Канонерская лодка ''Храбрый'' (Хромов В.). описание конструкции канонерской лодки. морская служба канонерской лодки

Мореходная канонерская лодка "Храбрый" была заложена 15 декабря 1894 года, через год спущена на воду и в 1897 году вошла в состав Балтийского флота.
Уже через несколько дней после начала первой мировой войны канонерская лодка из Шхерного отряда была переведена в район Моонзундского архипелага, имевшего важное оперативно-стратегическое значение для обороны театра. В августе 1915 года "Храбрый" вместе с линкором "Слава" и другими кораблями метким артиллерийским огнем сорвал попытку германского флота прорваться в Рижский залив. Весной 1916 года, как только сошел лед, "Храбрый", стоявший на зимовке в Моонзунде, вновь вышел в Рижский залив, нес дозорную службу, оказывал огневую поддержку сухопутным войскам. Эффективность огня канонерской лодки была очень высокой. Только 19 июня "Храбрый" вместе с двумя эсминцами вывел из строя до батальона войск противника, подавил артиллерийскую батарею и уничтожил часть укреплений. 27 июля, действуя под прикрытием авиации в Ирбенском проливе, он обстрелял группу неприятельских тральщиков, два из которых, получив попадания, были вынуждены выброситься на берег.
Восстановленная в 1920 году, канонерская лодка 31 декабря 1922 года была переименована в "Красное знамя". С первых же дней Великой Отечественной войны канонерская лодка "Красное знамя" приняла активное участие в обороне побережья Выборгского и Нарвского заливов, отличилась при защите дальних подступов к Таллину, обороняла героический Ленинград.
Ночью 16 ноября 1942 года, находясь на якорной стоянке в бухте острова Лавенсари, корабль подвергся внезапной атаке неприятельских торпедных катеров и, получив попадание торпедой, затонул. Почти год пролежал он на грунте, а затем, поднятый спасателями Балтики, был отбуксирован на ремонт. Возрожденная заново в сентябре 1944 года, канонерская лодка вновь вошла в строй. В послевоенные годы лодка "Красное знамя" до весны 1956 года продолжала оставаться в боевом составе флота, затем на протяжении нескольких лет использовалась как учебный корабль и в 1960 году, до конца выполнив свой долг перед Родиной, была исключена из списков флота.

Издатель: Моделист-конструктор

Год издания: 2011

Страниц: 35

Язык: русский

Качество: среднее

Проектировалась по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК), по прямому указанию Управляющего Морским Министерством вице-адмирала Н.М. Чихачёва. Главным строителем лодки был назначен корабельный инженер Г.Ф. Шлезингер. Проектом предусматривалось водоизмещение в 1500 тонн, скорость 14 узлов, броневой пояс, броневая палуба и боевая рубка и усиленное артиллерийское вооружение. Корабль предназначался для поддержки своей эскадры, охраны водного района и артиллерийской поддержки своих войск на приморском театре военных действий.

Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали, имел полубак, двойное дно, верхнюю и броневую карапасную палубы и собирался по бракетной системе. Форштевень канонерской лодки под водой выступал вперёд, образуя своеобразный таран, доходивший до броневой(жилой) палубы. Ахтерштевень так же выполненный из стали и весил 2,5 тонны. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки. Поперёк корпуса устанавливались 76 шпангоутов, со шпацией около 915-мм. На уровне верхней и жилой палуб шпангоуты замыкались бимсами из коробчатой стали. Для обеспечения продольной прочности вдоль горизонтального киля устанавливались стрингеры из стальных листов толщиной от 4,8-мм до 6,3-мм. Наружная обшивка корабля выполнялась из стальных листов толщиной 9,5-мм, а верхняя палуба настилалась стальными листами толщиной 3-мм. Кроме этого, поверх стальных листов, на верхней палубе выполнялся настил из тиковых досок толщиной 63-мм. Деревянный настил крепился к обшивке с помощью болтов и обеспечивал износоустойчивость, изолировал стальную палубу от солнца, при включённом паровом отоплении препятствовал отпотеванию металла, а при дожде и заморозках не скользил, что позволяло на авралах передвигаться по верхней палубе бегом. Корабль имел бортовой броневой пояс, состоящий из 12 броневых плит на каждый борт толщиной 127-мм в средней части, который уменьшался к оконечностям до 76,2-мм. Для амортизации удара снаряда под бронёй устанавливалась деревянная подкладка из лиственницы. Броневые плиты крепились специальными болтами к стальной обшивке корпуса. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся под срезом броневой палубы. Броневая палуба состояла из плит толщиной 38-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии, а в оконечностях спускалась ниже ватерлинии и имела толщину 19-мм. В носовой части верхней палубы на бортовых спонсонах разместили два орудия главного калибра с броневыми щитами. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, от носовых 203-мм орудий и до кормового боевого прожектора находились высокие фальшборта коробчатой формы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной носовой боевой рубкой с толщиной брони 25-мм и расположенным над ней командирским мостиком и кормовой стальной рубкой с кормовым мостиком. Кормовое орудие 152-мм калибра размещалось на юте и имело угол обстрела до 130°. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. За кожухом дымовой трубы был устроен камбуз с самоварами команды. Кондукторы размещались в двух каютах, боцман жил в отдельной каюте. Силуэт канонерской лодки имел одну дымовую трубу и две мачты.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 11 водонепроницаемых отсеков:

  1. Таранный отсек;
  2. Карцер, носовой торпедный аппарат, кладовые;
  3. Цепной ящик, помещение шпиля, гальюны команды;
  4. Опреснители, кладовые, кубрики, бытовые помещения команды, лазарет и аптека;
  5. Носовые погреба боезапаса, кубрики команды, каюты кондукторов и боцмана, кладовые;
  6. Котельное отделение, угольные ямы;
  7. Машинное отделение, угольные ямы;
  8. Отделение вспомогательных механизмов;
  9. Каюты офицеров, кают-компания офицеров, кормовой артпогреб, рефрижератор;
  10. Каюта командира, салон командира, ванная командира;
  11. Румпельное отделение.

Рулевое устройство включало рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через валиковую передачу. Машина управляла 1 полубалансирным рулём площадью 4,8 м2 со стальной рамой весом 2 тонны.

Якорное устройство включало 3 становых якоря системы Мартина весом по 1,6 тонны каждый, два основных и один запасной. Кроме этого имелся 1 паровой шпиль в носовой части, 2 якорные цепи, 2 стопора Легофа, стоп-анкер и 2 верпа.

Средства спасения включали 1 баркас (14-вёсельный), 1 паровой катер, 2 вельбота и 1 шестивёсельный ял и 1 четырёхвёсельный ял.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения мощностью по 1100 л. с. каждая и 8 водотрубных котлов системы "Никлосса", располагались в машинно-котельных отделениях. Паровые машины имели по три цилиндра один высокого давления, один низкого давления и один среднего давления, которые работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта регулируемого шага и развивали до 165 об./мин на каждый вал. Котлы системы "Никлосса" имели нагревательную поверхность 70,38 м2 каждый и рабочее давление пара 15 кг/см2, размещались все в одном котельном отделении. Полный запас угля включал 160 тонн. Полная скорость канонерской лодки доходила до 14,5 узлов.

Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 100 В и включала 2 пародинамо мощностью по 7,5 кВт каждая. В качестве аварийного источника питания использовалась аккумуляторная батарея, расположенная в отсеках пародинамо.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 2 одноствольных 203-мм пушек Обуховского завода с длиной ствола 45 калибров, расположенных на спонсонах в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на центральном поворотном станке имело броневой щит, а угол вертикального наведения ствола находился в диапазоне от -5° до +18°. Ствол нарезной, комплектовался поршневым замком. Скорострельность установки составляла 3 выстрела в минуту, а боекомплект включал 137 выстрелов. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +18° и начальной скорости снаряда 900 м/с доходила до 13,15 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком и щитом составляла 28,75 тонны.
  2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 45 калибров, расположенной в кормовой части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит. Ствол нарезной, комплектовался поршневым замком. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 6 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +20°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 54 кг развивал начальную скорость в 790 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +20°- до 11,3 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком и щитом составляла 14,7 тонны.
  3. Из 5 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43 калибра, расположенных побортно на верхней палубе, на мостиков и на полубаке. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 5 км.
  4. Из 6 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23 калибра, располагавшихся побортно на палубе. Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к борту или другой части судна болтами. Расчёт пушки включал 4 человека. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 20 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 170 кг.
  5. Из 1 однотрубного 380-мм надводного торпедного аппарата, располагавшегося неподвижно в форштевне. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

Строился корабль на верфи Нового Адмиралтейства в г. Санкт-Петербурге.

Головной "Храбрый" ("Красное Знамя") вступил в строй флота в 1896 года.


Тактико-технические данные канонерской лодки "Храбрый" Водоизмещение: стандартное 1500 тонн, полное 1862 тонны Длина наибольшая: 72,31 метра Длина по КВЛ: 68,1 метра
Ширина наибольшая: 13,01 метра
Высота борта на миделе: 6,2 метра
Осадка по корпусу: 4,08 метра
Силовая установка: 2 паровые машины по 1100 л. с., 2 винта,
1 руль, 8 водотрубных котлов "Никлосса"
Электроэнергетическая система: 2 пародинамо по 7,5 кВт постоянный ток 110 В
Скорость хода: полная 14,5 узлов, экономическая 10 узлов
Дальность плавания: 1200 миль при 10 узлах
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 203-мм пушки, 1х1 152-мм пушка,
5х1 47-мм пушек, 6х1 37-мм пушки
минное: 1х1 380-мм надводный ТА
Экипаж: 195 человек (10 офицеров, 4 кондуктора)

Всего построено кораблей в 1896 г. - 1 единица.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Храбрый»
«Красное Знамя» с 31 декабря 1922 года
«ПКЗ-152» с 6 апреля 1959 года

Канонерская лодка «Храбрый» в 1895 году

Служба: Россия Россия
СССР СССР
Класс и тип судна Канонерская лодка
Организация Санкт-Петербург
Изготовитель Новое Адмиралтейство
Строительство начато 15 декабря 1894 года
Спущен на воду 9 ноября 1895 года
Введён в эксплуатацию 1897 год
Статус Разобрана
Основные характеристики
Водоизмещение 1862 т
Длина 72,31 м
Ширина 13,01 м
Осадка 4,08 м
Бронирование Борт - 76…127 мм,
палуба - 12,7…25 мм,
рубка и орудийные щиты - 25 мм
Двигатели Две вертикальные паровые машины тройного расширения, 8 котлов Никлосса
Мощность 2097 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 14,5 узла
Дальность плавания 720 морских миль на скорости 10 узлов
Экипаж 11 офицеров и 177 матросов
Вооружение
Артиллерия 2 × 203-мм/45,
1 × 152-мм/45,
5 × 47-мм,
7 × 37-мм,
1 ТА 456-мм
С 1915 :
замена 203-мм и 152-мм орудий на 3 × 105-мм/45
С 1916 :
5 × 130-мм/45,
2 × 47-мм,
1 × 40-мм,
2 пулемёта

Канонерская лодка приняла участие в Обороне Рижского залива . После ухода немцев из залива «Храбрый» в составе отряда оказывал поддержку сухопутным войскам, при участии канлодки был также высажен тактический десант в районе маяка Домеснес . В итоговом приказе за 1915 год командующий Балтийским флотом отметил и роль канонерки «Храбрый» в обороне Ирбенского пролива и содействии флангу войск на Рижском направлении.

Для облегчения буксировки, эсминец «Константин» прикрыл канонерскую лодку «Храбрый» и поврежденный «Гром» дымовой завесой. Во время отхода русских кораблей с позиции, эсминец «Победитель» прошел мимо канлодки и раскачал её волной, в результате чего лопнули буксиры. Команда эсминца «Гром», охваченная паникой, частично перебежала на канонерскую лодку, где была отправлена в нижние помещения во избежание распространения паники. Лодка, развернувшись бортом, добилась накрытия германского эсминца, который отошел за линию немецких судов. Стало понятно, что спасти «Гром» невозможно, поэтому с эсминца приняли экипаж. Отойдя на некоторое расстояние, «Храбрый» открыл огонь по «Грому», наводя под ватерлинию, при этом получил повреждения эсминец «В-98», пытавшийся буксировать захваченный русский корабль. «Гром» вскоре затонул . За время боя канонерская лодка получила несколько попаданий, 6 человек были ранены.

На следующий день «Храбрый» с «Хивинцем» вновь обстреливали германские эсминцы у входа в Малый Зунд, после чего канонерские лодки ушли из залива вместе с флотом .

Командиры

  • 1896 г. ____М..Броницкий
  • 189..______В. И. Бэр
  • 02-08.1899.Ю. К. Волчаский
  • 1899-1901. С. П. Шеин
  • 1902-1904. Б. Н. Мартынов
  • __?___________Петров-3й
  • 1911-1912. В. А. Любинский
  • 1915-??____В. А. Щербачев
  • 1917-?_____К. Э. Ренненкампф
  • 192?__________Юрьев
  • 192?__________Чироков
  • 1930-1930 Е. Е. Горбунов
  • 194?__________Арсеньев

1941-1942 Александр Леонтьевич Устинов

См. также

  • Адриан Иванович Непенин (командир «Храброго» в 1909-1911).

Напишите отзыв о статье "Храбрый (канонерская лодка)"

Примечания

Литература

  • М. К. Бахирев Отчет о действиях Морских сил Рижского залива 29 сентября - 7 октября 1917 г.
  • Козлов Д.Ю. Сражение за Рижский залив. Лето 1915 года. - Цейхгауз, 2007. - ISBN 978-5-9771-0055-7 .
  • Хромов В.В. (рус.) // Морская коллекция: журнал. - Москва: Моделист-конструктор, 2005. - № 11 (80) . - С. 32 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Храбрый (канонерская лодка)

Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя. Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени. Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему:
– Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков?
Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера.
– Да, я желаю, – сказал Пьер.
Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.
– Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе.
Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти.
– В седьмых старайтесь, – сказал ритор, – частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом… который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения.
«Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество, и щедрость, и добронравие, и любовь к человечеству, и в особенности повиновение, которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее.

Канонерская лодка (канонерка, канлодка) представляет собой маневренный боевой корабль, который отличает мощное вооружение. Она предназначается для того, чтобы вести боевые действия в прибрежных морских районах, в озерах и на реках. Чаще всего используется для охраны гаваней.

Появление канонерских лодок

В России очень много озер, пограничных длинных рек и мелководных прибрежных акваторий. Поэтому строительство канонерок можно считать традиционным, ведь другие военные корабли не могли вести боевые действия в таких условиях. Однако перед началом Первой мировой войны пополнения не планировалось. На 1917 год канонерских лодок было всего 11, причем некоторые из них были спущены на воду в конце 19 века.

Для большинства из этих канонерок Гражданская война оказалась последней. Ее пережили только 2 канонерские лодки - «Храбрый» и «Хивинец». Поэтому конструкторы брали их за основу производства более современных артиллерийских кораблей.

«Храбрый» - самая старая лодка, которая входила в состав царского наследия. На Балтике она прослужила 63 года. Первоначально для использования она оснащалась тремя пушками (две на 203 мм и одна - 152 мм). Однако в 1916 году ее модернизировали. Теперь было пять орудий.

«Хивинец» создавался в качестве стационара на поэтому его огневая мощь базировалась всего на двух пушках 120 мм. Зато на этой лодке были более комфортабельные бытовые условия.

После 1917 года обе лодки перестали рассматривать при производстве новых в силу их почтенного возраста.

Модели

Когда флотилия прочувствовала мощь и выносливость канонерок, было принято решение строить их «для нужд Дальнего Востока». Причем несмотря на то, что перед войной новые экземпляры не заказывались. Первыми прототипами оказались «Храбрый» и «Хивинец».

После модернизации чертежей начали выпускаться лодки типа «Гиляк». Однако они были намного слабее, конструкторы старались усилить такие параметры, как дальность плавания. Но сделать этого не удалось. Поскольку не было и качественного вооружения, канлодки не продолжили строить, равно как и использовать.

Затем появляются «Ардаган» и «Каре». Отличительные особенности этих канлодок заключаются в использовании дизельных энергетических установок. Нефтепродукты в то время являлись самыми доступными видами топлива, поэтому «Ардаган» и «Каре» были экономически выгодными.

Начиная с 1910 года, Морское министерство решается на масштабную модернизацию. Причем это происходит тогда, когда большинство канонерских лодок уже подготовлено к спуску на воду, ведению боевых действий. Принимается решение усилить защиту и Все это сказывается на осадке. Поэтому больше половины канлодок отправились на реконструкцию. Данный тип получил название «Бурят».

Таким образом, модели канонерских лодок постоянно изменялись, дополнялись современным типом вооружения и оборонными сооружениями. Нет такого военного корабля, который бы являлся их прототипом со времен Российской Империи и до современности.

Легендарный «Кореец»

Канонерская лодка «Кореец» использовалась на Дальнем Востоке для подавления «восстания боксеров». Она входила в состав международной эскадры. В течение сражений канонерка получила несколько серьезных повреждений, были раненые и убитые.

Перед Русско-японской войной канонерская лодка «Кореец» была переведена в корейский порт Чемульпо. Вместе с ней отправился крейсер первого ранга «Варяг». 8 февраля экипаж лодки получил задание отправиться в Порт-Артур с дипломатическим донесением. Однако порт был заблокирован, в результате чего путь «Корейцу» был перекрыт. Капитан корабля принял решение повернуть назад, после чего миноносцы противника атаковали торпедами. Хотя сегодня рассматривается вариант, что японская эскадра только имитировала это.

Вследствие торпедной атаки «Кореец» производит два выстрела. Именно они являются первыми в Русско-японской войне.

По проекту «Корейца» было построено множество канонерских лодок, которые используются в современности.

«Варяг» и «Кореец»: боевой путь

В 1904 году в полдень бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в бой с японской эскадрой, который продлился примерно час. Против двух военных кораблей выступала целая японская эскадра. Канонерка приняла участие в заключительной фазе боя, отражая торпедные атаки. Спустя час после начала сражения стал отступать крейсер, и канонерская лодка «Кореец» прикрыла его отход.

За время боя по противнику было выпущено 52 снаряда. Но при этом не наблюдалось решительно никаких повреждений и потерь со стороны канонерской лодки. Поскольку «Кореец» представлял собой боевой корабль с мощным артиллерийским вооружением, нельзя было допустить его захвата. Поэтому на рейде Чемульпо его было решено взорвать. Экипаж лодки переместился на борт французского крейсера «Паскаль». Тот вскоре доставил моряков в Россию.

Экипажи, которые вели сражение, были награждены орденами и знаками отличия. Также в честь них была учреждена специальная медаль. Так крейсер и канонерская лодка вошли в историю.

Молодая канонерка «Хивинец»

Канонерская лодка «Хивинец» была самой молодой представительницей артиллерийских кораблей в царское время. Она предназначалась для вхождения в состав Балтийского флота. Лодка является мореходной, но ее использовали и в речных условиях. Причем она стойко выдерживала испытания неблагоприятных условий.

Канонерская лодка «Хивинец» заказывалась в 1904-1914 годы, когда начиналось укрепление российского флота. Однако сама непосредственно модель была ориентирована на 1898 год. К сожалению, после выпуска модели никакой модернизации не было, что стало причиной узкого функционала.

Нельзя не отметить стойкость и выносливость канонерки. Дело в том, что она выдерживала такие сражения, где погибали другие, более молодые артиллерийские военные корабли. Вероятно, именно поэтому ее долгое время использовали в качестве прототипа при строительстве судов.

Героический «Сивуч»

В канонерская лодка «Сивуч» героически погибла в сражении с немецкими линкорами. Именно поэтому каждый год 9 сентября волны принимают множества цветов и венков от рижан и россиян.

19 августа 1915 года императорский флот вступил в бой с германскими линкорами. До конца неизвестно, что именно произошло в те далекие и долгие для экипажа дни. Но сражение около острова Кихну заставило эскадру Германии отказаться от дальнейших атак в Рижском заливе, а также от бомбардировки береговых укреплений. Это и было основной целью набега немецкого флота.

Канонерская лодка «Сивуч» тогда спасла Ригу от жертв и разрушений. Ценой такого подвига стала гибель корабля, равно как и всего экипажа. В то время канонерку называли даже Балтийским «Варягом», настолько высок был героизм моряков.

Канонерка «Бобр»

Канонерская лодка «Бобр» относится к типу Гиляк. Такие корабли предназначались для того, чтобы защищать реку Амур вплоть до Хабаровска. В ее нижнем течении находилось малое количество гарнизонов, им и должна была оказываться артиллерийская поддержка. Поскольку наблюдалась малочисленность объектов, проектирование кораблей основывалось на большой дальности плавания, а также автономности. Однако мореходность в ходе практики оказалась крайне малой.

Ценность канонерских лодок данного типа была минимальной, поскольку вооружению при проектировке не уделялось большого внимания. В ходе Первой мировой войны они использовались в качестве плавательной базы. Конструкциями и прототипами, естественно, они не стали. Будущие корабли переняли от этих лодок только боевые задачи.

«Бобр» был заложен в 1906, спустя год его спустили на воду. В 1908 году канонерка вступила в российский флот. За всю историю своего существования она побывала и у немцев. Ее захватили в 1918 и переоборудовали в плавательную мастерскую. В этом же году лодка была передана Эстонии. Хотя она и была в неисправном состоянии, но числилась в эскадре этой страны.

Канонерская лодка прослужила 21 год, в 1927 ее отправили на слом.

Речные (озерные) и морские канонерские лодки

Несмотря на большой функционал, фактически все канонерки использовались для того, чтобы наносить удары по береговым объектам. Целью таких атак становилось подавление огневой мощи противника, а также уменьшение живой силы. Если же лодка оставалась в непосредственной близости от своего берега, тогда ее задачи заключались в охране береговых объектов, защите от вражеских военных кораблей.

Встречаются морские и речные канонерские лодки. Их основное отличие заключается в весе. Первые достигают массы в 3 тысячи тонн, вторые - в 1500. Конечно, исходя из названия, логично предположить, в каких местах будут использоваться канонерки.

Функционал и использование канонерских лодок

Канонерки представляют собой вариант наиболее функциональных артиллерийских кораблей. Конструкция позволяла использовать их в военных действиях в прибрежной зоне, на реках и вблизи архипелагов с мелкими скалистыми островами.

Канонерские лодки могли исполнять следующие функции:

  1. Оборона берегов, портов, эстуариев
  2. Высадка десанта
  3. Поддержка войск на берегах
  4. Высадка своего и борьба с вражеским десантом
  5. Вспомогательные задачи, вроде доставки грузов

В зависимости от того, где именно будет использоваться артиллерийский корабль, его конструкция могла изменяться, возводились специальные постройки. Встречаются небронированные, бронепалубные и броненосные лодки. Чаще всего использовали второй вариант, поскольку он предлагал относительно хорошую защиту, но при этом имел небольшой вес, что положительно сказывалось на маневренности.

Основные характеристики канонерских лодок

Исходя из характеристик, определялось, где будет использоваться канонерка. Есть три основных параметра:

  1. Водоизмещение . Корабли могли спускаться на воду для охраны и ведения военных действий в морях либо на реках и в озерах.
  2. Скорость . Она составляет 3-15 узлов. Скорость зависит от того, какой именно конструкцией наделяется канонерка. Она может быть небронированной, бронированной только в уязвимых местах, а также полностью. Естественно, повышается ее вес, который негативно отражается на скорости плавания.
  3. Вооружение .

Поскольку канонерские лодки были боевыми уделялось большое внимание. Они могли наделяться 1-4 экземплярами пушек главного калибра (203-356 мм). Такой подход к проектированию был ориентирован на морские канонерки. Речные лодки чаще всего оборудовались орудиями среднего калибра (76-170).

Также, в зависимости от назначения на палубе, могли устанавливаться автоматические пушки «Зенит» и пулеметы. Последние конструировались крайне редко ввиду их малой дальности действия.

Заключение

Таким образом, невозможно встретить две одинаковые канонерские лодки. Каждый экземпляр по-своему хорош, наделяется своим уникальным функционалом. Как показывает история, многие российские канонерки могли в одиночку выступать против целых эскадр. Это заслуга не только самих непосредственно военных кораблей и их конструкторов, но и экипажа. Зачастую только его храбрость склоняла исход сражения в свою пользу.

Реферат на тему:

Храбрый (канонерская лодка)



План:

    Введение
  • 1 Постройка и испытания
  • 2 Заграничное плавание
  • 3 Служба на Балтике
  • 4 Моонзундское сражение
  • 5 Служба в составе советского флота
  • Примечания
    Литература

Введение

«Храбрый» - канонерская лодка Балтийского флота. Построена по образцу канонерских лодок типа «Грозящий». Отличалась от прототипа наличием полубака, улучшавшего ее мореходные качества и иным составом артиллерийского вооружения.


1. Постройка и испытания

Канонерская лодка «Храбрый» зачислена в списки судов Балтийского флота 30 января 1895 года. Заложена 15 декабря 1894 года на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге, спущена на воду 9 ноября 1895 года. Спуск на воду происходил в присутствии Николая II, который в этот же день заложил броненосцы «Ослябя», «Пересвет» и учебное судно «Верный». Он лично отдал команду на спуск канонерской лодки.

В середине июля 1897 года «Храбрый» начал кампанию. Утром 27 июля шведский пароход «Фредрие», разворачиваясь на Неве, въехал кормой в борт «Храброго», выше броневого пояса, погнув обшивку и переборку в лазаретном ватерклозете. Капитан шведского судна прислал агента для переговоров. Требовалось замена листа обшивки. За ремонт шведам начислили 2673 рубля 45 копеек.


2. Заграничное плавание

28 августа 1899 года «Храбрый» отправился в свое первое заграничное плавание. Путь канонерки лежал через Северное море в Средиземное. В походе выявилось множество дефектов и недостатков в конструкции судна, о чем было сообщено Императору, который приказал немедленно произвести починку канонерской лодки. «Храбрый» был отправлен во Францию и прошел ремонт на заводе «Форж и Шантье де ла Медитерране».

23 мая 1900 года «Храбрый» прошел приемные испытания по результатам ремонта. Российские приемщики были удовлетворены починкой судна. Ремонт обошелся в огромную сумму, которая составляла четверть затрат на постройку корпуса лодки.

В Средиземном море «Храбрый» нес службу как корабль дипломатической миссии, канонерская лодка в течение нескольких лет ходила по портам Средиземного моря, как в составе отряда, так и в одиночку. С началом Русско-Японской войны, все корабли под Андреевским флагом начали возвращаться в Россию из Средиземного моря. В распоряжении русской дипломатической миссии оставили лишь «Храбрый» и несколько миноносцев. Эти корабли встречали и провожали соединения Второй Тихоокеанской эскадры. С канонерской лодки на крейсер «Олег» даже были отправлены шесть кочегаров и часть боезапаса.

8 августа 1906 года канонерка вернулась в Россию, завершив семилетнее плавание высочайшим смотром в Кронштадте. Экипаж получил благодарность Императора и денежные награды.


3. Служба на Балтике

Канонерская лодка «Храбрый»

На Балтике «Храбрый» плавал в составе Третьего отряда минных судов, а в кампанию 1907 года канонерка была причислена к учебному отряду Морского инженерного училища.

Война застала «Храбрый» во время плавания с кадетами. В 1915 году канонерская лодка была отправлена для защиты необорудованной базы в Утэ, а затем вошла в отряд обороны Або-Оландской шхерной позиции.

Во второй половине 1915 года «Храбрый» был включен в состав Морских сил обороны Рижского залива. Тогда же произошло перевооружение канонерской лодки: вместо устаревших орудий были установлены орудия с германского крейсера «Магдебург», погибшего у русских берегов 26 августа 1914 года.

Канонерская лодка приняла участие в Обороне Рижского залива. После ухода немцев из залива «Храбрый» в составе отряда оказывал поддержку сухопутным войскам, при участии канлодки был также высажен тактический десант в районе маяка Домеснес. В итоговом приказе за 1915 год командующий Балтийским флотом отметил и роль канонерки «Храбрый» в обороне Ирбенского пролива и содействии флангу войск на Рижском направлении.

В 1916 канонерская лодка была вновь перевооружена, на этот раз на новые 130/55 мм орудия. Из-за активности немецкой авиации на «Храбром» установили также зенитный пулемет. Одновременно с перевооружением была проведена модернизация, которая коснулась боевой рубки (поднята на 0,9 метра). Кроме того, были увеличены размеры носового мостика, убраны кормовой мостик и штурманская рубка.


4. Моонзундское сражение

После Февральской революции экипаж канонерской лодки вслед за крейсером «Адмирал Макаров» принял постановление об именовании «Храброго» «кораблём смерти».

30 сентября 1917 года «Храбрый» получил приказ идти на Кассарский плес для поддержки находящихся там российских миноносцев.

После полудня 1 октября германский линкор типа «Дойчланд» (это был «Кайзер»), державшийся на некотором расстоянии от русских судов (от «Храброго»-110 каб.), внезапно открыл огонь. Выстрелами был поврежден эсминец «Гром», который потерял ход.

В 12 часов 40 минут «Храбрый» снялся с якоря для осмотра берега Эзеля. В 12 часов 45 минут линейный корабль открыл огонь по нашему отряду, который сейчас же начал сниматься с якоря. Снаряд одного из первых залпов попал в машинное отделение «Грома» и вывел из действия обе турбины. Миноносец накренился на левый борт и запарил. «Храбрый», отошедший в это время от отряда на полторы мили, не желая покинуть товарища в беде, немедленно повернул на него и в 13 часов ошвартовавшись к нему своим правым бортом и закрепив буксиры, повел его на O со скоростью около 5 узлов. Инициатива командира «Храброго» была подтверждена сигналом начальника 11-го дивизиона: «„Храброму“ взять на буксир „Гром“». На «Громе» заклинило руль, «Храброму» пришлось идти под одною машиною, пары с «Грома» мешали видеть что либо впереди, шел по донесению командира «Храброго», как в молоке; девиация, конечно, сильно изменилась. Несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, «Храбрый» отвечал из своего кормового орудия и в то же время деятельно помогал «Грому», так что явилась даже надежда, что он скоро сможет дать ход.

Для облегчения буксировки, эсминец «Константин» прикрыл канонерскую лодку «Храбрый» и поврежденный «Гром» дымовой завесой. Во время отхода русских кораблей с позиции, эсминец «Победитель» прошел мимо канлодки и раскачал ее волной, в результате чего лопнули буксиры. Команда эсминца «Гром», охваченная паникой, частично перебежала на канонерскую лодку, где была отправлена в нижние помещения во избежание распространения паники. Лодка, развернувшись бортом, добилась накрытия германского эсминца, который отошел за линию немецких судов. Стало понятно, что спасти «Гром» невозможно, поэтому с эсминца приняли экипаж. Отойдя на некоторое расстояние, «Храбрый» открыл огонь по «Грому», наводя под ватерлинию, при этом получил повреждения эсминец «В-98», пытавшийся буксировать захваченный русский корабль. «Гром» вскоре затонул . За время боя канонерская лодка получила несколько попаданий, 6 человек были ранены.

На следующий день «Храбрый» с «Хивинцем» вновь обстреливали германские эсминцы у входа в Малый Зунд, после чего канонерские лодки ушли из залива вместе с флотом.


С октября 1918 года по 1922 год канлодка находилась на долговременном хранении в Кронштадтском порту. В конце 1922 года получила название «Красное Знамя». С 31 декабря 1922 года по 15 марта 1940 года использовалась в качестве учебной канонерской лодки. С 11 января 1935 года - в составе 2-го дивизиона бригады подводных лодок Морских сил Балтийского моря.

В 1930 прошла ремонт и перевооружение. От старой лодки фактически остался только корпус.

Во время Великой Отечественной войны участвовала в обороне побережья Финского залива и Ленинграда. 16 ноября 1942 года затонула у острова Лавенсари после попадания торпеды, выпущенной финским торпедным катером . 13 ноября 1943 года была поднята и 17 сентября 1944 года, после капитального ремонта, введена в строй. С 7 апреля 1956 года - учебная канонерская лодка, 13 марта 1959 года разоружена и обращена в плавучую казарму. Сдана на слом 3 июня 1960 года, разобрана на металл в начале 1960-х годов .


Примечания

  1. Больных А. Г. Балтика: На задворках Великой войны - militera.lib.ru/h/bolnyh2/04.html // Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок. - М: АСТ, 2002.
  2. Канонерская лодка «Храбрый» - infoart.udm.ru/history/navy/rusgb106.htm
  3. Фотографии канонерской лодки «Храбрый» - navsource.narod.ru/photos/04/052/index.html

Литература

  • В. В. Хромов Канонерская лодка «Храбрый» - wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2005_11/index.htm
  • Шершов А. П. К истории военного кораблестроения - militera.lib.ru/tw/shershov_ap/index.html
  • М. К. Бахирев Отчет о действиях Морских сил Рижского залива 29 сентября - 7 октября 1917 г.
  • А. М. Косинский, А. Г. фон Чишвиц Моонзунд 1917. Последнее сражение русского флота - www.ozon.ru/context/detail/id/4744048/
  • Балтика На задворках Великой войны - militera.lib.ru/h/bolnyh2/04.html
  • Д.Ю. Козлов Сражение за Рижский залив. Лето 1915 года. - Цейхгауз, 2007. - ISBN 978-5-9771-0055-7
скачать
Данный реферат составлен на основе