История. История Где находится михайловский сад

Уникальный образец раннего русского Модерна в Петербурге:

Кованая ограда Михайловского сада у храма Воскресения на Крови (Спас на Крови).

Цветное фото выполнил по уникальной технологии фотограф последнего царя Сергей Михайлович Прокудин-Горский в 1907 году сразу после установки ограды (строители ещё не убрали временную электрическую линию).

он безвозвратно утрачен.

Кованая железная ограда выполнена в 1903-1907 годах на Петербургском художественно-слесарном заводе «Карл Винклер».

Автор ограды точно не известен. Вероятно, это автор Спаса на Крови архитектор Парланд. Красивые цилиндрические колонны облицованы глазурованным кирпичом двух тонов. На колоннах стилизованные фонари, как шапки.

За 80 лет из-за скверного петербургского климата половина металлических конструкций была утрачена,облицовочный кирпич потрескался.

В конце "лихих" 90-х была проведена грандиозная реставрация (Спонсор - табачная компания J. T. International). История реставрации напоминала детективный роман: мастера вели скрупулезные изыскания, заново раскрывали секреты старых технологий...

Так, в архивах был найден негатив на серебре, по которому установили, что на воротах должен располагаться вензель Александра III и императорская корона (очевидно, вензель и корону сняли в советское время по идеологическим причинам).

На основании этих же фотоматериалов восстанавливали фонари на пилонах и большие кованые листья в центре кованых ворот.

Александр Борзов‎

Александр, вы все сказали правильно.Просто эту ограду реставрировала моя мастерская. ООО Стек- Творческая мастерская Вьюнова Геннадия.

Что касается проекта ограды - действительно, точно не известно кто рисовал.

Но первый вариант в эскизах был. Я его нашел в архиве. Он был очень простой, совсем не похожий на настоящий.Исполняла работу действительно мастерская Винклера.

На некоторых звеньях стоит клеймо. Но самое интересное другое. На двух отреставрированных звеньях стоят рядом два личных клейма. Запомните эти фамилии- ДОБРЯНОВ, и НИКИТИН.

Теперь можно себе представить, что это были за мастера, если сам Винклер разрешил им их поставить

Геннадий Вьюнов

Зимой и так очень эффектная ограда

приобретает фантастически неземную красоту!

Михайловский сад - один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII - первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории - регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада), созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев.

Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау - об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».

План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада - сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты. Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» - небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 г. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII в.

По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада - растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов.

Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I - грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII в., не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется. К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу.

В 1819 г. начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор К.И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов - комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 г.

В 1823 г. император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада - каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев.

Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли.

К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки.

Другой типичный прием планировки «английского» сада - использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада - убрал. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка - павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты.

На территории Михайловского сада было много цветников и красиво цветущих кустарников. Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке - это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. Дальнейшая история Михайловского сада трагична, как и судьбы всех исторических территорий.

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.

В 1922 г. сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус обычного городского парка. Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 г. организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х гг. здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета. В этот период все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья постепенно закрывали садовый фасад Михайловского дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом менялись черты когда-то великолепного исторического ландшафта.

Обследования 2000 года показали, что сад находится в критическом состоянии. Работы по реконструкции Михайловского сада были проведены в 2001-2007 гг.

Проект полной реконструкции основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру - регулярной французской планировки. Он позволил воссоздать один из лучших садов в центральной части Петербурга и возвратил историческое значение комплекса «Михайловский дворец - Михайловский сад».

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский сад

Михайловский сад

На его аллеях рождается ощущение чего-то настоящего, подлинного. И это не случайно. Это единственный из городских садов, который сохранил стилистику подлинного императорского сада. И, наверное, поэтому именно в нём ежегодно проводится замечательный праздник «Императорские сады России».

Петербургские сады и парки появились сразу после основания города. Одним из первых был Летний сад.

Территория современного Михайловского сада до основания Санкт-Петербурга входила в состав шведских охотничьих угодий. А затем стала частью Летнего сада. Тот первый, или Большой, Летний сад простирался от Невы до нынешнего Невского проспекта.

В 1712 году Пётр I отдал часть земли под устройство резиденции его жены, императрицы Екатерины. На том месте, где сейчас находится павильон Росси, был построен небольшой деревянный дворец, названный Золотыми хоромами.

Ограда Михайловского сада

При дворце был разбит сад, который простирался между реками Кривушей (нынешним каналом Грибоедова) и Ериком (Фонтанкой) почти до Большой першпективы (Невского проспекта). Сад при Золотых хоромах именовался Царицыным, или садом её величества. Тогда же окончательно за садом закрепилось название Третий Летний сад. Для этого сада из Московской, Псковской и Новгородской губерний привозили соловьёв и других редких птиц. Здесь были в изобилии высажены фруктовые деревья и ягодные кусты.

Южнее дворца были вырыты пять прямоугольных прудов. В них разводили всевозможную рыбу. Восточнее «хором» располагались погреба с винами и другими съестными припасами.

В 1718 году для ухода за садом Пётр I пригласил известного ганноверского садовника Гаспара Фохта. Он работал и в Первом, и Втором, и Третьем Летних садах. Кроме того, он обслуживал Аптекарский огород.

24 июня 1741 года во Втором Летнем саду, на месте, где сейчас находится Михайловский замок, начали строить Летний дворец. В 1745 году во дворце поселилась императрица Елизавета Петровна. Здесь, кстати, родился будущий император Павел I Петрович.

При Елизавете Петровне территория современного Михайловского сада была перепланирована. Сад получил регулярную планировку. Деревья подстригли в формы геометрических фигур, на аллеях расставили скульптуры, вырыли фигурные пруды, устроили цветники, клумбы и павильоны. На берегу Мойки построили императорскую баню. В центре сада находились качели, карусели, горки для катания.

В 1768 году Золотые хоромы Екатерины I по повелению Екатерины II разобрали.

В 1817 году начались масштабные работы по созданию ансамбля Михайловской площади и строительство Михайловского дворца. В план архитектора Карла Ивановича Росси входила перепланировка всей окружающей его территории. В том числе и бывшего Третьего Летнего сада. Благоустройством сада в 1822–1825 годах занимались известные архитекторы, художники, садовники. При сохранении элементов регулярной планировки саду был придан пейзажный характер. У северного фасада дворца был устроен английский луг. А прямоугольные пруды засыпали. На месте Золотых хором Карлом Ивановичем Росси был спроектирован павильон-пристань. Сейчас это павильон Росси.

Переделанный и перепланированный сад по построенному к 1825 году дворцу получил новое имя – Михайловский.

К 1830 году вдоль Михайловского сада была продлена Садовая ограда. Сад отгородили от улицы художественной оградой.

Хозяйкой сада, как и дворца, стала жена великого князя Михаила Павловича великая княгиня Елена Павловна. Великокняжеская чета устраивала здесь конные прогулки, отмечала памятные даты и праздники. Михайловский сад среди горожан получил неофициальное название – сад Елены Павловны.

Одно из самых запоминающихся событий в истории сада произошло в теплый летний день 1839 года. В Михайловском дворце был устроен бал в честь бракосочетания великой княжны Марии Николаевны (дочери Николая I) и герцога Лейхтенбергского. И Михайловский сад превратился поистине в райский сад. Газеты писали: «К балу были свезены все цветы из Павловской и Ораниенбаумской оранжерей на 200 возах и 5 барках, которые вёл особый пароход…. Всё в саду и во дворце цвело и благоухало, а такого обилия редких и многоцветных растений не случалось видеть… Из сада сияла фантастическая иллюминация с чудесным видом на Марсово поле и Неву…»

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала, напротив Михайловского сада, участники террористической организации «Народная воля» смертельно ранили императора Александра II. В этот же день государь скончался. В память об этом событии здесь в 1883–1907 годах был построен собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови.

Между Михайловским садом и собором появилась художественная ограда стиля модерн по проекту архитектора Альфреда Александровича Парланда. Полукруглая ограда была исполнена в 1903–1907 годах на предприятии К. Винклера. Она наряду с оградой Летнего сада считается одной из самых красивых в Санкт-Петербурге. После того как ограда заняла своё место, городовым, следившим за порядком на улицах, было вменено в обязанность присматривать, чтобы праздношатающаяся публика не повредила кованое кружево. А смотрители сада должны были вовремя подливать смазочное масло во втулки ажурных ворот с императорским вензелем, открывавшихся на площадь с центральной аллеи Михайловского сада.

После передачи Михайловского дворца для нужд Музея императора Александра III (Русского музея) в 1898 году сад стал общедоступным. Правда, при входе на воротах повесили табличку: «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

В 1900 году территория Михайловского сада сократилась из-за постройки здания Этнографического музея.

После революции Михайловский сад пришёл в запустение.

В 1924 году сад решили восстановить. Очистили пруд, отремонтировали ограду со стороны Садовой улицы, сажали новые деревья.

В 1929 году перед павильоном Росси была установлена деревянная скульптурная композиция авторства А.П. Соловьёва. Скульптор назвал её «Дерево свободы», скульптура представляла собой крестьянина, освобождающегося из оков. В 1939 году в Михайловском саду построили спортивную площадку, установили эстраду и туалет. С запада на восток сквозь сад проложили новую дорожку.

Во время войны и блокады Ленинграда территория Михайловского сада стала местом укрытия многих памятников. Они были зарыты на лужайках и аллеях. Среди них, например, – конный памятник Александру III. Падавшими сюда снарядами многие деревья были повреждены, в саду образовались воронки. Но памятники не пострадали.

Реставрационные работы в Михайловском саду проводились в 1949 году. В 1959 году на лугу был установлен бюст скульптора Ф.И. Шубина.

В 1999 году Михайловский сад был передан в ведение Государственного Русского музея. Очередная реконструкция сада проводилась в 2002–2004 годах. Ему вновь придали черты, которые намечал Карл Иванович Росси. Срубили старые и больные деревья, посадили новые.

Убрали «Дерево свободы» и бюст Шубина, вернули ранее проложенные дорожки.

У павильона Росси, на берегу Мойки, установили бюст архитектора, а также бюсты художников К. Брюллова и А. Иванова.

Из книги Санкт-Петербург – история в преданиях и легендах автора Синдаловский Наум Александрович

автора

Михайловский (Инженерный) замок Никакое другое строение в городе не овеяно стольким количеством мистических и мифических историй, как этот замок на берегах Фонтанки и Мойки. Михайловский (Инженерный) замок – романтическая цитадель «русского Гамлета» императора Павла I

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский дворец (Русский музей) Эту площадь, в прошлом Михайловскую, ныне Искусств, называют венцом творения Карла Ивановича Росси. И подлинным алмазом в этом венце является Михайловский дворец.В 1719 году на участке, где сейчас располагается Михайловский дворец, был

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский сад На его аллеях рождается ощущение чего-то настоящего, подлинного. И это не случайно. Это единственный из городских садов, который сохранил стилистику подлинного императорского сада. И, наверное, поэтому именно в нём ежегодно проводится замечательный

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский театр Императорский Михайловский театр вошёл в историю государства Российского как третий императорский театр. И один из самых интересных театров.Здание театра является составляющей частью ансамбля Михайловской площади (пл. Искусств), созданного Карлом

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Михайловский замок Недолгое пребывание Мальтийского ордена в России сопровождалось передачей рыцарям ряда зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Иоаннитам отдали церковь Рождества Иоанна Предтечи, выстроенную архитектором Ю. Фельтеном на Каменном острове: в

Из книги Император Павел I автора Оболенский Геннадий Львович

Глава шестнадцатая В Михайловский замок Хотят повторить 1762 год. Павел I Начало нового века было торжественно отмечено в обеих столицах. Ушел в прошлое век Просвещения, век трех революций - промышленной в Англии, политической в Северной Америке, социальной во Франции.

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Павел I без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Михайловский замок Из «Записок» Николая Александровича Саблукова:Его величество со всем августейшим семейством оставил старый дворец и переехал в Михайловский, выстроенный наподобие укрепленного замка с подъемными мостами, рвами, потайными лестницами, подземными

V. Г-н Михайловский об отказе «учеников» от наследства В заключение вернемся опять к г-ну Михайловскому в рассмотрению его утверждения по интересующему нас вопросу. Г-н Михайловский заявляет не только то, что эти люди (ученики) «не желают состоять ни в какой преемственной

Из книги ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ РОССИИ (1850-ых-1920-ых гг.) автора Шуб Давид Натанович

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВСКИЙ (1842-1904) IНиколай Константинович Михайловский, выдающийся русский литературный критик, публицист и социолог, родился в Мещовске, Тамбовской губернии, в бедной дворянской семье. Учился он в горном корпусе, который не окончил, 18-ти лет Михайловский

Бывшего в свое время хозяйственными угодьями - пруды для разведения рыб, оранжереи с экзотическими фруктами для августейших особ, погреба с винами, специально были завезены даже соловьи . В 1712 году выстраивается дворец для Катерины Алексеевны, названный «Золотыми хоромами» .

Анна Иоанновна обустраивает на территории сада своеобразный питомник , где растут, так называемые «запасные» деревья, и заводит собственный «ягдгартен» - охотничий участок для придворных утех с зайцами и оленями.

Позже для Елизаветы Петровны Б.Растрелли строит Летний дворец и «Царицынский» сад Ее величества перепланируется в регулярный, с главной аллеей, ведущей к Невскому. В саду устраивают карусели, горки, качели, выставляют павильоны, разбивают цветники и клумбы. В 1743 году изобретательный зодчий представляет императрице новый проект - сад-лабиринт с фонтанами и скульптурами , а за царским дворцом разбивают два фигурных пруда, фонтан и узорный цветник .

При Павле I строится новый замок-крепость на месте дворца Елизаветы, но сад и его сложившиеся функции - плодовая (на западе территории) и парадно-прогулочная не меняются.

Когда в 1817 году начинается строительство Михайловского дворца сад снова перепланируют , придают «пейзажный» характер , в северной части сада устраивают английский луг, а на месте прежних «Золотых хором» строится павильон- пристань. Сейчас это павильон К.Росси, руководившего тогда всем проектом Михайловского замка. К.Росси сохраняет в своем проекте сада участки Растрелли и Леблона (первого проектировщика 3-его Летнего сада).

Сам Михайловский замок по проекту обносится двумя рядами стриженых деревьев.
Тогда и сам сад стал называться Михайловским(как и его замок), но на какое-то время среди петербуржцев ходило неформальное название - сад Елены Павловны . Так звали супругу великого князя, вместе с которой он превратил и дворец, и сад в места великосветских встреч и празднеств.

В 1898 году Михайловский сад становится общедоступным в связи с переходом Михайловского дворца в статус Русского музея . Интересна табличка, которая тогда размещалась при входе - "Собакам и солдатам гулять воспрещается" .

В советское время Михайловский сад становится обычным парком с хаотически растущими деревьями и кустами , в 1922 году он переименован в неудобоваримое - сад МОПР (Международная организация помощи борцам революции).

Последняя реконструкция Михайловского сада проходила в 2002/4гг, она восстановила проект планировки великого К.Росси, украсив его павильон копиями бюстов 19 века К.Брюллова, А.Иванова.

Справка Государственного Русского музея

Михайловский сад - один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей садово-паркового искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского».

Во времена Петра I территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, называлась «шведским садом». Он был подарен императором супруге Екатерине. На том месте, где сейчас находится павильон-пристань, построенный по проекту К.Росси (наб. р. Мойки), располагался дворец императрицы - «Золотые хоромы». В середине XVIII столетия, во времена правления Елизаветы Петровны, было проведено переустройство сада по проекту Ф.-Б. Растрелли. Сохранившиеся до наших дней в юго-восточной части сада два больших водоема имели геометрическую форму, а за ними располагался большой сад-лабиринт, простиравшийся до самого Невского проспекта.

В XIX в. сад меняет свой облик с «регулярного» на «пейзажный» и становится частью ансамбля Михайловского дворца - яркого примера архитектурного единства здания и природного ландшафта, созданного по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад был закрытым частным владением и стал доступен для посещения горожан с момента основания Русского музея, в 1895 году. В 1999 году, практически полностью утратив свой исторический облик, стал частью Русского музея. XXI век - точка отсчета новейшей истории Михайловского сада. Пройдя масштабную реконструкцию, он начал свою жизнь не только как уникальный памятник ландшафтной архитектуры, но и как современное музейное пространство, своеобразный зеленый зал под открытым небом.

Это одна из самых известных и благоустроенных парковых зон Санкт-Петербурга. С южной стороны Михайловский сад ограничен Михайловским дворцом , Этнографическим музеем и Корпусом Бенуа.

С восточной стороны парк упирается в Садовую улицу (через дорогу – Михайловский замок), с северной стороны река Мойка и Марсово поле за ней, с западной стороны храм Спаса на Крови.

До того, как был основан Санкт-Петербург, территория, где расположен Михайловский сад, принадлежала шведскому помещику.

После победы Петр решил выстроить на этом месте имение для своей жены.

Дворец назвали «Золотые хоромы». Вокруг был разбит сад, неофициально названный Царицыным, или Садом ее Величества.

Он тянулся почти до самой «Большой першпективы», между реками Ерик (ныне – Фонтанка) и Глухой речки или Кривуши (Екатерининский, а ныне - канал Грибоедова).

Одно время он носил имя Третий Летний сад. Так вышло после того, как настоящий Летний сад был разбит на две части, и назван соответственно, Первым и вторым Летним.

«Третий» был призван доставлять императрице максимум удовольствия. Для начала в нем поселили полсотни соловьев, выловленных и привезенных в Петербург из лесов губерний.

На востоке помещались винные погреба. В пяти, специально вырытых прудах, выращивали рыбу. И, конечно, - ягоды и фрукты.

Получился довольно большой, как бы сказали сегодня, «царский приусадебный участок».

Специально для ухода за садом, из Ганновера выписали садовника Гаспара Фохта. В его ведении находились также Аптекарский, Первый и Второй Летние сады.

В 1741 году здесь начали строить Летний дворец (он стоял в том месте, где сейчас помещается Михайловский замок).

Когда в Летнем поселилась императрица, сад получил регулярную планировку. Деревья и кусты постригли, на аллеях установили мраморные скульптуры, старым и вновь созданным прудам придали фигурную форму.

По берегам разбили цветники, устроили клумбы, выстроили павильоны. В центре установили увеселительные аттракционы, и даже построили отдельную баню.

В 1796 году новый император Павел Первый снес старые царицыны покои и построил себе на этом месте Михайловский замок, а с южной стороны царю пришло в голову достроить дворец для своего сына. Но заговор прервал эти планы на 20 лет. Лишь в 1817 году, по проекту Карла Росси, началось строительство Михайловского дворца, задуманного Павлом.

Когда он был закончен, бывший Третий Летний сад, по названию дворца, стал также называться Михайловским садом.

Новой хозяйкой дворца и сада стала жена великого князя Михаила Павловича, - Елена Павловна.

Следуя моде, сад сделали пейзажным. Возле дворца засыпали пруды для рыбы и устроили английскую лужайку. На месте огородов проложили дорожки для конных прогулок, которыми увлекались великие князья.

В первый день весны 1881 года сад получил сомнительную славу. Недалеко, на набережной Екатерининского канала, был смертельно ранен Александр Второй.

Царь скончался, на месте событий построили часовню, а затем храм, названный «Спас-на-Крови» .

Собор отделили от парка, так появилась решетка Михайловского сада, ставшая одной из красивейших в городе.

Для публичных посещений сад открыли в 1898 году. Правда к тому времени его территория несколько уменьшилась, так как часть отошла под здание Этнографического музея.

На воротах имелась табличка, запрещавшая вход солдатам, а также выгул собак.

После революции сад был совсем заброшен.

Вспомнили о нем в 1924 году. Тогда почистили пруды, посадили новые деревья, отремонтировали ограду.

В 1939 году в Михайловском саду сделали спортивную площадку, эстраду, установили несколько скульптур.

Во время Блокады, на территории Михайловского сада закопали много скульптур, одной из них была конная статуя Александра Третьего.

В 1999 году территорию передали в Русский музей, а в начале 21 века её снова реконструировали, придав черты планировки 18 века. Заново проложили дорожки, предусмотренные проектом Кала Росси.

Сегодня сад великолепен, и подходит для прогулок по городу. Правда от старинных построек практически ничего не сохранилось. Есть только павильон России, бывший причальной стенкой для малых лодок императорской семьи.

На другой стороне Мойки оборудованы небольшие причалы, откуда проводятся речные экскурсии по рекам и каналам.

Как добраться:

  1. От метро Гостиный двор (выход на Гостиный двор) выйти на Садовую улицу и идти никуда не сворачивая. По левой стороне улицы примерно через 350 метров начнется ограда Михайловского сада.
  2. От метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) Выйти из метро, по набережной канала миновать Спас на Крови, за которым начнется решетка Михайловского сада.
  3. От Дворцовой площади выйти на набережную Мойки у Певческого моста , перейти мост, повернуть налево и идти по набережной, обогнув Конюшенную площадь до