Сильвио данини, архитектор царскосельского дворцового управления

Прочитала книгу В.Бертаццони "Судьба мантуанского рода Данини в России".-Спб,1996. Большая часть книги итальянского публициста, поэта и переводчика посвящена Амброджо Данини - выходцу из Мантуи, знаменитому оперному певцу 19-го века. А Амброджо меня заинтересовал тем, что он был отцом Сильвио Данини - последнего архитектора Царского Села. Этот пост - попытка кратко рассказать о его судьбе, опираясь на знания, почерпнутые из этой книги.


Сильвио Данини родился в Харькове в 1867 году, когда его отцу было 60 лет. В пять лет оставшись сиротой, он вместе с семьей перезжает в Полтаву, а затем в 1886 году едет в Санкт-Петербург и поступает в Академию Художеств. По ее окончании Данини присваивается звание "Классного художника 1-й степени". Первый заказ - он помогает архитектору Александру Красовскому перестроить северо-западное крыло Зимнего дворца для будущего императора Николая Второго - открывает перед молодым архитектором путь к блестящей карьере. В 1892 году его приглашают для переустройства Знаменской церкви в Царском Селе.

В 1893 году Сильвио женится на Вере Штукенберг из лютеранской семьи. У них родилось четверо детей. В 1894 году под руководством Данини осуществляется реставрация Екатерининского Собора. Эта работа была высоко оценена императором - и в 1896 году Данини приглашают занять должность архитектора при Императорском дворцовом управлении Царского Села, пригородной летней резиденции российских самодержцев. Во времена Данини население города составляло около 30 тысяч человек, летом оно увеличивалось на 7 тысяч человек. Здесь располагались 20 православных церквей, а также католическая, лютеранская церкви, синагога; 5 аптек, две общественные бани, три банка, три библиотеки, 15 богоугодных заведений; пять императоских гвардейских полков; восемь лечебных учреждений; 20 школ и институтов; две типографии, кинематогрф, гостиница, рестораны. В 90-е годы прошлого века в Царском Селе появляются первые водонапорные башни, первые водокачки, первые электространции, а в 1917 году - мощнейшая правительственная радиостанция. Одним словом, здесь сосредоточивается все лучшее, что есть в России на тот период. В 1905 году императорская семья делает Александровский дворец своим постоянным местом пребывания.
След двадцатипятелетней плодотворной деятельности Данини (1896-1917) до сих пор остался в архитектуре Пушкина спустя сто лет, несмотря на разрушения, причиненные войной. Стиль архитектора очень легко узнаваем: почти все его постройки облицованы кирпичом. Он принадлежит к течению архитекторов-рационалистов, которых кроме эстетического аспекта, волновала функциональная, техническая, утилитарная сторона дела.

Первой работой Данини, в качестве главного архитектора, стало здание городской электростанции (угол Церковной и Малой улиц), построенное в англо-готическом стиле.

Эта электростанция, вместе с той, что находилась в Певческой башне, тоже перестроенной Данини, полностью снабжала город электроэнергией.В 1899 году архитектор заканчивает, начатую архитектором Курицыном, церковь Святого Юлиана Тарского. Совместно с Иоссом он выполняет проект Реального училища (сейчас - школа № 500), завершившее перспетиву Московского шоссе. В 1904 году Данини проектирует здание Школы нянь - первого такого рода учреждения в России. Сейчас - это здание занимает школа № 409 по адресу: Красносельское шоссе, дом 9. Помимо казенных работ, архитектор выполняет частные заказы. Среди последних следует назвать по крайней мере два особняка - для мультимиллионера В. Гудовича и богатого купца А.Кокорева - соответственно адреса: Парковая улица, дом 18; Московская улица, дом 55.

Для особняка Кокорева Данини использует свой излюбленный материал, светлый кирпич, и применяет в украшении фасадов гоические мотивы, а также воздвигает в том же стиле "крепостную стену" - ограду, отделяющую усадьбу от улицы.

Интерьеры особняка, представляли собой комбинацию объемов разной высоты, отражавшие капризы заказчика.

Внутри здания долгое время было общежитие Аграрного университета, но так как университет переживает нелегкие времена, то сейчас здание продано. Предполагается, что здесь будут находиться различные офисы. Сразу при входе - мраморный пол с этой надписью, мраморная лестница.

Подлинная лестница ведет на второй этаж. В свое время стены в особняке были отделаны дорогими привозными сортами дерева, покрыты шелком, керамическими панно, фресками.

К основным работам 1907 года относится здание Царскосельской общины Красного Креста. Община Красного креста находилась под подкровительстовм императрицы Александры Федоровны. Здание в стиле английских коттеджей - деревянное, в два этажа, со скупой отделкой фасада, украшенное ассиметрично расположенной шатровой башенкой. Сейчас это здание занимают организации, в частности "Риф". Состояние хорошее, арендодатели заботятся. Адрес: Леонтьевская, 33.

В последующие годы Данини построил еще одно здание для общины Красного Креста (на Леонтьевской, 35) - теперь уже каменное - предназначенное для амбулатории и богадельни. Туда встраивается и церковь, которую освятили в 1914 году в присутствии императорской семьи. В 1914-1917 комплекс использовался как офицерский госпиталь. В советское время - детский санаторий "Дружба". Сейчас - церковь и еще что-то непонятное. Обойдем его кругом.

На первой фотографии - здание сзади. На второй - под карнизом фреска (вид с улицы).

Дом матери и ребенка был построен Данини в 1907 году. Он мог бесплатно принять 25 нуждающихся женцин.Заведение было возведено и поддерживалось на деньги, завещанные почетным гражданином Царского Села Дрожжиным и его вдовой. Оно было снабжено самым современным оборудованием. В наше время, пройдя через ворота, выходящие на Павловское шоссе - дом 14- попадаем в большой заросший сад, в котором расположена туберкулезная больница.

Павловское шоссе дом 28. С этим домом и со следующим - я запуталась. По книге: Архитектура деревянных домов.Сос. Груздева А.Г., Семенова Г.В. - Спб, 2006. - этот довольно невзрачный дом принадлежит Данини - как его личная дача, построенная по его проекту. Такая же информация дана и в книге: Историческая застройка Санкт-Петербурга. Пречень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную ценность. -Спб,2001: Дача Сверчкова - дом 30 и 32, а дача Данини - дом 28. А по книге Бертаццони - дача Данини - Павловское шоссе, дом 32. И не знаешь, кому верить - надо разбираться дальше. С другой стороны: дом 28 и 30 расположены на одном участке, а дом 30 - дача Сверчкова архитектора Кольба, о котором я писала предыдущий пост. (см. polinadorofeeva.livejournal.com/11244.ht ml)

В любом случае - здание по адресу Павловское шоссе дом 32 - перестроено Данини.

Архитектор с детьми: Виргинией, Валентино и Оресте. После революции 1917 года рабочие, уважавшие Данини, помогали ему едой, всячески оберегали. В 1923 году он переезжает с семьей в Петербург: на Фонтанку, 102. В 30-е годы он проектируюет шлюзы, плотины по реке Свирь. До последних лет жизни Данини сохранял удивительную работоспособность, бодрость ума и - даже в самые драматические моменты - великую силу духа. Данини умер в Ленинграде 11 января 1942 года во время блокады. Его жене, прожившей с ним 48 лет счастливых лет, вместе с дочерью удалось выбраться из голодного Ленинграда пешком по льду Ладожского озера.

До сих пор потомки Сильвио Данини живут в Санкт-Петербурге.

25 апреля в музее-заповеднике «Царское Село» (Екатерининский дворец, комната перед Третьей антикамерой) открылась выставка «Сильвио Данини. Архитектор. Художник. Строитель». Она посвящена 150-летию со дня рождения последнего придворного архитектора династии Романовых.

На выставке представлены более 50 предметов из собрания семьи Данини. Среди них – ломберный стол, кресло, письменные принадлежности, а также фотографии, сделанные архитектором, и мандолина, принадлежавшая зодчему. Семья была музыкальной: сыновья Данини играли на рояле, отец – на мандолине; по вечерам устраивали концерты – часто в присутствии друзей и родственников.

Редкий экспонат – нагрудный знак Красного Креста. Право носить его Сильвио Данини получил 14 ноября 1914 года. Такая награда вручалась с 1899 года «особо потрудившимся на пользу Общины».

Из собрания музея-заповедника «Царское Село» представлены проекты построек Данини, отражающие основные периоды творчества архитектора. Наиболее значимые – чертежи Дома Царскосельской общины сестер милосердия Красного Креста. Кроме того, выполненный по проекту архитектора стул, который происходит из гарнитура Полукруглого зала Александровского дворца. Предмет изготовлен на мебельной фабрике Федора Мельцера, мастера которой в 1900-х годах создали большую часть мебельного убранства Александровского дворца. Из двух предложенных вариантов реализованный эскиз стула утвердила императрица Александрой Федоровной.

Сильвио Амвросиевичу Данини (1867–1942) выпало стать последним придворным архитектором Романовых, внесшим большой вклад в развитие и сохранение Царского Села. Данини жил и работал в эпоху историзма: выполняя пожелания заказчиков, мастер продолжал работать в разных исторических стилях, но под влиянием новых веяний уделял большое внимание рационалистическим основы своих построек.

С 1896 году Данини занимает должность архитектора при Дворцовом управлении Царского Села. В этот период он проектирует Дворцовую электростанцию, а также ворота, выполненные из кованого железа у въезда в парк к Александровскому дворцу (сохранились по сей день). Участвует в переделке правого крыла Александровского дворца, где обустраивались личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны. По проекту Данини этот флигель был соединен с Кухонным флигелем дворца подземным тоннелем.

Данини много строил и перестраивал в разных районах Царского Села по частным заказам. К числу его построек относятся такие здания как Демидово-Шелковская богадельня (1902–1904), Школа нянь (1904), здания Дома призрения увечных воинов (1906, 1916), Благотворительные заведения Д.А. и М.А. Дрожжиных (1905–1916), здания Общины сестер Красного Креста (1907–1908, 1914), Дворцовый госпиталь, Острозаразный павильон (1911–1913), усадьба А.В. Кокорева (1902).

В 1917 году Дворцовое управление переименовали в Управление детскосельскими художественными имуществами республики. Данини работал здесь до января 1919-го, а затем в связи с сокращением штатов был переведен научным сотрудником в Гатчинский дворец-музей.

В 1923–1938 годах Данини работал на разных должностях в «Петротоке» (позже «Электроток», затем - в «Ленэнерго»). В Петрограде, позже – Ленинграде, Данини работал инженером на прокладке тепловых сетей, архитектором электростанций на Свири, участвовал в строительстве Подпорожья, в проектировании интерьеров для Дома Советов на Московском проспекте в Ленинграде.

Последний придворный архитектор российского императора умер в блокадном Ленинграде 11 января 1942 года в возрасте 74 лет в полной безвестности.

Сильвио Данини

Царское Село. Школа нянь. 1903–1905

Царское Село. Дом призрения для увечных воинов. 1906–1906

Поздравляем знатоков и ценителей истории русской архитектуры с выходом в свет книги А. В. Козлова «Сильвио Данини - архитектор Царского Села. Материалы к творческой биографии». Издание представляет собой наиболее полный на сегодняшний день свод сведений о роде Данини, службе самого архитектора, его работах в Царском Селе и Петербурге. Дополняет повествование богатый иллюстративный ряд - фотографии из семейного архива, архитектурная графика из собраний крупных музейных и архивных учреждений Санкт-Петербурга. Книга издана при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой коммуникации Администрации Санкт-Петербурга. Выражаем глубокую признательность всем учреждениям и всем лицам, содействовавшим этой публикации. В очерке известного историка архитектуры Б. М. Кирикова, дополняющем биографическое повествование, проанализированы особенности стиля Сильвио Данини.

В год трехсотлетнего юбилея Царского Села особенно уместно вспомнить имя мастера, сделавшего заметный вклад в формирование архитектурного облика города - бывшей летней резиденции последнего императора.

Книга представляет собой опыт творческой биографии Сильвио Амвросиевича Данини (1867–1942), русского архитектора итальянского происхождения. Окончив Санкт-Петербургскую Академию художеств в 1893 году, после нескольких лет работы в качестве помощника архитектора академика А. Ф. Красовского, он был назначен на должность архитектора Царскосельского дворцового управления (с 1904 г. - архитектор Высочайшего Двора), в коей пробыл с 1896-го по 1917 год.

За это время Данини построил в Царском Селе и Петербурге около 40 общественных и частных зданий - благотворительных и лечебных заведений, производственных сооружений, церквей, дач, участвовал в создании интерьеров в Александровском дворце и проч.

Во время прошлого юбилея Царского Села С. А. Данини отвечал за проведение Всероссийской юбилейной выставки 1911 года. К этому времени под его руководством был произведен реставрационный ремонт многих исторических построек в парках.

Сегодня огромный архив архитектора - архитектурная графика и фотографии - частично хранится в семье его потомков, частью же - в государственных хранилищах: в архиве Государственного музея-заповедника «Царское Село», в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств (НИМРАХ). Проектные чертежи построек Данини в Петербурге собраны в ЦГИА Санкт-Петербурга. Планы некоторых зданий Дворцового управления представлены также в РГИА.

Целями своей работы автор видит «систематизацию всех известных ему материалов о биографии архитектора Сильвио Данини, а также публикацию наиболее значительных графических и фотографических документов из архива архитектора и государственных архивов ‹…› Опыт описания (каталога) этого материала введет его, наконец, в научный оборот, познакомит с ним профессиональных исследователей - историков, реставраторов, искусствоведов, а также краеведов-любителей, всех, кому интересно и дорого архитектурное своеобразие Царского Села и Петербурга».

Через две недели будет отмечаться столетие убийства Николая II и его семьи. Культурных событий общегосударственного масштаба, посвященных дате, никто не обещает (во всяком случае, пока), но связанные с ней музейные проекты уже появляются. Так, Музей архитектуры имени Щусева открыл в «Аптекарском приказе» выставку «Архитектор Сильвио Данини - последний придворный архитектор». Архитектурные вкусы самодержца изучал Сергей Ходнев.


Фраза «придворный архитектор Николая II» звучит как-то не оглушительно. Отчасти дело в том, что старинная ситуация, когда зодчий создает архитектурное лицо, репрезентативный фасад того или иного царствования,- ситуация Елизаветы Петровны и Растрелли, Екатерины II и Кваренги или Николая I и Константина Тона - заметно потеряла в актуальности. Но все ж таки потеряла не везде и не всегда: даже старый кайзер Франц-Иосиф, хоть морщась, давал официальные заказы Отто Вагнеру; да и у нас в послереволюционном государстве рабочих и крестьян архитектурное лицо стало очень даже нужной вещью, и, согласитесь, «придворный архитектор Сталина» - это уже вполне красноречиво.

Были, конечно, Щусев и Шехтель, Померанцев и Лидваль, но «архитекторами высочайшего двора» они так и не стали - а Данини стал. По большому счету то, что первым делом вспоминается при разговоре об архитектурных вкусах последней императорской четы,- это Феодоровский городок в Царском Селе, упоенная реконструкторская игра в допетровскую старину. Сильвио Данини, занявший свой придворный пост в 1911-м, тоже работал в Царском Селе. Но это, как выясняется, была совсем другая архитектура и другая игра.

Его первые работы для августейших заказчиков вообще не про фасады: буквально в последние месяцы царствования Александра III он обустраивал в Зимнем дворце покои для тогда еще цесаревича Николая Александровича (кое-что из этих интерьерных проектов на выставке есть). Николай и обрусевший итальянец Данини были ровесники - в 1918-м обоим исполнилось пятьдесят. Только Данини в Совдепии каким-то чудом уцелел и даже работал по профессии (успел, в частности, потрудиться для ленинградского Дома Советов: опять интерьеры), а сгинул в блокаду. С будущим императором он, очевидно, нашел общий язык; тот называл Данини «наш архитектор» и уже с момента воцарения назначил его в Царскосельское дворцовое управление.

Сначала царскосельский Данини - это очень прикладные вещи. Частью декораторские: эскиз балкона, эскиз занавесей, эскиз стульев в стиле Louis Seize (это архитектор переустраивал Александровский дворец, стараясь действовать в духе своего компатриота Кваренги). Частью функциональные: вот императорский гараж, вот преизящное здание в готическом вкусе - электростанция, между прочим, а вот подземный коридор между дворцом и кухонным флигелем, вычерченный так тщательно, словно тоннель метрополитена.

Но потом появляются другие частные заказы, а императорское семейство начинает учреждать или перестраивать в том же Царском Селе богоугодные заведения - и этих заказов становится все больше: началась война. И Данини проектирует новый Дворцовый госпиталь, Институт экспериментальной хирургии, Дом призрения увечных воинов - а еще Дом матери и младенца, а еще школу нянь.

Опрятные фасады, благовоспитанный краснокирпичный декор, многощипцовые крыши, чуть-чуть башенок и фахверка, но очень умеренно, очень симметрично, только бы не возникло впечатления излишней нарядности. На некий особый извод северного модерна все это не очень тянет: слишком размеренно, слишком обыденно. Коронованные заказчики принимали это за англосаксонский стиль - и были вполне этим довольны: в конце концов Виндзоры, они же Саксен-Кобург-Готское семейство, были родня, да и в домашнем кругу последнего царя очень ценили именно «английскость» как дисциплинированную простоту.

Ограничься выставка этим - вышла бы общепонятная история про взаимную любовь самодержца и его архитектора к скромности, джентльменству, благотворительности, аккуратности и гемюту. Но из этой истории своим безудержным эстетизмом выбивается центральный экспонат - даром что это как будто бы не эпохального значения проект, «пещерная» церковь Дворцового госпиталя. Церковь, однако, решили освятить в честь святых Константина и Елены, приурочив это событие не к чему-нибудь, а к 1600-летию Медиоланского эдикта этого самого св. Константина, легализовавшего христианство в Римской империи. А потому и храм должен был выглядеть в раннехристианском духе.

Проштудировав должным образом равеннские капители, ранневизантийские мозаики и катакомбное искусство, Данини создал в результате один из самых удивительных церковных интерьеров начала ХХ века. Никакого иконостаса - только два беломраморных столпа с местными иконами да низкая преграда, на стенах - «катакомбные» голубки, пальмы, агнцы и фиалы, бронзовые подсвечники - ни дать ни взять античные треножники (часть светильников сохранилась и представлена теперь на выставке). Да, конечно, это честное упражнение в художественной эрудиции - но еще и отзвук символистских околоцерковных исканий времен Религиозно-философских собраний, и даже что-то вроде провозвестия церковных реформ: в храме было два символических трона, «кресло императора» и «кресло патриарха» (а не обер-прокурора Синода). Это могло бы стать программной, этапной и во всяком случае заметной для религиозного искусства нашего ар-нуво работой. Но оказалось свечой под спудом - если точнее, пещерой под дворцовой больницей.

Прочитала книгу В.Бертаццони "Судьба мантуанского рода Данини в России".-Спб,1996. Большая часть книги итальянского публициста, поэта и переводчика посвящена Амброджо Данини - выходцу из Мантуи, знаменитому оперному певцу 19-го века. А Амброджо меня заинтересовал тем, что он был отцом Сильвио Данини - последнего архитектора Царского Села. Этот пост - попытка кратко рассказать о его судьбе, опираясь на знания, почерпнутые из этой книги.


Сильвио Данини родился в Харькове в 1867 году, когда его отцу было 60 лет. В пять лет оставшись сиротой, он вместе с семьей перезжает в Полтаву, а затем в 1886 году едет в Санкт-Петербург и поступает в Академию Художеств. По ее окончании Данини присваивается звание "Классного художника 1-й степени". Первый заказ - он помогает архитектору Александру Красовскому перестроить северо-западное крыло Зимнего дворца для будущего императора Николая Второго - открывает перед молодым архитектором путь к блестящей карьере. В 1892 году его приглашают для переустройства Знаменской церкви в Царском Селе.

В 1893 году Сильвио женится на Вере Штукенберг из лютеранской семьи. У них родилось четверо детей. В 1894 году под руководством Данини осуществляется реставрация Екатерининского Собора. Эта работа была высоко оценена императором - и в 1896 году Данини приглашают занять должность архитектора при Императорском дворцовом управлении Царского Села, пригородной летней резиденции российских самодержцев. Во времена Данини население города составляло около 30 тысяч человек, летом оно увеличивалось на 7 тысяч человек. Здесь располагались 20 православных церквей, а также католическая, лютеранская церкви, синагога; 5 аптек, две общественные бани, три банка, три библиотеки, 15 богоугодных заведений; пять императоских гвардейских полков; восемь лечебных учреждений; 20 школ и институтов; две типографии, кинематогрф, гостиница, рестораны. В 90-е годы прошлого века в Царском Селе появляются первые водонапорные башни, первые водокачки, первые электространции, а в 1917 году - мощнейшая правительственная радиостанция. Одним словом, здесь сосредоточивается все лучшее, что есть в России на тот период. В 1905 году императорская семья делает Александровский дворец своим постоянным местом пребывания.
След двадцатипятелетней плодотворной деятельности Данини (1896-1917) до сих пор остался в архитектуре Пушкина спустя сто лет, несмотря на разрушения, причиненные войной. Стиль архитектора очень легко узнаваем: почти все его постройки облицованы кирпичом. Он принадлежит к течению архитекторов-рационалистов, которых кроме эстетического аспекта, волновала функциональная, техническая, утилитарная сторона дела.

Первой работой Данини, в качестве главного архитектора, стало здание городской электростанции (угол Церковной и Малой улиц), построенное в англо-готическом стиле.

Эта электростанция, вместе с той, что находилась в Певческой башне, тоже перестроенной Данини, полностью снабжала город электроэнергией.В 1899 году архитектор заканчивает, начатую архитектором Курицыном, церковь Святого Юлиана Тарского. Совместно с Иоссом он выполняет проект Реального училища (сейчас - школа № 500), завершившее перспетиву Московского шоссе. В 1904 году Данини проектирует здание Школы нянь - первого такого рода учреждения в России. Сейчас - это здание занимает школа № 409 по адресу: Красносельское шоссе, дом 9. Помимо казенных работ, архитектор выполняет частные заказы. Среди последних следует назвать по крайней мере два особняка - для мультимиллионера В. Гудовича и богатого купца А.Кокорева - соответственно адреса: Парковая улица, дом 18; Московская улица, дом 55.

Для особняка Кокорева Данини использует свой излюбленный материал, светлый кирпич, и применяет в украшении фасадов гоические мотивы, а также воздвигает в том же стиле "крепостную стену" - ограду, отделяющую усадьбу от улицы.

Интерьеры особняка, представляли собой комбинацию объемов разной высоты, отражавшие капризы заказчика.

Внутри здания долгое время было общежитие Аграрного университета, но так как университет переживает нелегкие времена, то сейчас здание продано. Предполагается, что здесь будут находиться различные офисы. Сразу при входе - мраморный пол с этой надписью, мраморная лестница.

Подлинная лестница ведет на второй этаж. В свое время стены в особняке были отделаны дорогими привозными сортами дерева, покрыты шелком, керамическими панно, фресками.

К основным работам 1907 года относится здание Царскосельской общины Красного Креста. Община Красного креста находилась под подкровительстовм императрицы Александры Федоровны. Здание в стиле английских коттеджей - деревянное, в два этажа, со скупой отделкой фасада, украшенное ассиметрично расположенной шатровой башенкой. Сейчас это здание занимают организации, в частности "Риф". Состояние хорошее, арендодатели заботятся. Адрес: Леонтьевская, 33.

В последующие годы Данини построил еще одно здание для общины Красного Креста (на Леонтьевской, 35) - теперь уже каменное - предназначенное для амбулатории и богадельни. Туда встраивается и церковь, которую освятили в 1914 году в присутствии императорской семьи. В 1914-1917 комплекс использовался как офицерский госпиталь. В советское время - детский санаторий "Дружба". Сейчас - церковь и еще что-то непонятное. Обойдем его кругом.

На первой фотографии - здание сзади. На второй - под карнизом фреска (вид с улицы).

Дом матери и ребенка был построен Данини в 1907 году. Он мог бесплатно принять 25 нуждающихся женцин.Заведение было возведено и поддерживалось на деньги, завещанные почетным гражданином Царского Села Дрожжиным и его вдовой. Оно было снабжено самым современным оборудованием. В наше время, пройдя через ворота, выходящие на Павловское шоссе - дом 14- попадаем в большой заросший сад, в котором расположена туберкулезная больница.

Павловское шоссе дом 28. С этим домом и со следующим - я запуталась. По книге: Архитектура деревянных домов.Сос. Груздева А.Г., Семенова Г.В. - Спб, 2006. - этот довольно невзрачный дом принадлежит Данини - как его личная дача, построенная по его проекту. Такая же информация дана и в книге: Историческая застройка Санкт-Петербурга. Пречень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную ценность. -Спб,2001: Дача Сверчкова - дом 30 и 32, а дача Данини - дом 28. А по книге Бертаццони - дача Данини - Павловское шоссе, дом 32. И не знаешь, кому верить - надо разбираться дальше. С другой стороны: дом 28 и 30 расположены на одном участке, а дом 30 - дача Сверчкова архитектора Кольба, о котором я писала предыдущий пост. (см. )

В любом случае - здание по адресу Павловское шоссе дом 32 - перестроено Данини.

Архитектор с детьми: Виргинией, Валентино и Оресте. После революции 1917 года рабочие, уважавшие Данини, помогали ему едой, всячески оберегали. В 1923 году он переезжает с семьей в Петербург: на Фонтанку, 102. В 30-е годы он проектируюет шлюзы, плотины по реке Свирь. До последних лет жизни Данини сохранял удивительную работоспособность, бодрость ума и - даже в самые драматические моменты - великую силу духа. Данини умер в Ленинграде 11 января 1942 года во время блокады. Его жене, прожившей с ним 48 лет счастливых лет, вместе с дочерью удалось выбраться из голодного Ленинграда пешком по льду Ладожского озера.

До сих пор потомки Сильвио Данини живут в Санкт-Петербурге.