Кижи интересные факты для детей. Кижи - музей под открытым небом. Информация о Кижи: как доехать, что посмотреть


Продолжаю рассказ о недавней поездке в Карелию. Первая часть у меня была посвящена достопримечательностям Петрозаводска, в этой же перейду к рассказу о Кижах. Да, какой русский не слышал о Кижах! А вот были там далеко не все.

Музей под открытым небом Кижи находится на острове в Онежском озере. Возят туда туристов из Петрозаводска скоростные теплоходы на подводных крыльях. Дорога занимает 1 час и 15 минут. Стоит сие удовольствие (туда и обратно) - 1950 рублей. А я еще считал, что в Новой Зеландии поезда дорогие...

Памятуя о том, что с этими теплоходами вечно были какие-то проблемы, выражавшиеся в хроническом отсутствии билетов, я специально приурочил поездку к эстонскому государственному празднику 20 августа, что в этом году пришелся на четверг, а на следующий день взял отгул с таким расчетом, чтобы оказаться в Петрозаводске в пятницу, т.е. в будний день.

Большой речной вокзал в Петрозаводске не работает, билеты на теплоходы продаются в маленькой будке у причала. Я подошел почти к самому открытию, часам к 8 утра, но ближайшее время, на которое мне предложили билеты, было только в 14:15. Что характерно, в расписании "Метеоров" такого времени не было. Ну что ж, значит будет время погулять по городу.

В означенное время я был на причале. Народу при этом было не очень много, много кресел в "Метеоре" осталось свободными, и это несмотря на то, что весь день в будке предлагали билеты именно на это время. Интересно, а куда ушли все билеты на 11:30 и 12:15 ?

Несколько слов о самом "Метеоре". Интерьер его, судя по всему, так и не менялся с советских времен. Поролоновые кресла оказались настолько продавлены, что сидеть пришлось практически на голых металлических трубках. Однако туалет при этом был вполне приличный:)

"Метеор" на фоне набережной Петрозаводска

Открытых палуб на "Метеорах" не предусмотрено, но зато в середине салона была площадка для курения, с которой можно было высунуться с фотоаппаратом и заснять что-нибудь из проплывавших мимо пейзажей. Именно отсюда я успел заснять Кижский погост, прежде чем мы причалили к острову.

Да, а еще мне с помощью iGo на смартфоне удалось замерить среднюю скорость "Метеора" - где-то 57 км/ч.

Речная пристань в Кижах

Итак, почитаем для начала, что пишет о Кижах путеводитель "Русский север" от издательства Полиглот, купленный мной за день до этого в Доме Военной Книги на Невском:

Остров Кижи (длина 7 км, ширина - от 1,5 до 0,5 км) расположен на юге Заонежского полуострова среди живописного скопления островов, называемых Кижскими шхерами. Издавна остров покрывали не леса, а пашни и сенокосы. Кижские шхеры и юг Заонежья испокон веков были населены, об этом говорят многочисленные археологические памятники, датируемые эпохой среднего и позднего камня. Около 9-6,5 тыс. лет назад здесь обитали племена, относящиеся к восточной ветви европеоидов, а пришедшие сюда в X в. новгородцы встретились с саамским населением и весью. Название острова происходит из языка карелов-людиков - слово kiza значило «игра, забава, танец», так что «Кижи» можно перевести как «остров игрищ» или «забава».

К моменту перехода этих земель к Московскому государству в 1478 г. население уже было русским, хотя культура Заонежья отличалась неповторимым своеобразием, представляя сплав славянской и финской культур, при этом местные жители отчетливо осознавали себя потомками новгородцев вплоть до нач. XX в. В Заонежье в течение веков сохранялись и изустно передавались из поколения в поколение древнерусские сказания и былины и одновременно активно развивались деревянное зодчество, народные промыслы.

Кижи. Открытка

Остров Кижи традиционно был центром деревень Южного Заонежья и Уницкой губы - Спасо-Кижского погоста, округа, который включал около 180 деревень, их описание впервые встречается в Писцовой книге Андрея Плещеева за 1582-1583 г, а через 20 лет здесь отмечено «115 деревень живущих и 88 запустевших». Кижский погост объединял окрестных крестьян до 30-х гг. XX в.

В Смутное время погост разорялся шведами и польско-литовскими отрядами, поэтому после подписания мира со Швецией вокруг Кижского погоста была срублена крепость для защиты от нападений. Угроза иностранной интервенции ослабла только с наступлением петровской эпохи и победы в Северной войне.

В нач. XVIII в. крестьян Кижского погоста приписывают к новым железоделательным заводам, где они должны были отрабатывать в счет податей, что разоряло даже крепкие хозяйства. Во втор. пол. XVIII в. по Заонежью прокатилась волна бунтов после царского указа о повышении податей. Знаменитое Кижское восстание 1769-1771 гг. было расстреляно правительственными войсками. Считается, что прекраснейшая Успенская церковь в Кондопоге явилась своеобразным памятником жертвам расправы с восставшими.

Во время Второй мировой войны Заонежье около трех лет находилось в финской оккупации, но уже в 1945 г. Кижский погост объявлен государственным заповедником, в 1951 г. на остров перевезен первый памятник архитектуры - дом крестьянина Ошевнева. В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас в Историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи», занимающем территорию около 10 тыс. га, насчитывается 87 памятников традиционной народной архитектуры ХIV-ХХ вв., в том числе ансамбль Кижского погоста, 26 уникальных археологических памятников, более десяти исторических поселений территории Кижской волости. Музей ежегодно посещают около 170 тыс. туристов из России и зарубежья.

Схематичное изображение расположения экспонатов на о. Кижи
(на самом деле расстояния между строениями гораздо больше)
kizhi.karelia.ru


Основу коллекции архитектурных памятников музея-заповедника, ее смысловой центр составляет храмовый ансамбль Кижского погоста (ХVIII-ХIХ вв.), состоящий из 22-главой Преображенской церкви, девятиглавой Покровской, шатровой колокольни и рубленой бревенчатой ограды.

Кижский погост

Церковь Преображения Господня (1714) - самая знаменитая постройка Кижей. Имена создателей неизвестны, а красивая легенда о мастере Несторе, который, закончив работу, выбросил в озеро топор со словами «не было такой церкви и не будет», очень широко распространена на Севере применительно ко многим памятникам деревянного зодчества. Не очень достоверно и еще одно расхожее мнение о том, что она срублена без единого гвоздя - осиновый лемех (чешуя, покрывающая главы) крепится к куполам с помощью небольших гвоздей.

Высота церкви - 37 м, основой строения является восьмерик с четырьмя прирубами, такие конструкции называются «двадцатидвухстенками». На восьмерике стоят еще два, меньшего размера. Главы различаются размером от яруса к ярусу для того, чтобы избежать монотонности и создать своеобразный ритмический рисунок. Не менее продумана и система защиты постройки от гниения, даже декоративные элементы зачастую служат для отвода воды и правильной вентиляции воздуха. Внутри храма вертикальный объем был перекрыт шестнадцатигранным потолком - «небом», утраченным во время войны, сохранился резной иконостас (1770). Он составлен из 104 икон, самые старые из которых, типичные для северной школы иконописи, относятся к концу XVII в.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения, совершенное произведение заонежских мастеров, является своего рода «лебединой песней» русского деревянного зодчества, которое достигло в это время вершины своего развития. Она строилась как «холодный» летний храм, а рядом с ней на полвека позже была возведена «теплая» клетская церковь Покрова Богородицы (1764). Строителям удалось создать произведение, которое явилось гармоничной частью ансамбля, а не просто отдельной постройкой. В Покровской церкви видна изначальная «подчиненность» доминирующему Преображенскому храму - мощный восьмерик на четверике, который мог бы нести огромный шатер, увенчан скромным девятиглавием с небольшими, изящными куполами; расширяющийся кверху силуэт подчеркивает устремленную вверх пирамиду главного здания ансамбля. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что Покровская церковь строилась изначально как шатровая. В настоящее время восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас с 44 иконами ХVII-ХIХ вв. В сенях работает выставка «История Кижского православного прихода».

Колокольня Кижского погоста (1863) возводилась уже в то время, когда русское деревянное зодчество переживало упадок, и все же, несмотря на кажущуюся простоватость и чуждые традиции детали, постройка удивительно гармонично влилась в ансамбль. Схема традиционна - восьмерик на четверике. Грузный, в две трети сруба высотой, четверик удивляет ценителей культовых деревянных построек своей несоразмерностью, однако можно заметить, что он поднят ровно до высоты прирубов Преображенского храма и высоты четверика Покровской церкви, что еще раз подчеркивает единство трех зданий. В настоящее время на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте - 12 колоколов (9 старинных и 3 современных).

Церковь Преображения Господня, колокольня и церковь Покрова Богородицы

К середине XX в. от ограды погоста оставалась лишь каменная гряда. Облик первоначальной ограды восстанавливался реставраторами по гравюрам XVIII в. в книге Н.Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Проект реконструкции основывался на сохранившейся ограде Водлозерского-Ильинского погоста, а также Почезерского погоста Архангельской области. Современная ограда представляет собой высокую каменную насыпь, на которую уложена стена из мощных бревен, стянутых ряжами. Поверх стены - двускатная тесовая кровля. На западном углу ограды - небольшая башенка, крытая четырехскатной крышей - епанчой. С севера и востока на погост ведут калитки с ажурными дверными полотнами. Центральный вход в западной стене с двух сторон ограничен двумя срубами под общей кровлей. Бревенчатая ограда была реконструирована по проекту архитектора А.Ополовникова в 1959 г.

Церковь Воскрешения Лазаря

Еще одной из главных достопримечательностей музея-заповедника является Церковь Воскрешения Лазаря, привезенная из Муромского монастыря, с восточного берега Онежского озера. Эта небольшая клетская церковь породила немало легенд среди верующих и гипотез среди ученых. Предметом споров в течение почти столетия является датировка постройки храма. Впервые церковь упоминается в завещании византийского монаха, основателя Муромского монастыря, Лазаря Муромского, который скончался в 1391 г., но в документе Олонецкой духовной консистории о ней говорится довольно противоречиво: «...во имя преподобного Лазаря, кладбищная, построена в 7086 г. от Мирозданья (1578), деревянная, построена основателем сего монастыря преподобным Лазарем». Анализ архитектурных деталей не вносит ясности в этот вопрос. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI-ХVШ вв. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.

Дом крестьянина Ошевнева

Неподалеку от Кижского погоста находится архитектурно-этнографический комплекс «Русские Заонежья». Экспозиционная «деревня» началась в 1951-1959 гг. с привезенного с Большого Клименецкого острова Дома крестьянина Н.Ошевнева (1876). Здание выстроено в виде «кошеля» - двор-сарай примыкает к боковой стене жилья и перекрывается двускатной несимметричной крышей. Хозяйственная пристройка включала в себя скотный двор, сеновал и две кладовые. Жилая часть обращена к озеру и богато украшена, в нее входят 2 избы, зала, горница, светелка на чердаке, кладовая и сени. Избой называлось помещение с печью, считается, что в избе первого этажа хозяева проводили зиму, а летом расселялись по всему дому. Сейчас в доме восстановлены интерьеры изб, горницы, сарая, хлевов, в зале проводятся этнографические выставки. Вдоль второго этажа идет гульбище - открытая галерея, окна боковых фронтонов украшены балкончиками. Раньше наличники окон раскрашивались в оранжево-желтый цвет, а свесы крыши - в красный, что очень оживляло внешний вид дома.

Кроме основного дома крестьянская усадьба - это еще и отдельно стоящие хозяйственные постройки. Пожары всегда были основным бедствием крестьян, и отнесенные от основного дома амбары могли сберечь самое ценное - зерно и муку, не дать погибнуть с голоду. Рядом с домом Ошевнева стоят несколько хозяйственных построек: двухэтажный амбар из деревни Южный двор (XVIII в.), амбар из деревни Липовицы (нач. XX в.) и баня из деревни Мижостров (нач. XX в.).

Дом крестьянина Елизарова

Дом крестьянина Елизарова (кон. XIX в.) из деревни Потаневщина несколько меньше. Интерьеры обоих зданий схожи, но в отличие от дома Ошевнева дом Елизарова отапливался по-черному. Такой способ обогрева помещения был во многом более удобен для крестьянских семей - расходовалось меньше дров, не заводился жук-древоточец, в избе было теплее. Дым собирался выше полок-«воронцов», а стены ниже этого уровня и потолки тщательно мылись и скоблились каждую неделю. Дом Елизарова одноэтажный, он сложен из мощных бревен и скромно украшен, хотя боковые балкончики и «гульбище» присутствуют и здесь. В хозяйственном помещении расположена выставка, рассказывающая о секретах создания лодки «кижанки». На берегу возле дома находится баня (нач. XX в.) из деревни Усть-Яндома.

Еще немного южнее от Кижского погоста расположен наиболее скромный Дом Щепина (1907). Тип постройки здесь - «брус», когда жилые и хозяйственные помещения вытянуты в линию под одной крышей. В интерьере можно увидеть предметы, связанные с бондарским ремеслом (изготовление бочек, ведер, жбанов и другой деревянной посуды).

Ветряная мельница

Экспозиционный сектор «Русские Заонежья» включает в себя также водяную мельницу (1875) из Березовой Сельги, ветряную мельницу (1928-1929) из Насоновщины и часовню Архангела Михаила (нач. XVIII в.) из деревни Леликозеро.

Часовня Архангела Михаила

Клетская часовня Архангела Михаила принадлежит к распространенному типу северных часовен. Это трехчастный сруб, состоящий из сеней, трапезной и собственно часовни. Постройка богато украшена резными элементами, в ней сохранился двухъярусный иконостас с иконами местного письма и «небо» - расписной потолок из 12 сегментов. С западного берега Онежского озера были привезены на Кижи Дом Сергеева (1908-1910) и кузница (нач. XX в.) из деревни Суйсарь.

Дом крестьянина Сергеева

В центральной части острова находятся две исторические деревни: Ямка, упоминаемая впервые в 1563 г, на восточном берегу и Васильево, упоминаемое в 1582 г, - на западном. В этих деревнях сохранились постройки, которые теперь вошли в музейный фонд, многие памятники архитектуры были привезены из других мест Заонежья: крестьянские дома, конюшни, амбары и риги. Около деревни Ямка сохранилась часовня Спаса Нерукотворного (ХVII-ХVIII вв.) из деревни Вигово, а архитектурной доминантой Васильево является местная часовня Успения Богоматери (ХVII-ХVIII вв.), которая является самой древней постройкой острова Кижи.

Дом крестьянина Яковлева

Три больших крестьянских дома и несколько хозяйственных построек составляют экспозиционный сектор Русские Пудожья, где представлена архитектура жителей восточного берега Онежского озера, а еще севернее можно увидеть дома, характерные для карел и вепсов. Усадьба карела здесь представлена домом крестьянина Яковлева (1980-1990-е гг.) из деревни Клещейла, поклонным крестом и амбарами, а среди памятников северных карел и карел-людиков интересна часовня Трех Святителей из деревни Кавгора (втор. пол. XVIII в.). Два амбара и баня составляют хозяйственные постройки вепсов.

С памятниками острова посетителей знакомят маршруты, предлагаемые экскурсионной службой музея. Недавно проложена «Экологическая тропа», дающая представление о природе острова, разработан интерактивный семейный маршрут в дом Яковлева, где можно принять участие в традиционных крестьянских хозяйственно-бытовых процессах. Во время музейных праздников часто выступает фольклорный ансамбль.

На территории музея есть несколько кафе и торговых киосков, гостиные дома. На ночлег можно также попроситься в деревнях к местным жителям.

Открытка. Кижи с птичьего полета

Несколько слов о том, как расположены экспонаты музея. Большая их часть находится на небольшой площади, в той части острова, что к югу от пристани. Тех трех часов, которые отводятся на экскурсию, вполне хватает на неспешный осмотр. Но вот деревни Ямка, Васильево и все прочие строения, что от пристани к северу, в обычную экскурсию не входят. Как до них добираться - не совсем понятно. На дороге мной был замечен какой-то автобус, но пока я раздумывал, он уехал. Возможно, он как раз и был предназначен для передвижения по острову. Пешком же здесь ходить довольно утомительно. Но у меня до отправления теплохода еще оставался почти час и я все же сходил на ту часть острова, которая в официальный маршрут не входит. Дошел до ветряной мельницы, что стоит там на пригорке, заодно посмотрел на деревню Ямка и на часовню Спаса Нерукотворного, что возвышалась вдалеке. А вот до деревни Васильево уже не пошел, боялся опоздать. Вот интересно, а проката велосипедов здесь нет?

Еще одна ветряная мельница. Слева видна часовня Спаса Нерукотворного

Также остался невыясненным вопрос, есть ли возможность приехать сюда на одном теплоходе, а уехать на следующем. Дело в том, что при посадке всем выдают бейджики на шею, а при продаже билета спрашивают еще и номер телефона. Все это делается, судя по всему, для того, чтобы люди не потерялись на острове, не отстали от своего теплохода и не нарушили отлаженный конвейер по обслуживанию туристов.

Вид на нос "Метеора" и Кижский погост

Теперь подведем итоги. Ну, что сказать о Кижах. Музей мне в целом понравился, хотя ожидания были конечно больше. Стоимость входного билета в 130 рублей для граждан РФ (и приравненных к ним, гыгы:)) вполне вменяемая. А вот 625 рублей для иностранцев, или почти 15 евро, это уже многовато. За такие деньги даже западноевропейским музеям уже надо крутиться перед клиентами. А тут все держится, можно сказать, на одном экспонате - 22-главой церкви Преображения Господня. А между тем, она явно не вечна, и металлические пластины на ее покосившихся стенах об этом говорят. Ну сложно в нашем климате деревянным строениям стоять по 300 лет! Вот рухнет она, что тогда? А тогда Кижи превратятся просто в "вабаыхумуусеум", коих в мире полно.

Вот интересно, неужели сейчас нет умельцев, которые могли бы построить что-то подобное? Неужели это так сложно с современными технологиями? Взять за основу что-нибудь старинное, сделать на компьютере проект, выточить бревна по размеру и собрать. Конечно, поначалу это будет "новодел", но вся старина когда-то была новоделом! Да и большинство здешних экспонатов было собрано на нынешнем месте фактически заново. Я думаю, в таком месте новые постройки могли бы вписаться в общий ансамбль. Одним словом, надо же как-то развивать музей дальше, мир не стоит на месте!

Чем уникальны памятники и достопримечательности России и почему к нам с удовольствием едут иностранные туристы?

Потому, что у нас в России богатое культурное наследие, много уникального, много чего есть посмотреть и «аршином общим не измерить». Печальный факт, что огромное количество памятников истории и православия было разрушено и уничтожено в 20 веке во времена войн и политических передряг. А то, что удалось сохранить и собрать по крупицам - вызывает вдвойне справедливое восхищение и уважение, и по праву причислено к Памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО. И давайте будем терпеливы и снисходительны к такому факту, что большинство исторических достопримечательностей на многие годы скрыты реставрационными лесами.

Одним из таких памятников как раз и является музей-заповедник «Кижи». Остров Кижи раскинулся в центре множества больших и маленьких островов-шхер Онежского озера на Севере России. Это озеро, но нрав у него, самый что есть северный, морской. В шторм волны могут достигать 5 метров и в осеннее время может и береговые укрепления разнести. Да и ветер бывает не слабый от 10 метров в секунду и более.

Остров Кижи расположен в 68 км от Петрозаводска. С мая по сентябрь, в период навигации, на пристани города продаются билеты на «кометы» и «метеоры», которые регулярно совершают туда маршруты. Дорога занимает от 45 мин до 1 часа 15 мин. Зимой, когда Онежское озеро покрыто толстым слоем льда, туда можно добраться на катере «на воздушной подушке». Для любителей активного отдыха и экстрима в этот период предлагаются лыжные походы.

Удовольствие, надо сказать, недешевое. Как, впрочем, любое путешествие по России. Билет на катер в оба конца обойдется в 2750 рублей + входной билет в музей. Так что для семьи из трех человек сами можете посчитать сколько будет всего, а еще за экскурсию заплатить надо, да и на памятный сувенир отложить.

Музей-заповедник «Кижи» - уникальный рукотворный памятник архитектуры деревянного зодчества и этнографии. Едут сюда, чтобы посмотреть на деревянные сооружения, сделанные без единого гвоздя! И мы не будем развенчивать эти убеждения.


Встречает гостей Церковь Преображенья Господня - самая высокое и монументальное сооружение на острове.


Главные достопримечательности музея-заповедника «Кижи» - Церковь Преображенья Господня, Церковь Покрова Богородицы и Колокольня Кижского погоста.

А еще здесь можно полюбоваться настоящими домами и старинными постройками северных русских деревень конца 19 века, которые бережно собрали и сохранили в этом красивейшем месте России, воочию увидеть и познакомиться с повседневной жизнью, культурой и традиционным бытом, предметами обихода наших северных предков.



Главными достопримечательностями музея Кижи, центром и визитной карточкой острова - являются православные святыни - Церковь Преображенья Господня, Церковь Покрова Богородицы и Колокольня Кижского погоста.


Об истории создания этой церкви написано много, информация одинаковая и с ней вы можете ознакомиться на других сайтах.

Но мне бы хотелось рассказать об уникальности реставрационных работ, которые ведутся уже с 1980 года под пристальным вниманием Юнеско. Изначально и стоял вопрос, а как же могла сохраниться такая деревянная постройка аж с 1714 года, регулярно поливаемая дождями и продуваемая северными ветрами и как ее теперь восстанавливать?! Кинулись по всему миру искать технологии сохранения и обработки дерева без применения химических составов. А их нет, как нет и специалистов в этом вопросе. Пришлось вернуться к опыту предков, которые и создавали эти сооружения и работают здесь правнуки местных зодчих, потомственные плотники и мастера по дереву. А уникальность в том, что сосны, используемые в создании церквей, вырубались исключительно зимой, в лютую стужу, исключительно топорами. Ученые считают, что в таком варианте происходила естественная консервация смолой, что и позволяло дереву так хорошо сохраняться долгие столетия в естественных условиях. Выдерживали такие стволы 8 лет и только потом применяли при строительстве. Есть еще мнение, что в период с 14 по 19 век проходил «ледниковый период» и 1714 год был пиком холодной погоды, поэтому стволы имеют очень высокую плотность колец. Все это тоже делает процесс реставрации в современных условиях намного сложнее.

Посетить и полюбоваться внутренним убранством можно в Церкви Покрова Богородицы.


Церковь Пресвятой Богородицы - одно из главных сооружений на острове


Здесь можно посетить службу, послушать звон колоколов и песнопения монахов. Интересны местные иконы, большинство из которых написаны местными жителями.


Купола церквей поражают своей тонкой работой. Каждый купол состоит из мелкой детали - лемеха, вырезаемого, естественно, вручную из осины. Поэтому новые купола после реставрации засияют золотистым цветом.



Мы рекомендуем заказать экскурсию, потому что рассказ о жизни и быте северных жителей довольно интересен. Дома, которые строили наши предки и представленные в экспозиции музея, большие и обычно они вмещали в себя все возможные удобства для жизни. Из-за холодного климата на первом этаже располагался и скотный двор, и сарай для сена и дров, и место для хранения инструментов и инвентаря. Удобство постройки состояло в том, чтобы в летнее время легко было произвести ремонт и замену бревен, почистить помещение.


На первом этаже располагалась и жилая горница. Семьи были большие, человек по 20, жили все в одном помещении. Здесь топили печь «по-черному», готовили еду, спали, работали, растили детей, плели рыболовные сети, вели обычный образ жизни.


Печь в жилой горнице топилась "по-черному", поэтому потолки в доме имели темный цвет.



Сюжет из жизни северян

Интересно, что у зажиточных семей существовал и второй этаж. Но его функции были чисто «представительские». Здесь принимали гостей, содержали предметы роскоши и, иногда, позволяли ночевать новобрачным.


Второй этаж - «представительская» горница

Отдельно, пожалуй, располагалась только баня по вполне понятным причинам. Баня - место сокровенное не только для северян, но и для любых русских жителей. Здесь мылись, рожали и хоронили в лютую стужу умерших родственников. Баня место святое и с ней связано множество суеверий и обрядов. Баня топилась исключительно «по-черному».

В музее-заповеднике «Кижи» вы найдете много интересных объектов, рассказывающих о традициях и быте северных народов. Поэтому запаситесь удобной обувью и одеждой. Погода в Карелии очень переменчива, и в течение 3 часов можно и запариться на солнце, попасть под дождь и замерзнуть на ветру. Но ничего не сможет испортить впечатления от красоты пейзажей, спокойствия русского севера и окружающего тебя духа старины. Нам есть, чем гордиться!


Желаем приятного путешествия!

Музей под открытым небом Кижи находится на острове в Онежском озере. Возят туда туристов из Петрозаводска скоростные теплоходы на подводных крыльях. Дорога занимает 1 час и 15 минут. Стоит сие удовольствие (туда и обратно) - 1950 рублей. А я еще считал, что в Новой Зеландии поезда дорогие...

Памятуя о том, что с этими теплоходами вечно были какие-то проблемы, выражавшиеся в хроническом отсутствии билетов, я специально приурочил поездку к эстонскому государственному празднику 20 августа, что в этом году пришелся на четверг, а на следующий день взял отгул с таким расчетом, чтобы оказаться в Петрозаводске в пятницу, т.е. в будний день.

Большой речной вокзал в Петрозаводске не работает, билеты на теплоходы продаются в маленькой будке у причала. Я подошел почти к самому открытию, часам к 8 утра, но ближайшее время, на которое мне предложили билеты, было только в 14:15. Что характерно, в расписании "Метеоров" такого времени не было. Ну что ж, значит будет время погулять по городу.

В означенное время я был на причале. Народу при этом было не очень много, много кресел в "Метеоре" осталось свободными, и это несмотря на то, что весь день в будке предлагали билеты именно на это время. Интересно, а куда ушли все билеты на 11:30 и 12:15 ?

Несколько слов о самом "Метеоре". Интерьер его, судя по всему, так и не менялся с советских времен. Поролоновые кресла оказались настолько продавлены, что сидеть пришлось практически на голых металлических трубках. Однако туалет при этом был вполне приличный:)


"Метеор" на фоне набережной Петрозаводска

Открытых палуб на "Метеорах" не предусмотрено, но зато в середине салона была площадка для курения, с которой можно было высунуться с фотоаппаратом и заснять что-нибудь из проплывавших мимо пейзажей. Именно отсюда я успел заснять Кижский погост, прежде чем мы причалили к острову.

Да, а еще мне с помощью iGo на смартфоне удалось замерить среднюю скорость "Метеора" - где-то 57 км/ч.


Речная пристань в Кижах

Итак, почитаем для начала, что пишет о Кижах путеводитель "Русский север" от издательства Полиглот, купленный мной за день до этого в Доме Военной Книги на Невском:

Остров Кижи (длина 7 км, ширина - от 1,5 до 0,5 км) расположен на юге Заонежского полуострова среди живописного скопления островов, называемых Кижскими шхерами. Издавна остров покрывали не леса, а пашни и сенокосы. Кижские шхеры и юг Заонежья испокон веков были населены, об этом говорят многочисленные археологические памятники, датируемые эпохой среднего и позднего камня. Около 9-6,5 тыс. лет назад здесь обитали племена, относящиеся к восточной ветви европеоидов, а пришедшие сюда в X в. новгородцы встретились с саамским населением и весью. Название острова происходит из языка карелов-людиков - слово kiza значило «игра, забава, танец», так что «Кижи» можно перевести как «остров игрищ» или «забава».

К моменту перехода этих земель к Московскому государству в 1478 г. население уже было русским, хотя культура Заонежья отличалась неповторимым своеобразием, представляя сплав славянской и финской культур, при этом местные жители отчетливо осознавали себя потомками новгородцев вплоть до нач. XX в. В Заонежье в течение веков сохранялись и изустно передавались из поколения в поколение древнерусские сказания и былины и одновременно активно развивались деревянное зодчество, народные промыслы.


Кижи. Открытка

Остров Кижи традиционно был центром деревень Южного Заонежья и Уницкой губы - Спасо-Кижского погоста, округа, который включал около 180 деревень, их описание впервые встречается в Писцовой книге Андрея Плещеева за 1582-1583 г, а через 20 лет здесь отмечено «115 деревень живущих и 88 запустевших». Кижский погост объединял окрестных крестьян до 30-х гг. XX в.

В Смутное время погост разорялся шведами и польско-литовскими отрядами, поэтому после подписания мира со Швецией вокруг Кижского погоста была срублена крепость для защиты от нападений. Угроза иностранной интервенции ослабла только с наступлением петровской эпохи и победы в Северной войне.

В нач. XVIII в. крестьян Кижского погоста приписывают к новым железоделательным заводам, где они должны были отрабатывать в счет податей, что разоряло даже крепкие хозяйства. Во втор. пол. XVIII в. по Заонежью прокатилась волна бунтов после царского указа о повышении податей. Знаменитое Кижское восстание 1769-1771 гг. было расстреляно правительственными войсками. Считается, что прекраснейшая Успенская церковь в Кондопоге явилась своеобразным памятником жертвам расправы с восставшими.

Во время Второй мировой войны Заонежье около трех лет находилось в финской оккупации, но уже в 1945 г. Кижский погост объявлен государственным заповедником, в 1951 г. на остров перевезен первый памятник архитектуры - дом крестьянина Ошевнева. В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Сейчас в Историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи», занимающем территорию около 10 тыс. га, насчитывается 87 памятников традиционной народной архитектуры ХIV-ХХ вв., в том числе ансамбль Кижского погоста, 26 уникальных археологических памятников, более десяти исторических поселений территории Кижской волости. Музей ежегодно посещают около 170 тыс. туристов из России и зарубежья.


Схематичное изображение расположения экспонатов на о. Кижи
(на самом деле расстояния между строениями гораздо больше)
kizhi.karelia.ru

Основу коллекции архитектурных памятников музея-заповедника, ее смысловой центр составляет храмовый ансамбль Кижского погоста (ХVIII-ХIХ вв.), состоящий из 22-главой Преображенской церкви, девятиглавой Покровской, шатровой колокольни и рубленой бревенчатой ограды.


Кижский погост

Церковь Преображения Господня (1714) - самая знаменитая постройка Кижей. Имена создателей неизвестны, а красивая легенда о мастере Несторе, который, закончив работу, выбросил в озеро топор со словами «не было такой церкви и не будет», очень широко распространена на Севере применительно ко многим памятникам деревянного зодчества. Не очень достоверно и еще одно расхожее мнение о том, что она срублена без единого гвоздя - осиновый лемех (чешуя, покрывающая главы) крепится к куполам с помощью небольших гвоздей.

Высота церкви - 37 м, основой строения является восьмерик с четырьмя прирубами, такие конструкции называются «двадцатидвухстенками». На восьмерике стоят еще два, меньшего размера. Главы различаются размером от яруса к ярусу для того, чтобы избежать монотонности и создать своеобразный ритмический рисунок. Не менее продумана и система защиты постройки от гниения, даже декоративные элементы зачастую служат для отвода воды и правильной вентиляции воздуха. Внутри храма вертикальный объем был перекрыт шестнадцатигранным потолком - «небом», утраченным во время войны, сохранился резной иконостас (1770). Он составлен из 104 икон, самые старые из которых, типичные для северной школы иконописи, относятся к концу XVII в.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения, совершенное произведение заонежских мастеров, является своего рода «лебединой песней» русского деревянного зодчества, которое достигло в это время вершины своего развития. Она строилась как «холодный» летний храм, а рядом с ней на полвека позже была возведена «теплая» клетская церковь Покрова Богородицы (1764). Строителям удалось создать произведение, которое явилось гармоничной частью ансамбля, а не просто отдельной постройкой. В Покровской церкви видна изначальная «подчиненность» доминирующему Преображенскому храму - мощный восьмерик на четверике, который мог бы нести огромный шатер, увенчан скромным девятиглавием с небольшими, изящными куполами; расширяющийся кверху силуэт подчеркивает устремленную вверх пирамиду главного здания ансамбля. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что Покровская церковь строилась изначально как шатровая. В настоящее время восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас с 44 иконами ХVII-ХIХ вв. В сенях работает выставка «История Кижского православного прихода».

Колокольня Кижского погоста (1863) возводилась уже в то время, когда русское деревянное зодчество переживало упадок, и все же, несмотря на кажущуюся простоватость и чуждые традиции детали, постройка удивительно гармонично влилась в ансамбль. Схема традиционна - восьмерик на четверике. Грузный, в две трети сруба высотой, четверик удивляет ценителей культовых деревянных построек своей несоразмерностью, однако можно заметить, что он поднят ровно до высоты прирубов Преображенского храма и высоты четверика Покровской церкви, что еще раз подчеркивает единство трех зданий. В настоящее время на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте - 12 колоколов (9 старинных и 3 современных).


Церковь Преображения Господня, колокольня и церковь Покрова Богородицы

К середине XX в. от ограды погоста оставалась лишь каменная гряда. Облик первоначальной ограды восстанавливался реставраторами по гравюрам XVIII в. в книге Н.Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Проект реконструкции основывался на сохранившейся ограде Водлозерского-Ильинского погоста, а также Почезерского погоста Архангельской области. Современная ограда представляет собой высокую каменную насыпь, на которую уложена стена из мощных бревен, стянутых ряжами. Поверх стены - двускатная тесовая кровля. На западном углу ограды - небольшая башенка, крытая четырехскатной крышей - епанчой. С севера и востока на погост ведут калитки с ажурными дверными полотнами. Центральный вход в западной стене с двух сторон ограничен двумя срубами под общей кровлей. Бревенчатая ограда была реконструирована по проекту архитектора А.Ополовникова в 1959 г.


Церковь Воскрешения Лазаря

Еще одной из главных достопримечательностей музея-заповедника является Церковь Воскрешения Лазаря, привезенная из Муромского монастыря, с восточного берега Онежского озера. Эта небольшая клетская церковь породила немало легенд среди верующих и гипотез среди ученых. Предметом споров в течение почти столетия является датировка постройки храма. Впервые церковь упоминается в завещании византийского монаха, основателя Муромского монастыря, Лазаря Муромского, который скончался в 1391 г., но в документе Олонецкой духовной консистории о ней говорится довольно противоречиво: «...во имя преподобного Лазаря, кладбищная, построена в 7086 г. от Мирозданья (1578), деревянная, построена основателем сего монастыря преподобным Лазарем». Анализ архитектурных деталей не вносит ясности в этот вопрос. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI-ХVШ вв. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.


Дом крестьянина Ошевнева

Неподалеку от Кижского погоста находится архитектурно-этнографический комплекс «Русские Заонежья». Экспозиционная «деревня» началась в 1951-1959 гг. с привезенного с Большого Клименецкого острова Дома крестьянина Н.Ошевнева (1876). Здание выстроено в виде «кошеля» - двор-сарай примыкает к боковой стене жилья и перекрывается двускатной несимметричной крышей. Хозяйственная пристройка включала в себя скотный двор, сеновал и две кладовые. Жилая часть обращена к озеру и богато украшена, в нее входят 2 избы, зала, горница, светелка на чердаке, кладовая и сени. Избой называлось помещение с печью, считается, что в избе первого этажа хозяева проводили зиму, а летом расселялись по всему дому. Сейчас в доме восстановлены интерьеры изб, горницы, сарая, хлевов, в зале проводятся этнографические выставки. Вдоль второго этажа идет гульбище - открытая галерея, окна боковых фронтонов украшены балкончиками. Раньше наличники окон раскрашивались в оранжево-желтый цвет, а свесы крыши - в красный, что очень оживляло внешний вид дома.

Кроме основного дома крестьянская усадьба - это еще и отдельно стоящие хозяйственные постройки. Пожары всегда были основным бедствием крестьян, и отнесенные от основного дома амбары могли сберечь самое ценное - зерно и муку, не дать погибнуть с голоду. Рядом с домом Ошевнева стоят несколько хозяйственных построек: двухэтажный амбар из деревни Южный двор (XVIII в.), амбар из деревни Липовицы (нач. XX в.) и баня из
деревни Мижостров (нач. XX в.).


Дом крестьянина Елизарова

Дом крестьянина Елизарова (кон. XIX в.) из деревни Потаневщина несколько меньше. Интерьеры обоих зданий схожи, но в отличие от дома Ошевнева дом Елизарова отапливался по-черному. Такой способ обогрева помещения был во многом более удобен для крестьянских семей - расходовалось меньше дров, не заводился жук-древоточец, в избе было теплее. Дым собирался выше полок-«воронцов», а стены ниже этого уровня и потолки тщательно мылись и скоблились каждую неделю. Дом Елизарова одноэтажный, он сложен из мощных бревен и скромно украшен, хотя боковые балкончики и «гульбище» присутствуют и здесь. В хозяйственном помещении расположена выставка, рассказывающая о секретах создания лодки «кижанки». На берегу возле дома находится баня (нач. XX в.) из деревни Усть-Яндома.

Еще немного южнее от Кижского погоста расположен наиболее скромный Дом Щепина (1907). Тип постройки здесь - «брус», когда жилые и хозяйственные помещения вытянуты в линию под одной крышей. В интерьере можно увидеть предметы, связанные с бондарским ремеслом (изготовление бочек, ведер, жбанов и другой деревянной посуды).


Ветряная мельница

Экспозиционный сектор «Русские Заонежья» включает в себя также водяную мельницу (1875) из Березовой Сельги, ветряную мельницу (1928-1929) из Насоновщины и часовню Архангела Михаила (нач. XVIII в.) из деревни Леликозеро.


Часовня Архангела Михаила

Клетская часовня Архангела Михаила принадлежит к распространенному типу северных часовен. Это трехчастный сруб, состоящий из сеней, трапезной и собственно часовни. Постройка богато украшена резными элементами, в ней сохранился двухъярусный иконостас с иконами местного письма и «небо» - расписной потолок из 12 сегментов. С западного берега Онежского озера были привезены на Кижи Дом Сергеева (1908-1910) и кузница (нач. XX в.) из деревни Суйсарь.


Дом крестьянина Сергеева

В центральной части острова находятся две исторические деревни: Ямка, упоминаемая впервые в 1563 г, на восточном берегу и Васильево, упоминаемое в 1582 г, - на западном. В этих деревнях сохранились постройки, которые теперь вошли в музейный фонд, многие памятники архитектуры были привезены из других мест Заонежья: крестьянские дома, конюшни, амбары и риги. Около деревни Ямка сохранилась часовня Спаса Нерукотворного (ХVII-ХVIII вв.) из деревни Вигово, а архитектурной доминантой Васильево является местная часовня Успения Богоматери (ХVII-ХVIII вв.), которая является самой древней постройкой острова Кижи.


Дом крестьянина Яковлева

Три больших крестьянских дома и несколько хозяйственных построек составляют экспозиционный сектор Русские Пудожья, где представлена архитектура жителей восточного берега Онежского озера, а еще севернее можно увидеть дома, характерные для карел и вепсов. Усадьба карела здесь представлена домом крестьянина Яковлева (1980-1990-е гг.) из деревни Клещейла, поклонным крестом и амбарами, а среди памятников северных карел и карел-людиков интересна часовня Трех Святителей из деревни Кавгора (втор. пол. XVIII в.). Два амбара и баня составляют хозяйственные постройки вепсов.

С памятниками острова посетителей знакомят маршруты, предлагаемые экскурсионной службой музея. Недавно проложена «Экологическая тропа», дающая представление о природе острова, разработан интерактивный семейный маршрут в дом Яковлева, где можно принять участие в традиционных крестьянских хозяйственно-бытовых процессах. Во время музейных праздников часто выступает фольклорный ансамбль.

На территории музея есть несколько кафе и торговых киосков, гостиные дома. На ночлег можно также попроситься в деревнях к местным жителям.


Открытка. Кижи с птичьего полета

Несколько слов о том, как расположены экспонаты музея. Большая их часть находится на небольшой площади, в той части острова, что к югу от пристани. Тех трех часов, которые отводятся на экскурсию, вполне хватает на неспешный осмотр. Но вот деревни Ямка, Васильево и все прочие строения, что от пристани к северу, в обычную экскурсию не входят. Как до них добираться - не совсем понятно. На дороге мной был замечен какой-то автобус, но пока я раздумывал, он уехал. Возможно, он как раз и был предназначен для передвижения по острову. Пешком же здесь ходить довольно утомительно. Но у меня до отправления теплохода еще оставался почти час и я все же сходил на ту часть острова, которая в официальный маршрут не входит. Дошел до ветряной мельницы, что стоит там на пригорке, заодно посмотрел на деревню Ямка и на часовню Спаса Нерукотворного, что возвышалась вдалеке. А вот до деревни Васильево уже не пошел, боялся опоздать. Вот интересно, а проката велосипедов здесь нет?


Еще одна ветряная мельница. Слева видна часовня Спаса Нерукотворного

Также остался невыясненным вопрос, есть ли возможность приехать сюда на одном теплоходе, а уехать на следующем. Дело в том, что при посадке всем выдают бейджики на шею, а при продаже билета спрашивают еще и номер телефона. Все это делается, судя по всему, для того, чтобы люди не потерялись на острове, не отстали от своего теплохода и не нарушили отлаженный конвейер по обслуживанию туристов.


Вид на нос "Метеора" и Кижский погост

Теперь подведем итоги. Ну, что сказать о Кижах. Музей мне в целом понравился, хотя ожидания были конечно больше. Стоимость входного билета в 130 рублей для граждан РФ (и приравненных к ним, гыгы:)) вполне вменяемая. А вот 625 рублей для иностранцев, или почти 15 евро, это уже многовато. За такие деньги даже западноевропейским музеям уже надо крутиться перед клиентами. А тут все держится, можно сказать, на одном экспонате - 22-главой церкви Преображения Господня. А между тем, она явно не вечна, и металлические пластины на ее покосившихся стенах об этом говорят. Ну сложно в нашем климате деревянным строениям стоять по 300 лет! Вот рухнет она, что тогда? А тогда Кижи превратятся просто в "вабаыхумуусеум", коих в мире полно.

Вот интересно, неужели сейчас нет умельцев, которые могли бы построить что-то подобное? Неужели это так сложно с современными технологиями? Взять за основу что-нибудь старинное, сделать на компьютере проект, выточить бревна по размеру и собрать. Конечно, поначалу это будет "новодел", но вся старина когда-то была новоделом! Да и большинство здешних экспонатов было собрано на нынешнем месте фактически заново. Я думаю, в таком месте новые постройки могли бы вписаться в общий ансамбль. Одним словом, надо же как-то развивать музей дальше, мир не стоит на месте!

Пожалуй, самая знаменитая достопримечательность Карелии – остров Кижи с уникальным архитектурным ансамблем. Расположен этот остров в северной части Онежского озера. Его длина составляет 7 км, ширина в различных местах от 0,5 до 1,5 км. В 1966 году здесь был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Сейчас он известен на весь мир. Туристы не только из России, но и из других стран мира съезжаются сюда чтобы полюбоваться шедеврами деревянного зодчества. Регулярно организуются экскурсии из Петрозаводска и Санкт-Петербурга. В 1990 г. музей на острове Кижи вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1993-м – в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В 2011 году музей «Кижи» получил титул лучшего музея России. Так что с уверенностью можно сказать, что он является «жемчужиной» не только Карелии, но и всей страны. В музее Кижи регулярно проводятся различные фольклорные праздники и другие мероприятия.


Интересный факт, при произнесении слова «Кижи» ударение ставится, как на первый, так и на второй слог. При этом в Карелии часто используется первый вариант, а общепринятый вариант в других регионах России – с ударением на второй слог.


Название острова Кижи произошло от карельского слова «кижат», что можно перевести как «игрища». В X в. переселенцы из Новгорода стали осваивать суровые северные земли, они занялись обработкой земли, ловлей рыбы, разведением скота. Именно новгородцы являются предками современных кижан. В XV веке Новгород присоединен к Московскому государству – вместе с ним были присоединены и Кижские земли. Примерно к тому времени относятся первые документальные упоминания о Кижском погосте. Здесь слово «погост» означает несколько объединенных между собой деревень. На острове Кижи располагался административный и религиозный центр.


Уже в те времена здесь существовали культовые сооружения. Из истории известны крестьянские волнения. Дело в том, что в XVII в. на Онежском озере были построены чугуноплавильные заводы, и многих карельских крестьян приписали к этим предприятиям. Но свободолюбивые северяне, привыкшие заниматься своим делом, взбунтовались. В истории широко известны два бунта, оба были жестоко подавлены. В 1697 году от удара молнии во время сильной грозы вспыхнул пожар. Многие постройки были уничтожены. Спустя некоторое время началось их восстановление.


Итак, чем музей Кижи так привлекает туристов со всего мира? Какие объекты в него входят? Здесь расположен уникальный архитектурный ансамбль – прекрасный образец деревянного зодчества. Во-первых, это две деревянные церкви и колокольня XVIII–XIX вв., которые располагались здесь изначально. К тому времени, когда они строились, плотницкое искусство достигает своего пика развития. Понятно, что постепенно деревянные постройки уступают место каменным. Церкви в Кижах – великолепный пример традиционной деревянной архитектуры севера России. Кроме того, после образования музея сюда было привезено еще ряд построек из различных регионов Карелии. Следует также отметить живописную природу, которая окружает все это великолепие.



Еще одна постройка острова Кижи – Покровская церковь (или церковь Покрова Богородицы). Это так называемый «зимний» (т. е. отапливаемый) храм. Он был построен в 1764 году. Перед его создателями стояла сложная задача – ведь рядом находилась великолепная Преображенская церковь, с которой вновь возводимый храм должен гармонировать. И это было прекрасно реализовано. Покровская церковь не претендует на величие Преображенской, а лишь дополняет ее. Ее крышу венчают девять куполов – один центральный, который окружен еще восемью.


Третий объект, который располагался на острове изначально, а не был перенесен сюда в процессе образования музея – шатровая колокольня. Она была построена в 1863 году на месте старой обветшавшей колокольни. Представляет собой два сруба: нижняя часть – четырехгранный сруб, на него установлен восьмигранный меньшего размера. Сверху расположена звонница, над ней – шатер. Шатровая колокольня прекрасно дополняет описанные выше церкви.


Также на острове Кижи расположены несколько построек, которые были перевезены сюда уже в XX в. за несколько лет до открытия музея. Во-первых, церковь Воскрешения Лазаря. Это самое древнее из сохранившихся сооружений Карелии. По преданию много веков назад преподобный инок Лазарь на восточном берегу Онежского озера основал Муромский монастырь. Им же и была возведена церковь, которая являлась первой постройкой обители. Названа она в честь библейского персонажа – Лазаря из Вифании, его чудесное воскрешение описано Иоанном в Новом Завете. Эта церковь являлась главной реликвией монастыря, считалось, что она избавляет от тяжелых болезней. В годы советской власти на месте Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна. В 1959 году церковь Воскрешения Лазаря разобрали и перевезли в Кижи. В 1960-м ее реставрировали. Сохранился иконостас из 17 икон XVI–XVIII вв.


Часовня Михаила Архангела, включающая шатровую колокольню, перевезена на остров Кижи в 1961 г. Ранее она находилась в деревне Леликозеро.


Также на острове Кижи можно увидеть ветряную мельницу, построенную в 1928 году. В 1976-м ее реконструировали. Мельница функционирует и в настоящее время. Корпус установлен на вертикальном валу – таким образом, ее можно поворачивать по направлению ветра. На горизонтальном валу установлено восемь крыльев.