Гора в израильской долине 5. Горы израиля. Отдых у горы Бенталь

После трех постов о Старом городе Иерусалима мы выйдем за городские стены и погуляем по району к востоку. Спустимся с Храмовой горы в долину Кедрона, а потом поднимемся на Елеонскую или Оливковую или Масличную гору и посмотрим на святые места с высоты противоположной возвышенности. Попасть туда можно тремя путями, либо выйти из восточных Львиных ворот города в самом начале Виа Долороа либо огибая Старый город с севера или с юга, со стороны Сиона, вдоль городской стены. С севера мы не ходили, но гуляли через ворота и со стороны Сиона, так что этот пост является сводным от двух прогулок по Восточному Иерусалиму.

1-2. Обходя с юга Старый город удобнее всего идти не по дороге с оживленным движением, а по дорожке вдоль крепостной стены оставляя слева Храмовую гору с ее святыми местами. Как не странно, это пустынный и малопосещаемый туристами террасный склон горы с отличными видами на Елеон и старинным мусульманским кладбищем. Спуска вниз нет, поэтому для дальнейшей прогулки все равно нужно будет дойти до Львиных ворот и там попасть на развилку дорог.

3-4. Арабское кладбище захламлено и полузаброшено, хотя некоторые надгробные таблички говорят о похороненных тут еще в 80-х годах XX века. А впервые хоронить мусульман начали тут со времен Сулеймана Великолепного в XVI веке.

4-5. Распространённое представление о том, что через Золотые Ворота войдёт Мессия, привело к тому, что османский султан Сулейман Великолепный приказал в 1541 году замуровать ворота. Кроме того, перед воротами мусульмане расположили кладбище, в иудаизме считающееся нечистым местом. И чтобы уж совсем наверняка пресечь проход нежелательных персонажей, под Золотыми воротами султан приказал хоронить османских воинов, чтобы при всеобщей реинкарнации они тоже восстали и не пустили оживших обитателей еврейских кладбищ на том склоне к Храмовой Горе. Вот так уже почти полтысячелетия одни мертвые сторожат других. Это Иерусалим, тут символичность в переплетении религий зашкаливает.

6. А из живых стражей мы встретили только скучающий патруль израильских военных, уткнутых в свои смартфоны. Рядом Восточный Иерусалим, вечный камень преткновения в Святой Земле, так что военных и полиции тут много, сразу за Львиными воротами расположен пост полиции, проверяющий автомобили с арабскими номерами. А с одним из бойцов я сфотографировался.

7. Минуем Львиными ворота, почему львиные - смотрите на украшения по бокам от арки. Почему-то на карте города они названы воротами Св. Стефана, хотя нигде в Иерусалиме они так не называются. Через них, по христианской традиции, Иисус перед своей казнью вошёл в Иерусалим.

8. Если немного вернуться и бросить взгляд из-под городских стен, то главной ориентиром для нас послужит внушительная Церковь всех Наций и золотые купола православной церкви Святой Марии Магдалины.

9. Спускаясь по дороге легко пройти мимо спуска по лестнице по левой стороне, если стоять спиной к Старому городу. Там внизу небольшая и не очень примечательная церковь Успения Пресвятой Богородицы со священником-сербом, хорошо говорящим по-русски, и принявшим меня почему-то за поляка. А привратник-араб просто в лепешку расшибся, чтобы заработать бакшиш.

10. А мы идем дальше по дороге к Церкви всех наций распложенной на месте Гефсиманского сада. Позади остается греческий монастырь святого Стефана, основанный на месте предполагаемого убийства первого христианского мученика побитого камнями в Иерусалиме по приговору Синедриона. То есть, в путеводителях это значится как церковь, на самом же здании указано, что это монастырь.

11-13. Церковь всех наций красива своим внешним оформлением, с мозаикой на фронтоне, статуями и символами дома Баратеонов на крыше

14-15. По христианской традиции этот францисканский католический храм в Гефсиманском саду, построен на той скале, где, согласно преданию, Иисус Христос молился в последнюю ночь перед арестом. Она построена на деньги католиков из многих стран мира, прямо на входе висит распечатанный в А4 на четырех языках текст, объясняющий кто что вложил в храм.

16-18. Рядом - непосредственно Гефсиманский сад, огороженная территория примерно 20 на 30 метров. Скорее, это расположение сада по католической традиции, поскольку мнения разных церквей разносят это место и выше по склону, и левее и правее. Тем не менее некоторые маслины в саду очень старые.

19. Одно из деревьев посажено папой Павлом VI в 1964 году. За полвека дерево вырастает так:

20-21. Внутри церкви темно, только солнечный свет проникают через окошки. Согласно преданию на этой скале Иисус Христос совершил Моление о чаше, той самой о которой Э.Л. Уэббер сочинил бессмертную арию "Gethsemane (I Only Want to Say)" :)

22. Сбоку от церкви, чуть выше по склону - открытые при строительстве остатки византийской базилики.

23. Выходим из церкви. У нас два пути - выше по склону на смотровую площадку и ниже, через дорогу, в долину Кедрона. Идем вверх, намереваясь подойти к золотым куполам церкови Святой Марии Магдалины. Оказывается, это невозможно и более того - с дороги вверх по склону ее невозможно увидеть, даже верхушку куполов с крестами. Высоченный забор, над ним высятся надгробные православные кресты. Символичная получилась фотография.

24-25. Идем вверх мимо кажущегося бесконечным еврейского кладбища. Я сомневаюсь, чтобы еще видел захоронения подобной монументальности, тысячи, десятки тысяч могил на склоне Елеона, а все потому, что в еврейской традиции по приходу Мессии воскрешение мертвых начнется именно тут, на этом склоне. И тут хоронят начиная с периода Первого Храма. Позже в Вики увидел цифру в 150 тысяч могил.

26-27. После первой арабо-израильской войны иорданцы использовали камни с могил в строительстве, разрушив в том числе могилы еще середины I тыс до н.э. После Шестидневной войны восточный Иерусалим отвоевали и начали реставрировать надгробия. Сейчас там все достаточно ухожено, таблички запрещают нахождение на кладбище без разрешения. Но внизу в долине Кедрона из-под земли дожди вымывают человеческие кости.

28-29. И отсюда - прекрасные виды на Храмовую Гору и Старый город.

30-31. Но еще больше впечатление этих десятки тысяч надгробий производят, если смотреть на них из-под стен у Храмовой Горы.

32. Видите внизу в долине старые гробницы? - это будем последним пунктом нашего путешествия, спускаемся к Кедрону. Возможно некогда тут и текла речка - но сейчас этот просто место прогулки с табличками напротив гробниц и с дорожкой между лужаек. Дальше начинаются арабские кварталы Восточного Иерусалима, туда мы не пошли.

33. Ближе всего к дороге пагодообразная гробница Авессалома , мятежного сына царя Давида по иудейской традиции, так что веками прохожие по обычаю кидали в гробницу камень, причем независимо от своей веры. Сюда же приводили для поучения непослушных детей.

34-36. Хотя современные воззрения на гробницу относят ее не старше, чем к периоду Селевкидов, или даже вовсе к первому веку нашей эры сооруженной для Ирода Агриппы, внука Ирода Великого. На это указывает сборная солянка греческих элементов, дорического фриза и ионических колонн. Внутрь естественно вход закрыт, но там небольшая камера с пустыми могилами.

37. Рядом - семейная гробница Хезиров, священнической династии, возведенная где-то во II веке до н.э., опять же с эллинистическим влиянием в оформлении.

38-39. Второй из заметных объектов некрополя Кедрона - гробница Захарии, по традиции приписываемая Захарию Бен-Йодаю, священнику VIII в до н.э, персонажу Танаха. Опять же, это высеченная целиком из камня гробница, с погребальной камерой в основании, с ионическими колоннами и вполне себе египетской пирамидкой на вершине. И не раньше II века до н.э.


В процессе составления этой записи не будучи историком или экспертом в военном деле мне пришло перечитать не один источник материалов.
Во-первых, странно, но многие известные тревэл блогеры допускают элементарные ошибки в указаниях наименований военной техники, не удосуживаясь перепроверить легко доступную информацию.

Во-вторых, значительно разнятся данные о наступательной силы противника. Я всё же склонен больше верить википедии, так некоторые указывают количество танков в 2 раза больше, чем было на самом деле (если верить вики).

В-третьих, существует некий миф, во всяком случае информация преподносится под таким соусом, что сюда лучше не приезжать одному, здесь небезопасно, что лучше использовать услуги проводника. Если вам нужен проводник для того, чтобы не побежать в сторону Сирии по минным полям или внезапно перелезть в Иорданию, то, не спорю, в остальном же, место безопасное, если, повторюсь, не лезть куда не надо - а об опасных местах везде стоят предупреждающие таблички, знаки и надписи.

Да, место далеко не самое популярное среди заезжих туристов. Да, бывают частые инциденты без жертв со случайно залетевшими со стороны Сирии минами, но проводник или компания вас от этого не спасёт (хроника инцидентов на Голанах за последние годы: http://newsru.co.il/israel/09nov2016/golan_705.html) Да, вокруг только ветер воет и почти ни души вокруг, но порою среди людей гораздо опаснее. Я был здесь абсолютно один и чувствовал себя в совершенной безопасности.

Видимо, именно такими способами прочие блогеры пытаются придать вес своему якобы уникальнейшему репортажу.

Итак, Голанские высоты - это спорная территория на Ближнем Востоке, в настоящее время полностью контролируемая Израилем. С 1944 по 1967 года она являлась частью сирийской провинции Кунейтра, но была захвачена Израилем в ходе Шестидневной войны с 5 по 10 июня 1967 года. Тогда же Советом Безопасности ООН аннексия была признана недействительной. Сейчас Израиль и Сирия считают Голанские высоты частью своей территории.

Это место интересно прежде всего своей кровопролитной и мужественной историей израильских военных, которые в течении нескольких дней удерживали свои позиции от крупнейшего танкового наступления войск Сирии и Египта.


2. По мере продвижения к Голанским высотам ничего не напоминает и не говорит о каких-либо военных действиях, которые имели место быть в этих краях. По дороге из Иерусалима, а это около 266 км. в один конец, большая часть пути, около 220 км. идёт по автомагистралям и только последние несколько десятков километров идут по горным дорогам.

3. Остановился в одном "кармашке", здесь же установлен знак "SEA LEVEL" - мы находимся на уровне моря. Отсюда же открывается вид на озеро Кинерет - самое низкое пресноводное озеро на Земле, также несколько раз упоминавшееся в Новом Завете, в частности, именно его воды держали Иисуса, когда он ходил по воде.

4. Сперва продвигаясь в долину Тель-ас-Саки, узкая и очень крутая горная дорога идёт непосредственно вплотную к Иорданской границе. После подъёма, вдалеке, то тут то там периодически взору предстаёт самая высокая точка в Израиле - гора Хермон.

5. Сейчас там открыт горнолыжный курорт, но когда-то это гора тоже была частью истории войны и боевых действий.

6. История этих мест тяжела и неоднозначна.
Постараюсь объяснить как можно короче и начну с того, что когда в 1944 году Сирия провозгласила независимость, территория Голан была включена в её государственные границы. Затем, 14 мая 1948 года, Давид Бен-Гурион провозглашает создание независимого еврейского государства и уже на следующий день Лига арабских государств объявляет войну Израилю. Сразу семь арабских государств (Сирия, Египет, Ливан, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен и Трансиордания) нападают на новую страну, начав тем самым первую арабо-израильскую войну, называемую в Израиле "Войной за независимость".

7. Позже, 20 июля 1949 года по результатам войны между Израилем и Сирией заключается Соглашение о перемирии. По окончании войны, для обстрела еврейских поселений Верхней Галилеи и района озера Кинерет, сирийцы покрывают Голаны сетью артиллерийских позиций и укреплений.

8. 9 - 10 июня 1967 года, в ходе Шестидневной войны, израильские войска начинают наступление и после 24 часов тяжёлых боёв занимают Голанские высоты. Таким образом, Голанские высоты, после 23 лет контроля Сирии переходят к Израилю.

9. Однако, наступает 6 октября 1973 года, когда во время иудейского праздника Йом-Кипур, на Синайский полуостров и Голаны начинается внезапная атака египетских и сирийских войск. К началу войны всего лишь 180 израильских танков противостоят примерно 540 сирийским и марокканским.

10. По окончании первого дня войны сирийцы, на то время численно превосходящие израильтян в 3 раза, достигают определенного успеха, но ситуация на Голанах начинает коренным образом меняться после прибытия резервистов. Прибывающие войска смогли затормозить и начиная со второго дня войны, остановить сирийское наступление. На пятый день последняя сирийская боевая единица вытесняется за предвоенную линию прекращения огня.

11. В итоге битвы на голанах, сирийцы не смогли прорвать израильскую оборону и отступают. Сирия потеряла в бою не менее 500 танков и другой бронетехники. Израиль потерял до 80 танков и бронемашин. Людские потери евреев - около 3000 человек.

12. В наше время, здесь сохранилось большое количество старых сирийских минных полей. Большая часть из них ограждена и размечена предупредительными знаками, но они не нейтрализованы. В результате на значительной территории сохранилась естественная природа и есть места, где с 1967 года фактически не ступала нога человека.

13. Израильские власти в память о тех кровопролитных днях оставили на Голанах множество единиц различной военной техники.

18. Подбитый бронетранспортёр сирийских вооружённых сил БТР-152, построенный на базе советского ЗИС-151.

27. Артиллерия - советская 122-миллиметровая гаубица Д-30.

28. Укрепления в Долине Слёз.

32. Полугусеничный бронетранспортёр М3.

34. Очередной "Центурион".

35. Сирийский танк советского производства Т-62 в пятнистой раскраске.

36. Укрепления холма в героическом месте Тель-ас-Саки.

37. Здесь разыгралась настоящая военная драма, когда несколько десятков бойцов сначала выдерживали шквальный огонь противника, а затем, поняв, что пути к отступлению нет, спрятались в бункере.

38. Через бойницы их начинают забрасывать гранатами сирийцы, а когда силы уже были почти на исходе, командир отряда Ансбахер, на тот момент уже тяжело раненый, спросил у бойцов, не может ли кто-то из них, кто ещё в состоянии передвигаться, выползти из бункера наружу и сообщить сирийцам о том, что все спрятавшиеся под землёй израильтяне погибли. Выйти из убежища вызвался танкист Ицхак Нагаркер. Боец вышел наружу, соврал сирийцам, что остался в живых он один, те даже не стали это проверять. После этого танкист проведёт 8 тяжелейших лет в плену у сирийцев.

39. Сейчас на холме стоит мемориал 32 героям павшим в сражениях на Тель-ас-Саки.

41. Не забываем, что Сирия - она там, а мы с вами здесь.

Долина расположена в Нижней Галилее, Израиль.

В Библии называлась «долина Мегиддо», в Маккавейских Книгах и у Иосифа Флавия - «великая равнина».

Названа долина по древнему израильскому городу Изреэль («посеет/засевает Бог»), находившемуся в центре долины.

Изреельская долина протянулась от горной гряды Кармель на западе до Иордана на востоке. Длина - примерно 40 км, максимальная ширина - между горой Кдумим и долиной Дотан - свыше 20 км, вторая по размерам (367 км²) после Иорданской внутренняя долина Израиля. Отделяя горы Галилеи от гор Самарии, образует своего рода распадок между Иорданом и низменностью Хайфского залива. В Изреельской долине протекает река Харод, впадающая в Иордан, и река Кишон, впадающая в Хайфский залив Средиземного моря.

Относительное обилие влаги (среднее количество осадков собственно в Изреельской долине около 480 мм в год; зимние разливы реки Кишон и потока Харод) и плодородная почва способствуют тому, что значительную часть Изреельской долины занимают плодородные сельхозугодья, принадлежащие многочисленным кибуцам, мошавам и нескольким арабским деревням.

В полевых культурах зимой преобладают пшеница, летом - хлопок (поливное хлопководство). Побочно развиваются овощеводство, выращивание фруктов, молочное скотоводство и пр. Искусственное озеро близ поселения Кфар-Барух, созданное с помощью плотины на реке Кишон, водопроект Харод и местные резервуары обуславливают водоснабжение долины.

Крупнейший населённый пункт долины является город Афула.

История

После завоевания Ханаана армией Иисуса Навина, при разделе Эрец-Исраэль Изреельская долина частично вошла в удел колена Иссахара, западная часть - в удел колена Звулуна, а города Та‘анах и Мегиддо на юге отошли колену Менашше, не сумевшему изгнать из них ханаанеев.

После победы Деборы над военачальником ханаанеев Сисрой израильтяне упрочили свои позиции в Изреельской долине.

Судья Израилев Гедеон разгромил вторгшихся в Изреельскую долину мидианитов, обезопасил её восточную часть от набегов.

Филистимляне вторглись в Изреельскую долину, чтобы расчленить царство Саула. Но и после его поражения долина осталась во власти евреев.

Анклавы ханаанеев в долине были, вероятно, ликвидированы или ассимилированы при Давиде, ведь при Соломоне города Та‘анах и Мегиддо были включены в пятую область, а «земля Иссахара» образовала десятую область его Израильского царства.

Находившийся в долине город Изреэль являлся зимней столицей династии Омри.

В 732 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III, захватив Галилею и Изреельскую долину, превратил их в провинцию Ассирии с центром в Мегиддо.

Затем, после ослабления Ассирии Изреельской долиной завладело Иудейское царство.

В 609 г. до н. э. иудейский царь Иошияху погиб в Изреельской долине, пытаясь задержать войска египетского фараона Нехо II, двигавшиеся по «морскому пути» в Месопотамию.

Во времена Хасмонеа, а также при Ироде Великом и его преемниках Изреельская долина вместе с Галилеей входила в территорию их царств и многие земли долины стали царской собственностью.

В эпоху владычества Римской империи - конец 1 в. - 4 в. - в городе Бет-Ше‘арим временно размещался Синедрион. Недалеко от Мегиддо (а также в Бет-Шеане) были выстроены лагеря легионеров.

После завоевания в 7 веке Эрец-Исраэль арабами начинается запустение Изреельской долины, ускорившееся вторжением крестоносцев и особенно тем, что после их изгнания долину заняли бедуины.

Путешественник Биньямин из Туделы в 1170 году нашёл в городе Изреэле одну еврейскую семью. Опустевшая долина стала местом кочевья бедуинов, покрылась болотами, что спровоцировало рост малярии, и вынудила евреев переселиться на ближние холмы.

В начале 20 веке на землях долины, приобретённых Иехошуа Ханкиным для Еврейского национального фонда были основаны в 1911 году поселения Мерхавия (с 1929 года - киббуц) и в 1913 году - Тель-‘Адашим (с 1923 года - мошав). Широкое освоение Изреельской долины началось в период Британского мандата. В 1920-х годах значительные части долины - около 7 тысяч га - были куплены Еврейским национальным фондом.

В 1921 году на осушенных и дренированных участках возникли мошавы Кфар-Иехезкель, Нахалал, киббуцы Эйн-Харод, Гева, Тель-Иосеф, в 1922 году - мошав Бальфурия, киббуцы Бет-Альфа, Хефци-Ва, в 1923 года - мошав Кфар-Гид‘он, киббуц Мизра, а в 1926 году - киббуц Мишмар-ха-‘Эмек, в 1926 году - мошав Кфар-Барух, в 1927 году - мошав Кфар-Иехошуа и другие поселения.

В 1925 году было основано поселение Афула.

Во время Войны Израиля за независимость в долине проходили бои.

В 2003 году в районе Эмек-Изре‘эль было 68 поселений (в том числе 4 арабских) с 70 тысяч жителей.

Енном, Енномова долина, Долина сынов Енномовых
(Нав.15:8 , 4Цар.23:10 , Иер.2:23 и др.) — было глубоким и узким оврагом с крутыми берегами на ю. и з. стороне Иерусалима; название получила долина, как полагают (Стэнли) от древнего героя, сына Енномова, имевшего здесь свои владения. На дне долины протекает небольшой ручей, впадающий в поток Кедронский. Здесь, еще во времена Соломона воздвигнуты были высоты и построены капища Астарте, Хамосу и Молоху (3Цар.11:7 , 4Цар.23:13). Ахаз и Манассия совершали здесь курение идолам, и первый проводил своих сыновей через огонь (4Цар.16:3 , 2Пар.28:3). Гнусный обычай приносить в жертву детей Молоху в Тофете на ю.-в. означенной долины сохранялся продолжительное время. Впоследствии времени царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место (4Цар.23:10 ,12,14), заставив бросать в него человеческие кости; и с этого времени долина Енном сделалась, по-видимому, местом свалки всяких нечистот, вывозимых из города, трупов казненных преступников, павших животных и т.п., а для уничтожения оных и происходившего, вследствие гниения их, зловония, на дне долины горел постоянный огонь. Посему-то со временем она сделалась страшною и отвратительною для Израиля, и ее стали называть геенною, геенною огненною, употребляя это слово для изображения вечных мучений грешников по смерти (Мат.5:22). По мнению некоторых раввинов, долина Енномова должна служить вратами ада. Ныне у Арабов она называется: Вади-Джегеннам или Вади-Эр-Рубеб. На дне долины Енном растут оливковые и другие плодовые деревья, а бока ее содержат множество погребальных пещер. У восточной оконечности долины по преданию находилась Акелдама (см.). Во время Крестовых походов здесь указывали еще дерево, на котором повесился Иуда. Нигде в окрестностях Иерусалима погребальные пещеры не сохранились так хорошо, как в долине Енном; большая часть их очень древни и представляют собою небольшие мрачные пещеры с узкими, высеченными в утесе входами. «За то вот приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом, или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения, пророчествовал некогда Иеремия (Иер.19:6). И действительно, говорит один из новейших путешественников, куда ни обратишь в этом месте свой взор, он всюду останавливается на гробницах и погребальных пещерах; многие из них полуразрушены, другие совсем разрушены и сокрушены, как и самый народ некогда осквернивший это место… Здесь вечное, так сказать, memento mori… (Пиеротти).

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.