Что делать при аварийной посадке самолета. Как действовать при незапланированной посадке самолета и после нее. Индивидуальные и групповые спасательные средства на борту воздушного судна

Статистика утверждает, что авиация самый безопасный вид транспорта. В среднем за год во всем мире в авиационных катастрофах гибнут чуть больше трех тысяч человек. Для сравнения приведу все ту же статистику дорожно-транспортных происшествий, уносящих за год только в одной нашей стране более 30 тысяч жизней. Отчего же мы тогда с таким облегчением вздыхаем, когда самолет, завершив свой недолгий полет, касается шасси бетонной полосы аэродрома? Наверное, потому, что авиакатастрофы, если случаются, оставляют пассажирам авиалайнеров очень немного шансов на спасение.

Но все же оставляют? Да. И чем более подготовлен человек к самоспасению в условиях авиакатастрофы, тем они выше. Примером тому может служить катастрофа, случившаяся в 1974 году с самолетом В707 в самоанском аэропорту Паю Паю. Из 102 пассажиров остались в живых только пятеро. Следственная комиссия сделала вывод, что выжили они лишь благодаря тому, что внимательно прочли памятки и выслушали инструкции стюардессы перед полетом. При аварии большинство спасающихся пассажиров бросились к входным дверям, перегородив своими телами узкий проход. Начались паника и давка, лишившие их надежд на спасение.

Пятерка внимательных пассажиров к дверям не бросилась, а предпочла, как рекомендовала стюардесса, воспользоваться аварийным выходом, ведущим на крыло самолета. Остальные за свое пренебрежительное отношение к служебным инструкциям заплатили дорогой ценой. Самыми безнадежными с точки зрения выживания следует признать авиакатастрофы, связанные со взрывами самолетов в воздухе, столкновениями авиалайнеров. Чуть больше шансов на спасение при неуправляемых падениях на землю.

Единственное, что здесь можно посоветовать, это четко выполнять указания экипажа. Застегнуть ремни, причем отрегулировать их под свои габариты, чтобы они не болтались на теле и были как можно ниже, желательно почти на бедрах. Положить скрещенные руки на спинку находящегося перед вами кресла, наклонить, прижать к ним голову, ноги вытянуть и упереться ими в пол или переднее кресло. При другой рекомендуемой на случай аварии позе, которая мне представляется более убедительной, следует сцепить руки локтями с рядом сидящими пассажирами, ладонями защитить голову (или, закрыв ими голову, упереть локти в спинку переднего сиденья), на колени и под живот положить сложенное одеяло, пальто, сумку с мягкими вещами, чтобы создать максимально объемный мягкий буфер, наклониться, жестко прижать подбородок к груди и упереться коленями в спинку переднего кресла.

От очков, сережек, брошек, авторучек, ключей и т.п. карманной мелочи лучше избавиться, чтобы впоследствии медикам не пришлось вырезать и выковыривать их из вашего тела. Опасны шарфы, платки, галстуки, цепочки и шнурки на шее, которые, зацепившись за случайный выступ, могут задушить вас. В момент удара надо максимально напрячь все мышцы, особенно в направлении вперед и вниз, откуда, вероятнее всего, последует толчок. До полной остановки самолета ни в коем случае не покидайте кресло и не расстегивайте ремни. После первого удара могут последовать второй и третий, более сокрушительные.

Покидать самолет после авиакатастрофы следует как через основные, так и через аварийные люки. Люки эти расположены, как правило, в каждом салоне. К сожалению, опыт аварий показывает, что пассажиры стремятся покинуть самолет тем же путем, которым в него попали. И погибают в образовавшихся у входов пробках. Для спуска с потерпевшего аварию самолета на землю предусмотрены специальные канаты с узлами и надувные трапы, представляющие собой два надутых воздухом баллона с натянутым между ними дном. Одним концом трап закрепляется в самолете, другим — упирается в землю. Пассажиры садятся (при быстрой эвакуации прыгают) на пол и съезжают по нему вниз.

Увидеть аварийные люки и понять, как они работают, надо до начала полета или авиакатастрофы. Большинство люков открывается поворотом ручки вниз, после чего дверь оттягивается внутрь салона и сдвигается в сторону. Чтобы не повредить резиновые поверхности трапа, перед посадкой на него женщинам необходимо снять обувь на высоких каблуках. Не следует держаться руками за боковой окантованный шнур (чтобы не получить ожогов) и задерживаться внизу у трапа, мешая спуску других пассажиров. На случай посадки на воду в комплекте каждого самолета имеются коллективные и индивидуальные спассредства — спасательные плоты и спасательные жилеты. Спасжилеты хранятся в сиденье самолетных кресел, снизу.

Авиационный спасательный жилет (АСЖ) имеет две изолированные друг от друга камеры (переднюю и заднюю), для каждой из которых предусмотрен отдельный клапан для поддува. Надевается жилет через голову. Для крепления на теле предусмотрены специальные ремни. Для привлечения внимания спасателей — свисток и аварийный . Вес жилета 950 граммов, положительная плавучесть 15 килограммов. Для оказания медицинской помощи на борту самолета есть аптечка. Стюардессы и члены экипажа обучены приемам доврачебной помощи.

Действия при разгерметизации самолета в воздухе и декомпрессии.

Авиакатастрофы на высоте свыше семи тысяч метров нередко сопровождаются декомпрессией. Вначале пассажиры слышат оглушительный рев, характерный для массированной утечки из салона воздуха. Окружающее пространство наполняется пылью и туманом, отчего резко падает видимость. Отдельные незакрепленные предметы и вещи могут летать по салону. Из легких очень быстро вытягивается весь находящийся там воздух, удержать который силовыми методами невозможно, как ни напрягай грудную клетку. Одновременно перегружаются барабанные перепонки, что сопровождается болью и шумом в ушах, кишечнике, где расширяются внутренние газы, вызывая резкие боли. Уже через несколько секунд человек теряет сознание от удушья.

Единственная возможность не потерять сознание при разгерметизации самолета — это мгновенно воспользоваться кислородной маской, которая обычно хранится в спинке расположенного впереди кресла, надев ее на лицо. Именно надев, а не прижав ко рту — достаточно на малое мгновение потерять сознание, что может случиться и при кислородной подпитке, чтобы она выпала из ослабевшей руки. До момента, пока вы не надели маску, пытаться оказывать помощь другим людям нельзя. Даже если это ваша любимая или ваш ребенок. Как ни кощунственно это прозвучит, но первая забота должна быть о своем здоровье. Что толку, если вы вначале броситесь к ним и погибнете раньше, чем сможете помочь. Вначале спасайте себя, тогда, сохраняя сознание и дееспособность, вы сможете помочь и другим.

Сразу после закрепления маски застегните ремни. Первое, что сделает экипаж, — это направит потерявший герметичность самолет вниз, отчего вас может выбросить из кресла. Наиболее безопасные места в авариях, связанных с вынужденными посадками, расположены ближе к задней части фюзеляжа, но не в самом хвосте. При взрыве и развале самолета в воздухе безопасных мест, естественно, нет. Все эти места падают с одинаковой высоты и одинаковым ускорением. И тем не менее даже в такой безнадежной ситуации, как свободное падение с высоты в несколько километров, люди умудряются выживать.

Сев в самолет, в целях безопасности надо.

— Изучить памятки, прослушать инструкции экипажа.
— Застегнуть ремень, подогнав его под фигуру.
— При разгерметизации самолета немедленно надеть кислородную маску, помочь это сделать соседям.
— При аварийной посадке снять сережки, очки и выбросить прочие острые и бьющиеся предметы.
— Принять позу безопасности, голову склонить, локтями и коленями упереться в переднее кресло, под живот и грудь уложить мягкие вещи.
— При давке на выходе — воспользоваться запасным выходом.

Нельзя.

— Загромождать верхние полки тяжелыми вещами
— Расстегивать ремни, вставать до команды.
— Помогать другим до надевания кислородной маски.
— Поддаваться панике.

Действия при вынужденной посадки самолета в случае авиакатастрофы.

После авиакатастрофы и вынужденной посадки оставшимся в живых пассажирам следует исполнять указания экипажа, который обучен действиям в подобных экстремальных условиях. Но еще до того, не дожидаясь отдельного приглашения, надо отбежать от совершившего аварийную посадку самолета, чтобы не попасть под возможный взрыв, лечь на землю за какое нибудь препятствие и закрыть голову руками. И не вставать до команды экипажа. Или до тех пор, пока самолет не остынет и не испарится разлитое по земле горючее.

После этого пассажиры, если не последует другая команда, должны собраться вместе, отнести на безопасное расстояние от потерпевшего аварию самолета раненых и оказать им первую медицинскую помощь (вначале людям с сильными артериальными и венозными кровотечениями и забитыми посторонними предметами дыхательными путями, потом — с переломами, ранами и др. повреждениями), отделить от основной массы людей погибших, осмотреть обломки самолета и окружающую местность с целью поиска полезных для выживания предметов, соорудить временное, защищающее от ветра и осадков убежище.

Это первоочередные действия, до завершения которых прочими заниматься нецелесообразно. Это уже потом можно проанализировать место, где вы находитесь, на предмет топографических опасностей и удобства пребывания и попробовать отыскать более безопасное. Ни в коем случае не уходите от обломков самолета далеко, если это не вызвано реальной необходимостью. Первое, что сделают , это пройдут по нитке маршрута пропавшего авиалайнера. Его они благодаря разбросанным, хорошо различимым с воздуха обломкам и повреждению естественного вида местности отыщут быстро, а вот вас, если вы ушли в дальние леса и разбрелись по двое, по трое во все стороны, придется еще пособирать.

Всякий поиск удобных для выживания мест должен производиться только в дневное время и только парами или тройками. Одиночное хождение недопустимо. Пока разведчики ведут поиск, все остальные должны максимально утеплиться и разжечь . Огонь, кроме тепла, важен как фактор моральной поддержки. Вид огня всегда успокаивает и вселяет надежду. Кроме того, костер облегчает поиск места авиакатастрофы, так как виден с воздуха за десять и более километров. При распределении обязанностей и работ следует учитывать, что наибольшего внимания к себе требуют раненые и травмированные люди.

Дети при кажущейся их незащищенности физически очень выносливы (вспомните дошколят, которые в лютый мороз с хохотом напихивают друг другу за шиворот снег и после этого умудряются не заболеть! Да взрослый бы на их месте умер.), но слабы духом, поэтому им нужна поддержка. Старики, напротив, слабы физически, но это с лихвой компенсируется их жизненным опытом и моральной выносливостью. Женщины — это просто таки образчик выносливости и долготерпения, но им важно участие в их судьбе сильного пола, а главное — рациональное руководство.

В ситуациях авиакатастрофы, когда погиб экипаж самолета, важно, чтобы из среды растерявшихся пассажиров выделился лидер. Он должен внушать доверие всем своим видом и поведением, отдавать приказы без нотки сомнения в голосе, пусть даже не знает, что делать в следующую минуту. Анархия много хуже самого недальновидного командирского единоначалия. С самовыдвижением на руководящую должность в экстремальных условиях аварии проблем обычно не возникает. Растерянные люди будут только рады, что кто то возьмет ответственность за их жизни на себя. Чтобы избежать возможных ошибок, командир должен опираться на советы наиболее опытных из спасшихся людей.

Действия при пожаре в самолете.

Следующим по степени опасности видом авиакатастрофы следует признать пожар. Облегченные по понятным причинам топливные баки и десятки тонн заключенной в них горючки мало способствуют противопожарной безопасности. Недаром каждая пятая авиационная авария сопровождается последующим пожаром. И именно поэтому так важно выполнять летные инструкции, категорически запрещающие провоз в самолетах легковоспламеняющихся горючих и взрывчатых веществ. Воздушные противопожарные нормативы более жесткие, чем наземные. Оно и понятно — в салоне горящего на высоте 10 тысяч метров самолета стоп кран не дернешь и в окно не выпрыгнешь. Кроме того, дополнительным провокатором возгорании здесь служит вызванное высотой разрежение атмосферы, значительно усиливающее испарение летучих жидкостей.

При пожаре в самолете надо быстро избавиться от горючей и плавящейся под воздействием огня синтетической одежды. Например, женщинам от колготок. А вот верхнюю одежду из плохо горящих естественных материалов, наоборот, надеть, чтобы защититься от жара пламени. С той же целью и для защиты ног от возможных осколков надеть обувь. Обязательно — негорючие головные уборы. Если есть — набросить сверху плед или одеяло. Не возбраняются попытки тушения пожара с помощью бортовых противопожарных средств (о местоположении которых лучше узнать заранее).

Следует защитить дыхательные пути от дыма смоченными в воде, молоке, соке, моче тряпками. При сильной задымленности передвигаться лучше на четвереньках у самого пола. Если проход блокирован, ползите поверх опущенных спинок самолетных кресел. Нельзя открывать запасные люки, если за ними виден дым и огонь. И еще, по ходу всех этих действий нельзя забывать, что все складывается не так уж плохо. Что, если верить статистике, из ста человек, ставших жертвами вторичного, вспыхнувшего после вынужденного приземления, пожара, семьдесят, несмотря ни на что, выживают. Неплохие шансы? Ну и значит, все будет хорошо!

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Андрей Ильичев.

А. После тщательного инструктажа пассажиров и если того требуют условия, необходимо снять крышки с люков аварийных выходов и сложить их на кухне или в уборных. При вынужденной посадке на воду не следует открывать выходов, которые могут оказаться ниже уровня воды после посадки самолета.

Б. В случае пожара на самолете аварийные выходы могут быть открыты только в строго указанное время.

B. Необходимость освобождения кабины от дыма в некоторых случаях определяет, какие выходы следует открывать.

Г. При невозможности открыть аварийный выход следует выбить окно аварийным топором.

Действия экипажа перед выходом из самолета

Если в кабине темно, то перед приземлением следует зажечь аварийное освещение.

Как только самолет остановится, нужно открыть соответствующие выходы и начинать эвакуацию пассажиров из самолета.

Радиопередатчик

Вследствие того, что при вынужденной посадке задняя часть самолета страдает от повреждений в меньшей степени, чем передняя, именно в хвостовой части самолета помещается аварийный радиопередатчик "Джибсон Гёрл" или другая портативная радиостанция, которая может быть использована людьми, не имеющими какой-либо радиоподготовки.

Если самолетная радиостанция не была повреждена при посадке, то можно воспользоваться ею для установления связи.

Члены КЭ на взлет/посадку находятся на своих служебных местах: служебное место, станция 1 – аварийные выходы в передней части самолета Б/пр №1/1L + Б/пр №2/1R; Аварийные выходы на крыло (2L/2R, 3L/3R); служебное место, станция 2 – аварийные выходы в хвостовой части самолета Б/П №3/4L + Б/П №4/4R.

В зависимости от аварийной ситуации эвакуация может быть:

Неподготовленной (незапланированная эвакуация) - без проведения предполетного инструктажа пассажиров, на земле: при подготовке ВС к вылету, при размещении пассажиров, при запуске двигателей.

Частично подготовленной (незапланированная эвакуация):

После инструктажа пассажиров-помощников у аварийных выходов на крылья;

После проведения предполетного инструктажа пассажиров о расположении аварийных выходов и о размещении и правилах пользования аварийно-спасательным оборудованием:

После закрытия входных дверей; после запуска двигателей; на рулении, на взлете и заходе на посадку.

Подготовленной (запланированная эвакуация) – при наличии достаточного времени для проведения подготовки пассажиров и салонов к аварийной посадке и эвакуации: в полете.

В некоторых случаях пассажиры должны из предосторожности покинуть самолет (например: реальная угроза срабатывания взрывного устройства, раздражающий запах, дым в пассажирской кабине и т.п.)

В таких случаях проводится контролируемое покидание самолета, причем используется минимальное количество надувных трапов. КВС информирует пассажиров о сложившейся ситуации и принимает решение об использовании определенных выходов. Пассажиров нужно дополнительно информировать, можно ли брать ручную кладь с собой и нужно ли снимать обувь.

При возникновении пожара на земле: в процессе размещения пассажиров; на стоянке - члены кабинного экипажа обязаны немедленно начать эвакуацию пассажиров через ближайшие к ним аварийные выходы или входные трапы.

Команду к началу эвакуации должен подавать КВС. Вся команда к эвакуации, включая возможные ограничения, должна быть, повторена, по крайней мере, один раз. Если команда не прозвучала, а необходимость эвакуации СБКЭ имеет право подать команду о начале эвакуации. Если при всех перечисленных обстоятельствах не прозвучала даже команда, каждый бортпроводник имеет право подать команду к эвакуации. Начало действий – полная остановка самолета.

Необходимо учитывать, что при проведении эвакуации будет работать только аварийное освещение. В таких случаях существует реальная угроза паники. Необходимо уметь предотвратить панику и вселить в пассажиров уверенность.

Фонари после эвакуации могут служить для подачи аварийных сигналов путем:


Кругового вращения

Повторяющиеся посылки чередующихся вспышек в виде сигнала SOS=3 коротких вспышки, 3 – длинных, 3 коротких(…- - - …)

Акустический свисток – радиус слышимости свистка значительно превышает радиус слышимости человеческого голоса.

Мегафон - для оповещения пассажиров внутри и за пределами самолета, а также для подачи команд в случае отказа громкоговорящего устройства.

Аварийный радиобуй – предназначен для использования в международной спутниковой системе поиска и спасения аварийных автоматических объектов КОСПАС-САРСАТ «Cospas-Sarsat»

Аптечка «FIRST AID KIT», Аптечка «Emergency Medical Kit» - для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

«30-ти секундный настрой» - стандартная процедура, включающая в себя мысленное повторение действий бортпроводника при эвакуации пассажиров, которая неукоснительно должна выполняться членами кабинного экипажа. Проводится бортпроводниками перед каждым взлетом и посадкой с целью подготовки к возможной аварийной ситуации.

Для проведения «30-ти секундного настроя» необходимо ответить на следующие вопросы:

Тип самолета?

За какой выход я отвечаю?

Взлет/посадка над сушей/водой?

Моя безопасная поза?

Команды, используемые при эвакуации?

Перед открытием двери

После открытия двери (выход безопасен)

Для блокирования выхода.

Состав пассажиров? (пассажиры-помощники)

Что необходимо сделать перед открытием двери?

Как открывается моя дверь?

Положение дверей («автомат»/«ручное»);

Открытие двери;

Ручка ручного наполнения трапа.

Куда и как я направлю пассажиров при заблокированном выходе?

Какое дополнительное аварийное оборудование необходимо для проведения эвакуации? (фонарь, мегафон).

Каковы мои обязанности после эвакуации?

Дополнительные вопросы (по ситуации)

Когда я открою свой выход? Какие пути эвакуации являются основными в случае посадки на воду?

Каково состояние моря (например, холодная вода, опасность гипотермии).

Ручка отсоединения трапа (вода)

Спасательный трос

Где он находится?

Когда я должен закрепить его?

Кто его крепит?

Подготовленная (Запланированная) аварийная посадка (суша/вода)– ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ при подготовке пассажиров и салонов.

Обязанности бортпроводников и меры, которые должны быть приняты при подготовке к аварийной посадке на сушу или воду, изложены в "ИНСТРУКЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ" . Она состоит из следующих пунктов:

После команды КВС - «БРИГАДИР В КАБИНУ! PURSER TO THE COCKPIT»

СБКЭ немедленно пройти в кабину экипажа и получить точную информацию у КВС:

N - Nature (природа аварии) характер аварии, типе посадки

I - Intentions (намерения)

Т - Time (время до посадки) временя, для проведения подготовки к посадке

S - Special instructions (специальные инструкции) о риске при посадке и необходимости пересадки пассажиров

Бортпроводники:

Прекращают обслуживание, закрепляют оборудование и собираются в передней буфет - кухне.

Получив информацию от КВС, старший бортпроводник экипажа соби­рает бортпроводников на брифинг и сообщает им информацию, полученную от КВС. После этого бортпроводники приступают к проведению подготовки к аварийной посадке и эвакуации.

Старший бортпроводник КЭ:

Обращается к пассажирам по системе оповещения:

«Уважаемые пассажиры, прошу внимания! С Вами говорит старший бортпроводник. Призываю Вас к спокойствию и прошу выполнить следующее: (зачитывает стандартный текст «Аварийная посадка» (суша/вода)(приложение1);

Отбирает физически крепких, одиноких, не паникующих пассажиров-помощников в помощь членам кабинного экипажа (суша- 18 человек; вода-16 человек)

Пассажиры-помощники.

При выборе пассажиров-помощников предпочтение следует отдавать работникам авиакомпаний, пожарным, спасателям, физически сильным мужчинам, вменив им в обязанности:

Оказание помощи детям, больным и раненным;

Оказание помощи при приведении аварийно-спасательного оборудования в рабочее

положение и при эвакуации пассажиров из самолета;

Охрану опасных для выхода из самолета мест.

Ознакомьте пассажиров с расположением аварийных дверей, порядком их открытия и правилами эвакуации из самолета.

Пассажир-помощник должен повторить все перечисленные действия.

Инструктаж (приложение 2; приложение3), предварительная подготовка пассажиров и проверка принятых ими мер безопасности должны быть полностью закончены к моменту вынужденной посадки самолета.

Пассажиров-помощников следует пересадить к аварийным выходам, а также к пассажирам-инвалидам требующим помощи.

Лучше столкнуться с трудностями при пересадке пассажиров в процессе аварийной подготовки, чем впоследствии с бездеятельностью пассажиров и потерей времени при эвакуации.

Освещение пассажирских салонов - 100%.

(Полное освещение, даст возможность тщательно провести подготовку и осуществлять наблюдение за поведением пассажиров. Бортпроводники в салонах, следят, чтобы пассажиры внимательно слушали, пресекая все вопросы и передвижения по салонам)

В случае ограниченного времени, когда нет возможности собрать борт­проводников для объяснения ситуации, информация одновременно является брифингом для бортпроводников и сигналом к началу подготовки пассажирской кабины к аварийной посадке.

Подготовка рабочих зон:

Старший бортпроводник КЭ №1/1L - освобождает пути эвакуации в передней части самолета от ручной клади, от штор (сорвать и убрать), убирает все незакрепленные предметы (газеты, журналы в пакеты, размещает в туалетных комнатах).

Бортпроводник №2 /1R - закрепляет БКО и обесточивает бытовое электрооборудование в передней буфет - кухне; закрывает на замок туалетную комнату в передней части самолета: подготавливает пассажиров и салоны к аварийной посадке (с 1-го по 12-й ряд);

Бортпроводник №3/4L - закрепляет БКО и обесточивает бытовое электрооборудование в хвостовой буфет - кухне. Подготавливает пассажиров и салоны к аварийной посадке (с 14-го по 28-й ряды). Закрывает на замок туалетные комнаты в хвостовой части самолета.

Бортпроводник №4/4R - освобождает пути эвакуации в хвостовой части самолета от ручной клади, от штор (сорвать и убрать), убирает все незакрепленные предметы (газеты, журналы в пакеты, в туалетных комнатах)

Подготовка пассажиров.

1. Старший бортпроводник/бригадир №1/1L последовательно называет необходимые подготовительные меры согласно текстам аварийных информаций в соответствии с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ" .

2. Бортпроводники демонстрируют и проверяют выполнение пассажирами указаний, данные старшим бортпроводником, передают сигнал о готовности к выполнению следующего пункта инструкции.

Инструкция включает в себя следу­ющие требования:

- спинки кресел должны быть приведены в вертикальное положение, иначе пассажир, сидящий сзади, не будет иметь достаточного пространства для подготовки и больше рискует получить травму при посадке самолета;

- воротники должны быть расстегнуты, галстуки сняты;

- пассажиры должны быть одеты в соответствии с климатичес­кими условиями. На случай вынужденной посадки на воду рекомендуется надеть как можно больше одежды;

- колющие и режущие предметы необходимо снять и убрать в ручную кладь. Запрещается размещать эти предметы в кармане впередистоящего кресла;

-ручная кладь должна быть убрана на багажные полки или в дополнительные помещения (туалетные комнаты). Вся ручная кладь остается на борту самолета во время эва­куации;

- обувь снять и положить в ручную кладь или под кресло (по обстоятельствам);

Пассажиры должны сесть как можно плотнее в кресло, застегнуть ремни строго на уровне бедер и туго затянуть их. Раздать пассажирам пледы, подушки, верхнюю одежду.

Особое внимание пассажиров необходимо обратить на "Инструкцию по безопасности", где показано расположение и использование аварийных выходов, жилетов, принятие безопасной позы.

- бортпроводники показывают выходы, которые называет в информа­ции старший бортпроводник;

- показать расположение аварийного освещения ;

-при посадке на сушу объяснить оборудование аварийных выходов (трапы, канаты) и как ими пользоваться;

При посадке на воду, пассажиров информировать о наличии спасательных жилетов и пра­вилах их использования. Перед посадкой на воду необходимо надеть спасательный жилет и завязать его или застегнуть. Взрослые надувают свои спасательные жилеты непосредственно перед тем; как покинуть самолет (в проеме) или после выхода из самолета, если они покидают его через аварийные выходы на крыло. Надутый до посадки жилет помешает пассажиру принять безопасную позу, будет помехой при эвакуации из самолета, или может быть поврежден (особенно при покидании самолета через аварийные выходы на крыло). Использование детских спасательных жилетов необходимо объяснить пассажирам индивидуально.

Нужно объяснить пассажирам, что они должны делать по команде КВС «Сгруппируйтесь, сгруппируйтесь!», «Brace, brace».

Команда прозвучит непосредственно перед посадкой, после этого необходимо принять безопасную позу.

Данная команда подаётся до полной остановки самолёта.

Объясните и покажите пассажирам, как принять позу для аварийной посадки. Если подан сигнал, принять безопасную позу для аварийной посадки, и нет времени для ее демонстрации, подайте команду « Обхватить голову руками (кисти рук одна на другой); Опустить голову на колени; Используйте мягкие вещи для защиты головы и туловища от ударов». Безопасную позу для детей, беременных женщин и полных пассажиров бортпроводники объясняют индивидуально. Предложите пассажирам, имеющим детей, усадить ребенка на колени: Для фиксации используйте «ремень-петлю»; взрослый одной рукой держит ребенка в районе пояса или за голову (зависит от положения ребенка относительно направления полета); Следует защитить лицо ребенка мягкими вещами.

Грудной ребенок на руках у взрослого : взрослый пассажир должен: Застегнуть и затянуть привязные ремни; Ступни ног устойчиво поставить на пол; Положить ребенка на спину на колени взрослому; Наклониться над ребенком; Одной рукой поддерживать голову ребенка и прижимать ее к себе; Другой рукой одновременно фиксировать колени ребенка и свою голову. Пассажиров следует предупредить, что при посадке можно ожидать несколько ударов, и они должны оставаться в безопасной позе на своих местах с застегнутыми ремнями до поступления команд от экипажа.

По окончании брифинга с пассажирами проверить, чтобы пассажиры знали:

Как расстегнуть ремень безопасности

Как сгруппироваться

Когда группироваться

Как долго группироваться

Где находятся ближайшие выходы

Как до них добраться

Внимательно наблюдайте за поведением пассажиров, выявляйте склонных к панике и успокаивайте их (при необходимости можете принять меры воздействия).

Каждый бортпроводник должен еще раз проверить готовность своей зоны к аварийной посадке. Не допускайте попыток пассажиров открыть аварийные двери без команды.

Освещение в салонах должно соответствовать условиям снаружи, в которых производится посадка самолета.

Форма одежды:

Необходимо полностью надеть форменную одежду, включая головной убор, для лучшего опознавания Вас пассажирами

Снять металлические значки, ID, чтобы не получить травмы.

Убедиться, что аварийно-спасательное оборудование, которое Вы должны эвакуировать из своей зоны, доступно.

Об окончании подготовки бортпроводники должны доложить старшему бортпроводнику. Старший бортпроводник докладывает КВС о готовности кабины к аварийной посадке.

Займите свое место в кресле, застегните и затяните поясно-плечевые ремни; ожидайте сигнал (команду) о принятии позы для аварийной посадки.

Бортпроводники, сидящие в креслах, установленных против полета, должны занять следующее положение: Сесть прямо; Спину и голову прижать к спинке кресла; Руками держаться за сиденье; Ступни ног поставить устойчиво на пол.

Примите позу для аварийной посадки и оставайтесь в ней до полной остановки самолета, проведите мысленный тридцатисекундный психологический настрой на действия при эвакуации.

Начало эвакуации должно быть разъяснено следующим образом:

По команде бортпроводников нужно отстегнуть привязные ремни, покинуть свое место; встать друг за другом и, соблюдая очередность, направляться к аварийной двери, если выход можно использовать, эвакуируйтесь.

Действия членов КЭ после полной остановки ВС, во время эвакуации при запланированной аварийной посадке на сушу/воду, аналогичны незапланированной аварийной посадке на сушу/воду.

НЕЗАПЛАНИРОВАННАЯ АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА НА СУШУ - АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ, ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ КЭ.

Действия членов КЭ.

После полной остановки самолета и команды:

«ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ»/«PASSENGER EVACUATION»

Расстегнуть ремень безопасности

Подойти к аварийным выходам

Старший бортпроводник КЭ №1 / 1L - передняя входная дверь – 1L

Бортпроводник №2/1R передняя служебная дверь – 1R

Бортпроводник №3/4L: задняя входная дверь – 4L

Бортпроводник №4/4R: служебная дверь – 4R

Оценить обстановку снаружи (если использование этого выхода не было запрещено КВС): посмотреть в иллюминатор, убедиться в отсутствии пожара или каких-либо препятствий к эвакуации.

Если опасности нет:

Убедиться, что дверь находится в положении «Автомат»/«ARMED».

Открыть дверь;

Повернуть ручку двери в на­правлении стрелки до упора в направлении «открыто» - «OPEN»

Вытолкните дверь наружу и зафиксируйте ее в положении «открыто»

Если трап не надулся автоматически

Держитесь одной рукой за вспомогательную ручку - другой рукой потяните за ручку красного цвета с надписью «PULL», расположенную справа на пороге трапа.

Убедится, что выход можно использовать.

Немедленно эвакуировать пассажиров.

При внезапной аварии, у экипажа и бортпроводников имеется мало времени или его нет совсем для подготовки пассажиров и пассажирской кабины к вынужденной (аварийной) посадке. Поэтому, как только стало ясно, что ситуация на самолете аварийная и через несколько секунд (минут) произойдет вынужденная (аварийная) посадка, КВС должен подать по СГУ команду пассажирам принять позу для аварийной посадки. Например, "Нагнитесь и обхватите колени руками! Используйте мягкие вещи для защиты головы и туловища от ударов! Сгруппируйтесь! "

Это тот минимум, который можно сделать для подготовки пассажиров к удару в момент посадки практически в любой ситуации.

В гражданской авиации существуют общепринятые меры безопасности, согласно которым на взлете, посадке, при прохождении самолетом зоны турбулентности пассажиры должны находиться на своих местах пристегнутыми привязными ремнями, при этом спинки кресел должны быть приведены в вертикальное положение, столик закрыт (зафиксирован), а бортпроводники должны проверить выполнение пассажирами этих мер безопасности, что входит в их обязанность. Поэтому, если внезапная авария произойдет на взлете, посадке или при прохождении зоны турбулентности команда принять позу для аварийной посадки будет дополнительной мерой безопасности к уже принятым ранее и обычным для каждого полета. После аварийной посадки экипаж должен действовать в соответствии с аварийным расписанием.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА И БОРТПРОВОДНИКОВ ПРИ АВАРИИ НА ЗЕМЛЕ

Действия экипажа при аварии на земле регламентируются РЛЭ конкретного ВС (раздел "Действия в аварийных ситуациях"), но общие положения для всех ВС одинаковы.

При возникновении аварийной обстановки на борту ВС, угрожающей безопасности пассажиров и членов экипажа, на стоянке, рулении, разбеге перед взлетом, пробеге после приземления, когда нет времени для выполнения подготовительных операций, члены экипажа (в том числе и бортпроводники) обязаны принять все меры для немедленной эвакуации пассажиров, не дожидаясь прибытия наземной спасательной команды, и отвести их на расстояние не менее 100 м от ближайшей части самолета.

Как только будет установлено, что обстановка на самолете аварийная(члены экипажа должны докладывать КВС о появлении дыма, возникновении пожара или других отклонений от нормальных условий), КВС должен немедленно дать команду экипажу, включая бортпроводников, действовать согласно аварийному расписанию при вынужденной посадке на сушу.

Одновременно КВС должен подать команду бортпроводникам начать эвакуацию пассажиров из самолета (после остановки самолета, если он на момент возникновения аварийной ситуации находился в движении).

В случае возникновения аварийной ситуации на стоянке (например, пожар) в момент отсутствия КВС немедленно начинайте эвакуацию пассажиров из самолета. Как только позволит обстановка, КВС обязан непосредственно руководить эвакуацией пассажиров в соответствии с аварийным расписанием после вынужденной посадки на сушу. Обязанности членов летного экипажа и бортпроводников те же, что и при аварийной посадке на сушу.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ
ДЕКОМПРЕССИЯ - это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике.
. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску.
. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода.
. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ
. Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности.Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер.
. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.
. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.
. Наклонитесь в кресле вперед, обхватите голову обеими руками.
. Быстро снимите с себя все острые предметы, ювелирные украшения, часы, прижмите к себе детей.
. Выполняйте все указания командира корабля и экипажа.
. Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло.
. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику, пресекайте любым способом возникновение паники в са-лоне и нарушение центровки самолета.
. При возможности приготовьте средство защиты дыхатель-ных путей (на случай возникновения пожара или задымле-ния). Для этого смочите любой негорючей жидкостью плот-ную ткань и сложите ее в несколько слоев.
. После прекращения движения самолета немедленно, со-блюдая очередность, покидайте его, используя аварийные люки (правила пользования изображены на них) и надувные трапы.
. Помогая раненым и детям, удалитесь от самолета как мож-но дальше и ложитесь на землю, прикрыв голову руками, чтобы не пострадать от осколков при взрыве горючего.
. Окажите первую помощь раненым.
. В безлюдной местности с помощью других пассажиров соо-рудите из подручных материалов навесы для детей и ране-ных.
. Отыщите источник воды и отправьте несколько человек за помощью.
. Ждите спасателей около места аварии, так как его легче отыскать, чем отдельного человека.
Смотрите далее.