Достопримечательности Франции — Замок Вилландри. Старинный замок вилландри во франции Замок Вилландри - сады

Замок Вилландри был построен в XVI веке министром финансов Жаном Ле Бретоном на месте старого здания, которое сравняли с землей, оставив фундамент XII века и одну башню, к которой были пристроены новые корпуса. Прежде Жан Ле Бретон был послом в Риме, откуда и перенес традиции и лучшие образцы садового искусства периода итальянского Возрождения. Строительство замка, частично окруженного рвом, закончилось в 1536 г. Таким образом, этот замок считается последним из построенных на Луаре дворцов в стиле Ренессанс.

Большой мощенный П-образный двор, сформированный флигелями, открыт в сторону долины. Главный флигель и два перпендикулярных боковых с открытыми нижними аркадами следуют классическим принципам симметрии, однако на их структуру повлиял фундамент старого замка: боковые флигели имеют разную длину и не совсем параллельны.

Потомки Жана Ле Бретона были хозяевами замка Вилландри до 1754 года, до тех пор, пока он не перешел во владения маркиза де Кастеллана, королевского посла и выходца из знатной семьи Прованса. Маркиз переделал фасады в классическом стиле, надстроил главный павильон, модернизировал интерьеры и разбил новые сады. В XIX веке традиционный сад был разрушен, для того, чтобы создать парк вокруг замка в английском стиле (в стиле парка Монсо в Париже).

В 1906 году Вилландри купил испанец - доктор Иоахим Карвалло, видный ученый (предок нынешнего владельца). Он оставил свою научную карьеру, которой занимался вместе с профессором Шарлем Рише (Нобелевская премия по медицине в 1913 году), и полностью отдался реставрации замка Вилландри. Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и воссоздал сады, выполненные в стиле эпохи Ренессанса, которые создавались при Жане Ле Бретоне. Иоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков, и инициатором открытия эти памятники архитектуры для широкой публики.

Сады Вилландри сочетают две традиции: готическую - с цветами, лекарственными и пищевыми травами, наилучшие образцы которой представлены в монастырях или частных поместьях, и итальянскую, более декоративную и эстетическую с большим количеством стриженой зелени. В садах Вилландри высажено более тысячи лип, а общая длина живых изгородей составляет 52 км.

Территория поместья Вилландри находится в маленькой долине, через которую протекает ручеек. Долина имеет наклон рельефа, который обусловил создание садов в нескольких уровнях.

Символический сад представляет собой продолжение гостиных замка. Для того чтобы его осмотреть целиком и понять всю истинную красоту и зашифрованный смысл, нужно подняться на возвышенность. Четыре ближайших к зданию квадрата выполнены из кустарника, стриженного в виде фигур-аллегорий любви. Здесь показана любовь в четырех различных ее проявлениях:

- Нежная любовь символизируется сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах;

- Страстная любовь образуется сердцами, пронзенными стрелами. Самшитовые массивы перепутаны между собой и представляют лабиринт, что ассоциируется с танцем и запутанными сплетениями судеб;

- Непостоянная любовь - это четыре веера по углам, которые символизируют легкость и непостоянство чувств, также тут изображены рога и любовные записки. В этом квадрате преобладает желтый цвет как символ измены и обманутой любви;

- Трагическая любовь показана лезвиями шпаг, а преобладающие летом красные цветы - это символ крови, проливаемой на дуэлях.

Над символическим садом находится сад, расположенный вокруг большого водоема-зеркала и окруженный зеленой стеной. Здесь также есть четыре небольших фонтана, вокруг них расставлены стриженые в виде шаров самшиты в квадратных контейнерах. Это идеальное место для того, чтобы отдохнуть, расслабиться и помечтать. Рядом находится лабиринт из стриженых зеленых стен. Выше расположен огороженный прямоугольный участок, где пасутся домашние животные.

На нижнем уровне расположен огород площадью 12,5 тыс. кв.м. В грядках-орнаментах рассажены капуста, морковь, свекла, бобы, салат-латук и другие овощи. Грядки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, сформированными как шпалеры. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: тыква - плодовитость, капуста - распущенность и т.п. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого сада. Вокруг фонтанов расположены по четыре скамейки под полукруглыми перголами, увитыми благоухающими розами. Подобная планировка восходит к временам далекой древности.

Рельеф местности позволяет обозревать сады Вилландри с высоты. Это можно сделать с башни замка, откуда открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви и вид на долины Луары и Шера. Захватывающим видом можно насладиться и с двух специально устроенных на лесистом склоне балкончиков с балюстрадами.

Замок и сады Вилландри отнесены к разряду исторических памятников. Любой желающий может посетить их во все времена года, как в индивидуальном порядке, так и в группе, сопровождаемой гидом. Также здесь можно отведать традиционные французские блюда в ресторане, расположенном на территории замка.

Адрес: Франция, 15 км на запад от города Тура
Начало строительства: XVI век
Окончание строительства: XVIII век
Основные достопримечательности: сады, донжон, внутреннее убранство замка XVIII века
Координаты: 47°20′26″N,0°30′51″E

Содержание:

Краткое описание

Удивительной красоты сады замка Вилландри, его роскошное внутреннее убранство и зачаровывающий внешний облик, ежегодно привлекает к себе внимание сотни тысяч туристов со всего мира.

Это вовсе неудивительно, практически каждый путешественник после посещения французского замка Вилландри, делясь своими впечатлениями, говорит об удивительной, буквально волшебной атмосфере, которой «пропитан» каждый сантиметр замка и прилегающих к нему земель. «Едва попадаешь на территорию замка Вилландри, кажется, будто бы ты переносишься на много столетий назад.

Два «крыла» замка

Все вокруг говорит о роскоши, о прекрасном вкусе, о желании человека создать неповторимый интерьер, которому нет равных в мире», - примерно такие слова можно услышать от людей, уже успевших побывать в изящном замке Вилландри, «удачно» расположившемся на берегу самой длинной и красивой французской реки Луары, неподалеку от городка Тур.

Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что Франция богата историческими памятниками истории и архитектуры, однако замок Вилландри входит в избранное число замков Луары , что, конечно же, не может не сказаться на его популярности среди туристов и людей, желающих более детально познакомиться с историей Франции, особенностями ее культуры, национальными традициями.

Вид на главную башню замка

Замок Вилландри - история

История замка ведет свое начало с 1200-хх годов. В те далекие времена древнее строение, скорее, напоминало фортификационное сооружение, нежели замок и, конечно же, было «лакомым кусочком» для многих недоброжелателей. Однако, согласно историческим фактам, именно в стенах данной крепости произошла важнейшая встреча двух королей Франции и Англии. 4 июня 1189-го года между странами был подписан мирный договор Азэ-ле-Ридо в пользу французского короля Филиппа-Августа.

Укрепленная крепость Вилландри на протяжении еще нескольких веков была, скорее всего, пристанищем для солдат, нежели изящным замком с большими комнатами и роскошным интерьером. Лишь в середине 1500-хх годов, когда владение замком было передано государственному секретарю Франциска I Жану ле Бретону, это строение переживает свое второе рождение.

Вид на водный канал

Руководя по приказу главы государства строительством не менее роскошных замков Шамбор и Фонтенбло , Жан ле Бретон решает заняться возведением собственного владения, которое бы выгодно выделялось среди привычных, для того времени, дворцов и замков. В его планы входило строительство по-настоящему роскошного, впечатляющего непривычной для Франции архитектурой замка, который своим праздничным видом отличался бы от существовавших суровых крепостей, относящихся к эпохе Средневековья. Для воплощения своих идей в жизнь Жан ле Бретон приказывает снести практически все древние строения Вилландри, за исключением главной башни , расположенной внутри крепости (донжона).

Вид на замок и главную башню

Доподлинно неизвестно, как долго продолжалось возведение нового здания, однако дата начала строительства в исторических источниках значится, как 1536-й год. Сравняв с землей древний замок, Жан ле Бретон возводит новое здание, напоминающее по своей форме ажурную подкову, парадный вход которого выходит на берег знаменитой Луары. Как утверждают многие современные архитекторы, два «крыла» здания выполнены в классическом стиле эпохи Возрождения. Для них типичны довольно внушительных размеров окна, обрамленные пилястрами (полуколоннами), увенчанные капителями; спиралевидные завитки с, так называемым, «глазком» в центре; ниши, именуемые в архитектурных кругах тимпанами. Тогда же были построены и арочные галереи, которые украшали обе стороны двора.

Вид на сад Любви в замке Вилландри

Жан ля Бретон по поручению монарха неоднократно посещал Италию с дипломатической миссией, что дало государственному чиновнику возможность близко познакомиться с уникальными шедеврами романских художников, творения которых относились к эпохе Возрождения. Среди них и уникальные картины удивительных садовых «ансамблей», поражающих своей четкой геометрией и гармоничностью с архитектурой здания. Жан ле Бретон, взяв за основу увиденное в Италии, так же решает заменить громоздкие крепостные стены живой изгородью. Однако французские сады в замке Вилландри занимают, куда большую площадь, нежели их «итальянские шаблоны».

В 1754-м году замок переходит в собственность маркиза де Кастелана, который решает произвести новую реконструкцию замка Вилландри.

Вид на сады Вилландри со стороны замка

Однако в его планах не реставрационные работы, разрушенных под влиянием времени частей здания, а его перестройка в архитектурном стиле своего времени. Тогда были несколько видоизменены оконные проемы, которые стали значительно меньших размеров и получили арочное обрамление. Кроме этого были пристроены балконы, добавлены новые помещения за счет бывших колоннад, место которых теперь заняли стены. В таком виде замок просуществовал практически два столетия.

В начале XX века замок Вилландри переживает очередную реконструкцию. Выдающийся и известный в медицинских кругах доктор Карвалльо он же будущий глава Ассоциации владельцев исторических памятников, слывший большим ценителем мира прекрасного, подает идею о возвращении замку Вилландри его первоначального вида.

Сады Вилландри

Данное решение практически сразу же было одобрено правительством, которое и позволило доктору Карвалльо взять в свои руки все организационные и строительные моменты, касающиеся воплощения его идеи в жизнь.

Согласно мнениям современных историков и археологов, внешний вид замка Вилландри, включая и прилегающую к нему территорию, был реконструирован лишь частично . Так, например, приобрели свой первоначальный облик оконные проемы, была восстановлена галерея аркад, пересажены сады, однако строительные работы не затронули южную сторону фасада здания и внутренний интерьер некоторых помещений самого замка.

Замок Вилландри - внутренняя роскошь

Путешествуя по миру и любуясь роскошью или, напротив, аскетичностью внутреннего убранства замков и дворцов, турист, оказавшись впервые во французском замке Вилландри, будет крайне удивлен, увидев то великолепие и богатство, которыми так славится на весь мир этот замок.

Столовая

Действительно, внутренний интерьер поражает своей красотой, в какой бы комнате не оказался путешественник. Во многих из них можно увидеть кресла и стулья XVIII века, выполненные из драгоценных пород дерева и обитые шелковой тканью, произведенной на знаменитой ткацкой фабрике в городе Тура, которая, кстати, и в наши дни по-прежнему функционирует. Восхищают своей красотой спальни, которых в замке довольно много и предназначались они как для гостей, так и для владельцев Вилландри и их детей.

Восстановлена комната принца Жерома, который, как известно из истории, был младшим братом Наполеона Бонапарта, и который на протяжении нескольких лет являлся владельцев Вилландри еще во времена существования Французской Империи.

Кухня замка

Красный цвет комнаты говорит сам за себя: мебель, выполненная из дорогих пород красного дерева; шторы в тон мебели; стены, драпированные красной тканью - все это подчеркивает принадлежность к величайшей, богатейшей и могущественнейшей Империи.

Невозможно не сказать о гостиных комнатах, а если быть точным, об их потолочной отделке. Прежде всего, хотелось бы отметить их куполообразную форму, однако «изюминка» заключается в уникальном узоре, выполненном из множества слоев древесины, каждый из которых в свою очередь покрыт золотом. Всего в замке Вилландри четыре гостиных комнаты. Сегодня увидеть такой уникальный в своем роде потолок, можно всего лишь в одной из них. Остальные три потолочных узора находятся в качестве экспонатов в престижных музеях Европы .

Комната принца Жерома

Конечно же, посетив с экскурсионной группой замок Вилландри, туристу предлагается уникальная возможность побывать в одной из башен замка . Прекрасный вид, который откроется каждому путешественнику на долину, останется в памяти на долгие годы. Разве можно еще с чем-либо сравнить красоту сразу двух параллельно протекающих рек Луары и Шер? К слову, не так давно данный пейзаж был занесен ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.

Замок Вилландри - сады

Было бы непростительной ошибкой, рассказывая о замке Вилландри, всего лишь мимоходом упомянуть о его садах, расположенных вокруг замка на трех (!) уровнях. Как говорилось выше, Жан ле Бретон, изучив тонкости искусства озеленения, которые были воплощены в картинах итальянских художников, решил разбить сады и на территории своего замка. В наши дни они полностью восстановлены и представляют собой настоящие шедевры, не оставляющие равнодушным ни одного путешественника.

Спальня жены доктора Карвальо, Энн Коулман

Верхний уровень садов, который некоторые экскурсоводы именуют, как «Водное зеркало», представляет собой ансамбль, состоящий из гладкого озера, вокруг которого расположились фруктовые деревья, а между ними вьющиеся небольшие дорожки.

Средний уровень садов, разделенный на четыре больших квадрата, по задумке «автора», совпадает с первым уровнем замка Вилландри. Его название в переводе с французского языка звучит, как «Сады Любви». Сад представляет собой некое отображение понятия «любовь», где есть и страсть, и ненависть, и нежность и трагедия. Все эти чувства декоратору удалось воплотить при помощи всевозможных буксовых массивов кустарника. Сердце, пронизанное стрелой, любовные записки, рога, маски, языки пламени - все это нетрудно увидеть в уникальных цветущих квадратах.

Сады

Стоит также добавить, что в южной стороне «Сада Любви» произрастают одновременно три массива в форме ромба. Они представляют собой три геральдических символа: Крест Страны басков, Крест Мальты и Крест Лангедока.

Нижний уровень – это самые настоящие небольшие огороды, где произрастает морковь, свекла, тыква, капуста. Кроме этого посажены фруктовые деревья, предпочтение отдано яблоням и грушам. Композицию обрамляют небольшие фонтаны в форме восьмиконечной звезды, которые с одной стороны служат для поливки, а с другой, выполняют роль украшения этого уникального фруктово-овощного сада. Хотя, стоит заметить, что в настоящее время поливка и орошение всего сада осуществляется за счет водного канала, который буквально «окружает» всю территорию замка Вилландри.

Вид на пруд замка

К слову, на территории замка Вилландри продаются семена некоторых местных растений, поэтому каждый турист, при желании может приобрести этот уникальный сувенир на память, чтобы, посадив его у себя на родине, вспоминать об уникальном и неповторимом французском саде.

Замок Вилландри - памятка туристу

Сегодня Замок Вилландри это памятник истории и архитектуры, который ежедневно приглашает к себе всех желающих. Бывалые путешественники советуют многим туристам, оказавшимся во Франции в городе Туре, известному многим по собору Сен-Гатьен, не пожалеть времени и по возможности совершить поездку в замок Вилландри.

Крепость Вилландри на этом месте стояла уже давно, именно здесь 4 июля 1189 года состоялась историческая встреча короля Франции Филиппа-Августа с английским монархом Генрихом II Плантагенетом, в результате которой было подписано мирное соглашение Азэ-лё-Ридо

В XVI столетии здесь поселился Жан ле Бретон - личный секретарь Франциска I, следивший за возведением резиденций Шамбор и Фонтенбло

Ощущая всю свою важность, ле Бретон решил устроиться поудобнее, для чего снёс все древние постройки кроме центрального донжона и возвёл на их месте шикарный ренессансный замок в форме подковы

Внутренний двор нового замка, окружённый с двух сторон галереей аркад, выходит в сторону Луары, а оба его крыла до сих пор считаются образцом архитектуры Ренессанса

Своими садами Вилландри также обязан королевскому секретарю, который достаточно долго пробыл в Италии в качестве посла, где изучил тонкости искусства озеленения по картинам итальянских художников эпохи Возрождения

В итоге, взявшись за создание уникальных садов, не имеющих пока аналогов больше нигде во Франции, Ле Бретон создал поистине удивительную композицию, состоящую из трёх уровней…

На верхней, представляющей собой водное зеркало, террасе королевский секретарь разбил фруктовый сад с проходящими между деревьями уютными дорожками

На средней террасе, размещённой примерно на уровне первого этажа замка, он устроил так назывемые "Сады любви", о которых речь пойдёт ниже

На нижней террасе шотландец обустроил декоративный огород, на разноцветных клумбах которого тесно ютятся овощи, такие как тыква, капуста, морковь и свекла, и плодовые деревья, среди которых преобладают яблони и груши

Отсюда открывается прекрасный вид на деревню с высокой колокольней романской церкви, а завершают пейзаж невысокие фонтаны в форме восьмиконечных звёзд, первоначально использовавшиеся для поливки растений и деревьев

Одна из террас выходит к Павильону Аудиенций - своеобразной беседке, где можно спрятаться от жары

Сады окружены каналом, служащим одновременно и для орошения, и для обрамления

"Сады любви" Вилландри представляют собой 4 правильных квадрата: северо-западный высажен в форме поражённых стрелами сердец и олицетворяет страстную любовь; в северо-восточном квадрате высажены растения жёлтых оттенков, что должно изображать неверность; юго-западный сектор состоит из разделённых языками пламени сердец, символизируя нежные чувства; юго-восточный квадрат засажен остриями шпаг и кроваво-красными цветами, олицетворяя любовь трагическую. Завершают картину три больших ромбовидных массива на краю террасы, изображающие лангедокский, мальтийский и баскский кресты

Пройдёмся ещё немного по садам Вилландри

Замок Вилландри оставался в собственности семьи ле Бретона более двух столетий, вплоть до 1754 года, когда он перешёл во владение королевского посла маркиза де Кастеллана, который решил "пойти в ногу со временем" и обустроил интерьеры в стиле последней моды XVIII столетия. В итоге прекрасные колоннады на первом этаже были заменены безликими стенами кухонь и коридоров, а изящные ренессансные окна "разнообразили" арками и балконами

Таким замок и дошёл бы до нашего времени, если бы не инициатива доктора Хоакима Карвальо, который решил вернуть неповторимый ренессансный облик Вилландри.

В 1906 году Вилландри купил испанец – доктор Иоахим Карвалло, видный ученый (предок нынешнего владельца). Он оставил свою научную карьеру, которой занимался вместе с профессором Шарлем Рише (Нобелевская премия по медицине в 1913 году), и полностью отдался реставрации замка Вилландри. Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и воссоздал сады, выполненные в стиле эпохи Ренессанса, которые создавались при Жане Ле Бретоне. Иоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков, и инициатором открытия эти памятники архитектуры для широкой публики.

Благодаря Карвальо, в 1906 году началась реставрация замка, в ходе которой окнам вернули первоначальный облик, восстановили колоннады первого этажа и заново пересадили роскошные сады. О прихотях маркиза де Кастеллана напоминают теперь лишь переделанные им интерьеры и южный фасад

Пройдёмся немного по замковым интерьерам. Кстати, в большинстве комнат можно встретить такие вот стулья и кресла XVIII столетия, обитые шёлком со знаменитой фабрики в Туре, до сих пор занимающейся производством этой ткани

Столовая, переделанная маркизом де Кастеллана в духе XVIII века потеряла в результате старые гобелены на стенах, которые были заменены панелями времён Людовика XV, а мраморный пол накрыли паркетом

Кухня - самая простая комната замка, с терракотовой плиткой на полу, большим камином и каменной кладкой. Здесь можно увидеть все элементы старой кухни: дубовый стол, медные горшки и кастрюли и тому подобное

Большая известняковая лестница была построена маркизом де Кастеллана во внутреннем дворе, на месте старой восьмиугольной лестницы. На железных перилах можно заметить инициалы маркиза

Спальни первого этажа традиционно предназначались для хозяина и для его гостей. Они также были отреставрированы, но восстановить удалось лишь интерьеры XVIII столетия, т.к. до нашего времени не сохранилось свидетельств о том, как эти комнаты выглядели до переделок Кастеллано

Эта яркая комната в своё время принадлежала младшему брату Наполеона, принцу Жерому, который владел замком Вилландри в течение нескольких лет во время периода Империи. Соответственно, дизайн и мебель этой комнаты выполнены в имперском стиле: мебель из красного дерева, красные шелковые шторы и драпировки, а также военные знаки и копья на стенах

А в этой спальне жила жена доктора Карвальо, Энн Коулман. Здесь можно увидеть портреты трех из шести детей пары

По углам резиденции Вилландри находятся четыре гостиных комнаты, купол каждой из которых был уникален. Потолок восточной гостиной был создан в Толедо в XV столетии и представляет собой узор из многожества слоёв древесины, покрытых позолотой

Во время реставрации Хоакима Карвальо, во дворце восстановили только один из этих потолков, остальные три украшают сегодня выставки престижных международных музеев

Потребовался целый год, чтобы повторно собрать этот потолок от 3 600 отдельных частей. Построенный в мудехарском стиле мавританскими мастерами для своих испанских покровителей, этот потолок комбинирует декоративные элементы как христианского, так и мавританского искусства: францисканские шнуры, ракушки, цветы и королевские гербы перемешаны с причудливыми узорами, позолотой и арабесками

На втором этаже есть две небольших детских спальни с маленькими игрушками, старыми книжками, вышитой одеждой и колыбелью

Башня замка позволяет посмотреть на сад Вилландри с высоты птичьего полёта. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на долину, по которой Луара и Шер протекают параллельно в течение почти пятнадцати километров. Этот пейзаж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Сады замка Вилландри
(Chateau de Villandry)

Прежде Жан Ле Бретон был послом в Риме, откуда и перенес традиции и лучшие образцы садового искусства периода итальянского Возрождения. Строительство замка, частично окруженного рвом, закончилось в 1536 г. Таким образом, этот замок считается последним из построенных на Луаре дворцов в стиле Ренессанс.

Большой мощенный П-образный двор, сформированный флигелями, открыт в сторону долины. Главный флигель и два перпендикулярных боковых с открытыми нижними аркадами следуют классическим принципам симметрии, однако на их структуру повлиял фундамент старого замка: боковые флигели имеют разную длину и не совсем параллельны.

Сады Вилландри сочетают две традиции: готическую – с цветами, лекарственными и пищевыми травами, наилучшие образцы которой представлены в монастырях или частных поместьях, и итальянскую, более декоративную и эстетическую с большим количеством стриженой зелени. В садах Вилландри высажено более тысячи лип, а общая длина живых изгородей составляет 52 км.

Территория поместья Вилландри находится в маленькой долине, через которую протекает ручеек. Долина имеет наклон рельефа, который обусловил создание садов в нескольких уровнях.

Символический сад представляет собой продолжение гостиных замка. Для того чтобы его осмотреть целиком и понять всю истинную красоту и зашифрованный смысл, нужно подняться на возвышенность. Четыре ближайших к зданию квадрата выполнены из кустарника, стриженного в виде фигур–аллегорий любви. Здесь показана любовь в четырех различных ее проявлениях:

Нежная любовь символизируется сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах;

- Страстная любовь образуется сердцами, пронзенными стрелами. Самшитовые массивы перепутаны между собой и представляют лабиринт, что ассоциируется с танцем и запутанными сплетениями судеб;

- Непостоянная любовь – это четыре веера по углам, которые символизируют легкость и непостоянство чувств, также тут изображены рога и любовные записки. В этом квадрате преобладает желтый цвет как символ измены и обманутой любви;

- Трагическая любовь показана лезвиями шпаг, а преобладающие летом красные цветы – это символ крови, проливаемой на дуэлях.

Над символическим садом находится сад, расположенный вокруг большого водоема-зеркала и окруженный зеленой стеной. Здесь также есть четыре небольших фонтана, вокруг них расставлены стриженые в виде шаров самшиты в квадратных контейнерах. Это идеальное место для того, чтобы отдохнуть, расслабиться и помечтать. Рядом находится лабиринт из стриженых зеленых стен. Выше расположен огороженный прямоугольный участок, где пасутся домашние животные.

На нижнем уровне расположен огород площадью 12,5 тыс. кв.м. В грядках-орнаментах рассажены капуста, морковь, свекла, бобы, салат-латук и другие овощи. Грядки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, сформированными как шпалеры. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: тыква – плодовитость, капуста – распущенность и т.п. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого сада. Вокруг фонтанов расположены по четыре скамейки под полукруглыми перголами, увитыми благоухающими розами. Подобная планировка восходит к временам далекой древности.

Рельеф местности позволяет обозревать сады Вилландри с высоты. Это можно сделать с башни замка, откуда открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви и вид на долины Луары и Шера. Захватывающим видом можно насладиться и с двух специально устроенных на лесистом склоне балкончиков с балюстрадами.

Замок и сады Вилландри отнесены к разряду исторических памятников. Любой желающий может посетить их во все времена года, как в индивидуальном порядке, так и в группе, сопровождаемой гидом. Также здесь можно отведать традиционные французские блюда в ресторане, расположенном на территории замка.

В этой части, которую я проанонсировала несколько дней назад , я покажу вам ещё один замок долины Луары. Учитывая мою нелюбовь к затёртым миллионами ног туристическим достопримечательностям, странно было бы ожидать, что мы туда заедем. Это один из самых известных французских замков, рассказами о нём и его фотографиями забиты тонны бумажных путеводителей и терабайты в интернете.

Но я всё-таки включила его в маршрут. Тому нашлось несколько веских причин. И Вилландри не только не разочаровал нас, но и стал украшением нашего отпуска и маршрута.

Так какими же были те веские причины, что побудили меня добавить Вилландри на маршрут? Что в нём такого уникального?

Во-первых, сады. Я люблю любые сады и растения. Я люблю помидоры - нюхать и есть; цветы - нюхать, любоваться и фотографировать; регулярные сады - осматривать, шуршать камушками под ногами на дорожках и любоваться изяществом форм и умением мастеров топиарного искусства; английские парки - ну, вы поняли уже..

Особенно мне интересны парки и сады, которые не просто наполнены растениями, а созданы с каким-то смыслом, идеей. Вот сады Вилландри это как раз такое удивительное произведение искусства. Это и живописное полотно, и театральные подмостки, и живое воплощение легенд, главные роли в которых играют растения.


(фото отсюда)

Во-вторых, история замка. Но не та её часть, в которой венценосные особы и интриги придворных (которых, кстати, тут не было никогда), а период восстановления, реконструкции, - фактически, история одной семьи, которая посвятила всю свою жизнь возрождению, воссозданию этого замка и его садов. И делали они это с невероятными скрупулёзностью и любовью, с бережным и глубоким проникновением в суть, в идею и замысел.

Ну, и наконец , этот замок радикально отличался от камерного и нежного, как дамская шкатулка, Азе-лё-Ридо, в котором мы уже побывали ( , если вдруг кто-то не читал).

Вообще говоря, «замки Луары» это отдельный туристический аттракцион, предлагаемый в любом турагентстве. Мне не хотелось вливаться в общий туристический карусельный поток, поэтому для программы отпуска я отобрала несколько замков, которые бы максимально были не похожи друг на друга. В конце концов, хоть их и превратили в зализанный до глянцевости леденец, в выхолощенные декорации, всё же в основе у них реальная история реальных людей, череда времён, чувств, эмоций и событий.

Так чем же уникален Вилландри? Ну, во-первых, он не королевская резиденция, и даже не подарок какой-нибудь куртизанке или фаворитке. Первым хозяином стал Жан Ле Бретон - министр финансов при Франциске I.

Когда-то здесь была феодальная крепость, в донжоне которой 4 июля 1189 года был подписан мирный договор между признавшим своё поражение королём Англии Генрихом II Плантагенетом и королём Франции Филиппом-Августом. Ровно через два дня после этого Генрих II скончался.

И именно на руинах этой крепости в 1532 году и начал строительство Жан Ле Бретон . Он увлекался архитектурой, обладал прекрасным вкусом, и в результате Вилландри у него получился гармоничным, изящным, прекрасно вписанным в ландшафт и довольно лаконичным, лишённым так модных в то время башенок, конических крыш и прочих «рюшечек».

Часть донжона, где был подписан знаменитый документ, кстати, осталась. Этот архитектурный элемент, как и зубцы на верхней части стены, напоминают об историческом предназначении крепости-предшественника Вилландри.

Жан Ле Бретон был послом в Риме, где и увлёкся архитектурой, с интересом изучал искусство устройства садов. И всё это он потом со вкусом и большим успехом применил в Вилландри. Однако, последующие владельцы на протяжении долгих десятилетий не сильно пеклись о сохранности этой красоты. И к началу XX века, когда его приехал осмотреть Иоахим Карвалло (Joachim Carvallo), замок за счёт внесённых изменений и добавленных окон больше походил на казарму, а от сада не осталось и следа.

Иоахим Карвалло на тот момент был перспективным учёным, медиком, который, будучи любимым учеником лауреата Нобелевской премии Карла Рише, под его руководством занимался исследованиями в области физиологии пищеварения. Но он бросил перспективную карьеру, купил Вилландри и вместе со своей супругой Энн Коулман, американкой из состоятельной семьи промышленников, взялся за воссоздание первоначального облика замка.


(фото отсюда)

Он углубился в исторические документы, искал свидетельства очевидцев, проводил целые исследования, руководил работами каменщиков и садоводов, и в конце концов преуспел невероятно! Сейчас в саду установлены несколько интерактивных конструкций, позволяющих всем посетителям с помощью кадров хроники составить себе представление о том объёме работ, который пришлось проделать мистеру Карвалло.

В 1924 он основал общество «Исторический Дом», которое объединило всех владельцев подобной недвижимости. И именно он стал инициатором идеи открыть эти замки для публики. Вилландри он открыл для посетителей в 1920 году. Сейчас его дело продолжает его правнук Анри Карвалло.

Мы начали свой осмотр с интерьеров. Там есть на что посмотреть. Подлинные предметы быта, мебель, прекрасный паркет, великолепная коллекция живописи. И, конечно, прекрасные виды из окон, выходящих на сад и огород.

И моя любимая тема - кухня! Медные, лоснящиеся бока тазов и сковород, вытоптанные за столетия тропинки на каменном полу, печь, лёгкий аромат копчёного чернослива и кряжистые стулья - всё моё любмое, да.

Детская с колыбелькой.

Спальня с окнами, выходящими в огород.

Детская спальня с рядом книжек на полке, с игрушками и уютной кроватью.

И игровая комната с огромным кукольным домиком в виде самого Вилландри и театром перчаточных кукол.

Ещё одно сокровище - потолок в Восточной гостиной. Его привез сюда Карвалло в 1905 году. Этот потолок был частью графского дворца Македа, построенного в XV веке в Толедо. Дворец разобрали, и три из его четырёх мавританских деревянных, инкрустированных потолков сейчас находятся в Мадриде в Национальном археологическом музее, а четвёртый, благодаря мистеру Карвалло, могут лицезреть все посетители Вилландри. Это просто шедевр! Невероятно тонкая, сложная работа, порождающая фантастическую игру объемов, цвета и света. Очень красиво!

И повсюду цветы! В каждой комнате по нескольку ваз, наполненных свежими, ароматными, душистыми, срезанными здесь же, в саду, букетами.

Сады Вилландри уникальны. Я не оговорилась - именно сады. Потому что это не один сад, а целый комплекс разных садов. Аптекарский огород с травами и снадобьями, Орнаментальный сад, сад Любви, сад Музыки, сад Воды, сад Солнца, созданный недавно. Они все полны символизма, каждый имеет свою философию и легенду. По ним можно и нужно гулять часами, наслаждясь и находя нечто удивительное и прекрасное на каждом шагу.

Сад Любви, состоящий из «пиктограмм», в которых зашифрованы Любовь Страстная, Любовь Ветреная, Любовь Трагическая.

Сад-Огород создан по образу и подобию монастырских «огородных» садов. Здесь все орнаменты составлены из подобранных по цвету овощей, зелени, пряных трав. Дважды в год сад засаживается овощами. Каждый год экспозиция меняется в соответствии с соображениями гармонии, сохранения плодородия почвы и бесхимикатного земледелия. Сорок видов овощей и трав высаживается здесь в каждый сезон, полив осуществляется с помощью автоматической системы, расположенной под поверхностью земли.

С разных точек из сада и из разных помещений замка открываются разные виды на сад, каждый из которых невероятно хорош.

Тут же есть и маленький магазинчик, в котором можно купить семена и саженцы всего того, что выращивается в садах Вилландри.

Я не удержалась и привезла оттуда чудесный сувенир - наборы семян. В этом году из-за всяких малоприятных событий не получилось их высеять, но срок годности у них большой - в следующем году я ещё успею их опробовать. Если результат будет не стыдно показать, я его вам обязательно продемонстрирую, не сомневайтесь!

А пока они лежат и напоминают о том, что мечты и упорный труд могут дать обильный урожай радости и красоты, которым смогут наслаждаться люди на много-много поколений вперёд.

Примерно в 20 километрах к юго-западу от Тура расположен замок Вилландри, считающийся одним из украшений Турени. Когда-то здесь находилось обширное римское поместье «Villa Andriaca», отсюда и пошло название территории. Замок Вилландри, строительство которого в окончательном виде было закончено приблизительно в 1536 году, является последним из больших замков, которые были построены на берегах Луары в эпоху Ренессанса.

В 1000 году, местность по неизвестным причинам окрестили Colombier (франц. «голубятня»), впрочем, не навсегда - в 1639 историческое имя вернётся. Но в летопись непростых взаимоотношений Франции и Англии местная крепость попадёт именно под «птичьим» названием: 4 июля 1189 года, за несколько дней до смерти Генрих II Плантагенет подписал здесь так называемый «Голубиный мир» (Paix de Colombiers). Это унизительное соглашение с Филиппом-Августом ознаменовало победу Капетингов над своими английскими вассалами и переход в их распоряжение множества территорий, в том числе, и Турени. Намёк на пернатых остался и в том, как до сих пор называют местных жителей: Colombiens.

Согласно его требованиям, Генрих II, должен был отказаться от большей части своих владений во Франции в пользу Филиппа. К тому времени здоровье правителя Англии было сильно подорвано, и французский монарх, видя плохое состояние своего оппонента, предложил Генриху присесть. Но он отказался и продолжал стоять, поддерживаемый своей личной охраной. Несомненно, что его и без того печальное состояние ухудшилось, когда на переговорах он увидел своего сына, тогдашнего графа Пуату (и будущего короля Ричарда Львиное Сердце), вставшего в своей борьбе против отца на сторону злейшего врага - короля Франции. Преисполненный гневом, король Генрих II, поклялся жестоко отомстить Ричарду, но спустя 3 дня умер, проклиная собственного сына-предателя.

В начале XVI-го столетия владельцем замка стал Жан ле Бретон, министр финансов при короле Франциске I. Помимо основного рода деятельности в сфере финансов и торговли, он обладал значительными архитектурными познаниями. Несколько лет он являлся руководителем строительных работ замка Шамбор. Будучи французским послом в Италии интересовался архитектурными нововведениями и ландшафтным дизайном.

Изначально деревня и поместье носили общее имя «Colombiers» («Голубиные насесты»). Жан ле Бретон счёл это название слишком обобщённым, и поскольку он был на хорошем счету при дворе короля, ему позволили поменять не только название деревни и замка, а также и собственное титульное произношение. Так Жан ле Бретон вскоре стал именоваться «Монсеньор де Вилландри».

В свою очередь замок должен был подчёркивать важное общественное положение своего владельца, поэтому Жан ле Бретон и его семья, не сомневаясь инвестировали значительные финансовые средства для облагораживания как самого замка, так и прилегающей территории. Доподлинно неизвестно, был ли Жан ле Бретон честным чиновником, или же наоборот был весьма изворотлив, но его не постигла позорная участь владельцев замков Азей -ле-Ридо и Шенонсо, лишившихся своего имущества. В 1619 году его внуку Бальтазару, был даже пожалован вельможный титул «Маркиза де Вилландри».

Потомки Жана ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 года, когда замок стал собственностью маркиза де Кастеллан, королевского посла и выходца из очень известной семьи провансальской знати. По его приказу были сделаны пристройки в классическом стиле с обеих сторон переднего двора. Он же переделал интерьер замка, приспособив его к нормам комфорта XVIII века: украсил окна, добавил балконы, перекрыл стеной часть двора, чтобы разместить кухню.

Этот вид Вилландри сохранял до 1906 года. Сам замок представляет из себя три здания в форме подковы, обращенные к реке. Крестообразные рамы окон, мансарды, крутые скаты крыш образуют редкостно гармоничный комплекс. Не все удалось сохранить - так до нас не дошли круглые башенки с заостренными коническими крышами. В монументальной же архитектуре замка сказалось влияние более простого стиля, который позже называли стилем Генриха IV

В XIX веке традиционный сад был разрушен, для того, чтобы создать парк вокруг замка в английском стиле (в стиле парка Монсо в Париже).

В 1906 году замок приобретает прадед сегодняшних владельцев доктор Иоахим Карвалло, возглавлявший Ассоциацию владельцев исторических памятников. Он отказывается от блестящей научной карьеры под руководством профессора Шарля Рише (Нобелевская премия по медицине 1913 года), чтобы посвятить свою жизнь исключительно Вилландри. Он спасает замок от разрушения и воссоздает сады по образцу сада XVI века. Найдя первоначальный проект, созданный Андруа дю Серсо, Карвалло воссоздал структуру парка, провел прямые дорожки, вдоль которых расположены газоны с цветами, высадил лаймовые аллеи, живые изгороди, искусно подстриженные садовниками, воспроизвел удивительные гербарии средневековых монахов.

Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и создал сады, полностью гармонирующие с архитектурой замка, выполненного в стиле эпохи Ренессанса, сады, которыми мы можем наслаждаться и по сегодняшний день.

Йоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков. Он был первым, кто решил открыть эти памятники архитектуры для широкой публики.

Кликабельно 3000 рх, панорама

Замок Вилландри имеет несколько уникальных особенностей. Его двор не огорожен замковыми строениями, а напротив абсолютно открыт с внешней стороны. При такой конфигурации замок, абсолютно утрачивал защитные функции, и представлял собой уютный особняк, открывающий из своих окон великолепные виды на реку Шер. Жан ле Бретон решил сохранить главную башню старой крепости, подчёркивая тем самым принадлежность замка ещё к феодальному времени, органично вписав её в комплекс зданий эпохи Возрождения. Башенная винтовая лестница, была переделана так, чтобы полностью передать колорит XII века. В отличие от Версаля, построенного веком позже, кажущаяся строгая геометрия Вилландри, на самом деле не, что иное, как оптический обман, хотя при взгляде со стороны главные здания расположены относительно друг друга под прямыми углами.

В архитектурном отношении замок Вилландри - яркий представитель позднего французского Ренессанса и последний из замков на побережье Луары, построенный в этот период. Никаких намёков на Италию и Средневековье, здесь царит чисто французский стиль, предвосхищающий то, что впоследствии назовут стилем Генриха IV. В основу конфигурации замка заложен принцип симметрии, но чтобы ансамбль в целом не создавал ощущения монотонности, окна главного жилого корпуса не выровнены точно по средней его части, а крылья здания немного отличаются по длине и располагаются под разными углами. На нижнем этаже находятся столовая и кухня, здесь же можно увидеть макет замка. Выше располагаются несколько комнат, открытых для посещения, и галерея, где представлены произведения искусства испанских реалистов. С третьего этажа можно пройти в древний донжон и полюбоваться красивым видом на дворцовые сады и долину Шер.

Хотя садами лучше любоваться во время неспешной прогулки — это отдельная достопримечательность. Хоакин Карвальо воссоздавал их по образу и подобию садов 16 и 18 столетий.

Сады расположены на трёх уровнях. На верхней террасе находятся Сад воды и Сад солнца, на средней - орнаментальный декоративный сад, лабиринт в стиле эпохи Возрождения и аптекарский сад. На самом нижнем уровне раскинулся живописный сад-огород.

Окруженный липами Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV с большим прудом в виде зеркала в центре. Струи фонтанов в саду напоминают королевские лилии.

Самый верхний в южной части замка — Сад солнца. Работы по его созданию были завершены нынешним владельцем замка Анри Карвальо весной 2008 года к 100 летнему юбилею начала воссоздания садов его прадедом Хоакином Карвальо. Сад солнца состоит из трёх частей. «Комнату облаков» образуют кустарники и растения с голубыми и белыми цветами. Фонтан в виде звезды окружает «солнечная комната», выдержанная в жёлтых и оранжевых тонах. И последняя «комната» — «детская» — игровая площадка для малышей среди яблонь.

Часть орнаментального декоративного сада, которая является как бы продолжением гостиных замка, называется Садами любви. Искусно подстриженный кустарник и цветы в четырех квадратах представляют различные формы этого чувства: Мимолётную, Страстную, Нежную и Трагическую любовь. С левого края, если смотреть на Сады любви с бельведера, можно увидеть три креста - Мальтийский, Баскский и Лангедокский, а также стилизованные лилии.

С другой стороны канала находится вторая часть декоративного сада — «музыкальный» салон, где форма стриженого кустарника напоминает некоторые струнные инструменты (лира, арфа), музыкальные ноты, канделябры для освещения партитуры.

Девять квадратов одинакового размера с различным геометрическим рисунком на нижнем уровне - это сад-огород, созданный по идеям знаменитого Андруэ дю Серсо.

Квадраты засажены овощами различных цветов: синий лук-порей, красная капуста и свёкла, зеленая ботва моркови, перец, баклажаны и другие; а также плодовыми деревьями, саженцами шиповника и цветами.

Французские садоводы XVI века объединили две традиции: монастырскую (монахи часто придавали грядкам геометрическую форму, часто форму креста) и итальянскую (декоративные элементы: беседки, фонтаны и цветочные клумбы). Такие сады-декоративные огороды и описывал знаменитый архитектор XVI века Андруэ дю Серсо, а Хоаким Карвальо в начале XX века воссоздал их.

В здании восстановлена обстановка XVIII в. С башни замка открывается вид на долины Луары и Шера. Подняться на крышу просто необходимо, чтобы иметь возможность окинуть взором все сады Вилландри.

Оригинальность Вилландри заключается не только в архитектурной новаторской концепции, но и также в использовании ландшафта, благодаря которому около замка выращены сады непревзойденной красоты, и которые находятся в полной гармонии с природой и камнем.

Иоахим Карвалло и его жена коллекционировали испанскую живопись XVII века - «золотой век» испанской живописи. И когда в 1906 году они приобрели Вилландри, то одной из целей было обретение места для коллекции, которая тогда приобрела большую известность. Вилландри владеет примерно 50 картинами и сегодняшние владельцы стремятся восстановить первоначальное собрание. Все произведения живописи относятся к испанскому реалистическому течению - великолепному сочетанию фламандских и итальянских образцов.

Одна из самых удивительных достопримечательностей замка - это Арабский потолок. Он был привезен из дворца князей де Македа, построенном в XV веке в Толедо. Этот дом имел 4 угловые гостиные, в каждой из которых был купол с деревянными разноцветными позолоченными кессонами. Дворец был разрушен в 1905 году.

Сейчас три потолка их этого дворца сохранены в крупнейших международных музеях. Ну а четвертый был привезен Иоахимом Карвалло в замок Вилландри в виде 3600 частей. Потребовался год, чтобы вновь сложить это головоломку. Этот испано-мавританский потолок в стиле мудехар был создан мавританскими мастерами для испанских владельцев и являет собой смешение декоративно-значимых элементов христианского и мавританского искусства. Францисканские бечевки, раковины Святого Жака из Компостеля, орнамент из цветов и геральдики суверенов объединяются с лепниной, позолотой и арабской вязью.

В столовой находится интересный камин, чья труба выполнена в виде пальмы.

Главное, ради чего стоит ехать в Вилландри, - это, несомненно, его сады. В них высажено 1150 лип, а общая длина живых изгородей составляет примерно 52 км. Ежегодно в садах пересаживается 250 тысяч саженцев цветов и овощей. Прополка происходит полностью вручную, чтобы не повредить очень хрупкие корни самшита. Цветы посажены таким образом, чтобы каждый сорт цвел в свой сезон, сменяя другие.

Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, в том числе виллы д’Эсте и Ланте, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника. Сады Вилландри как нельзя лучше отвечают этим требованиям.

Сады разбиты в трех уровнях. Самый верхний - первый уровень - это Водяной сад (Jardin d’eau) . Навеянный классицизмом, он размещается вокруг большого водяного пространства, созданного во форме зеркала Людовика XV. Зеркало — это пруд с редкими водяными растениями. Из пруда берется вода как для поливки, так и для функционирования фонтанов. Водяной сад - идеальное место для неспешных размышлений в жаркую погоду.

Второй уровень, лежащий на одном уровне с залами нижнего этажа, представляет собой Регулярный сад (Le jardin d’ornement) , состоящий из трех тематических площадок: Сад любви (Jardin d’amour), сад музыки (Jardin de la musique) и Сад лекарственных трав (Jardin des simples). Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих прихотливый орнамент.

Проектируя Сад любви , создатель парка хотел, чтобы живые изгороди олицетворяли виды любви. Их, по мнению автора, четыре.’

Нежная любовь - сердца, разделенные по углам огнями любовного пламени. В центре - маски, которые надевались на глаза во время балов и позволяли вести любые разговоры от самых серьезных, до самых откровенных.

Непостоянная (мимолетная) любовь - четыре веера по углам символизируют легкость чувств. Между этими веерами расположены рога измены. В центре - любовные письма или записки, которые ветреная женщина шлет своему возлюбленному. Доминирующий цвет этого квадрата - желтый, цвет измены.

Страстная любовь - сердца, но на этот раз разбитые страстью. Массивы самшиты запутаны и образуют лабиринт, также здесь присутствует намек на танец.

Трагическая любовь - рисунки представляют лезвия кинжалов и мечей, используемых на дуэлях, происходящих по причине соперничества в любви. Летом здесь цветут красные цветы - символ пролитой в борьбе крови

Второй сад — Сад музыки - символизирует различные музыкальные инструменты в оркестре. Большие треугольники представляют собой лиры, рядом с которыми фигурируют арфы. Между лирами - подсвечники для освещения музыкальной партитуры.

Третий сад — Сад лекарственных трав . Как и в средневековых садах, он располагается между огородом и церковью. Сад насчитывает более 30 видов пряных, лекарственных и ароматических трав. Все эти травы наши предки считали полезными для семейной жизни. Все их вы сможете опознать благодаря табличкам.

И, наконец, третий уровень - Огород (Рotager) , площадь которого 12,5 тыс кв. м. Он состоит из 9 квадратных грядок одинакового размера, но с разными геометрическими мотивами. Эти квадратные грядки засажены овощами, цвета которых сочетаются между собой (синий цвет лука-порея, красный цвет капусты и свеклы, зеленый нефрит морковной ботвы), чтобы создать впечатление разноцветной шахматной доски. Овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей.

Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: капуста - распущенность, тыква - плодовитость и т.д. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого растения.

Происхождение овощного сада восходит к Средневековью. Монахи в своих аббатствах любили располагать овощи в геометрических формах. Многочисленные кресты огорода Вилландри напоминают нам об этих монастырских корнях. Чтобы оживить сады, монахи добавляли розы. Посаженные симметрично, они, по старой традиции, символизируют монаха, вскапывающего овощной участок.

Итальянское влияние привносит в этот монастырский огород декоративные элементы: фонтаны, обвитые зеленью беседки, садовые грядки с цветами. Французские садоводы XVI века объединяют два этих течения - монастырское французское и итальянское и создают сад, который требовался им для роз и новых овощей, привезенных из Америки. Называют они это «декоративный огород». Именно это и было в проекте дю Серсо, на основе которого Карвалло создал современный огород.

Каждый год производится две посадки: одна весной, остающаяся с марта по июнь, вторая — летом, остающаяся с июня по октябрь. Каждый год используется примерно 40 видов овощей, относящихся к восьми ботаническим семействам. Здесь нельзя встретить картофеля, который является анахронизмом для сада XVI века. Расположение овощей меняется при каждой посадке при соблюдении, с одной стороны, необходимости гармоничного сочетания цвета и формы и, с другой стороны, садоводческих требований, в соответствие с которыми необходимо 3-летнее чередование посадок, чтобы не истощать почву. Орошение осуществляется вкопанной автоматической системой поливки.

За огородом открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Огород, возможно, самая необычная часть садового ансамбля Вилландри с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI в. были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки, неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией. Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции.

Не стоит забывать и о традиционных для Франции розах . Их очень много, они разноцветные и очень красивые. А передать словами стоящий в воздухе запах - невозможно, это что-то божественное. Хочется вдыхать аромат, стоящий в воздухе, полной грудью. Стоять и вдыхать. Фантастика!

Ради посещения этих уникальных садов приехать в Вилландри просто необходимо! В замке проводятся различные фестивали цветов. С расписанием событий вы можете ознакомиться на официальном сайте замка. Владельцы замка, наследники доктора Карвалло, скончавшегося в 1936 году, открыли в Вилландри школу садовых мастерво, существующую и по сегодняшний день.

Совет: не забудьте захватить с собой хлеб. В остатках рва, некогда окружавших замок, плавают весьма прожорливые рыбки!

В замке можно осмотреть столовую, лестницу и картинную галерею. Разумеется, никто из туристов не остается равнодушным при осмотре садов. При желании в замке можно организовать выставку или конференцию, семинар, забронировав место заблаговременно.

Добраться до замка Вилландри можно разными путями. Из Парижа на автомобиле по дороге А10 до Сомюра, а оттуда по дороге А85 до Вилландри. Поездом от станции Монпарнас до Тура, а оттуда на такси.
Из Нанта на машине по дороге А11, а затем по шоссе А85. Поездом до Тура или Сен-Пьер-де-Кора, далее на такси.
Из Тура кроме такси в июле и августе в Вилландри ходит и общественный транспорт. Рекомендуется так же воспользоваться велосипедом вдоль Луары по специальной дорожке.

Связаться с администрацией замка можно:
Tel: 02 47 50 02 09
Fax: 02 47 50 12 85

Франция: Замок Вилландри (замки Луары)

Замок Вилландри отличается от других замков Луары своими удивительными трёхуровневыми садами, аналогов которым нет больше нигде в мире!

Крепость Вилландри на этом месте стояла уже давно, именно здесь 4 июля 1189 года состоялась историческая встреча короля Франции Филиппа-Августа с английским монархом Генрихом II Плантагенетом, в результате которой было подписано мирное соглашение Азэ-лё-Ридо.


В XVI столетии здесь поселился Жан ле Бретон — личный секретарь Франциска I, следивший за возведением резиденций Шамбор и Фонтенбло.

Ощущая всю свою важность, ле Бретон решил устроиться поудобнее, для чего снёс все древние постройки кроме центрального донжона и возвёл на их месте шикарный ренессансный замок в форме подковы.


Строительство замка Вилландри было завершено в 1536 году, что делает его последним ренессансным замком, относящимся к долине реки Луары.

Внутренний двор нового замка, окружённый с двух сторон галереей аркад, выходит в сторону Луары, а оба его крыла до сих пор считаются образцом архитектуры Ренессанса.

Своими садами Вилландри также обязан королевскому секретарю, который достаточно долго пробыл в Италии в качестве посла, где изучил тонкости искусства озеленения по картинам итальянских художников эпохи Возрождения.

В итоге, взявшись за создание уникальных садов, не имеющих пока аналогов больше нигде во Франции, Ле Бретон создал поистине удивительную композицию, состоящую из трёх уровней…


На верхней, представляющей собой водное зеркало, террасе королевский секретарь разбил фруктовый сад с проходящими между деревьями уютными дорожками.


На средней террасе, размещённой примерно на уровне первого этажа замка, он устроил так назывемые "Сады любви", о которых речь пойдёт ниже.

На нижней террасе шотландец обустроил декоративный огород, на разноцветных клумбах которого тесно ютятся овощи, такие как тыква, капуста, морковь и свекла, и плодовые деревья, среди которых преобладают яблони и груши.


Отсюда открывается прекрасный вид на деревню с высокой колокольней романской церкви, а завершают пейзаж невысокие фонтаны в форме восьмиконечных звёзд, первоначально использовавшиеся для поливки растений и деревьев.


Одна из террас выходит к Павильону Аудиенций — своеобразной беседке, где можно спрятаться от жары.

Сады окружены каналом, служащим одновременно и для орошения, и для обрамления.


"Сады любви" Вилландри представляют собой 4 правильных квадрата: северо-западный высажен в форме поражённых стрелами сердец и олицетворяет страстную любовь; в северо-восточном квадрате высажены растения жёлтых оттенков, что должно изображать неверность; юго-западный сектор состоит из разделённых языками пламени сердец, символизируя нежные чувства; юго-восточный квадрат засажен остриями шпаг и кроваво-красными цветами, олицетворяя любовь трагическую. Завершают картину три больших ромбовидных массива на краю террасы, изображающие лангедокский, мальтийский и баскский кресты.


Пройдёмся ещё немного по садам Вилландри.



Замок Вилландри оставался в собственности семьи ле Бретона более двух столетий, вплоть до 1754 года, когда он перешёл во владение королевского посла маркиза де Кастеллана, который решил "пойти в ногу со временем" и обустроил интерьеры в стиле последней моды XVIII столетия. В итоге прекрасные колоннады на первом этаже были заменены безликими стенами кухонь и коридоров, а изящные ренессансные окна "разнообразили" арками и балконами.

Таким замок и дошёл бы до нашего времени, если бы не инициатива доктора Хоакима Карвальо, который решил вернуть неповторимый ренессансный облик Вилландри. Благодаря Карвальо, в 1906 году началась реставрация замка, в ходе которой окнам вернули первоначальный облик, восстановили колоннады первого этажа и заново пересадили роскошные сады. О прихотях маркиза де Кастеллана напоминают теперь лишь переделанные им интерьеры и южный фасад.

Пройдёмся немного по замковым интерьерам. Кстати, в большинстве комнат можно встретить такие вот стулья и кресла XVIII столетия, обитые шёлком со знаменитой фабрики в Туре, до сих пор занимающейся производством этой ткани.


Столовая, переделанная маркизом де Кастеллана в духе XVIII века потеряла в результате старые гобелены на стенах, которые были заменены панелями времён Людовика XV, а мраморный пол накрыли паркетом.

Спальни первого этажа традиционно предназначались для хозяина и для его гостей. Они также были отреставрированы, но восстановить удалось лишь интерьеры XVIII столетия, т.к. до нашего времени не сохранилось свидетельств о том, как эти комнаты выглядели до переделок Кастеллано.

Эта яркая комната в своё время принадлежала младшему брату Наполеона, принцу Жерому, который владел замком Вилландри в течение нескольких лет во время периода Империи. Соответственно, дизайн и мебель этой комнаты выполнены в имперском стиле: мебель из красного дерева, красные шелковые шторы и драпировки, а также военные знаки и копья на стенах.


А в этой спальне жила жена доктора Карвальо, Энн Коулман. Здесь можно увидеть портреты трех из шести детей пары.


По углам резиденции Вилландри находятся четыре гостиных комнаты, купол каждой из которых был уникален. Потолок восточной гостиной был создан в Толедо в XV столетии и представляет собой узор из многожества слоёв древесины, покрытых позолотой.

Во время реставрации Хоакима Карвальо, во дворце восстановили только один из этих потолков, остальные три украшают сегодня выставки престижных международных музеев.


Потребовался целый год, чтобы повторно собрать этот потолок от 3 600 отдельных частей. Построенный в мудехарском стиле мавританскими мастерами для своих испанских покровителей, этот потолок комбинирует декоративные элементы как христианского, так и мавританского искусства: францисканские шнуры, ракушки, цветы и королевские гербы перемешаны с причудливыми узорами, позолотой и арабесками.

Башня замка позволяет посмотреть на сад Вилландри с высоты птичьего полёта. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на долину, по которой Луара и Шер протекают параллельно в течение почти пятнадцати километров. Этот пейзаж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.