Царский дворец алексея михайловича в коломенском. Коломенское, дворец Алексея: фото и история. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

В настоящее время всё ещё продолжается строительство дворца, подходить близко к нему пока ещё не приветствуется.

Внутренности дворца ещё отделываются, но снаружи дворец уже выглядит весьма интересно.

Дворец воссоздаётся не на том месте, где он был построен. Сейчас на том месте разбит парк и растут старые липы... И чтобы не разрушать текущий ансамбльь парка Коломенское было решено возводить дворец на южной окраине парка.

Оригинальный дворец Алексея Михаиловича в Коломенском был построен в 1667-1668 гг. архитекторами Семеном Петровым и Иваном Михайловым

Он простоял около 100 лет а потом был разобран за ветхостью.

Тогда дворец был выполнен из дерева.

Теперь же основные конструкции дворца выполнены на бетонном основании. Однако внешнее убранство дворца восстановлено в стилистике 17 века в дереве.

Имеет смысл представить фотографию интерьера дворца во время выполнения внутренних работ за некоторое время до открытия. Фото предоставлено Павлом Деменко.

От дворца хорошо прогуляться по парку до основного ансамбля музея-усадьбы Коломенское.

Издалека ориентиром будет стремящаяся ввысь белая церковь Вознесения.

Раньше в этом месте стояла деревня, я ещё застал маленькие домики, стоящие на пути от метро Каширская к парку Коломенское. Тогда эти места ещё не воспринимались как единый парк.

Теперь же в яблоневом саду поставили скамеечки

Проложили дорожки и ведут дальнейшее благоустройство

Ну а спустившись по лесенке, ведущей вниз от яблоневого сада попадаешь в овраг с ручейком и прудами...

Но об этих местах я уже рассказывал подробнее на страницах про парк

Фрагмент схемы московского метрополитена. Южная часть зелёной линии №2

Деревянный новодельный дворец находится недалеко от станции метро Каширская. На станции есть указатели, в какую сторону следует выходить.




Вход на “Каширскую” расположен в отдельном павильоне, никаких подземных переходов нет, поэтому сразу выходим на улицу. На улице вдалеке замечаем верхушки башен дворца (летом за деревьями их не очень хорошо видно, зимой они – как на ладони).


Направление выяснили. Теперь нужно перейти площадь по переходу.


И взять левее, там уже можно без перехода, только осторожно. Движемся за дамой к подземному переходу под оживлённым проспектом Андропова.



При выходе из перехода сразу замечаем вход на территорию дворцового ансамбля.

А за ним видна копия деревянного дворца Алексея Михайловича.

Стоит ли посещать новодельный дворец? Если речь идёт о Царицыно – то нет. Зато дворец Алексея Михайловича очень желателен к посещению. Интерьеры деревянного дворца представляют нам жизнь и быт царской семьи в её летней резиденции. Весь дворец наполнен царской жизнью XVII века. , где . . Что делали женщины , как . По ссылкам открываются подробные статьи с иллюстрациями дворцовых интерьеров. Конечно, помещения покажутся пустыми, если просто слоняться по его покоям. Да и росписи и цвета в каждой комнате почему то разные. если хотите узнать об этом подробнее, закажите экскурсию во дворце или посмотрите статьи на нашем сайте.

Историческая царская резиденция Коломенское лежит севернее дворца Алексея Михайловича. Там находятся всемирно известная и признанная ЮНЕСКО , Казанская и Георгиевская церкви и множество других памятников. Экспозиция также весьма интересна. Да и парк в Коломенском чудо, как хорош! Удобнее всего от доехать до парка на троллейбусе или автобусе. Остановка находится рядом с подземным переходом, которым мы воспользовались, чтобы дойти сюда от станции метро Каширская.


Остановка троллейбуса видна справа от пешеходного тоннеля.

От ворот дворца посмотрите на дорогу. Здесь останавливаются многие автобусы и троллейбус 67.

Троллейбус точно довезёт до музея. Вам нужно проехать две остановки, от “Станции метро Каширская” до “Музея Коломенское”. Между ними есть остановка “По требованию” и троллейбус на ней останавливается не всегда. Будьте внимательны, если подойдёт автобус 901. Он протащит вас довольно далеко, на остановке “Музей Коломенское” этот маршрут НЕ останавливается.

От остановки троллейбуса “Музей Коломенское” нужно немного вернуться назад. Идём за молодыми людьми, они направляются к парку Коломенское.

Через несколько десятков метров есть дорожка, ведущая влево.

Идите по ней и слева увидите вход в парк. Молодая пара на фото идёт именно туда, куда нам надо.

Вход свободный, парк открыт с апреля – по октябрь с 7.00 – до 22.00. С ноября – март 9.00 – 21.00.

По главной аллее идём прямо.

Дойдя до указателя, поворачиваем направо.

Сначала заметите дом пасечника.

Обойдите усадьбу пасечника и увидите остаток белой стены.

В стене есть проход, рядом с ним стоят люди.

Эта дорожка выводит к домику Петра I.

От него и до Передних ворот недалеко.

Церковь Вознесения находится сразу за Передними воротами,

на высоком берегу Москвы-реки.

Возвращаться лучше к метро “Коломенское”. Центральная аллея дворца соединяет южные (Передние) и северные (Задние или Хозяйственные) ворота. Пройдёте мимо Казанской церкви.

И выйдете из парка через северные ворота.

Здесь нужно идти по дорожке наискосок, на северо-восток, к стоящим вдали деревянным прилавкам. По выходным в них торгуют сувенирами и напитками.

За дамой в ярко-голубом платье.

Хорошим ориентиром служат панельные многоэтажки, станция метро недалеко от них. На нижнем снимке видна одна панельная шестнадцатиэтажка. Дама в голубом направляется к метро, идём за ней.

Пройдёте мимо невысокого четырёхугольного здания. В нём открыта .

Дорога к метро ведет от ворот территории парка Коломенское, мимо нескольких кафе, в кадр попало заведение под названием “Емеля”.


Далее идите прямо и у развилки возьмите левее.

Тенистая аллея прямиком выводит к станции метро. На снимке вход в метро виден слева, опорная стена выкрашена в жёлтый цвет. Да и букву “М ” ещё никто не отменял 🙂

А теперь мы предположим, что нам не интересен, мы хотим посетить историческое . Тогда следуем инструкциям

Как добраться до парка Коломенское

Если вы не живёте поблизости от парка, то удобнее всего доехать до метро “Коломенская”.

В центре зала есть указатель, в какую сторону следует выходить.

На выходе убедитесь в том, что “верной дорогой идёте, товаг’ищи!”

Ещё один указатель – в подземном переходе, по нему идём налево.


И ещё один подсказывает, что нужно свернуть направо.

Вы вышли на площадь, перед вами – многоэтажный дом. Слева – кинотеатр “Орбита”.

Идите к многоэтажке, поднимайтесь по ступеням,

и следуйте прямо.

Дорожка чуть свернёт влево, вам туда, где видна группа дам, примеряющих панамки.

Слева от вас будет ряд кафе и закусочных, на снимке они видны за синим лотком мороженщика.

Можете воспользоваться кафе на обратном пути, закусочные и кафе в Коломенском весьма сомнительного качества. Вскоре вы увидите вход в парк.

Невысокое белое строение слева уже относится к музею “Коломенское”. Далее дорожка ведёт вверх по пологому склону.

Идите по ней и вскоре заметите северные ворота.

Сразу за ними – схема расположения памятников. Билеты на их посещение (кроме храмов) можно купить на месте, в зданиях музеев или в будочках рядом с ними.

Напоследок ещё один совет. Начинать осмотр с усадьбы Коломенское, а затем идти или ехать ко дворцу Алексея Михайловича нецелесообразно. От парка пешком далеко идти и до дворца, и до метро. На троллейбусе – тоже неудобно. Нужно переходить проспект Андропова дважды. Но у каждого свои резоны. Приятной прогулки! Если есть вопросы или замечания – к статье открыты комментарии, не стесняйтесь, молвите слово!

Приходите на наши . Узнаете много интересного.

Об особенностях национальной прогулки на теплоходах компании Radisson Royal мы рассказали в статье

В 1660-е гг. Алексей Михайлович построить новый дворец в Коломенском. Торжественная церемония закладки дворца состоялась 2 мая 1667 г.

В 70-е гг. XVII в. царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское. Как отмечал известный русский историк Н.И. Костомаров в своей работе «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»: «там почти во все свое царствование он строил и перестраивал себе деревянный дворец, стараясь сделать его как можно изящнее и наряднее».

Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов, дипломатические приемы и войсковые смотры. Архитектурный шедевр полюбился и всем последующим правителям. Особенно часто дворец посещал царь Петр I со своей матерью царицей Натальей.

В связи с ветхостью дворца в 1767 г., ровно через сто лет после начала его строительства, императрица Екатерина II распорядилась разобрать его, предварительно сделав подробные обмеры и чертежи. Благодаря этим ценным документам впоследствии дворец мог быть восстановлен.

В 1990-х гг. Правительством Москвы было принято решение о воссоздании дворца царя Алексея Михайловича. Строительство началось в июне 2007 года и завершилось в августе 2010 г. Общая площадь дворца, состоящего из шести корпусов, связанных между собой переходами, составляет 7 230 м², в том числе 1 400 м² предусмотренных под художественное оформление интерьеров.

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.

При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.

Аллегорические изображения Европы, Африки и Азии, помещенные в круглых щитах над хоромами, создавали общемировой контекст этой резиденции, а уподобление Алексея Михайловича солнцу, царицы — луне, их детей — планетам и звездам свидетельствовало о космическом величии государя. Дворец был призван показать русским подданным и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Симеон Полоцкий назвал дворец «Восьмым чудом света».

В интерьерах дворца соединились высокое искусство Московского царства второй половины XVII в., передовые строительные технологии того времени и умение мастеров. Полы дворцовых покоев были выполнены из дубового паркета, стены и потолки дворца были обиты тесом, затем на него было уложено сукно, которое после оклеивалось холстом, а на него уже наносились краски. В личных покоях царствующих особ стены могли обивать золочеными кожами с тисненым орнаментом. Также стены было принято украшать западноевропейскими шпалерами и восточными коврами.

Кабинет царя Алексея Михайловича

Дворец делится на две половины: мужскую и женскую. Каждая из них имеет отдельный вход с улицы, также можно пройти по переходу внутри дворца. Между "половинами" в подвальном этаже находится мыльня.

Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а также металлических сосудах. Разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду. Щелок для мытья волос держали в медных луженых тазах, квас - в берестяных туесах. В верхних этажах терема пол и стены мыльни до уровня лавок выстилали для защиты от протечек свинцовыми досками, спаянными по швам. Над дверью в мыльню помещен список иконы "Богоматерь Живоносный источник".

Здесь мылись мужчины. Женские мыльни меньше и расположены отдельно от мужской.

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.

Почему в женской части печь круглая? Потому что маленькие дети жили с царицей. О круглую печь сложнее сильно удариться.

Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья. ,

Дворец Алексея Михайловича Романова находится на территории московского музея-заповедника «Коломенское» . Музей состоит из большого живописного парка, в нем располагаются сохранившиеся исторические архитектурные постройки и, конечно, воссозданный дворец. Он похож на сказочный терем, его окна украшены затейливыми наличниками, башенки обшиты тесом, имитирующим камень. Симметрия и величие практически никого не оставляют равнодушным. Совсем недавно не было этого дворца — не щадит время шедевры деревянного зодчества, какими бы совершенными они ни были.

В 1990-е годы правительство Москвы приняло решение о воссоздании хором самодержца. Строительные работы начались в 2007 году, кропотливый и неустанный труд строителей, реставраторов, историков и искусствоведов смог сотворить за 3 года чудесный дворец, который мы сейчас имеем возможность видеть своими глазами.

История дворца

Издревле подмосковное село Коломенское было вотчиной московских князей. Летописи сообщают о наличии дворца уже в XIV веке, жил здесь и Иван Грозный. Даже когда царствующая династия сменилась, первый Романов — Михаил Федорович — продолжил традицию предшественников. Хоромы были расширены, дворец реконструирован по разумению нового царя. Полюбилось это место и наследнику — Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Он использовал его как загородную резиденцию. Но новому царю уже было мало того, что создал его отец и деятельный молодой государь решился не просто на реконструкцию, а на сооружение полностью нового дворца.

Строительство продвигалось весьма быстрыми для того времени темпами, отделочными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков. Сусальное золото и краски, которые использовались для отделки, закупались за рубежом. Недолго прожил Алексей Михайлович в новом дворце, после его смерти власть перешла к его сыну — Федору Алексеевичу, последний несколько перестроил здание. Однако после восшествия на престол Петра Великого столица была перенесена в Санкт-Петербург. Дворец стал постепенно приходить в упадок, так как последующие венценосные особы не уделяли этой загородной резиденции внимания. Спустя много лет Коломенское посетила Екатерина II, энергичная императрица приказала составить смету ремонта, однако состояние хором в то время уже оставляло желать лучшего, в связи с этим было решено вместо реконструкции построить новый дворец. Но перед тем как разобрать хоромы, специалисты сделали его чертежи, благодаря которым и стало возможно последующее восстановление.

Воссоздание дворца стало возможным не только благодаря чертежам — история сохранила рисунки, литографии, описания, ставшие теми драгоценными крупицами, которые использовали в своей работе историки и реставраторы. Нынешний дворец стоит не на том месте, где был прежде. Дело в том, что к тому времени, когда было принято решение о реставрации, вековые деревья уже возвышались на месте восьмого чуда света — так называли современники царскую резиденцию. И хотя здание построено совсем недавно, его интерьеры, украшения и прочие детали были выполнены с особой тщательностью. Это проявляется в любой мелочи, например, в XVII веке еще не было привычных нам стекол, вместо них в то время применяли слюду и реставраторы воссоздали слюдяные оконницы. Фасады дворца украшены великолепными фигурными композициями, необычными наличниками и многоцветными резными деталями. Однако есть и отступления — нынешний дворец не полностью деревянный, он построен из железобетонных конструкций, которые покрыты бревнами.

Экспозиции дворца

Основная экспозиция — историко-художественная реконструкция, представленная 24-мя интерьерами, которые позволяют окунуться в жизнь и быт государственных особ той эпохи.

Царский дворец в Коломенском делится на две половины — мужскую и женскую, имеющие отдельные входы, здесь можно осмотреть хоромы царя, царицы и царевичей.

В Столовой палате дворца можно увидеть, как проходил настоящий царский пир с его размахом и величием. Посетители знакомятся с традиционными яствами и роскошным убранством стола. В Думной палате проходили совещания боярской Думы. Глядя на царский трон и расположенные по бокам от него лавки, на которых сидели бояре, можно почувствовать, какие судьбоносные решения принимались в стенах царской резиденции. Так как царь был очень набожным, то каждое утро он начинал с молитвы, которую он совершал в Крестовой палате. На мужской половине множество залов, которые знакомят с бытом и нравами той эпохи.

На женской половине помимо интерьеров также представляет интерес выставка подлинных предметов, относящихся к XVII веку — икон, кованых изделий, фрагментов изразцовых печей — все это передает уровень мастерства и фантазии умельцев того времени.

Кроме того, в музее есть и временные выставки, к примеру, посвященные народным художественным промыслам.

Сильной чертой музея является интерактивность, которая погружает посетителей в историческое прошлое и делает их участниками событий, происходивших в хоромах в давние времена. Для детей в стенах дворца проводятся разнообразные по сюжету игры-путешествия, которые в развлекательной форме помогают узнать много интересного об истории страны. За участие в некоторых даже дарят грамоты и небольшие сувениры.

Жизнь дворца насыщена и культурной программой — в «Театральной хоромине» проходят музыкальные концерты и спектакли для детей.

Хоромы доступны для самостоятельного осмотра, в залах размещена информация, дающая представление об истории, жизни и быте царских особ. Для составления более полного впечатления можно воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на экскурсию для сборных групп. Сотрудники музея разработали множество тематических экскурсий (в том числе театрализованных) в зависимости от возраста и интересов посетителей.

Цены на билеты во дворец в Коломенском

Вход на территорию парка «Коломенское» бесплатный.

  • Вход на женскую половину дворца: взрослые — 250 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Экспозиция «Сокровища русского искусства»: взрослые — 150 руб., пенсионеры — 50 руб.
  • Комплексный билет на посещение мужской половины и сменной выставки в Галерее у Хором царевичей: взрослые — 300 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Комплексный билет, позволяющий посетить мужскую и женскую половины, а также сменную выставку в Галерее у Хором царевичей: семейный (в выходные для группы до 4 чел.) — 850 руб., взрослые — 400 руб., пенсионеры — 100 руб.

Приобрести билеты можно как в кассе музея, так и на объединенного музея-заповедника.

Как добраться до дворца Алексея Михайловича в Коломенском

Ближайшая к музею «Коломенское» станция метро — «Каширская», после выхода из вагона стоит посмотреть на указатели выхода из метро. Нужное направление — музей «Коломенское». Выйдя из метро, необходимо дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. Дорога от метро до парка занимает примерно 5-7 минут.

До дворца можно дойти и от метро «Коломенская», но это займет больше времени. Нужно найти на указателях в метро выход к музею «Коломенское», затем пройти вдоль проспекта Андропова до входа в парк.

Также до музея можно добраться на машине или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.

Видеообзор дворца с высоты

"Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ём - агромадный объём." (Л.Филатов)

Алексей Михайлович Тишайший — второй русский царь из династии Романовых (1645 — 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии, отец Петра Первого.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - памятник искусства и быта последнего, самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия.

В 1667-1668 гг. Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 метров в длину, 80 метров в ширину и 50 метров в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени.

В единый комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.

Государев двор был окружен оградой с 3 воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады, окруженные высоким забором.

Эту затейливо украшенную систему построек возводили не для удобства царской семьи, а чтобы его пышностью произвести впечатление на иностранных гостей. И это удалось, а Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец «осмым дивом», то есть восьмым чудом света.

Но после смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Екатерина хотела отреставрировать дворец, но 56 934 золотых рубля оказались для нее слишком большой суммой. Тогда были сделаны тщательные обмеры и описи здания. Именно они помогли в недавнем воссоздании дворца.

Интересно, что место, где стоял дворец Алексея Михайловича 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. И вот в 2010 году был открыт воссозданный дворец Алексея Михайловича. При этом единственное отступление от оригинала было в использовании железобетонного каркаса с целью уберечь здание от пожара.

Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада.

На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности.

Снаружи фасады украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень.

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.

Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.

По тем временам дворец был просто громаден. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров.

У входа во дворец стоят две пушки времён северной войны. Наличие пушек в нескольких метрах от абсолютно деревянного дворца, который может загореться от одной спички, повергло меня в недоумение. Может быть, они имели не боевое значение, а подавали какой-то торжественный сигнал?

"Король не спит и пляшет до упаду,
И пьет и бражничает до утра,
И чуть осилит новый кубок с рейнским,
Оповещает гром литавр и труб
Про этот подвиг...." (У.Шекспир)

Рядом с дворцом находится статуя императрицы Елизаветы Петровны. Это модель памятника, выполненного для г. Балтийска в 2004 г. скульптором Георгием Франгуляном. Императрица смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом.

Чтобы можно было оценить размеры дворца, я прикладываю чужую фотографию с вертолёта.