают в состоянии легкой эйфории, сопровождающий начало настоящего приключения. Быстренько собрав лагерь выдвинулись в дорогу. Асфальтовая часть прошла без каких либо сложностей. В последний год дороги Карелии поднялись до нового уровня и небольшой участок, протяженностью 40 километров, преодолевается совершенно легко. Дальше был небольшой участок разбитой полевой дороги и преодолев Каршево оказались перед поднятым шлагбаумом. Далее одолев шаткий мост мы начали углубляться в чащобу.

> Дорога после последней деревни преобретает более одичалый вид.

> Мосток весьма печального вида, имеющий своей целью остановить путешественников от необдуманных поступков и ограничивающий въезд на территорию заповедник "Бесов нос".

В глухом лесу вспомнились мое первое знакомство с природой этой северной земли. Карелия, впервые, приветствовала меня северной летней погодой - сутки лил не прекращаясь дождь и задувал ветер, потом половину дня лил дождь, а половину дня было пасмурно, а на третий день было сухо, солнечно и прекрасно. Дальше цикл из трех дней повторялся и так продолжалось в течении 14 дней, которые я провел в Карелии. В следующее путешествие мы встретились как "старые" друзья и все 15 дней было солнечно и тепло, пару раз накрапывал дождь, но в остальном было сухо и прекрасно. Казалось, что местные духи проверили меня в тяжелых условиях непогоды и дискомфорта, а увидев, что я не испугался тягот милостиво допустили в свои земли. И как-то мой знакомый, родом из Петрозаводска, услышав мой рассказ о том, как я первый раз приезжал сюда, сказал такую странную фразу - Карелия, это земля, где боги ходят по земле. Почему-то эти простые слова залегли у меня в душе и с тех пор для меня карельская земля стала землей чудес.

> Местами дорога становится необычно широкой.

> Засадные места подготовленные проходят на лебедках.

> Менее подготовленные находят объезды засадных мест.

Как только оказались в лесу, то сразу пришло чувство сказочности окружающего мира - кругом высятся сосны и березы исполины, произрастающие тут не один десяток лет, кругом расстилаются нетронутые поля черники и брусники, то тут, то там виднеются колонии грибов - белые, сыроежки, подберезовики. И неотступно преследует чувство, что кто-то незримый следит за каждым шагом, словно хозяин леса всматривается в гостей, пытаясь как можно скорее понять чего от них ждать. А двигаясь все глубже и глубже понимаешь, что есть от чего взяться такой недружелюбности местного лесного хозяина. То тут, то там виднеются следы бездумных попыток проехать именно тут - деревья иссечены тросами лебедок, которыми привязывались без коразащитных строп, дорога буквально "взорвана" любителями придавить педаль газа, когда внедорожник уже очевидно беспомощно закопался в грунт, периодически встречаются стихийные миниатюрные свалочки технического мусора. Надо отметить, что вечером, перевалив Бесов нос и вставая лагерем, мы впали в прострацию увидев кругом громадные кучи мусора, большая часть которого совершенно отчетливо была оставлена тут туристами, приезжавшими сюда "культурно отдыхать". Но это было потом, а до тех пор присутствие кого-то незримого не оставляло ни на минуту.

> Дорога вьется параллельно речке Черная и потому виды на воду и осенний лес частенько мелькают сбоку.

> Чаще всего и у особо засадных мест есть объезды.

> Виды на гладь реки и багрянец осеннего леса завораживают.

> На противоположном берегу виднеется "Лысая гора" в основании горы Калья (71 метр между прочим).

> Ехать приходится аккуратно.

> Частенько приходится топтаться по лужам - определить на глаз проходимость не представляется возможным.

> Встречаются первые напоминая о бушевавшем урагане - комель поваленного дерева ощутимо выше машины.

> Дорога уходит куда-то вверх по камню. Когда едешь по такой дороге впервые испытываешь очень необычные ощущения.

Преодолевая ямы, полные грязной воды, одолевая местные болотца, дно которых состояло из белой глины мы ползли вперед. Вся команда провела на ногах практически целый день - приходилось таскать тросы, мерить броды, помогать друг другу в преодолении сложных рельефов, кружить вокруг машины когда случался слалом среди стволов деревьев и пеньков. Уже ближе к вечеру, изрядно уставшие, мы выбрались к берегу Онежского озера. Сказать по правде - не верилось ровно до тех пор, пока не спустились на песочек пляжа. Только когда плотный неподвижный воздух леса, напитанный запахами трав, деревьев, звуками птиц и зверей, сменился свежим и чистым влажным воздухом, налетевшим с Онеги - только тогда пришло понимание, что мы преодолели эту дорогу и мы вышли на берег Онеги. До Бесова носа оставался какой-то километр. Чтобы не торопится и спокойно походить-побродить, мы решили сходить погулять на мыс Кладовец, посмотреть петроглифы, отъехать немного вглубь и разбивать лагерь, чтобы осмотр Бесова носа оставить на следующее утро.

> Впереди Онего!

> Самый маленький охранник команды выскочил размять лапы после целого дня тряски в душной машине по ямам и ухабам.

> Берег Онежского озера преимущественно песчанный, местами перемежается каменными мысами.

В окрестностях мыса Кладовец встретили двух геодезистов сильно загадочного вида, проводивших какие-то наблюдения или изыскания в части рельефа местности. И кроме этих двоих еще встретили чудесного веселого лохматого собакина бежевого окраса, непонятно откуда взявшегося. Собакин ловко скакал по камням, носился среди мачтовых сосен, покрывающих мыс Кладовец и имел вид весьма радостный и довольный свои житьем. Нам показалось что в каком таком виде должен обитать местный дух леса, поэтому решили угостить его вкусняшечками, дабы не гневить своим присутствием. Дух лес оказался весьма дружелюбен и миролюбив - небо очистилось, хотя весь день на небе висели тяжелые серые тучи, вышло закатное солнышко и ветер налетающий с Онеги начал стихать. Чтобы как-то называть веселого духа леса в образе собаки, мы нарекли его Чуем. Чуй бодро скакал за нами, показывал нам петроглифы, валялся на скалах мыса.

> Вот он - бодрый дух леса Чуй.

> Петроглифы мыса Кладовец. К сожалению большая часть каменной скалы (!) растащена на сувениры.

> Петроглифы мыса Кладовец

> Петроглифы мыса Кладовец

Побродив еще немного мы вернулись к машинам и покатили ставить лагерь. Подходивший к концу день оказался богат не только на новые эмоции, но и на урожай грибов. Соорудив вкуснейший ужин решили немного посидеть, поболтать о том, о сем. Неугомонный Чуй покрутился вокруг лагеря, получил порцию вечерних вкусностей, остался ими весьма доволен и пожелав нам доброй ночи умчался куда-то в сумерки устраиваться на ночевку.

> В дали виднеется мыс Карецкий.

> Приятная усталость располагала к спокойному времяпрепровождению.

> Красный диск солнца тонул в бесконечной глади великого Онего.

> "Благородные Доны" за вечерней неторопливой беседой помогают по силовой части походной кулинарии.

Утро встретило нас чудесной погодой, располагающей к небольшой пешей прогулке. Позавтракав, на скору руку, группы энтузиастов отправилась покорять мыс Бесов нос. Дорога от материка к оконечности Бесова носа дает возможность прочуствовать силу природы и силу урагана, обрушившегося на мыс несколько лет назад - могучие сосны выворачивало из земли, высоченные, больше человека, комели сосен-гигантов виднеются то там, то тут. Пробравшись через бурелом вышли к старому неработающему маяку, увидели ниже почерневшие береговые скалы мыса и пошли по ним, акуратно переходя с одного каменюки на другую. Через некоторое время показались первые петроглифы, число которых увеличивалось с приближением к центру всей группы изображений - Бесу.

> Бурелом перекрыл дорогу к Бесову носу.

> Неработающий маяк, намекающий, что мыс Бесов нос уже близок.

> Бодрый дух Чуй сопровождал нас в этой прогулке.

> Тот самый Бес.

> Петроглифы мыса Бесов нос.

> Петроглифы мыса Бесов нос.

> Монументальный холст для живописи наших пращуров.

> Чуй внимательно следил, чтобы вокруг было спокойно

В обратную дорогу до лагеря решили пойти по берегу - хотя чуть дольше, но виды чудесные. Когда мы добрались до лагеря, то уже был приготовлен второй завтрак и шли неторопливые сборы. Действительно задерживаться особо не стоило - нам предстояла неизвестная дорога на Шальский, состояние которой было неизвестным и которая могла так-же кончится непреодолимым препятствием, способным развернуть нас в обратную сторону в направлении Каршево.

> Вид из лагеря на Бесов нос.

Схематично дорогу на Шальский можно поделить на три спецучастка разделяемых пробегами по песчанной береговой линии Онеги. И хотя наш обратный путь был несколько длиннее чем заезд из Каршево, но благодаря длинным переездам по берегу Онеги мы надеялись поскорее выйти к цивилизации. Действительно пробега по береговой линии составили около 60 процентов пути, но оставшиеся 40 процентов пути мы запомнили на долго.

> Команда готова выдвигаться в путь.

Первый спецучасток начинался сразу после урочища Шальский (? во многих источниках она значится как бывшая деревня Бесоносовка) и состоял из сложной грязевой дороги, ограничивающийся тем, что она была фактически пропилена сквозь бурелом и часто меняла направления. Кстати наш бодрый дух Чуй упорно сопровождал нас до съезда на берег. Пока мы съезжали на берег, он оставался в лесу, сидя на земле и как только мы оказались на песчаном пляже Онеги он глянул на нас, помотал хвостом и, пожелав нам хорошей дороги до дома, умчался куда-то в лес по своим лесным делам. Второй спецучасток был чуть посложнее, потому что к грязевой дороге прибавились каменные пороги небольшой высоты и обилие пеньков всех мастей. Третий спецучасток начинался с горки, высотой метров 20 и подъемом в градусов 45-50, которую пришлось преодолевать на лебедках. Затем дорога сохранила все предыдущие черты - каменные пороги, пеньки, каменистые пересохшие реки, грязь и дополнительно появилось больше камней. После того, как мы вновь оказались на песчаном пляже Онеги, нас ожидали несколько километров пляжной дороги по песочку, финишем которой стал поселок Шальский.

> Дорога снова баловала видами на лес, раскрашенный золотисто-багровыми цветами.

> Появляются первые каменные пороги.

> Преодолевали такие каменные горы.

> Кругом все еще поля мха с алыми каплями брусники и кляксами черники.

> Периодически встречаются охотничьи домики, каким-то невероятным способом приютившиеся на камнях.

> Местами, чтобы ехать по пляжу, приходится преодолевать вот такие косы.

> Фотографии наглядно показывающей крутизну горки нет, поэтому просто вид глазами пилота.

> Каменные пороги стали привычными.

> Каменный триал, с определенного момента, перестал напрягать.

> Каменистые берега Онеги.

Как только мы остановились в центре поселка небо заволокли темные тяжелые свинцовые тучи (хотя это могло произойти и раньше, только мы не заметили), да и обратная дорога до цивилизации далась как-то несколько тяжело, поэтому захотелось не морочиться с ночевкой в полевых условиях. Нам оставалось немного проехать до Пудожа и там, мы решили, поискать гостевой дом с кроватями, горячим душем и чистым бельем. Пополняя запасы топлива на колонке ТНК, стоящей на выезде из города, заприметили на кассе ненавязчиво разложенные визиточки местного гостевого дома. В него-то мы и решили направиться - о чем ни разу не пожалели. Домик стоит в глубине Пудожа, на тупиковой улочке, кругом тишина и спокойствие, позади участка на котором стоит дом вьется река Водла. Припарковав наши машины во дворе, вынули особо ценные вещи, кое что из продуктов и отправились отдыхать.

> Чуть-чуть пляжной растительности.

> Асфальт и цивилизация - как будто оказался на другой планете, особенно после двух дней на едине с природой и командой.

А впереди нас ждали километры Карельского грейдера, Осударева дорога, ремонт и западный берег Онежского озера.

Бесов нос (Республика Карелия, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Бесов нос - так образно называется мыс на берегу Онежского озера в Карелии, своей формой он и вправду напоминает крючковатый нос. Несмотря на труднодоступность, мыс весьма популярен у туристов из-за расположенных на нем наскальных рисунков эпохи неолита. Один из наиболее ярких петроглифов - 2,5-метровое изображение человекоподобного существа, получившее еще в 16 веке название «Бес». Коллекция наскальной живописи мыса - самая крупная на всем побережье территории, объединяющей Скандинавию и Финляндию (так называемой Фенноскандии). К сожалению, частенько посетители наносят непоправимый вред уникальному собранию, разжигая костры на плитах или выдалбливая на них свои имена.

Что посмотреть

Живописный мыс со скалистыми берегами и северным лесом достигает 750 м в длину и около 200 в ширину. Примерно 3000 лет до н. э. для древних людей, живших в окрестностях, это место было чем-то вроде святилища. Помимо беса, основными петроглифами считаются изображения выдры и налима, выбитые у самой кромки воды. Они образуют «триаду», обладавшую мистическим значением. По легенде, в 15 веке монахи Муромского монастыря, расположенного неподалеку, нанесли поверх рисунков христианский крест для «обезвреживания нечисти».

Наскальные изображения видны на плитах в центре мыса. Некоторые из них так близко расположены к воде, что можно и не разглядеть. Поэтому лучше посещать Бесов нос в солнечную и безветренную погоду.

На мысе стоит деревянный заброшенный маяк 16-метровой высоты. В окрестностях есть и другие достопримечательности - остров «Бесиха» в 200 м западнее мыса и деревня-призрак Бесоносовка, нежилая с 1970-х гг., - в километре к востоку.

Практическая информация

Адрес: Респ. Карелия, 186161, Пудожский р-он, Бесов Нос. Координаты: 61.665936, 36.054273.

Ближайший населенный пункт - с. Каршево, в 15 км от мыса. От него ведет грунтовая дорога. Правда, на пути встретится хлипкий мост, с трудом выдерживающий машину. Безопаснее добираться от поселка пешком, на велосипеде или по воде - местные жители транспортируют туристов по р. Черной на моторной лодке. Другая дорога на мыс, более удобная для внедорожников, но и более длинная, идет через пос. Шальский.




В июне 2003 наша, уже сложившаяся, туристическая группа приняла решение посмотреть онежские петроглифы на мысе Бесов Нос лично, а не только по фотографиям в сети Интернет. Впечатлял пяти-тысячелетний возраст наскальных рисунков, да и увидеть восточные берега Онежского озера тоже хотелось. Исходя из скудной информации, почерпнутой из сети, достижение цели похода на автомобилях изначально казалось маловероятным, а потому в состав снаряжения на этот раз были включены две надувные моторные лодки, прилично увеличившие вес и габариты нашего скарба.

Как оказалось дело стоило того... Именно благодаря водному транспорту мы и смогли увидеть наскальные рисунки первобытных людей на мысе Бесов Нос...

Информация о дорогах в тех местах была самая противоречивая, а атлас Карелии даже пророчил приличную часть маршрута по лесной дороге, но как выяснилось не так страшен черт... Самой нелицеприятной и вызвавшей немало крепких словечек водителей оказалась часть дороги, пролегавшая по территории Вологодской области. Дороги Вытегорского района представляют большие участки грунтовки, перемежающиеся в деревнях кусочками асфальта протяженностью ровно в деревню. И только вблизи Вытегры они становятся похожи на те, что должны быть согласно всевозможным атласам.

Кстати сказать, именно та самая лесная дорога (по атласу Карелии), на участке между Вытегрой и Пудожом, представляет собой недавно закатанную «взлетно-посадочную полосу», как мы её окрестили после двухсот километров изнуряющих грунтовок Вологодчины.

В деревне Каршево местные «краеведы» объяснили нам, что достичь мыса Бесов Нос посуху не представляется возможным, так как за неделю до нас, по дороге на мыс утонул в грязи даже совхозный трактор. Посему было принято решение ехать в Шальский и забраться по побережью Онежского озера как можно ближе к интересующему нас объекту.

После оперативного допроса местной шпаны в поселке Шальский, мы приобрели знающих проводников в лице двух чумазых пацанят, один из которых прописался у нас в лагере на все время нашего там пребывания. Зато сэкономили время на поиск места для лагеря. Проехав по длинному пляжу от поселка на юг, мы встали лагерем в самой ближней к мысу Бесов Нос точке, доступной для обычного автомобиля. И хотя дорога продолжает свой путь в лес, но проезжей даже для «Нивы» её можно назвать с большим трудом. Может быть для гусеничного транспорта?

На всем протяжении этого пляжа встречаются небольшие рыбацкие избушки, расположенные по краю леса и оборудованные, как минимум, печкой, столом и спальными местами. Летом эти избушки, как правило, пустуют и в случае холодной погоды там всегда можно укрыться.

Мы же выбрали место для лагеря на поляне, практически на краю пляжа, где ветерком немного разгоняло многочисленных комаров и карельскую мошку, которых в июне здесь в изобилии.

Весь следующий день после прибытия мы дожидались улучшения мореходных условий на Онеге, так как ощущения в глиссирующей по крупной зыби лодке не назовешь особенно приятными. Заодно осмотрели окрестности нашего лагеря, обогнули ближайший мыс, который, судя по атласу Карелии, должен носить имя Черного, в поисках петроглифов, но ничего не обнаружили. Зато наткнулись на большую рыбацкую стоянку, оборудованную небольшим погребом, видимо, для хранения рыбы и даже импровизированным солярием на крыше... Правда добраться до неё возможно или пешком или с воды, других подъездов мы не нашли.

Перспектива идти несколько километров по лесной тропинке до следующего мыса
нас не впечатлила, и мы решили предпринять вылазку на Бесов Нос на следующий день и с использованием водных транспортных средств.

На следующий день погода не слишком благоприятствовала нам, но это не должно останавливать настоящих путешественников, а посему в сторону Бесова Носа отчалили две снаряженные мотолодки, гордо преодолевая все тяготы и лишения Онежской зыби. Правда, на половине пути, напоминающего движение на автомобиле по «качественной» грунтовой «гребенке», мы не выдержали испытания и пристали для перекура на мыс Пери Нос. Последним рывком преодолев несколько заливов и держа курс прямо на белеющий на Бесовом Носу маяк, мы обогнули мыс и зашли в бухту, которая поразила нас своей тишиной и водной гладью.

Судя по публикациям на сервере Петрозаводского краеведческого музея, мы ожидали увидеть оборудованные дорожки, восстановленную стоянку древнего человека, указатели и схему расположения петроглифов, а также сплоченный коллектив ученых эти петроглифы изучающий.

Так нет же! Встретили мы на мысе Бесов Нос полное запустение, полуразрушенный и растащенный на дрова маяк и огромную полосу сгоревшего и поваленного ветром леса.
Петроглифы мы обнаружили достаточно легко, но совсем не там, где ожидали их увидеть согласно какой-то схеме, опять же «скачанной» из сети.

Основное их скопление, в том числе и самые крупные изображения беса и выдры, находятся практически на самой оконечности мыса, метрах в тридцати южнее маяка. Большинство петроглифов расположено на покатых каменных лбах метрах в двух-трех от береговой линии на протяжении двадцати-тридцати метров.

Изображение беса в районе рта пересекает глубокая трещина, говорят, оттуда иногда раздаются непонятные звуки, как будто бес разговаривает с вами. Мы, правда, ничего услышать не смогли, как не прислушивались.

Легенда красивая и романтичная, хотя понятно, что это звук перетекающей в трещинах онежской воды. С подобным явлением мы столкнулись летом 2001 года на противоположном берегу Онеги. Тогда мы поставили лагерь на каменном лбу мыса Подщелье, в районе деревни Щелейки и каждую ночь, когда стихали ветер и волна, слушали шепот Онежского озера.

Сгущавшиеся сумерки поторопили нас домой, и распрощавшись с мысом Бесов Нос мы взяли курс на север. В середине пути не отказали себе в удовольствие слазать на маяк на острове, благо в этих местах Онега изобилует островами и почти на каждом есть маяк. Хотя все они ныне позаброшены, видимо в связи с развитием электронных средств навигации.

Впечатления от созерцания пяти-тысячелетних наскальных рисунков были бы ещё ярче, если б не современные «пещерные» люди покрывшие творения первобытных художников своими «высокохудожественными» письменами, которые иначе как варварством и не назовешь. Как-то не сочетаются семьдесят лет с пятью тысячами, да и сюжет современных «художников» весьма банален.

Жаль, конечно, что государство не в состоянии пока обеспечить должную охрану подобных памятников. Остается надеяться на здравомыслие людей, посещающих эти места, ведь фотографии петроглифов не могут передать очарование суровой северной красоты Онежского моря.

Несмотря на не слишком жаркую погоду и уж совсем нежаркую в июне воду в Онеге, об этих местах у нас остались самые лучшие впечатления. Чудесный песчаный пляж, относительное уединение и полное отсутствие проблем с сухими дровами. Удалось не только позагорать на хорошо прогревающихся солнышком покатых каменных лбах, но и искупаться в Онежском озере. Купание в ледяной воде после хорошо протопленной туристской баньки добавило остроты ощущений к созерцанию величественного пейзажа одного из крупнейших озер нашей страны.



Источник текста и фото