Рыночная площадь краков польша. Старый город и Рыночная площадь — сердце древнего Кракова. Жители города были потрясены такой развязкой, решили башню младшего брата не достраивать, а просто её накрыли ренессансным кровом. Нож же повесили в Сукеннице, там

Адрес: Польша, г. Краков
Координаты: 50°03"42.5"N 19°56"14.8"E

Содержание:

Краткое описание

Для поляков древний город Краков - это не только колыбель государственности, но и хранитель польской истории, увековеченной в камне. Краков чудом уцелел в годы Второй мировой войны и в 1978 году был признан ЮНЕСКО Всемирным достоянием человечества .

Вид на Рыночную площадь с башни Мариацкого костёла

Древний Краков возник у подножия Вавельского холма в IX веке, на месте поселения племени вислян. Первое упоминание об этом городе принадлежит арабскому купцу Ибрагиму ибн Якубу, посетившему здешние места в 965 году. Якуб восхищался «Кароко» как крупным торговым центром, чьи связи простираются вплоть до «руссов и Константинополя».

Бурное развитие Кракова началось около 1000 года, когда первый коронованный правитель Польши Болеслав I Храбрый построил на холме Вавель королевскую резиденцию, воздвиг рядом с ней кафедральный собор и учредил краковское епископство. В 1252 году Краков получил магдебургское право (то есть право на самоуправление), имел собственный магистрат и суд. В 1275 году, в соответствии с указом князя Болеслава V Стыдливого Краков приобрёл регулярную планировку с Рыночной площадью в центре и геометрической сеткой улиц.

Главный Рынок

Наивысшего расцвета Краков достиг в XIV - XVI веках, когда он официально был столицей Польского государства и местом коронации монархов. «Золотой век» города закончился в 1569 году, после того как Польша и Литва подписали Люблинскую унию об объединении земель. Краков оказался на окраине нового государства, которое теперь называлось Речью Посполитой. Пожар в Вавельском замке послужил толчком к переносу столицы, и в 1596 году король Сигизмунд III вместе с магнатами переехал в Варшаву, которая как раз и находилась в центре новой державы. Хотя Краков утратил статус столичного города, он оставался «королевским», так как вплоть до XVIII века в Вавельском соборе венчались на царство польские короли.

Мариацкий костёл

Достопримечательности Старого Кракова

Все дороги Старого Кракова ведут к Рыночной площади, которая по-польски называется просто «Rynek» («Рынок») . Это своеобразная «парадная гостиная» города, где собираются туристы и горожане. Сами поляки гордятся, что главная площадь Кракова размером 200х200 метров является одной из крупнейших в Европе . Рыночный ансамбль сохранил планировку тех времён, когда Краков торговал со всей Европой, и по его улочкам шествовали послы и монархи, багдадские купцы и сарацины.

В центре площади возвышается здание бывших Суконных рядов с великолепными стрельчатыми арками в неоготическом стиле. В Средневековье в этих помещениях торговали сукном, а сейчас на первом этаже Сукенниц разместилась ярмарка с янтарными и серебряными изделиями. Второй этаж здания занимает Национальный музей Кракова с коллекцией картин, скульптур и монет XIV - XX веков.

Церковь Святого Адальберта

Сразу за Краковскими рядами стоит Башня городской ратуши. Когда-то на первом этаже ратуши хранилась краковская казна, а в мрачных подземельях томились узники. Возле Рынка, на прилегающей Мариацкой площади возвышается Мариацкий костёл. Величественный готический фасад храма состоит из двух башен разной высоты. Первый костёл на этом месте был построен в 1221 году, но вскоре уничтожен татарами. Нынешняя постройка являются третьей по счёту и датируется XIV веком. С Мариацким храмом связана трагическая легенда. Она гласит, что трубач, несущий дозор на башне костёла, первым заметил приближение вражеских войск Батыя и успел подать сигнал тревоги. Но едва краковянин начал трубить, как был сражен татарской стрелой, пронзившей ему горло. С тех пор в память о подвиге трубача каждый час на башне костёла звучит мелодия, заканчивающаяся на той ноте, на которой оборвалась жизни героя.

Памятник Адаму Мицкевичу

Также Мариацкий храм примечателен древними реликвиями - алтарём и распятием в позднеготическом стиле, к созданию которых приложил руку великий немецкий скульптор Вит Ствош. Вырезанный из липы алтарь состоит из центрального панно с изображением коронования Девы Марии Пресвятой Троицей и четырёх створок, на которых увековечены сцены из жизни Богородицы. Высота фигур на главном панно достигает 2,80 метров, что делает алтарь Вит Ствоша одним из крупнейших в средневековой Европе. Напротив костёла, перед Суконными рядами установлен памятник поэту Адаму Мицкевичу. Периметр Рыночной площади плотным кольцом окружают кафе и старинные дома, каждый из которых имеет свою историю. Например, в доме под номером 9 состоялось бракосочетание Лжедмитрия и Марины Мнишек, а в доме №16, что слева от улицы Гродской, разместился ресторан «У Вежинка».

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Рыночная площадь , появившаяся в ещё в XIII веке, является одной из самых больших на территории Европы. Она выполнена в форме неправильного квадрата со сторонами протяжённостью около 200 метров, которые обрамляют здания, построенные в средние века. Это место считается знаковой достопримечательностью древней столицы и въезд автомобилям сюда запрещён, поэтому гости и жители города могут спокойно наслаждаться архитектурными прелестями, озираясь по сторонам лишь затем, чтобы выбрать очередной объект для восхищения. За долгие годы своего существования площадь неоднократно меняла свой внешний облик, но всегда оставалась лицом Кракова. На картах и путеводителях она сегодня обозначается как Rynek Glowny, а местные жители часто называют её просто «Рынок».

Среди главных сооружений Рыночной площади выделяются , костел Святого Войцеха, дворец Збараских, и здание Сукенницы, известное также как . Сегодня, оно по-прежнему выполняет свои основные функции. Впрочем, помимо того, что Сукеннице является важной торговой артерией города, с массой магазинов и сувенирных лавочек, оно ещё служит популярным местом для ценителей прекрасного. Дело в том, что на втором этаже здания размещается галерея национальной живописи, с выставленными в её залах картинами польских мастеров XVIII-XIX столетий. Прямо перед Сукеннице возвышается памятник известному поэту Адаму Мицкевичу. Ещё одной интересной скульптурой, заслуживающей внимания, служит произведение под названием «Связанный Эрос», представляющее собой огромную голову, перемотанную широкими лентами, высотой свыше 2 метров и шириной 3,7 метра.

На участке между костёлом Святого Войцеха и южным углом Сукенниц, выделяется изящная мраморная плита, указывающая на то место, где много лет назад, первый герцог Пруссии - Альбрехт Гогенцоллерн, публично принёс присягу на верность Польше. Также, на Рыночной площади расположен самый известный в стране кабачок для аристократов – «Пивница под баранами», на радость любителей «чего-нибудь покрепче».

В разные годы «Рынок» становился свидетелем немаловажных исторический событий, с коронациями, казнями и официальными торжествами. В наши дни, Рыночная площадь по-прежнему является знаковой достопримечательностью Кракова и вызывает повышенный туристический ажиотаж. Тут назначают встречи, прогуливаются, фотографируются на фоне старинных средневековых зданий и даже катаются на настоящей карете, запряжённой лошадьми. Приехать сюда и не посетить это место, всё равно, что не побывать в городе вообще, поэтому любой экскурсионный маршрут по бывшей столице

Менеджер по продажам туров

Агентство «Амалдан тур»

7 495 642-41-02

Заказать звонок Оставить заявку

Рыночная площадь, или Площадь Главного рынка в Кракове, - одна из самых больших средневековых площадей в Европе.

Она была построена в 1257 году и для того времени была очень большой, но постепенно обрастала новыми строениями и вписалась в городской ландшафт. Планировка площади сохранилась с 13 века без изменений - это слегка неправильный квадрат со сторонами 200 метров, от каждой стороны которого отходят по три улицы, ведущие к входным воротам Кракова. Окружающие площадь здания были возведены в 14-15 веках, но со временем не раз подвергались перестройкам, поэтому сейчас мы видим фасады в классическом стиле 17-19 веков, в которых сохранилось много архитектонических фрагментов эпохи Возрождения и барокко: порталы, перекрытия, аттики, галереи внутренних дворов.

Рыночная площадь стал торговым центром, где находилось место для ремесленников самых разных специальностей: здесь был соляной ряд, угольный, рыбный, хлебный, и т.п. Кроме торговой функции площадь стала выполнять роль центральной в городе, она ни раз становилась свидетелем важнейших исторический событий, здесь проходили даже казни. Например, здесь после коронации королю приносили клятву мещане.

С началом XIX века, когда в город приходят австрийские власти, рыночная площадь становится просто украшением города. На площади было оставлено только обновлённое здание Суконных рядов (Сукенниц) и башня ратуши. Обновляются фасады домов, убирается кладбище возле Мариацкого костёла.

Среди главных нынешних достопримечательностей площади - Сукеннице, Ратушная башня, костел Св. Войцеха, дворец Збараских, дворец «Под баранами», памятник Адаму Мицкевичу и, в первую очередь, Мариацкий костел.

Сейчас площадь и прилегающие к ней улицы закрыты для транспорта и превратились в место пешеходных прогулок. На западной части площади есть возможность прокатиться в экипаже. Кафетерии, трактиры и рестораны, музеи и учреждения культуры, размещенные на Главном Рынке, вместе с историческими достопримечательностями привлекают себя туристов всего мира.

Форма у неё квадратная, метров 200 х 200. Появилась площадь где-то в конце 13 века, во времена, когда Краков был столицей Королевства Польского. Тогда на площади было много рыночных павильонов — отсюда и её название.

С каждой стороны к площади прилегает по три улицы, соединяющие её с входными воротами в Краков. По периметру стоят бывшие богатые купеческие дома, теперь там рестораны и кафе.

Бывшие купеческие дома

Рыночная площадь красивая достопримечательность Кракова. Она полностью пешеходная, если не считать нарядных карет с лошадьми. А их здесь очень много, такое ощущение, что ты находишься , где тоже любят катать туристов по городу на лошадях.

Эх, прокачу

Здесь же стоит и памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу.

Памятник Адаму Мицкевичу

Посредине площади разместилось симпатичное двухэтажное здание Сукеннице. Когда-то в средневековье в нём торговали сукном, отсюда и название. Сейчас в Сукеннице на первом этаже тоже торгуют, но в большинстве сувенирами. А второй этаж отдан под музей живописи.

Сукеннице

Сразу за Сукеннице возвышается 70-ти метровая Ратуша Кракова. Представляет собой довольно массивную и высокую башню со смотровой площадкой на 50-ти метровой высоте. Ратуша слегка покосилась – такая себе «пизанская башня по-краковски», с отклонением от вертикальной оси в 55 см.

Ратуша Кракова

Почему она так покосилась? Дело в том, что здание городской Ратуши возводили из кирпича и камня. Простояв на площади более 600 лет, оно пострадало от пожара, вызванного грозой. Пришлось часть здания разобрать, оставили только башню, старательно укрепив её.
Раньше в ней заседал городской совет, находилась казна и суд, а в подземельных казематах мучились узники. Сейчас в Ратуши разместился исторический музей. История Кракова очень богата, поэтому много и исторических экспонатов. Часть их находится в подземельях под самой площадью, занимая 6 тыс. квадратных метров.
Повседневная жизнь на площади протекает мирно и спокойно. Жители и гости города любят посидеть в уличных ресторанчиках.

В уличных ресторанчиках уютно и всегда тепло

А молодёжь удобно устраивается на площади и кормит голубей, которых никто не прогоняет. Ведь по старинной легенде это вовсе и не голуби, а заколдованные воины, ждущие своего перевоплощения.

Повседневная жизнь

Многих привлекает симпатичная скульптура баранчика, играющего на дуде. Интересно, о чём он играет?

Играющий баранчик

Рыночная площадь Кракова радует взгляд красивыми костёлами. Их два: приземистый костёл Святого Войцеха, и Мариацкий костёл, который примыкает к площади.
Мариацкий костёл привлек наше внимание необычной асимметрией двух высоченных симпатичных башен. Они разной высоты: одна 82 метровая, увенчанная готическим шлемом и короной. Другая 69 метровая, в ней колокольня.
Почему башни такие разные? По этому поводу у поляков есть свои интересные легенды.

Легенды башен Мариацкого костёла

Башни Мариацкого костёла

По одной из них Мариацкий костёл строили две влиятельные в Кракове семьи. Каждая боролась за своё превосходство и строила свою башню. Был уговор – чья башня окажется выше и надёжнее, та семья и будет иметь в городе большее влияние.
Возникающие вопросы в строительстве часто сталкивали лбами две семьи, но как не крути, многое приходилось решать совместно. Поэтому семьи поразмыслив, решили объединиться, поженив своих детей. Договорились, что башни костёла будут достраивать их дети, а кто победит, тот будет главенствовать в их альянсе.
Каждый глава семейства надеялся, что его чадо выиграет договор. Отец сына был уверен, что их род будет иметь победу, так как строительство всё-таки дело мужских рук. Но отец дочери, зная её характер, ничуть не сомневался, что их семья в этом споре даст фору кому угодно.

Так и получилось – молодая жена так старательно ублажала ночью своего мужа, что у того совсем не оставалось сил что-либо делать. Вот он днём и почивал, а башня жены всё росла и росла. И хотя спор выиграла семья дочери, для молодой пары его результат абсолютно стал безразличен, ведь они крепко и нежно полюбили друг друга, а это было гораздо важнее всякого превосходства.

Фрагмент фасада Мариацкого костёла

Другая легенда рассказывает о двух братьях каменщиках, которые подрядились строить костёл. Каждый строил свою башню. У старшего брата она выросла быстрее, а младший брат строил дольше, но надёжнее. Вот старшему брату стало и завидно, что младший превосходит его в мастерстве, и он в порыве злобы ножом убил своего брата. Но не смог пережить содеянного, и бросился с башни вниз.

Жители города были потрясены такой развязкой, решили башню младшего брата не достраивать, а просто её накрыли ренессансным кровом. Нож же повесили в Сукеннице, там он и хранится.

Трубач и символ Кракова — хейнал

В те времена башни служили вместо сторожевых вышек. Каждый день трубач поднимался на них и оглядывал окрестности – всё ли в их местности спокойно.
В один день юный страж заметил приближающихся на лошадях татар. Трубач протрубил, чтобы предупредить жителей города об опасности, но его песня резко оборвалась — горло было пронзено коварной стрелой врага.
Тогда Польша пала под игом монголо-татар и на долгие годы потеряла свою свободу. Но каждый день на башню поднимался трубач и трубил начатую песню юного стража, обрывая её на том же месте.

Песня (хейнал) стала своеобразным символом для поляков. Они верили, что смогут вернуть свою независимость тогда, когда их хейнал прозвучит с самого высокого минарета Самарканда. Правда или нет, но наступило время, и как гласит легенда, польский трубач всё-таки проиграл с минарета мелодию (хейнал) с самого начала и до конца. Вскоре после этого Польша стала опять независимой.

Песня-талисман звучала даже во времена всех последующих воен, которые выпали на долю Польши.
Звучит она каждый час и сейчас. С самого высокого окна башни трубач трубит на четыре стороны. Закончив играть, он приветственно машет рукой всем, кто его слушает и видит. Для туристов это хороший знак, дающий надежду в скором времени опять посетить славный город Краков.

На Рыночной площади Кракова

Продолжая свою прогулку, я дошел до рыночной площади. Сразу почувствовал, что попал в центр туристической зоны города. Каких только вариантов потратить свои денежные накопления не предоставляет Рыночная площадь. Здесь и возможность прокатиться в красивом экипаже, запряженным парой красивых лошадей, и маленькие экскурсионные автобусы, и кинуть монетку живой скульптуре, и множество кафешек по периметру площади.
Начнем с главного строения площади, являющегося визитной карточкой города, Мариацкого костела. Церковь Успения Пресвятой Девы Марии, в просторечии Мариацкий костёл - католическая церковь готической архитектуры, фасад которого состоит из двух высоких башен. Одна из них, высотой 80 метров, в средневековье считалась сторожевой.

Каждый час с этой башни трубач играет мелодию (хейнал), с XIV века означающую сигнал о пожаре или грозящем городу нападению врагов. Трубач и сейчас играет с этой башни каждый час. В этом же месте находится и смотровая площадка.
Готические витражи собора считаются одними из ценнейших в Польше. В 1962 году костел получил титул малой базилики. Согласно информации с сайта краков.ру войти туристам в костел можно только через специальный вход и за деньги. Искал я этот вход долго, но так и не нашел, поэтому вошел в центральный вход вместе с местными прихожанами, сделал несколько кадров и получил вот такие фотографии.
Далее обошел я костел с правой стороны и попал на небольшую Мариацкую площадь. На ней стоит фонтан с фигуркой, изображающей бедного студента - жака. Этот фонтан - подарок городу краковских ремесленников; поставлен в 1958 году. Фигура скопирована с алтаря Вита Ствоша.
Надо сказать, что в средние века, здесь находилось церковное кладбище (как и положено при каждом костёле). И только когда в город пришли австрийцы - они решили "навести порядок" и убрать кладбище с центральной площади.
В центре того кладбища находилась часовня, на месте которой потом был построен костёл Св. Барбары.
Войти в костел можно через центральный вход. В средние века Мариацкий костёл содержался за счёт пожертвований богатых горожан. Вавельский костёл был королевским, а здесь собирались богатые мещане. Среди богатых семей города было примерно поровну поляков и немцев, поэтому к концу XIV века службы в Мариацком костёле проходили на двух языках: польском и немецком. А затем и вовсе только на немецком, а службы на польском перенесли в соседний костёл Св. Барбары.
Ситуация изменилась лишь в 1537 году когда краковское мещанство было "полонизировано".
Проходила "полонизация" весьма своеобразно: богатые семьи были поставлены перед выбором - либо они начинают говорить по-польски, либо им в Кракове не место. Как видите, "волевые решения" - далеко не советское изобретение. :-)
Таким образом, теперь уже службы на немецком языке были перенесены в соседний костёл Св. Барбары. Где иногда они проходят и по сей день.
Легенда гласит, что костел Св. Барбары был построен из "излишков" материала, которые остались от строительства Мариацкого костёла. И даже строили его строители Мариацкого костёла в качестве "халтуры" в свободное время.
Однако на самом деле этот костёл был построен в 1394-1399 годах.
Около западного входа находится резной готический вертоград XV в. Внутри костёла находятся картины кисти Томазо Долабеллы, представляющие сцены из жизни св. Франциска Ксаверия, св. Франциска Борджиа и страдания св.Екатерины. Под костёлом похоронен ксёндз Якуб Вуек, переводчик Библии, умерший в 1597 г.
Если обойти костел слева, то через симпатичный закоулок можно попасть на Малый Рынок. Появившийся уже в 1257 году, он изначально выполняло роль вспомогательного торжища в Кракове. Сперва здесь торговали исключительно мясом и знаменитыми краковскими колбасами, а с прошлого века - и овощами. Мостовая площади имеет небольшой уклон в южную сторону. С востока она замкнута рядом средневековых строений, с запада - зданиями, входящими в ансамбль костела Св. Барбары.
Летом краковский Малый Рынок превращается в небольшой кафетерий под открытым небом, с многочисленными столиками разноцветными зонтиками, где можно позволить себе небольшую паузу, не теряя при этом контакта с краковскими достопримечательностями. В холодную или дождливую погоду к услугам гостей города - рестораны, кафе и трактиры на первых этажах зданий.
Возвращаемся обратно и Мариацкого костела встречаем вот эту женщину, все в белом. Это "Белая дама" не просто "живая фигура" - это персонаж краковской легенды. По преданию, встреча с приведением белой дамы сулит несчастье. Живое воплощение - более безобидно, единственная опасность, которая вас подстерегает - быть вымазанным белой краской. Как и подобает приведению, выбранную жертву (обычно это местные мальчишки) "белая дама" может преследовать довольно долго.
А далее перед нами памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу. В основании памятника - 4 аллегорические фигуры: в сторону ул. Sienna - Отчизна, ул. Florianska - наука, к Сукенницам - мужество, и к костёлу Св. Войчеха - поэзия.
Памятник, который мы видим - копия. Когда город заняли немцы, то начали уничтожение польской культуры со сноса памятников великим полякам. Этот памятник снесли в 1940 году немцы снесли памятник; а восстановили его в 1955 году в сотую годовщину со дня смерти поэта.
Сразу за памятником находится один из старейших памятников архитектуры Кракова - Сукенницы. Название этого сооружения происходит от слова «сукно», т.к. эти ряды были построены специально для торговли этим товаром. Указ о строительстве данного сооружения был отдан королем Болеславом V Стыдливым в середине XIII в. Постройка представляла собой несколько суконных рядов, соединенных под одной крышей. Современное здание было построено в XIV веке королём Казимиром Великим. После пожара 1555 году оно было перестроено, появились различные украшения, маскароны (маски).
Говорят, что прообразами для маскаронов послужили лица городских начальников (видимо, в те годы начальство тоже не особенно жаловали).
Современный облик Сукенницы приобрели 1879 году после реконструкции под руководством архитектора Томаша Прилинского, когда к ним были пристроены аркадные ряды.
Внутри Сукенниц сегодня располагаются сувенирные лавки, а на втором этаже находится экспозиция национального музея (открыта в 1879 году); вход в нее находятся справа от центральной арки со стороны Мариацкого костела. На дверях висит список всех музеев старого города с указанием адресов, режима работы и ценами билетов.
Кроме сувенирных лавок на первом этаже в здании находится несколько кафе и ресторанов.
В арке Сукенниц, выходящей к памятнику, висит нож. По легенде этим ножом зарезал своего брата один из строителей Мариацкого костёла (впрочем, я обещал не рассказывать здесь эту легенду).
По другому преданию этим ножом ворам отрезали уши. Т.е. в первый раз отрезали волосы (в те времена волосы у мужчин были длинные, их не стригли почти налысо, как сейчас), и сразу было видно: кто без волос - тот вор. Ну а ели волосы уже были отрезаны - тогда уже отрезали уши.
Самая необычная достопримечательность на Рыночной площади, которая немного диссонирует с окружающей архитектурой – это творение Игоря “Связанный Эрос” (Eros Bendato). Этот памятник представляет собой огромную голову в 3,7 м шириной и 2,25 м высотой.
А рядом находится еще один самый узнаваемый объект города - Ратушная башня. Горожане сравнивают ее с Пизанской башнью. Причина в наклоне башни. Хотя наклон составляет всего 55 см (если считать от основания), но из-за большой высоты (70 м), этот относительно небольшой наклон очень хорошо заметно и это и привлекает толпы туристов, желающих обязательно сфотографироваться на её фоне. Ходит много легенд, рассказывающих о таинственном наклоне Ратушной башни, однако единственным правильным объяснением является тот факт, что в 1703 году сильный ветер вызвал небольшое отклонение перпендикулярности башни. С тех пор угол наклона понемножку увеличивается.
Сегодня в ней располагается отдел музея истории Кракова (открыт только летом), а в подвалах находится театральная сцена. Кроме того, на башню можно подняться, и полюбоваться городом с её выстоты.
Поблизости от башни ратуши установлена памятная плита на месте, где 24 марта 1794 года принес присягу на верность народу предводитель народного восстания Тадеуш Костюшко.
А в 1918 году, с обретением Польшей независимости, у подножья ратуши были сложены символы уходящей австрийской власти.
Чуть дальше, за ратушей находится стеклянная копилка для сбора пожертвований - Skarbonka [скарбонка]. Это место также популярно у краковян как место встреч. Когда краковянин говорит о встрече "pod skarbonka" [под скарбонкон] - они имеет ввиду именно эту копилку.
Но вернёмся снова на другую строну Сукенниц. Напротив ратуши вы видите низкое здание костёла Св. Войчеха. Здесь читал свои проповеди Св. Войчех.
Это один из самых старых Краковских костелов, построенный в конце XI века. Сегодня основная его часть находится под землей, но когда-то он стоял нормально, так что вы можете представить себе высоту Рыночной площади в те времена. В XVII веке костёл получил барочный купол.
В подземельях костела сейчас располагается экспозиция археологического музея, посвященная истории Рыночной площади. Экспозиция очень небольшая и особого интереса не вызывает. Дома по периметру площади осмотрим в следующей части.