Эльтюбю и город мертвых в долине реки Чегем. Эль- Тюбю — «Город мертвых Город мертвых в кбр

Эль- Тюбю находится в Верхнем Чегеме и представляет собой обширную территорию с захоронениями. Считается, что тут хоронили еще до 10-ого века.
Местный житель (по совместительству наш гид), присутствовавший при раскопках, пояснил, что захоронений тут очень много, но они не исламские. Далекие предки, ныне проживающих в том районе балкарцев, имели свою веру (потом был недолгий период христианства, а потом уже в эти земли пришел ислам) и скелеты в могилах лежат хаотично, без четкой ориентации в какую-либо сторону света.

Могилы там имеются 3 видов:
1) Одиночные- над могилой выкладывались камни и по размеру «площадки» можно представить рост человека, например, есть явно детские захоронения;
2) «Семейные», когда несколько членов семьи хоронились рядом и вокруг сооружались каменные ограждения;
3) Склепы.

Напротив в долине некогда было поселение какого-то древнего народа. Часто пишут, что жили там аланы, но там найдены украшения и утварь, нигде больше не встречающиеся.
Говорят, весной суслики роют норы и вместе с землей на поверхность выходят каменные бусины и различные украшения (правда или нет, не знаю, но вполне это допускаю).

Ну а теперь перейдем к описанию захоронений.
«Семейные» захоронения имеют каменные ограждения и не редко полностью покрыты можжевельником, который сажали после погребения.
С ним же связана еще история от нашего гида: во время нашествия монголов, балкарцы делали из сухого можжевельника шары, поджигали и спускали с горы на врага. Такой метод обороны в мировой истории встречался часто, не местное изобретение:). В результате монголы ушли.


Ну, а самое интеерсное, что и привлекает сюда туристов- это склепы (могилы богатых семей). Правда их всего около десятка и много разрушенных.

Склеп сооружался следующим образом:
Умирал один из членов семьи, копалась яма глубиной до 4 метров. Усопший помещался в неё и сверху засыпался известью. Следующий усопший помещался на предыдущего. Так доходили до поверхности и последующие усопшие хоронились сверху, уже в надземном склепе.
В стоящих в Эль-Тюбю склепах находили от 2 до 10 скелетов (точные цифры не помню).
Сейчас склепы конечно пусты.

Камни при строительстве скрепляли смесью извести с яйцами. Такой раствор долговечен, что и позволило сохранить склепы до наших дней.

Венчали склепы керамические наконечники, правда они почти все украдены. Что символизировали наконечники к сожалению не известно.



Среди сохранившихся склепов, есть много разрушенных- частично или до основания. По заверению гида, это произошло в древности, возможно в результате землетрясений.


И в заключении еще одна фотография и видео Города мертвых.

Источник: http://www.esskmv.ru/el-tyubyu-gorod-mertvyh.html __________________________________ Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.


Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц - «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII – началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Один из самых доступных для посещения, но в то же время весьма живописный перевал Северного Кавказа, по дороге на который можно насладиться прекрасными видами гор.

1. Как я уже рассказывал, накануне вечером возле заднего левого колеса слышал какой-то слабый свист, похожий на писк комара, причём его можно было расслышать только с одного места: стоило чуть сдвинуться в сторону, как звук пропадал. Первым делом подумал было, что от тряски разболтался шланг газового баллона, но дело оказалось совершенно в другом.

И вот мы опять в Тырныаузе. Два шиномонтажа на въезде почему-то не работали в будний день, в обоих местах соседи сказали мне, что "хозяин, наверное, позже приедет", но когда это будет - непонятно.

Рядом была автомойка, на которой два очень вежливых молодых человека (во времена моей молодости на Кавказе общались, как бы так выразить мысль, несколько иначе, а тут прям - "спасибо/пожалуйста ", "хорошего вам отдыха ", "приезжайте к нам ещё " - в общем, после разговора остались самые приятные впечатления от встречи с ребятами) довольно подробно объяснили, как добраться до гаражей на боковой улочке в конце города, где шиномонтаж точно будет работать.

Там нас приняли без очереди ("ну вы же люди не местные, наверное, времени мало, вам дальше надо ехать ") и отремонтировали колёсо, за что мы тоже были весьма благодарны. Конечно, это происшествие слегка нарушило наши утренние планы, но, с другой стороны, мы ведь особо никуда не спешим, верно? Приключениями в дороге надо уметь наслаждаться.

2. И вот наш автобус снова возвращается в посёлок Былым, откуда в сторону Чегемского ущелья через перевал Актопрак ведёт короткая грунтовая дорога.

3. Поначалу были мысли, что мы туда не заедем, хотя осенью на Кавказ мы отправились на шипованной резине и, как оказалось, не зря. Впрочем, заснеженный участок длился совсем недолго.

Если подниматься в горы со стороны Былыма, то там есть только одно "неприятное" место - это переезд через небольшой ручей. На нём наш автобус словил диагональное вывешивание, и система электронной имитации блокировок начала... правильно, электронно имитировать блокировки, причём делала это не особо удачно, так как я выбрал не самую удачную траекторию, чтобы не приложиться днищем и бампером.

Впрочем, в дифференциале заднего моста у нас имеется механическая блокировка, включив которую с кнопки на торпедо, мы довольно легко проехали то место, правда, покрутив двумя колёсами в воздухе. Сфотографировать вывешенный автобус я почему-то не догадался, но нашёл видео этого ручья на Ютюбе.

4. Дальше по идеальной грунтовке резко начинаем подниматься вверх, и чем выше - тем интереснее виды вокруг!

5. Мы не застали эти места летом, из-за постоянных дождей сходили сели и смывали дороги.

6. Мы опоздали на "золотую осень", деревья уже давно сбросили свою листву.

7. Но, тем не менее, стояла отличная тёплая погода, а горы были раскрашены разными оттенками оранжевого цвета.

8. Именно такой Кавказ я мечтал показать жене и сыну. И, кажется, это у меня получилось!

9. Высота перевала всего лишь 1950 метров. Но когда ты едешь по той дороге, то кажется, что выше многих гор вокруг.

10. И, повторюсь, самое замечательное состоит в том, что дорога доступна практически для любого автомобиля, так что всю эту красоту вы можете увидеть собственными глазами! Если всё-таки не хочется переезжать через ручей, то можно подняться на перевал со стороны Чегемских водопадов.

11. Одинокий ослик и горы, у которых мы с женой углядели какое-то сходство с Доломитовыми Альпами. А в целом - тишина, минимализм и никого вокруг - всё как мы любим!

12. Спуск местами был даже интереснее подъёма.

13. Чегемское ущелье запомнилось нам старыми советскими табличками о необходимости высадить людей из салона.

14. И склонами гор, раскрашенными в закатные цвета. Что-то подобное доводилось видеть лишь в Киргизии, на Тянь-Шане.

15. И вот мы приехали в село Эльтюбю, или как было указано на въездном щите - Эл-Тюбю ("Селение на две долины"). Вроде как в балкарском языке нет мягкого знака. В 1944 году жители были депортированы, а село передано Грузинской ССР. Сейчас же до границы с Грузией ещё целых 20 километров. На фото родовая башня Малкоруковых, построенная мастерами из Сванетии. В фильме "Война" Алексея Балабанова была как раз именно она.

16. Но нам больше интересны средневековые захоронения - Город Мёртвых, который расположен чуть дальше по дороге. Проезда на автомобиле к ним нет, но это определённо к лучшему. Так что, оставив машину на обочине, отправились гулять пешком.

17. Это комплекс древних балкарских усыпальниц X-XIV веков.

18. Четыре прямоугольных мавзолея с двускатной крышей считаются более древними.

19. В то время как оставшиеся четыре - восьмигранные с куполообразной крышей - уже более поздние постройки. Ко всем мавзолеям можно свободно подойти пешком и заглянуть в крошечное окошко. Внутри оштукатуренные стены и... больше ничего. Пусто. Хотя как можно было проникнуть в усыпальницы, не разрушив их - непонятно, ведь окна маленькие даже для ребёнка.

20. Оглядываясь вокруг, понимаешь, что расположение этого места было выбрано не просто так. Кругом горы, величественные и суровые одновременно. Если честно, нам показалось там немного неуютно, так что, обойдя все мавзолеи и заглянув в каждый, решили больше не беспокоить их своим присутствием и отправились к машине. Если смотреть прямо, то будет перевал Думала. Местные рассказали, что несколько дней назад там выпал снег и подготовленная "буханка" не смогла его пройти. Хотя мы туда и не собирались. Посоветовали проехать дальше по ущелью, где через 10-12 километров пути будет водопад Абай-Су.

Но мы к тому времени что-то уже немного устали от водопадов, так что решение отправляться в обратную сторону и искать там место для ночлега показалось наиболее оптимальным.

Чегемское ущелье - уникальный природный объект, известный водопадами, тесниной и историческими памятниками, в частности древними селениями. Кроме того, здесь когда-то проходил важный отрезок Великого Шелкового пути, соединяющий Кабардино-Балкарию с другими регионами мира. Возле реки Чегем находится село Верхний Чегем, которое делится на две части ущельем Джилги-Су. Раньше на месте села было поселение предков балкарцев, которое называлось Эль-Тюбю . Дословно с тюркского языка оно переводится как селение на дне долины, что указывало на его географическое расположение. Возле поселения был открыт некрополь - этот город мертвых постоянно привлекает к себе внимание гостей республики и местных жителей.

Первые поселенцы в Эль-Тюбю

Археологи нашли здесь стоянки человека, которым около 15 тысяч лет. Следы жизнедеятельности обнаружены в гроте Кала-Тюбю , ставшем пристанищем для первых жителей этой местности. Позже - в VI -X веках - тут был построен деревянный город, имеющий водопровод. Спустя столетия деревянные постройки заменены на каменные. В Эль-Тюбю не было особой планировки города, что обуславливалось близостью гор и необходимостью защищаться от нападок соседей. С этой целью возведены башни, в которых проживала знать. Подобные строения были характерной особенностью многих кавказских селений, но до наших дней сохранились лишь немногие из них.

Город-некрополь

Особенности местности не позволяли хоронить умерших людей в земле, поэтому недалеко от Эль-Тюбю строились склепы и усыпальницы, постепенно превратившиеся в отдельный город. Они построены в течение X -XVII веков рядом с более древним кладбищем. До наших дней дошло всего восемь мавзолеев: шесть из них сохранились очень хорошо, другие два находятся в полуразрушенном состоянии. Склепы имеют уникальную форму - прямоугольные и восьмиугольные конусы. Они выложены из камня. Техника кладки применялась древняя - камни обтесывались и крепились между собой известкой. Снаружи и внутри они побелены и отштукатурены.
По своему типу могилы можно поделить на насыпи (земляные и каменные), ящики (каменные), могильницы с квадратными окнами на востоке, склепы двух видов. К первому относятся склепы-кешене, имеющие высокую крышу и окно на восточной стороне. Второй тип склепов представлен восьмиугольниками, у которых есть ступенчатая высокая крыша. Кешене были построены гораздо раньше, чем восьмиугольные склепы.
Могилы и склепы имеют высоту около шести метров, тонкий карниз, ложный свод. Стены неправильные, выпуклые, с изогнутыми гранями. На крышах сделаны шишки из камня. Погребения в могилах и склепах были совершены по мусульманским обычаям. В городе мертвых археологи нашли остатки сосудов, металлические предметы XI -XII веков, серебряные украшения, глиняную посуду.

Почему горы?

Некрополь окутывают тайны и легенды. Местное население верит, что здесь хоронили титанов, которые жили тысячи лет назад. Место для их захоронения было выбрано не случайно. Считается, что горы находятся на границе бессмертия и здоровья, поэтому древние поселенцы жили очень долго и практически не болели. Подобные легенды подкреплены реальными фактами: некоторые потомки аланов праздновали 200-й (!) день рождения. Но жители современного села Верхнего Чегема стараются не ходить в некрополь, боясь духов умерших предков. Согласно еще одной легенде, рядом со склепами были откопаны останки людей, имевшие десятиметровую скелетную структуру, но археологическими исследованиями это не подтверждено.

Как добраться до могильников Эль-Тюбю

Кавказские горы имеют много пешеходных троп, но гористая местность не позволит пешком дойти до могильников. Следовательно, из Нальчика до Чегемского ущелья стоит ехать только на автотранспорте. Далее дорога проходит по горам - тут уж лучше пройтись пешком. Хотя до горного села Булунгу ходит из Нальчика автобус. Поселение Верхний Чегем или Эль-Тюбю находится совсем рядом - на расстоянии пяти километров. Рекомендуется посещать некрополь в теплое время года, поскольку в горах часто происходят обвалы и схождение ледника. В зимнее время температура не слишком низкая (достигает -12 градусов), но происходит серьезное обледенение троп и дорог - это не только значительно затрудняет поход к могилам, но и создает опасности для самих посетителей!


Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.


Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII - началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

Посреди звенящей тишины усыпанных камнями склонов мирно пощипывают травку лошади


дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название - Эльтюбю (Эль-Тюбю) - "Селение на дне долины", где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.



Там Кулиев когда-то жил,
там была его колыбель,
там осталась сакля его
на берегу реки Жылгы-Су.

Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.

Во-вторых, Верхний Чегем - музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Но кое что от нас Дмитрий в этом селении утаил:
Тут же, у моста стоит «камень позора», к которому, по преданиям, в средневековье привязывали преступников. По речке Джилги-Су, впадающей в Чегем слева, заметны остатки греческих храмов, вырубленных в скалах. В один из бывших храмов, располагавшийся в пещере, ведет плохо сохранившаяся тропа в виде лестницы, вырубленной в скале. Это тропа так и называется – "Греческая лестница". Здесь, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского "Скала сгоревших девушек"), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет).
Путь в теснину опасен и крут,
Камни срываются в горный поток,
На высокой скале вдоль стены
По тропе придешь к письменам.

Недалеко от грота – древнее городище "Лыгыт", которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

А, быть может он этого и сам не знал... Значит, есть повод побывать здесь ещё раз с более подробной экскурсией! А вот магазинчиком местным полюбовались...

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же "Город мертвых", обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В "Городе мертвых" сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей,

а другие четыре - восьмигранные с куполообразной,

а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ

через ничем не прикрытое небольшое окно,

и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься - они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.



Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы...

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память,

но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать...

Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.

Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о "Городе мёртвых" в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил... Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных...

И этого тоже мы не увидели:
Напротив селения, на правом берегу Чегема, видны стены средневекового караван-сарая, одной из гостиниц, стоявших на древнем торговом пути, который когда-то проходил по горам Кавказа.

Караваны давно прошли
Из Китая – в небытие.
В обрамлении облаков
Спят легенды давних времен.

Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.