Летняя резиденция екатерины 2. Дворцы императорских фаворитов. Загадочная смерть императрицы


В XVIII веке у власти в России часто оказывались женщины, и в их жизни, естественно, были фавориты. Они безмерно одаривались титулами и поместьями, зачастую имели огромное политическое влияние. Некоторые получали в подарок настоящие дворцы. Кто же удостоился такой чести, и какие из этих дворцов сохранились в Санкт-Петербурге до нашего времени?

Аничков дворец (Невский пр., 39)


Аничков дворец - первый дворец, появившийся на Невском проспекте. Так его назвали уже через несколько лет, когда рядом с ним появился знаменитый Аничков мост.
Елизавета Петровна, дочь Петра I, взойдя на престол в 1741 году в результате дворцового переворота, в честь своего триумфа приказала выстроить дворец.


Хотя официально было объявлено, что дворец строится для новой императрицы, все понимали, что на самом деле он предназначен для графа Алексея Григорьевича Разумовского, на тот момент являющегося ее фаворитом. Разумовский славился своей красотой и добродушием, и хотя обладал при дворе большой властью, особо этим никогда не пользовался.

К строительству дворца приступили сразу после коронации, начинал его строить архитектор Михаил Земцов, а завершал уже Бартоломео Растрелли. Здание было расположено так, что его парадный вход и главный фасад были обращены на набережную Фонтанки, а не на Невский проспект. В то время Невский проспект еще не был центральной улицей города и, кроме того, многие гости добирались до этого дворца по Фонтанке, по ней тогда проходила граница Санкт-Петербурга.


В 1771 году Разумовский умер, и Екатерина II, выкупив дворец у семейства Разумовских, передарила его своему новому фавориту, Григорию Потемкину. Он решил перестроить дворец в более классическом стиле, что и было сделано. В дальнейшем дворец еще не раз менял своих хозяев, и не раз серьезно перестраивался.

Шуваловский дворец (Итальянская ул.,25)




Принадлежал особняк молодому фавориту Елизаветы Петровны Ивану Шувалову, человеку весьма разностороннему, интересовавшемуся политикой, искусством. Во многом благодаря его стараниям были открыты Московский Университет и Академия Художеств.


Вместо того, чтобы строить новый особняк "с нуля", было решено, взяв за основу одно из имеющихся зданий, основательно его перестроить по своему вкусу. К строительству особняка привлекли архитектора Савву Чевакинского, выбравшего для него стиль елизаветинского барокко. Особняк построили очень быстро – всего за два года, и туда переехал Шувалов со своей женой.
Однако в дальнейшем, при императрице Екатерине II, Шувалов был отлучен от двора и вынужден был уехать из России. По распоряжению одного из последующих владельцев дворца, генерал-прокурора Александра Вяземского, дворец перестроили уже в классическом стиле.

Мраморный дворец (Миллионная улица, 5/1)

Этот дворец был построен для очередного фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Столь щедрый подарок графу императрица сделала за его отвагу и смелость, проявленные во время дворцового переворота, благодаря которому Екатерина взошла на российский трон.
Для украшения фасадов и интерьеров этого дворца был использован мрамор, причем, самый разный – 32 сортов. Поэтому этот дворец так и стали называть – Мраморным. А еще его называли – Дворец для фаворита.
Однако строительство дворца затянулось на целых 17 лет и, к сожалению, граф Орлов, так и не дождавшись завершения работы, умер. Сейчас Мраморный дворец передан в распоряжение Русского музея.











Гатчинский дворец


Гатчинский дворец тоже принадлежал Григорию Орлову. Он был выстроен в необычном для России стиле – английского охотничьего замка. Проект выполнил итальянец Антонио Ринальди. Этот дворец тоже строили очень долго – 15 лет, и Орлову пожить в нем довелось весьма недолго – всего два года.





Таврический дворец (Шпалерная улица, дом 47)


Этот дворец, один из самых больших в Европе, Екатерина Великая выстроила для князя Потемкина. Именно под его управлением русская армия, победив в русско-турецкой войне, присоединила Крымский полуостров, называемый тогда "Тавридой". После этого и Потемкина стали называть Таврическим. Но Потемкин уже через год продал этот дворец за ненадобностью и отбыл по делам на юг. Екатерина же выкупила этот дворец и опять ему подарила – на сей раз за взятие турецкой крепости Измаил.

Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге , построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок . Снесён в 1797 году

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Дворец Елизаветы Петровны.

    ✪ Деревянный летний дворец Елизаветы

    ✪ «Царское Село Елизаветы Петровны»

    Зимний дворец Елизаветы Петровны

    ✪ Зимний дворец Петра I

    Субтитры

    История строительства

    Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект - гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон . На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером , обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло .

    Однако, пока велось строительство произошёл переворот , и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна . К г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

    «Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами , с Эрмитажем , построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами , все украшения которых были позолочены» .

    Несмотря на расположение в городской черте, здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля , что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца - Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами . Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде . Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

    Как нередко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад . В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки . На западном фасаде появляются эркеры -фонарики .

    На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию ). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

    «На берегу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

    В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице .

    Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку .

    Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники , оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова , построенный Саввой Чевакинским , экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города . Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси .

    Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля - начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства . Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома , отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями .


Во времена первого Романова Михаила Федоровича Рубцово принадлежало его матери инокине Марфе. Став царем Михаил любил проводить в Покровском летнее время. В 1615 г. в нем был освящён деревянный храм во имя Николая Чудотворца , Михаил возвел его в благодарность за спасение Москвы от поляков и в честь освобождения его отца - патриарха Филарета, из польского плена. Через восемь лет деревянный храм был заменен каменным, был построен дворец, в котором устраивались семейные торжества.

В 1619 г. в память избавления Москвы от войск польского королевича Владислава заложен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. По храму село стало именоваться «Покровское, Рубцово тож», а затем и просто Покровское.

Церковь Покрова в Рубцово .

Михаил Фёдорович сам занимался обустройством царской усадьбы. Неподалеку располагались конюшни, кухни, пчелиные ульи, пивоварня, мельница и другие сооружения.

Построенный деревянный дворец был обращен фасадом в сторону дороги и речки Гнилушки. В 1632 г. она была запружена, из-за чего образовался Рыбинский пруд , (остатки которого были засыпаны в 1920-х гг.). На берегу пруда разбили плодовый сад, где несколько лет спустя высадили уникальные деревья, кустарники, лечебные травы и цветы и построили каменную беседку.

В Покровском в 1627 г. родилась старшая дочь Михаила Федоровича, великая княжна Ирина Михайловна, в честь небесной покровительницы которой в селе была построена церковь мученицы Ирины . Именно Ирине Михайловне и досталось в собственность Покровское. Ее брат, царь Алексей Михайлович, не особо жаловал родовую вотчину, хотя и регулярно посещал усадьбу, особенно весной, летом и во время охотничьего сезона.

Любил здесь охотиться и молодой царь Петр II. В 1728 году он приехал в Москву со своей юной тетушкой Елизаветой Петровной, и та очень скоро приобщила его к псовой и соколиной охоте в окрестностях Первопрестольной. Со своей свитой они часто выезжали охотиться в Сокольники и останавливались в старом Покровском дворце. Царская охота стала темой известной картины Валентина Серова.

Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, худ. В. Серов, 1900.

Однако в начале 1730 г . Петр II умер. На престол взошла племянница Петра I Анна Иоанновна. Елизавета Петровна оказалась в опале, была выслана из Санкт-Петербурга в Москву и поселилась в полюбившемся ей Покровском дворце со своими родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Дворец более чем на десять лет стал резиденцией цесаревны.

Есть предание, что Елизавета, от природы имея нрав веселый, участвовала в праздничных хороводах, составленных из покровских девиц. Любила нарядиться в атласный сарафан и кокошник, вплести в косу яркую ленту и распевать частушки. Это очень похоже на Елизавету, которая уже став императрицей обожала устраивать карнавалы-метаморфозы, переодеваясь в мужской костюм, чтобы продемонстрировать свои стройные ноги.

Взойдя на престол в 1741 г. , после смерти Анны Иоанновны, Елизавета правила 20 лет и все это время не забывала своего любимого Покровского. Уже в конце февраля 1741 г., прибыв в Москву для коронации, назначенной на 25 апреля, и едва посетив кремлевские соборы, Елизавета уехала в Покровское, «к зимнему своему дому, что на Яузе». Осенью того же года туда по приказу Елизаветы привезли ее племянника герцога Петра Голштинского, которого она объявила своим наследником на российском престоле как ближайшего кровного родственника.

При этом наследник принял православную веру и стал именоваться Петром Федоровичем (Петр III). В феврале 1744 г. в Покровский дворец приехала принцесса Ангальт-Цербстская с 14-летней дочерью Софией-Августой-Фредерикой, предназначавшейся в невесты Петру Федоровичу. 28 июня было совершено миропомазание Софии-Августы, получившей в православии имя Екатерины Алексеевны, а на следующий день она была обручена с наследником престола.


Елизавета время от времени посещала Покровское и подолгу, почти по году, там жила. На месте сгоревшего в пожаре 1737 года, она построила себе дворец из камня . Он представлял собой ризалитный блок с парадным двухсветным залом и системой пересекающихся под прямым углом анфилад. Типовая, в общем-то, для своего времени планировка. Зато комнаты при этом, были отделаны в «китайском вкусе», в том же стиле во дворце было много посуды.

В 1752 году Покровское вошло в состав города. Состояние усадьбы на тот момент уже не удовлетворяло императорский двор. Вот как описал дворец архитектор Иван Яковлев: «В оном дворце потолки и кровля, покрытые тесом, пришли в великую ветхость; и мыльню с покоями за немалою ветхостью надлежит перестроить: и дворец вновь покрыть не повелено ль будет для прочности железом: и сверх всей перестройки не повелено ль будет, что пристроить внов?»

Для составления нового проекта расширения дворца был приглашен Ф.-Б.Растрелли . Архитектор хотел добавить еще один этаж, повысить центральную часть здания и обогатить фасады барочным декором и полукруглыми пандусами, примыкающими к выступающему центральному ризалиту. Однако проект перестройки здания не был претворен в жизнь, и оно оставалось в первоначальном виде вплоть до второй половины ХIХ в .

Зато большой интерес представлял сад в Покровском - один из лучших в Москве (спланированный все тем же Растрелли). Расположенный в виде прямоугольника с церковью в центре, он пронизан расходящимися от овальной площадки вокруг церкви продольными и поперечными веерообразными аллеями. Основу сада составляли плодовые деревья и кустарники. Партеры были засажены грушами, яблонями, сливами, вишнями и орешником. Прогуливаясь по ним, можно было всласть полакомиться.



Уже в 1760 г. Елизавета предприняла поиски проекта Растрелли и осведомилась, не были ли запасены в связи с ним строительные материалы? Однако, на том дело и остановилось.


Проект перестройки Покровского дворца. Главный фасад. Ф.-Б. Растрелли, 1752 г. Б., перо, тушь, акв. РГАДА.

Екатерининский дворец, названный в честь Екатерины I, был любимой резиденцией трех императрицы — Екатерины, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из них добавляла в архитектуру ансамбля что-то свое: Екатерина II, например, отказалась от роскошной позолоты, которую так ценила Елизавета, да и вообще скептически относилась к этому «взбитому крему».

От избушки до дворца

Еще в XVII веке на территории будущего Царского Села располагалась усадьба шведского магната — Сарская мыза. Некоторое время спустя местечно начали называть Сарским селом, позже — Царским. В 1718 здесь заложили первые «каменные палаты», которые и легли в основу роскошного Екатерининского дворца. Известное нам название дворец получил лишь в 1910 году. До этого резиденцию императриц называли Большим дворцом, а позже, после постройки Александровского, стали величать Старым.

Источник: wikipedia.org

Работы поручили архитектору Браунштейну, известному своими проектами строений в Петергофе. В отделке «палат» использовалось дерево, причем не самых прочных пород. В будущем это сыграет злую шутку: деревянные покрытия так прогниют, что пол едва ли не начнет проваливаться. В 1724 в Царском селе устроили первое празднество по случаю приезда императора — «палили из тринадцати пушек трижды».

Полцарства за дворец!

Будущая императрица Елизавета получила мызу в наследство от матери. Цесаревна любила свою дачу, с которой у нее были связаны детские воспоминания. Вступив на престол, Елизавета Петровна принялась тратить огромные деньги на обустройство своей резиденции, чтобы посоперничать с самим Версалем.


Источник: wikipedia.org

Первым делом императрица приняла решение перестроить устаревшие хоромы. Под руководством Земцова и Квасова был разработан детальный проект, о котором писал позднее Бенуа: «"…если Квасовский проект и уступает в роскоши и блеске тому сооружению Растрелли, которым мы ныне любуемся, то в смысле изящества, равновесия и ритма линий oн заслуживает предпочтения».

В 1744 бразды правления передали в руки Растрелли, но непосредственно работами по переустройству дворца архитектор занялся несколько позже. Именно благодаря Растрелли появилось здание в стиле русского барокко, украшенное лепниной и колоннами, выкрашенное в лазоревый цвет. Елизавета Петровна не скупилась — больше 100 килограммов золота ушло на отделку фасада и бесчисленных статуй.

После смерти Елизаветы уже Екатерина II распорядилась позолотить скульптуры в парке, как завещала покойная императрица. Но когда Екатерина узнала, во сколько обойдется казне подобная роскошь, она от работ отказалась.

Старомодный «взбитый крем»

Екатерина II далеко не сразу полюбила Царское село. В 1766 она жаловалась в письме: «Вот уже семь дней, как живу я на даче, в доме который покойная Императрица Елизавета заблагорассудила вызолотить вне и внутри; в нем нет ни одного удобного кресла… Нет даже возможности облокотиться на стол». Новоиспеченная императрица считала этот барочный «взбитый крем» старомодным, и приказала снять лепные украшения и заменить позолоту простой покраской.


Источник: wikipedia.org

Над интерьерами дворца при Екатерине работал шотландец Чарлз Камерон. Ему пришлось изрядно потрудиться: императрица, большая любительница античного искусства, приказала соединить старомодные барочные залы с классицистическими линиями. Именно под руководством Камерона были оформлены парадные залы — Арабесковый, Лионский и Китайский, он же создал Зеркальный, Синий и Серебряный кабинеты, Рафаэлевскую комнату и знаменитую Голубую гостиную. Правда, интерьеры северной половины дворца сгорели во время Великой Отечественной.

Тайна Янтарной комнаты

Известная на весь мир Янтарная комната поначалу была украшена полотнами, расписанными под янтарь. Сами же янтарные панели были подарены Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Петр писал своей жене Екатерина: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали». Некоторое время мозаики располагались в Людских палатах в летнем саду. Лишь в 1770 в Екатерининском дворце появилась та самая Янтарная комната, которая известная сейчас по фотографиям и в реконструированном виде.


Со смертью императрицы Анны Иоанновны, последовавшей в 1740 году Бирон стал регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, которому было в ту пору 2 месяца от роду. Впрочем, регентство его было недолгим. Бирон был арестован за злоупотребления и сослан в ссылку. Недолгим было и правление матери малолетнего императора Анны Леопольдовны, назначенной регентшей при нем. 25 ноября 1741 года в результате дворцового переворота на престол взошла дочь императора Петра I Елизавета Петровна. Время ее царствования - время мощного взлета петербургского зодчества. Сама любившая пышность и великолепие, Елизавета Петровна желала видеть детище своего отца украшенным красивыми зданиями и потому очень пеклась о парадном строительстве в Петербурге и его пригородах. Вступив на престол, Елизавета Петровна преимущественно жила в Летнем дворце на месте нынешнего Михайловского замка, который вскоре стал тесен для разросшегося императорского двора. Во время ее царствования были построены Никольский Морской собор, Зимний дворец, был сооружен ансамбль Смольного монастыря, возведены Тучков и Сампсониевский мосты, и, наконец, открыты Московский университет, Академия художеств в Петербурге и Пажеский корпус. Она приглашала в Петербург лучших архитекторов Европы, и среди них самым ярким был Бартоломео Растрелли. Им возведены в Петербурге лучшие здания. Это Зимний дворец, дважды им перестроенный, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворцы; Большой Петергофский дворец, Царскосельский (Екатерининский) дворец, Смольный монастырь и другие здания. Глядя на собор Смольного монастыря, Кваренги, не любивший архитектуру елизаветинского барокко, со словами: «Ну и церковь!», - снимал шляпу.
По приезде в Петербург Елизавета Петровна велела строить для себя сразу два дворца, один временный, деревянный около Полицейского моста, другой каменный на набережной Невы. Оба дворца строились по проекту Б. Растрелли. Деревянный дворец, хотя и строился как временный, был отделан с большой роскошью.
Невский проспект к тому времени стал лучшей улицей города. Елизавета следила за его благоустройством. Были изданы указы, запрещающие строить на главной улице города деревянные здания. На проспекте возводились только каменные дома. Но они были не похожи на нынешние. Как правило, это были двухэтажные здания с обязательным палисадником перед фасадом, огражденным узорчатой чугунной решеткой. В 1755 году начали перестраивать Гостиный двор. План Растрелли, отличавшийся большой пышностью отделки здания, не был осуществлен за недостатком финансирования. Сейчас мы видим здание Гостиного двора, построенное по проекту архитектора Вален-Деламота, который сохранил планировку Растрелли, но осуществил постройку здания в стиле раннего классицизма.
Елизавета Петровна по отзывам современников была очень красива, жива и кокетлива. Ее дворцы были уставлены зеркалами, в которых она постоянно видела свое многократно повторенное отражение. Для нее скупались в Европе в большом количестве самые дорогие наряды. После смерти в гардеробе императрицы было 15000 платьев, некоторые из которых не были ни разу одеты. Сама они никогда не одевала дважды одно и то же платье. И того же требовала от придворных, за внешним видом которых очень следила, издавая один за другим указы, регламентирующие внешний облик своих приближенных. Так например, был издан указ, запрещавший придворным дамам носить темные платья, указ о том, чтобы к маскараду ездить только в хорошем платье, а не «в гнусном». А зимой 1747 года вышло «волосяное установление», которое предписывало всем придворным дамам подстричься налысо, а голову покрывать «черными взлохмаченными париками», которые сама же и выдала. Причиной такого жесткого установления было то, пудра с волос императрицы никак не желала сходить, императрица решила выкрасить волосы в чёрный цвет, но и это почему-то не получилось и тогда ей пришлось первой состричь волосы и надеть черный парик. А она не любила, чтобы кто-либо превосходил ее красотой и совершенством. Ну как было не издать «волосяного установления»?
Время Елизаветы - время, когда в искусстве царил стиль барокко, который был под стать веселому характеру императрицы с ее капризами и любовью к роскоши. Архитектурные шедевры Франческо Бартоломео Растрелли, до сих пор поражающие нас изяществом, роскошью и великолепием - памятник тому времени. И один из них -Смольный монастырь, который строился императрицей для себя. Одно время у нее было желание отречься от престола и уйти в монастырь. Для строительства монастыря были согнаны тысячи солдат и мастеровых людей. Он строился с большим размахом. И через несколько лет внешне был готов. Но тут началась семилетняя война, и строительство прекратилось за нехваткой денег. Вскоре и желание уйти в монастырь у Елизаветы тоже пропало.

Г. Р. Державин назвал время правления Елизаветы «веком песен». Елизавета Петровна и в самом деле любила музыку и сама обладала незаурядными музыкальными способностями: играла на многих инструментах и сочиняла песни. Благодаря ей Россия познакомилась с гитарой, мандолиной, арфой и другими инструментами. При ней расцвели опера, балет, а также драматический театр, который она очень любила. На сцене русских театров играли Шекспира, Мольера и, конечно же, пьесы первого русского трагика Александра Сумарокова. В 1750 году в Ярославле был создан Федором Григорьевичем Волковым театр, спектакли которого шли с большим успехом. Узнав о «ярославских комедиях», императрица специальным указом вызвала Волкова с труппой в Петербург. Инициативой Сумарокова и Волкова в 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России. Театр поначалу располагался в Меншиковском дворце, в котором в 1732-м открылся Шляхетный кадетский корпус для малолетних дворян. Здесь была поставлена первая русская трагедия «Хорев», здесь же разместили в 1752 году актеров труппы Федора Волкова.
При той активной светской жизни, какую вела Елизавета, до управления государством у нее иногда просто не доходили руки. Министры месяцами бегали за ней, чтобы она успела между переодеваньями к балу или маскараду подписать какой-нибудь документ. К счастью, бюрократическая машина, запущенная некогда Петром, продолжала свою работу, и дело шло своим чередом. К тому же у нее были замечательные помощники. Она вполне могла положиться во внутренней политике на П. И. Шувалова, во внешней на А. П. Бестужева-Рюмина, в сфере просвещения на И. И. Шувалова.
Балы и маскарады сменяли друг друга, соперничая между собой в пышности и блеске. Но на фоне этого, казалось, нескончаемого праздника в Петербурге происходили важные события. Петербург этого времени - это Петербург Ломоносова, основателя отечественной науки и поэзии, это Петербург важных географический исследований и открытий. В 1743 году закончилась одиннадцатилетняя Вторая Камчатская экспедиция, а через два года был издан Академический атлас с картами громадной территории от Байкала до Анадыря и северо-западной Америки.
Создавая в свое время Академию наук, Петр I мыслил ее как центр высшего образования в России. Это видно из проекта «Положения Академии наук и художеств», в котором было сказано, что члены Академии, трудясь «о совершенстве художеств и наук», должны были «те художества и науки публично учить», то есть преподавать. То есть Академию Петр мыслил как университет. В 1745 году профессором этого Академического (или Петровского) университета стал М. В. Ломоносов, который настоял на том, чтобы обучение в университете могли проходить не только дворяне: «Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете тот студент почетнее, кто больше научился». Такая установка профессора первого в России высшего учебного заведения, основателя отечественной науки открыла дорогу к получению образования для многих талантливых молодых людей. Среди первых «природных россиян», окончивших Петровский университет были Антиох Кантемир, Иван Магницкий, Петр Ремизов. Поэтические «Сатиры» Антиоха Кантемира были очень популярны в то время и в списках ходили по рукам.
Повышению интереса к культуре и образованию способствовали и культурные запросы и интересы императрицы и двора, близость к Европе, сам дух города, с самого рождения предназначенный быть «окном в Европу». В городе появляются гимназии, как государственные, так и частные. В 1757 году в Петербурге была образована «Академия трех знатнейших художеств» - живописи, архитектуры и скульптуры. Возведение здания для Академии художеств на Университетской набережной начнется только в 1764 году, а с момента основания до этого времени она располагалась в доме инициатора ее создания И. И. Шувалова, в Шуваловском дворце на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Первыми ее учениками стали Иван Старов, Федор Рокотов, Василий Баженов. Как художник-мозаичист М. В. Ломоносов стал почетным членом Академии. Мозаичное панно работы М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» находится сейчас в здании Академии наук.
В 1751 году на Николаевской набережной Невы, нынешней набережной лейтенанта Шмидта, открылся Морской шляхетный кадетский корпус, позже ставший Морской академией. С причала, где стоит памятник Крузенштерну, уходили в море все выдающиеся русские мореплаватели и адмиралы.

Петербург шумной елизаветинской поры уже мало чем напоминал скромный петровский «Парадиз». В городе к этому времени сложилась благоприятная среда для развития экономики. Он не требовал уже исключительных мер по привлечению населения и финансов. Все возрастающие потребности новой столицы преображали весь это край на многие километры вокруг. Возы со строительным материалом, продовольствием, различными изделиями местных промыслов тысячами тянулись из Новгородской, Псковской, Олонецкой губерний. Корабли из Европы, барки, лодки, плоты сотнями искали места для швартовки у пристаней города.
За время своего двадцатилетнего правления Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора. И может быть, поэтому внутренняя жизнь страны в целом в этот период была стабильной - в стране не было ни бунтов, ни ожесточения. Были запрещены некоторые жестокие забавы: в Москве и Петербурге было запрещено иметь медведей, стрелять из ружей. В сфере внешней политики это время было также временем покоя: из 20 лет царствования Елизаветы 15 лет были мирными. А четыре года участия России в Семилетней войне (1756-1760) обнаружили боеспособность русской армии, нанесшей поражение непобедимым дотоле войскам Фридриха Великого. И это при извечной российской неразберихе, воровстве в тылу, непродуманности стратегических планов.