Дворец юсуповых на мойке. Роскошный дворец юсуповых на мойке

Юсуповский дворец в Петербурге по праву считается одним из самых красивых (дошедших до нашего времени) дворцов России. Он был построен в середине 18 века (арх. Вален-Деламотт), и принадлежал разным знатным вельможам, близким к трону.

В 1830 году дворец приобрел князь Юсупов- один из самых богатых людей России, потомок последнего ногайского хана Юсуфа, род которого ведется от пророка Мухаммада. Для нового хозяина дворец перестраивает архитектор Михайлов-второй.

Туристы со всей страны и всего мира приезжают в Юсуповский дворец, чтобы посмотреть на великолепие интерьеров, не уступающих по красоте залам Эрмитажа и Большого Кремлевского дворца. Прогуляемся по ним и мы.

Гостей дворца встречает парадная лестница из каррского мрамора, которой архитектор Михайлов придал барочную пышность. Лестницу украшают два сфинкса, сторожащих покой хозяев дворца, и четыре статуи, символизирующие четыре континента- Европу,Азию,Африку и Америку.

Анфилада парадных залов дворца составляют большая ротонда, три гостиные- синяя, красная, зеленая, танцевальный и банкетный залы.

Уникальный интерьер Ротонды, созданной в квадратном по плану помещении, украшают роспись фигурами танцующих граций, создающих ощущение того, что зал фарфоровый.

В центре красной гостиной при Юсуповых висел портрет царствующего императора. Сейчас его украшает портрет первой хозяйки дворца княгини З.Юсуповой.

Великолепный малахитовый камин в зеленой гостиной создает ощущение того, что он выточен из цельного камня. Хотя на самом деле это конечно не так.

Изысканная простота элегантного танцевального зала контрастирует с пышностью белоколонного банкетного зала с его коринфской колоннадой и убранством в традициях русского ампира.
Для размещения огромной коллекции произведений искусства, собирать которую начал князь Н.Б.Юсупов-старший (который собирал и коллекцию для екатерининского Эрмитажа) было построено отдельное крыло, в котором анфиладой расположено пять залов картинной галереи.

Замыкает эту анфиладу великолепный домашний театр Юсуповых. Театр построен по основным канонам строительства оперных залов, однако его миниатюрность создает ощущение попадания внутрь драгоценной вызолоченной шкатулки. Его облик поражает воображение всех, кто попадает сюда.

Личные покои хозяйки дворца, находящиеся также как и парадные залы на втором этаже, открывает гобеленовая гостиная. Некогда ее украшали три шпалеры и гобелен, по легенде подаренные князю Юсупову самим Наполеоном. Сейчас они находятся в Эрмитаже, а в гостиной представлены их живописные копии.

Украшением личных покоев княгини слыжит Белый кабинет, созданный в стиле рококо архитектором Степановым. Мягкие диваны, зеркала, нежные цвета создают ощущение домашнего уюта и спокойствия.

Парадная спальня решена в синих цветах, и украшена красивым ониксовым камином. Импозантная представительность сочетается здесь с интимностью и камерностью.

На первом этаже располагались жилые покои князя, его кабинет, секретарская и биллиардная. Гостиная князя решенав стиле Генриха II, мебельный гарнитур для гостиной сделан из груши (ужасно тяжелого для обработки материала), а камин из папье-маше является точной копией одного из каминов Лувра.

В кабинете князя, являвшегося одновременно и библиотекой, были выставлены также коллекции монет и медалей, а также оружия.

В 1910х годах комнаты слева от парадного входа на первом этаже были обустроены для князя Феликса Юсупова и его жены Ирины в стиле неоклассики. Сами хозяева так и не успели пожить в этих покоях, поскольку грянула революция, и в 1917 году Юсуповы покинули дворец навсегда. Однако отделка помещений и по сей день является напоминанием о красоте и умиротворенности Серебряного века.
17 ноября 1916 года во дворце произошло самое резонансное событие той эпохи- здесь группой заговорщиков был убит царский фаворит Григорий Распутин. В кабинете Феликса Юсупова и столовой в подвале воссоздана обстановка, которая была в тот день, а сами герои того дня изображены в виде восковых фигур.

Находясь в этих комнатах, создается ощущение, что это совсем не Юсуповский дворец с его светлыми парадными залами и уютными жилыми покоями. Но в том и его примечательность, что в одном месте уживается столько разных стилей и эпох.

Санкт-Петербург богат на достопримечательности. Дворцы и музеи не только полны настоящими сокровищами, произведениями искусства и историческими артефактами, но и хранят многочисленные тайны и загадки. Они будоражат воображение и создают особую мистическую, волшебную атмосферу, погружение в которую оставляет незабываемые впечатления.

Дворец старинного княжеского рода Юсуповых, расположенный на набережной Мойки, поражает не только роскошью интерьеров и богатством собранных здесь вещей, но тем, что является знаковым местом в русской истории.


История дворца

Территория на берегу Мойки, где сейчас располагается один из самых знаменитых дворцов рода Юсуповых, в начале XVIII века принадлежала племяннице Петра I Прасковье Ивановне. Потом поместье переходит к Семеновскому полку, а позже к графу Петру Шувалову, построившему здесь особняк в стиле барокко.

Сменив несколько владельцев, усадьба в 1830 году становится собственностью Николая Юсупова, происходящего из старинного княжеского рода потомков султана Ногайской орды. Род этот славился своим богатством, и князь мог позволить себе потратить огромные средства на перестройку дворца, над интерьерами которого работали лучшие итальянские мастера.

При Юсуповых дворец стал не просто роскошным особняком и своеобразным эталоном модных в XIX веке интерьеров. Здесь располагались картинные галереи, домашний театр, вмещавший до 180 зрителей, и оранжереи с редкими растениями.

После революции дворец стал музеем, хоть и утратил часть своих коллекций, экспонаты которых были переданы в Эрмитаж. В настоящее время можно посетить это удивительное здание и почувствовать атмосферу аристократических салонов позапрошлого века.


Сокровища рода Юсуповых

Род Юсуповых всегда отличался не только богатством, но и страстью к коллекционированию, предметом которого были редкие и часто баснословно дорогие картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.

Современники вспоминают бесконечные анфилады комнат, буквально заваленных сокровищами. На инкрустированных перламутром и слоновой костью столах, каминных полках, секретерах, горках стояли бесценные статуэтки, табакерки, зеркала, нефритовые и малахитовые шкатулки с драгоценностями. Чего только стоят описанные гостями дворца статуэтка Венеры, выточенная из цельного сапфира, и рубиновый Будда.

Не меньшее впечатление производили и картины известных художников: Буше, Ватто, Рембрандта и других. Недаром последний владелец дворца Князь Феликс Феликсович Юсупов говорил, что его дом похож на музей.

В 1917 году семья Юсуповых уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, но, рассчитывая в скором времени вернуться, забирает с собой лишь сравнительно незначительную сумму денег. А сокровища были тщательно упакованы и спрятаны в нескольких специально оборудованных тайниках.

Часть из них была найдена, например, 70 сундуков столового серебра, коллекция старинных музыкальных инструментов, собрание рукописей знаменитых людей. Но, конечно, это далеко не все.

В 1918 году во дворце на Мойке работала Чрезвычайная комиссия, занимавшаяся поисками сокровищ, однако наиболее ценные из них найти так и не удалось. Например, до сих пор неизвестна судьба уникальной жемчужины «Перегрина», которая оценивалась более чем в миллион долларов.


Тайны подвалов Юсуповского дворца

Дворец на Мойке хранит не только великолепные сокровища и уникальные произведения искусства, но и мрачную тайну о событии, возможно, сыгравшем важную роль в истории Российской империи.

В подвалах особняка произошло одно из самых странных и страшных убийств начала XX века. 17 декабря 1916 года здесь нашел свой конец Григорий Распутин – личность незаурядная и мистическая. Простой сибирский мужик, грубый и неотесанный, он не только сумел стать фаворитом и незаменимым советником императорской семьи, но и активно вмешивался в политические решения государя.

Недовольных возвышением «божьего старца» и его влиянием на императора было много. И в 1916 году несколько влиятельных людей империи, в число которых входил и князь Феликс Юсупов, подготовили убийство Распутина.

Он был приглашен во дворец на Мойке для того, чтобы познакомиться с женой хозяина Ириной. Здесь в глубоком подвале Григория сначала пытались отравить, но цианистый калий, которым были пропитаны любимые Распутиным пирожные, на него не подействовал. Не смог убить старца и выстрел в упор. Смертельно раненный в грудь императорский фаворит чуть не задушил Юсупова, а когда тому удалось вырваться, кинулся бежать.

Григорий смог выбить даже запертую дверь, и почти скрылся со двора. Его не остановили три выстрела в спину, и только четвертая пуля, попавшая в шею, сбила старца с ног. После еще одного выстрела в голову Распутин еще дышал, и заговорщики, загрузив тело в автомобиль, отвезли его к Малой Невке и сбросили в прорубь.

В настоящее время в подвале Юсуповского дворца создана экспозиция с восковыми фигурами, позволяющая представить детали того страшного и во многом непонятного убийства.


Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения

Роскошный дворец Юсуповых на Мойке

В старой части Петербурга среди особняков благородной архитектуры на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого восходит к началу ХVIII века, а история семьи его последних владельцев в России к еще более далекому ХVI веку. Это Юсуповский дворец - один из самых блистательных частных особняков города. Здесь без малого 90 лет протекала жизнь пяти поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых.

Потомки могущественных правителей Ногайской Орды, перешедших на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством, входили в избранный круг аристократической элиты России. Хозяева дома-дворца были хорошо образованными людьми, любили Россию. Они собирали живопись, скульптуру, уникальные музыкальные инструменты, гобелены, драгоценные камни, книги, художественные редкости.

Богатейшую семейную коллекцию основал князь Николай Борисович Юсупов, доверенное лицо Екатерины II, друг Вольтера, А.С. Пушкина, П.О. Бомарше. Он много способствовал пополнению собраний Эрмитажа, Царского Села, Павловска и Гатчины. И это дает нам право называть его проводником вкусов и обычаев европейкой культуры в России.

Дворец Юсуповых на Мойке (Юсуповский дворец) — памятник истории и культуры федерального значения. В настоящее время является дворцом культуры работников просвещения.

Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I).

В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года, далее оно было куплено генералом П. И. Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.

В л а д е л ь ц ы д в о р ц а

Пётр Иванович Шувалов и Андрей Петрович Шувалов,Графиня Александра Васильевна Браницкая,

На гравюре М. И. Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова» (1757—1759 годы) рядом с дворцом Шувалова на картине заметно двухэтажное строение будущего Юсуповского дворца.

В 1770 годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

Белоколонный зал
Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.

В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.

Зеркальный зал

Красивый и в то же время уютный зал, совмещенный с зимним садом

Танцевальный зал

В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге:« Купленный по воле нашей у наследников покойного действительно тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами... »

Зал Прециоза- от ит. «Драгоценная»

Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.

Николаевский зал

Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.

Мавританская гостиная

Дань моде и напоминание о восточных корнях Юсуповых. В настоящее время часть интерьера находится на реставрации. Проводятся музыкально-театральные действия.



Мавританская гостиная поражает необычной роскошной отделкой. Стены затянуты тиснёной кожей, золотая арабская вязь, скульптуры в углах комнаты.

В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся».

Белое фойе

Буфетная при театре

Гобеленовая

В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

Большая ротонда

С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как «дворец Юсуповых», хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.Существенная перестройка была проведена с 1830 по 1838 годы (архитектор А. А. Михайлов 2-й):







Парадные покои

Большая гостинная

Музыкальная гостиная

Боковые ризалиты стали трёхэтажными.Новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом был возведён с восточной стороны.
Флигеля были соединены, и в них устроены картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.

Гостиная Генриха 2

Библиотека

Секретарская

Построены новые оранжереи и садовый павильон.Был разбит сад.Устроена Парадная лестница со стороны Мойки.Созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные.В ходе перестройки над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.

Античный и римские залы

Театр дворца
В 1832—1834 годах архитектор Михайлов также расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр.

В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь (не сохранилась).В 1890—1916 произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.

Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса.
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года во дворце был убит Распутин.Князь Феликс Юсупов был сослан в своё имение «Ракитное» за участие в сговоре с целью убийства, а дворец был передан доверенным лицам.

Во дворце разместились шведское, немецкое консульство и комиссия по обмену военнопленными.

В 1918 году дворец был национализирован и в нём открыт историко-бытовой музей с картинной галереей. Впервые дворец был упомянут как памятник архитектуры и искусства 22 января 1919 года А. В. Луначарским:

« Дворец б.кн. Юсупова, находящийся на набережной р.Мойка д.92/94, представляющий художественно -исторический памятник и заключающий собрание картин и предметов художественного значения, объявляется национальной собственностью и переходит в ведение Комиссариата Просвещения по делам музеев и охране памятников искусства и старины. »

В 1925 году дворец был передан работникам просвещения. После закрытия музея много ценностей было утрачено; но большая часть картин и ценных изделий искусства были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В том же году за потайной дверью были среди других бумаг найдены письма Пушкина к Е. М. Хитрово, которые уже в 1927 году были изданы отдельной книгой с комментариями.

В 1935 году дворец взят под охрану государства постановлением ВЦИК РСФСР как историко-художественный памятник союзного значения.

После войны во дворце был открыт Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя.

В 1946—1955 годах некоторые отреставрированные залы дворца открылись для посещения.

Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина (справа налево) — Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич

В начале лестницы стоят мраморные вазы. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

Дворец открыт для посещения, в экскурсионных целях открыты парадные залы, театр, гостиные и исторические комнаты. Регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера. Организуются разнообразные культурные программы, приёмы. В подвале, где произошло убийство Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти».


В феврале 2008 года было объявлено, что на здании дворца появились трещины, и памятник обследует «Россвязьохранкультура»:

Литература
Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / Семенцов С.В., Красникова О.А.
Гравюра петровского времени / Алексеева М.А. — Л.: Искусство, 1990.
https://yusupov-palace.ru/ru/

Оригинал записи и комментарии на

Сегодня многочисленные фото Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге находятся в открытом доступе в интернете. Внутреннее убранство данного здания принято называть энциклопедией аристократического питерского интерьера. Ансамбль Юсуповского дворца, построенный на Мойке, строился всемирно известными иностранными и русскими архитекторами, среди которых А. М. Михайлов, Ж. Б. Валлен-Деламот, Б. Симон и так далее. На протяжении периода 1830 – 1917 годы дворец находится в собственности пяти поколений князей Юсуповых, которые относились к знатному дворянскому роду. Процесс создания дворцового ансамбля тянулся около двух столетий.

Автобиографию архитектурной достопримечательности северной столицы можно разделить на «доюсуповский» период продолжительностью немного больше века и «юсуповский», который начался, когда зданием завладел Н. Б. Юсупов. Таким образом, Юсуповский дворец в СПБ сегодня считается одним из красивейших зданий. Однако свой отпечаток к отечественной истории он оставит совсем не своим внешним обликом или роскошным внутренним дизайном. Чаще всего его вспоминают, как место, где был убит Григорий Распутин, выходец из простой крестьянской семьи, ставший в двадцатом веке ближайшим другом и духовным наставником императора Николая II. Случилось убийство ночью с 16 на 17 декабря 1916 года внутри той половины зданий, которой владел молодой князь по имени Феликс Юсупов. Современные туристы могут осмотреть историко-документальную экспозицию, созданную внутри этих комнат.

Сегодня великолепный Юсуповский дворец где убили Распутина , считается частью реестра охраняемых архитектурных сооружений, которые относятся к памятникам федерального значения. Посетитель питерской достопримечательности имеет возможность ознакомиться с интерьерами парадных залов, а также хозяйских покоев. Свой первозданный облик сохранил домашний театр, а также выставочные залы, где представлено огромное количество предметов искусства того времени. Любая представленная здесь вещь имеет особую ценность, поэтому хранители музея уделяют пристальное внимание каждому его уголку.

История Юсуповского дворца

Начало истории дворцового ансамбля датировано далеким восемнадцатым веком. Тогда на берегу реки, которая известна под названием Мойка, была построена малогабаритная резиденция, где проживала царевна Прасковья, которая приходилась Петру Первому племянницей. С тех пор обозначен Юсуповский дворец на карте Санкт-Петербурга, ставший сегодня историческим достоянием. В 1726 усадьба была передарена Семеновскому полку лейб-гвардии, где он размещался вплоть до 1742 года. После этого строение переходило, как собственность, от графа Шувалова к казне императора, а затем к Александре Браницкой, являвшейся фрейлиной. Браницкая не имела отношения к представителям знати, она не была ни умной, ни богатой, но она была любовницей Потемкина. Вне зависимости от этого, к ней весьма благосклонно относилась Екатерина Великая, именно она сделала своей фрейлине такой подарок.

Во владение Николаю Юсупову дворец перешел в 1830 году. Последующие два века здание многочисленное количество раз перестраивалось, изменялся его интерьер, размеры, территория обустраивалась новыми садами, застраивалась оранжереями и павильонами. Внутренние залы оформлялись в различных стилях. Если рассматривать фото Юсуповского дворца в Петербурге , можно заметить следы неоклассицизма, русского ампира, неорококо. Связано это с тем, что модные течения сменяли друг друга достаточно быстро, так быстро, что угнаться за ними было сложно. Конец девятнадцатого века стал для строения началом модернизации, когда здесь провели электричество, водяное отопление, канализацию, а также водопровод. В это же время были проведены отделочные работы внутри покоев. При реставрации главное внимание владелец дворцового ансамбля уделил домашнему театру.

Последние преобразования

Роскошное внутреннее убранство дворца поражает своей красотой и богатством, поскольку оно было рассчитано на великосветских гостей. Декораторы как нельзя лучше справились с поставленной задачей. Внутри торжественных залов нестыдно принимать не только рядовую знать, но императорскую семью. Последние изменения Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге по адресу набережная реки Мойки 94 переживал в 1914 году. Перед бракосочетанием князя Феликса и княжны Ирины Александровны владельцы здания решили обновить интерьер покоев первого этажа. После случившейся революции внутри здания была размещена небольшая выставка, посвященная убийству Распутина, а затем скромный музей дворянского быта. Далее дворец был отдан ленинградским педагогам, что помогло ему сохранить свой облик и избежать полного разорения. Когда город переживал блокаду, внутри здания расположился военный госпиталь.

Только в 1960 году дворцовый ансамбль был признан федеральным историко-культурным памятником.

Сегодня все залы здания отреставрированы и открыты для организованных экскурсий. Кроме того, здесь каждый желающий посетитель может арендовать банкетное помещение для проведения свадьбы, бала, корпоративного или любого другого мероприятия. Домашний театр используется по прямому назначению тут проводятся всевозможные концерты и спектакли. Стоит так же заметить, что образовательные моменты, связанные с экспозицией, также театрализованы. Наиболее яркой и запоминающейся считается постановка под названием «Убийство Распутина», организованная внутри тесного мрачного подвала, где это свершилось. Большинство гостей отмечают, что присутствие на таком представлении позволяет ощутить реальность происходящего. Традиционно после того, как пользователь отыщет Юсуповский дворец на карте СПБ , его обычно интересуют интересные факты, связанные с этим местом:

  1. Во все времена дворцовое здание было известно всем представителям высшего свет Петербурга, поскольку внутри его стен организовывались многие масштабные мероприятия, например, светские приемы, а также балы, которые поражали своим величием и роскошью.
  2. Здание являлось не единственным владением семьи Юсуповых. Помимо дворца в их распоряжении находилось еще 56 строений. Только на территории Петербурга князья имели еще четыре дворца.
  3. Тут ставились самые популярные спектакли, среди которых был дебют первого действия всемирно известной оперы Глинки под название «Жизнь царя».
  4. Как итог, история Юсуповского дворца сделала его частью реестра, куда внесены все объекты российского культурного наследия.

Достопримечательность сегодня можно посетить исключительно в составе организованной экскурсионной группы, двери для которых открываются ежедневно в одиннадцать утра и закрываются в пять вечера. Музей работает без выходных.

Как добраться

Расстояние от ближайшей станции метро до дворцового ансамбля составляет около 1,5 километра. Пройти этот отрезок можно достаточно легко, но вовсе небыстро. Чтобы понять, как добираться до Юсуповского дворца , следует доехать к станции метрополитена под названием «Садовая», а затем пройти по диагонали Садовой площади, свернув в угловой стык, образованный жилыми домами. Перед пешеходом сразу должен появиться знаменитый Сенной мост, который необходимо перейти, свернуть после него влево. Далее нужно двигаться прямо по набережной канала Грибоедова прямиком до Фонарного переулка, после которого путь уходит вправо. Сразу после Почтамтского пешеходного моста потенциальный посетитель сможет созерцать выкрашенные в ярко-желтый цвет фасады.

Такая прогулка позволит туристу более подробно ознакомиться с Петербуржской архитектурой, которая просто поразительна. Реальный путь может показаться более запутанным, чем приведенное описание, однако у прохожих спрашивать адрес Юсуповского Дворца в Санкт-Петербурге бесполезно, поскольку большинство из них окажутся приезжими, которые или понятия не имеют о его существовании, или сами его ищут.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 94
Вход только с ул. Декабристов, 21
Метро: Садовая, Адмиралтейская, Спасская
Телефон: +7 812 314‑98-83, +7 812 314‑98-92

Роскошный дворец Юсуповых на Мойке

В старой части Петербурга среди особняков благородной архитектуры на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого восходит к началу ХVIII века, а история семьи его последних владельцев в России к еще более далекому ХVI веку. Это Юсуповский дворец - один из самых блистательных частных особняков города. Здесь без малого 90 лет протекала жизнь пяти поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых.

Потомки могущественных правителей Ногайской Орды, перешедших на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством, входили в избранный круг аристократической элиты России. Хозяева дома-дворца были хорошо образованными людьми, любили Россию. Они собирали живопись, скульптуру, уникальные музыкальные инструменты, гобелены, драгоценные камни, книги, художественные редкости.

Богатейшую семейную коллекцию основал князь Николай Борисович Юсупов, доверенное лицо Екатерины II, друг Вольтера, А.С. Пушкина, П.О. Бомарше. Он много способствовал пополнению собраний Эрмитажа, Царского Села, Павловска и Гатчины. И это дает нам право называть его проводником вкусов и обычаев европейкой культуры в России.

Дворец Юсуповых на Мойке (Юсуповский дворец) — памятник истории и культуры федерального значения. В настоящее время является дворцом культуры работников просвещения.

Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I).

В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года, далее оно было куплено генералом П. И. Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.

В л а д е л ь ц ы д в о р ц а

Пётр Иванович Шувалов и Андрей Петрович Шувалов,Графиня Александра Васильевна Браницкая,

На гравюре М. И. Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова» (1757—1759 годы) рядом с дворцом Шувалова на картине заметно двухэтажное строение будущего Юсуповского дворца.

В 1770 годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

Белоколонный зал
Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.

В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.

Зеркальный зал

Красивый и в то же время уютный зал, совмещенный с зимним садом

Танцевальный зал

В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге:« Купленный по воле нашей у наследников покойного действительно тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами... »

Зал Прециоза- от ит. «Драгоценная»

Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.

Николаевский зал

Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.

Мавританская гостиная

Дань моде и напоминание о восточных корнях Юсуповых. В настоящее время часть интерьера находится на реставрации. Проводятся музыкально-театральные действия.



Мавританская гостиная поражает необычной роскошной отделкой. Стены затянуты тиснёной кожей, золотая арабская вязь, скульптуры в углах комнаты.

В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся».

Белое фойе

Буфетная при театре

Гобеленовая

В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

Большая ротонда

С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как «дворец Юсуповых», хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.Существенная перестройка была проведена с 1830 по 1838 годы (архитектор А. А. Михайлов 2-й):







Парадные покои

Большая гостинная

Музыкальная гостиная

Боковые ризалиты стали трёхэтажными.Новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом был возведён с восточной стороны.
Флигеля были соединены, и в них устроены картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.

Гостиная Генриха 2

Библиотека

Секретарская

Построены новые оранжереи и садовый павильон.Был разбит сад.Устроена Парадная лестница со стороны Мойки.Созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные.В ходе перестройки над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.

Античный и римские залы

Театр дворца
В 1832—1834 годах архитектор Михайлов также расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр.

В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь (не сохранилась).В 1890—1916 произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.

Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса.
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года во дворце был убит Распутин.Князь Феликс Юсупов был сослан в своё имение «Ракитное» за участие в сговоре с целью убийства, а дворец был передан доверенным лицам.

Во дворце разместились шведское, немецкое консульство и комиссия по обмену военнопленными.

В 1918 году дворец был национализирован и в нём открыт историко-бытовой музей с картинной галереей. Впервые дворец был упомянут как памятник архитектуры и искусства 22 января 1919 года А. В. Луначарским:

« Дворец б.кн. Юсупова, находящийся на набережной р.Мойка д.92/94, представляющий художественно -исторический памятник и заключающий собрание картин и предметов художественного значения, объявляется национальной собственностью и переходит в ведение Комиссариата Просвещения по делам музеев и охране памятников искусства и старины. »

В 1925 году дворец был передан работникам просвещения. После закрытия музея много ценностей было утрачено; но большая часть картин и ценных изделий искусства были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В том же году за потайной дверью были среди других бумаг найдены письма Пушкина к Е. М. Хитрово, которые уже в 1927 году были изданы отдельной книгой с комментариями.

В 1935 году дворец взят под охрану государства постановлением ВЦИК РСФСР как историко-художественный памятник союзного значения.

После войны во дворце был открыт Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя.

В 1946—1955 годах некоторые отреставрированные залы дворца открылись для посещения.

Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина (справа налево) — Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич

В начале лестницы стоят мраморные вазы. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

Дворец открыт для посещения, в экскурсионных целях открыты парадные залы, театр, гостиные и исторические комнаты. Регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера. Организуются разнообразные культурные программы, приёмы. В подвале, где произошло убийство Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти».


В феврале 2008 года было объявлено, что на здании дворца появились трещины, и памятник обследует «Россвязьохранкультура»:

Литература
Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / Семенцов С.В., Красникова О.А.
Гравюра петровского времени / Алексеева М.А. — Л.: Искусство, 1990.