Самые большие и дорогие дворцы индии. Самые красивые индийские дворцы. Чатри – кенотафы правителей Орчхи

January 20th, 2016

Майсурский дворец, который известен под названием Дворец Амба Вилас, находится в самом центре города Майсура и может служить его визиткой. Майсурский Дворец является одним из величайших дворцов Индии. В исторические времена этот дворец был центром правления майсурских Махараджей.

В давние времена на юго-западной части полуострова Индостан было расположено княжество Майсур. Столицей этого государства был Серингапатам. Известным королевство стало в связи с героическим противостоянием английской колонизации, которые длились на протяжении сорока лет в рамках четырех англо-майсурских войн. Майсур был последним индийским княжеством, потерявшим свою независимость, и вынужден был войти в состав Ост-Индийской компании.

Фото 2.

Основной достопримечательностью Майсура является Майсурский Дворец, который был построен в 19 веке (1897 год) на месте ранее сгоревшего дворца. Выполнена постройка в индо-сарацинском стиле, характерной особенностью которого является наличие калейдоскопа стекол и зеркал. Также можно увидеть замечательные деревянные двери, украшенные резьбой, и пол, выполненный в виде мозаики.

Фото 3.

Как и многие государства полуострова Индостан Майсур в процессе своего развития был под властью и монголов, и католиков.

Основными правителями были представители семьи Водеяров, которая происходила из Дварки в Катьяваре. Именно при их правлении государство Махишасура получило название Майсур. В 18 веке путем осуществления тотального контроля над несовершеннолетним махараджем Хайдар Али постепенно захватил власть, а его сын Типу-султан вскоре стал полноправным правителем. Время верховенства хайдара Али и его сына Типу-султана относится к самой высшей точке могущества Майсура. Правители, использовав помощь французов, модернизировали армию и достигли военные победы в битвах с соседними княжествами.

Фото 4.

В конце 18 века Типу-султан потерпел поражение в битве с британцами при Серингапатаме. В последствии новой властью были восстановлены права династии Водеяров. Однако в 1831 году представитель этой семьи был отстранен от трона теми же британцами, и только в 1881 году благодаря наследнику Чамарадже Водеяру, который провел все эти годы в судах, контроль над Майсуром был возвращен Водеярам. Майсур был первым индусским княжеством в Индии, находившейся в составе Британии.

Майсур очень часто называют Городом дворцов, однако главным из них является Майсурский дворец — официальная резиденция Водеяров. Впервые этот дворец был построен семьей Водеяров в 17 веке, затем он несколько раз уничтожался и отстраивался заново. Современная интерпретация дворца была возведена в период 19 -20 века. Достроен был в 1940 году.

Фото 5.

Майсурский дворец является одной из главных достопримечательностей Индии с достаточно большим количеством посещений этого здания туристами. Однако при посещении дворца существует запрет на фотографирование внутри, и все туристы должны снимать обувь перед входом во дворец.

Фото 6.

На архитектуру дворца повлияла история Индии. Сочетание таких архитектурных стилей, как индуистский, мусульманский и готический, придают оригинальность и неповторимость зданию. Трехэтажное строение из камня имеет мраморные купола и пятиэтажные башни, высота которых достигает 44-х метров. Окружает дворец замечательный большой сад.

Фото 7.

Спроектирован современный Майсурский Дворец был британским архитектором Генри Ирвином по заданию регента Майсура и строительство быль завершено окончательно в 1912 году. Фасад здания состоит из девяти арок, семь из которых достаточно широкие, а две – поменьше. Эти арки поддерживаются высокими колоннами.

Каждый год в период сентябрь-октябрь в Майсурском дворце проводится фестиваль Дашар, который символизирует победу добра над злом. Согласно мифологии, именно в Майсуре состоялась победа богини Дурги над демоном Махишасурой. Фестиваль сопровождается выступлением артистов и на десятый день – проводится парад слонов.

Такой праздник отмечался Водеярами еще в 17 веке и даже с большим размахом. Современный фестиваль выглядит несколько скромнее, но тоже достаточно впечатляюще и, по-прежнему, является частью культурной жизни Майсура. На все время проведения фестиваля Майсурский дворец освещается огромным количеством лампочек (более 96 тысяч).

Фото 8.

Посещение дворца начинают обычно с галереи традиционных кукол 19-20 веков. Также в этом павильоне находится выдающаяся коллекция скульптуры, являющейся отображением индийской и европейской культуры.

Зал бракосочетаний представляет собой павильон восьмиугольной формы с красивым стеклянным потолком, содержащим мозаику с рисунком павлинов. Пол этого зала также продолжает тему павлинов, но только уже оформленных английской плиткой. На стенах расположено большое количество картин, которые подчеркивают великолепие зала и иллюстрируют празднование Дашара в предыдущих веках.

В дворцовый комплекс также входят 12 индуистских храмов, первый их которых был построен в 14-м веке, последний – датирован 20-м веком.

Фото 9.

Как и в любом дворце, в Майсурском дворце есть зал для личных аудиенций. Эта комната предназначена для совещаний правителя со своими министрами, а также для приемов посетителей, достойных особого внимания.

Зал собраний во Дворце служил для приема королем населения в строго отведенное для этого время.

В оружейной палате находится арсенал, содержащий экспонаты различных типов оружия, которые использовались членами королевской семьи: оружие, используемое как в 14 веке, и оружие, которое применяли в начале 20-го века.

Фото 10.

Майсурский дворец является визитной карточкой города Майсура. На сегодня сохранилась четвертая версия этого здания, построенная на месте сгоревшего ранее, и реконструированная в конце 19-го – начале 20-го веков. Стены дворца возведены из серого гранита, а три купола украшены мрамором розового цвета. Особенностью этого Дворца является и наличие в его составе двенадцати храмов, которые возведены в честь таких богов, как Шива, Вишну, Лакшмирамана, Сомешвара, Вараха.

Так как это достаточно известное место, то огромное количество туристов посещает Дворец ежегодно. Наибольший наплыв посетителей наблюдается во время проведения фестиваля Дашар.

Фото 11.

Невдалеке от Дворца Махараджей, находятся: Холм Чамунди с древнейшими храмами, Художественная галерея, большая статуя быка Нанду, и старейшая церковь Святой Филомены.

Холм Чамунди расположен на высоте свыше тысячи метров над уровнем моря и с него можно увидеть прекрасный вид города. Храмовый комплекс, включающий храм 13 века, который посвящен богине. Именно ей посвящена скульптура из чистого золота в алтарной части храма. Монолитная статуя быка имеет высоту около 5 метров и украшена колоколом и браслетами.

Художественная галерея находится в Джагмохан Дворце и основана в 19 веке. Здесь находятся картины известного художника Святослава Рериха, достаточно редкие произведения той же эпохи, а также и традиционная живопись. Неповторимые произведения тонкой резьбы на сандаловом дереве, полудрагоценным камням, а также слоновой кости.

Фото 12.

Церковь Святой Филомены является одной из самых больших церквей в Индии и выполнена в готическом стиле. Все в этой церкви говорит о христианской направленности веры. Это и витражи, на которых изображено рождение Иисуса Христа, и Тайное вечере, и Распятие, и Воскресение.

Недалеко то Майсура (около 19 километров) находятся знаменитые Бриндаван сады. «Изюминкой» этого места является наличие фигур животных, которые выстрижены из кустарников. Также прекрасно вписываются в экспозиции из цветущих газонов и беседок фонтаны, которые оживают с помощью огромного количества огней по вечерам после захода солнца.

Фото 13.

К сожалению, в Майсур нет авиарейсов, но туда прекрасно можно добраться на автобусе или поезде. Каждые 15 минут отправляются частные автобусы из Гоа и Бомбея. Также существует высокоскоростной, комфортный экспресс, который отправляется ежедневно, кроме вторника.

Фото 14.

Княжество Майсур на юге Индии было основано в 1399 году. Правящая здесь династия Водеяр первоначально находилась в вассальной зависимости от Виджаянагарской империи. С ее упадком (около 1565 года), Водеяры одними из первых заявили о своей независимости. В 17-м веке княжество стало мощным государством на территории Южной Индии. Во времена правителей Хайдера Али и его сына, Султана Типу, достигло вершины своего могущества и процветания. Султан Типу, известный по прозвищу «Тигр Майсура», стал легендой еще при жизни и до сих пор считается одним из самых просвещенных правителей в Индии. “В этом мире я предпочел бы жить два дня, как тигр, чем двести лет как овца» – заявил Султану Типу, яростно сопротивляясь английской колонизации на юге Индии. Огромные усилия и ресурсы, четыре изнурительных англо-майсурских войны и целых 40 лет понадобилось англичанам, прежде чем Майсур, последний из индийских княжеств, был включен в состав Британской Ост-Индской компании (Султан Типу погиб в последнем сражении четвертой англо-майсурской войны).

Двадцать пять махараджей династии Водеяр правили городом в течение 570-летней истории, вплоть до провозглашения независимости Индии в 1947 году и правительственной декларации об окончательной отмене их церемониальных функций в 1970. Правители правящей династия были покровителями искусства и культуры, внесли значительный вклад в культурное развитие города, благодаря чему Майсур получил имя Культурной столицы штата Карнатака.

Фото 15.

Майсур хорошо известен празднованием фестиваля Дасара, живописью, сладостями, традиционными шелковыми тюрбанами, производством благовоний, школами по изучению йоги. Каждый год тысячи иностранцев посещают Майсур изучать йогу. Он является одним из самых популярных центров изучения йоги в Индии.

Майсур входит в число первых городов Индии, реализовавших идеи современного градостроительства, свидетельством чему широкие тенистые бульвары, обустроенные рынки и прекрасные парки. Город известен своими дворцами и старинными административными зданиями. Всего насчитывается 17 дворцов. Один из них превращен в музей, другой в картинную галерею, а еще три в гостиницы.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Сто лет назад в Британской Индии существовало около 600 княжеств, которыми управляли местные монархи - махараджи, навабы и низамы. После обретения Индией независимости в 1947 году они потеряли власть, но сохранили многочисленные привилегии, сокровища и дворцы. Сейчас в большинстве резиденций организованы музеи, но для туристов открыта лишь часть дворцовых помещений - в оставшихся роскошных покоях до сих пор живут махараджи или их потомки.

Дворец махараны в Удайпуре (штат Раджастхан, Индия)

Город Удайпур, основанный в середине 16-го века, был столицей раджпутского княжества Мевар - старшего туземного княжества в составе Британской Индии. Здесь находится один из самых больших и красивых в Индии дворцов, который сегодня называют City Palace. Строительство здания начали в 1559 году по приказу махараны (так называют монархов на местном наречии) Удай Сингха и продолжалось более 300 лет. Наконец на берегу красивейшего озера Пичола вырос огромный дворцовый комплекс, в котором соединились черты местной раджастханской, а также могольской и европейской архитектуры.

Одними из ярких представителей индийской архитектуры являются роскошные плавающие дворцы Jag Niwas и Jag Mandir. Они поражают своим величием и размахом и считаются одними из красивейших сооружений в мире.

Сравнительно недавно, «всего лишь» в XVIII веке в Индии на утесе острова Нивас города Удайпур, практически посередине озера Пикола, располагалась летняя королевская резиденция. В наши дни, благодаря реставрационным работам и оригинальным дизайнерским решениям, резиденция махараджи «превратилась» в красивейший отель, по праву заслуживающий оценки в 5 звезд. Речь идет о роскошном дворце на озере Пикола, более известном, как Джаг-Нивас, расположенном в индийском штате Раджастан. Дворец озера Пикола возведен из драгоценного и редчайшего белого мрамора, месторождение которого было найдено в горах Удайпура.

Это наиболее красивейший строительный материал, который в зависимости от времени суток способен изменять свою окраску. Общая площадь дворца составляет практически 16 000 кв. метров. Особенностью комнат второго этажа является их идеально круглая форма, диаметром 6,4 метра. Однако не только это способно буквально ввести в немой шок от увиденной роскоши каждого, кто переступает порог дворца. В длинном списке достопримечательностей индийской резиденции: трон Шах-Джахана, созданный из монолитного камня, шедевры художественного искусства, уникальные работы из окрашенного стекла, мечеть, посвященная мусульманскому святому Капурию Баба, уникальные фонтаны и водоемы.


Здание дворца является многоярусным сооружением, имеющим множество открытых террас, мраморных колоннад, бассейнов с чистейшей водой, верхнюю комнату, имеющую идеально круглую форму, а также внутренний двор огромных размеров с расположенными здесь искусственными озерами и островками на них. Крыша строения образована изумительной красоты громадным куполом. Стены строения, выполненные из белого мрамора, способного изменять цветовой оттенок в зависимости от времени суток, украшены изящной лепниной и разноцветной мозаикой, в которую вкраплены фрагменты из черного мрамора. Главная особенность, приводящая в восторг всех посетителей Джаг Ниваса, заключается в том, что изумительно красивые стены сооружения уходят прямо в глубину вод озера Пичола. Окна роскошных комнат смотрят на зеркальную гладь озера. Время, проведенное в Джаг Нивасе, останется в памяти его посетителей навсегда.


Возведение Дворца озера Пикола велось с 1743-го года по 1746-й год под руководством махарана Удайпура. Идейным вдохновителем и основателям Дворца был Джаг-Нивас (Джан-Нивас), собственно, именно поэтому новое здание от его имени и получило свое название. Главный фасад Дворца обращен на восток, и это не случайно, ведь многие жители этой страны предаются молитвам к Богу Солнца именно в утренние часы. Дворец озера Пикола, огороженный величественными колоннадами, удивительными фонтанами и великолепными садами, был летней резиденцией многих правителей Удайпура. Здесь они находили не только уединение, но и проводили, так называемые, дурбары, или светские балы, советы.


В некоторых исторических документах есть упоминание об озерном Дворце, как о месте, в котором смогли найти убежище преследуемые врагами знаменитые европейцы. Примерно спустя 100 лет после возведения Дворца, в 1857-м году в стране прошли восстания сипаев, и некоторые семьи европейцев смогли убежать и скрыться за стенами Дворца озера Пикола. Правивший тогда махаран Сваруп Сингх, решил помочь беглецам и приказал уничтожить все имеющиеся лодки в городе, помешав, таким образом, восставшим добраться до острова.


В истории дворца есть период, когда он оказался абсолютно невостребованным. Красивейшее сооружение в период со второй половины ХІХ века и до середины ХХ века стояло заброшенным и начало постепенно разрушаться. В середине ХХ столетия потомок индийских правителей Бхагват Синг выкупил недвижимость и землю вокруг нее, произвел комплекс восстановительных и реставрационных работ, что превратило сооружение во впечатляющий отель высокого класса. Восстанавливать дворец из небытия, а также декорировать его помещения, взялся американский дизайнер и художник Диди. Благодаря его таланту ветхое и практически заброшенное строение превратилось в одну из множества прекрасных жемчужин индийской архитектуры.


Любопытно, что сейчас все это – достояние туристов. После середины XX века Джаг Нивас стал отелем, класса люкс, конечно. Его роскошные номера выходят окнами прямо на озерную гладь, его террасы, павильоны и ресторанчики замысловаты. Посетителям может, например, надолго запомниться вечер, проведенный на плавучих островках одного из внутренних ресторанов отеля Джаг Нивас. А добраться до него еще и сегодня можно только лодкой.


Время медленно шло своим чередом, Дворец на озере Пикола постепенно стал терять свое былое величие, а о том, чтобы произвести хотя бы какие-то реставрационные работы и речи не было. Многие писатели отзывались об этом шедевре, как об «уникальном водном Дворце Удайпура, разваливающемся под воздействием времени и влаги». Махаран Бхопал Сингха, время правления которого пришлось на 1930-1955-е года, пристраивает к Дворцу Павильон, получивший впоследствии название Чандра Пракаш. Еще чуть позже дворец Джаг-Нивас был кардинально преобразован в первый в Удайпуре отель класса «люкс». Над созданием проекта работал известнейший в то время американский художник Дид Контрактор. В 1971-м году владельцем отеля стала компания «Taj Hotel Resorts and Palaces». Решив внести свою лепту в восстановление памятника истории и архитектуры, новые владельцы под руководством Джамшида Д.Ф. достраивают к основному зданию еще 75 номеров. Последующая глобальная реставрация, которая коснулась Дворца озера Пикола, проводилась совсем недавно, лишь в 2000-м году. В наши дни он находится в отличном состоянии и входит в списки многих туристических компаний, как одна из самых значимых достопримечательностей Востока. В этом сооружении в своё время бывали королева Елизавета, Шах Ирана, Жаклин Кеннеди, Вивьен Ли.


Комната из 12 мраморных глыб, трон Шах-Джахана вырезанный из монолитного камня, небольшая мечеть, посвящённая Капурия Баба, местному мусульманскому святому, подлинные картины, искрящиеся и кристальные работы из окрашенного стекла, искусственные водоемы с островами, фонтаны - это самые интересные объекты на острове, хотя ими список достопримечательностей дворца не исчерпывается. Из окон отеля можно полюбоваться гладью озера Пикола, а вечером насладиться прекрасным ужином на островке среди лилий.


Кстати, и озеро Пичола не совсем искусственное, просто, в свое время, махараджа расширил его площадь до восьми квадратных километров. Система озер позволяет регулировать уровень воды во время муссонов. В период засух до отеля можно добраться и сухопутным транспортом.


Удайпур расположился на побережье трех озер, за что и получил славу «восточной Венеции». Также можно услышать название «Версаль» - за дворец посреди озера Пикола. Он является самой узнаваемой достопримечательностью Раджастана. Этот великолепный озерный комплекс был признан самым романтичным местом в Индии, а также самым дорогим и самым красивым отелем этой страны. Он не выходит из десятки самых лучших отелей мира и считается одним из самых знаменитых мест во всем мире. Дворца озера Пикола сделал город Удайпур одним из самых узнаваемых и внес свою лепту в привлечении туристов. Этот город уже который год борется за звание главного туристического центра Западной Индии. А все благодаря этому чудесному месту. Текущее состояние Дворца озера Пикола в городе Удайпур Ко второй половине XIX века водный дворец Удайпура сильно обветшал под воздействием времени, внешних факторов и общественных потрясений. Пьер Лоти говорил о нем как о «медленно разваливающемся под действием озёрной влаги». В те тяжелые времена дворец посещали знаменитые велосипедисты – Фанни Баллок Уоркмэн и её муж Уильям Хантер Уоркмэн. Они были удивлены «дешёвым и безвкусным стилем» оформления интерьеров дворца, и говорили, что с «наполнением в виде древней европейской мебели, деревянных часов, орнаментов из цветного стекла и детских игрушек, всё это кажется посетителю не соответствующим месту, где он ожидал увидеть действительное восточное великолепие». Когда этот дворец получил статус отеля, он находился в состоянии упадка. Это был единственный способ сохранить эту уникальную постройку. В 1971 году, когда отелем управлять стала компания «Taj Hotels Resorts and Palaces», он был восстановлен. И совсем недавно в 2000 году была проведена вторая большая реставрация комплекса. Сейчас он находится в прекрасном состоянии и является достоянием туристов всего мира. Надолго он останется в памяти, потому что вся невообразимая красота Востока заключена в стенах этого дворца.


Дворец озера Пикола расположился на острове Нивас в самом центре города Удайпур в Западной Индии. Город, в котором он расположен, издревле славится своими дворцами невероятной красоты и неповторимого стиля. Одни из самых известных дворцов находятся именно здесь. Это и Городской Дворец, и Джагмандир, и Дворец озера Пикола, и Муссонный дворец или Дворец Дождей. Также здесь можно увидеть коллекцию автомобилей махараджи, вайшнавский храм Джагдиш Мандир, резиденцию бывшего премьер-министра Багор ки Хавели, розовый орнаментальный сад XVIII века Сахелийон ки Бари, этнографический музей и туристическую деревню Шилпграм, Агар, прекрасное живописное искусственное горное озеро Бади ка Талаб. Через Удайпур проходит много туристических маршрутов, но, тем не менее, он не теряет своего особенного колорита.


Как добраться до Дворца озера Пикола в городе Удайпур От Гоа до Удайпура можно добраться различными способами. От Удайпура в 42 км находится аэропорт Dabok. Здесь садятся самолеты из разных городов: Дели, Гоа, Мубаи, Джайпура, Джодхпура и других. С этим аэропортом работают такие авиакомпании как Jet Airways, Kingfisher, Indians Airlines. Также можно добраться на поезде. Правда, придется пересаживаться несколько раз. От Удайпура до Дели ходит два поезда, а от Дели можно добраться практически в любое место. Также есть поезд, идущий из Мубаи. И, конечно, нельзя забывать про автобусы. Автобусные пути открыты в любые города Индии. А от города до самого отеля туристы добираются на лодках, как и когда-то пару веков назад.


Дворец озера Пикола часто оказывается в списках самых эффектных видов не только Индии, но и всего мира. Он окунает свои стены прямо в воду озера, и это его главная особенность. Внутри мраморные стены скрывают множество внутренних двориков, фонтанов, искусственных озер с искусственными островами. Это место заслужило любовь многих знаменитых людей, посещавших его, например, Лорда Кёрзона, Вивьен Ли, королевы Елизаветы II, Жаклин Кеннеди. Дворец на раз становился съемочной площадкой. Здесь разворачивались события фильма о Джеймсе Бонде 1983 года - «Осьминожка» - а также британского телесериала «Жемчужина короны».


Вы не пожалеете, что посетили этот старинный индийский город Удайпур. Его великолепие поражает даже самого невпечатлительного человека. Невозможно оторвать глаз от роскоши и красоты дворцов и храмов, выполненных в неповторимом стиле, от непревзойденной работы мастеров всех эпох и даже от этих узких и кривых улочек, на которых происходили многие исторические события. Вы полностью погрузитесь в атмосферу древности и насладитесь прекрасным отдыхом в Индии. Обязательно загляните во все уголки этого города, ведь именно там скрывается все самое интересное.










А теперь про второй дворец:


Великолепный и роскошный дворец Джаг Мандир располагается на одном из двух островов озера Пичола, относящегося к территории города Удайпур, который еще называют Венецией Востока или Белым Городом. Строительство Джаг Мандира проходило в три этапа под руководством трех правителей: начал его в 1551 году Махарана Амар Сингх, в 1620-1628 годах продолжил Махарана Каран Сингх, а завершил строительство во время своего правления (1628-1652) Махарана Джагат Сингх I.


Трехуровневый дворец представляет собой целый комплекс построек невероятной красоты. Самым первым возведенным зданием стал Гул Махал – небольшой дворец из желтого песчаника с широким основным куполом, увенчанным исламским полумесяцем. Внутри, одна над другой располагаются три куполообразных зала. Изначально дворец предполагалось использовать в качестве убежища для принца Кхуррама, который скрывался от своего отца – Императора Моголов Джаханджира, и к которому Махарана Амар Сингх относился с большой благосклонностью.


Главный дворец Джаг Мандир сообщается с Гул Махалом и обращен «лицом» к Городскому Дворцу. Он являет собой совокупность множества залов, павильонов и холлов, выложенных замечательной каменной мозаикой. По углам дворца располагаются восьмиугольные башни, украшенные небольшими куполами. Сразу при входе во дворец находится павильон, который представляет собой арочную колоннаду снежно-белого цвета, которая украшена фигурами слонов, вырезанных из камня, но впоследствии, они были повреждены и заменены пенопластовыми.


На территории дворцового комплекса разбит пышный сад, за который Джаг Мандир даже называют Дворцом Озерного Сада. Он располагает во внутреннем дворе, который отделан белой и черной плиткой и полон фонтанов и бассейнов. Дворец Джаг Мандир всегда был местом для отдыха, и на сегодняшний день его часто арендуют для проведения различного рода мероприятий и вечеринок. Попасть на территорию острова можно с помощью лодок и катеров, которые отходят от причала у Городского Дворца.
















Местонахождение : северная Индия , штат Уттар-Прадеш, берег реки Джамна, южная окраина города Агра.

Как добраться : самостоятельно на арендованном автомобиле (200 км к югу от Дели, машину придется парковать за 2 км до мавзолея), на поезде-экспрессе (2 часа езды) или автобусе (4 часа езды) из столицы либо в составе организованной экскурсии.

Время работы : с 6:00 до 19:00 в будние дни, кроме пятницы (в это время в мечети проводятся молитвы). В полнолуние возможен ночной просмотр.

Вход : 750 рупий (около 15 $).

Съемка : разрешена в общем плане у входа, фотографировать архитектурные детали мавзолея запрещено.

Индия — прекрасная, далекая, таинственная, экзотичная… Что приходит в голову первым, когда вы слышите упоминание об этой стране? Буддизм, Ганди, слоны, камасутра, лотосы, черноокие красавицы в цветных сари, сказки Киплинга, пляжи Гоа — для каждого она своя. Но если попросить любого назвать самый яркий памятник архитектуры Индии, уверяем вас, подавляющее большинство вспомнит именно этот белоснежный ажурный храм-усыпальницу — Тадж-Махал, памятник великой любви, неофициальный символ Индии , многими причисляемый к одному из современных чудес света.

История создания

Романтическую и трагическую историю создания этого мавзолея не пересказывал со скупой слезой разве что самый ленивый гид. В середине XVII века грандиозное здание было построено по велению императора Великих Моголов Шах-Джахана, желавшего таким образом увековечить память любимой третьей жены, умершей при родах их 14-го ребенка. Более двадцати тысяч искуснейших мастеров со всех уголков Азии под началом Совета архитекторов империи около 20 лет трудились над созданием чудо-комплекса.

Белый мрамор, превращенный в настоящее кружево резчиками по камню, драгоценные и полудрагоценные камни, бронза, золото и серебро — безутешный император не жалел средств и материалов на строительство. Кстати, великий воин и просвещенный правитель Шах-Джахан является заказчиком не только этого беломраморного мавзолея, но и еще нескольких не менее прекрасных, но чуть менее известных архитектурных шедевров Индии: Жемчужная мечеть в Агре , Диван-и-Ам и Диван-и-Хас в Дели , Шахджаханабад.

По легенде, напротив белого дворца должен был строиться еще один, соединенный с ним мраморным мостом, черный дворец как гробница для самого императора. Так ли это или нет, но Шах-Джахан после его кончины был похоронен в Тадже, рядом с любимой женой. А перед этим свергнутый правитель якобы долгие годы смотрел на свой памятник любви через окно тюрьмы, в которую его бросил собственный сын, восставший против отца.

Мавзолей в Агре

Лирика лирикой, но с точки зрения архитектуры Тадж-Махал действительно впечатляет и по праву считается драгоценностью мусульманского искусства, вобравшего в себя элементы сразу нескольких стилей.

Белый мраморный мавзолей на квадратном постаменте, здание с высокими арочными проемами — центр симметрично построенного комплекса — имеет в высоту более 70 метров. Его главный «луковый» купол окружен четырьмя меньшими такой же формы. Все купола украшены бронзовыми позолоченными фигурами в персидском стиле (на центральном куполе — полумесяц). По краям платформы находятся четыре сорокаметровых минарета с балконами. А внутри мавзолея стоят две резные гробницы, украшенные цветной мозаикой, — Шах-Джахана и его любимой жены. Мавзолей по всей поверхности декорирован резьбой, орнаментами, каменными цветами, позолотой, надписями из Корана.

Слева от усыпальницы стоит мечеть из красного песчаника, и ее точная копия — справа. К мавзолею примыкает когда-то роскошный сад с плодовыми деревьями, фонтанами и бассейном. Сегодня на месте парка расположена всего лишь обширная травяная площадка с рядом кипарисов вокруг длинного канала. Также на территории комплекса находится несколько невысоких сооружений из того же красного песчаника — гробницы жен и любимого слуги шаха.

Наши дни

К концу XIX века мавзолей пришел в упадок и был порядком разграблен британскими военными. Кроме того, плохое влияние на его полированные мраморные стены вызвало обмельчание реки, находящейся рядом, и общее загрязнение окружающей среды (в Агре долгое время находились вредные производства). Блистающие некогда стены потемнели, в них появились трещины. Мировую достопримечательность пришлось срочно спасать.

Комплекс уже пережил одну масштабную реконструкцию, постоянно расширяется природоохранная зона вокруг него, стены регулярно чистят белой глиной, вокруг всегда дежурят сотни человек охраны, но пока принятых мер недостаточно.

В 1983 году Тадж-Махал включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В год его посещает несколько миллионов туристов со всего света, принося неплохой доход государству.

Самым удачным временем для визита к мавзолею считается ранее утро, когда вокруг мало народу и в предрассветной тишине первые солнечные лучи раскрашивают мрамор стен необычайно нежными красками и бликами. Спустя столетия величественный и изящный Тадж-Махал по-прежнему вдохновляет и восхищает романтиков со всех уголков земли.

К своему большому удивлению в нескольких штатах Индии я увидел огромные, роскошные, в том числе и по интерьеру, дворцы, построенные европейцами в конце XIX, начале XX веков.
Два из них построены в так называемом индо-сарацинском стиле.

Первый, ошеломивший меня размахом, был дворец Lakshmi Vilas Palace в городе Вадодара (чаще известный как город Барода) в штате . Длина его, наверное, около 200 метров. Высокая башня, словно колокольня,возвышается над дворцом.

А перед дворцом - большая зеленая площадь с фонтанами! Богатый интерьер, в греческом стиле, бассейн, мозаичный пол, витражи, высокий, красиво оформленный потолок. И многочисленные полотна художников!

Второй, ещё более крупный дворец я увидел в городе Майсоре /Mysore в штат . Интерьер очень богатый, много разнообразных коллекций. Жаль, нельзя было фотографировать. Территория перед дворцом украшена различными скульптурами, небольшими постройками. Каждое воскресенье вечером на дворце зажигается 96 тыс. электрических ламп! Зрелище неописуемо яркое.

На зелёном поле перед дворцом проводится известный в Индии праздник Душера. С танцами, музыкой, парадом со слонами.

Забегая вперед, скажу, что похожие по красоте дворцы я видел ещё в Джодхпуре / Jodhpur, и в Удайпуре / Udaipur в шт. . Но это уже другая песня. Но не менее красивая!

В город Бароду я ездил из Гандинагара на городском автобусе, 2 часа. А в Майсор попал из по пути в Кералу.

Барода очень большой и, кстати, дорогой город (отель 1200 руп.) Недалеко от него (47 км) находятся остатки древней столицы 8 века. Арка, форт, 6-ти км.крепостная стена. Место называется Champaner, охраняется .
Рядом Паванагх (Pavanagh) – 800 метровый холм с храмом X века.

Город Майсор позиционируют, как теперь говорят, в качестве международного центра аштанга-йоги.
Город так же известен своим качественным и очень красивым шелком (за один день могут сшить вам любую рубаху). Много изделий из сандалового дерева.