Необычные объекты. Сейсмическое судно. Морские суда разведки месторождений типа «Ramform Машинное отделение сейсмического судна Вячеслав Тихонов

морское судно «Ramform Sterling» самое новое творение судостроителей

Прежде чем начать бурение нефтяной скважины или добычу газа под толщей воды необходимо обнаружить их месторождения и провести тщательный анализ района, чтобы определить количество и качество ресурсов. Существует несколько способов технической разведки месторождений ценных для человечества «черного золота» и «голубого топлива». Одним из методов разведки является способ, который получил название сейсмологическая разведка, осуществление которого возможно благодаря судам сейсмологической разведки. Морские суда разведки месторождений получили распространение из-за постоянно растущего спроса на полезные ископаемые. Специальные морские суда эксплуатируются с целью сбора подводных сейсмических данных, которые обеспечивают детальное изучение наблюдаемого района.$CUT$

Морская разведка проводятся на поверхности площадью, которая в среднем составляет 1500 кв. км. После того как анализ проведен, в районе начинается бурение.

Пожалуй, самыми популярными кораблями подводной разведки месторождений стали морские суда , разработанные для нефтебуровой и газодобывающей промышленности получившие название «Ramform ». Эти , кроме необычного и удивительного дизайна имеют массу эффективных преимуществ. Характерной особенностью является минимальный шум, который излучает корабль. Это позволяет проводить исследования с более четкой диаграммой и тщательно следить за движениями пластов земной коры. Широкая корма морских судов сейсмической разведки обеспечивает чрезвычайно устойчивую и безопасную платформу, на которой сосредоточено практически все геофизическое оборудование. Из задней части корпуса специального судна растягиваются в среднем около 10 стримеров на расстояние до 9500 метров. Корабль продолжает их буксировку на определенной скорости. Во время движения морское судно не совершает резких толчков, а благодаря дизайну корпуса уменьшена качка на море, что также влияет на точность получения данных. Стримеры выпускаются в воду, отматывая с огромных лебедок в определенной последовательности, в море они должны находиться на определенном расстоянии между собой. На стримерах расположено около 24000 микрофонов. Морское судно регистрирует звуковые колебания, полученные от них. Полученные данные обрабатываются на специальном оборудовании и отображаются на мониторах в двух- или трехмерном изображении и получили соответствующую категорию 2D и HD3D. Такой метод морской разведки и технология позволяет подтвердить наличие полезных ископаемых в нефтяном или газовом месторождении.

морские суда типа «Ramform» первого поколения

так проводится разведка месторождений

буксировка стримеров


Морская компания «Petroleum Geo-Services » («PGS») является лидером в области промышленной разведки. За год ее специалистами обследуются более чем 5000 кв. км в основном в Северном море у берегов Норвегии. Компания «PGS » гордится своими шестью морскими судами типа «Ramform », и кроме них имеет еще четыре классических сейсмических судна .

Серия из шести морских судов для сейсмической разведки построена на верфях « ». Они предназначены для буксировки от 8 до 20 стримеров. На борту специальных морских судов установлено высокотехнологичное оборудование для морской разведки месторождений.

морское судно «Ramform Explorer»

Сейсмическое судно «Ramform Explorer» спущено на воду 1995 году. Оно стало первым в истории «Ramform ». Морское судно позволяет буксировать до 8 стримеров толщиной 70 мм каждый, и обеспечивают обследование площади до 1000 м кв. К навигационному оборудованию относятся автопилот, гирокомпас, радар.

Технические данные судна сейсмической разведки «Ramform Explorer»:
Длина - 82 м;
Ширина - 39 м;
Осадка - 6м;
Водоизмещение - 9874 тонн;
Bergen »;
Скорость - 12 узлов;
Экипаж - 46 человек;

морское судно «Ramform Challenger»


Затем было построено судно «Ramform Chalendger» в 1996 году. Этот морской транспорт позволяет исследовать в течение 38 дней 2000 кв. км., что в два раза больше возможностей предшественника. Морское судно оснащено двумя движителями типа «Азипод» и может буксировать до 16 растяжек длиной до 4 километров.

Технические данные судна сейсмической разведки «Ramform Challenger»:
Длина - 86 м;
Ширина - 39,2 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 9700 тонн;
Экипаж - 60 человек;
Скорость - 14 узлов;

морские суда типа «Ramform Valiant» второго поколения

Треугольную форму морского судна «Ramform Valiant » люди увидели в 1998 году. Этот выдающийся корабль установил мировой рекорд по исследованию морской поверхности, который до сих пор не побит. В 1998 году за одни сутки морское судно сейсмической разведки «Ramform Valiant» получило данные с 111 кв. километров.

морское судно «Ramform Victory»

«Ramform Viking» у причала


В 1998 году на воду было спущено морское судно «Ramform Viking» . В 1999 году - «Ramform Victory ». Это абсолютно идентичные корабли по размерам и возможностям. Каждый из них позволяет буксировать до 16 стримеров, а полученные обработанные данные появляются на экранах мониторов в формате HD3D. Разведывательные морские суда постоянно работают в любых погодных условиях Северных регионов, где находятся большие скопления нефти и газа. За одни сутки проводятся исследования на 72 кв. км морской поверхности.

судно разведки месторождений «Ramform Sovereign»

Последним в серии первого и второго поколения разведывательных морских судов стало «Ramform Sovereign ». Компания «PGS » получило судно в 2005 году. Оборудование фирмы «Kongsberg ».

кормовая часть морского судна «RAMFORM»

Технические данные судна сейсмической разведки «Ramform Sovereign»:
Длина - 102 м;
Ширина - 40 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 15086 тонн;
Судовая силовая установка - дизельный двигатель «Bergen »;
Скорость - 16 узлов;
Экипаж - 70 человек;

морские суда типа «RAMFORM VANGUARD» третьего поколения


В этом же году компания «Petroleum Geo-Services » объявила о строительстве третьего поколения морских судов . Они имеют совершенно другой класс технического оборудования. Морское судно «Ramform Vangourd » было спущено в 2008 году. Все тот же V-образный корпус остался, так как он обеспечивает устойчивость кораблю. Морское судно получило 22 растяжки и другое новейшее оборудование для разведки месторождений. Транспорт приводится в движение благодаря трем двигателям типа «Азипод» мощность каждого составляет 3808 л. с., кроме этого на борту судна есть небольшая электростанция, которая вырабатывает 11 МВт и не нуждается в частом обслуживании. Этой электроэнергии хватает для работы всех средств разведки, а также электрического двигателя, палубного крана, лебедки и корабельное освещение.

Двигателем помогает управлять система динамического позиционирования. На борту судна имеется зонд, эхолот, гирокомпас и радиолокационная станция, работающая в различных диапазонах, несколько типов антенн, спутниковая связь «Inmarsat ». Морское судно полностью автоматизировано, предоставляя большую возможность для работ инженерам. Значительно снижен шум, что позволило увеличить точность полученных данных и стать лидером в конкурентной борьбе.

судно разведки месторождений «Ramform Viking»


Технические данные судна сейсмической разведки «Ramform Vangourd»:
Длина - 102 м;
Ширина - 40 м;
Осадка - 7,4 м;
Водоизмещение - 16000 тонн;
Судовая силовая установка - дизель-электрический двигатель « » мощностью 29920 л. с.;
Экипаж - 70 человек;

Развивающая морская геофизическая компания «Polarcus » приняла решение о строительство двух разведывательных морских судов типа «SX133 ». Эти морские суда будут оснащены полным набором оборудования для проведения сейсморазведки. Их строительство должно быть закончено в третьем квартале 2009 года на верфи в Дубаи.

На морских судах используется новый алгоритм обработки данных с применением технологии HD4D. Эта программа анализа разработана на основе «Microsoft Windows » и предназначена для редактирования разведывательных данных, их корректировки, анализа и предоставления изображения, которые используют геологи, инженеры, занимающиеся оценкой и разработкой нефтяных и газовых месторождений. Существенное обновление будет осуществлено для улучшения функционирования морского оборудования. Морское судно станет ключевым в реализации стратегической программы компании «PGS ».

Клиенты нефтяных компаний требуют точных изображений и производственных исследований. Стратегия «HD3D» отвечает этим требованиям. В 8 раз увеличится скорость обработки данных. Для того чтобы этот метод был эффективным необходимо большее количество стримеров. Третье поколение морских судов имеет такую возможность в своем арсенале. являются важным шагом в контексте обновления судов сейсмической разведки. В этой области не могут похвастаться достаточным финансированием в течение последних лет. Поэтому инженеры вынуждены пользоваться тем, что уже есть и проводить модернизацию. Компания «PGS» уверяет, что морские суда будут самыми большими и самыми дорогостоящими в истории сейсморазведки. Судно будет буксировать до 26 стримеров на площади 95000 кв. м.

Революционная платформа « Ramform » является одним из примеров того, как новаторская идея стала необходимостью в нефте- и газодобывающей промышленности. Сейсмологические позволяют напрямую увеличить добычу «черного золота» и «голубого топлива» до 60 процентов, а также улучшить добычу нефти и газа из уже разработанных месторождений.


Сейсмическое судно проходит Суэцкий канал.

Не думал-не гадал, но довелось побывать на сейсмическом судне и слегка приподнять завесу над тем, что и как они делают. Все равно эта область для меня осталась terra incognita, но кое-что почерпнул (по сейсмологии могу ошибаться в деталях, прошу сильно не бить, но исправить если кто в теме).

Первоначально звуковым источником для морских сейсмических исследований служил динамит. Ввиду его очевидной опасности позже в качестве источника стали использовать пневматические пушки.

Накопление сейсмических данных представляет собой картографию подводной структуры в постоянном поиске гидрокарбонов.
Сначала форма данных была двухмерной. Данные получались с помощью одиночной шланговой сейсмоприемной косой (или же просто - косой, она же стример, от англ. "streamer") и одного источника сигнала.

Позже был разработан новый метод для трехмерного картографирования. Для этого стремятся установить как можно больше кос-стримеров, для покрытия большой площади, на сколько возможно. Рассматриваемое судно "Вячеслав Тихонов" имеет 8 кос для снятия данных (это не максимальное количество, имеются суда с большим количеством кос).

Метод сбора данных может быть сравнен с очень большим эхолотом. Звуковой сигнал посылается пневмопушкой вниз на морское дно, и затем буксируемый кабель регистрирует отраженные сигналы, которые записываются.

Так выглядит судно с выпущенным сейсмическим оборудованием.

Длина одной косы на судне "Вячеслав Тихонов" имеет длину 6,000 метров (именно метров, а не кабельтовых и пр. морских единиц).
Постановка кос в рабочее состояние и их выборка по окончании замеров - дело не быстрое, занимает несколько дней. При этом, как и во время замеров, судно должно следовать строго определенным кусом с фиксированной скоростью (в этом режиме рабочая скорость составляет порядка 5 узлов). Т.к. это довольно сложно и утомительно для человека выдерживать так четко курс и скорость, на судне установлена система динамического позиционирования (DP), которая позволяет выполнять данную задачу автоматически. Навигаторы в основном следят за навигационной обстановкой, устанавливают связь с судами для обеспечения безопасного расхождения и т.п. Радиус поворота в режиме замеров составляет несколько миль, для того, чтобы косы не перепутались. Команда курсом судна задается из сейсмологической лаборатории на судне.

Также, для обеспечения безопасного расхождения с другими судами, для предотвращения поврежедения ими буксируемых кос (кстати, стоимость одной косы со всем оборудованием составляет порядка 2 млн. долларов) и прочих вспомогательных задач, в паре с судном работают два судна слежения (по английски - chase boats). Также имеется одно вспомогательное судно для доставки снабжения и экипажа, для бункеровки и прочих вспомогательных задач. Для успешного выполнения этих задач, исследовательское судно должно держать надежную и постоянную связь с судами слежения, своевременно информировать их о своих планах.

Как уже было сказано выше, поворот в режиме замеров является довольно сложной задачей. При расстоянии между внешними косами в 800 метров, радиус поворота должен составлять минимум 4,000 метров, увеличивая в плохую погоду до 5,000 метров. При повороте с радиусом в 5 км, скорость поворота должна быть 3 градуса в минуту. При этом необходимо отметить, что на траекторию поворота оказывают сильное влияние погодные условия и состояние моря. При повороте навигаторы ориентируются на положение параванов - буксируемых отводителей кос.

Справа на фото просматривается отводитель (бараван, paravane), на первой фотографии его можно видеть закрепленным на борту.

В режиме замеров необходимо следить за дургими судами и просить их покинуть зону не только из-за угрозы столкновения или повреждения кос. При близком прохождении другого судна, особенно большого, теряется качество замеров, т.к. нарушается целостность звукового источника. Поэтому, если не удается договиться с другим судном по каким-либо причинам насчет расхождения на большой дистанции, тогда желательно разойтись ближе и быстрей. Потому как замеры все равно будут нарушены, и необходимо минимизировать время контакта, чтобы сохранить время на замеры.
Отмечено, что при прохождении оффшорных терминалов, где грузятся большие танкера с системой динамического позиционирования, даже на расстоянии 12 миль замеры будут фактически уничтожены, и придется делать повторный заход, когда танкер отойдет от причала.

Если в районе находится другое сейсмологическое судно, то его работа может сказаться на работе нашего судна на расстоянии порядка 80 миль. Поэтому в таких случаях, чтобы не мешать работе друг друга, договариваются о графике проведения измерений. Например, были случаи, когда в Северном море работало одновременно 8 судов.

По заявлению разработчика проекта, фирмы Ulstein, форма корпуса судна, запантентованная как Ulstein X-Bow, совместно с дизель-электрической пропульсивной системой, обеспечивает исключительную эффективность в плане расхода топлива, мореходности и скорости. Однако, несмотря на рекламный ролик, присутствующий на youtube (сравнительная гонка двух корабликов в штормовых условиях), применение концепта конкретно здесь видится не вполне оправданным. Исхожу из чисто практической оценки и своего видения, сугубое ИМХО. А именно: мои весьма скудные познания в гидродинамике корпусов говорят мне, что обводы будут работать на скоростях, близких к полной, но по-любому выше средних. Рабочая скорость данного судна в режиме замеров (основное назначение судна) составляет 4-5 узлов.
Во время моего присутствия на борту, при ходе со скростью 4.5 узла, его довольно неприятно раскачало до 5 градусов крена, при весьма легком волнении моря и ветре 7 м/с. Экипаж же рассказал, при работе в профиле (снятие замеров), с оборудованием за бортом, волна била снизу в нос с подкидыванием этого самого носа, со всеми "вытекающими" последствиями у наименее морестойких членов экипажа.

Гребная установка включает в себя два винта регулируемого шага (ВРШ). Каждый винт приводится во вращение с помощью асинхронного двигателя мощностью 4,800 кВт, регулируемого частотным конвертером с водяным охлаждением. Передача вращения на винт осуществляется через редуктор.

Судно оборудовано носовым и кормовым тоннельными подруливающими устройствами, а также выдвижным азимутальным подруливающим устройством (Compass Thruster) в носовой части.

Длина судна 84 м, ширина 17 м, максимальная осадка 6 м. Дедвейт на максимальной осадке составляет 2,250 т.
Согласно спецификации, скорость судна при нагрузке 100% на каждый винт, при чистом корпусе и спокойной воде, должна составлять примерно 18.5 узлов.

Вспомогательное судно осуществляет маневр сближения.

Вспомогательное судно швартуется для бункеровочных операций на ходу.

Как только выберу свободную минутку разобрать фотографии, сделаю фототур по судну.

Примечание. Данные Фотографии получены у экипажа.

Seismic Survey Ship - лучшее в мире сейсморазведочное судно. Длина 104,2 м, ширина в корме 70 м, водоизмещение 8000 тонн, скорость 16 узлов, имеет 24 лебёдки с кабелями общей протяжённостью 12 км. Буксирует за собой несколько сотен тысяч электронных сенсоров покрывающих площадь более, чем 12 квадратных км. Экипаж 80 человек Построено в Японии на верфи Mitsubishi Nagasaki.

В 2012 году норвежская сейсморазведочная компания Petroleum Geo-Services (PGS) оформила заказ на постройку двух Ramform-судов W-класса у японской компании «Mitsubishi Heavy Industries». Суда являются представителями нового, а точнее — пятого поколения серии Ramform.

Корабли типа "SSS Ramform" являются наиболее мощными и эффективными судами для морской сейсморазведки из всех когда-либо существовавших. Они также являются самыми широкими.

В этих судах соединяются вместе продвинутые морские технологии и возможности в области морской сейсморазведки «GeoStreamer». Всю корму судна шириной 70 м занимают 24 барабана с сейсмическими косами. 16 из них расположены на одной линии, а еще 8 - чуть впереди. Увеличенное рабочее пространство и продвинутое оборудование делает операции с участием корабля более безопасными и функциональными.

Для компании PGS и ее клиентов более быстрое развертывание и извлечение оборудования, а также увеличенная продолжительность пребывания в море означают быстрейшее завершение сейсморазведочных работ и увеличенный коэффициент непрерывной работы в неблагоприятных погодных условиях. Период между захождением на верфь для ремонта также был увеличен на 50%.

Судно перевозит более 6 тыс. тонн топлива и оборудования. Как правило, оно буксирует за собой сеть из нескольких сотен тысяч сейсмодатчиков, покрывающих площадь более 12 кв. км, что эквивалентно 1 500 футбольным полям или трем с половиной Центральными паркам в Нью-Йорке.

Корабли типа "SSS Ramform" обеспечивают безопасное и комфортное проживание, а также рабочую обстановку для 80 членов экипажа. На борту имеется 60 одноместных кают, а также 10 двухместных кают для посетителей с раздельными санузлами.

Тип «Ramform» характеризуется необычной дельтовидной формой корпуса в плане с широкой кормой. Первым судном такого типа было судно дальнего гидроакустического наблюдения Марьята, построенное для ВМС Норвегии еще в 90-х. Инженерный состав из PGS отмечает высокий уровень сбора сейсмической информации такого судна, что обеспечивается именно дельтовидной формой корпуса. Суда ходят под Флагом Багамских островов.


Джон Эрик Рейнхардсен, президент и главный исполнительный директор компании PGS, прокомментировал: «Корабль "SSS Ramform Titan" возводит сейсморазведку на новый уровень. Мы соединили вместе наиболее совершенные технологии с самым мощным и эффективным судном в индустрии. "SSS Ramform Titan" пополнит наш флот и еще сильнее укрепит позиции компании на рынке, дав нам преимущество на следующие 10 лет».


Сейсморазведка высокого разрешения становится все более востребованной благодаря интенсивному росту глубоководной буровой отрасли, особенно в таких сложных районах, как Бразилия, Западная Африка и Мексиканский залив.

То конечно замечаешь огромную разницу по сравнению с торговым флотом. Разница, как в зарплате и длительности контрактов, так и в работе. Зачастую это вахты 6 через 6 часов. Кому-то тяжело, кому-то не привыкать. Но почти все соглашаются, что это того стоит. От себя могу сказать, что подустаешь. Ведь есть обязанности, которые делаются вне вахты.

Оффшорные суда, с которыми я сейчас работаю, называются сейсмики (или научники).

Что такое сейсмики? Это суда, которые заняты сбором всякого рода информации в море. Например, сбором информации о наличии в определенном районе залежей нефти или газа. Такие суда тянут за собой кабеля, которые могут достигать в длину 7 миль. Сложно сказать, какое количество таких кабелей судно может тянуть одновременно, но уже есть суда на 14 кабелей. Это дорогостоящее оборудование, которое вытравливается специальным образом, чтоб кабеля не переплелись.

Основная часть кабеля находится под водой, поэтому сложно сказать, что за сейсмиком вообще что-то тянется. Единственное, что обозначает длину кабеля – это хвостовой буй. Но согласитесь, что на расстоянии то 7 миль, кто там знает, что там мигает. Поэтому приходится следить за всеми судами.

Сейсмическое судно обычно не работает одно, а в конвое. Т.е. есть другие оффшорные суда, которые заняты только обеспечением безопасности и сохранности сейсмика. Задача таких судов выполнять инструкции сейсмика. Они обычно идут впереди, следят, чтоб на пути сейсмика не было сетей или каких-то плавающих объектов. Так же отгоняют рыбаков и предупреждают другие суда о сейсмических операциях в районе. Дополнительно могут производить смену экипажа, передачу продовольствия или снабжения.

Т.е. если вы на торговом судне идете и всё вокруг спокойно, вы никому не мешаете, а вас кто-то завет за 18-20 миль. Знайте, это вот такие оффшорные суда и, скорее всего, в районе происходят сейсмические операции. Значит, наверняка вы получали Navarea, где указываются границы района и все подробности. В любом случае вам напомнят и попросят не приближаться к сейсмику и кабелям ближе, чем три мили, так как большие суда создают шум и это мешает считыванию информации.

От себя могу сказать, что я доволен, что попал на оффшор. Оффшорные суда – другие. Работать там не тяжелее, не легче. Работа абсолютно другая по сравнению с торговым флотом. Но работа интересная. Все понимают, что большие деньги просто так не платят. Попасть на оффшор не просто. Нужно быть и хорошим специалистом, и иметь везение. Желаю, чтоб и вам везло всегда, где бы вы ни были.

Компания DNV после консультаций с такими ведущими компаниями, как WesternGeco, PGS и Fugro-Geoteam, разработала новую классификацию сейсмических судов. Основой новых технических требований стала необходимость отведения места для резервного оборудования и соответствующее размещение оборудования на палубе для обеспечения непрерывной работы без потери скорости. На сейсмических судах используются передовые компьютерные технологии для обнаружения ресурсов под дном моря, они являются ключевым звеном в цепи, ведущей к последующим шельфовым разработкам. Как утверждают представители DNV, любые задержки в движении судна могут усложнить процесс обработки сейсмических данных. Крайне важно добиваться непрерывности работы, позволяющей исключить любые технологические простои. Учитывая высокую стоимость сейсмических стримеров, используемых в море, неожиданная потеря скорости может привести к таким серьёзным последствиям, как повреждение кабеля, которое может нарушить ход сейсмических работ.

Новые требования связаны с повышением доступности судов во время важных этапов проведения сейсмических работ. DNV консультировалась не только с владельцами судов, но и с поставщиками сейсмического оборудования и оборудования для работ в условиях высокого давления, чтобы учесть все вопросы, которые могут возникнуть в настоящем и будущем.

Ключевой проблемой является поддержание тяговой мощности. Именно поэтому классификация DNV основана на резервировании одной ступени тяговой мощности, чтобы любая поломка на борту не приводила к потере более 50% надёжности. Этого достаточно для поддержания минимальной скорости в несколько узлов и защиты используемых дорогостоящих подводных пушек и стримеров.

Обычно сейсмические суда работают непрерывно в течение многих месяцев без захода в порт. Классификация требует такого размещения оборудования на палубе, чтобы облегчить его транспортировку экипажу и обеспечить возможность замены с судна обеспечения. Помимо этого новая классификация устанавливает требования к размещению капитанского мостика с целью обеспечения хорошего обзора стримеров и любых шлюпок, приближающихся во время обычной работы судна. В этой классификации также учтены системы высокого давления, чтобы гарантировать безопасную работу экипажа на палубе.

Новая классификация была опубликована этим летом и укрепила положение DNV на рынке классификации сейсмических судов, поскольку отрасль уделяет всё больше внимания глубоководной разведке. Jan Kvålsvold, директор по расширению рынка и развитию бизнеса, сказал: «DNV принадлежит большая доля на этом рынке. Почти каждое второе судно имеет классификацию DNV. Введение новой классификации позволит владельцам, работающим в этом высокотехнологичном сегменте специализированных судов, удовлетворять будущие потребности с максимальной безопасностью и надёжностью».