Где покататься на лыжах в Европе недорого? Небольшой гид по горнолыжным курортам. Где кататься на лыжах и сноуборде: Курорты России и ближнего зарубежья Хорошо покататься зимой на лыжах где в

За окном ноябрь, дело повернуло к зиме и сейчас самое время решить для себя следующее — ехать зимой в горы или не ехать? Для кого-то всё кажется очевидным и вопрос даже не стоит — любители уже достают из чуланов лыжи. Для других — не всё так однозначно… А стоит ли? А это дорого должно быть? А чё я там буду делать — кататься на лыжах очень опасно и прочие страшилки и сомнения.

Попробуем развеять некоторые мифы о горнолыжном отпуске и попытаемся внести больше ясности в вопрос зимнего отдыха.

Плюсы горнолыжного отдыха

1. Горнолыжный отдых стоит дорого?

С одной стороны так, а с другой не совсем так. Если ехать в пик сезона, на популярную станцию, покупать лыжи и костюм к ним по последней моде, то отдых влетит в копеечку (разве что ваша бабушка имеет свое шале в Куршевеле, тогда всё проще).

Добавим сюда самостоятельное питание без ресторанов и полупансионов в отелях и получится ещё дешевле!

Можно не покупать лыжи и снаряжение, а заранее забронировать их в недорогом прокате. Или вовсе одолжить у друзей-знакомых.

А если приобретать абонемент (ski-pass) не на все горки и не на весь период пребывания? Ведь на каждой станции есть абонементы на полдня, на разовые спуски, на определенные трассы. На некоторых французских горнолыжных курортах и вовсе есть бесплатные подъемники для начинающих.

Короче говоря, если грамотно подойти к вопросу и просмотреть несколько специализированных форумов, то можно смело убирать знак равенства между понятиями «неделька отдыха на горнолыжном курорте с мировым именем» и «бешеные цены».

2. Зимний отпуск&каникулы — прекрасная альтернатива пляжу и морю

А почему бы не сменить стиль отдыха? Ведь лето, это сезон воды, пляжей и Турций-Египтов. Но зима? Мальдивы, Таиланд, тот же набивший оскомину Шарм-эль-Шейх, ОАЭ. Скучно проделывать один и тот же ритуал два раза в год.

То ли дело весь цикл зимних развлечений на морозе, связанный с забавами на снегу и на льду? Вот это по-нашему! Причем потратить калорий и подвигаться на горнолыжном курорте можно намного больше, нежели за то же время у моря, где вы якобы плаваете (с коктейлем в руке и не снимая солнцезащитных очков) в бассейне отеля. А там, где больше движений больше и впечатлений, и драйва, и наконец, жизни!

3. Даже если вы не катаетесь на лыжах, обязательно найдете массу других удовольствий

Как правило, на большинстве горнолыжных станций (а во Франции особенно), развивают отдельный цикл занятий для отдыхающих, не связанный с катанием на лыжах или сноубордах. Разделить эти потехи можно на ледово-снежные и неледово-снежные)).

Из первых — катание на санках (а также ещё десятке приспособ, предназначенных максимально весело спустить на себе туриста по снежной горе), прогулки на снегоступах, туры на снегоходах, катания на собачьих упряжках, катания на санях, запряжённых лошадьми, покорение ледовых искусственных гор, катания на ледовых катках, бег на лыжах и многое другое.

Из вторых — посещение СПА, салонов красоты, массажных кабинетов, бассейнов, полёты на воздушных шарах, самолётах и вертолётах, залы игровых автоматов, шопинг, кино, развлекательные центры, экскурсии в близлежащие городки и исторические места.

4. Горская кухня и гастрономия

Не знаю, чем кормят в Словакии, Польше, Румынии или Болгарии, но скажу вам честно, что ничего вкуснее, интереснее и питательнее чем (а также ) я не нашла.

В любом случае, куда бы вы не отправились на зимние каникулы, новые и интересные гастрономические впечатления вам обеспечены!

5. Лыжи — это спорт, но приятный

Для спортсменов у меня есть ещё один аргумент — лыжи это настоящий спорт. Поэтому неделька-другая на лыжах в горах прекрасно поддержат вашу форму, помогут сбросить лишний вес и получить огромный заряд бодрости на весь остаток зимы.


6. Горнолыжный отдых — прекрасное время чтобы провести его всей семьёй

Ничто так не сближает членов одной семьи и не оставляет таких ярких и замечательных впечатлений на всю жизнь, как отпуск, проведенный вместе. А горнолыжные курорты создают для семейного отдыха неповторимую тёплую атмосферу (приходится по-максимум согревать душевным теплом друг друга в таком студёном климате) и дарят массу возможностей для развлечения всех от мала до велика.

Обязательно, хотя бы один раз в жизни, проведите отдых на горнолыжном курорте всей семьёй и вы этого никогда не забудете — проверено!

7. Веселье и ночная жизнь

Для молодежи на горнолыжных курортах также есть масса возможностей «отдохнуть» после тяжелого утомительного дня на лыжах и плотного горского ужина — в ночных барах и на дискотеках. Их имеется в достаточном ассортименте даже на весьма средненьких и небольших станциях Франции, ну а в Куршевелях, Межевах или Мерибелях — так и вовсе с излишком.


Ну вот. По-моему, я перечислила все «за» и деликатно сагитировала читателей к поездке на зимние каникулы в снежные горы. Тех, кто всё ещё скептически относится к зимнему отпуску в горах, прошу высказываться в комментариях или задавать уточняющие вопросы. Лиц заинтересованных и увлечённых — ждет продолжение горнолыжной темы.

Ведь, лучше гор могут быть только горы… ©

prielbrusie-ski.ru

Сочинские горнолыжные курорты, может, и не уступают европейским по уровню сервиса, но и стоят соответственно. Поэтому лыжники, желающие сэкономить, отправляются в Приэльбрусье - к самой высокой точке Европы. Сам Эльбрус покоряется только альпинистам, самая большая высота для лыжников - это Гара-Баши (3 780 м над уровнем моря).

Два горнолыжных комплекса - «Чегет» и «Эльбрус Азау» - предлагают трассы, которые подойдут и новичкам, и профи. Начинающим лыжникам лучше выбрать «Эльбрус Азау»: спуски там менее крутые. А вот «Чегет» - это вызов экстремалам. Перепад высот там составляет 1 000 метров, а трассы менее ухоженные.

Если хочется максимально сэкономить, нужно быть готовым к уровню сервиса а-ля Советский Союз. Например, ночь на отдалённой от горнолыжного комплекса турбазе обойдётся примерно в 400 рублей. Но если вы рассчитываете жить рядом с трассой, придётся расстаться как минимум с 1 500 рублями.

  • Ски-пасс : от 1300 рублей в день.
  • Прокат инвентаря : от 500 рублей в день.
  • Проживание одного человека : от 650 рублей за ночь.
  • : от 9 168 рублей .
  • Виза : не нужна.

dombaj.ru

Ещё один российский горнолыжный курорт - Домбай - в последнее время активно развивается. Недавно там открылся совершенно новый комплекс канатных дорог. Соседней Красной Поляне он пока ещё уступает в качестве услуг, зато стоит заметно дешевле. 20 км трасс и внушительная высота - 1 630 - 3 012 м - понравятся любителям крутых спусков и чистого горного воздуха.

А для тех, кому уже наскучили объезженные маршруты, доступна специальная услуга: туристов за отдельную плату доставляют на вершину «дикого» склона на вертолёте, а потом на нём же забирают.

  • Ски-пасс : от 1 200 рублей в день.
  • Прокат инвентаря : от 700 рублей в день.
  • Проживание одного человека : от 1 100 рублей за ночь.
  • Перелёт одного человека из Москвы и обратно : от 11 413 рублей .
  • Виза : не нужна.

sheregesh.su

Сибирские горнолыжные трассы не так популярны, как Кавказ, но тоже могут предложить туристам много интересного. Например, горнолыжный комплекс «Шерегеш» близ городка Таштагол Кемеровской области. Крутизна трасс на этом направлении невелика, зато туда можно смело ехать тем, кто хочет быстро и недорого научиться кататься , а уж потом отправиться покорять Кавказ.

Но не стоит думать, что «Шерегеш» - это загон для любителей. Трассы этого курорта с перепадами высот до 680 м принимали и до сих пор принимают всероссийские и сибирские соревнования по горнолыжному спорту.

  • Ски-пасс : от 1 300 рублей в день.
  • Прокат инвентаря : от 150 рублей в день.
  • Проживание одного человека : от 2 390 рублей за ночь.
  • Перелёт одного человека из Москвы и обратно : от 20 883 рублей .
  • Виза : не нужна.

www.drago-brat.com

Украинские горнолыжные базы в Карпатах не уступают российским по уровню дешевизны и предлагают туристам огромный выбор: всего на этом направлении более 50 лыжных баз на любой вкус и кошелёк.

Украина активно развивает строительство всё новых курортов, желая участвовать в конкурсе на проведение зимней Олимпиады - 2022, и стремится показать свой горный туризм с лучшей стороны. Самые популярные местные базы - «Буковель», «Славское» и «Драгобрат». Первый - самый развитый и самый дорогой, второй - для любителей сэкономить, а третий - самый высокогорный, поэтому кататься там можно хоть до мая.

  • Ски-пасс : от 1 200 рублей в день.
  • Прокат инвентаря : от 750 рублей в день.
  • Проживание одного человека : от 3 558 рублей за ночь.
  • Перелёт одного человека из Москвы и обратно : от 16 345 рублей .
  • Виза : не нужна.

gudauri.travel

В Грузии недавно открылся новый и современный горнолыжный курорт Гудаури. Перепад высот на нём составляет 1 000 метров, средняя длина трасс - 2–3 км, а самый длинный спуск - 7 км.

Кстати, этот курорт может понравиться не только любителям прокатиться со склона, но и поклонникам спокойных по живописным долинам. Создатели горнолыжного комплекса постарались сделать так, чтобы он не уступал европейским аналогам по уровню комфорта и безопасности, поэтому туда смело можно отправляться новичкам и семьям с детьми.

Ещё один крупный грузинский курорт - Бакуриани - зарекомендовал себя с советских времён. Он не может похвастаться новизной Гудаури, но всё равно привлекает своих преданных поклонников.

  • Ски-пасс : от 1 600 рублей в день.
  • Прокат инвентаря : от 700 рублей в день.
  • Проживание одного человека: от 10 093 рублей за ночь (всё включено).
  • Перелёт одного человека из Москвы и обратно : от 14 627 рублей .
  • Виза : не нужна.

uludaginfo.com

Турция - это не только пляжный отдых. Зимой она предлагает прокатиться на лыжах в горах с перепадами высот от 2 000 до 3 000 м. Один из самых популярных горнолыжных курортов страны - Улудаг, который подойдёт для широкого круга лыжников.

Даже зимой Турция не расстаётся с привычным форматом «всё включено», поэтому каждый крупный отель в горах располагает собственными подъёмниками и делает пакетные предложения, куда входит проживание, питание и катание на лыжах. Традиционно высокое качество сервиса в сочетании с относительной дешевизной позволяет Турции привлекать множество россиян даже в холодное время года.

  • Ски-пасс : от 2 240 рублей в день.
  • Прокат инвентаря : от 1 100 рублей в день.
  • Проживание одного человека : от 2 145 рублей за ночь.
  • Перелёт одного человека из Москвы и обратно : от 19 483 рублей .
  • Виза : болгарская (2 668 рублей) или (2 668 рублей).

pamporovo.me

В Болгарии зимы тёплые, а горы невысокие. Зато её некрутые трассы подойдут начинающим и любителям семейного отдыха. Зимой в горах комфортные –5 °С. Хотя уровень сервиса на болгарских трассах не дотягивает до элитных альпийских курортов, но и цена отдыха там гораздо меньше.

Один из крупнейших горнолыжных комплексов в Болгарии - «Пампорово» - располагается в Родопах. За небольшие деньги там не только предоставят лыжный инвентарь, но и обучат катанию со склонов. А лыжный сезон начинается как раз в .

  • Ски-пасс : от 2 500 рублей в день.
  • Прокат инвентаря : от 1 360 рублей в день.
  • Проживание одного человека : от 780 рублей за ночь.
  • Перелёт одного человека из Москвы и обратно : от 17 218 рублей .
  • Виза : шенгенская (2 668 рублей).

skiresort.cz

Демократичные цены на отдых в Чехии давно привлекают россиян. Визитная карточка страны - это всё же экскурсионный, а не горный туризм. Но и у этого факта есть свои преимущества. Ведь оба вида отдыха в Чехии можно совместить: и сказочную зимнюю Прагу посмотреть, и на лыжах покататься. Горы в стране невысокие: самая большая Снежка достигает 1 602 м над уровнем моря.

Национальный парк Крконоше располагает целой россыпью горнолыжных курортов, самые популярные из которых Шпиндлерув-Млин, Рокитнице-над-Йизероу и Пец-под-Снежкой. Ещё один плюс Чехии: среди всех шенгенских стран она, пожалуй, одна из наиболее дружелюбных по отношению к русскоговорящим туристам, так что Горнолыжные курорты Словакии - это трассы мирового уровня. Лучший из них - «Ясна» в горах Низкие Татры - регулярно принимает международные и национальные соревнования по лыжному спорту. Он располагает 57 км трасс, которые разделены на несколько категорий, так что подходящую для себя крутизну найдут и новички, и профессионалы. Перепад высот колеблется от 400 до почти 900 м.Финляндия не самая дешёвая страна. Однако затраты на проживание там отчасти компенсируются недорогими авиа- и железнодорожными билетами, особенно для жителей Санкт-Петербурга. Финляндия в 2017 году была признана самым безопасным государством мира The Travel & Tourism
Competitiveness Report 2017
, поэтому она подойдёт тем, кто ценит качество, комфорт и не любит переживать.

Для желающих сэкономить подойдёт курорт Пелло. Он не так популярен, как «Луосто», зато и ски-пасс там стоит не 35 евро, а 20. Трассы на обоих направлениях длинные, но не слишком крутые. А чтобы разнообразить отдых, в Финляндии можно покататься на собачьих или оленьих упряжках.

Если зима кажется исключительно неприятным и тоскливым сезоном, значит, вы никогда не были в горах, от одного только взгляда на заснеженные вершины которых натурально перехватывает дыхание - нет, не из-за мороза, а из-за невероятной красоты. Любование горными пейзажами на деле отлично совмещается с катанием на лыжах и сноуборде, тут уж кому что милее. Выбор горнолыжных курортов сегодня настолько богатый, что идеальный вариант найдётся для каждого, независимо от бюджета, навыков и представлений о комфорте. Другое дело, что курс рубля большинству из нас не позволяет организовать отдых на широкую ногу и спонтанно сорваться на любимый европейский курорт. Благо и в России есть где покататься, к тому же снег на многих отечественных базах лежит вплоть до поздней весны. Мы попросили опытных райдеров рассказать о своих любимых горнолыжных курортах в России и ближнем зарубежье - от Камчатки до Кавказа.

Чимбулак

АЛМАТЫ, КАЗАХСТАН

Перепад высот - 900 м

Общая протяжённость трасс - 3620 м

Асель Сулеева

журналист-фрилансер

Правильно вообще-то Шымбулак, но не все успели перестроиться с возникшего в СССР русифицированного написания. Больше почти ничего от наследия Совка тут не сохранилось, только какие-то трогательные его элементы: фигуры горных баранов и медведей и автобусные остановки с плиточной мозаикой. К Азиаде-2011 «Медеу» и «Чимбулак» капитально перелопатили, вбухав в это дело поезд денег. До Чимбулака из центра Алматы - смешные 40 минут на машине. На автобусе выйдет чуть дольше: их три - 6-й, 2-й и 12-й ходят от гостиницы «Казахстан» и довозят до катка «Медеу», оттуда уже дальше на канатке. Скипасс на день обойдётся в 3850 тенге (850 рублей) в будни и 6400 тенге в выходные. Подъёмник ходит допоздна, ночная каталка стоит 4500 тенге. Прокат в городе дешевле местного. Всего трасс восемь, ратраки на них орудуют весьма рьяно. Для фристайла есть парк, за фрирайдом стоит подняться выше Чимбулака - там для него больше возможностей.

Просто прогуляться вверх я тоже очень советую. За Чимбулаком идёт плато Мынжилки, дойти туда реально даже в кроссовках - у меня на это ушло полтора часа. Выше, на ледник Туюксу, без внятных трекинговых ботинок лезть бессмысленно. Если обувь есть, дорога займёт часа три. По съёмному жилью в Алматы я не спец, но единственный отель, в котором довелось останавливаться, могу рекомендовать с чистой совестью. Называется «Салем», это сеть из пяти удобно расположенных маленьких гостиниц.

Сориентироваться по части «поесть и выпить» в центре легко: на Абылай-хана - кофейня на кофейне, на соседних улицах хватает кафе и баров. Самое лучшее решение - презреть все эти однотипные заведения и поехать есть манты и шашлыки. В этом плане чемпион по всенародной любви - «Сауле», самая тру едальня в Алматы. Находится на въезде в ущелье Алмарасан, которое заселено местами с шашлыком и бешбармаком, но идти в другие имеет смысл, только если в «Сауле» не будет мест (что вполне вероятно). Если всё-таки захочется привычного набора, я бы посоветовала Noodles и Del Papa.

Кроме Чимбулака можно успеть покататься на Акбулаке. Есть два способа добраться туда из Алматы - дешёвый и разумный. С автовокзала «Саяхат» идёт автобус до автостанции Талгар, из Талгара возят частники. Учитывая стиль вождения сельских водителей, лучше не мудрить и заказать трансфер из Алматы. Кроме отеля «Акбулак» есть гестхаус «Алма-Акбулак», который находится на несколько километров ниже, зато номер в нём на несколько тысяч тенге дешевле.

Снегорка

Перепад высот - 55 м

Самая длинная трасса - 400 м


Настя Дюжарден

комьюнити-менеджер

В Магадане катаются почти все - в городе большую часть года лежит снег. С начала октября на сопках в области выпадает снег и начинается неофициальный сезон. На склонах сезон начинается обычно в середине-конце октября. Кататься перестают только тогда, когда снег полностью растает. Происходит это не раньше мая.

В Магадане есть два склона оборудованных подъёмниками: государственный и частный. Оба находятся в черте города, и добираться до них не больше 15–20 минут. Пробок в Магадане почти нет. На РГШ - государственном склоне - дела обстоят не очень хорошо. Там стоят два бугельных подъёмника, которые были сделаны ещё в Югославии. Один работает постоянно, второй включают только тогда, когда очередь на первый превышает численность Братиславы. Один подъём стоит 78 рублей. Оборудование для

обслуживания склонов есть, но работать с ним не умеют. Например, вместо снега часто надувают лёд. Сам склон очень длинный, но освещена только четвёртая его часть. Так что вечером покататься не выйдет. Есть две школы катания - лыжная и сноубордическая, - но работают они в основном только на выходных, хотя желающих очень много.

На «Снегорке », частном склоне, дела обстоят не лучше. Там есть два подъёмника типа «беби-лифт», один из которых включают только под конец сезона. Здесь ты платишь не за подъёмы, а за время - 350 рублей в час независимо от того, выходной это день или будний. Склон хорошо освещают и оснежают, но он почти в четыре раза короче государственного. «Снегорка» ориентируется в первую очередь на отдыхающих, поэтому там больше детей на тюбингах и любителей зимних шашлыков. Сейчас в городе появилась организация, которая занимается популяризацией сноубординга: пытаются строить парки, проводить соревнования, предлагают какие-то улучшения, - но в дирекциях обоих склонов сидят люди, которые совершенно не понимают, для чего это нужно, и дальше идей всё это никуда не движется.

Те, кто катается профессионально, любят выезжать за город и кататься вне трасс. Там можно, например, построить «кикеры» и попрыгать. Самые популярные места - Марчеканская сопка и Арманский перевал. Но у многих есть свои накатанные секретные места. В этом плане природа в Магадане идеальна - весь город окружён сопками, на которых снег часто лежит круглый год. К тому же сопки не такие крутые, как горы, что исключает возможность попасть под лавину или провалиться в снежный разлом. С другой стороны, крутых склонов тоже не найти. Катание вне трасс хорошо также тем, что можно посмотреть природу. Собственно, это единственное, ради чего стоит ехать в Магадан, если у вас там нет родственников.

Вопреки расхожему мнению, Магадан не очень холодный город. Обычно температура не опускается ниже 20–25 градусов мороза. Однако если уезжать за пределы города, километров за двадцать, можно ощутить настоящую суровую колымскую зиму. Это, кстати, то, к чему нужно готовиться, если вы приезжаете в Магадан впервые. Аэропорт находится в 50 километрах от города, и разница с температурой в самом Магадане может достигать 15–20 градусов. В город лучше приезжать в конце зимы или весной, тогда билеты дешевле. Цены на билеты - единственное, что останавливает большое количество туристов. В Магадане нет железной дороги, поэтому самолёт - единственный способ сюда добраться. Летом и зимой, во время каникул, стоимость авиабилета туда-обратно может возрастать до 50–60 тысяч рублей. Весной можно можно успеть купить билеты за 26–35 тысяч.

Шерегеш

Новокузнецк, Кемеровская область

Перепад высот - 600 м

Самая длинная трасса - 3900 м


Сергей Парфёнов

PR-менеджер

Впервые в Шерегеше я оказался в 2006-м. Тогда сноубординг в Сибири вдруг стал очень модным, им увлеклось сразу несколько моих друзей, и я тоже решил попробовать. С тех пор я начал ездить в Шерегеш два-три раза в сезон. В последние годы, правда, получалось гораздо реже. Но нынче я вроде как реабилитировался и уже съездил дважды.

В Шерегеше мне нравится разнообразие. Там можно покататься и по подготовленным трассам (если их, конечно, подготовят), и пофрирайдить. Есть несколько «диких» вершин, куда забрасывают на снегоходах или ратраках. С некоторых из них спуск может занять несколько часов, если останавливаться и глазеть на окружающие красоты. Там очень красиво. В Шерегеше есть в целом неплохие клубы и бары, бани и всякие другие возможности разнообразить вечера после катания. Вместо катания можно полетать на дельтаплане, покататься на снегоходе… Мне кажется, для жителей Сибири это отличный маршрут выходного дня: от Томска, например, до Шерегеша не больше 700 километров, можно отпроситься на пятницу, в четверг вечером сесть на автобус или в машину, уже ночью быть на месте, спокойно кататься три дня, а уже в понедельник быть на рабочем месте. К слову, я ни разу не был в Шерегеше больше трёх дней, и мне почему-то кажется, что больше там делать нечего. Хотя мои друзья могут неделю оттуда не вылезать и им это страшно нравится. Недавно встретил на горе ребят из Тольятти, они приехали в Шерегеш как в столицу фрирайда. Остались довольны, как слоны.

В Шерегеше трассы делятся на два сектора: А и Е. В секторе А, как мне кажется, трассы поразнообразнее: там есть и красные, и, кажется, чёрные участки. Есть спуск и специальный подъёмник до середины горы для новичков. Сектор Е, на мой взгляд, больше подходит для расслабленного катания либо для начинающих или неопытных райдеров. Ещё там совершенно лысый выкат на вершине.

Сибирякам добраться до Шерегеша можно на автобусах - туры есть из всех крупных городов, чаще всего рассчитаны они на три дня. Из столицы - самолётом до аэропорта города Новокузнецка, оттуда - на автобусах до Таштагола или прямо до Шерегеша (от Новокузнецка до Шерегеша около 200 километров). У подножья Зелёной горы в секторе А куча гостиниц на любой вкус и цвет: есть неплохие дешёвые хостелы, есть отели со звёздами, некоторые из них предлагают своим постояльцам серьёзные скидки на скипассы. Там же сосредоточены бары и клубы, парковки, сувенирные лавки. Жить можно и в посёлке: местные недорого сдают квартиры (в среднем около 2000 рублей в сутки), на большую компанию можно арендовать коттедж (тут цены колеблются от 4 до 30 тысяч рублей и выше). Такси от посёлка до горы стоит 100–200 рублей.

За последние годы тут построили много новых подъёмников. Есть старые открытые двухместные креселки, есть бугельные подъёмники. Новые обычно четырёхместные с пластиковым защитным экраном или вообще восьмиместные кабинки. На старых креселках в секторе А на вершине сильно задувает ветер, впрочем, это не очень страшно. Я не очень притязательный путешественник, поэтому не могу сказать, что чего-то в Шерегеше прямо не хватает. Кажется, там есть всё необходимое, чтобы отлично провести время.

Ехать в Шерегеш можно с любым опытом. В конце концов, в прокате можно нанять инструктора, который быстренько тебя всему научит на специальных трассах. Плюс, как я уже говорил, есть сектор Е, где практически нет серьёзных уклонов и кататься новичкам совсем не страшно. Плюсы для новичков: во-первых, тут можно легко и быстро научиться кататься, а если устал или капризничаешь, есть чем себя занять кроме катания. Для опытных - безусловно, неплохие возможности для фрирайда. Правда, ехать за пухляком лучше не в начале зимы, а попозже. Мы это делаем, например, в конце февраля.

Что касается снега, то раньше его в Шерегеше было значительно больше. Местные рассказывают, что в начале нулевых даже прорывали в снегу специальную траншею для подъёмника, потому что кресла застревали в снегу. Сейчас снега достаточно для комфортного катания, но по лесу кататься не очень интересно: жёстко, все раскатано. На мой взгляд, лучше всего сюда ехать в феврале или начале марта. Главное - не на праздники: ни новогодние, ни 23 Февраля, ни 8 Марта. Можно целый день простоять в очереди на подъёмники - какое же это катание?

Кировск

Апатиты или Кировск, Мурманская область

Перепад высот - 550 м

Длина трасс - 1500–2000 м


Ольга Милорадова

психотерапевт

Хорошей мотивацией отправиться в Хибины для меня лично послужил тот факт, что снег там преспокойно лежит аж до майских праздников, и не какое-то подтаявшее нечто, а достойные сугробы, достигающие крыш легковых машин. При этом, по сравнению с зимним катанием (которое, впрочем, мне самой там не пришлось опробовать), полярная ночь закончилась, и световой день продолжительнее, чем работа подъёмников. Подъёмники здесь - это отдельная история.

В Кировске два основных склона. Первый - городской, он же северный склон горы с почти непроизносимым названием Айкуайвенчорр, на котором есть кресельные подъёмники ещё советских времен (если их таки не заменили). Второй - южный, он же Большой Вудъявр, на нём подъёмники бугельные, но тем не менее он более ухожен, отратрачен и приятен для пользования. Но он и более полог в то же время. Впрочем, если ваши навыки заставляют вас скучать на южном, фрирайд лучше устраивать на нём же, съезжая с трассы, потому что на северном склоне есть прекрасные козырьки, которые с апреля отличаются лавиноопасностью. Ещё есть склон на 25-м километре, в посёлке Кукисвумчорр, к которому ведёт совсем уж мрачный бугель. Это склон не для слабонервных, особенно если съезжать влево - на мой сугубо личный взгляд, наклон у самого верха достигал почти 90 градусов. Но у страха глаза велики.

Что касается всяческих увеселений - их тут или весьма мало, или очень сложно найти. Есть несколько кафе, боулингов и прочего, заточенных прежде всего под местное население, так что есть шанс познакомиться с жителями окрестностей и поучаствовать в забаве в духе «кто больше отожмётся от пола» или «кто больше выпьет водки». В соседнем городе Апатиты ранее процветал антифашизм и можно было попасть на местный тематический концерт.

Лучше всего отправляться в Хибины большой толпой. Здесь хороший выбор съёмных квартир в любой удалённости от склона (а порой чуть ли не на нём), а оптимальный транспорт, чтобы добраться на место, - самолёт до Мурманска плюс трансфер оттуда, который в одиночку не потянуть. Впрочем, есть ещё поезд до города и одноимённой станции Апатиты, который идёт примерно 1,5 суток, а уж от Апатитов до Кировска легко и быстро (за полчаса) можно добраться на маршрутке-автобусе. Ещё в мае в Кировске традиционно устраиваются сноупарк и всяческие прилагающиеся с этому соревнования-развлечения, что идеально для любителей попрыгать.

Эльбрус Азау

Нальчик или минеральные воды

Перепад высот – 1400 м

Максимальная длина трассы - 2000 м


Асель Сулеева

журналист-фрилансер

Поехав в прошлом году на Эльбрус, я облажалась почти во всём. Купила билет за четыре дня до вылета, поиском жилья заранее пренебрегла. Оказалось, спонтанности в Терсколе негде развернуться - посёлок совсем невелик, в отличие от спроса на жилье в нём. Есть ещё поселки Тегенекли и Нейтрино, но они ещё меньше. С помощью таксистов нашелся единственный вариант, и он был бескомпромиссно плох. Утешало только то, что не найдись он, пришлось бы спать на диване в холле турбазы Минобороны, заселённой приехавшими на сборы военными. Если договариваться о жилье наперёд, самые босяцкие варианты жилья у местных стоят от 500 рублей с человека, за тысячу уже можно устроиться в каком-нибудь приличном домике. Хороший пример такого - коттедж «Сапира», по совместительству единственный почти пряничный дом в обшарпанном в целом Терсколе.

На месте сразу умножайте надвое. Что до гостиниц, весной, бронируя заранее, можно было за 2000 рублей жить на самой поляне Азау. Жильё, трансфер из аэропорта (Нальчик, к слову, ближе к Эльбрусу, чем Минводы) и, если нужно, инструктор легко находятся во «ВКонтакте». Таксисты в аэропорту Минвод берут по тысяче с носа, но их может не хватить на всех желающих, инструкторы непосредственно на Азау сидят в прокате, их полтора человека и рекомендаций они не заслуживают. С прокатом на поляне тоже беда - ассортимент явно пополнялся при царе Горохе. Лучше идти в прокат отеля «7 вершин». Ещё одна беда - туалеты. Если на поляне они просто страшные, что вполне в ключе общей ущербности сервиса, то на станции «Кругозор» туалет может быть просто закрыт на амбарный замок. Подъёмники стоят 1300 рублей в будни за новый, 600 - старый, то есть медленный. У касс иногда прибарыживают своими скипассами за полцены те, кто уже откатался. Канатки ходят до 17:00, позже доступны только склон на поляне и куча кафе.

Звание лучшего общепита я бы отдала кафе отеля «Меридиан», в чуть ли не самом известном терскольском общепите «Купол» оказалось невкусно, а самая приятная атмосфера была в «Байрамуке». За каким-то ощутимым весельем вечером в Терсколе податься некуда - говорят, что вся тусовка куролесит на Чегете, например в баре «Deep Purple». Однако до Чегета я не добралась.

Чегет

Нальчик или минеральные воды

Перепад высот - 900 м

Максимальная длина трассы - 1600 м


Евгения Махина

копирайтер

Чегет либо любишь без памяти, с его допотопными подъёмниками и шашлычным чадом в сумерках, либо вообще не понимаешь, ради чего сюда люди добровольно приезжают. Трасса тут, по сути, одна. Крутая, сложная, официально красная, перепад высот 900 метров и гигантские снежные бугры, не ведающие ратрака. Всё остальное - фрирайд.

Вот тут я заберусь на броневичок и скажу: фрирайд на Чегете - только с гидами. Тут очень непростая лавинная обстановка, и не стоит соваться даже в ближние кулуары без лавинной экипировки и человека, который точно знает, чем этот кулуар закончится и какой прогноз на сегодня дала лавинная служба. В этом году уже были смертельные случаи, поэтому правда берегите себя. С гидами лучше договориться заранее, чтобы вам точно достались биперы и лавинные лопаты напрокат (если у вас их нет). Так как большая часть фрирайдной области весьма недалеко от границы с Грузией, понадобятся пропуска в погранзону. Их тоже могут оформить для вас гиды, останется только забрать пропуск по дороге из аэропорта.

Сезон длится с декабря по апрель, лучшее время - февраль-март. Подъёмники на Чегете заслуженные, скрипят трогательно, как старые качели: два кресельных на первой очереди, до кафе «Ай» с легендарным видом на Эльбрус (еда не такая легендарная). Дальше ещё одна креселка (продувает страшно) и бугель, тоже пенсионного возраста. Виды невероятные: в одну сторону - Эльбрус во всей красе, в другую - гора Донгуз-Орун с ледником Семерка. Вообще, за пейзажами на миллион стоит прогуляться по тропе, ведущей по гребню от верхней станции канатки: полчаса-час - и вы чувствуете себя на крыше мира. Если решили, что на Чегете сегодня делать нечего - прыгаете в такси, изрыгающее кавказские народные, и через десять минут оказываетесь у эльбрусских подъемников.

Добираться до Чегета на такси от аэропорта в Минеральных Водах часа четыре. Поселиться можно в одной из многочисленных маленьких гостиниц, окружающих Чегетскую поляну, а если вас много - лучше снять квартиру в Терсколе и ходить к подъёмнику через сказочный снежный лес вдоль реки Баксан. Квартира будет увешана пышными коврами и набита хозяйским скарбом, зато можно вести хозяйство и готовить гигантские яичницы на всех по утрам. С «где поесть» проблем никаких, вся Чегетская поляна состоит из кафе: лагман, шашлыки, хычины, чай на травах и, ах, местная газировка в стеклянных бутылках - почему она такая вкусная, уму непостижимо. На местном базаре (тут же, на поляне) нужно купить всем в подарок джурабы - толстые яркие узорчатые носки (рублей 300), чурчхелу и кисленькую фруктовую пастилу - такие плоские листы, от которых можно оторвать кусок, засунуть за щеку и почувствовать себя счастливым человеком.

Снежная долина

Петропавловск-Камчатский

Общий перепад высот - 15 000 м (стандартная хелиски-программа)

Длина лыжной трассы - 5000 м


Андрей Пирумов

главный редактор Doskimag.ru

Я обожаю Камчатку и катаюсь там каждый год уже десять лет подряд. Катательный сезон на Камчатке стартует в начале января и заканчивается только в конце мая. Январь и февраль хороши с точки зрения снега, но довольно холодно. В марте становится значительно теплее и больше солнечных дней, поэтому я обычно выбираю для катания конец марта и весь апрель.

Проблема с Камчаткой - это отсутствие инфраструктуры и подъёмников. Всё катание тут происходит с помощью снегоходов или вертолётов. Лучшее место на Камчатке - это спортивная база «Снежная долина », находящаяся в двух часах езды от аэропорта у подножья Вилючинского вулкана. Здесь есть все условия для качественного проживания. Плюс у ребят большой парк снегоходов и хорошая снегоходная школа. Работает прокат сноубордов и лыж, а также есть много гидов, которые организуют вам великолепное катание. При желании там же можно заказать хелиски-катание.

Катание на Камчатке подойдёт прежде всего имеющим опыт лыжникам и сноубордистам, но не бойтесь, Камчатка намного ближе и доступнее, чем может показаться. Обязательно погрейтесь в тёплых источниках - они есть прямо на базе - и попробуйте местную рыбу и морепродукты.

Гудаури

Тбилиси, Грузия

Перепад высот - 1250 м

Самая длинная трасса - 7000 м


Ольга Ефимова

юрисконсульт

Я могу назвать несколько веских причин поехать в Гудаури: радушие местных жителей, отличный уровень сервиса при низких ценах, изумительная еда, отсутствие визового режима, умопомрачительные горные виды и возможности для катания. Трассы всегда подготовлены, работают подъёмники Doppelmayer и Poma (есть креселки и гондолы), а каждый вечер ждёт очень (очень!) вкусная грузинская еда. Три года назад недельное катание в Гудаури и пара дней отдыха в Тбилиси обошлись мне в 30 тысяч рублей, включая перелёт. Сейчас вряд ли удастся уложиться в такую сумму, хотя лари вырос меньше доллара и евро, поэтому поездка в Грузию всё ещё дешевле европейских покатушек.

Гудаури хорош и для лыжников, и для сноубордистов, и для только начинающих кататься, и для опытных райдеров. Лыжников традиционно больше, особенно среди местных жителей. Здесь есть школа инструкторов SnowLab , которые помогут встать на доску или лыжи, а для тех, кто повидал почти всё, есть отличные варианты для фрирайда и хелиски . Можно даже полетать на параплане.

Доехать до Гудаури проще всего трансфером из Тбилиси (около 100 долларов), а можно рискнуть и, сэкономив на перелёте, добраться до Владикавказа и ехать оттуда по Военно-Грузинской дороге. Но в этом случае вы рискуете остаться по ту сторону Крестового перевала, который часто засыпает снегом. Жить я предпочитаю в нижней или центральной части Гудаури: там сосредоточена большая часть кафе и магазинов. Жильё и трансфер можно забронировать на одном из двух сайтов: GudauriTravel или Gudauri , - там же можно следить за прогнозами погоды и ценами на скипасс. Кстати, в скипасс включена стоимость страховки, так что дополнительных трат не потребуется (хотя, надеюсь, страховка вам не понадобится).

Самый любимый ресторан курорта - «Hreki », в котором обязательно нужно попробовать оджахури и хачапури на вертеле. На втором этаже ресторана располагается отель, так что там можно не только есть, но и жить. Хотя я предпочитаю останавливаться в квартирах местных жителей и наслаждаться грузинским гостеприимством.

Красная Поляна

Перепад высот - 1745 м

Общая протяжённость трасс - 72 000 м


Софья Клусова

менеджер редакции

По моим личным впечатлениям, Красная Поляна с каждым годом становится лучше, хотя уровень цен на катание и проживание выше, чем на других российских курортах. Ровно поэтому обязательно нужно планировать поездку максимально заранее и ехать большой компанией, пока есть шанс урвать дешёвые авиабилеты и большой выбор жилья. Проверяйте даты соревнований на сайтах курортов, иначе можно приехать, но в итоге так и не покататься. Добраться до Красной Поляны можно двумя способами. Самолётом до Сочи или Адлера, а дальше на «Ласточке», такси или автобусе. На «Ласточке» обычно интереснее всего, правда, стоит заранее проверить её расписание. Также из Москвы в Сочи ходит двухэтажный поезд, но в нём не очень удобно провозить снаряжение в чехлах.

На месте можно выбирать, на какой из курортов отправиться кататься, у каждого свои преимущества: в «Розе Хутор» есть экосноубордпарк The Stash, в «Горки Городе» - ночное катание, а в «Газпроме» помимо возможности кататься ночью ещё и самый дешёвый скипасс. К сожалению, единого скипасса на все курорты нет, зато есть трассы для разного уровня подготовки и установлены современные подъёмники.

С инфраструктурой и едой тоже проблем нет, за последние годы появилось много всего для отдыха - от spa и кинотеатров до аквапарка. Почти везде принимают карты и есть банкоматы. Жильё лучше подбирать неподалёку, чтобы не пришлось два часа добираться до подъёмника, например в Красной Поляне, «Горки Городе» или посёлке Эсто-Садок.

В феврале и марте обычно выпадает много снега. При этом температура в марте в Сочи и Адлере держится в районе +10...+15 градусов, а на горе всего –3...–5. Больше всего мне запомнилось катание после снегопада по свежему, ещё не раскатанному снегу. На контрасте с тёплым Адлером в горах невероятно красиво и снежно. Поездку в Красную Поляну стоить совместить с прогулками по Сочи, в Адлере обязательно загляните на рынок за чаем, специями и мимозами. А можно и вовсе после катания продолжить отпуск в Абхазии.

Решил подготовить список курортов, где можно покататься на лыжах или сноуборде так, чтобы не остаться с пустыми карманами.

Пояна Брашов, Румыния (гора Постэрвару)

Румынский курорт Пояна Брашов переводится как «солнечная поляна».

Курорт считается международного уровня и расположен в 13 километрах от древнего города Брашов. От аэропорта Бухареста до него - 165 километров.

Когда в Пояна Брашов начинается сезон

Пояна Брашов находится на высоте 1030 метров выше уровня моря, на нем имеются снежные пушки, что гарантирует хороший снежный покров, да и сами северные склоны Карпат этому способствуют. Сезон катания здесь длится 4 месяца - с декабря по март, средняя температура составляет -3°C.


Сколько трасс

Высота снежного покрова в среднем - 50 сантиметров. Общая протяженность трасс насчитывает 14 километров, высшая точка – 1770 метров. Склоны оборудованы 10 подъемниками, есть лыжная, бобслейная и санная трассы, а также трамплины. Курорт подходит идеально для начинающих сноубордистов. Для новичков на курорте есть 3 синие трассы, для более опытных – 2 красные и 4 черные трассы.

Какие цены на курорте

Что касается цен, то абонементы на подъемники будут стоить на шесть дней 56 долларов для взрослых и 41 для детей. Прокат снаряжения на шесть дней обойдется взрослым в 43 доллара, детям - в 32.

Для желающих поучиться с инструктором в Пояна Брашов есть школа горнолыжного катания. За шесть дней занятий нужно будет заплатить 39 долларов.


Сколько стоит тур

Недельный тур на румынский курорт с перелетом и проживанием будет стоить порядка 50 000 рублей.

При самостоятельной организации поездки, билет на самолет будет стоить около 11 000 рублей. Лететь нужно будет до аэропорта Бухареста, а затем понадобится трансфер до самого Пояна Брашов. Трансфер можно будет заказать в гостинице при бронировании номера. Гостиниц в Пояна Брашов довольно много, оптимальный бюджетный вариант обойдет вам примерно в три тысячи рублей за сутки.


Банско, Болгария (Пиринские горы)

Горнолыжный курорт Банско находится в Болгарии на высоте 936 метров выше уровня моря на территории парка «Пирин», являющегося частью мирового природного наследия.

Когда в Банско начинается сезон

Помимо того, что Банско считается одним из лучших горнолыжных курортов в Восточной Европе, здесь еще и самый длинный сезон в Болгарии, который длится с декабря по середину апреля.

Сколько трасс

Курорт расположен у подножия Пиринских гор и сочетает в себе всю прелесть старинного городка, шикарные новые гостиницы, красивейшую природу, обилие трасс на любой вкус и наличие современных подъемников. Здесь представлена уникальная лыжная трасса, протяженность которой составляет 16 километров. Практически все трассы Банско оборудованы снежными пушками, а все горные склоны постоянно обрабатываются двенадцатью ратраками.

Данный горный курорт имеет пологие трассы, крутые и даже отвесные склоны, поэтому подойдет как для начинающих лыжников и сноубордистов, так и для настоящих профессионалов. Высота трасс варьируется от 1 100 до 2 560 метров, общая протяженность их составляет 65 километров.


Для тех, кто только начал кататься на горных лыжах, Банско подходит как нельзя лучше. Все трассы продуманы буквально до мелочей, а для желающих поучиться у профессионалов работают русскоговорящие инструкторы. Если же вы далеко не новичок, то для уверенно катающихся горнолыжников представлены 7 красных и 2 черные трассы. Самой экстремальной из них является трасса «Томба».

Все трассы также идеально подойдут и для начинающих сноубордистов, а наиболее опытные могут спускаться по целине, вне обозначенных трасс.

Какие цены на курорте

Стоимость скипассов для взрослых на курорте Банско равняется 36 долларам за сутки и 202 долларам за шесть дней. В цену скипасса включено неограниченное число подъемов на всех подъемниках горнолыжного комплекса, а также подъем и спуск на фуникулере.

Сколько стоит тур

Стоимость семидневного тура с перелетом и проживанием начинается от 20 000 рублей.

Стоимость самостоятельной поездки

Перелет до Софии – ближайшего к Банско аэропорта – будет стоить порядка 16 000 рублей в обе стороны. Затем нужно будет заказать трансфер до горы Пирин. Ехать придется 150 километров, что составит около трех часов. Проживание в гостинице обойдется вам в среднем еще в три тысячи в сутки.

Буковель, Украина (Карпаты)

Горнолыжный курорт Буковель является самым современным на Украине, находится он в Закарпатской области в селе Поляница на высоте 900 метров выше уровня моря.


Когда в Буковеле начинается сезон

В Буковеле почти не бывает сильных морозов и ветра, поэтому климат здесь очень комфортный. Сезон катания длится с декабря по май, однако курорт работает круглогодично.

Сколько трасс

На курорте оборудовано 42 трассы, общей протяженностью свыше 50 километров. Новички в зимних видах спорта могут воспользоваться синими трассами, их на Буковеле 7. Более опытных любителей горных лыж и сноубординга порадует большой выбор трасс средней сложности – их 28. Для настоящих профессионалов есть 7 черных трасс повышенной сложности.

Какие цены на курорте

Стоимость скипассов на данном горном курорте на шесть дней будет равняться примерно 120 долларам. За индивидуальное занятие с инструктором нужно будет заплатить 12 долларов за час.


Стоимость поездки на горнолыжный курорт Буковель

Добраться до Буковеля можно двумя способами: на поезде или самолете.

Если ехать на поезде, нужно будет брать билет до Львова, а затем заказывать трансфер до Буковеля, что составит 250 километров. Проезд на поезде обойдется чуть выше 4 000 рублей, трансфер - примерно в 2 500 рублей.

Также на поезде можно доехать до Ивано-Франковска. Стоимость билета будет повыше – 4 600 рублей, но расстояние до самого Буковеля сократится в два раза и составит – 110 километров.

Билет на самолет из Москвы до города Ивано-Франковск будет стоить порядка 20 000 рублей. Далее опять же необходим трансфер до подножия горы Буковель.

Что касается гостиниц, то многие в целях экономии стараются бронировать номера не в самом Буковеле, а в ближайших селах, к примеру, в Ворохте. За гостиницу в Буковеле придется заплатить от 900 гривен (3 200 рублей), в Ворохте – от 400 гривен (1 420 рублей).


Бовец, Словения (гора Канин)

Бовец считается наиболее высокогорным курортом в Словении, причем это единственный горнолыжный курорт, трассы которого находятся на отметке в 2 000 метров. Он располагается в 140 километрах от Любляны, практически на границе трех стран - самой Словении, Австрии и Италии.

Относительная высота курортной зоны достигает отметки в 485 метров от уровня моря и находится у подножия пика Канин (его высота 2 620 м).
Для новичков функционирует собственная горнолыжная школа и пункт проката горнолыжного оборудования и снаряжения.


Когда в Бовеце начинается сезон

Сезон для катания начинается в декабре и закрывается в конце апреля - начале мая.


Сколько трасс

На курорте можно выделить 15 трасс с общей протяженностью 15 километров:
черные – 4шт;
красные – 5шт;
синие – 6 шт.

В целом трассы довольно разнообразные как по длине, так и по сложности. Склоны отлично подходят как для профессионалов, так и для только вставших на лыжи или сноуборд.


Какие цены на курорте

Стоимость скипассов:
Один день (взрослые) – 27 долларов;
Один день (дети до 14 лет) – 20 долларов;
6 дней (взрослые) – 116 долларов;
6 дней (дети до 14 лет) - 67 долларов.


Сколько стоит тур

Стоимость недельного тура составляет около 50 000 рублей.

Стоимость самостоятельной поездки

Перелет из Москвы до Любляны будет стоить 18 000 рублей. Далее потребуется трансфер до самого курорта, от Любляны до Бовеца нужно будет проехать 140 километров.

Оптимальная цена за номер в отеле составит порядка 4 000 рублей за одну ночь.


Вариантов, как оказывается, масса, и один другого круче.

Сугробы по колено, пощипывающий мороз… В кои-то веки к нам пришла настоящая зима, и тысячи россиян устремились на выходные за город. Вдохнули холодного воздуха, с восторгом осмотрели окрестности и застыли в глубокой задумчивости: а что с этим делать-то?.. Конечно, если вы катаетесь на лыжах или коньках, то вопросов нет, вы найдете, чем заняться. Но очень многие, оказавшись на природе, вдруг отчетливо осознают, что прелести зимнего отдыха отравлены воспоминаниями о мучительных институтских зачетах по лыжам, а спуск с горы на санках, в детстве закончившийся переломом, по-прежнему внушает ужас. А еще чаще вы попадаете в другую типичную ситуацию: приехали с семьей или компанией на горнолыжный курорт, все с румянцем на щеках обсуждают трассы, а вы чувствуете себя чужим на этом празднике жизни... Не волнуйтесь. Таких, как вы, много. «Только 40 процентов туристов, приезжающих в горы, катаются на лыжах. А остальные 60 процентов тоже нужно чем-то занять», — говорит Сара Ролофф, глава PR-службы организации по туризму одного из известнейших курортов Швейцарии — Санкт-Морица.

Зимнему туризму в принципе развиваться сложнее, чем летнему. Летом нужно немногое: солнце и море. Чтобы человека заманить на курорт зимой, требуется куда больше усилий. В Европе в этом деле сильно поднаторели: если первых «зимних» клиентов в Альпы привлекли 150 лет назад с помощью незамысловатого маркетингового хода, пообещав возместить все расходы на проезд и проживание, если отдых в снегах им не понравится, то теперь индустрия работает для того, чтобы люди не скучали и получили свою порцию адреналина. И лыжи тут ни при чем.

Шагом марш!

Итак, если травмы или тоскливые школьные воспоминания помешали вам встать на лыжи, то можно для начала попробовать nordic walking, или скандинавскую ходьбу. Эта разновидность фитнеса завоевала бешеную популярность во всем в мире и только начинает распространяться в России. Поначалу воспринималось странно: ходят люди с палками, похожими на лыжные, но без лыж — как будто дома их забыли. Однако от обычного променада nordic walking отличает более интенсивная и равномерная физическая нагрузка. В 80-х годах медицинские исследования подтвердили пользу скандинавской ходьбы — помимо ног задействуются плечевой пояс, грудные и спинные мышцы, при этом снимается нагрузка с суставов (что немаловажно, например, при травмах коленей). Обыкновенно идущий человек нагружает 70 процентов имеющихся в теле мышц, а когда он идет в стиле «нордик», то все 90 процентов. Соответственно, сжигается на 20 процентов больше калорий. Эта ходьба зародилась в Скандинавии в первой половине прошлого века — ее придумали профессиональные спортсмены, которым в летнее время тоже надо было тренироваться. Вот они и стали бегать с палками, но без лыж. Скандинавская ходьба позволяет преодолевать даже несложные горнолыжные трассы — тогда вечером в баре тоже можно будет обсуждать «вон ту горку» и «тот коварный поворот»…

Еще одна разновидность лыжного спорта, набирающая сейчас популярность, — snowshoe, или ходьба в снегоступах. По сути это самое древнее приспособление для передвижения по снегу. Археологи считают, что человек впервые начал пользоваться снегоступами в Центральной Азии около 4 тысяч лет тому назад, когда понадобилось совершать длинные переходы через снежные пространства. Если древние приспособления выглядят как плетеные лапти с дырами, то современные — это пластиковые конструкции, предусматривающие разные варианты креплений (в том числе на обычные спортивные ботинки). Преимущества снегоступов очевидны. Во-первых, не требуется никакой подготовки. Во-вторых, не нужно сложное снаряжение и даже без палок можно прекрасно обойтись. Снегоступы не занимают много места, легко помещаются в сумку. В-третьих, вы не зависите от инфраструктуры: чтобы получить удовольствие, не требуются трасса, каток или лыжня. Они для того и созданы, чтобы топать по целине куда заблагорассудится. Обычно походы на снегоступах даже в самый обычный лес вызывают щенячий восторг: идешь по снегу «аки посуху», причем без труда попадаешь в самые труднопроходимые места. В некоторых странах, например в Канаде, снегоступы уже догнали по популярности лыжи, и на них устраиваются соревнования. Ходят на снегоступах в походы и в горы. Как вариант — романтические прогулки без свидетелей. Стоит отметить, что хорошее снаряжение snowshoe стоит от 80 до 200 евро, однако для интересующихся можно найти в Интернете массу вариантов, как смастерить снегоступы самому — например, из дорожного знака и прочих подручных материалов.

Кататься подано

Впрочем, имеются виды спорта, когда самому не нужно прилагать особенных усилий, а удовольствие и адреналин гарантированы. Это вариации на тему санок и горок. Лучше всего, конечно, воплощать мечты там, где есть санно-бобслейная трасса. Единственная в бывшем СССР трасса сейчас осталась в распоряжении латвийского города Сигулды. И по ней вполне успешно катали туристов — правда, не в настоящем бобе, а в специальном, похожем на резиновую лодку тюбинге. Эмоции зашкаливают: можно сравнить с американскими горками, только ты чувствуешь все неровности ледовой трассы плюс время от времени боб выносит на боковые поверхности желоба.

Есть возможность прокатиться и в настоящем спортивном бобе, причем на родине бобслея — в том же Санкт-Морице. Трасса там уникальная, единственная в мире — она каждый год образуется естественным образом на склоне горы. Конечно, самостоятельно спуститься любителям не дают — только в виде «сэндвича»: спереди профессиональный пилот, за ним два туриста, сзади опять профессионал. В общем, всю работу делают профессионалы, а туристу остается лишь получать острые ощущения. А они гарантированы: трасса длиной примерно 1700 метров преодолевается за 75—80 секунд, особенно впечатляет легендарный поворот «подкова»… Стоит удовольствие около 250 долларов.

Есть и более экстремальный способ спуститься в ледяном желобе — скелетон, на двухполозьевых санях. Этот, пожалуй, самый опасный вид спорта (головой вниз, лежа животом на санях) в XIX веке придумали бравые британские парни, чтобы не скучать на зимних каникулах. И создали клуб. Стать его членом чрезвычайно трудно, надо быть британцем. Однако можно купить право доступа на один день и даже попробовать скелетон в действии.

В случае, если этот спорт покажется слишком рискованным, есть развлечение помягче — тобоган. Собственно, тобоган — это прадедушка скелетона, крупные бесполозные деревянные сани, которыми пользовались канадские индейцы. Сейчас на них тоже можно покататься, причем не стоит снисходительно морщиться, вспоминая русское катание с горки. На тобоганах преодолевают горнолыжные трассы, ими надо уметь управлять. Морозная пыль в лицо, пульс в висках, свист в ушах — непременные спутники тобоганинга.

Дружною толпою

А если на зимний курорт вы отправились в большой компании, часть которой на дух не терпит традиционные зимние утехи, то вам, считайте, повезло — можно устраивать соревнования. Очень подходит даже для самой неспортивной компании ice stock, известный как баварский керлинг. От обычного он отличается более простыми правилами — не нужно тереть лед щетками. Камни в баварском керлинге деревянные, обиты железными обручами и имеют вертикальную ручку. Их нужно только что есть силы бросить на лед. Соревнования можно проводить на дальность или точность броска. Из необходимых условий — замерзший водоем или каток.

Для тех, кто даже в самую стужу проверяет упругость футбольного мяча или поглаживает теннисную ракетку, мечтая вернуться к своим летним привычкам, тоже найдено решение: в Москве зимой играют на открытых кортах. А что? Поработали метлами, очистили грунт от снега, заодно и разогрелись. А потом — несколько энергичных геймов… Про волейбол и футбол говорить нечего — их очень просто адаптировать к зиме. В швейцарских Альпах, к примеру, вообще всерьез взялись за эту идею — дать возможность туристам заниматься летними видами спорта на снежных просторах и даже проводить специальные турниры. Крикет и волейбол среди сугробов уже никого не удивляют. Хотя когда в 1988 году группа англичан впервые сыграла в крикет среди заснеженных гор, это было признано суперэкстравагантным поступком.

Но, пожалуй, самым оригинальным проектом стал гольф на снегу. Игроки закутаны в шарфы и шапки, взмах клюшки поднимает столб серебряной пыли. Мячик непривычного оранжевого цвета подкатывается к лунке… Казалось бы, снег и гольф — противоположные понятия. Клюшка и мячик ассоциируются исключительно с изумрудной зеленью полей. К тому же техника удара и выбор клюшки зависят от покрытия: трава это или песок. В snow golf привычные правила, как признаются игроки, практически не работают. Однако это не мешает получать удовольствие. Кстати, не мешает игре и такое препятствие, как озеро: если мячик попал на замерзшую поверхность, то его можно играть. В общем, если вы имеете славу офисного Тайгера Вудса, то вполне можете продолжить тренировки и зимой.

Из зимних экстремальных видов спорта существуют еще и конные: поло на снегу, скачки и скиджоринг (езда за лошадью на лыжах). Эти развлечения — для просвещенных конников или совсем «оторванных». Но поскольку езда на лошади сегодня входит в летнюю программу отдыха многих людей, то перенести ее на зимние рельсы тоже можно попробовать — для начала, конечно, взяв инструктора и несколько уроков.

Ну и напоследок самый доступный из всех видов спорта — хайкинг. По сути это ходьба по горам с заходом в рестораны и дегустацией разных блюд. Не путать с российской традицией клубиться — перемещаться из клуба в клуб на такси! Дегустацию надо заслужить. Сначала вы в течение часа-полутора пешком топаете в горы. Поднимаетесь все выше, наблюдаете следы животных, а если повезет — встретите стадо коз. Потом проделываете обратный маршрут — спускаетесь вниз уже по другим тропам, заглядывая сначала на дегустацию вин, потом на ланч, потом на плотный обед и десерт. Как вы понимаете, обратный путь идет веселее. Ну а закончить маршрут можно в каком-нибудь баре на apres-ski — веселой тусовке, которой лыжники и сноубордисты отмечают удачное катание. После этого вы точно можете считать себя спортсменом. Или как минимум болельщиком…

Санкт-Мориц — Москва