Дворец съездов проект. Дворец советов. Грандиозный проект, которому не суждено было сбыться. Как могли бы выглядеть привычные нам улицы

Много было нереализованных архитектурных планов в Москве. Так мог бы выглядеть самый эффектный из них. Размеры здания - общая высота 416.5 метров, объем - 7 500 000 кубических метров (как 3 пирамиды Хеопса).

СТАТУЯ: Дворец Советов - один из самых известных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом социализма, новой страны и Москвы. Это здание строилось для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союза последнюю республику. И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик. 300-метровая многоярусная башня служит постаментом для стометровой статуи Ленина. В голове у нее помещается зал заседаний, в котором состоится та торжественная церемония. При этом, Ильич не замер неподвижно. Его рука всегда указывает на Солнце, для этого статую вращают электромоторы. Статуя Ленина должна стать самой большой в мире статуей. Электромоторам в проекте место нашлось в трюме Большого Зала и с их помощью в зале на 22 тысячи человек менялись бы площадки.

ИДЕЯ: Идею строительства Дворца высказал 30 декабря 1922 года на Первом Съезде Советов Сергей Миронович Киров (именно на этом съезде объявлено о создании Союза Советских Социалистических Республик). Идея не могла не найти широкую поддержку среди делегатов - новый символ новой страны!

НАЧАЛО: Но к реализации этой идеи удалось приступить лишь 18 июня 1931 года, когда в газете Известия был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. В том же году, 5 декабря был взорван Храм Христа Спасителя - символ старой России, место которого должен был занять символ СССР. Храм был виден из любой точки Москвы начала тридцатых, новый символ должен быть виден из любой точки обновленной Москвы будущего. В 1931 году создан правительственный орган - Совет строительства Дворца Советов (чтобы не повторять дважды слово в названии его именовали Совет Строительства). При этом Совете был архитектурно-технический комитет, в который входили видные деятели культуры - Горький, Мейерхольд, Луначарский. В деятельности Совета принимал участие Сталин.

КОНКУРС: В конкурсе 270 участников - от простых граждан (100 эскизных проектов) до архитектурных бюро. Среди профессионалов 24 иностранца, среди которых Ле Карбюзье. Большая часть проектов не соответствовала требованиям или не выдерживала никакой критики. В финал вышли 5 групп архитекторов, среди которых группа Бориса Михайлович Иофана. 10 мая 1933 года Совет определил победителя. В этот день вышло постановление Совета:

1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов. 2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. 3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. 4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов.

К участию в проекте привлечены архитекторы В. Гельфрейх и В. Щуко. Проект Иофана не сразу принял вид, который знаком всем. Первый эскиз 1931 г. выглядел так:

Вместо одной башни с Лениным комплекс зданий. Башня тоже есть, но ее венчает не Ленин, а освобожденный пролетарий с факелом. А это уже не эскиз, а подробная версия Иофана 1931 г.

В 1932 году Дворец Советов от Иофана становится чуть более похожим на финальный проект:

Уже почти финальная версия, датированная 1933 годом, но все еще без Ильича, с освобожденным пролетарием на крыше:

Проект принимает все более знакомый вид:

И вот наконец окончательный вариант, утвержденный в 1939 году:

Идею использовать здание в качестве гигантского постамента для гигантской статуи Ленина принадлежит итальянскому архитектору А. Бразини, одному из участников конкурса. Борису Иофану совсем не нравилась мысль о том, что его творение будет всего-навсего постаментом, он настаивал на том, чтобы статую установили не на вершине здания, а перед ним. Но, с начальством не поспоришь. Работу над гигантской статуей высотой 100 метров и весом в шесть тысяч тонн поручили С. Меркурову, украсившему канал имени Москвы фигурами Ленина и Сталина. В дальнейшем мы расскажем вам о том, каким мог бы быть Дворец Советов и о том, что успели построить. А пока предлагаем вашему вниманию галерею проектов Дворца, не прошедших конкурс: Армандо Бразини

Предлагаю Вашему вниманию проекты, которые мне удалось найти в сети, а так же в книге Д.Хмельницкого «Архитектура Сталина: психология и стиль»

2.Армандо Бразини. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

3.Армандо Бразини. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

4.Г.Красин, А.Куцаев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

5.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

6.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

7.Генрих Людвиг. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

8.Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

9.Гектор О. Гамильтон.Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

10.Иван Жолтовский. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

11.Каро Алабян, Владимир Симбирцев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

12.Ле Корбюзье, Пьерр Жаннере. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

13.Моисей Гинзбург. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

14.Николай Ладовский.Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

15.Леонид, Виктор и Александр Веснины. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

17.Иван Жолтовский, Георгий Гольц. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

18.Каро Алабян, Георгий Кочар, Анатолий Мордвинов. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

19.Бригада ВАСИ (руководитель александр Власов). Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

20.Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

21.Анатолий Жуков, Дмитрий Чечулин. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

22.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

23.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

24.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

25.Каро Алабян, Анатолий Мордвинов, Владимир Симбирцев, Яков Додица, Алексей Душкин. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

26.Иван Жолтовский, Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

27.Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

28.Леонид, Виктор и Александр Веснины. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

МЕСТО: При вторжении Наполеона Император Александр I дает обет воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ подписан в декабре 1812 года в Вильне, когда части наполеоновской армии изгнаны из России.

ПРОКЛЯТЬЕ: В 1837 г. для строительства храма был взорван женский Алексеевский монастырь 14 века, настоятельница которого прокляла это место, пророчески заявив, что ничего доброго на нем стоять не будет.


СУДЬБА 1 ХРАМА: Первый храм строится 40 лет. В 1846 году возводят купол, три года спустя завершают облицовку. В 1860 году строительные леса снимают. Но еще двадцать лет уходит на роспись и отделку.


После окончания работ храм просуществовал 50 лет. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взрывают.

Музею разрешено вывезти фрагменты храма, были разобраны и переправлены в Донской монастырь несколько гигантских горельефов.

ФУНДАМЕНТ ДВОРЦА:


Рассмотрим фундамент, на котором должен стоять дворец 300-метровой высоты, со 100-метровой статуей Ленина. Общая площадь здания 11 гектаров, а вес - 1 500 000 тонн. Этот вес не распределялся равномерно по всей этой площади. Самой «увесистой» была центральная высотная часть - башня, в которой располагался Большой Зала на 22 тысячи человек. Зал круглой формы - в центре сцена, над которой амфитеатром поднимались зрительские места. К этому залу примыкали вестибюли, фойе и небольшие в сравнении с Залом помещения. Все помещения в целом получили название «стилобат» (в древнегреческой архитектуре так называлась верхняя часть цоколя храма, на которой устанавливалась колоннада). Эта башня должна весить 650 000 тонн (одну пятую веса всего здания). Колонны каркаса нью-йоркского небоскреба «Эмпайер Стэйт Билдинг» (383 метра, самое высокое здание в мире на тот момент) давили на землю с силой в 4700 тонн, а колонны башни Дворца Советов должны были нести нагрузку от 8 до 14 тонн каждая. С такими нагрузками на грунт строители никогда не сталкивались. Требования к грунту и фундаменту предъявлялись особые. Для исследования грунта впервые в Советском Союзе было применено крупноколонковое бурение - грунт поднимался в виде цилиндров длинной 1 метр, и диаметром в 10-12 сантиметров. Было пробурено более ста скважин глубиной 50-60 метров. В самом центре будущей строительной площадки находился скалистый участок - своего рода полуостров, вдающийся в мягкий грунт. На глубине 14 метров начинались крепкие породы - сначала десятиметровый слой известняков, потом следовал шестиметровый глинисто-мергельный пласт, затем начинался еще один слой известняков, но более плотный чем первый. Затем снова глина и снова известняки. Своего рода бутерброд. Эти породы образовались миллионы лет назад в каменноугольный период, а потом они выдержали вес ледников, несравнимо более тяжелых, нежели циклопическое здание Дворца. Так что, подземный скалистый полуостров идеально подходил для строительства - именно здесь должна была возвышаться самая высокая в мире башня.

Фундамент башни представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Они располагались на втором известняковом слое на глубине 30 метров. Но прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Для того, чтобы стенки котлована не обрушились под воздействием подпочвенных вод в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта - вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждую скважину вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован успешно справлялись насосы. Чтобы решить проблему с грунтовыми водами раз и навсегда - под будущим фундаментом построили своего рода «чашу» из четырех слоев асбестового картона, пропитанного битумом. Теперь можно было приступать к закладке циклопического фундамента. Специально для этой цели неподалеку от стройплощадки построили бетонный завод, оборудованный по последнему слову техники конца тридцатых годов. Последним словом технику в ту пору были огромные автоматические бетономешалки. К месту строительства бетон доставлялся в котлован в металлических «бадьях». В каждую такую бадью помещалось 4 тонны бетона. При помощи подъемного крана «бадьи» опускались в котлован, рабочий выбивал щеколду, удерживающую дно.

Вылившийся бетон утрамбовывали так называемыми вибраторами - металлическими булавами, вибрирующими под воздействием, вращающихся внутри, эксцентриков. Твердея («схватываясь», если говорить на строительном сленге) бетон уменьшается в объеме (так называемая «усадка»). Учитывая огромные размеры фундамента, усадка могла привести к образованию трещин. Но строители легко решили и эту проблему - кольца фундамента делались не сплошными, они состояли из бетонных блоков с промежутками между ними. Как только блоки затвердевали, промежутки заливались свежим бетоном. Получалось монолитное бетонное кольцо. Оба кольца связаны между собой 16 радиальными стенами. А сверху над кольцами фундамента были установлены еще два кольца из железобетона. Эти кольца так же связаны между собой 32-мя железобетонными балками.

Фундаменты остальных, не столь массивных, частей здания, представляли собой просто бетонные столбы с поперечником в 60 метров. Поскольку, нагрузка на них была не такой огромной, эти бетонные столбы устанавливались на верхнем слое известняка. Всего на строительство фундаментов Дворца требовалось 550 тысяч кубометров бетона. Над фундаментом башни должны были располагаться подвальные этажи, в которых разместились бы технические службы - отопление, освещение, водопровод, канализация и т. д. Для прокладки бесчисленных труб и проводов в бетонных стенах подвала требовалось проложить специальные каналы, настолько большие, что люди могли бы ходить в них не нагибаясь. Самой глубокой точкой подвала должен был стать трюм Большого Зала - 10 метров ниже уровня грунтовых вод. Пол трюма, согласно проекту, должен был представлять собой бетонную плиту толщиной 8 метров, один квадратный метр такого пола весил бы 18.4 тонны.



До войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания. Увы, после 22 июня 1941 года бетон, гранит, сталь, арматура потребовались для совсем иных целей. После войны над Москвой вознеслись другие высотки, более скромные по размерам. Фундамент Дворца использовался при строительстве самого большого в мире плавательного бассейна. А в девяностые годы на этом же фундаменте восстановили Храм Христа Спасителя, снесенный в декабре 1931 года.



КАРКАС: Для строительства каркаса была разработана специальная высокопрочная марка стали - ДС.Каркас должен был монтироваться на двух кольцевых бетонных фундаментах. Диаметр внутреннего кольца составлял 140 метров, наружного - 160. На каждое из колец приходилось по 34 стальные колонны, каждая из которых должна была выдержать нагрузку в 12 тысяч тонн - это вес товарного поезда, составленного из шестисот вагонов.

Площадь поперечного сечения каждой колонны - 6 квадратных метров, на такой площади уместится легковой автомобиль. Колонны опирались на клепанный стальной башмак, под которым, прямо в кольцевом фундаменте укладываются 4-5 литых стальных плит. Все 64 колонны через каждые 6-10 метров соединяются по горизонтали двутавровыми стальными балками. Такие же балки соединяют и каждые две колонны, расположенные на одном радиусе. До высоты 60 метров колонны шли вертикально вверх, затем на протяжении 80 метров шли под небольшим углом. А с высоты 140 метров колонны снова шли вертикально. На высоте 200 метров колонны наружного конца обрывались, а вверх тянулись только колонны внешнего ряда. В тех местах, где колонны должны были переходить в из вертикального положения в наклонное, должны были ставиться распорные кольца. Поверхность кольца образовывала целый проспект шириной 15 метров.

Помимо основного каркаса, у Дворца должен был быть и вспомогательный. Огромные колонны основного каркаса находились на значительном расстоянии друг от друга, их прочности не хватило бы, чтобы выдержать вес стен и межэтажных перекрытий здания. Назначение второстепенного каркаса - «собирать» нагрузки и передавать их на мощный основной каркас. Второстепенный каркас тоже состоял из балок и колонн, но все его элементы делались из стали менее прочной, чем ДС. От обычной строительной стали эта сталь отличалась добавкой меди. Прочности такая добавка не добавляет, но повышает сопротивляемость ржавлению. Балки вспомогательного каркаса располагались бы там, где они необходимы, дополняя основной каркас.


Поверх балок второстепенного каркаса должны устанавливаться перекрытия - железобетонные плиты толщиной 10 сантиметров. На эти перекрытия укладываются полы. Толщина полов тоже должна была быть большой - ведь в полах должна пролегать трубы и электропроводка. Общий вес стального каркаса Дворца Советов должен был составить 350 000 тонн. На изготовление стальной конструкции работал ряд заводов. На них изготавливались так называемые «монтажные элементы» - отрезки колонн, балок и колец. Длина каждого такого элемента не должна была превышать 15 метров. Иначе их было бы невозможно перевозить по железной дороге и поднимать кранами. В Москве рядом с Ленинскими горами был построен специальный завод, на котором все эти элементы готовились к монтажу - просверливались отверстия для заклепок, на специальных станках обтачивались торцы колонн. После обработки детали каркаса отправлялись на стройплощадку. Для монтажа использовались 12 кранов, грузоподъемностью 40 тонн каждый. После того, как каркас достигнет высоты, до которой краны не смогут дотянуться, 10 кранов должны быть смонтированы на балках внешнего кольца основного каркаса. Оставшиеся 2 крана должны передавать им грузы с земли. В дальнейшем планировалось уменьшить количество верхних кранов, - монтажом статуи должен был заниматься всего 1 кран. Монтаж каркаса начался в 1940 году. К началу войны он достиг высоты в 7 этажей. Во время войны сталь ДС пошла на изготовление противотанковых ежей, а когда запасы подошли к концу, были демонтирована и уже построенная часть каркаса.

БАССЕЙН: После войны Сталин принимает решение о строительстве малых высоток, планируя, вероятно, строить главный дворец после них. Но Сталин умер в 1953 году. Видимо по этой причине строительство Дворца не было продолжено. На этом месте Хрущев строит открытый бассейн "Москва", простоявший около 30 лет.

ХРАМ 2: Сейчас на этом месте Храм Христа Спасителя.

Советский Союз колоссальными темпами возводит в центре Москвы циклопических размеров здание – Дворец Советов. Общая высота строения должна будет составить 415 метров (без учета громадной фигуры Ленина на верху).

Это выше Эмпайр-стейт-билдинг – высочайшего сооружения того времени. 100-метровая фигура Ленина по первоначальной идее, должна была указывать на солнце, при этом постоянно двигаться, но позже от этой задумки отказались. Монумент должен был стать небоскребом номер 1 как в Москве, так и в мире – главный гигант СССР.

В голове гигантской фигуры Ленина предполагалось сделать зал заседаний. Здесь, в торжественной обстановке, будут принимать в ряды СССР новые республики и государства. Начало колоссальной стройки было положено на первом Съезде Советов (тогда же объявили о создании Советского Союза) в 1922 г. Здание должно было стать символом Великой страны. Поэтому старый символ, царской России, уничтожили при помощи громадного количества взрывчатки.

Всего в конкурсе на лучшее строение претендовали почти 300 проектов. Первоначально вместо одной огромной башни с Ленином на вершине предполагалось несколько зданий в составе одного большого комплекса. Проектировали столь амбициозное и грандиозное здание лучшие архитекторы Союза в течение 8 лет.

Общий вес здания составил бы 1,5 миллиона тонн, но этот громадный вес распределяется неравномерно по площади здания. Для возведения столь мощного сооружения не подходил ни один вид стали, поэтому, специально для него разработали новую марку стали под названием ДС.

Геодезические исследования показали, что место для строительства выбрано удачно – фундамент будет опираться на мощный слой известняка. Основание башни – это два бетонных кольца, диаметром по 140 и 160 метров каждый. Грунтовые воды остановили асбестовые щиты, пропитанные битумом. В подвальных этажах планировалось разместить технические и коммунальные службы.

Уже построили 7 этажей этого гигантского и амбициозного проекта. Страна Советов доказала, что даже такие безумные проекты ей по плечу.


Дворец Советов в Москве начали возводить в соответствии с типичной традицией тех времен, с учреждения Управления Строительством Дворца Советов. Управление использовало проект Дворца Советов в Москве, разработанный Борисом Иофаном.

Ожесточенные споры велись вокруг выбора места для построения здания – от ученых и архитекторов поступали предложения возвести Дворец в районе Китай-города, Охотного ряда, на Ленинских горах (Воробьевых) и на месте Храма Христа Спасителя. Примечательно, что данное сооружение могло расположиться на территории, занимаемой сейчас МГУ им Ломоносова .

Получилось так, что товарищ Сталин, вроде как, вынуждает членов комиссии выбрать именно территорию под Храмом Христа Спасителя. Удивляет с какой скоростью была взорвана святыня: с момента принятия решения прошло меньше 6 месяцев. Недоброжелатели вождя сделали все возможное, чтобы это выглядело как будто Сталин единолично принял решение о сносе собора, но это не так.

В свое время, будущий лидер большевиков планировал стать священником и учился в духовной семинарии. Из рассекреченных документов следует, что Сталин не был противником церкви. Решение о сносе было принято без особых раздумий и, скорее всего, его приняли политические противники Отца народов, такие как Н. Бухарин, известный своими антирелигиозными выходками или тот же “клоун” Хрущев.

Он был “главным палачом СССР”: уничтожал десятки храмов, репрессировал церковнослужителей, подготавливал расстрельно-репрессивные заявки, в которых были десятки тысяч фамилий, а Сталин, в свою очередь одни заявки отклонял, другие уменьшал.


Требования к проекту возведения

Всесоюзный конкурс, объявленный в 1931 г. на разработку чертежей, был вероятнее всего, прикрытием уже принятого вождем решения в пользу Дворца Советов Иофана. Его чертежи отвечали всем предъявляемым требованиям: здание в Москве необходимо разместить на большом открытом пространстве, не допускается ограждение колоннадами или другими сооружениями, высота здания советов должна в разы превосходить городской пейзаж, избегать храмовых мотивов, отображать всю монументальность и цельность новостроя.

Выбрав победителем проект Бориса, Отец народов сделал ряд замечаний, одним из которых было завершить Дворец в Москве верхушкой в виде высокой колонны. А колонну необходимо венчать серпом и молотом, подсвечивающихся изнутри с помощью электричества. Рассматривая небоскреб как памятник Ленину, архитекторы приняли решение завершить московский Дворец Советов монументальной скульптурой лидера большевиков.

Памятник Ильичу планировался как советский вариант Колосса Родосского. Конечный вариант постройки утвердили в феврале 1943 г. На нем здание Советов выглядит как самое большое здание на земле. Высота здания составляла 415 м, высота памятника Ленину – 100 м, а объем 7500 тыс. м3, как итог, это было самое высокое здание в мире на тот момент.

С трудом можно представить, но памятник Ленину можно было бы увидеть с расстояния 70 км. Задача перед зодчими стояла сложная: выразить в Колоссе идею нового государства, гарантировавшего процветание и благосостояние, и, прежде всего, построение социализма.

Гонка в строительстве между Москвой и Берлином

Одновременно с реализацией идеи Дворца Советов в Москве в Берлине возводили не менее монументальное здание – Купольный Дворец (Дом собраний). Адольф Гитлер также, как и Иосиф Сталин занимался переустройством столицы. В планах должны были появится монументальные сооружения: рейхсканцелярия, верховное командование вермахта, партийная канцелярия, дворец самого Гитлера и Дом собраний.

В отличии от большевиков фюрер отказался сносить постройки с историческим значением – старый рейхстаг, здесь предлагали начать масштабную стройку. Он предложил использовать старое здание под библиотеку. Новое здание парламента должно было вместить гораздо большее число депутатов.

Размеры Купольного дворца были колоссальными – 21 млн. м 2 . Гитлер был в неописуемом восторге от мысли возведения монумента такого масштаба. Надо отметить, что немецкий диктатор очень сильно расстроился, когда узнал высоту Дворца Советов, так как Дом собраний существенно уступал по этому показателю. В этот момент между вождями началось своеобразное соревнование: кто сможет выше и дороже построить будущий символ процветания страны.

Фюрер, пытаясь примериться с мыслью, что Купольный Дворец не сможет превзойти Сталинский небоскреб, решил для себя, что его дворец будет уникальным творением архитекторов тысячелетнего рейха. В годы войны Гитлер на время оставил реализацию своих архитектурных замыслов, но никогда не забывал о конкуренции с Дворцом Советов СССР. В планы немецкого диктатора входило уничтожение высотки после захвата Москвы.


Здание Советов в Москве. Кадр из фильма “Шпион”

Возведение Дворца Советов в Москве стало самостоятельной отраслью науки. В рамках проекта проводились специализированные исследования, функционировали опытные лаборатории, создавались целые заводы для производства строительных материалов. К началу 1940 г. был вырыт невероятного размера котлован, в грунт вмонтировали арматуру из специальной стали.

В СССР на строительстве своего главного символа денег не экономили. Удивительным было даже то, что стройка началась без каких-либо финансовых и технических расчетов. Внутреннее убранство интерьера измерялось лишь количественным показателем, без пересчета на рубли. Например, одних только картин предполагалось 18 тыс. м 2 .

Война нарушила все планы архитекторов и художников. В 1941 г. возведение Дворца было остановлено и более не возобновилось, несмотря на все «попытки» Хрущева. Родоначальник уродливых 5-этажек под снос провел заведомо проигрышный конкурс на предмет размещения Сталинского Дворца Советов на участке, занимаемом сейчас МГУ на Воробьевых горах. Задача конкурса была в том, чтобы гармонично вместить монументальное здание высотой в 415 м в облик города. Естественно, это было невозможно сделать, в следствии чего идею возведения гиганта «зарубили».


Вид с памятника Ленина. Кадр из фильма “Шпион”

Стройка после Великой Победы

На бумаге же работа не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны. Иофан, находясь в эвакуации, продолжал оттачивать Дворец Советов на бумаге, а также выдвигал предложения использовать отдельный элемент здания для строительства небоскреба в Свердловске.

Во время войны все строительные мощности Управления Дворца Советов были переброшены на второй, по значимости для Сталина, проект – Московское метро. Метрополитен строили ударными темпами и вводили очередную станцию ровно в срок.

После окончания войны вождь загорелся новой идеей – строительством высоток, облик которых был заимствован из чертежей Дворца Советов Бориса Иофана. По замыслу Сталина главный город страны планировалось наполнить высотками, чтобы поражать иностранцев своим величием и подтверждать статус сверхдержавы.


Слева – Наркомат тяжелой промышленности по проекту Мельникова. По центру – здание Наркомата тяжелого машиностроения по проекту Чичулина.

Архитектурную концепцию здания советов в Москве должны были поддержать Сталинские высотки. Они перекликались с ним, то отдаляя, то приближая к себе архитектурную перспективу центра столицы.

Пропорции и силуэт зданий должны были быть оригинальными и своей архитектурно-художественной композицией гармонировать с исторической застройкой и силуэтом будущего Дворца Советов. Справедливости ради, надо сказать, что это было сделать крайне проблематично, потому как Московский Кремль на фоне такого монолита, смотрелся бы по меньшей мере странно.

Построение Дворца Советов в Москве отодвигалось с каждым новым съездом партии. Почему-то, Иосиф Сталин постоянно затягивал возведение гиганта, при этом, очевидных причин на то не было. Но вот удивительное – строительство высоток вождь всячески форсирует.

Несмотря на то, что Дворец Советов в Москве так и не возвели, работы по его строительству дали весьма позитивные результаты в дальнейшем. Управление строительства Дворца Советов приобрело огромный опыт на протяжении всего проектирования здания и в дальнейшем стало, своего рода, элитным строительным подразделением. Этому отделу поручили возведение стратегически важного объекта – Останкинской башни.

«Клоунада» Хрущева

«Сила всегда привлекает людей с низкой моралью, на смену гениальным диктаторам неизменно приходят мерзавцы. В этом есть своя закономерность» – А.Эйнштейн.

После смерти вождя народов, каким-то случайным образом страну возглавил «главный палач СССР» Н. С. Хрущев. В тщетных попытках избавиться от Сталинского прошлого и хоть как-то выглядеть на его фоне не столь жалким руководителем, он подготовил доклад «О культе личности и его последствиях», в котором обвинил Иосифа Сталина в неуважении к Владимиру Ильичу Ленину потому, как Дворец Советов в Москве, запланированный еще 30 лет назад так и не был построен и это должно быть исправлено. По своей никчемности и низости Хрущев может уступить только Горбачеву. Если первый разрушал страну по глупости, то второй – делал это целенаправленно, за деньги.

Естественно, Хрущев и не собирался возводить монументальное сооружение. Появление гиганта означало бы победу Сталинской эпохи и являлся бы кульминационным моментом всех его архитектурных преобразований. Хрущев же осуждал Сталина и поэтому не мог позволить этому свершится. Решение этого вопроса он нашел, как и подобает такому человеку, крайне циничное. Был объявлен конкурс на проект нового Дворца Советов, но с весьма занимательными критериями.

Достаточно привести краткий отрывок из описания конкурса: «свободны от формалистических, реставраторских, эклектических тенденций и подражания современной капиталистической архитектуре». Все расплывчато и абстрактно. Конечно же, благодаря таким формулировкам можно любому проекту сказать: «Вы нам не подходите!».

Несмотря на это, в конкурсе приняли участие многие известнейшие архитекторы: Б. Иофан, Д. Чечулин, И. Жолтовский и другие. Теперь же, все их чертежи и работы не проходили «конкурсный» отбор. Неудивительно, что не было выбрано ни одного проекта, способного удовлетворить таким критериям.

Хрущевская «клоунада» закончилась запланированным фарсом, а СМИ уже во всю боролись с собственной – советской архитектурой. В итоге, Дворец Советов в Москве так и остался главным гигантом СССР, но только на бумаге.


Средневековые соборы, построенные на деньги сгоревших тамплиеров, рыцарские замки — хранители злодеяний и кладов, разрушенные столь таинственным образом башни-близнецы Нью-Йорка — все это памятники своему времени. Причем они были и есть, и мы знаем, что когда-то люди имели и силы, и средства, и деньги для того, чтобы это построить.

Но есть сооружения едва ли не столь же громадные, о которых мы знаем либо очень мало, либо… знаем практически все, но тем не менее в сталь и бетон они воплощены не были. Нам же сегодня остается лишь только гадать — а что бы это было? Одним из таких грандиозных, поражающих всякое воображение сооружений должен был стать и знаменитый Дворец Советов в Москве, который, впрочем, строить даже уже начали, но так и не сумели завершить до конца. Это было бы поистине впечатляющее сооружение, которое по своей высоте и сегодня вошло бы в шестерку самых высоких зданий мира.

Итак, что же это должно было быть за здание и почему о нем даже в наши дни так много спорят и говорят? А было так, что идея построить Дворец Советов родилась еще в 1922 году на Первом Съезде Советов, и хотя идея идеей и осталась, впоследствии она «проросла» уже «всходами» соответствующих проектов. На конкурс 1931 года таковые поступили от 270 творческих коллективов и отдельных граждан: 160 работ было представлено архитекторами-профессионалами, 100 пришло от простых граждан, причем нередко на уровне не выдерживающем никакой критики, а 24 прибыло из других стран! В итоге за основу — но только лишь за основу, не более — был принят проект архитектора Иофана Б.М., в соответствии с которым этот дворец должен был напоминать древневавилонский зиккурат, но только составленный не из четырехугольников, а из цилиндров, что было связано с необходимостью разместить у него внутри огромный круглый зал с куполом. Было решено также увенчать верхнюю часть здания огромной скульптурой В.И. Ленина высотой 50-75 метров — так, чтобы все поставленные одна на одну ступени воспринимались бы как ее пьедестал. В помощь Иофану, который, кстати говоря, всячески противился установке фигуры Ленина на крышу своего здания, справедливо считая, что тогда все станут смотреть на нее, а не на его дворец, выделили архитекторов Гельфрейха В. и Щуко В. — и работа, как это принято было тогда говорить, «закипела»!

18-й съезд ВКП(б) постановил закончить Дворец Советов к 1942 году, но сами работы, в том числе и предварительные, начались еще в 1931 году, когда 5 декабря был взорван храм Христа Спасителя и на его месте возникло совершенно пустое пространство. Вот там-то и было решено построить это суперздание, причем еще один конкурс провели в феврале 1933 года, где как раз и отобрали наиболее впечатляющие пять проектов (в том числе работу архитектора Иофана).

В здании Дворца Советов предполагалось разместить: Президиум Верховного Совета СССР, Государственный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы обеих Палат Верховного Совета СССР, залы Гражданской войны, Строительства социализма, тогда как снаружи планировалось устроить парковку на пять тысяч автомобилей, из-за чего улица Волхонка должна была бы полностью исчезнуть, а музей им. Пушкина планировалось передвинуть на 100 метров в сторону! Скульптуру Ленина должен был делать скульптор С. Меркулов, причем сама эта идея — увенчать здание дворца статуей Ленина — принадлежала отнюдь не «нашему» человеку, а итальянцу А. Бразини, но, что называется, «пришлась ко двору».

Позднее архитектор Ле Корбюзье писал Сталину, что это здание представляет собой «упадок духа», «несуразную вещь», и просил отказаться от его строительства в том виде, в каком оно было запланировано, но, разумеется, наш вождь никакие другие проекты одобрить не мог. Как бы там ни было, а сама по себе конструкция Дворца Советов была настолько уникальна, что познакомиться с ней следует поподробнее. Ведь даже знаменитые американские небоскребы тех лет уступили бы ему и по высоте, и по своей сложности, и уж тем более по оригинальности конструкции. Внутренний объем Дворца был таков, что мог вместить целых три пирамиды Хеопса — сооружения, как мы знаем, далеко не маленького! При этом общая площадь застройки участка под Дворец должна была составить почти 110 тыс. кв. м.

Геологическое строение участка под застройку оказалось весьма сложным: верхний слой состоял из песков, суглинков и супеси, или так называемых наносных материалов отложений четвертичного периода. Ниже залегали слои коренной породы — глина, мергель, известняк. Грунтовые воды очень обильные и агрессивные — разрушительно влияют на бетон! Поэтому технический проект в первую очередь предусматривал борьбу с водой, которая должна была вестись при помощи битумизации грунта. Суть метода заключалась в бурении вокруг будущего фундамента сотен скважин, через которые в известняк под большим давлением закачивался горючий битум при температуре до 200о. На всем своем пути через трубы он еще должен был подогреваться электрическим током, что дало бы возможность заполнить им все щели в известняке и тем самым — закрыть путь воде как в строительный котлован, так и к будущим бетонным стенкам фундамента.

Сам фундамент высотной части Дворца Советов должен был воспринимать нагрузку, превосходящую 500 тыс. тонн! При таком колоссальном весе устойчивость фундамента должно было обеспечить заглубление его более чем на 21 м ниже уровня реки Москвы и на 27 м ниже поверхности существовавшей тогда набережной. Этот главный фундамент представлял собой два бетонных кольца диаметром 140 и 160 м, имеющих высоту 20,5 и толщину 3,5 м, причем только лишь для возведения фундамента центральной части здания в него требовалось уложить 100 тыс. кубометров бетона.

Менее высокие части здания должны были опираться на фундаменты заглубленные на 10-15 м колодцами и кессонами до уровня первого слоя известняков. Всего же для стилобата планировалось соорудить две тысячи фундаментов общим объемом в 250 тыс. кубометров бетона!

Как и все сверхвысокие здания, Дворец Советов должен был иметь металлический каркас, передающий весь его вес на фундамент. Проблема создания этой конструкции осложнялась необходимостью вписать в него купольный свод большого зала, имевшего по плану диаметр 130 м и высоту 100,6 м. Планировалось, что нижняя часть каркаса здания высотой 77,5 м будет состоять из 32 пар мощных колонн, расположенных по кругу и опирающихся на башмаки из стальных плит. Все эти колонны образовывали цилиндрический остов, к которому подвешивается гигантский купол, перекрывающий зал. При этом колонны должны были состоять из тавровых балок сечения 1,5x1,5 м.

Соединяли их между собой листы стали толщиной 24 мм, так что общий вес металлического каркаса Дворца Советов по проекту достигал 228 тыс. тонн, из которых 100 тыс. тонн приходилось на высокосортную специальную марку стали повышенной прочности, получившую даже специальное обозначение — «СДС» («Сталь Дворца Советов »)!

Химический состав этой стали был разработан Центральным Институтом металлов в Ленинграде, технологическое обеспечение ее изготовления поручили Украинскому институту металлов в Харькове. Соответственно, ее производство было организовано на заводе им. Петровского в Днепропетровске, а также на заводе им. Дзержинского, Мариупольском заводе им. Ильича и заводе имени Ворошилова. Новая сталь получилась на 15% дороже обычной строительной стали, однако при этом обладала повышенной прочностью и высокой антикоррозийной стойкостью.

Вес каркаса высотной части здания должен был составить 175 тыс. тонн, что в четыре раза больше каркаса такого небоскреба, как американский Эмпайр Стейт билдинг. Это, разумеется, тут же подсчитали журналисты — любители сенсаций, любой ценой стремившиеся «догнать и перегнать», пусть даже пока еще на бумаге!

Вследствие огромных размеров и большой сложности конструкции, сборка каркаса Дворца Советов должна была осуществляться в четыре операции, с промежуточной выверкой уже сделанного монтажа. Основным материалом для заполнения пустот стен дворца были выбраны керамические пустотелые блоки, а не кирпич, так как они давали существенный выигрыш в весе и при этом хорошую тепло- и шумоизоляцию. Толщина стенового заполнения во всех частях здания была одинаковой и составляла 0,3 м.

Большой зал Дворца Советов имел вид амфитеатра с круглой ареной и был рассчитан на 20 тыс. мест. Площадь — 12 тыс. кв. м, а объем — 970 тыс. куб. м. Таким образом, его объем был примерно равен объему всех зрительных залов театров и кинотеатров тогдашней Москвы. Разумеется, скопление такого большого числа людей в одном месте требовало мощной искусственной вентиляции, которая была запроектирована на производительность в 800 тыс. куб. м воздуха в час зимой и 1200 тыс. куб. м летом. Теплый и загрязненный воздух в зале должен был подниматься под его купол, откуда удаляться мощными вытяжными вентиляторами. Соответственно предусматривалась и система кондиционирования воздуха, которая обеспечивала бы в зале постоянство температуры и нормальную влажность.

Часть окружности Большого зала, согласно проекту, отводилась для мест президиума, лож дипломатов, представителей прессы и т.д. Предполагалось, что круглая арена в центре зала во время съездов, конгрессов и собраний будет занята партером, а вот в случае необходимости, при цирковых или театральных представлениях либо спортивных выступлениях, она будет освобождаться от кресел путем спуска площадки партера в специально предусмотренный под ним трюм. Соответственно вокруг зала было предусмотрено кольцеобразное фойе, образуемое двумя рядами колонн металлического каркаса, поддерживающих центральную часть здания. Кроме фойе, к Большому залу должны были примыкать аванзалы, курительные комнаты и вестибюли.

Малый зал был рассчитан на 5775 мест, при площади около 3500 кв.м, объеме 84 тыс. куб. м и высоте 84 м. Получалось, что даже этот «малый зал» станет величайшим театральным помещением во всей Европе. Места в нем располагались амфитеатром и на небольшом балконе. Площадь сцены — 1200 кв. м. Вместе с этим залом предусматривались следующие помещения: две аудитории по 500 мест, две аудитории по 200 мест и еще библиотека на 500 тыс. томов с читальными залами и кабинетами для занятий.

В подземной части дворца должны были располагаться технические помещения — отопительные, вентиляционные, службы по водоснабжению и электрообеспечению, медицинские службы и прочие системы жизнеобеспечения. Там же должны были находиться трюмы-арены Большого и Малого залов. Особое внимание при проектировании уделялось удобству внутреннего передвижения по дворцу, поскольку вместимость его рассчитывалась на 30 тысяч человек, и, разумеется, необходимо было сделать так, чтобы они могли быстро попасть в любую точку этого огромного здания. Не считая пожарных и хозяйственных подъемников, внутри здания планировалось установить 62 эскалатора и 99 лифтов, благодаря которым, например, эвакуация Большого зала могла быть осуществлена буквально за 10 минут!

Много внимания уделялось и отделке помещения, ведь площадь только высотной части здания составляла 78 тыс. кв. м.

Что же касается внешнего оформления Дворца Советов, то оно всецело подчинялось идее создания достойного постамента для статуи Ильича. Металл, использованный при отделке фасада, был связан со статуей единством материала, из-за чего и само здание, и венчающая его скульптура должны были восприниматься как единое целое. Полная высота фигуры Ленина достигала бы 100 м, что представляло собой нечто совершенно исключительное в истории архитектуры. Высота головы — 14 м, длина руки, вытянутой по традиции вперед, — почти 30 м, при этом фигура имела бы всего лишь две точки опоры — в ногах!

Таким образом, по проекту полная высота Дворца Советов от уровня земли и до макушки головы фигуры В.И. Ленина составляла 420 м, т.е. на 13 метров выше тогдашнего лидера среди небоскребов — Эмпайр Стейт билдинга! Общий же вес дворца, при объеме в 6,5 млн. куб. м, достиг бы и вовсе грандиозной цифры в 1,3 млн. тонн.

Строительство сего памятника эпохи, когда для советских людей, казалось, не стало уже ничего невозможного, началось в 1937 году, причем до начала войны успели собрать «клетку» здания высотой с десятиэтажный дом. Но потом с началом войны от строительства пришлось отказаться, а все металлические конструкции, как те, что уже были смонтированы, так и заготовленные, пришлось пустить на строительство стратегически важных мостов, которые в то время были куда важнее. Достроить здание хотели уже после войны, но тогда пришлось расходовать огромные средства на создание атомной бомбы, потом умер Сталин, потом… потом… потом — одним словом, этого грандиозного сооружения столица так и не увидела, хотя в Кремле и был построен прямоугольник Дворца съездов. Впоследствии проект Дворца Советов неоднократно критиковался за немасштабность по отношению к другим историческим зданиям Московского Кремля, за несоответствие исторически сложившейся архитектуре центра города, за «сверхмонументальность форм» и все такое прочее, но только ведь египетские пирамиды в этом плане еще более «сверхмонументальны» — и ничего. Чтобы только лишь на них посмотреть, люди расходуют немало денег, а восстановленный на месте Дворца Советов храм Христа Спасителя, при всей его красоте, все-таки не более чем обыкновенная купольная церковь!

В течение многих лет в круглом углублении фундамента Дворца функционировал летний открытый бассейн «Москва», на месте которого позднее как раз и был воссоздан взорванный в 1931 году храм.

Сегодня мы можем много говорить о том, что были в то время дела и поважнее, чем сооружение этого помпезного здания, что люди, мол, в стране голодали, томились в лагерях, что им много чего не хватало, а раз все это так, то и хорошо, что его не построили. Но… людям всегда ведь чего-нибудь не хватает, большинство вообще томится от безделья, тогда как всем прочим сколько не дай — всегда мало. Как бы там ни было, нам на память достался бы не бумажный проект, а вполне реальное чудо света, способное привлекать туристов со всего мира. А лично мне все-таки жаль, что Дворец Советов так и не был построен!

Напоминаем Вам, что в нашем журнале "Наука и техника" Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги , постеры , магниты , календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Первые десятилетия существования Советского Союза, как известно, ознаменовались гигантскими стройками, в том числе знаменитых сталинских высоток. Правда, построили не все. Самое величественное здание — Дворец Советов, прозванный советской пирамидой, воздвигнут так и не был. Возникает вопрос, почему?

Грандиозные прожекты

Впервые идея постройки столь грандиозного сооружения, как Дворец Советов родилась в 1922 году во время Первого Съезда Советов. Молодая советская идеология, все больше напоминала молодую религию и отчаянно нуждалась в собственных «пирамидах». Самое интересное, что общественность поддержала идею постройки гигантского сооружения, и к 1931 году на суд высокой комиссии было представлено около двухсот работ. К конкурсу подключилась вся страна. Более 160 проектов выдвинули профессиональные архитекторы, 100 работ предложили рядовые граждане, а 24 и вовсе прислали из-за рубежа. Победил проект архитектора Б.М. Иофана. По задумке выдающегося архитектора Дворец Советов должен был быть построен по образу и подобию гигантской вавилонской пирамиды-зиккурата с той лишь разницей, что в его основе лежали не кубы, а цилиндры. В пояснительной записке к проекту здание действительно выглядело грандиозным и величественным. На верхней площадке Дворца Советов архитектор планировал расположить статую В.И. Ленина высотой около 100 метров. При этом вся пирамидальная конструкция должна была восприниматься как один гигантский пьедестал памятника В.И. Ленину. Впрочем, власти побоялись всю работу доверить одному Б.М. Иофанну, и в помощь зодчему были направлены два выдающихся советских архитектора В. Гельфрейх и В.Щуко.

Дворец на месте Храма

Не откладывая дело в долгий ящик уже на XVIII съезде ВКП (б) было принято постановление в 1931 году начать работы по созданию Дворца Советов, а закончить их не позднее 1942 года. О том, что надвигается Вторая мировая война, делегаты съезда, разумеется, не догадывались. К этому времени уже был снесен Храм Христа Спасителя на месте, которого и решили воздвигнуть Дворец Советов, подчеркнув тем самым его сакральное значение для Советской власти. Были даже определены организации, которые предполагалось разместить во Дворце Советов после его постройки. В первую очередь это, разумеется, были высшие государственные учреждения: Президиум Верховного Совета СССР, Государственный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы палат Верховного Совета СССР, залы Гражданской войны и строительства социализма. Причем расположенный внутри Дворца Советов Большой зал, по своей площади оказался больше всех театральных и кинозалов Москвы, вместе взятых. С вешней стороны Дворца Советов архитекторы мудро решили организовать гигантскую парковку, рассчитанную на 5 000 автомобилей. Правда, ради этого планировалось снести улицу Волхонку. Музей им. А.С. Пушкина хотели передвинуть существенно в сторону. Словом весь центр Москвы должен был быть перекроен из-за создания гигантской пирамиды Дворца Советов. По замыслу создателей он должен был удивить весь мир. Наверное, так оно и было если бы стройка завершилась вовремя. Но судьба распорядилась иначе.

Подготовка к строительству

В народе говорят, что строить что-либо на месте уничтоженного храма – занятие бесперспективное. Но, большевики, были атеистами и в приметы не верили. Напрасно. Первые же геологические изыскания показали, что почва в месте, где должен был расположиться Дворец Советов песчаная, много наносной породы, известняка и карстовых пустот, к тому же рядом находится река. Ее воды неминуемо затопляли бы подвалы будущего здания. Словом по всем параметрам выходило, что строить столь масштабное сооружение в этом месте нельзя. Но, большевики не привыкли сворачивать с выбранного пути. Провели битумизацию грунта. Разогретый до 200С битум по трубам закачивали в почву до тех пор, пока все пустоты не были уничтожены. Затем приступили к созданию фундамента, который должен был выдержать нагрузку в 500 000 тонн. После сложных расчетов фундамент расположили на глубине 21 метр ниже уровня Москвы-реки. При этом само здание должен был держать металлический каркас, закрепленный в бетонном фундаменте. Центральный институт металлургов Ленинграда даже разработал специальную марку стали для каркаса Дворца Совета. Сборка каркаса должна была проходить в четыре этапа с государственной приемкой каждого из них. Общая высота Дворца Советов должна планировалась — 420 метров, что на 13 метров было выше самого высокого здания тех лет – Эмпайр-стейт-билдинг.

Закончить проект не дала война

В 1931 году, как и планировалось, приступили к строительству здания. Работа шла по заранее намеченному плану без отставаний. К 1937 году из земли показался каркас здания. Однако едва его высота превысила размеры девятиэтажного дома, как все работы были заморожены: началась Великая Отечественная Война. У руководства страны появились другие более неотложные дела. Тем не менее, И.В. Сталин не отказался от проекта, планируя достроить Дворец Советов после войны. Но после завершения Великой Отечественной войны началась не менее затратная Холодная война, огромные средства были вложены в создание атомной бомбы. Вскоре умер вождь, главный лоббист проекта, и достройку Дворца Советов отложили на неопределенный срок. Когда окончательно стало понятно, что проект Дворца Советов не возродить на его фундаменте воздвигли бассейн Москва, а после краха СССР, на свое историческое место вернулся Храм Христа Спасителя.

Одна из самых грандиозных строек СССР - это незаконченный Дворец Советов, который пытались возвести в 30-е и 50-е годы. Цель его сооружения заключалась в демонстрации мощи и величия социализма.

Начало работ

Впервые идея строительства здания подобного масштаба возникла в 1922 во время Первого съезда Советов. Целью строительства было показать величие города, указать на то, что он является центром мира, создать единую композицию из высотных зданий в центре столицы. Дворец Советов так и не был построен, однако благодаря этому замыслу активно начала развиваться отечественная архитектура, появилось новое направление, которое назвали «сталинским классицизмом».

1931 год ознаменовался масштабным интернациональным конкурсом, целью которого было выявить лучшего архитектора и сам проект здания, который и стал бы центром города Советов предполагал не только возведение памятника на крыше самого большого строения в городе, но и окружение его величественными зданиями, которые должны были указывать на величие державы и поражать воображение рядовых граждан страны.

Помимо профессионалов, участие в конкурсе принимали и обычные граждане, а также работы архитекторов из других государств. Однако большая часть проектов не удовлетворяла выдвинутым требованиям или не отвечала идеологии страны, поэтому конкурс продолжили уже среди реальных претендентов из пяти групп, в число которых входил Б. М. Иофан.

За два года проведения конкурса участники создали более 20 проектов. Результаты конкурса были объявлены 10 мая когда комиссия постановила принять проект Б. М. Иофана, а также использовать лучшие приемы и части проектов других архитекторов, привлекая их к работе над проектом здания.

Строительство и война

1939 год стал началом строительства. Очередной съезд партии постановил закончить его в 1942 году, но этому не суждено было свершиться.

Конечно, замысел была грандиозным. Помимо того, что Дворец Советов СССР должен был возвышаться на 420 метров в высоту, высота его потолков внутри должна была составлять около 100 метров. Зал, где планировались проводить сессии Верховного Совета, вмещал в себя (согласно проекту) 21 000 людей, а вот малый зал смог бы принять 6 000 гостей.

Главный архитектор был не в восторге от того, что на здании придется установить статую Ленина, поскольку архитектура строения сразу бы померкла рядом с величественностью вождя. Однако под давлением соавторов проекта ему пришлось уступить.

Стройка началась без особых проблем, однако с все работы были приостановлены. Со временем Дворец Советов остался без металлического каркаса. Он был изъят для нужд промышленности, которая на тот момент остро нуждалась в металле.

После окончания войны все ресурсы, оставленные для строительства здания, были использованы для восстановления страны, поэтому стройка так и не началась.

После его режим подвергся жесткой критике, собственно, как и сам проект стройки. Поэтому Хрущев решил провести конкурс на новый проект и архитектора. Однако ничего интересного и нового конкурс не выявил, поэтому строительство так и не было продолжено.

На сегодняшний день от грандиозной стройки всех времен остался только фундамент, на котором сегодня располагается Храм Христа Спасителя. Бункер здания Дворец Советов, который находится под храмом, содержит в себе множество ходов и тайн, однако добраться туда не так просто, как хотелось бы.