Дворец Топкапы в Стамбуле — таинственная резиденция султанов Османской Империи и настоящая сокровищница. Дворец топкапы в стамбуле Вход для людей с ограниченными возможностями

В Стамуле (Topkapi Sarayi) одна из главных достопримечательностей города. В течении 400 лет дворец Топкапы был главной резиденцией султанов. Из него правили страной 25 султанов Османской империи.

В одном из дворов дворца Топкапы

Немного истории

Был построен после завоевания Константинополя в 1475-1478 годах по приказу султана Мехмеда Второго (Завоевателя). Сперва во дворце жил сам султан, здесь же проводились официальные заседания и собрания, приемы, а в середине 16 века по просьбе Роксоланы султан Сулейман I построил во дворце Гарем, где поселились женщины и дети.

Как добраться

Дворец Топкапы в Стамбуле расположен в центре старого города в районе Султанахмет.

  • Проезд на трамвае Т1 до остановки Gulhane и пройти немного вверх, как бы возвращаясь назад. Кстати, рядом находится прекрасный . Или же выйти на остановке Sultanahmet и пройти вниз мимо Святой Софии.
  • Если вы едете с азиатской стороны Стамбула, то удобно воспользоваться Мармарай и выйти на станции Sirkeci

Дворец Топкапы часы работы

Часы работы дворца Топкапы:

  • с 9:00 до 16:45 с 2 октября по 1 апреля, кассы закрываются в 16:00
  • с 9:00 до 18:45 с 1 апреля по 2 октября, кассы закрываются в 18:00
  • Дворец Топкапы в Стамбуле: экскурсии на русском языке, цена билета 2020

    Ещё одной из ключевых достопримечательностей Константинополя, а их, таких, ключевых, здесь действительно много, является дворец Топкапы в Стамбуле. В этой статье мы с радостью поведаем вам его многовековую историю и поделимся различной практической информацией. Например, расскажем про экскурсии в Топкапы, их цены и расписание, а если хотите посетить дворец самостоятельно, то и о стоимости входных билетов, а также где их можно купить дешево заранее, дабы не ждать в потенциально внушительной очереди! Располагайтесь поудобнее и начнём. 😉

    История дворца Топкапы

    Дворец Топкапы в Стамбуле — это бывшая резиденция для 25 султанов Османской империи, правящих отсюда страной на протяжении 400 лет, в период с 1465 по 1853 год. В настоящее время — популярная достопримечательность .

    Строительство дворца было начато по приказу Мехмеда Завоевателя и формально было завершено в 1479 году, хотя по факту строительство продолжалось ещё долго, а количество пристроек к дворцу все росло и росло. Общая площадь территории дворца в конечном счете составила 700000 квадратных метров.

    Дворец состоит из нескольких зданий с четырьмя дворами, соединенных воротами. Главным входом считаются Имперские ворота, расположенные со стороны . Первый двор включает в себя имперский монетный двор 18 века, церковь Святой Ирины, с размещенной в ее здании оружейной и фонтан плача. Напротив Имперских ворот располагаются ворота Приветствий, ведущие во второй двор и дворец. От ворот Приветствий можно пройти к воротам Счастья, через которые посетители дворца попадают в третий двор, в котором располагается гарем, внутренние покои, Зал Аудиенций, библиотека султана Ахмеда III и школа Дворца, где обучали государственных чиновников. Далее можно пройти в четвертый двор, являющийся личным садом турецкого султана, где также расположены башня Башлала, мечеть Софа, комната обрезаний и помещение главного дворцового лекаря. Отсюда открываются красивые виды на Босфор и Золотой Рог.

    В 1854 году султан Абдул-Меджид I сменил резиденцию на новый, только что построенный . Ну а дворец Топкапы с 1923 года, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, открывает двери уже как музей. Количество экспонатов представленных публике составляет 65000 единиц, и это только десятая часть коллекции музея.

    Часы работы, стоимость входа, официальный сайт Топкапы

    Часы работы: с 9:00 до 17:00 с 1 ноября по 15 апреля; с 9:00 до 19:00 с 16 апреля по 31 октября. Выходной день во дворце — вторник.
    Стоимость посещения в 2020 году: сам дворец — 72TL (турецкие лиры), гарем во дворце – 42TL. Как забронировать билеты онлайн чтобы не стоять в очередях на кассе читайте ниже.
    Официальный сайт Топкапы: https://topkapisarayi.gov.tr/en

    Дворец Топкапы на карте Стамбула


    Дворец находится в районе Стамбула именуемом Фатих (Fatih), а если быть точнее, то в квартале Султанахмет, где и располагается большинство ключевых достопримечательностей Стамбула.
    Точный адрес дворца Топкапы: Cankurtaran, 34122 Fatih/İstanbul, Turkey.

    Как добраться в дворец Топкапы самостоятельно

    Дворец расположен в историческом центре Стамбула — районе Султанахмет. Если вы сняли отель поблизости, что в случае с краткосрочной поездкой будет самым оптимальным решением — не придется дополнительно тратиться на проезд до главных достопримечательностей, то добраться до дворца проще всего будет пешком. Кстати, подборку недорогих, но качественных отелей поблизости от Дворца Топкапы ищите в нашей статье — . Ну а чтобы попасть в Султанахмет из других районов города, вам нужно будет сесть на трамвай до остановки Гюльхане (Gülhane Parkı), откуда до дворца рукой подать прямиком через одноименный парк.

    Если разбираться с городской логистикой во время отпуска вам со всем не хочется, то всегда можно взять экскурсионный тур по городу с посещением и дворца Топкапы в том числе. Это весьма удобно и позволяет ощутимо сэкономить время.

    Экскурсии в дворец Топкапы на русском языке — цены 2020, где купить

    Дворец Топкапы можно посетить, как самостоятельно, купив билеты онлайн или в кассах, а можно и в рамках одной из экскурсий. Экскурсии в дворец Топкапы на русском языке проще всего забронировать воспользовавшись услугами популярного туристического сервиса . Все экскурсии, которые вы там найдете, проводятся русскоязычными гидами для небольших компаний туристов, что весьма удобно.

    ТОП-3 экскурсии в дворец Топкапы

    • 1 место

      Одной из главных достопримечательностей, которую предстоит увидеть туристам во время этой обзорной экскурсии по Стамбулу, станет дворец Топканы. В нем при помощи русского гида легко узнать, как и чем жили правители Османской империи. Летопись дворца насчитывает 400-летние хроники, в которых упоминаются имена 25 султанов. Экскурсовод расскажет лишь о самых выдающихся, а также предложит полюбоваться интерьерами дворца и его аутентичными сокровищами. Дополнением программы станет величественная мечеть Султанахмет, площадь Ипподром, где рождалась история Стамбула, собор Айя-София – немой свидетель «золотого века» Византийской Империи и тайны цистерны Базилика.

      Стоимость экскурсии – 140€ для 1-4 человек .

    • 2 место

      Во время осмотра дворца Топканы вы окажитесь внутри «великолепного века» Османской империи. Прогуляетесь по интимным покоям и рассмотрите изысканные интерьеры внутреннего убранства покоев дворца, а также заглянете в святую святых – гарем, чтобы узнать, о чем мечтали наложницы султанов. До посещения дворца Топканы побываете на площади Ипподром, чтобы проследить историю падения Византийской империи и узнать о популярных развлечениях жителей Константинополя. А после осмотра дворца узнаете, кто спас собор Св.Софии от разрушения, почему Голубая мечеть стала символом города, чем прославился Сулейман Великолепный и что замуровано в минарете мечети Сулеймании.

      Стоимость экскурсии – 120€ для 1-5 человек .

    • 3 место

      Оказавшись в сокровищнице турецких падишахов – дворце Топканы – вы узнаете, что заставило Мехмеда Второго заказать постройку великолепного дворца на берегу Мраморного моря. Вы побываете в оружейной палате, гареме, зале для хранения драгоценностей, библиотеке с древними рукописями. Гид поможет представить события, которые происходили в стенах дворца на протяжении его 400-летней истории. В экспозиции изделий ручной работы из драгоценных камней, фарфора, золота и серебра поговорите о техниках создания дивных шедевров, а затем у вас будет время прогуляться по чудесным садам и паркам дворцового комплекса. Дополнит обзорную экскурсию по Стамбулу посещение Голубой мечети, собора Св.Софии, площади Ипподром с его Египетским обелиском, Змеевидной колонной и Немецким фонтаном.

      Стоимость экскурсии – 90€ с человека .

    Другие интересные экскурсии по Стамбулу ищите в нашей специальной статье — .

    Как купить билет в дворец Топкапы онлайн

    Практически все достопримечательности Стамбула отличаются высокой загруженностью в сезон с мая по сентябрь, что может быть препятствием для желающих в короткий срок обойти как можно больше мест, ввиду перманентного наличия очередей в кассы. Ситуацию можно спасти, если самостоятельно купить билеты в дворец Топкапы онлайн. Либо купить Istanbul Welvome Card/Museum Pass, куда включены билеты сразу в несколько мест сразу — так вы сможете неплохо сэкономить! Итак, давайте разбираться в существующих предложениях. 😉

    Дворец Топкапы находится буквально в самой гуще всего наиболее интересного в Стамбуле, поэтому закончив его осмотр вам точно не придется долго думать о том, куда же направиться дальше. А мы вас, с вашего позволения, немного направим. 🙂

    1. Если вы устали во время осмотра дворца, то хорошим местом для отдыха после станет , где можно посидеть в кафе или просто прогуляться в тени деревьев.

    2. Отдохнув в парке можно направиться в сторону площади Султанахмет, вокруг которой расположены самые популярные достопримечательности Стамбула. Например, самая известная мечеть города — . Большой плюс Blue Mosque в том, что её посещение абсолютно бесплатно.

    Адрес:Sultanahmet, Topkapi Sarayi, Binbirdirek Mh., Terzihane Sk 7.
    Время работы: с мая по сентябрь с 09:00 до 19:00;
    с октября по апрель с 09:00 до 16:00.
    вторник - выходной день.
    Стоимость посещения: 10 EUR; вход в гарем оплачивается отдельно - 7,5 EUR$
    русский аудиогид - 5 EUR.

    Дворец Топкапы - резиденция Османской империи

    Стамбул - "Город всемирного желания" , как его окрестили, похож на дивную восточную сказку, в которой могучий Джин, выпущенный кем-то из волшебной лампы Алладина, соединил в любовном поцелуе два континента. Стало доступным, шагая по самому большому на Земле подвесному мосту, соединившему берега пролива Босфор, попасть из Азии в Европу. Город магнитом притягивает к себе несметное количество туристов, захватывая криками неугомонных чаек, чарующей музыкой моря, ослепляя величием дворцов, грандиозностью мечетей, умудряясь предстать каждый раз каким-то иным.
    Непростительная ошибка, посетив великолепный град, не воспользоваться уникальной возможностью: посмотреть на настоящее чудо - дворец Топкапы - гордость Стамбула , с которым связано немало удивительных историй, невероятных тайн. Здесь прошла жизнь многих султанов и несравненной Роксоланы, завоевавшей сердце Сулеймана, став из бесправной наложницы любимой женой, которой великий падишах был верен до самой смерти. Их могилы расположены рядом в мечети "Сулеймания". Ее надгробье, как и мужа, увенчано большим тюрбаном в знак признания султаншей.

    Немного истории

    Резиденция расположилась в живописном уголке мыса Сарайбурну, где Золотой Рог и Босфор впадают в воды Мраморного моря. В стратегическом отношении местность выбрана чрезвычайно удачно: как на ладони отсюда видны оба континента. Произнося слово "дворец", воображение рисует роскошное здание, но это сооружение состоит из целого комплекса построек, связанных террасами и двориками.
    В XV в., когда туркам удалось захватить Константинополь, Мехмед Завоеватель велел в этой местности возвести резиденцию падишахов, превратившуюся в великую Османскую империю, где забилось ее сердце. Отсюда правили поочередно 25 владык. Здесь они появлялись на свет, росли, предавались развлечениям, восходили на трон, многих низвергали, беспощадно бросали в тюремные застенки, жестоко убивали.
    Почти 4 столетия дворцу удавалось оставаться султанской резиденцией. В 1853 г. эта миссия перешла в замок Долмбахче, построенный по европейским канонам, и Топкапы потерял прежнюю значимость. Там оставались доживать только вдовы или жены низложенных правителей. В 1924 г. сооружение передали в распоряжение музея. Стамбульский памятник сохраняет порядка 65 тысяч экспонатов редчайшей коллекции мусульманского мира.

    Путешествие по дворцовому комплексу

    На территории в 700 тыс. м,2 огражденной от внешней жизни высокой стеной, разместились множественные постройки с двориками, разделенные между собой стенами. Получился как бы город внутри города с размещенными мечетью, тюрьмой, разными павильонами, банями, с общежитием и школой, где велась подготовка служащих и солдат. Это был культурный, административный и образовательный центр империи.
    Перед входом находится закрытое здание с расположенным в нем красивым фонтаном, построенным Ахмедом III. Однако, его предназначение вызывает ужас. После казни в его водах палачи смывали кровь с орудий и собственных рук. А казнить могли любого, попавшего в немилость к султану, даже наследника престола. Поскольку крови наследников не положено было проливаться, претендентов на трон душили.
    По-особому относились к палачам: им запрещалось обзаводиться семьей, хоронили в отдельном месте. В большинстве случаев эти люди были глухонемыми. Чтобы не выдавали тайну, им отрезали языки. Напротив зловещего фонтана устроены врата, ведущие внутрь построек.

    Первый двор Османского государства

    Проходя через эти ворота, захватывает дух, представляя далекие времена, когда вихрем влетал на своем коне через них сам правитель, возвращаясь с триумфом домой. Здесь выставляли на обозрение головы казненных людей. Миновав Баб-и-Хумаюн, можно познакомиться со всем, что спрятано от посторонних глаз.
    Обширная площадь вмещает больницу, пекарню, здесь переплетаются служебные, подсобные помещения с Арсеналом и монетным двором. Главной достопримечательностью является церковь св. Ирины с чудесной акустикой, где взывали в молитвах к Аллаху. Рядышком, в большом саду, - цветочное царство, экзотические растения, фонтаны, беседки, ухоженные аллеи. В тени разросшихся деревьев прохаживались некогда, распушив важно хвосты, павлины, горделиво и спокойно прогуливались газели, лани. От прекраснейших роз исходил пьянящий аромат, в воздухе была разлита сама любовь, такая же страстная, как у Сулеймана и Роксоланы, любившей отдыхать в Гюльхане среди цветущих магнолий. Сейчас это доступный для всех великолепный парк. Дальше следует направиться к Вратам Приветствия.

    Назначение второго дворика

    Баб-ус-селям (так называли ворота) пересекать верхом на лошади разрешалось только властелину и его матери, остальным жителям надо было идти пешком, но они слишком редко покидали дворцовое пространство. Пред стенами томились в ожидании аудиенции с главой государства иностранные послы.
    В разном направлении разбегаются дорожки. По правую сторону располагалась огромнейшая кухня. Приходилось кормить большущее количество людей, поэтому занимались приготовлением пищи свыше 800 человек: повара и поварята, кондитеры, умевшие накормить в праздничные дни до 10 тысяч людей. Здесь можно познакомиться с кухонной утварью, редкостной коллекцией фарфоровой, стеклянной, серебряной посуды, произведенной в Китае, Японии. Среди громаднейшего разнообразия особый интерес вызывает столовый набор цвета морской волны, изменяющий расцветку, если положенная пища оказывалась отравленной. Он был даром божьим, поскольку многих из султанов отправляли в мир иной именно таким способом.
    Но самым значимым местом считался имперский совет - Диван, где несколько раз в течение недели собирались государственные мужи для решения и принятия важных вопросов. В изысканно обставленной комнате куполообразного вида, над местом, где восседал Великий визирь, установили позолоченную решетку. Из соседнего зала через нее за происходящим зорко наблюдал сам владыка. Никто не догадывался, когда он подслушивал разговор. Невидимое око султана служило огромным стимулом для добросовестного исполнения подчиненными возложенных обязанностей. Исламская архитектура отличается невероятной пышностью потолочной части, на которую невозможно не обратить внимания. Везде потолки разрисованы кистью гениального мастера изумительными разнообразными орнаментами с доминирующим красным оттенком, оформлены лепниной, наполненной смыслом: купол есть символом дружелюбия, а опускающаяся сфера в виде фонаря означает знания.
    Над Диваном устремляется в небо белоснежная Башня правосудия, говорящая о неусыпной бдительности султана, грозном суде, настигающем каждого без исключения. Рядом - апартаменты Казначейства. Отсюда попадаете в женскую часть, отведенную наложницам.

    Секреты султанского гарема

    Что он собой представлял? Красивых женщин, готовых услаждать сексуальные фантазии своего господина, угождая всем прихотям или горькие слезы, бесправие, произвол и невыносимые страдания? И то, и другое. В исламском мире этот гарем был самым богатым, позволить себе эту роскошь под силу было одному государю. Здесь жили красивые пленницы различных возрастов и национальностей, захваченные в период военных действий. Их преподносили в качестве живого подарка. Порядка 700 красавиц занимали 3 тыс. комнат различного назначения. Турчанки отсутствовали, зато были армянки, много хорваток, грузинок, славянских девушек, есть упоминание о француженке, приходившейся кузиной Жозефине Богарне. "И девы там свежее роз душистых, разбросанных в их локонах волнистых", - писал о них Байрон.
    Им давали новые имена, учили языку, дворцовому этикету, восточным танцам, пению, игре на музыкальных инструментах, помогали освоить рукоделие. У многих проявлялся талант: сочиняли собственные стихи подобно Роксолане, писали музыку. Каждой выдавалась небольшая сумма денег на личные потребности, приглашали артистов для их развлечения.
    Здесь обучали искусству любви. Одалиске, пользовавшейся успехом, это дарило возможность стать матерью султанских детей и даже женой. Если их господин не проявил интереса к ней на протяжении нескольких лет, дав хорошее приданое, ее выдавали успешно замуж. Таких невест высоко ценили.
    Однако, не стоит рисовать гаремную жизнь чрезмерно сладкой. У каждой красавицы были свои обязанности, существовала жесткая дисциплина и присутствовала своеобразная иерархия. Строптивых и непокорных представительниц прекрасной половины, зашив в мешок, бросали через каменный желоб в залив. Особой жестокостью отличился Ибрагим I, утопивший 280 женщин, получив прозвище Безумный. В большинстве своем владыки не были жестокими и деспотичными с наложницами, провинившихся девушек иногда отправляли в стены Старого дворца. За ними присматривали евнухи. Эти стены не знали оргий. Даже султан не имел права посещать без предупреждения женскую половину, обязан был сообщить о своем визите. Клетка с позолотой не перестает быть клеткой, попадая сюда, любая становилась собственностью правителя и свобода была только в водах Босфора, где позволялось умереть.
    После запрета работорговли в XIX в. девушки поступали сюда по воле родителей (для семьи это считалось престижным) или их привозили обманным путем. С разным характером и темпераментом создать мирные условия сосуществования было практически невозможно. Атмосфера была переполнена завистью, склоками, интригами, всевозможными конфликтами, ведь каждая добивалась не только права родить сына, но и увидеть его на престоле.
    Постоянный присмотр был как за одалисками, так и за наследниками, ведь трон мог занять лишь один из них, поэтому других часто безжалостно уничтожали. Случай такого убийства, основанный на подлинных фактах, хорошо раскрыт в сериале "Великолепный век". Сулейман отдал приказ убить Мустафу, рожденного наложницей Махидевран, заподозренного в измене. Как старший, он должен был унаследовать власть, но Роксолане хотелось, чтобы трон занял ее сын. Говорят, что заговор был организован ею. Жители возмутились поступком властелина, видя в Мустафе лучшего, достойнейшего из всех братьев, более образованного и мудрого.

    Третий двор

    Его назвали Внутренним дворцом, попасть в него можно через Ворота Счастья (Баб-ус-саадет). Эта зона среди пышного сада с подстриженными газонами, множеством цветов и фонтанов предназначалась для отчетности государственных служащих. В зале Аудиенции принимали иностранных гостей. На золотом троне, инкрустированном изумрудами, восседал султан, выслушивая речь Великого визиря о проделанной работе. Присутствующие усаживались прямо на пол. Руки посещаемых послов держали евнухи, чтобы предупредить нежеланные поступки.
    Неподалеку находилось библиотечное хранилище Ахмета III. Мягкие диваны манили присесть и насладиться чтением, а почитать было что. Библиотека насчитывала более 3500 различных рукописных изданий, написанных на турецком, арабском и персидском языках. Рукописи перенесены в другое строение, но предоставлена возможность посмотреть на султанскую одежду, парадную и повседневную, состоящую из 2500 предметов.
    Здесь же сохраняется настоящая сокровищница ювелирных изделий из золота, серебра, рубинов и изумрудов, жемчуга. Изобилие драгоценностей завораживает взор. Наяву, не на картинке, можно посмотреть на доспехи Мурата IV, увидеть его трон. Следующее помещение хранит необыкновенный кинжал. Рукоять из золота украшена большим количеством алмазов, среди них сверкают три больших изумруда, один из них скрывает под собой часы. Третий зал славится феноменальной ценностью - Алмазом Кашикчи, весящим 86 карат, золоченая оправа насчитывает 49 бриллиантов. Имеет он форму капли, напоминающую ложку.
    По величине занимает пятое место в мире, относясь к проклятым бриллиантам, возможно, благодаря странному бесчестному появлению. Согласно преданию его случайно нашел в куче мусора бедный рыбак. Откуда нищему было знать, какую драгоценность он отыскал? Зачем бедняку был камень? Он, конечно же, захотел его продать. Лукавый покупатель легко убедил беднягу, что это всего лишь стекляшка, доверчивый человек выменял находку на три простых ложки из дерева. Дальше следовала целая вереница перепродаж, обменов, следы его были обнаружены на французской земле. Поговаривали, что им владела мать Наполеона. Однажды камень вернулся в Турцию, где его заметил султанский приближенный. Но за это время он успел приобрести злую славу: его владельцы умирали насильственной смертью. Возможно, это цена той несправедливости, начавшейся с обмана бедняка. Как знать.

    Павильон со священными реликвиями
    Здесь существует комната, в которую позволено заглянуть - заходить запрещено. Она бережно хранит зуб, принадлежащий пророку Мухаммеду, волосы с его бороды, меч и знамя, ключи от Каабы, находящейся в Мекке, но к самой большой ценности относят мантию пророка. Отдавая должное святому, здесь сутки напролет читается Коран. Даже членам семьи повелителя разрешено было посещать помещение единственный раз в году, на 15-й день Рамадана.
    Прямо к нему примыкает большой бассейн, в его центре красуется резной фонтанчик. Включив воображение, легко представить, как весело плескались в прозрачной воде ухоженные обольстительницы, обитательницы гарема, будоража кровь своего господина водными задорными играми.

    Четвертый двор - султанское убежище

    Уютный уголок отведен властелину. Здесь можно уединиться в беседке с позолоченной кровлей, поддерживаемой четырьмя изящными колоннами, временно забыть о неурядицах, наслаждаясь тишиной и покоем, отдохнуть от суетных забот, тревожных мыслей и нахлынувших проблем. Диванный павильон манил прилечь, расслабившись за кальяном. За ним установили статуи диких животных. С высоты мраморной террасы, обрамленной резными перилами, где шалит легкий ветерок, нежно теребя волосы, открывается замечательный вид на залив с проплывающими мимо судами.
    Говорят, что это было любимым местом Ибрагима I. В часы заката он подолгу здесь стоял, устремив взор на тихую синеву водной глади, но даже в минуты покоя, оставшись наедине с собой, не утрачивал присущей ему бдительности и собранности.
    Находясь в этом удивительном дворце, ощущаешь себя зрителем одной из замечательных сказок Шахерезады, и так хочется немножко задержать между ладонями время, не позволяя ему ускользать, чтобы смотреть эту сказочную картину еще и еще…

    Путеводитель по Стамбулу на нашем сайте.

    Дарья Нессель | Июл 24, 2017

    Дворец Топкапы в Стамбуле более четырехсот лет был резиденцией султанов Османской империи. Здесь была сосредоточена вся жизнь огромной страны, принимались важные решения, сюда пребывали послы из разных стран. Эта резиденция являлась местом работы и жительства самого султана. Поэтому комплекс зданий Топкапы раскинулся на огромной площади.

    Он включает в себя все необходимое – жилые и хозяйственные постройки, бани, фонтаны, кладовые, помещения для приготовления пищи и прочее.

    Важное место среди всех этих зданий дворца занимает гарем султана, в нем проживало до 1000 женщин-наложниц и жен правителя империи. Дворец Топкапы в Стамбуле действует как музей с 1924 года и открыт для любого посетителя.

    Кот в Гареме.

    Фото Rachel Mackay

    Дворец Топкапы – история строительства

    Само название Топкапы переводится как «Пушечные ворота». Оно не случайно, так как при каждом въезде и выезде султана производился пушечный выстрел. У резиденции были и другие названия – «дворец слез» или же «дворец плача».

    Строительство дворца началось не сразу. Мехмед Завоеватель, овладевший Константинополем, первоначально поселился на месте, где располагается площадь Баязид, а на том месте, где в будущем началось строительство Топкапы, изначально находился гарем султана.

    Само место когда-то во времена Византийской империи было занято под императорский дворец, но к моменту возведения Топкапы от него уже ничего не осталось, кроме церкви св. Ирины, одного из старейших сооружений в Стамбуле. По мере того, как дворец расширялся, церковь оказалась внутри Топкапы. В истории строительства можно выделить четыре этапа:

    • 1470-е годы, возведение первых построек, которые стали рабочей резиденцией Мехмеда Завоевателя и последующих за ним правителей;
    • в XVI веке дворец Топкапы претерпевает большую перестройку, в связи с переносом сюда султанского гарема;
    • султан Абдул-Междит I в 1854 г. переезжает в другую резиденцию;
    • с 1924 г. дворец Топкапы действует как музей.

    Важнейшие события в истории дворца произошли при Сулеймане Великолепном и связаны они с именем его жены по имени Хюррем или Роксолана. Именно она настояла на том, чтобы гарем был перенесен как можно ближе к покоям повелителя.

    Фото Rubén Hoya

    Хюррем во дворце Топкапы: легенды и факты

    Одна из самых легендарных личностей, связанных с дворцом – это наложница, ставшая женой султана Сулеймана Великолепного. По одной из версий эта девушка была взята в плен крымскими татарами в одном из украинских сел. Потом продана в рабство, а затем подарена будущему правителю.

    Считается, что настоящее имя ее было Анастасия Лисовская, на Западе ее прозвали Роксоланой, а в султанском гареме за ее веселый нрав дали имя Хюррем (весёлая). От природы умная, сообразительная и находчивая Хюррем сумела в гареме завоевать особое расположение правителя в противоборстве с главной его женой Махидевран.


    Двор в гареме.

    Фото nodog please

    В гареме существовала строгая иерархия, и вырваться наверх было нелегко. Первая ступень это одалиски, которые могли никогда не стать наложницами султана. Далее следовали гёзде, проведшая несколько ночей с правителем. Из их числа выбирались фаворитки – икбал. Обычно их было 10 – 15. С каждой из них он периодически спал. Если икбал рожала сына, она возносилась на высшую ступень, становилась главной фавориткой.

    Красивая и обаятельная Роксолана прошла все эти ступени, привлекла сердце Сулеймана так, что он крепко полюбил ее, отослав Махидерван в дальнюю провинцию. Со временем Хюррем приобрела такое положение, что получила титул хасеки, что ставило ее даже выше родных братьев и сестер султана. Более того, султан официально женился на ней, а это противоречило традициям турецкого императорского двора. Хюррем получила официальный титул жены и после этого Сулейман никого из женщин больше не знал.

    В последние годы жизни Хюррем приобрела такой большой вес, что султан ее воспринимал, как своего главного советника, а находясь в походах всю информацию о том, что происходит при дворе, получал только от нее. Она принимала послов, вступала в переписку с иностранными государями. По одной из легенд Хюррем была, скорее всего, отравлена кем-то из придворных.

    Хасеки родила Сулейману много сыновей среди которых был и наследник отца – султан Селим II. Покои Хюррем во дворце Топкапы одно из самых посещаемых мест внутри резиденции.


    Описание дворца Топкапы

    Дворец Топкапы расположен на мысе, который омывается с двух сторон Мраморным морем. В плане он представляет собой прямоугольник неправильной формы, разделенный на четыре части, особо выделен гарем, как бы еще одна часть внутри четвертой.

    Все сооружения обнесены стеной двух уровней: внешней и внутренней. Посетителей пускают в музей-дворец, но им доступно далеко не все, хотя основные помещения они могут пройти полностью.

    Первый двор дворца Топкапы

    Путешествие во дворец Топкапы начинается с главных ворот, через которые въезжали, и уезжали султаны, в настоящее время в них входит любой турист и попадает в первый двор, где расположена древнейшая церковь города в честь святой Ирины, а также монетный двор и фонтан.

    Babı Hümayun / Императорские врата

    Стальная дверь, построенная в 1524 г., является работой Исы бин Мехмеда. На стороне, выходящей в первый двор, начертаны Kelime-iTevhid (утверждения исламской веры), подпись Махмуда II, основные положения о репарациях, датированные 1758 годом, а также подпись Мустафы III.

    На стороне, выходящей во второй двор, располагаются арки в стиле рококо 18-го века. Помещения по обеим сторонам от ворот, которые ранее использовались охранниками, больше не существуют.

    Только Султану было дозволено проходить верхом сквозь врата Приветствия, которые ведут прямо в центральную часть дворца. В настоящее время они служат главным входом в музей Топкапы для посетителей.

    Первое здание государственного совета представляло собой постройку из дерева, возведённую по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.). Современное арочное строение возникло в результате реконструкции, проведенной в 1527-1529 гг. (во время правления Сулеймана Великолепного) по проекту главного архитектора Алаэддина, а также после серии дальнейших успешных ремонтных работ.

    Стены внутри помещения были покрыты мрамором в XVI веке. Красивые орнаменты, арочные своды крыльца и массивные мраморные колонны также были возведены в XVI веке. Последним штрихом, придавшим зданию совета его современный вид, стала реконструкция, осуществленная в 1972 году, в период правления Селима III.

    Арочные галереи были огорожены золочёными сетками и дверьми с добавлением барельефов в стиле рококо. В результате реконструкции здания в 1819 г. (при правлении Махмуда II) были выгравированы две стихотворные надписи на его фасаде. Одна из них принадлежит Селиму III, а вторая – Махмуду II. А на стене арки, ведущей в кабинет служащих Государственного совета (Divan-iHümâyûn), начертаны монограммы Мустафы III.

    Здание государственного совета, известное также как Куббеатлы (Dîvan-iHümâyûn), состоит из трёх департаментов, а именно: зала совета, где обсуждались важные дела государства, кабинета служащих, где записывались принятые в зале совета постановления, и регистратуры, откуда документы и записи о постановлениях отправлялись в архив.

    Заседания государственного совета проходили 4 раза в неделю. Члены совета (утвержденного султаном в качестве высшего органа власти), прозванные Великими визирями, визирями Куббеатлы и Высшими военными судьями Анатолии и Румелии (Европейской и Османской империи), должны были заниматься государственными делами, принимать решения и оглашать приговоры по судебным делам. Шейх уль-Ислам (Şeyhülislam), высшее должностное лицо Османской империи по вопросам мусульманской веры, принимал участие в некоторых наиболее важных совещаниях после получения приглашения от Совета.

    Остальными служащими являлись: служащий, ответственный за прикрепление монограммы султана к декретам и другим официальным документам (nişancı); казначей (defterdar); Глава служащих и министр иностранных дел (Reis-ülKüttab); писатели официальных сообщений, дозволений, лицензий и сертификатов (tezkereciler) и клерки (kâtipler).

    На этих собраниях обсуждались государственные, политические, административные, финансовые и повседневные вопросы, а также рассматривались важные общественные дела. Государственный совет министров также был местом, где Великие визири принимали иностранных послов, и где проходили церемонии бракосочетания дочерей султана с их избранниками.

    Правители Османской империи не присутствовали на заседаниях в Зале государственного совета министров (Куббеатлы). Большую часть времени они следили за совещанием членов совета из отдельной комнаты в Башне Правосудия, через окно которой открывался вид на Зал Совета. Когда султан был не согласен с решением совета по какому либо вопросу, он закрывал окно, таким образом подавая знак министрам о необходимости прервать совещание. В этом случае Великий Визирь и остальные министры должны были проследовать в Зал Аудиенции, чтобы продолжить обсуждение вопроса, но уже в присутствии султана.

    Зал государственного совета визирей (Куббеатлы) имеет несколько особенностей, обеспечивающих осуществление правосудия в государстве. На самом деле интерьер Зала Совета можно легко разглядеть снаружи сквозь позолоченные решётки. Такая открытость помещения означает, что все постановления Совета не были конфиденциальными и являлись достоянием общественности. С другой стороны, тот факт, что правитель следил за заседаниями Совета из своего окна, являлся доказательством того, что хотя он и делегировал свои полномочия министрам, заседавшим в Совете, он был уверен, что несправедливость никак не навредит гражданам Империи.

    Башня правосудия

    Название «zülüflü» («плетёный») связано с косами, свисающими с каждой стороны от их головных уборов в форме конуса. Их поднятые воротники и косы мешали им наблюдать за тем, что происходило в Гареме, во время выполнения их обязанностей, таких как доставка дров для камина. Их главнокомандующим был Гвардейский Камергер.

    В соответствии с назначенными обязанностями, они имели и соответствующие названия: Начальник гвардии, Хранитель Зала Совета, Поставщик кладовых, Капитан гвардии, Производитель сушёных фруктов и орехов, Водопроводчик-строитель и Бегун.

    Частные конюшни / Султанские конюшни

    Комната Десертов и Конфет (Helvahane), построенная в эпоху правления Сулеймана Великолепного, разделена на четыре секции. Справа от входа и фонтана выгравирована надпись, датированная 1767 годом. Этот фонтан и надпись Kelime-iTevhid (Мусульманская декларация веры в единство бога) на двери были созданы во время реставрационных работ, проведенных в 1574 году. Проход между Комнатой Десертов и Конфет (Helvahane) и Комнатой Щербета и Джема (Şerbethane / reçelhane) находится на короткой стороне дворца. Над воротами этого прохода во время реконструкционных работ была выгравирована надпись, с именем Мехмеда Аги и датой 1699 года.

    Двери выполнены в стиле kündekâri, т.е. сделаны из дерева, декорированного резьбой с геометрическими элементами. В 18-ом веке была построена мечеть для поваров. Деревянные пороги и прочие деревянные конструкции были уничтожены в ходе реконструкции в 1920 году.

    В рамках вышеупомянутой системы Девширм, которая существовала с первой половины 15-го века и до конца 17-го века, Османские Султаны создавали класс преданных им служащих, обученных основополагающим принципам Мусульманской религии и турецкой культуры. Одни из набранных подобным образом служащих получали образование во дворце, а другие тренировались в армии. В конечном счёте, получившие подобное образование молодые люди назначались на высокопоставленные должности в государственном аппарате. С 18-го века эти высокие посты стали присуждаться только коренным туркам.

    Во время начальной фазы молодые люди назначались учениками в турецкую семью, где их учили турецкому языку, традициям и прочим особенностям турецкого общества. По окончании всего этого периода их отправляли в подготовительные школы. Наиболее одарённые из них распределялись по классам школы Эндерун. Здесь ученики обучались в следующих помещениях: в Большой и Маленькой комнатах, соответствующих общежитию экспедиционных сил, в кладовой, в сокровищнице и в помещениях Тайных Палат. Ученики, которые справлялись с символическими задачами о функционале каждого помещения, впоследствии имели возможность подняться по государственной карьерной лестнице прямо к посту Великого Визиря (Величайший министр обороны государственной печати Султана).

    Двор Эндерун сконструирован таким образом, чтобы личные покои повелителя всегда возвышались над прочими зданиями дворца. Помещения, использовавшиеся султаном, получили названия «Киоск Завоевателя» (FatihKöşkü), Тайная палата и Павильон для бассейна. Эти помещения располагались в центре во внутренней части двора, в то время как помещения, использовавшиеся учениками школы Эндерун, находились на его внешних границах. Эти помещения, выходившие во внутренний двор через их веранды, имели такие особенности внутреннего интерьера, как небольшой зал, окружённый комнатами общежитий, комната из стекла и бани (хаммам).

    Палаты Эндерун выстраивались в иерархическом порядке в соответствии с уровнем тренировочных классов. Помещения Маленькой и Большой комнат располагались по обе стороны от Ворот Счастья (Bâb-üsSaade). А палаты экспедиционных сил (SeferliKoğuşu), воздвигнутые в 17-ом веке после сноса хаммама султана Селима II, представляли собой помещения для учеников низшего ранга школы Эндерун. Остальные помещения принадлежали кладовой, сокровищнице и Тайным Палатам. Также в этом направлении находится мечеть Агалар (AğalarCamii). В середине двора Эндерун располагался Павильон с Бассейном, который был уничтожен в 18-ом веке и заменен на Библиотеку Эндерун (Библиотеку Ахмеда III).

    Учреждение новой армии в 1826 году после упразднения корпуса Янычар также явилось поводом для создания новой системы образования. После этого года школа и институт Эндерун начали постепенно утрачивать свою значимость.

    Bâbü"s-saade (Врата Счастья)

    Врата счастья или Врата Блаженства (Bâbü’s-saâde or Bab-üsSaâdet) являются входом во внутренний двор дворца (Enderûn), также известный как третий двор, и отделяют внешнюю часть дворца (Birûn) от внутренней.

    В третьем дворе находятся частные и жилые строения дворца, включая школу Эндерюн. Султан пользовался этими вратами, олицетворявшими его силу, а также Площадью Диван только по случаю особых мероприятий, например, церемонии восхождения на трон (cülûs) и религиозных праздников (ArifeDivanı и BayramlaşmaTöreni). В эти дни религиозных и фестивальных праздников Султан садился на свой трон перед вратами, в то время как чиновники и должностные лица выражали ему своё уважение.

    Ворота олицетворяют присутствие правителя во дворце. Никто не мог проходить через них без разрешения повелителя. Даже Великому визирю предоставлялось подобное разрешение только по определённым дням и в особых случаях. Врата Блаженства, являющиеся главной дверью в личные покои правителя, оставались всегда запертыми. А несогласованное проникновение через них расценивалось как строжайшее нарушение закона и вызов власти Султана.

    Врата находились под контролем Главного Евнуха Гарема (прозванного Bâbü’s-saâdeAğası), а также под контролем его подчинённых. Врата были возведены во время первоначального строительства дворца Топкапы в 15-ом веке в качестве колоннадного прохода с куполом, опирающимся на мраморные колонны. Они выполнены в стиле рококо и имеют декорации, относящиеся к эре правления Абдул-Хамида I и Селима III (1789-1807 гг.).

    Деревянный купол, покоящийся на четырёх мраморных колоннах, является отражением турецкого стиля барокко. Он был возведён в эпоху правления Абдул-Хамида I (1775 г.). А простые декорации потолка и карнизов, флажки на куполе и его обод выполнены в стиле ампир в период правления Махмуда II (1808-1839 гг.).

    На камне переднего фасада выгравированы: надпись «Во имя Господа нашего, Милостивого и Милосердного», монограмма Махмуда II, написанная его собственной рукой. На боковых фасадах были начертаны монограммы Абдул-Хамида. А на заднем фасаде содержатся надписи с именами некоторых правителей Османской империи. Эти записи также содержат упоминание о реконструкциях, проведенных над этими вратами.

    На противоположной стороне ворот располагались помещения Главного Евнуха Гарема (Bâbü’s-saâdeAğası) и Белых Евнухов (Akağalar), которые несли ответственность за третий внутренний двор. Вход в эти помещения осуществлялся через арочный проход (датированный 16-м веком) со стороны Площади Диван.

    ArzOdası (Зал Аудиенций или Тронный Зал)

    Монограмма, выгравированная на мраморе по обеим сторонам от двери и принадлежавшая султану Абдул-Меджиду, разумеется, была добавлена во время реставрации. Стены были покрыты в 19-ом веке керамическими панелями, датирующимися 16-м веком. Фонтан с правой стороны от входа был установлен по указу Сулеймана Великолепного. Над входом, который использовали правители, находится монограмма Мустафы III (1757-1774 гг.), содержащая в себе записи о реконструкции. В этом зале также выгравирован эпиграф Махмуда II над вышеупомянутым входом Pişkeş (для внесения подарков).

    Библиотека Султана Ахмеда III / Библиотека Эндерун

    Интерьер библиотеки Султана Ахмеда III декорирован изникской керамикой 16-го века. Керамика была привезена во дворец Топкапы из других императорских дворцов и особняков Стамбула. Купола и своды библиотеки декорированы растительными мотивами, выполненными из декоративной штукатурки malakâri – техника, олицетворяющая эру тюльпанов. Дверные и оконные ставни сделаны из слоновой кости, украшенной классическими геометрическими узорами. Оконные и дверные рамы покрыты плиткой 17-го века. Потолки отделаны камнем, украшенным геометрическими фигурами, такими же, как в Павильонах Багдада и Еревана. Между окнами расположены книжные стеллажи с серебряной отделкой.

    Книжная коллекция библиотеки состоит из книг из личной коллекции Ахмеда III, а также из книг, принадлежавших Абдул-Хамиду I и Селиму III. Эти книги были размещены в здании Дворцовой библиотеки в 1965 году.

    Общежитие экспедиционных сил

    Общежитие экспедиционных сил (SeferliKoğuşu) было построено в 1635 году по указу Мурада IV (1623-1640 гг.) на территории, освободившейся после сноса хаммама (HünkârHamamı). На территории старого общежития экспедиционных сил находился фонтан напротив хаммама, бани, маленькая мечеть и само здание общежития.

    Здание было снесено и перестроено по указу Ахмеда III в 1719 году по причине строительства библиотеки Эндерун. В этот же период к передней части здания были пристроены пассажи с колоннами, принадлежавшими разрушенному Павильону с бассейном.

    Конструкция строения, поддерживаемая семью колоннами, по сей день отлично сохранилась. Цилиндрические своды главного зала общежития экспедиционных сил, состоящего из двух соединённых друг с другом залов, опираются на арки и колонны. Малый зал, принадлежащий морскому фронту, имеет деревянный потолок. Эпиграф, выгравированный над входом, содержит монограмму султана Махмуда II (1808-1839 гг.), отдавшего распоряжение о реконструкции помещения.

    Ширван, стеклянные ящики и деревянные кровати были убраны из залов во время реконструкции, проведённой в 1916 году. Надпись над главным входом в помещение содержит имя правителя Мехмеда Ресада V, который выступил инициатором всех этих реконструкций и изменений в год Хиджри (1916 год по Грегорианскому календарю).

    Эпиграф гласит: «Это здание, являющееся общежитием экспедиционных сил Эндерун, было отреставрировано и преобразовано в Императорскую Сокровищницу в соответствии с суверенным приказом и высочайшими инструкциями Эмира Верного, его величества султана Мехмеда Ресада Кхана».

    После проведения нескольких реставрационных работ, в палате расположили коллекцию султанского гардероба (PadişahElbiseleriKoleksiyonu) с ценными образцами костюмов, насчитывающими около 2500 экземпляров, а также многочисленными и дорогостоящими кафтанами султанов.

    Павильон Султана Мехмеда II (Завоевателя) / Сокровищница Эндерун

    Павильон Завоевателя, который Мехмед Фатих возвёл в качестве домика для созерцания окрестностей, вскоре был переделан в место, где хранились дворцовые сокровища. Так как сокровищница существенно обогатилась после египетской экспедиции султана Селима, террасы пришлось закрыть стенами с целью защиты особо ценных экспонатов.

    В период правления Махмуда I (1730-1754 гг.) зелёные колонны из порфира, располагавшиеся напротив главного входа, были замурованы. Это создало дополнительное пространство, прозванное Сокровищница послов (ElçiHazinesi).

    Таким образом, главный вход в павильон и весь наружный фасад здания были скрыты стенами, окнами и дверьми. Кроме того, в здание была добавлена ювелирная мастерская в 1766 году. Её предназначением являлся полноценный ремонт наиболее ценных изделий в коллекции Сокровищницы. Все эти добавления были полностью удалены во время последующих реконструкций помещения, проведённых в 16-ом веке.

    Палата сокровищ

    Султаны, правившие в Турции в период до второй половины 16-го века, всегда восседали в этой комнате перед церемонией восхождения на трон. Они продолжали сохранять эту традицию до самого конца Империи, а также посещали Павильон Священной мантии каждый год в 14-й и 15-й день месяца Рамадан в рамках официальной церемонии.

    Павильон Священной мантии содержался и реставрировался всеми Султанами с большой осторожностью и уважением к священным реликвиям, хранящимся в нём. Каждый правитель в своё время предавал огромное значение содержанию этого места в наилучшем состоянии.

    Это помещение имеет самый оригинальный дизайн плитки по сравнению со всеми остальными павильонами Султана. Плитка датируется концом 16-го века, и полностью сохранилась по сей день.

    Мечеть Агалар

    Мечеть Агалар является самой большой мечетью во дворце. Она также имеет самую древнюю конструкцию, датирующуюся 15-м веком и построенную во время правления Мехмеда Завоевателя.

    Султан, оруженосцы и пажи приходили сюда молиться. Мечеть расположена по диагонали двора, чтобы обратиться лицом к Мекке. Она находится во дворе Эндерун рядом с Павильоном Священной мантии со стороны Золотого рога. Её основная часть покрывает большой свод, возведённый в 18-м веке. По обеим сторонам мечети находятся два узких пространства. В части здания, обращённой к Павильону Священной мантии, установлен алтарь (mihrab). А та часть, которая обращена в противоположную от павильона сторону, служит как молитвенное место для оруженосцев из армейского общежития, для служащих кладовой и сокровищницы. Три окна в задней части большой части помещения выходят в Гарем, где молятся Султаны, а также жены и матери повелителя.

    Стены мечети Агалар покрыты плиткой 17-го века. Самыми интересными экземплярами являются плитки, покрытые арабскими письменами, содержащими подпись Арчер Мустафы. Это место предоставлялось высокопоставленным оружейникам для молитв.

    Самая значимая реконструкция за всю историю этого здания из кирпича и камня была организована архитектором Мехмедом Агой. Эпиграф на внутренней части двери датируется 1722 г. по григорианскому календарю и содержит надпись “Es-Seyyid Mehmed Ağa”.

    Здание использовалось в качестве склада с 1881 года и до тех пор, как было отреставрировано в 1916 г. На новой надписи, начертанной в 1928 году, закреплены основные положения о реконструкции мечети, проведенной в 1925 г.

    Книги из библиотеки Ахмеда III (библиотеки Эндерун) и прочих библиотек дворца были перенесены в это строение. Таким образом, все библиотеки дворца были объединены в одну под названием «Новая библиотека дворца».

    Кладовая / Продовольственная палата (KilerliKoğuşu)

    Кладовая была построена по указу Мехмеда Фатиха между павильоном Завоевателя и Сокровищницей, в соответствии с планом дворца Топкапы. Начальник Продовольственной Палаты также отвечал за кухню императорского двора в целом. Пажи Продовольственной палаты должны были готовить всевозможные блюда для Султана, накрывать на стол и убирать с обеденного стола правителя, а также содержать в надлежащих условиях кухонную утварь.

    Помимо приготовления различных блюд для Османского правителя, таких как пастила, сиропы, щербеты, свежие и сушёные фрукты, пажи изготавливали свечи, которые впоследствии использовались во всех павильона, покоях и мечетях дворца. Они также подготавливали лекарства для пациентов лазарета Эндерун. В апреле они собирали «апрельскую дождевую воду» и подавали её Султану, надеясь на её целебные свойства.

    Общежитие при Палате Священной мантии / Хранилище для портретов Султанов

    Во второй половине 19-го века после того, как колонны Тайной палаты двора Эндерун были замурованы, сама Палата Священной мантии была преобразована в Общежитие для должностных лиц имени Священной мантии. Колонны, купол и каменные стены этого здания были созданы в эпоху правления Мехмеда II (1441-1446/1451-1481 гг.). В настоящее время палата используется в качестве хранилища для коллекции портретов Султанов.

    Четвертый двор дворца Топкапы

    Следующие ворота открывают возможность попасть в султанский сад, где правитель проводил много времени, это было его интимное пространство, так как султан мог побыть здесь наедине с собой. В этом дворе находится мечеть Софа, комната, где производили обрезания. Отсюда открываются великолепные виды на Золотой Рог, Босфор и Мраморное море.

    На территории четвёртого двора расположен сад Тулип и терраса, получившая название Софа-и Хюмайун (Sofa-iHümâyûn) или Мраморная Терраса. Мраморная терраса была расширена в направлении к Золотому Рогу с помощью добавлений новых павильонов в первой половине 17-го века в период правления Мурада IV (1623-1640 гг.) и Ибрагима (1640-1648 гг.). Арочные конструкции Мраморной Софы были воздвигнуты в 1916 году.

    Выполненный из дерева Павильон Софы, использовавшийся Султанами в качестве личного павильона, и Каменная Башня (Hekimbaşı Kulesi), использовавшаяся как жилище и лаборатория главного лекаря правителя и расположенная в саду Тулип (Lâla), полностью сохранились и в данный момент находятся в отличном состоянии.

    Сад Тулип

    В саду Тулип было множество различных виноградников, фруктовых деревьев (в том числе и апельсиновых и лимонных), огромное количество всевозможных цветников, заполненных розами, тюльпанами, гиацинтами, гвоздиками и жасмином. В этом саду с видом на Мраморное море также находится Киоск Медицины, известный также как Павильон Султана Абдул-Меджида, который был построен в 1840 г. в стиле ампир и ставший последним значимым добавлением в устройство дворца, а также Гардеробная (EsvapOdası) и Мечеть Софы (Sofa Camii).

    Сад Тулип соединён с парком Гюльхане, в настоящий момент являющимся общественной зоной отдыха, и с Императорским садом роз, воротами Mabeyn. Эти врата спроектированы известным Османским архитектором Саркисом Бальяном. Он также спроектировал упоминавшийся ранее Киоск Медицины.

    Зал Обрезания

    Зал Обрезания (SünnetOdası) был построен во время правления Сулеймана Великолепного. Он расположен на наиболее впечатляющем участке двора, откуда открывается вид на район города под названием Галата. Изначально это место задумывалось как летний павильон(Yazlık Oda). Однако его стали использовать в качестве Зала, где проходила церемония обрезания принцев-сыновей Ахмеда III (1703 -1730 гг.) (обрезание – это религиозная мусульманская традиция, символизирующая чистоту и непорочность).

    В задней части с единственным залом, имеющим планировку в форме квадрата, находится маленькая кухня. Фасад здания, покрытый плиткой голубого и белого оттенков, является работой известного монументалиста 16-го века Шаха Кулу. Здание было перестроено в 1640 г. по указу Ибрагима (1640-1648 гг.) во время реконструкции террасы.

    Ереванский павильон

    Ереванский павильон был построен в 1635 г. по указу Мурада IV (1623-1640 гг.) как дань памяти завоеванию Еревана на части земли, освободившейся за счёт уменьшения размера пруда, существовавшего во дворе Софа-и Хюмайун со времен правления Мехмеда Завоевателя (1451-1481 гг.). Он был сконструирован Главным архитектором того периода Кока Касим Агой. Конструкция здания павильона имеет форму восьмиугольника.

    В 1733 году в эпоху правления Махмуда I (1730-1754 гг.) в кабинетах Ереванского павильона хранились некоторые особо ценные экземпляры из коллекции книг дворцовой библиотеки. Поздние книги из личной коллекции Османа III (1754-1757 гг.) и Мустафы III (1757-1774 гг.) также были включены коллекцию Библиотеки дворца-музея Топкапы.

    Ереванский павильон также получил название sarıkodası (Зал Тюрбанов), так как по некоторым данным тут хранились священные реликвии из Павильона Священной мантии во время традиционной уборки перед церемонией восхождения Султанов на трон.

    Багдадский павильон

    Багдадский павильон (BağdadKöşkü) находится в правой части Мраморной террасы. Он был воздвигнут в 1639 году в честь покорения великого Багдада Султаном Мурадом IV (1623 – 1640 гг.). Главным архитектором был Кока Касим Агой.

    По всему фасаду начертаны письмена из Корана белыми буквами CelîSülüs (арабский стиль написания с использованием только заглавных букв) на голубом фоне. А над входом начертано двустишие на персидском языке.

    Книги, дарованные Абдул-Ахмидом I (1774-1789) и Селимом I (1780-1807), были размещены в кабинетах павильона, деревянные двери которых были декорированы перламутром, черепаховой скорлупой и слоновой костью. Книги из коллекции Библиотеки Багдадского павильона были соединены с основной библиотекой дворца Топкапы после того, как он начал функционировать в качестве музея. Маленькая кухня в задней части здания использовалась для подачи кофе посетителям павильона.

    Павильон Ифтарийе

    Позолоченный Павильон Ифтарийе, также известный как Киоск Ифтарийе (İftariyeKöşkü), был возведён по указу Ибрагима (1640-1648 гг.). Из-за своего расположения этот павильон возвышается над садами дворца Топкапы, Золотым Рогом и Галатской Башней, благодаря чему с места, где он установлен, открывается великолепный вид на окрестности.

    Султаны часто приходили сюда поужинать и встретить закат под крышей этого павильона во время месяца Рамадана. В некоторых источниках его называют «Лунным местом», где правители принимали поздравления от жителей двора Эндерун во время праздника Байрама (последнего дня в месяце Рамадан) и наблюдали отсюда за различными спортивными мероприятиями.

    Павильон Софы также получил название Павильона Кара Мустафа Паша или MerdivenbaşıKasrı. Он был построен в период правления Мехмеда IV (1648-1687 гг.). Его конструкция, состоящая из двух раздельных частей, называлась Зал Диван (Divanhane) или Комната Щербет (ŞerbetOdası). Такие названия она получила благодаря серии реконструкций, проведённых в эпохи правления Ахмеда III (1703-1730 гг.) и Махмуда (1730-1754 гг.).

    Павильон, откуда султаны наблюдали за спортивными мероприятиями, принимали гостей и вели беседы, был построен пажами двора Эндерун. На протяжении всего времени его существования было проведено несколько реконструкционных работ. В настоящее время он является первым зданием в истории, выполненным в стиле «Турецкое рококо».

    Мечеть Софы

    Первоначально на месте, где сейчас стоит Мечеть Софы, располагался Теневой Киоск или Киоск Мечников (SilahdarağaKöşkü), построенный по указу Мехмеда Завоевателя в то время, когда впервые был воздвигнут дворец Топкапы. По данным из некоторых источников, Мечеть Софы (Sofa Camii) была возведена вместе с корпусом, прозванным Софа Ocağı, во время правления Сулеймана Великолепного.

    В 1809 году по указу Махмуда II Киоск Мечников был разрушен, а на его месте была воздвигнута маленькая мечеть Софа (Sofa Mescit). В 1859 году во время реконструкции Павильона Медицины и Павильона Мечника по указу Абдул-Меджида маленькая мечеть Софа была разрушена и перестроена в Мечеть-террасу Софы, сохранившуюся и по сей день. Из начертанного на ней эпиграфа видно, что мечеть была построена для того, чтобы в ней молились служащие Палаты Казначейства и Сокровищницы.

    Павильон Медицины

    Павильон медицины является наиболее современным зданием во всём дворце Топкапы. Он был спроектирован архитектором Саркисом Балаяном, спроектировавшим также и дворец Долмабахче, по указу Султана Абдул-Меджида в 1859 году. Изначально он назывался Новым Киоском, но впоследствии был переименован в Киоск Медицины.

    Он был спроектирован по подобию Теневого Киоска и Киоска Лучников, датирующихся 15-м веком. А некоторые части здания относятся к Византийской эпохе. Во время периода в истории, когда Султаны жили во дворцах Долмабахче и Йылдыз, они посещали дворец Топкапы только на короткий срок для участия в церемонии восхождения на трон (Cülus) или для нанесения традиционного визита Священной мантии. В этих случаях они обычно останавливались в Павильоне Медицины.

    Башня Главного преподавателя (BaşLalaKulesi), также известная как Павильон Главного лекаря Султана (HekimbaşıOdası) была возведена для того, чтобы Мехмед II (Завоеватель) мог осматривать окрестности с её вершины.

    Это строение было своего рода дворцовой аптекой, названное так в честь главных дворцовых лекарей, офтальмологов и хирургов, чья численность достигала 60-70 человек. Они принадлежали к Османской государственной системе под названием “Bîrûn” (в противоположность к понятию Enderûn, что значит внутренний, Bîrûn значит внешний).

    Термин Bîrûn использовался для того, чтобы обозначить группу государственных служащих, которые работали не только во внутренней части дворца, но также и во внешней части, за пределами личных покоев Султана. В дополнение к Палате главного лекаря во дворе также находились две дополнительные аптеки и пять госпиталей, один из которых выделялся специально для нужд Гарема.

    Султан, а также все жители Гарема и внутреннего двора Эндерун лечились группой лекарей, окулистов и хирургов, находившейся под ответственностью Главного Лекаря. Микстуры и лекарства, которые прописывались пациентам, изготавливались медицинскими работниками под предводительством Главного Лекаря. Эти особые микстуры сначала приготавливались, а затем разливались по специальным склянкам, флаконам и бутылочкам.

    Абдулхак Молла, который служил во время правления Абдул-Меджида (1839-1861 гг.), был последним Главным Лекарем дворца Топкапы. После того, как Топкапы перестал быть местом жительства Османских Султанов, Павильон Главного лекаря стали использовать в качестве музыкальной комнаты, а позже в качестве оружейной мастерской. В начале 20-го века отреставрированное здание Павильона Главного лекаря использовали для хранения медицинских и фармацевтических материалов.

    Гардеробная представляет собой место во дворце, где хранилась вся одежда и драгоценности Султанов со времён правления Мехмеда Фатиха. Задача надлежащего хранения одежды и драгоценностей в ранний период истории лежала на Мастере Муслина (DülbentAğası). В более поздние периоды истории эта функция выполнялась Начальником хранилища одежды (Esvabcıbaşı) и его служащими.

    Сокровища Топкапы

    На протяжении многих веков турецкие султаны собирали различные раритеты и драгоценности. Попадали они к ним в руки разными путями: как трофей после удачных военных походов, в качестве подарков от других государей, как конфискованная вещь у врагов султана, в результате покупки или обмена. Со временем скопилось огромное количество этих вещей, которые выставлены на всеобщее обозрение в летнем дворце султана Мехмеда II. С самыми знаменитыми из этих вещей связаны легенды и жуткие истории.

    • Кинжал Топкапы. По приказу Махмуда I он был изготовлен в подарок иранскому шаху. Послы с этим подарком отправились к шаху, но по пути узнали, что он умер, и вернулись назад. Так кинжал оказался в сокровищнице. С этого времени он стал служить орудием убийств братьев-соперников правящего султана. Не один десяток был им лишен жизни, а часы, встроенные в рукоять, показывали время убийства.
    • «Кашикчи», алмаз ложечника. Крупный бриллиант, который обрамлен еще 49 маленькими бриллиантами. По одному из преданий один бедняк нашел этот камень в куче мусора. Не зная его истинную цену, он обменял его у ювелира на три ложки, а ювелир, ища благосклонности, подарил алмаз султану. По другой версии, алмаз приобрел в Индии французский офицер. Во Франции он его продал, потом его еще не раз перепродавали, пока он не оказался в руках матери Наполеона, а она его выставила на аукцион. Великий визирь Али-паша впоследствии приобрел бриллиант. Визиря султан Махмуд II обвинил в измене и алмаз у него отобрал, так он оказался в сокровищнице.
    • В зале выставлено несколько тронов. Один из них выкован из чистого золота и принадлежал иранскому шаху Исмаилу. Трон был вывезен из Персии во время похода в качестве трофея султаном Селимом I. Еще один трон из сандалового дерева, обильно инкрустированный золотом, принадлежал Селиму III. Здесь также находится трон «Байрам», изготовленный из золота. Он использовался во время церемонии вступления султанов на престол.
    • Помимо драгоценностей в Топкапы хранятся главные мусульманские святыни. Знамя Пророка Мухаммеда (длина больше 3 м). Его привез из своего удачного египетского похода султан Селим I. Кроме знамени здесь находится священная мантия Мухаммеда, его два меча и лук в золотом чехле. Здесь же находится письмо Пророка к правителю Мукавкаса, личная печать, волосы из бороды и отпечаток ноги на камне.
    • Кроме мусульманских святынь в сокровищнице находится и множество христианских реликвий, попавших сюда после завоевания Константинополя. Фрагменты черепа святого апостола Петра, рука св. Иоанна Предтечи и многочисленные ковчеги с частицами мощей святых. Среди религиозных реликвий есть оловянная кастрюля Авраама.

    Экскурсии во дворец Топкапы

    Для того чтобы осмотреть всё понадобится весь день. Это надо учитывать, отправляясь в Топкапы. Но любой такой осмотр будет не так интересен без рассказа экскурсовода. Его услуги можно заказать или по электронной почте или же в самом музее. Работа гида оплачивается отдельно от стоимости самого билета.

    • Детям до 12 лет предоставляется скидка 50%, а тем, кому еще нет 9 лет вообще бесплатно.
    • Цена экскурсии будет зависеть от количества людей в группе, если это 10 человек то около 220 долларов, если 1 или 2 человека, то 150 долларов.

    Продолжительность экскурсии до 3 часов. Гиды работают во все дни кроме одного – вторника.

    Музей работает всю неделю, кроме вторника. Также надо знать, что в государственные и религиозные праздники музей начинает работать после обеда.

    Часы работы дворца Топкапы

    • Зимний сезон: с 30 октября по 15 апреля. Музей, Гарем и церковь св.Ирины можно посетить с 9:00 до 16:45

    ВНИМАНИЕ: билетные киоски закрываются в 16:00

    • Летний сезон: с 15 апреля по 30 октября. Музей, Гарем и церковь св.Ирины можно посетить с 9:00 до 18:45

    ВНИМАНИЕ: билетные киоски закрываются в 18:00

    Стоимость билета в Топкапы:

    • Детям до 12 лет - вход бесплатный (за исключением гарема, его бесплатно могут посетить дети до 6 лет).
    • Взрослый билет - 10 евро (в стоимость не входит посещение Гарема)
    • Входной билет в Гарем - 6 евро
    • Входной билет в церковь св.Ирины - 5 евро

    Стоит помнить, что недостаточно купить только один билет, чтобы посетить все места Топкапы: вход в гарем и в церковь св. Ирины за отдельную плату. Дворец посещать лучше всего в тёплое время года, так как зимой он не отапливается, и пробыть весь день на холоде, осматривая достопримечательность, не так уж и комфортно.

    Вход для людей с ограниченными возможностями

    • Вход бесплатный для всех инвалидов и одного сопровождающего.
    • Некоторые секции и места дворца недоступны для пользователей инвалидных колясок из-за лестниц.
    • Во время вашего визита, если вам нужна инвалидная коляска, вы можете обратиться на информационный стол у входа в музей.

    Недоступные разделы:

    • Зал Императорского Совета или Куполообразная палата
    • Портреты османских султанов
    • Комната для обрезания, киоск Кока Мустафа Паша, киоск Реван и киоск Багдад
    • Библиотека султана Ахмета III. или библиотека Эндерун
    • Зал Аудиенций

    Доступные разделы:

    • Оружие и доспехи
    • Двор во дворце
    • Коллекция Императорского гардероба
    • Комнаты Казначейства / Фатих Павильон
    • Священные реликвии
    • Гарем
    • Уборная

    Для гостей с ограниченными возможностями есть туалет во дворце. Этот туалет можно найти возле вторых ворот (Ворота приветствия) в правом углу во втором дворе дворца.

    Запрещено:

    • Запрещается фотографирование внутри выставочных залов
    • Запрещается входить в музейные секции с детскими колясками. Пожалуйста, не забывайте это правило, прежде чем покупать билет.
    • Запрещается вход в отдел священных реликвий в шортах, мини-юбках, майках.
    • Для использования штатива при съемках необходимо разрешение.

    Кафе и рестораны:

    Первый двор:

    • Ресторан «Каракол» (ресторан)

    Второй внутренний двор:

    • Кафе BKG Museum (Кафе — Закуски)

    Четвертый двор:

    • Ресторан Konyalı

    Магазины на территории

    Во дворце Топкапы есть несколько книжных магазинов. Они предлагают широкий спектр руководств, книг и художественных книг, а также предметы искусства, реплики и товары, связанные с временными выставками.

    Посетители найдут здесь путеводитель по музею и сувениры.

    В музее есть три музейных магазина. Один из них расположен в первом дворе дворца и чтобы попасть в него не нужно покупать входной билет, остальные находятся во втором и третьем дворе дворца.


    Как добраться до дворца Топкапы

    От аэропорта имени Ататюрка:

    Из здания аэропорта вы можете спуститься в метро (находится прямо под аэропортом). На метро доезжаете по линии М1 до станции Аксарай. Далее выходите из метро и едете на трамвае до остановки Султанахмет (трамвайная остановка находится сразу при выходе из метро). От остановки Султанахмет до дворца Топкапы можно дойти пешком. Нужно лишь пройти музей Айя-София и ванны Хюррем-султан.

    По морю:

    Ближайшая портовая станция к дворцу-музею Топкапы называется Сиркеджи (Sirkeci). От станции Сиркеджи вы выходите к зданию Муниципалитета Стамбула. Оттуда вам нужно дойти до входа в парк Гюльхане, а дальше просто идите по указателям с надписью «дворец-музей Топкапы».

    Дворец Топкапы столетиями был центром великой империи и является одним и самых крупных дворцовых комплексов в мире, вмещавший в себя все необходимое для жизни и деятельности турецкого султана и его окружения. Здесь сосредоточены сокровища столетиями собираемые султанами, которые теперь выставлены на всеобщее обозрение.