Городские сады Петра I. Овощи к царскому столу или о ботанике в летнем саду История голландских садов в России

Предыдущая фотография Следующая фотография

Летний дворец Петра I считается одним из самых старых зданий в Санкт-Петербурге. Дом находится в очень красивом месте под названием Летний сад. Этот парк был разбит в начале 18 века, когда Северную столицу только-только начинали застраивать. Для работы над своей летней резиденцией Петр I пригласил именитых архитекторов и садовых мастеров. Царь мечтал обустроить здесь сад в версальском стиле. Забегая вперед, скажем, что у него это получилось и до сих пор Летний сад остается одним из любимейших мест отдыха туристов и жителей города.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге не отличается пышностью. Это весьма скромное здание в стиле барокко, совсем непохожее на царские хоромы.

Место для Летнего дворца Петр выбрал между Невой и Фонтанкой (в те годы - Безымянным ериком), как раз там, где находилось имение шведского майора Эриха фон Коноу. Именно здесь был построен небольшой двухэтажный каменный дом по проекту архитектора Доменико Трезини. Правда, изначально план дома Петр сделал самостоятельно, а Трезини лишь скорректировал его. Стоит отметить, что Летний дворец Петра I не отличается пышностью. Это весьма скромное здание в стиле барокко, совсем непохожее на царские хоромы. Планировка обоих этажей совершенно одинаковая. Здесь всего 14 комнат, 2 поварни и 2 внутренних коридора. На первом этаже располагались комнаты царя, на втором - его супруги Екатерины. Хозяева использовали этот дом только в теплое время - с мая по октябрь. Именно поэтому в Летнем дворце Петра I тонкие стены и одинарные рамы в окнах. Фасад дворца украшают 28 барельефов, на которых изображены события Северной войны.

На крыше Летнего дворца Петра I расположен медный флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея. Флюгер приводит в движение механизм ветрового прибора, расположенного внутри дома. На специальном табло прибора указывались направление и сила ветра. Это необычное для того времени устройство Петр I заказал в Дрездене у придворного механика.

Несмотря на внешнюю простоту в Летнем дворце Петра I было все, что требовалось для нужд государя. В приемной он читал письма, рассматривал жалобы и иногда принимал посетителей. По соседству находились токарня и станок, за которыми Петр работал, спальня, гардеробная, поварня, столовая и большая комната - ассамблея. Для провинившихся был предусмотрен карцер. Внутреннее убранство дворца в аллегорической форме прославляло победу России над шведами в Северной войне. На втором этаже находились спальня Екатерины, детская, комната фрейлин и отдельная комната для танцев.

Интересно, что в Летнем дворце Петра I была оборудована система канализации - самая первая во всем Петербурге. Здание с трех сторон омывалось водой, которая поступала в дом с помощью насосов. Течение реки Фонтанки служило движущей силой системы канализации.

Рядом с дворцом находится еще одно здание - Людские покои. Здесь располагалась знаменитая Янтарная комната, огромная библиотека и многочисленные коллекции самых разных вещей, которые собирал Петр. Например, в Людских покоях хранилась анатомическая коллекция голландского ученого Рюйша. По сути в этом доме располагался большой музей: сюда царь привозил различные диковинки, механизмы, множество циркулей, астрономических приборов, камни с надписями, предметы быта разных народов и многое-многое другое.

Свою основную функцию загородной резиденции царя Летний дворец исполнял до середины 18 века. Затем им стали пользоваться чиновники. Некоторое время дворец даже стоял заброшенным. Именно это и сохранило его от перестроек. В 1934 году здесь расположился историко-художественный музей. Здание пострадало во время Великой Отечественной войны. Но масштабная реконструкция в середине 50-х годов 20 века помогла полностью восстановить дворец. Сегодня резиденция царя входит в состав Русского музея , любой желающий может зайти внутрь и узнать, как жил Петр I.

Практическая информация

Адрес Летнего сада: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, 2. Ближайшая станция метро - «Гостиный двор». Вход в сад бесплатный, часы работы - с 10.00 до 20.00. Выходной день - вторник.

Share

Пётр I

Летний сад — самый старый сад Санкт-Петербурга.

Уже весной 1704 года Пётр I пишет боярину Стрешневу указание прислать в Петербург цветы для своей усадьбы.

Он устроил её на берегу Невы, на месте заросшей ельником усадьбы шведского майора Конау.

Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва он засаживался только однолетними цветами, то есть «летником». Потому и назвали его Летним.

Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади.

Летний сад в 1717 году

Вероятно уже в 1704 году для Пётра I на берегу Невы строится и усадебный деревянный дом — будущий Летний дворец . Его строительство было доверено Ивану Матвеевичу Угрюмову. Он же разбивал здесь цветники, а в 1706 году начал обустраивать в Летнем саду фонтаны (первые в России).

А. Бенуа. Петр 1 на прогулке

18 августа 1710 года архитектор Доменико Трезини начал строительство каменного Летнего дворца.

С его южной стороны был выкопан гаванец, вода подходила вплотную к стенам. То есть здание с трёх сторон омывалось водой, войти в него можно было только с лодки.

За домом прислуги располагалась водовзводная башня, крыша которой была увенчана вызолоченным двухглавым орлом.

В 1714 году на одной линии с Летним дворцом архитектором Г. И. Маттарнови было поставлено три открытых галереи («люстгаузы»). Здесь отдыхали в непогоду.

А. Бенуа. Летний сад при Петре Великом. Открытка

В средней из галерей находилась мраморная статуя богини Венеры. Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент XI. По указу царя Венеру охранял часовой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела.

Венера в Летнем саду

Галереи, так же как и Летний дворец, стояли на самом берегу Невы. Берег был укреплён сваями. Позже он был отодвинут вглубь реки.

В 1711-1716 годах для осушения территории был прорыт Лебяжий канал, отделивший Летний сад от Потешного луга (ныне Марсово поле ). Примерно по середине Летнего сада от Лебяжьего канала до Фонтанки в 1716 году был прорыт ещё один канал. Территория к северу от него стала Первым, к югу — Вторым Летним садом. В это же время соединили реки Мойку и Фонтанку. С тех пор Летний сад находится на острове. Третьим Летним называлась территория южнее Мойки, включая современный Михайловский сад .

В северо-западном углу Летнего сада, вплотную к Неве и Лебяжьей канавке, находился одноэтажный деревянный Второй Летний дворец. За ним вдоль канавки располагалась баня. В Третьем Летнем саде, на берегу Мойки, были построены деревянный Летний дворец Екатерины и домики её слуг.

В 1718 году по проекту Ж. Б. Леблона неподалёку от Летнего дворца был устроен Птичник. Здесь жили не только птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны), но и редкие животные (дикобраз, синяя лисица). Рядом с Птичником, там где сейчас находится памятник Крылову, был устроен Дельфиновый каскад. Так называли фонтан, украшенный вазами в виде дельфинов.

Летний дворец Петра I

В первой половине XVIII века в моде были регулярные парки, именно по такому принципу Летний сад и организовывался. По его территории проложили прямые аллеи. Деревья и кустарники аккуратно подстригали в форму куба, шара или пирамиды. Садовыми работами руководил голландец Ян Роозен.

В южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень. На территории 1-го Летнего сада был вырыт Овальный пруд.

На территории 2-го Летнего сада архитектором М. Г. Земцовым был устроен Лабиринт — сложная система дорожек, окружённая стенами из кустов. Дорожки к Лабиринту проложили по мосткам. Здесь были оборудованы фонтаны-шутихи, под струи которых часто попадали посетители Летнего сада.

О появлении в Летнем саде нравоучительных скульптур-фонтанов в 1735 году Якоб Штелин написал так:

Шведский садовник Шредер, отделывая прекрасный сад при Летнем дворце, между прочим, сделал две куртины или небольшие парки, окружённые высокими шпалерами, с местами для сидения.

Государь часто приходил смотреть на его работу и, увидевши сии парки, тотчас вздумал сделать в сем увеселительном месте что-нибудь поучительное.

Он приказал позвать садовника и сказал ему: «Я очень доволен твоею работою и изрядными украшениями. Однако, не прогневайся, что я прикажу тебе боковые куртины переделать. Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять здесь в саду, находили в нём что-нибудь поучительное. Как же бы нам это сделать?» — «Я не знаю, как это иначе сделать, — отвечал садовник, — разве ваше величество прикажете разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать».

В Летнем саде разместили более шести десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. У входа находилась скульптура самого баснописца. У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни.

Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году она была заменена первой в России паровой машиной конструкции французского инженера Дезагулье. Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и стали именовать Фонтанкой.

Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца

В 1721 году по проекту А. Шлютера и Г. Маттарнови на берегу Фонтанки был построен Грот — садовый павильон с колоннами и высоким куполом. Этот павильон был разделён на три помещения, в каждом из которых находился фонтан. При их работе звучала органная музыка. Орган же приводился в действие струями фонтанов. После смерти Петра I сюда из Галереи переместили обнажённую Венеру. Позже она оказалась в Таврическом дворце , а ныне экспонируется в Эрмитаже.

На границе 1-го и 2-го Летнего садов были построены каменные оранжереи. Здесь выращивали южные растения, среди них — тропические молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Летом эти растения выставляли на аллеи сада.

По по замыслу Петра I Летний сад должен был быть украшен аллегорическими скульптурами. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания (1), коллизии из «Метаморфоз» Овидия (2), идеальная модель Земного мира (3) и реальное его воплощение (4). Для осуществления данного плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII — начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже более двухсот.

С 1721 года, когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией.

В Летнем саде Пётр I не редко устраивал праздники, здесь он проводил знаменитые петровские ассамблеи. Широко известные в России выражения «штрафная» и «пей до дна» начались как раз на этих ассамблеях. Именно тогда опоздавшему стали подносить «штрафной» кубок вина, который он должен был выпить «до дна».

Петровская ассамблея

О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости . Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. За пристанью находились аллея и две площадки. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином.

При императрице Анне Иоанновне в Летнем саде устраивали медвежьи, волчьи и кабаньи травли. Животные носились по саду, ломая скульптуру и вытаптывая растения. По окончанию «забавы» трупы животных отдавали в петербургские мясные ряды.

А.Бенуа. Императрица Анна Иоанновна верхом преследует оленя

В.И. Суриков. Императрица Анна Иоанновна в Петергофском Темпле

Именно при Анне Иоанновне появилась традиция прятать на зимнее время скульптуры в деревянные ящики.

С середины XVIII века Летний сад стал местом прогулок избранной публики. С мая 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны здесь по четвергам и воскресеньям разрешались прогулки прилично одетых посетителей.

При Екатерине II дни для прогулок стали более частыми.

С мая 1773 года в Летнем саде стали гулять воспитанницы Смольного института, их впервые вывезли за пределы учебного заведения. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда отмечала, что девушек сопровождала «толпа глазеющих гуляльщиков», которые вели с девицами беседы о «разных материях» и отмечали их «благородную незастенчивость».

Левицкий Д.Г.Портреты Смолянок.

В 1760-х годах по проекту Ю. М. Фельтена обустраивали Дворцовую набережную . Со стороны проезжей части в 1771-1784 годах у Летнего сада соорудили ограду (проект Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова), которая стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Для ограды использовали 36 «столбов дикого морского камня», добытого в Финляндии. Столбы превращались в колонн ы каменотёсами села Путилова Шлиссельбургского уезда, а решётка изготавливалась тульскими мастерами.

Существует легенда, которая рассказывает об одном англичанине. Он был очень богат, много слышал про Санкт-Петербург, и однажды на склоне лет решил обязательно его посетить. В одну из белых ночей его яхта доплыла до Санкт-Петербурга, остановилась у Летнего сада. Посмотрев на ограду, англичанин решил вообще не сходить на берег, так как по его словам ничего более прекрасного он уже увидеть всёравно не может. Через некоторое время яхта взяла обратный курс.

19.07.2013

Летний сад (первоначальный)

1704-1706 - закладка сада

1721 - завершение основных работ

Место для своей летней царской резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы и Безымянного ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Лучшие архитекторы И. М. Матвеев (Угрюмов), Ж.-Б. Леблон, М. Г. Земцов создавали облик Летнего сада, мастера садово-паркового искусства Я. Роозен, позднее И. Сурмин занимались зеленым убранством.

Небольшая часть побережья Невы у истоков Безымянного ерика (Фонтанки) принадлежала шведскому сановнику Конану. На карта конца XVII и начала XVIII в. в этом месте показана постройка - жилой дом. Владение Конау простиралась недалеко, и к югу местность была заболоченной.

Летний сад был заложен ранней весной 1704 г. Формировался в 1704-1706 гг. и занимал поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определилась и система прямых перпендикулярных аллей, которая дошла до наших дней. Летний сад был создан в регулярном (архитектурном) стиле, на манер существовавших в то время в Европе парков.. Некотрые исследователи полагают, что Петр I сам наметил направление аллей, положение цветников и фонтанов. В первые годы (1704-1707) работы под руководством Петра вел арх. Иван Матвеев (Угрюмов). Он расширял границы сада, определял первоначальную планировку, начал сооружение фонтанов, осушение территории, создание твердой почвы и посадку деревьев, готовил для государя хоромы Конау. Прибывший по требованию Петра зодчий Федор Васильев строил первые дубовые галереи коринфского ордена. В 1707 г. Матвеев умирает, и организацию всех работ и наблюдение за строительством Петр поручает А.В. Кикину, а с 1709 г. - А.А. Меншикову.

Над осуществлением задуманного под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники, огородники. В 1709 г. из Москвы была доставлена группа молодых людей для обучения садовому ремеслу. Некоторые из них впоследствии работали самостоятельно: С.Лукьянов, И.Сурмин, И.Яковлев.

Первый известный план Летнего сада составил Ян Роозен в 1713 г. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини Летний дворец Петра I , занявший северо-восточный угол. Именно Летний дворец дал название Летнему саду, который вначале именовался "царским огородом". Садовник Ян Роозен прибыл в Санкт-Петербург в 1712 г. и проработал в Летнем саду 13 лет (1712-1726), он руководил всеми садовыми работами. Сохранилось несколько планов сада: Я. Роозена (1716 (1714?)), Ж. Леблона (1717), М. Земцова (1723), а также чертеж, приписываемый Петру (1714-1716?).

В основе планировочной схемы первоначального сада лежит центральная продольная аллея, на которую выходят фигурные вписанные в квадраты цветники с изображениями валют, картушей и других орнаментов. Каждый из цветочных квадратов пересекался диагональными дорожками и имел в центре по беседке-люстгаузу. За цветниками были расположены участки, засаженные молодыми липами. Параллельно центральной были проложены еще две продольные аллеи. Восточная отделяла жилую часть сада с дворцом Петра I. Западная представляла собой сплошной зеленый трельяж, отделяла боскеты вдоль Лебяжьей канавки и вела к Карпиеву пруду. Гравюра А.Ф.Зубова (1717) дает представление о первоначальном виде ансамбля Летнего сада, в котором преобладали метрически посаженные деревья, кроны которых были подстрижены в форму куба, шара или пирамиды. Вдоль прямых аллей сада протянулся шпалерник (высотой до 2-3 м), образуя зеленые стены с нишами для статуй. Садовыми работами руководил голландец Ян Роозен.

В 1714-1716 гг. в южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень. В центре пруда был многоструйный фонтан. Пруд сохранился до наших дней.

Часть современного Летнего сада и Марсова поля представляла собой тогда низину, поросшую чахлым кустарником. В 1711-1716 гг. для осушения территории вдоль западной части сада был прорыт канал (позже названный Лебяжьим каналом), отделивший Летний сад от Большого луга (Марсова поля). Примерно по середине Летнего сада от Лебяжьего канала почти до Фонтанки к 1716 г. был прорыт ещё один канал - Поперечный. Таким образом появились 1-й и 2-й Летние сады. На мостике перекинутом через Поперечный канал стояли фонтаны-шутихи. В это же время соединили реки Мойку и Фонтанку. С тех пор Летний сад находится на острове. 3-им Летним назывался современный Михайловский сад.

Летний сад состоял из трех частей: Парадный сад (1-й сад) - от Невы до Поперечного канала, Красный сад (2-й сад) или хозяйственый, где росли фруктовые деревья, - от Поперечного канала до Мойки, "Сад ее величества" (3-й сад) - за Мойкой, на месте современного Михайловского сада и Садовой улицы. Этот сад Петр подарил Екатерине.

Одновременно с устройством водоемов велись работы по укреплению почвы для посадки деревьев. В течение нескольких лет в сад завозили землю. Деревья самых разных пород по указу Петра привозили со всей России и из-за границы, сажали их и летом и зимой. В саду росло много елей, которые любил Петр. В несколько рядов они стояли вдоль Лебяжьей канавки, по аллее, ведущей к Кофейному домику, вдоль Фонтанки. В первой четверти XVIII в. в саду росли дубы, липы, вязы, клены, рябина, ели, а также самшит, ильм, каштан и др. В Летнем саду росли и фруктовые деревья: яблони, вишни, груши, кусты сородины. Между деревьями на грядках сажали "поваренные травы": петрушку, морковь, свеклу, пастернак, горох, бобы, душистые травы. В летнее время на аллеях и площадках парадного сада выставлялись кадки с тропическими растениями.

Летний сад отличался разнообразной и богатой флорой. А.Э. Регель сообщал откуда доставлялись растения: липы и лилии из Нарвы, ильмы из Москвы, грабы из Киева, кедры из Соликамска, яблони из Швеции, пионы и барбарис из Голландии и Германии, гороховник, таволга из Сибири. В саду шла работа по пересадке взрослых деревьев, акклиматизации иноземных сортов.

На Неву по главной оси сад выходил к галерее, расположенной у самой воды. Три открытых галереи (на месте существующей сейчас ограды Летнего сада) были сооружены арх. Г. И. Маттарнови в 1714 г. Здесь отдыхали в непогоду. Попадали в Летний сад прямо с лодок, по ступенькам галерей. Две боковые галереи с кровлей на деревянных колоннах, с резными капителями были обильно декорированны. Кровля центральной галереи покоилась на двенадцати парных колоннах ("на столбах российского мрамора"), пол в ней был выстлан черными и белыми мраморными плитами, крышу украшала балюстада из отченых балясин и тубм. Центральную галерею украшала мраморная статуя Венеры ("госпожа Венус"). Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент IX. По указу царя ее охранял часовой в мундире Преображенского полка с алебардой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела. Статуя Венеры находилась в Летнем саду до середины XVIII в. Позднее статую перенесли в закрытый Грот .

На главной алее (от «Венериной галереи» до Поперечного пруда) располагались четыре площадки: 1-я - Дворцовая (Дамская), 2-я - Шкиперская, 3-я - Добродетелей, 4-я - Круговорот суток. На каждой площадке располагались фонтаны. Возле первого фонтана из белого мрамора обычно рассаживались царица с придворными дамами. Возле второго, на восьмиугольной Шкиперской площадке, располагался Петр с приезжими иностранцами. Несколько дальше был фонтан, украшенный золочеными вазами.

К западу от погребов на берегу Мойки стоял дворец Екатерины I - Золотые хоромы. Он находился, возможно, на месте павильона Росси. По косвенным данным дворец был построен в 1710-1711 гг. На кровле небольшого деревянного здания возвышался позолоченный фонарик с восемью окнами. Фонарик завершался высоким шпилем. Стены главного зала дворца были отделаны золотой кожей, потолок затянут живописным холстом. В каждой комнате стояли изразцовые печи.

В 1717 г. у р. Мойки перед Золотыми хоромами был построен павильон с фонтанами, где поместили огромный Готторпский глобус со звездным небом во внутренней сфере (затем глобус был перенесенный в Кунсткамеру).

1. Дальнейшее развитие ансамбля Летнего

сада в годы царствования Петра I.

1. - Второй дворец, 2. - Грот, 3. - Большой лабиринт.

2. Планировка Л.с. во втор. четв. XVIII в.

Усложнение контуров партеров и др. в 1740-1750-е.

3. Пруд с беседкой. План Сент Илера, 1764-1773.

4. Огибные дороги, ведущие к скульптуре.

План Сент Илера, 1764-1773.


5. Оранжереи во 2-м Летнем саду.

Аксонометрический план С-Петербурга Сент-Илера.
1765-1773.

6. Деревянная живописная панель.

7. Фигурный фонтан.

План Сент Илера, 1764-1773.

8. Картинная галерея.

Обмер М.Г.Земцова. 1727.

9. .

Проект М.Г.Земцова.

В 1717 А. Леблон составил новый план Летнего сада, который, не меняя сложившуюся планировку, вносил дополнения и улучшения. Этот проект включал в себя и территории вокруг Летнего сада (будущего Марсова поля, Михайловского дворца и Инженерного замка). В новом проекте закреплялась продольная композиционная ось сада. На южной территории сада (3-й Летний сад) на плане размещается резиденция Екатерины I. Этот дворец, построенный только через 25 лет, с его широким курдонером, обращенным на Мойку, должен был играть роль архитектурной доминанты. Сад за этим дворцом по характеру планировки как бы продолжал Летний сад Петра I. Огромный луг за Лебяжьей канавкой (Марсово поле) разбивался проезжими аллеями на 8 больших треугольников, сходящихся к центральной круглой площади. Сад за Мойкой членился на небольшие прямоугольные части. В это время здесь уже существовал старый деревянный дворец Екатерины - "золотые хоромы". Вокруг него в регулярных кварталах сада были высажены плодовые растения, а среди садовых дорожек было много трильяжных аллей.

Леблон детально разработал планировку цветников вдоль Лебяжьей канавки, которые были намечены в эскизе Петра (1716). Причем каждый фигурный партер и боскет был разработан как неповторяющаяся отдельная микрокомпозиция. Основные боскеты с затеями были расположены вокруг Главной алееи. В одном боскете Леблон проектировал овальный пруд, в другом - каскад с цветником и скульптурой, в третьем, с фонтаном в центре, - крестообразнные огибающие дороги, в четвертом - вольер и "зверовой двор". В план сада введены новые скульптурные группы, зеленые кабинеты, беседки, водоемы и фонтаны.

На территории 1-го Летнего сада был вырыт Овальный пруд. В центре пруда был устроен небольшой островок с беседкой, купол которой завершался резным фонарем. По периметру почти квадратного боскета стояли шпалеры и решетки. Между решетками по берегу пруда помещались 8 деревянных домиков - "птичьих палат" для птиц, обивших в пруду. В пруду плавали редкие рыбы и маленький кораблик, на котором катался карлик-шут. На крыше беседки в форме китайской пагоды сверкал флюгер - золотой дракон.

Там, где сейчас находится памятник Крылову, был устроен боскет с Дельфиновым каскадом и бассейном. Каскад был отделан позолоченным свинцом, украшен вазами в виде дельфинов. Пол и стены бассейна были отделаны белым мрамором. В южной части боскета стояла оранжерея. Площадку с каскадом окружали деревянные решетки, на столбах которых висели 24 фонаря с затейливой резьбой.

Напротив боскета с каскадом находилась площадка с птичьми и звериными клетками. Здесь была галерея, вытянутая с востока на запад. В галерее пол был устлан путиловскими плитами, стены затянуты холстом. Посередине кровли возвышался двойной купол. Это была голубятня. Боскет обрамляли шпалеры, внутри с трех сторон были устроены 13 навесов c решетками. Между навесами имелись три галереи - зверовой двор. Здесь жили птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны) и редкие животные (дикобраз, синяя лисица, большой еж, соболи). В центре боскета был фонтан с круглым водоемом из белого мрамора, карниз был отделан черным мрамором.

Севернее зверового двора был расположен последний из 4-х основных боскетов с затеями - еловая роща. Росшие правильными рядами ели пересекали шедшие крес-накрест крытые (огибные) дорожки, образуя в центре боскета площадку с фонтаном. Фонтан украшала мраморная группа "Венера с Амуром". Водоем фонтана был отделан свинцом, раковинами, белыми и черными мраморными плитками. В крытых аллеях горели свечи в подвесных фонарях.

Крытые дорожки были и во 2-м и 3-м садах.

Кроме еловой в 1-м саду были еще дубовая и липовая рощи. Дубовая роща с фонтаном в центре находилась у Летнего дворца Петра I. Липовая роща была на месте Чайного домика.

Смерть Леблона в 1719 г. прервала его работу. Боскет с каскадом достраивал по проекту Леблона М.Г. Земцов. Беседки у огибных дороги строил Г.-И. Матарнови. Грот, строительством которого руководил Леблон, продолжали возводить Г.-И. Матарнови и Микетти, а достраивал и декорировал интерьеры Земцов.

Сад украшали и три живописных панели работы худ. Георга Гзеля. Деревянная панель (366,5 х 70 см) состояла из четырех панно, разделенных пилястрами. Полихромные изображения на них взяты из книги "Символы и емблемы..." (единорог, лев, воин...).

Для хранения в зимнее время тропических деревьев были построены оранжереи. Одна из них была в боскете с каскадом, другая каменная оранжерея находилась в Красном саду на границе 1-го и 2-го Летних садов. В 1728 г. недалеко от нее построили еще одну каменную оранжерею по проекту арх. К. Шредера. Здесь выращивали южные растения, среди них - тропические молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Летом эти растения выставляли на аллеи сада. Позднее во 2-м саду появились 7 небольших деревянных оанжерей - паровая, зимняя, ананасная, африканская и др. Здесь стояла изба, в которой в 1730-1740-х гг. работал скульптор "Яган Цвейгоф". Он реставрировал испорченные статуи и бюсты.

В 1723-1725 гг. М. Г. Земцов сделал обмерный чертеж, который отражает состояние Летнего сада в последние годы жизни Петра I. К этому времени был возведен каменный дворец у пересечения Лебяжьей канавки и Невы. Центральные боскеты получили новую планировку. В 1725 г. Земцов построил рядом со вторым дворцом "Залу для славных торжествований" и сделал новую разбивку прилегающего к дворцу цветника. Территория сада была расширена за счет подсыпанного у Невы участка, но проезда вдоль Невы еще не было. Тогда же был перестроен и украшен золоченой скульптурой грот на Фонтанке. Летний сад часто перестраивался и пополнялся новыми постройками. Поэтому то, что показано на гравюре Зубова, во многом не соответсвует плану Земцова.

На территории 2-го Летнего сада между Поперечным каналом и Карпиевым прудом был создан лабиринт, в подражание знаменитому версальскому Лабиринту (был достроен в 1730-е гг.). Лабиринт представлял собой сложную систему дорожек среди кустов, с углублениями-нишами (их было 32), где бил фонтан, и каждый фонтан был украшен скульптурными персонажами басен Эзопа, отлитыми из свинца (по рисункам М.Земцова, как и проект лабиринта). У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни. У входа в Лабиринт стояла свинцовая позолоченная статуя горбатого Эзопа. Дорожки к Лабиринту проходили по мосткам с фонтанами-шутихами.

В Летнем саду впервые в русском садовом искусстве был сооружен крупный комплекс разнообразных фонтанных устройств. В 1705-1706 гг. под руководством мастера И. Матвеева было положено начало сложной водонапорной системе Летнего сада. В 1725 г. в Летнем саду было 25 фонтанов, а к 1736 г. - больше 50. Первые фонтаны снабжались водой из Безымянного ерика, с тех пор ерик стал именоваться р. Фонтанкой. На берегу ерика поставили водовзводные башни. Первоначально водоподъёмный механизм работал на конной тяге, с 1719 г. работала паровая машина. Для более надежного снабжения фонтанов водой начали прорывать Лиговского канала. Вода подавалась из реки Лиги к бассейнам, устроенному на улице, получившей название Бассейная. Оттуда по свинцовым трубам вода шла к водонапорным башням, где ее поднимали колесной машиной. Этот первый водопопровод начал действовать в 1725 г. Старые водовзводные башни перестраивал в середине XVIII в. Ф.-Б. Растрелли, он придал сооружениям вид изяшных павильонов и украсил их барочным декором.

Скульптуры

По по замыслу Петра I Летний сад должены украшать аллегорические скульптуры. (см. Летний сад. Скульптура). Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания, коллизии из «Метаморфоз» Овидия, идеальная модель Земного мира и реальное его воплощение. Для осуществления плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII - начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 г. в Летнем саду было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 г. их было уже более двухсот. Уже в это время Летний сад обладал самой крупной в России коллекцией садовых скульптур.

1721 г., когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией. Сад предназначался не только для прогулок, но и как место для развлечений, церемоний, дипломатических встреч. В саду на открытом воздухе постоянно устраивались праздненства, проводились знаменитые петровские ассамблеи, приемы иностранных послов. О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости. Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. В летнее время придворные праздненства проводились на аллеях сада и в крытых галереях у Невы. В средней галерее ставили стол с угощениями, в боковых галереях находились столы с закусками для офицеров и незнатных лиц. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином. После обеда и танцев в аллеях появлялись гвардейцы-гренадеры, они несли на жердях большие ушаты хлебной водки. Каждый из гостей должен был выпить чарку. Во время гуляний в саду играл оркестр. Как правило, праздник заканчивался фейерверком.

Летний дворец Екатерины

В начале 1720-х гг. Петр решил построить дворец для Екатерины симметрично первому дворцу - на берегу Невы и Лебяжьего канала, на месте где прежде столяли мыльня и изба к ней. Здесь в течение 4-5 лет был создан ансамбль, в который вошли дворец Екатерины, Картинная галерея и Зал славных торжеств.

Второй летний дворец или Новые палаты строился в 1721-1726 гг. Начал строительство дворца арх. голландец Стефан Ван-Звитен по чертежу Петра I, но не справился с работой. За работой стал наблюдать Д. Трезини, а затем М.Г. Земцов, которому пришлось и активно исправлять проект. Завершил постройку Земцов. Часть здания, выходящая на Неву, была двухэтажной, остальные помещения одноэтажные. Здание имело большую террасу и лестничный спуск к воде. Во дворце было 4 комнаты вдоль Невы и 15 вдоль Лебяжьего канала. Интерьеры были близкими к интерьерам дворца Петра. Потолки некоторых комнат украшали живописные плафоны, худ. Б. Тарсиа.

Картинная галерея

Деревянная галерея была построена перпендикулярно к вытянутой части второго дворца по Лебяжьему каналу. Она имела 12 застекленных окон-дверей с полуциркульными фрамугами, по бокам которых стояли колонны с капителями коринфского ордена. Периметр плоской кровли украшала балюстрада из точеных балясин и тумб. Проектировал галерею и руководил строительством мастер палатных строений Франсуа де Вааль.

Находясь в Амстердаме в 1716-1717 гг., Петр приобрел множество художественных полотен Рубенса, Рембранта, Ван-Дейка, Штейна, Брейгеля и других. Многие из этих полотен разместились в Картинной галерее в Летнем саду.

Дворик между дворцом Екатерины и галереей был вымошен желтым кирпичом. К югу от Картинной галереи был разбит партерный цветник с фонтаном в центре.

Зала для славных торжествований

В 1725 г. арх. М. Г. Земцов построил рядом со вторым дворцом Залу для славных торжествований - дворец для проведения особо важных праздненств. В это время готовилась свадьба старшей дочери Петра Анны с герцогом Голштанским. Зала была выстроена за 4 месяца. Свадьба состоялась в мае 1725 г., уже после смерти Петра

Здание Залы возвели рядом с дворцом Екатерины, на подсыпанном берегу Невы. Деревянная постройка на каменном фундаменте состояла из двусветной церемониальной залы и четырех маленьких комнат. В одной из них находилась лестница, ведущая в фонарь. Пилястры большого ордера с коринфскими капителями композиционно объединяли два этажа здания. Венчалось здание балюстрадой с вазами. К парадному входу вела высокая двухмаршевая лестница. Главный вход был богато декорирован.

Внутри зала поражала богатством и пышностью. Стены были отделаны резным дубом и декоративной живописью, шпалерами и позолотой. Потолки украшала сюжетная живопись внутри позолоченных рам. Живописные плафоны для Залы выполнили худ. Л. Каравак и Б. Тарсиа. По замыслу Петра стены должны были украшать картины на сюжеты из истории побед русской армии: Куликовская битва (А.Матвеев), Полтавская баталия (И.Никитин), Гангутское сражение (И.Одольский).

С воцарением Анны Иоанновны в 1732 г. Залу разобрали и перенесли к Карпиеву пруду.

Второй Летний дворец Анны Иоанновны

В 1732 г. примерно на месте Залы для славных торжествований арх. Ф.-Б. Растрелли построил Второй Летний дворец - резеденцию Анны Иоанновны. Главный фасад этого деревянного здания выходил на Неву, куда спускались ступени крыльца, служившего причалом. Одноэтажный дворец строгих пропорций был украшен сдержанным декором. В дворце было 28 помещений. Дворец построили за 2 месяца. После смерти императрицы в этом дворце был арестован Э. И. Бирон. В 1747 г. по приказу Елизаветы дворец разобрали и перевезли в Екатерингоф.

Грот

Строительство Грота - садового павильона с колоннами и высоким куполом на берегу Фотанки - началось в 1914 г. Составил проект арх.-скульпт. Андреас Шлютер, начал строительство Ж.- Б. Леблон, продолжали работы Г.-И. Матарнови и Н. Микетти, а с 1723 г. достраивал и декорировал интерьеры М.Г. Земцов. Строительсво было завершено в 1725 г. Этот павильон был разделён на три помещения, в каждом из которых находился фонтан, в центральном зале - фонтан с Нептуном и водяной орган.

Во время Петра I Летний сад был доступен почти всем (прилично одетым и без бороды).

После смерти Петра I, в недолгие годы царствования Екатерины I, в Летнем дворце часто заседал Верховный тайный совет - фактически высшая власть в стране, поскольку указ об учреждении этого органа гласил:"никакким указам прежде не выходить, пока они в тайном совете не обсуждены". В 1730-1740-х гг. Летний сад оставался парадной царской резиденцией. Для входа в Летний сад в это время нужно было получить специальное разрешение. Горожанам в приличной одежде позволялось прогуливаться в 1-м и 2-м садах, в 3-й сад доступ был запрещен. С 1760-х гг. в 1-й Летний сад был открыт свободный доступ.

Уже после смерти Петра в 1725 г. в саду продолжают строго следить за установившимся порядком.

В 1725 г. на берегу Невы была построена “Зала для славных торжествований” (арх. М. Г. Земцов). В 1725 в левом от грота “зеленом кабинете” Екатерина приказывает устроить фонтан “Фаворитка” по образцу петергофского. В 1736-1738 в правом “кабинете” был устроен фонтан “Лакоста”, названный в честь любимого шута Петра. В 1730-х гг. Земцов достроил Лабиринт.

В 1732 г. арх. Ф.-Б. Растрелли на Лебяжьем канала создает амфитетар с каскадом, цветниками, дерновыми скамьями, множеством свинцовой позолоченной скульптуры, вазами и урнами. У этого места перекинули легкий мост чере канал. Летний сад соединился с Потешным полем.

В 1740 г. Анна Иоанновна дает распоряжение об укрытии на зиму скульптур. В саду ремонтируюся старые и строятся новые оранжереи. В 1744 г. Елизавета Петровна приказывает "большую птичью клетку" заменить новой. Со всей тщательностью велись садовые работы по уходу за деревьями, шпалерником и цветниками. В 1730-1740-х гг. в саду работали уже русские садовники. Много лет руководил садовыми работами Илья Сурмин - ученик Роозена. К середине XVIII Летний сад достиг своего наивысшего расцвета как регулярный сад.

При Анне Ионновне в Летнем саду еще проходили торжества, правда не такие пышные. Чаще царица в саду или на Большом лугу увлекалась охотой.

В 1740-1750-х гг. при Елизаввете Петровне в Летнем саду маскарады для петербургской знати сменялись балами с танцами до рассвета. В 1741 г. в 3-м саду по проекту арх. Ф.-Б. Растрелли началось строительство Летнего дворца. Туда переселился двор Елизаветы.

Летний сад, утратив значение царской резиденции, постепенно превращался в прогулочный сад для знати и меняет свой облик.В 1743 часть скульптур Лабиринта убрали, разобрали фонтан в Птичьих клетках.

В 1763-1767 гг. шла большая реконструкция набережной Невы у северной границы Летнего сада. Искусственная насыпь отодвинула Неву от границы сада на 50 м. В 1760-х гг. обустраивали Дворцовую набережную, на сваях (арх. Ю.М. Фельтен).

1770-1784 - сооружение решетки Летнего сада со стороны Невы (арх. Ю.М. Фельтен, П. Е. Егоров).

В 1777 г. случилось сильное наводнение. Была разрушена фонтанная система, пострадали грот и значительное число скульптур и деревьев. Вместо восстановительных работ, были засыпаны «гаванец» у Летнего дворца, поперечный канал и Овальный пруд, разрушен грот, разобраны галереи, беседки, птичники.

В 1798-1799 на берегу Лебяжьего канала была устроена видовая терасса (арх. Г. П. Пильников).

Анна Иоанновна превратила Летний сад в звериный загон. Здесь устраивались травля медведей и охота на кабанов, которые носились среди мраморных статуй и фонтанов, губили деревья, цветники.

В конце XVIII в. на смену регулярному парковому стилю пришел пейзажный.

(. С. 49-52, . С. 48-63, , . С. 21-33. добавил Mary)

(Н. А. Нарышкина. Летний сад - душа Петербурга. История Петербурга. No 3 (13)/ 2003)

(Б.Г.Синюхаев, Садовая улица, Лениздат, 1974)

(Е. Николин, Коротко о Ленинграде, Лениздат, 1988) (текст Mary)

Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга. Является филиалом «Русского Музея». В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад и уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.

Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом.

В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.

На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России. Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов... Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, символизирующая Петра I, в пещере под горой томился лев, олицетворявший Швецию. Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.


Значительную часть сада занимали постройки. В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра, а в северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I был построен Второй Летний дворец со службами для жены Петра Екатерины Алексеевны. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней.

Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. Были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. С юга партерный участок замыкался Амфитеатром — каскадом, украшенным скульптурными бюстами римских императоров. Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада — современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка.

Расцвет Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII века, постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 года, от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. Екатерина II приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. К началу XIX века сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и обветшавший Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду.


В XIX в. Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы.

В 1826 году остатки Грота перестраиваются под кофейню. В 1827 году неподалеку возводится деревянный Чайный домик. Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой. В 1839 году у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская.

В 1855 году на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову — это был первый в России памятник литератору. В 1917 году Летний сад потерял статус «императорского». В наводнение 1924 года в саду погибло до шестисот деревьев, были опрокинуты и повреждены статуи и бюсты. С 1934 г. восстановлением сада занималась дирекция Летнего сада и Дворца-музея Петра I.

В начале Великой Отечественной войны в течение двух месяцев статуи и бюсты укрыли в земле. В саду была расположена зенитная батарея. После войны Летний сад был полностью восстановлен. Статуи и бюсты вернулись на свои места.

В 2009–2011 годах сад прошел комплексную реставрацию.

Режим работы:

  • с 1 мая по 30 сентября: с 10:00 до 22:00;
  • с 1 октября по 31 марта с 10:00 до 20:00;
  • с 1 апреля по 30 апреля: закрыт на просушку.
  • Вторник выходной день.

Изучая историю появления садов в Петербурге, Царском Селе, невольно погружаешься в малознакомую большинству из нас деятельность Петра I в качестве устроителя и создателя, ревностного хозяина первых садов.

Он бережно сохранял лесные массивы при начальном строительстве города. Самой ценной из широколиственных пород - дуба - почти не встречалось. А те деревья, что встречались, берегли особо. В первом описании Петербурга 1710-1711 гг. упоминается о распоряжении Петра содержать "в особом почете" два старинных дуба, которые росли на взморье острова Ретусари (Котлин). Их обнесли оградой, в тени устроили беседку с видом на море, в которой царь любил "сиживать с корабельщиками". Но в описаниях города пятью годами позже упоминаний об этих дубах уже нет.

Особое пристрастие Петра I к дубу объяснялось тем, что это была основная древесная порода, из которой тогда строили корпуса кораблей. Один из построенных в 1718 году кораблей молодого флота даже назвали "Старый дуб". Рассказывали, что Петр Великий сам сажал желуди по Петергофской дороге, желая, чтобы везде разводили дубы. Заметив, что кто-то из знатных вельмож улыбнулся его трудам, обернулся и в гневе сказал: "Понимаю, ты мнишь, не доживу я до матерых дубов. Правда, но ты дурак. Я оставляю пример прочим, чтобы, делая то же, потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь!"

Крайне редко встречалась в лесах времен Петра I еще одна ценная широколиственная порода - бук. Возможно, последние его экземпляры были найдены в 50-х годах прошлого века на Дудергофских высотах.

Застраивая город, Петр I по возможности сохранял материнские леса: небольшая еловая роща была оставлена на берегу Невы перед нынешним Троицким мостом; другая еловая роща сохранялась на берегу Мойки, напротив Партикулярной верфи; ельник был оставлен на островке при устройстве Новой Голландии. Последний был объявлен Петром заповедным, что положило начало истории и самой охраны городской природы. Законы были строгие: за порубку заповедных лесов, а также деревьев, годных для строительства кораблей, "учинена будет смертная казнь без всякия пощады, кто бы ни был" (указы Петра I от 19 ноября 1703 г., от 19 января 1705 г.). Судя по тому, что указы повторялись, порубки продолжались, наказания за них были, но до смертной казни, как говорят историки, дело не дошло.

Но леса, конечно, были обречены на вырубку, поскольку город строился, и главным материалом вначале было дерево. Кроме того, владельцам поместий по Фонтанке приказано было вырубать густые леса, чтобы лишить мест обитания "лихих людей", которые "чинили нападения" на горожан.

Устройство первых садов

Сады в начале XVIII века устраивались в голландском стиле, который так любил Петр I. Ребенком он рос в таких садах Москвы, испытавших сильное влияние голландского барокко. Эта любовь к красивым садам, деревьям, душистым цветам и травам осталась с ним на всю жизнь. Увлечение садами было подкреплено немалыми познаниями в ботанике и садоводстве. Петр I, по сути, был первым и главным озеленителем Петербурга. Он единолично решал, какие растения будут здесь расти, и занимался этим увлеченно, как и множеством других неотложных дел. Откуда такая любовь и познания в садовом деле?

По словам историка И. Е. Забелина, "ни один из древних наших Царей, в домашнем своем быту, не занимался с такой страстью сельским хозяйством, как Царь Алексей Михайлович" (отец Петра). "...по живости характера, всякому делу предавался он с особой горячностью" и, кроме того, "любил доводить всякое дело...до полного благочиния и устроения". Удивительно, что в историю он вошел под именем Тишайшего... Плодами его трудов были обширные сады в Измайлово и Коломенском, в которых росли не только обычные плодовые деревья и ягодники, но и редкие, даже экзотические для Подмосковья виды: грецкие орехи, сибирские кедры, пихты. Виноградный сад тоже был заложен, но астраханская лоза плохо там росла.

(Интересно, что по велению царя Алексея Михайловича и с его участием был построен первый русский корабль "Орел" на реке Оке. Историки находят сходство профиля кораблика на шпиле Адмиралтейства с тем первым кораблем. Так что страсть к строительству кораблей, видимо, тоже не случайна в жизни и трудах Петра I).

Петр, по всей вероятности, унаследовал от отца и вкус к садоводству. Такие же сады он развел при дворце в Преображенском, где жил в начале своего царствования, до отъезда в Петербург. В садах Петра выращивались заморские диковины: кипарис, зимовавший под укрытием, множество цветов из Западной Европы. Здесь цвели тюльпаны, нарциссы, гвоздики, бархатцы, ноготки (календула), желтые лилии и прочие редкости. Почетом пользовался шиповник, который называли тогда "свороборинный цвет" (настоящей розы тогда еще в России не выращивали). Особенно любил Петр душистые травы, выписывал их семена и приказывал сажать вдоль дорожек: руту, пижму, иссоп, "мяту немецкую", калуфер (или кануфер, ромашник бальзамический - многолетник с Кавказа, Малой Азии, пряная трава, добавлялся в нюхательный табак в XVIII веке). Именно из Подмосковья и Москвы Петр велел присылать растения для посадки в Петербурге. Весной 1704 года первые цветы и травы были присланы для обустройства Летнего сада

Известно, что Летний сад был "разведен в 1711 г. по плану, нарисованному самим государем" (С. Н. Шубинский). Петр I заботился о насаждении садов не только в Петербурге, но и в Москве, Таганроге, Риге, на Украине. Он входил во все детали садового строительства, отдавал распоряжения, будучи и за границей; выписывал книги по садоводству, создавал проекты новых садов.

Судя по бумагам царя, он сам выписывал саженцы деревьев из Голландии через Ревель, а также из Москвы, Львова, Сибирской губернии, Украины. Особенно любил он липы, привычные к северным местам, каштаны. Деревья вывозили под присмотром садовников, со всеми предосторожностями, чтобы сохранить их. В 1712 году из Голландии было заказано 1300 липовых деревьев. Кроме того, в Россию ввозили вяз, кедр, граб, лиственницу, тополя из Голландии. Дубы, которыми так дорожил Петр, ввозили из окрестных новгородских мест.

Еще в 1707 году приглашались иностранные садовые мастера, способные пересаживать крупные, взрослые деревья без повреждений, как это делалось при французском дворе. Одним из таких мастеров был Мартин Гендер - огородник из Потсдама. Сохранились письма Петра - Апраксину: "...вам купить молодых дерев померанцевых, лимонных и прочих, которые здесь в диковинку.

Посадить в ящики, чтобы перевозить будущей весной". Для зимовки теплолюбивых фиговых деревьев (инжира), винограда строили "теплые анбары" (оранжереи). Чем более обширными становились экономические связи с Европой, тем более разнообразным становился ассортимент растений, которые высаживали в Петербурге и его окрестностях.

Сохранилось немало документов, подтверждающих это. Т. К. Горышина в книге "Зеленый мир старого Петербурга" приводит интереснейшие сведения об этом. Так, в 1719 году в Гамбург садовнику Шульцу был отправлен заказ на "3000 шт. сиринги испаника (сирени), 100 шт. роз, 20 шт. махровых клематисов, вишни низких дерев" (т. е. кустовой формы), много абрикосовых, персиковых, каштановых деревьев. Садовнику Штеффелю было велено прислать обширный набор семян и луковиц цветочных растений, пряных и душистых трав, и еще "2000 аршин букшбому". Так называли самшит - вечнозеленый кустарник, который в XVIII веке выращивали в стриженом виде для создания сплошных линейных бордюров, при этом мерили на аршины (1 аршин = 711,2 мм). Заказы, подобные этому, рассылались в Амстердам, Гданьск, Швецию. Даже в указе Петра (от 3 января 1717 года, Конону Зотову) относительно отправки дворянских детей во Францию для обучения морской службе, в конце есть неожиданное указание: "Также приищи лавровых деревьев, которые в горшки ставят, чтоб от земли до кронов были не выше стебли, как 2 фута" (1 фут = 304,8 мм).

Для теплолюбивых южных растений пришлось строить оранжереи. Деревья привозили из Москвы, Новгородского уезда, из местностей севернее Петербурга. Из Швеции растения привозили на специально посланных туда кораблях. Для парков Петербурга привозили сотни и даже тысячи деревьев широколиственных пород: лип, кленов, вязов. Известно, что весной 1723 года в Летний сад было завезено около восьми тысяч саженцев липы, ясеня, вязов и кленов. Из этих пород в основном создавались европейские сады и парки. Благодаря начинаниям Петра I эти породы из экзотических насаждений теперь стали преобладающими в зеленом наряде города, его садов и парков.

Решительность, быстрота и натиск Петра сказывались и в приемах озеленения города. Ему некогда было ждать, когда подрастут мелкие саженцы, требовалось высаживать крупные, взрослые деревья. В письме майору Ушакову от 8 февраля 1716 года Петр велит зимой заготовить липы под Москвой, обрубить у них верхушки и весной везти в Петербург. Такая перевозка подводами на лошадях занимала не менее трех недель. Вскоре убедились, что это не лучший способ пересадки. Приступили к летним пересадкам с комом земли, что оказалось гораздо эффективнее. Даже зимнюю выкопку практиковали с помощью специальной машины, прикапывая деревья до весны. Таким способом удавалось пересадить даже весьма капризные породы. Но главным, конечно же, был тщательнейший уход высокопрофессиональных садовников за каждым растением.

Любопытно отметить, что требования привозных растений к теплу не слишком смущали заказчика, "южан" просто помещали в оранжереи. Внимательно относились к почвенным условиям, в которых на родине росли растения. Например, заказывая в Голландии конский каштан, Петр I велел брать деревья, растущие на разных почвах, при этом собирать и присылать в "кулечках" образцы почв, чтобы здесь подбирать наиболее подходящую для посадки землю.

В послепетровское время состав иноземной флоры во многом зависел от работавших тогда садовников-иностранцев, привносивших в облик городских садов и парков свои вкусы и пристрастия, помимо колоссального профессионального опыта и знаний. Естественно, что садовники-немцы выписывали много растений из Германии, голландцы - из Голландии. При устройстве Таврического сада в конце XVIII века работы вел английский садовник В. Гульд, и большая часть деревьев, цветочных растений привозились из Англии. Были даже казусы садовые: в середине XVIII века, работая в Царскосельском парке, садовник Якоб Рехлин настоял на выкорчевке большей части основной древесной породы - липы, уже растущей в нем, как "не весьма пристойной". Ее заменили стриженым тиссом и лавром в кадках. (Надо отметить, что в последние несколько лет парадная часть регулярного парка и площадь перед Екатерининским дворцом снова были украшены кадочными деревьями лавра с шаровидной и пирамидальной формами кроны).

История голландских садов в России

Пытаясь перестраивать русский быт, Петр начал именно с создания садов, посылая за границу своих людей учиться голландскому садовому искусству. Любимым садоводом Петра был голландец Ян Розен, который создавал и Царскосельский сад. К классическому голландскому саду по желанию государя была добавлена скульптура, которой украшались аллеи и лабиринты сада. Идеологический замысел этого новшества заключался в том, чтобы ввести в мировоззрение посетителей элементы европейского, светского отношения к миру и природе. В сознание россиян внедрялась новая для них, общеевропейская эмблематика. В связи с этим в 1705 году в Амстердаме по приказанию Петра была издана книга "Символы и эмблемы", которая позже неоднократно переиздавалась.

В книге были представлены образцы символической системы садов, их украшений, триумфальных арок, фейерверков, скульптурных украшений зданий и садов. Фактически это был новый, светский "букварь" знаковой системы взамен прежней, церковной.

Стремясь как можно скорее установить более тесные культурные связи с Европой, Петр I стремился сделать понятной и привычной для русских образованных людей античную мифологию. Садово-парковое искусство явилось наиболее доступным и в то же время сильно действующим. Летний сад, как первый городской сад, стал своеобразной "академией", где русские люди проходили начала европейского культурного образования. Лабиринты из стриженых живых растений устраивались там по образцам Версаля, а также сюжетов из жизни людей на темы "эзоповых притчей". Петр настолько ценил "Притчи Эзоповы" в качестве важного элемента нового европейского образования, что они были переведены Ильей Копиевским и изданы в Амстердаме на русском и латинском языках в числе первых книг. Те же сюжеты использовались при строительстве парков в Петергофе, Царском Селе.

Историки отмечают особую любовь Петра к редким цветам (их семена и саженцы выписывались из-за границы), к "фарфоровым гарнитурам для убранства цветников", а еще пристрастие к садовым шутихам. Разнообразные фонтаны-шутихи до сих пор привлекают внимание многочисленных гостей прекрасных парков Петергофа.

Голландский сад был наполнен плодовыми деревьями и кустарниками, расположенными в регулярном стиле, и обязательно множеством цветов. Дом хозяина мог находиться сбоку от главной оси сада, по обеим сторонам которой располагались террасы и зеленые "кабинеты". (Летний сад тому пример.) В голландском садоводстве было принято густо обсаживать дом (или дворец) деревьями. Так и в Старом саду Царского Села деревья прежде плотно примыкали к садовому фасаду Екатерининского дворца.

Эти старинные липы в основном пережили Великую Отечественную войну. В 60-е годы началась реконструкция Старого сада, чтобы возродить его регулярный "Версальский" облик, в подражание которому он и создавался. Каждая реконструкция исторических объектов, будь то архитектурные памятники или парки, которые являются живыми, изменяющимися со временем объектами, вызывает у специалистов и общества дискуссии о том, на какой именно период существования данного объекта следует восстанавливать его исторический облик. В случае с Голландским садом в Екатерининском парке Царского Села выбор был сделан в пользу периода наибольшего расцвета парка и дворца в середине XVIII века, при правлении Елизаветы Петровны. Большая часть старых деревьев, которые уже невозможно было стричь согласно правилам регулярного сада, была вырублена, к великому огорчению многих почитателей царскосельских садов.

В дальнейшем понятие "голландский сад" стало означать небольшой сад около дома с большим количеством цветов. Сходное значение оно стало иметь в английском языке, называясь "Dutch Garden". "Голландские сады" относили к садам романтического типа. Таковыми были сады русских усадеб XIX века, являясь неотъемлемой и органической частью при переходе от архитектуры дома, особняка к пейзажной части усадебного парка. Д. С. Лихачев в своей книге "Поэзия садов" очень подробно и увлекательно описывает историю и разнообразные стили садов разных времен и стран, в том числе и романтические сады Царского Села.

История новых для Петербурга видов растений

В начале XXI века мы привыкли к изобилию декоративных растений, растущих и в частных садах, в парках, и просто на улицах городов. Но ведь так было не всегда, и собственно декоративные сады до сих пор весьма редки.

Чаще всего наши частные сады напоминают по составу культур те старинные голландские сады, с которых начинали украшать столицу и ее пригороды. А в них непременно высаживались плодовые деревья, ягодники, огородные овощи и много цветов. Как происходило накопление и обогащение видов декоративных и пищевых культур, способов ухода за ними? И снова приходится возвращаться в петровские времена.

На строительстве Петербурга были заняты тысячи человек. Условия труда в местном климате были чудовищно тяжелыми. Для того чтобы хоть как-то поддерживать здоровье работающих и армии, по указу Петра в 1714 году на одном из островов в дельте реки Невы был основан Аптекарский огород. Там начали выращивать разнообразные лекарственные растения. Но задумка Петра с самого начала была гораздо шире этой практической задачи.

Садовникам вменялось в обязанность разводить редкие "заморские" растения. Впоследствии Аптекарский огород перерос в Медико-ботанический сад. На его базе в 1823 году был учрежден Императорский ботанический сад, который к началу XX века становится одним из крупнейших ботанических садов мира, центром ботанической науки. Его коллекции живых растений, гербарий, собрание ботанической литературы становятся известными далеко за пределами России.

Начиналась коллекция с травянистых растений, но уже к 1736 году в ней были и древесные породы около 45 наименований. Силами ученых-ботаников коллекции непрерывно пополнялись после каждой экспедиции. В разные годы количество только древесных видов, акклиматизированных в наших условиях, достигало 1000 наименований, не говоря уже о травянистых садовых и оранжерейных растениях. Далее Ботанический сад стал источником введения в культуру Петербурга и его окрестностей новых, адаптированных к местным условиям многих сотен видов декоративных растений.

Специальные научные учреждения собирали коллекции сельскохозяйственных культур, разрабатывая новые технологии их выращивания, создавая новые сорта и гибриды. Таким учреждением стал Институт растениеводства, его Опытные станции, расположенные по всей стране. С 1938 года изучением и внедрением декоративных культур в производство и озеленение города занималась Контрольно-семенная опытная станция в г. Пушкине. В лучшие годы ее работы в коллекции и производстве насчитывалось более 1300 видов и сортов декоративных растений, включая цветочные культуры открытого и защищенного грунта, красивоцветущие кустарники и большой дендрарий. История многих привычных теперь декоративных растений начиналась в прошлые века.

Интересно, что столь обыкновенная теперь в озеленении карагана древовидная (желтая акация, как ее называют в просторечии), была "внедрена" в посадки ученым садоводом Г. Эклебеном, который в 1758-1778 годах занимал должность главного мастера Императорских садов. Он был горячим сторонником разведения "сибирского горохового дерева", как тогда называли эту породу, причем не только как декоративного, но и пищевого растения, употребляя его плоды в пищу как горох и чечевицу. Правда, пищевые достоинства караганы тогда так и не признали. Знакомясь с историей декоративного садоводства Петербурга, мы узнаем о модных в разные времена растениях, способах их возделывания и сохранения в северных местах. В первой половине XVIII века самыми модными считались розы и самшит. А привычное теперь укрытие их на зиму еловыми лапами, войлоком, рогожами изобрел голландский садовник Б. Фок.

Многие декоративные растения в те времена разводились как пряности: левкой, анемона, золотая розга (солидаго), горечавка (генциана) и другие виды.

В Петербурге были попытки акклиматизировать иноземные растения для практического использования, а не только в декоративных целях. Этими опытами занималось Вольное экономическое общество, созданное в 1765 году. В 1801 году Александром I ему была пожалована западная половина Петровского острова. На расчищенном от леса участке земли были посеяны кормовые травы (эспарцет, люцерна, тимофеевка), гречиха, масличные культуры, красильные и душистые травы, а также кунжут и хлопчатник в надежде доказать, что "все это может родиться под Петербургом".

Один из историков Петербурга впоследствии весьма критично отнесся к новым начинаниям, но справедливо отметил и несомненную ценность этих опытов. Это обогатило будущую культурную флору наших мест, а также стало одним из источников городских сорных растений. В ходе этих опытов удалось впервые вырастить из семян лиственницы, которые так украсили город и его парки. Но в целом дерзкий опыт не принес ожидаемого результата, и в 1836 году землю у Вольного экономического общества отняли, а на Петровском острове было разрешено строить дачи.

В целом количество видов иноземных растений в Петербурге было довольно значительным, хоть и не все попытки акклиматизации были удачными. Это, вместе с ансамблевой архитектурой, тоже делало столицу непохожей на остальную часть страны. Многие виды попали в оранжереи, а иные получили у ботаников наименование "беглецов из культуры", потому что они действительно просочились сквозь садовые ограды и рассеялись по улицам, пустырям, газонам и другим местообитаниям. Уже в конце XIX века (и ныне тоже) в городе попадались одичавшие садовые цветы: американская астра ранняя, среднеевропейская маргаритка, субтропическая космея, азиатская аквилегия, теперь - вездесущий североамериканский топинамбур. Одна из диких лекарственных ромашек - пахучая - с Аптекарского острова распространилась не только в Петербурге, но и пошла далее, вглубь России и на Дальний Восток.

Елена Кузьмина