Главный рынок краков. Рыночная площадь. В те времена башни служили вместо сторожевых вышек. Каждый день трубач поднимался на них и оглядывал окрестности – всё ли в их местности спокойно

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Рыночная площадь , появившаяся в ещё в XIII веке, является одной из самых больших на территории Европы. Она выполнена в форме неправильного квадрата со сторонами протяжённостью около 200 метров, которые обрамляют здания, построенные в средние века. Это место считается знаковой достопримечательностью древней столицы и въезд автомобилям сюда запрещён, поэтому гости и жители города могут спокойно наслаждаться архитектурными прелестями, озираясь по сторонам лишь затем, чтобы выбрать очередной объект для восхищения. За долгие годы своего существования площадь неоднократно меняла свой внешний облик, но всегда оставалась лицом Кракова. На картах и путеводителях она сегодня обозначается как Rynek Glowny, а местные жители часто называют её просто «Рынок».

Среди главных сооружений Рыночной площади выделяются , костел Святого Войцеха, дворец Збараских, и здание Сукенницы, известное также как . Сегодня, оно по-прежнему выполняет свои основные функции. Впрочем, помимо того, что Сукеннице является важной торговой артерией города, с массой магазинов и сувенирных лавочек, оно ещё служит популярным местом для ценителей прекрасного. Дело в том, что на втором этаже здания размещается галерея национальной живописи, с выставленными в её залах картинами польских мастеров XVIII-XIX столетий. Прямо перед Сукеннице возвышается памятник известному поэту Адаму Мицкевичу. Ещё одной интересной скульптурой, заслуживающей внимания, служит произведение под названием «Связанный Эрос», представляющее собой огромную голову, перемотанную широкими лентами, высотой свыше 2 метров и шириной 3,7 метра.

На участке между костёлом Святого Войцеха и южным углом Сукенниц, выделяется изящная мраморная плита, указывающая на то место, где много лет назад, первый герцог Пруссии - Альбрехт Гогенцоллерн, публично принёс присягу на верность Польше. Также, на Рыночной площади расположен самый известный в стране кабачок для аристократов – «Пивница под баранами», на радость любителей «чего-нибудь покрепче».

В разные годы «Рынок» становился свидетелем немаловажных исторический событий, с коронациями, казнями и официальными торжествами. В наши дни, Рыночная площадь по-прежнему является знаковой достопримечательностью Кракова и вызывает повышенный туристический ажиотаж. Тут назначают встречи, прогуливаются, фотографируются на фоне старинных средневековых зданий и даже катаются на настоящей карете, запряжённой лошадьми. Приехать сюда и не посетить это место, всё равно, что не побывать в городе вообще, поэтому любой экскурсионный маршрут по бывшей столице

Продолжая свою прогулку, я дошел до рыночной площади. Сразу почувствовал, что попал в центр туристической зоны города. Каких только вариантов потратить свои денежные накопления не предоставляет Рыночная площадь. Здесь и возможность прокатиться в красивом экипаже, запряженным парой красивых лошадей, и маленькие экскурсионные автобусы, и кинуть монетку живой скульптуре, и множество кафешек по периметру площади.
Начнем с главного строения площади, являющегося визитной карточкой города, Мариацкого костела. Церковь Успения Пресвятой Девы Марии, в просторечии Мариацкий костёл - католическая церковь готической архитектуры, фасад которого состоит из двух высоких башен. Одна из них, высотой 80 метров, в средневековье считалась сторожевой.

Каждый час с этой башни трубач играет мелодию (хейнал), с XIV века означающую сигнал о пожаре или грозящем городу нападению врагов. Трубач и сейчас играет с этой башни каждый час. В этом же месте находится и смотровая площадка.
Готические витражи собора считаются одними из ценнейших в Польше. В 1962 году костел получил титул малой базилики. Согласно информации с сайта краков.ру войти туристам в костел можно только через специальный вход и за деньги. Искал я этот вход долго, но так и не нашел, поэтому вошел в центральный вход вместе с местными прихожанами, сделал несколько кадров и получил вот такие фотографии.
Далее обошел я костел с правой стороны и попал на небольшую Мариацкую площадь. На ней стоит фонтан с фигуркой, изображающей бедного студента - жака. Этот фонтан - подарок городу краковских ремесленников; поставлен в 1958 году. Фигура скопирована с алтаря Вита Ствоша.
Надо сказать, что в средние века, здесь находилось церковное кладбище (как и положено при каждом костёле). И только когда в город пришли австрийцы - они решили "навести порядок" и убрать кладбище с центральной площади.
В центре того кладбища находилась часовня, на месте которой потом был построен костёл Св. Барбары.
Войти в костел можно через центральный вход. В средние века Мариацкий костёл содержался за счёт пожертвований богатых горожан. Вавельский костёл был королевским, а здесь собирались богатые мещане. Среди богатых семей города было примерно поровну поляков и немцев, поэтому к концу XIV века службы в Мариацком костёле проходили на двух языках: польском и немецком. А затем и вовсе только на немецком, а службы на польском перенесли в соседний костёл Св. Барбары.
Ситуация изменилась лишь в 1537 году когда краковское мещанство было "полонизировано".
Проходила "полонизация" весьма своеобразно: богатые семьи были поставлены перед выбором - либо они начинают говорить по-польски, либо им в Кракове не место. Как видите, "волевые решения" - далеко не советское изобретение. :-)
Таким образом, теперь уже службы на немецком языке были перенесены в соседний костёл Св. Барбары. Где иногда они проходят и по сей день.
Легенда гласит, что костел Св. Барбары был построен из "излишков" материала, которые остались от строительства Мариацкого костёла. И даже строили его строители Мариацкого костёла в качестве "халтуры" в свободное время.
Однако на самом деле этот костёл был построен в 1394-1399 годах.
Около западного входа находится резной готический вертоград XV в. Внутри костёла находятся картины кисти Томазо Долабеллы, представляющие сцены из жизни св. Франциска Ксаверия, св. Франциска Борджиа и страдания св.Екатерины. Под костёлом похоронен ксёндз Якуб Вуек, переводчик Библии, умерший в 1597 г.
Если обойти костел слева, то через симпатичный закоулок можно попасть на Малый Рынок. Появившийся уже в 1257 году, он изначально выполняло роль вспомогательного торжища в Кракове. Сперва здесь торговали исключительно мясом и знаменитыми краковскими колбасами, а с прошлого века - и овощами. Мостовая площади имеет небольшой уклон в южную сторону. С востока она замкнута рядом средневековых строений, с запада - зданиями, входящими в ансамбль костела Св. Барбары.
Летом краковский Малый Рынок превращается в небольшой кафетерий под открытым небом, с многочисленными столиками разноцветными зонтиками, где можно позволить себе небольшую паузу, не теряя при этом контакта с краковскими достопримечательностями. В холодную или дождливую погоду к услугам гостей города - рестораны, кафе и трактиры на первых этажах зданий.
Возвращаемся обратно и Мариацкого костела встречаем вот эту женщину, все в белом. Это "Белая дама" не просто "живая фигура" - это персонаж краковской легенды. По преданию, встреча с приведением белой дамы сулит несчастье. Живое воплощение - более безобидно, единственная опасность, которая вас подстерегает - быть вымазанным белой краской. Как и подобает приведению, выбранную жертву (обычно это местные мальчишки) "белая дама" может преследовать довольно долго.
А далее перед нами памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу. В основании памятника - 4 аллегорические фигуры: в сторону ул. Sienna - Отчизна, ул. Florianska - наука, к Сукенницам - мужество, и к костёлу Св. Войчеха - поэзия.
Памятник, который мы видим - копия. Когда город заняли немцы, то начали уничтожение польской культуры со сноса памятников великим полякам. Этот памятник снесли в 1940 году немцы снесли памятник; а восстановили его в 1955 году в сотую годовщину со дня смерти поэта.
Сразу за памятником находится один из старейших памятников архитектуры Кракова - Сукенницы. Название этого сооружения происходит от слова «сукно», т.к. эти ряды были построены специально для торговли этим товаром. Указ о строительстве данного сооружения был отдан королем Болеславом V Стыдливым в середине XIII в. Постройка представляла собой несколько суконных рядов, соединенных под одной крышей. Современное здание было построено в XIV веке королём Казимиром Великим. После пожара 1555 году оно было перестроено, появились различные украшения, маскароны (маски).
Говорят, что прообразами для маскаронов послужили лица городских начальников (видимо, в те годы начальство тоже не особенно жаловали).
Современный облик Сукенницы приобрели 1879 году после реконструкции под руководством архитектора Томаша Прилинского, когда к ним были пристроены аркадные ряды.
Внутри Сукенниц сегодня располагаются сувенирные лавки, а на втором этаже находится экспозиция национального музея (открыта в 1879 году); вход в нее находятся справа от центральной арки со стороны Мариацкого костела. На дверях висит список всех музеев старого города с указанием адресов, режима работы и ценами билетов.
Кроме сувенирных лавок на первом этаже в здании находится несколько кафе и ресторанов.
В арке Сукенниц, выходящей к памятнику, висит нож. По легенде этим ножом зарезал своего брата один из строителей Мариацкого костёла (впрочем, я обещал не рассказывать здесь эту легенду).
По другому преданию этим ножом ворам отрезали уши. Т.е. в первый раз отрезали волосы (в те времена волосы у мужчин были длинные, их не стригли почти налысо, как сейчас), и сразу было видно: кто без волос - тот вор. Ну а ели волосы уже были отрезаны - тогда уже отрезали уши.
Самая необычная достопримечательность на Рыночной площади, которая немного диссонирует с окружающей архитектурой – это творение Игоря “Связанный Эрос” (Eros Bendato). Этот памятник представляет собой огромную голову в 3,7 м шириной и 2,25 м высотой.
А рядом находится еще один самый узнаваемый объект города - Ратушная башня. Горожане сравнивают ее с Пизанской башнью. Причина в наклоне башни. Хотя наклон составляет всего 55 см (если считать от основания), но из-за большой высоты (70 м), этот относительно небольшой наклон очень хорошо заметно и это и привлекает толпы туристов, желающих обязательно сфотографироваться на её фоне. Ходит много легенд, рассказывающих о таинственном наклоне Ратушной башни, однако единственным правильным объяснением является тот факт, что в 1703 году сильный ветер вызвал небольшое отклонение перпендикулярности башни. С тех пор угол наклона понемножку увеличивается.
Сегодня в ней располагается отдел музея истории Кракова (открыт только летом), а в подвалах находится театральная сцена. Кроме того, на башню можно подняться, и полюбоваться городом с её выстоты.
Поблизости от башни ратуши установлена памятная плита на месте, где 24 марта 1794 года принес присягу на верность народу предводитель народного восстания Тадеуш Костюшко.
А в 1918 году, с обретением Польшей независимости, у подножья ратуши были сложены символы уходящей австрийской власти.
Чуть дальше, за ратушей находится стеклянная копилка для сбора пожертвований - Skarbonka [скарбонка]. Это место также популярно у краковян как место встреч. Когда краковянин говорит о встрече "pod skarbonka" [под скарбонкон] - они имеет ввиду именно эту копилку.
Но вернёмся снова на другую строну Сукенниц. Напротив ратуши вы видите низкое здание костёла Св. Войчеха. Здесь читал свои проповеди Св. Войчех.
Это один из самых старых Краковских костелов, построенный в конце XI века. Сегодня основная его часть находится под землей, но когда-то он стоял нормально, так что вы можете представить себе высоту Рыночной площади в те времена. В XVII веке костёл получил барочный купол.
В подземельях костела сейчас располагается экспозиция археологического музея, посвященная истории Рыночной площади. Экспозиция очень небольшая и особого интереса не вызывает. Дома по периметру площади осмотрим в следующей части.

Что от Вавеля, что от Флорианских ворот, то обязательно попадёшь на Главный Рынок. Флорианскую улицу можно сравнить с Арбатом, а Рынок по аналогии с Москвой – это, безусловно, Красная площадь. Только Рынек Глувны куда человечнее нашей официциозно-помпезно-могильной главной площади.
Главный рынок Кракова ведёт своё начало с 1257 года, когда король Болеслав Стыдливый даровал городу Магдебургское право. Тогда то в центре Кракова и распланировали огромную квадратную площадь размером около 4,3 га. Для сравнения Красная площадь в Москве занимает около 5 га. Главная площадь Кракова кажется слишком большой и просторной для тесного средневекового города. Вплоть до XIX века Рынек Глувны был плотно застроен: одних лавок на площади насчитывалось более 400, да еще ратуша, важня (весовая), городской амбар. В XIX веке во времена императора Франца Иосифа “отцы города”, презрительно называя Краков “архитектурной свалкой”, провели тотальную “зачистку” Главного Рынка. Чудом уцелели лишь башня ратуши…

Ренессансные суконные ряды – знаменитые краковские Сукеннице…

да крохотный,утонувший в земле костел Св. Войцеха.


Площадь недаром зовется Глувны Рынек: в старину во множестве лавок шёл торг всем, что только душа пожелает. Между рядами лавок возникали базарчики, торговавшие своим особым товаром: солью, рыбой, хлебом, мясом. На рынке было шумно, тесно и небезопасно – богатый город привлекал к себе не только вельмож, купцов и ремесленников, учёных и школяров, но и любителей лёгкой наживы. Для лихих людей средневековый закон был суров: или казнь, или изгнание из города на “100 лет и 1 день”. В случае изгнания преступника публично секли розгами на площади, а затем ими же выпроваживали вон из города по Славковской улице, начинающейся в северо-западном углу площади. У этой улицы была дурная слава: за Славковскими воротами на пустыре казнили злодеев помельче, а для душегубов и разбойников на самой площади ставили виселицу или эшафот, там, где берёт начало Славковская улица.


Улица св. Марка, проходящая по северной стороне Старего Мяста, выходила к башне палача. В старину лишь к заплечных дел мастерам обращались “маэстро”, почему и улица прежде звалась Мастерской. Палач был заклеймён презрением средневековых горожан и жил обособленно от всех. Кроме казней, “шельмования преступников”, то есть отсечения у них уха и выжигания клейма раскалённым железом, палач также подметал улицы, ловил бродячих собак и чистил городскую клоаку. Благодаря познаниям в анатомии “маэстро” иногда занимался и врачеванием. К его услугам прибегали те, кто не мог заплатить лекарю или хотел сохранить в тайне свою болезнь. В Кракове зачастую палачами были немцы – поляки гнушались этого ремесла.

Для поддержания законности служили и менее жестокие наказания. На площади перед дворцом Списских стояли позорный столб и клетка. К позорному столбу приковывали мошенников, осуждённых на публичное позорище. В клетку заключали торговок, допустивших обман покупателя или нарушения правил торговли. Любой краковянин, проходя мимо этих орудий правосудия, суеверно сплевывал через плечо, втайне боясь оказаться кандидатом на экзекуцию.

В XIX веке с упадком Кракова исчез и средневековый рынок. Лавки снесли, первые этажи старинных домов перестроили под магазины и рестораны. На площади остался лишь городской базар и то в усечённом виде. После войны его хотели упразднить, но жителям города удалось отстоять цветочный рынок. Он находится напротив входа в Мариацкий костёл.


Геометрически правильный прямоугольник Рынка нарушен лишь в двух местах: на северо-востоке под углом от площади отходит .

Краков. Главный рынок. Мариацкий костёл.

А в северо-западном углу по диагонали на площадь выходит дивный – наверное, самый знаменитый символ Кракова. В 1241 году стоявший здесь романский храм был уничтожен во время набега Батыя. На его месте начинают строить новый готический собор. Главный неф и нижняя часть башен относятся к XIII веку, пресбитерий и своды возведены в XIV веке. Строительство Мариацкого костёла продолжалось без малого 100 лет.


О башнях костела в Кракове рассказывают мрачную легенду. Башни строили 2 брата. Старший, более опытный, первым закончил свою башню и отправился в дальние края. Вернувшись в Краков, он застал башню младшего брата далекой от завершения. Однако опытным глазом зодчего он оценил ее прочность и понял, что выйдет эта башня куда выше его собственной. Зависть помрачила его разум, он бросился на своего младшего брата с ножом и убил его. Башня так и осталась недостроенной. Но старший брат не смог жить с таким грехом на душе. Он покаялся перед людьми в совершенном преступлении и бросился вниз с недостроенной башни. По другой версии он нанес себе смертельную рану тем же ножом. Эта кровавая история так потрясла Краков, что “отцы города” приказали вычеркнуть из городских книг имена братьев-зодчих, что из-за земной гордыни пренебрегли высшей целью, ради которой и строился собор. Незаконченную башню так и не достроили в назидание потомкам, позже её накрыли шлемом. Также городские советники решили повесить нож, которым было совершено убийство, при входе в Сукеннице напротив Мариацкого костела.


Главный неф костёла поднимается на 28 метров (как 9-этажный дом), а в глубине храма находится одно из главных художественных сокровищ не только Кракова, но и всей Польши. Это алтарь Мариацкого костёла.

Это резное чудо создал мастер Фейт Штосс, родом из Нюрнберга. В польских источниках его именуют Витом Ствошем. Резчик трудился над ним с 1477 по 1489 год. Это крупнейший резной алтарь средневековой Европы. Его размеры составляют 11х13 м. Алтарь состоит из центральной части, изображающей коронацию Девы Марии и 4-х закрывающих её створов крыльев. На крыльях мастер вырезал 12 эпизодов из жития Богоматери. Алтарь многократно ремонтировали и поновляли и почти всегда неудачно. Подлинную готическую полихромию неоднократно перекрашивали и золотили в XVII-XVIII веках. Во время оккупации “ценитель искусств” фашистский губернатор Ганс Франк приказал разобрать алтарь и вывезти в Германию. В 1946 году профессор Карл Эстрайхер нашёл его в подземельях Нюрнбергского замка и вернул Польше. С 1957 года алтарь вновь занял своё место в Мариацком костёле.

Фейт Штосс или, по-польски, Вит Ствош, был родом из Нюрнберга. В 1477 году 32 лет от роду, он отказался от прав гражданина Нюрнберга и перебрался в Краков, которому отдал 22 года своей долгой и непростой жизни. 12 лет из них он посвятил созданию алтаря. Вот как об этом написал польский поэт Констанц Идельфонс Галчинский:
А как ночь бледнела над лесом
В ту надбрежную мастерскую
Снова мастер входил и резал
Руки, души и плоть людскую,

И рубахи резал, и шубы,
Вифлеемские дивы и чуда
И Марии нежные губы
И кривые губы Иуды;

Золотые звездочки метил,
Ниже – яблочки круглолики,
Сам дивился: о, сколь ты светел,
Тот брусок из дерева липы!
С возвращением в Нюрнберг в 1496 г. для Вита Ствоша начинается полоса несчастий. Он потерял своё состояние из-за разорившегося банкира и попытался подделать вексель. За это был заклеймён палачом и заточён в темнице. По выходу из тюрьмы его преследует полоса неудач, которые приводят мастера к смерти в нищете и безвестности.
Его сердце взял Краков,
Словно яблоко с ветки.
И, никем не оплакан,
Он пропал в Нюрнберге.

Своды собора покрывает прекрасная роспись, выполненная Яном Матейко. Она создает эффект звездного неба.


На маленькой площади, лежащей к югу от костела, установлена статуэтка ремесленника – точная копия фигуры с алтаря Мариацкого костела. Ее создали краковские ремесленники в 1958 году в память о Вите Ствоше.

На той же площади в глубине стоит костел св. Барбары, возведённый в XV веке по общему обету краковских строителей и горняков, ведь св. Барбара покровительствует и тем и другим. Согласно преданию его возвели из кирпичей, оставшихся от строительства Мариацкого костела.


Самое ценное из его убранства – это мраморная скульптурная группа, изображающая оплакивание Христа, так называемая “Пьета” (от итальянского “скорбь”).


Мимо костела Св. Барбары можно пройти на Малый Рынок. Когда-то на нем торговали исключительно знаменитыми краковскими колбасами. Мы, конечно, не удержались и купили парочку. Утверждаю: то, что продается под этим названием у нас, и колбасой то назвать трудно, не говоря о вкусе.

Краков. Главный рынок. Сукеннице

Мы вновь возвращаемся на Рынек Глувны к ещё одному символу Кракова – знаменитым суконным рядам или Сукеннице. Когда то, ещё до реконструкции города в 1257 году, здесь была торговая улочка. По её сторонам стояли лавки купцов, а выходы закрывались деревянными решётками. В 1380 году на месте лавок начинается строительство торговых рядов, предназначенных исключительно для продажи сукон. Строительство длилось 20 лет под руководством каменных дел мастера Мартина Линдентольда. А 155 лет спустя в середине XVI века серьёзный пожар настолько повредил Сукеннице, что их пришлось полностью перестроить. Итальянский зодчий Джованни иль Моска из Падуи перекрыл торговую галерею новым сводом, надстроил второй этаж, где поместил зал для торжественных собраний и спрятал его за торжественным ренессансным аттиком. Аттик Сукенниц послужил образцом для подобных украшений как в Польше, так и в соседней Словакии. В XVIII веке большой зал Сукенниц становится местом проведения торжественных приёмов. Здесь чествовали последнего польского короля Станислава Августа, затем его племянника князя Юзефа Понятовского, устраивали балы в честь Наполеона и короля Саксонии Фридриха Августа. Позже ретивые борцы с “историческим мусором” чуть было не уничтожили Сукеннице. Символ Кракова был спасён самими горожанами, собравшими средства на ремонт. Вскоре после войны в разрушенной Польше нашлись деньги на капитальную реставрацию Суконных рядов. Сейчас внизу находятся сувенирные лавки, а в залах 2-го этажа устроена выставка польской живописи рубежа XIX|XX веков.


Неподалёку от начала Гродской улицы стоит самый маленький и, быть может, самый древний костёл Кракова. Тысячу с лишним лет назад здесь, среди дремучих лесов, св. Войцех (Адальберт) проповедовал язычникам. В Х веке здесь был построен деревянный храм. Нынешний, сложенный из известняка, относится к 1100 году. Его древняя часть ушла глубоко под землю и превратилась в крипту, а в XVII веке стены были надстроены и перекрыты барочным куполом.

История ратуши. Башня ратуши.

Наконец, в юго-восточном углу площади одиноко возвышается башня Ратуши. Когда-то она венчала целый комплекс строений: рядом стояла собственно ратуша XIV века и пристроенный к ней ренессансный амбар. В начале XIX века амбар решено было снести за ветхостью, а ратушу перестроить в театр. После сноса амбара стены ратуши пошли огромными трещинами. Ничего не оставалось, как разобрать её. Башню тоже хотели снести, но, к счастью, оставили в покое. Вот как выглядел ансамбль ратуши во времена расцвета города.

Башня ратуши была закончена в 1383 году. С XIV по XVI век её неоднократно надстраивали и расширяли. В начале XVII века в шпиль башни ударила молния, башня загорелась и грозила рухнуть. Пришлось возвести мощный контрфорс, который спас башню от “заваленья”, хотя и поныне она отклоняется от вертикали на 55 см. Тогда же готический шпиль, похожий на корону Мариацкого костёла, заменили барочным шлемом. Ратуша и её башня выполняли самые разные функции. В подземельях ратуши находилась тюрьма с пыточными камерами, а за стеной в подвале башни устроился кабачок, где рекой лилось вино и пиво из Свидницы, где распевались песни не всегда пристойного содержания, а захмелевшие посетители осмеливались ругать городские порядки и, даже, самого короля. За это Казимир Ягеллон закрыл кабачок на целых 45 лет. Ратуша тщательно охранялась, не только из-за злодеев, заточённых в подземелье, но и из-за городской казны, хранившейся на первом этаже ратуши. Финансами города ведали 3 казначея, которые имели доступ к сундуку с деньгами, запертому на 3 замка. Только собравшись вместе, они могли открыть сундук. Таким образом пресекалась самая мысль о финансовых злоупотреблениях. Внизу в башне находилось помещение для стражи и склад оружия. На 2-м ярусе была устроена часовня, а ещё выше – звонница.

Дома и легенды Главного Рынка.

Старинные дома, стоящие по периметру площади, были построены ещё в XIII-XIV столетиях. С тех пор они утратили свою готическую отделку и обзавелись ренессансными аттиками, а то и вовсе барочными или классическими фасадами. В XVII- XVIII веках многие мещанские дома были перестроены во дворцы богатой шляхты. Для польского дворянина дом горожанина казался невыносимо тесным. Магнат скупал у беднеющих горожан 2-3 дома подряд, перестраивал их в соответствии с модой и, в итоге, получал городской дворец. Примером такого магнатского дворца может служить так называемый “Дом прелата” , перестроенный польскими зодчими в начале XVII века из 2-х мещанских домов.

Дома вокруг Главного рынка до сих пор носят средневековые названия: “Под баранами”,”Под ягненком”, “Под мужинами(неграми)”.

Дом “Под баранами” получил своё прозвище от готического домового знака, сохранившегося над воротами. С XVI века этот дворец принадлежал знаменитым польским вельможам: Острожским, Радзивиллам, Потоцким. В доме “Под баранами” останавливался царевич Алексей Петрович, бежавший за границу от гнева своего отца, Государя Петра I. А 100 лет спустя там же останавливался князь Юзеф Понятовский. Рядом с дворцом “Под баранами” стоит более скромный дом, именуемый “Под ягнёнком”. В нём жил известный итальянский скульптор Санти Гуччи, много работавший в Кракове. На фото дворец слева, а узкий зелёный дом “Под ягнёнком” – в центре. Справа в кадр попал “Дом под медными листами”, получивший своё прозвище потому, что его крыша впервые в Кракове была покрыта медью.

А во дворце Списских, еще до того как его перестроили в XVIII веке, жил легендарный чернокнижник и алхимик Петр Твардовский. Однажды пан Твардовский встретил самого чорта и, не долго думая, продал ему душу, скрепив сделку собственноручной подписью кровью, взятой из “сердечного” пальца руки. По приказанию Твардовского нечистый высек для алхимика пещеру в предгорьях, собрал залежи серебра со всей Польши и сложил их неподалеку от Кракова в Олкуше. Возле Песковой Скалы перевернул огромную скалу и укрепил ее острым концом книзу. Эту скалу зовут “Палицей Геркулеса” и мы еще увидим ее. Сам Твардовский вовсю пользовался нечистой силой: летал без крыльев, скакал на деревянной лошадке, плавал на лодке без весел и паруса. В дальний путь он отправлялся верхом на петухе, который мчался быстрее самого резвого коня. Была у пана алхимика и жена, торговала горшками на этом самом рынке. Она была настолько хороша собой, насколько и сварлива, и сам чорт боялся ее так, что удрал куда глаза глядят. Однако в конце концов лукавый все же заявился за Твардовским, чтобы утащить его в пекло. Еще в XVIII в. в городе показывали дом, испещрённый трещинами с огромной дырой вместо окна. Она то и служила неопровержимым доказательством, что именно отсюда чорт поволок пана Твардовского в преисподнюю. Но и это ещё не конец: пан Твардовский не растерялся, запел Рождественскую песенку и закинуло его… на Луну. Оттуда он наблюдает за жизнью в родном Кракове, а как соскучится без новостей, то посылает вниз маленького паучка на серебряной ниточке.

Самый древний дом на площади – т.н.Шара (Серая) Каменица. Ей более 600 лет. Как-то кухарка, служившая у одного из краковских алхимиков, заблудилась в ее подвалах. Попала она туда, ловя петуха, никак не желавшего попасть в суп. Разумеется это был сам чорт, который по королевски отблагодарил кухарку за спасение, насыпав ей полный передник золота. Нечистый указал ей дорогу к выходу и велел идти не оглядываясь, пока не она не выберется из подземелья. Разумеется, кухарка не утерпела и оглянулась на самой последней ступеньке. Дверь в подвал с грохотом захлопнулась, оторвав ей пятку, а чортово золото немедленно превратилось в мусор.
На площади всегда много голубей, но жители не гонят их и туристам не позволяют. Ведь это не голуби, а заколдованные рыцари. Вот что об этом гласит легенда: в XIII в на краковский престол вступил князь Генрик IV, хотевший объединить польские земли и стать королем. Он начал готовиться к путешествию в Рим, ибо только Папа мог вручить ему королевскую корону. Однако денег на столь долгое путешествие у него не было – Генрик потратил их на вооружение войска, с помощью которого уже объединил немало земель. Князь обратился за советом к колдунье и та обещала ему помочь, но поставила условие: она обратит его верную дружину в голубей, те всю ночь будут носить на площадь камешки и к утру камни превратятся в золото. Но верные рыцари лишь тогда вновь обретут человеческий облик, когда их повелитель вернется с короной. Посоветовавшись со своими воинами, князь согласился. Собрав полученное золото в сундуки, Генрик двинулся в Рим. Но так до Рима и не добрался, задержался надолго в Венеции. Туда прилетело к нему несколько обращенных в голубей рыцарей и от них, мол, происходят голуби с площади Св.Марка. В 1289 г. Генрик вернулся в Краков… без короны. До самой смерти не осмеливался он появиться на Рынке и посмотреть в глаза своей верной дружине. Умер он на следующий год, вероятно отравленный. Рыцари так и не обрели человеческий облик, вот уже 700 лет летают они голубями, всматриваются в прохожих и ищут своего князя, ожидая, что спадут колдовские чары.

В следующей части отправимся по окрестностям Рынка. А пока можете заглянуть в или пройтись по .

По материалам книги В.И.Савицкой “Краков” М, “Искусство”, 1975 и брошюры “Легенды Кракова” Wydawnictwo WAM, 2006

Форма у неё квадратная, метров 200 х 200. Появилась площадь где-то в конце 13 века, во времена, когда Краков был столицей Королевства Польского. Тогда на площади было много рыночных павильонов — отсюда и её название.

С каждой стороны к площади прилегает по три улицы, соединяющие её с входными воротами в Краков. По периметру стоят бывшие богатые купеческие дома, теперь там рестораны и кафе.

Бывшие купеческие дома

Рыночная площадь красивая достопримечательность Кракова. Она полностью пешеходная, если не считать нарядных карет с лошадьми. А их здесь очень много, такое ощущение, что ты находишься , где тоже любят катать туристов по городу на лошадях.

Эх, прокачу

Здесь же стоит и памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу.

Памятник Адаму Мицкевичу

Посредине площади разместилось симпатичное двухэтажное здание Сукеннице. Когда-то в средневековье в нём торговали сукном, отсюда и название. Сейчас в Сукеннице на первом этаже тоже торгуют, но в большинстве сувенирами. А второй этаж отдан под музей живописи.

Сукеннице

Сразу за Сукеннице возвышается 70-ти метровая Ратуша Кракова. Представляет собой довольно массивную и высокую башню со смотровой площадкой на 50-ти метровой высоте. Ратуша слегка покосилась – такая себе «пизанская башня по-краковски», с отклонением от вертикальной оси в 55 см.

Ратуша Кракова

Почему она так покосилась? Дело в том, что здание городской Ратуши возводили из кирпича и камня. Простояв на площади более 600 лет, оно пострадало от пожара, вызванного грозой. Пришлось часть здания разобрать, оставили только башню, старательно укрепив её.
Раньше в ней заседал городской совет, находилась казна и суд, а в подземельных казематах мучились узники. Сейчас в Ратуши разместился исторический музей. История Кракова очень богата, поэтому много и исторических экспонатов. Часть их находится в подземельях под самой площадью, занимая 6 тыс. квадратных метров.
Повседневная жизнь на площади протекает мирно и спокойно. Жители и гости города любят посидеть в уличных ресторанчиках.

В уличных ресторанчиках уютно и всегда тепло

А молодёжь удобно устраивается на площади и кормит голубей, которых никто не прогоняет. Ведь по старинной легенде это вовсе и не голуби, а заколдованные воины, ждущие своего перевоплощения.

Повседневная жизнь

Многих привлекает симпатичная скульптура баранчика, играющего на дуде. Интересно, о чём он играет?

Играющий баранчик

Рыночная площадь Кракова радует взгляд красивыми костёлами. Их два: приземистый костёл Святого Войцеха, и Мариацкий костёл, который примыкает к площади.
Мариацкий костёл привлек наше внимание необычной асимметрией двух высоченных симпатичных башен. Они разной высоты: одна 82 метровая, увенчанная готическим шлемом и короной. Другая 69 метровая, в ней колокольня.
Почему башни такие разные? По этому поводу у поляков есть свои интересные легенды.

Легенды башен Мариацкого костёла

Башни Мариацкого костёла

По одной из них Мариацкий костёл строили две влиятельные в Кракове семьи. Каждая боролась за своё превосходство и строила свою башню. Был уговор – чья башня окажется выше и надёжнее, та семья и будет иметь в городе большее влияние.
Возникающие вопросы в строительстве часто сталкивали лбами две семьи, но как не крути, многое приходилось решать совместно. Поэтому семьи поразмыслив, решили объединиться, поженив своих детей. Договорились, что башни костёла будут достраивать их дети, а кто победит, тот будет главенствовать в их альянсе.
Каждый глава семейства надеялся, что его чадо выиграет договор. Отец сына был уверен, что их род будет иметь победу, так как строительство всё-таки дело мужских рук. Но отец дочери, зная её характер, ничуть не сомневался, что их семья в этом споре даст фору кому угодно.

Так и получилось – молодая жена так старательно ублажала ночью своего мужа, что у того совсем не оставалось сил что-либо делать. Вот он днём и почивал, а башня жены всё росла и росла. И хотя спор выиграла семья дочери, для молодой пары его результат абсолютно стал безразличен, ведь они крепко и нежно полюбили друг друга, а это было гораздо важнее всякого превосходства.

Фрагмент фасада Мариацкого костёла

Другая легенда рассказывает о двух братьях каменщиках, которые подрядились строить костёл. Каждый строил свою башню. У старшего брата она выросла быстрее, а младший брат строил дольше, но надёжнее. Вот старшему брату стало и завидно, что младший превосходит его в мастерстве, и он в порыве злобы ножом убил своего брата. Но не смог пережить содеянного, и бросился с башни вниз.

Жители города были потрясены такой развязкой, решили башню младшего брата не достраивать, а просто её накрыли ренессансным кровом. Нож же повесили в Сукеннице, там он и хранится.

Трубач и символ Кракова — хейнал

В те времена башни служили вместо сторожевых вышек. Каждый день трубач поднимался на них и оглядывал окрестности – всё ли в их местности спокойно.
В один день юный страж заметил приближающихся на лошадях татар. Трубач протрубил, чтобы предупредить жителей города об опасности, но его песня резко оборвалась — горло было пронзено коварной стрелой врага.
Тогда Польша пала под игом монголо-татар и на долгие годы потеряла свою свободу. Но каждый день на башню поднимался трубач и трубил начатую песню юного стража, обрывая её на том же месте.

Песня (хейнал) стала своеобразным символом для поляков. Они верили, что смогут вернуть свою независимость тогда, когда их хейнал прозвучит с самого высокого минарета Самарканда. Правда или нет, но наступило время, и как гласит легенда, польский трубач всё-таки проиграл с минарета мелодию (хейнал) с самого начала и до конца. Вскоре после этого Польша стала опять независимой.

Песня-талисман звучала даже во времена всех последующих воен, которые выпали на долю Польши.
Звучит она каждый час и сейчас. С самого высокого окна башни трубач трубит на четыре стороны. Закончив играть, он приветственно машет рукой всем, кто его слушает и видит. Для туристов это хороший знак, дающий надежду в скором времени опять посетить славный город Краков.

На Рыночной площади Кракова

Адрес: Польша, г. Краков
Координаты: 50°03"42.5"N 19°56"14.8"E

Содержание:

Краткое описание

Для поляков древний город Краков - это не только колыбель государственности, но и хранитель польской истории, увековеченной в камне. Краков чудом уцелел в годы Второй мировой войны и в 1978 году был признан ЮНЕСКО Всемирным достоянием человечества .

Вид на Рыночную площадь с башни Мариацкого костёла

Древний Краков возник у подножия Вавельского холма в IX веке, на месте поселения племени вислян. Первое упоминание об этом городе принадлежит арабскому купцу Ибрагиму ибн Якубу, посетившему здешние места в 965 году. Якуб восхищался «Кароко» как крупным торговым центром, чьи связи простираются вплоть до «руссов и Константинополя».

Бурное развитие Кракова началось около 1000 года, когда первый коронованный правитель Польши Болеслав I Храбрый построил на холме Вавель королевскую резиденцию, воздвиг рядом с ней кафедральный собор и учредил краковское епископство. В 1252 году Краков получил магдебургское право (то есть право на самоуправление), имел собственный магистрат и суд. В 1275 году, в соответствии с указом князя Болеслава V Стыдливого Краков приобрёл регулярную планировку с Рыночной площадью в центре и геометрической сеткой улиц.

Главный Рынок

Наивысшего расцвета Краков достиг в XIV - XVI веках, когда он официально был столицей Польского государства и местом коронации монархов. «Золотой век» города закончился в 1569 году, после того как Польша и Литва подписали Люблинскую унию об объединении земель. Краков оказался на окраине нового государства, которое теперь называлось Речью Посполитой. Пожар в Вавельском замке послужил толчком к переносу столицы, и в 1596 году король Сигизмунд III вместе с магнатами переехал в Варшаву, которая как раз и находилась в центре новой державы. Хотя Краков утратил статус столичного города, он оставался «королевским», так как вплоть до XVIII века в Вавельском соборе венчались на царство польские короли.

Мариацкий костёл

Достопримечательности Старого Кракова

Все дороги Старого Кракова ведут к Рыночной площади, которая по-польски называется просто «Rynek» («Рынок») . Это своеобразная «парадная гостиная» города, где собираются туристы и горожане. Сами поляки гордятся, что главная площадь Кракова размером 200х200 метров является одной из крупнейших в Европе . Рыночный ансамбль сохранил планировку тех времён, когда Краков торговал со всей Европой, и по его улочкам шествовали послы и монархи, багдадские купцы и сарацины.

В центре площади возвышается здание бывших Суконных рядов с великолепными стрельчатыми арками в неоготическом стиле. В Средневековье в этих помещениях торговали сукном, а сейчас на первом этаже Сукенниц разместилась ярмарка с янтарными и серебряными изделиями. Второй этаж здания занимает Национальный музей Кракова с коллекцией картин, скульптур и монет XIV - XX веков.

Церковь Святого Адальберта

Сразу за Краковскими рядами стоит Башня городской ратуши. Когда-то на первом этаже ратуши хранилась краковская казна, а в мрачных подземельях томились узники. Возле Рынка, на прилегающей Мариацкой площади возвышается Мариацкий костёл. Величественный готический фасад храма состоит из двух башен разной высоты. Первый костёл на этом месте был построен в 1221 году, но вскоре уничтожен татарами. Нынешняя постройка являются третьей по счёту и датируется XIV веком. С Мариацким храмом связана трагическая легенда. Она гласит, что трубач, несущий дозор на башне костёла, первым заметил приближение вражеских войск Батыя и успел подать сигнал тревоги. Но едва краковянин начал трубить, как был сражен татарской стрелой, пронзившей ему горло. С тех пор в память о подвиге трубача каждый час на башне костёла звучит мелодия, заканчивающаяся на той ноте, на которой оборвалась жизни героя.

Памятник Адаму Мицкевичу

Также Мариацкий храм примечателен древними реликвиями - алтарём и распятием в позднеготическом стиле, к созданию которых приложил руку великий немецкий скульптор Вит Ствош. Вырезанный из липы алтарь состоит из центрального панно с изображением коронования Девы Марии Пресвятой Троицей и четырёх створок, на которых увековечены сцены из жизни Богородицы. Высота фигур на главном панно достигает 2,80 метров, что делает алтарь Вит Ствоша одним из крупнейших в средневековой Европе. Напротив костёла, перед Суконными рядами установлен памятник поэту Адаму Мицкевичу. Периметр Рыночной площади плотным кольцом окружают кафе и старинные дома, каждый из которых имеет свою историю. Например, в доме под номером 9 состоялось бракосочетание Лжедмитрия и Марины Мнишек, а в доме №16, что слева от улицы Гродской, разместился ресторан «У Вежинка».