Храм тадж махал. Где находится и чем знаменит тадж махал. Легенды и мифы Тадж-Махала

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре - одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных

Тадж Махал - самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница - архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.


Внутри мавзолея находятся две гробницы - шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие - это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал - идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент - мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу - это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса - настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы - пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Я уже несколько лет путешествую по миру, но в Индии побывала только в прошлом году. В первую очередь я отправилась в Агру, чтобы наконец-то увидеть знаменитый мавзолей Тадж-Махал.

Как попасть в Агру

Напрямую долететь до города на самолете нельзя. Сначала я прилетела в Дели, а потом уже со станции «Нью Дели» на поезде доехала до Агры.

Город входит в знаменитый маршрут «Золотой треугольник», который очень любят многие туристы. Туда есть групповые туры на автобусе, но такой вариант мне не подошел, я предпочитаю путешествовать одна.

До Тадж-Махала я целых три часа добралась на специальном «Тадж-экспрессе» со станции «Низамуддин».


Как добраться до Тадж-Махала

Тадж-Махал находится в парковом комплексе. Для туристов доступны три входа:

  • Западные ворота. Это основной вход, который открывается самым первым. Дойти туда можно через парк с обезьянками или через город.
  • Южные ворота. Путь к ним лежит через торговую улицу с сувенирами, но открываются эти ворота позже всех, поэтому посмотреть на утренний Тадж-Махал не получится.
  • Восточные ворота. Кассы находятся очень далеко от них, но там и очереди меньше.

Заходила я в Тадж-Махал через западные ворота. На входе мне дали специальные бахилы, видимо, чтобы не пачкался белый камень.

Парк называется «Мехтаб Баг», что переводится как «лунный свет». Сам Тадж-Махал расположен в конце парка. Слева и справа от него находятся две мечети из красного песчаника.


Парк на территории мавзолея просто замечательный: тихий и уютный. Там классные фонтаны и бассейны, красивые каменные дорожки и шикарная растительность. А самое главное, почти из любой стороны сада мне был виден Тадж-Махал.

Построен мавзолей из красивого белого мрамора, в который было инкрустировано очень много драгоценных и полудрагоценных камней. При свете солнца или луны можно увидеть, как стены сверкают. Я попала на территорию Тадж-Махала ближе к обеду и не увидела утреннего «сияния», но вид все равно был потрясающий.

У меня теперь новая поговорка: «Можно бесконечно смотреть на огонь, на воду и на Тадж-Махал»!

Тадж-Махал является памятником архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. Он был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о своей третьей жене, Мумтаз Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж-Махал расположен в западной части штата Уттар-Прадеш, Индия, и представлен целым архитектурным комплексом, а не только всем известным мраморным мавзолеем. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.

Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.

Название Тадж-Махал может быть переведено, как «Величайший Дворец» (где тадж - венец, и махал - дворец). Имя Шах-Джахан может быть переведено, как «Правитель Мира» (где шах - правитель, джахан - мир, вселенная). Имя Мумтаз-Махал может быть переведено, как «Избранница Дворца» (где мумтаз - лучший, махал - дворец, двор). Подобные значения слов сохранились в арабском, хинди и некоторых других языках.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).

Известными строителями Тадж-Махал являются:

Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана - главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) - один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи - строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) - как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) - контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора - отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели - главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) - главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) - главный управляющий.

Основные элементы архитектурного комплекса Тадж-Махала.

Архитектурный стиль Тадж-Махала включает и расширяет строительные традиции ислама, Персии, Индии и Великих Моголов (хотя современные исследования архитектуры этого памятника указывает на французское влияние, особенно в интерьере). Общий дизайн основывается на архитектуре серии зданий Тимуридов и Моголов, среди которых Гур-Эмир (могила Тамерлана), Итимад-Уд-Даула (I’timād-ud-Daulah) и Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели. Под покровительством Шах-Джахана, архитектурный стиль Моголов достиг нового уровня. До строительства Тадж-Махала основным строительным материалом был красный песчаник, но император способствовал использованию белого мрамора и полудрагоценных камней.

Гробница Итимад-Уд-Даула (1622-1628), которую ещё называют Мини Тадж (Baby Taj), находится в городе Агра. Архитектура мавзолея напоминает уменьшенный в размерах Тадж Махал.

План Тадж-Махала:

1. Сад Лунный свет 2. Река Ямуна 3. Минареты 4. Мавзолей - мечеть 6. Гостевой дом (Jawab) 7. Сад (Charbagh) 8. Великие ворота (безопасный доступ) 9. Внешние Двор 10. Базар (Тадж Ганжи)

Сад «Лунный свет».

К северу от комплекса Тадж-Махал, через реку Ямуна, есть еще один сад, относящийся к комплексу. Он выполнен в характерном для Агры стиле, и является одним целым вместе с набережной с северной стороны реки. Ширина сада идентична ширине основной части комплекса. Весь дизайн сада ориентирован на его центр, которым является большой восьмиугольный бассейн, служащий своеобразным зеркалом для Тадж-Махала. Со времен великих моголов сад пережил многочисленные наводнения, которые опустошили большую его часть. От четырех башен из песчаника расположенных в пограничных углах сада, сохранилась лишь одна расположенная в юго-восточной части. Есть останки двух зданий, расположенных на северной и южной части сада, и предполагается, что это садовые постройки. На северной стороне, был водопад, который вливается в бассейн. Подача воды происходит от акведуков на западной стороне.

Мавзолей.

В центре внимания и основным элементом комплекса Тадж-Махал является мавзолей из белого мрамора высотой 68 метров. Он расположен на возвышении квадратной формы со стороной 100 метров, в высоту около 7 метров. В четырех углах этой площади размещены четыре минарета. Мавзолей был построен в соответствии со строгими правилами симметрии, и представляет собой квадрат со стороной 56,6 метров, с срезанными углами, в которых размещены арочные ниши. Сооружение является почти идеально симметричным относительно четырех осей, и состоит из нескольких этажей: подвальный этаж с настоящими могилами Шаха-Джахана и Мумтаз, основной этаж, который содержит идентичные кенотафы могил внизу, и террасы на крыше.

Тадж-Махал имеет оптический фокус. Если двигаться спиной к выходу, лицом к Тадж-Махалу, то будет казаться, что этот храм огромный по сравнению с деревьями и окружающей средой.

Шпиль: его высота составляет 10 метров, изначально был построен из золота, но после разграбления британскими колонизаторами, был заменен бронзовой копией. Лотос: резные контуры в верхней части купола, в виде лотоса. Основной купол: так же называемый “amrud”, высота 75 метров. Барабан: цилиндрическое основание купола. Гульдаста: декоративные шпили по краям стен. Дополнительные купола (Chatri): возвышения над балконами в виде небольших куполов. Обрамление: закрытие панели на арках. Каллиграфия: Стилизованные стихи Корана над главной аркой. Ниши: в четырех углах мавзолея имеются шесть ниш, расположенных на двух уровнях. Панели: декоративные панели, обрамляющие основные стены.

Вход в мавзолей выполнен четырьмя огромными арками, в верхней части, представляющими из себя срезанный купол. Верхняя часть каждой арки выходит за пределы крыши с помощью дополнение к фасаду.

В целом здание увенчано пятью куполами, расположенными совершенно симметрично, как и остальные части комплекса. Все купола в их верхней части имеют украшения в виде листьев лотоса. Крупнейший из них (18 метров в диаметре и 24 в высоту) расположен по центру, а остальные четыре поменьше (8 метров в диаметре) размещены вокруг центрального. Высота центрального купола подчеркнута и дополнительно увеличена цилиндрическим элементом (барабан), который выставляется над крышей на высоту 7 метров, и на который опирается купол. Этот элемент, однако, почти не видно, от взгляда его прикрывает выступающая часть входных арок. Таким образом, создается впечатление, что купол намного больше, чем есть на самом деле. В углах внешних стен выстроены высокие декоративные шпили, которые так же обеспечивают визуальный акцент на высоту купола.


Толщина стен мавзолея составляет 4 метра. Основным строительным материалом является красный песчаник и кирпич. Из мрамора же, по сути, выполнен небольшой наружный слой толщиной всего в 15 сантиметров.

Иерархическая последовательность всего комплекса в итоге сходиться в основном зале, содержащей кенотафы Шаха-Джахана и Мумтаз Махал. Кенотаф Мумтаз установлен в геометрическом центре здания. Окружает кенотафы восьмиугольная ширма, состоящая из восьми мраморных панелей с замысловатой резьбой. Внутренняя отделка выполнена полностью из мрамора, и украшена драгоценными камнями, расположенными концентрическими восьмиугольниками. Такое расположение характерно исламской и индийской культуре, которым важна духовная и астрологическая тематика. Стены изнутри обильно украшены цветами растений, письменами и орнаментом, символизирующими воскрешение в Райском саду.

Мусульманские традиции запрещают украшать могилы и тела, поэтому Шах-Джахан и Мумтаз похоронены в более простом помещении, расположенном ниже зала с кенотафами. Размер кенотафа Мумтаз 2,5 на 1,5 м, он украшен письменами, превозносящих ее характер. Кенотаф Шаха-Джахана находится с западной стороны от кенотафа Мумтаз и является единственным асимметричным элементом всего комплекса.

Мечеть и гостевой дом (Jawab).

С западной и восточной стороны от мавзолея, фасадами к нему расположены мечеть и гостевой дом (Jawab - переводиться как «ответ», считается, что это здание было построено для симметрии с мечетью, и использовалось как дом для гостей), размерами 56×23 метра и 20 метров в высоту. В отличие от мавзолея, построенного из белого мрамора, эти сооружения возведены из красного песчаника, но распложены на той же возвышенности что и мавзолей с минаретами. Завершают эти постройки 3 купола, где центральный купол немного больше остальных, и 4 восьмигранных башни по углам. Перед каждым из двух зданий находится резервуар с водой: перед мечетью вода необходима для ритуала омовения.


Правда есть и некоторые различия между этими двумя зданиями. Например в мечети есть ниша, указывающей направление на Мекку (михраб), в гостевом доме ее нет. Еще одним различием является то, как выполнены полы в этих зданиях, если в мечети пол был выложен в виде очертаний 569 молитвенных ковриков, то в гостевом доме на полу находятся письмена цитирующие Коран.

Минареты.

Минареты имеют вид усеченного конуса высотой 41,6 метра, и расположены на той же мраморной террасе, что и мавзолей. Они слегка наклонены наружу таким образом, чтобы в случае сильного землетрясения и обрушения не повредить мавзолей. Минареты немного ниже центрального купола мавзолея, и как бы подчеркивают его грандиозность. Как и мавзолей, они полностью покрыты белым мрамором, но несущая конструкция выполнена из кирпича.


Они были разработаны в качестве действующих минаретов, традиционным элементом мечетей. Каждый минарет фактически делится на три равные части двумя рядами балконов. В верхней части башни проходит еще один ряд балконов, а завершает конструкцию купол, подобный тем, что установлены на мавзолее. На всех куполах одни и те же декоративные элементы в виде лотоса и позолоченного шпиля. Внутри каждого минарета, во всю его длину, проходит большая спиральная лестница.

Сад.

Сад представляет собой квадрат со стороной 300 м, разделенный на 4 равные части двумя каналами, которые пересекаются посередине, и имеет характерный для времени Великих Моголов вид. Внутри есть цветники, тенистые улицы и водные каналы, которые создают поразительный эффект, отражая образ здания за ними. Каждый квадрат, образованный каналами в свою очередь делиться еще на 4 части мощеными дорожками. Говорят, что в каждом из этих малых квадратов были посажены 400 деревьев.

Чтобы исправить тот факт, что мавзолей находится в северной части сада, а не в его центре, на пересечении двух каналов (в центре сада и всего комплекса) был помещен бассейн, который отражает образ мавзолея. На южной стороне бассейна, по центру установлена скамейка: это приглашение посетителю, полюбоваться всем комплексом с идеальной обзорной точки.

Структура сада восходит к самому видению рая в то время: считалось что рай - это идеальный сад обильно орошаемый водой. Представление сада, как символа рая, усиливается надписями на Великих вратах, приглашающих вступить на небеса.

Большинство садов времени Великих Моголов имели прямоугольную форму с могилой или павильоном в центре. Архитектурный комплекс Тадж-Махал необычен тем, что главный элемент (мавзолей) расположен в конце сада. С открытием сада «Лунный свет» на другой стороне реки Ямуны, Археологическое управление Индии стало интерпретировать это так, что сама река Ямуна была включена в дизайн сада и должна была рассматриваться как одна из рек Рая. Сходство в планировке сада и его архитектурных особенностей с Садами Шалимара (Shalimar Gardens) позволяет предположить, что они, возможно, были разработаны тем же архитектором, Али Мардан.

Очень похожа на Тадж-Махал и по могольскому происхождению и по внешнему виду гробница Хумаюна в Дели. Эта усыпальница могольского императора также построена как знак великой любви - только не мужа к жене, а жены к мужу. Несмотря на то, что гробница Хумаюна построена раньше, и Шах-Джахан при строительстве своего шедевра ориентировался на архитектурный опыт усыпальницы Хумаюна, она малоизвестна по сравнению с Тадж-Махалом.

Великие ворота.

Великие врата имеют особое значение в исламской архитектуре: они символизируют собой точку перехода между суетой и шумом внешнего материального мира и мира духовного, где царит спокойствие и духовное умиротворение.

Великие ворота довольно таки большое сооружение (41 на 34 метра и 23 метра в высоту), разделенное на три этажа, построенного из красного песчаника и мрамора. Вход имеет форму остроконечной арки, которая находится в центре сооружения. Ворота, как и все остальные части комплекса, сконструированы таким образом, чтобы быть симметричными. Высота ворот составляет ровно половину высоты мавзолея.

Сверху великие ворота увенчаны 22-я малыми куполами, расположенными в два ряда вдоль внутреннего и внешнего края ворот. В каждом из четырех углов сооружения установлены большие башни, таким образом, повторяя архитектуру мавзолея. Великие ворота украшены цитатами из Корана, нанесенными в тщательно выбранных местах.

Внутренний двор.

Внутренний двор (Dzilauhana) - что буквально означает переднюю часть дома. Он служил в качестве места, где посетители могли оставить своих лошадей или слонов перед входом в главную часть комплекса. Две уменьшенные копии главного мавзолея расположены в южных углах двора. Они расположены на небольшой платформе, подняться на которую можно по лестнице. На сегодняшний день не ясно, кто похоронен в этих могилах, но известно, что это женщины. В северных углах двора построены два небольших здания, они служили жильем для посетителей мавзолея и верующих. Эти сооружения были разрушены в 18 веке, но в начале 20 века их восстановили, после чего (до 2003 года) здание на востоке служило в качестве места для садовника, а западное как сарай.

Базар (Тадж Ганжи).

Базар (рынок) был построен как часть комплекса, изначально использовался для жилья работников, а затем в качестве места для хранения припасов и пространства, которое дополняет весь архитектурный ансамбль. Территория базара была небольшим городом во время строительства Тадж-Махала. Первоначально он был известен под именем Мумтазабад (Mumtazabad - город Мумтаз), а теперь называется Тадж Ганжи.

После строительства, Тадж Ганжи стал частым городом и центром экономической активности города Агра, сюда попадали товары со всех частей империи и мира. Область рынка постоянно изменялась, и после строительства в 19 веке, он перестал соответствовать оригинальному замыслу строителей. Большая часть древних зданий и построек была снесена или перестроена.

Другие постройки.

Комплекс Тадж-Махал с трех сторон окружен стеной из красного песчаника, а с четвертой стороны находиться набережная и река Ямуна. За стенами комплекса были построены дополнительные мавзолеи для других жен Шаха-Джахана, и мавзолей побольше для любимой горничной Мумтаз.


Водоснабжение.

Архитекторы Тадж-Махала снабдили комплекс сложной системой труб. Вода поступает из близлежащей реки Ямуна через систему подземных труб. Для того, чтобы набрать воду из реки использовали канатно-веревочную систему с ведрами, приводимую в движение несколькими волами.

В целях обеспечения необходимого давления в системе труб основной резервуар был поднят на высоту 9,5 метров, а для выравнивания давления по всей площади комплекса были использованы еще 3 дополнительных резервуара, находящихся в разных частях комплекса. Для того чтобы подвести воду ко всем частям памятника были использованы терракотовые трубы диаметром 0,25 метра, которые были закопаны на глубину 1,8 метра.

Оригинальная система труб по-прежнему присутствует и используется, доказывая мастерство строителей которые смогли создать систему, проработавшую почти 500 лет без необходимого технического обслуживания. Правда стоит отметить, что некоторые подземные водопроводные трубы все же были заменены в 1903 году, на новые трубы из чугуна.

Угрозы

В 1942 году для защиты Тадж-Махала от нападения Германии люфтваффе и позже японских ВВС по приказу правительства были возведены защитные леса. Защитные леса строились еще раз во время индийско-пакистанской войны в 1965 и 1971 годах.

Позже угрозы пришли от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов.

Самолетам запрещено летать над Тадж-Махалом.

Недавно появилась угроза структурной целостности Тадж-Махала из-за снижения уровня грунтовых вод в бассейне реки Ямуна, который падает со скоростью около 5 футов в год. В 2010 году появились трещины в некоторых частях мавзолея и минаретах, которые окружают памятник. Это происходит из-за начавшегося, при отсутствии воды, процесса гниения деревянных опор основания памятника. По некоторым прогнозам гробница может рухнуть в течение пяти лет.

История Тадж-Махала.

Период правления Моголов (1632 - 1858 год)

Сразу после строительства Тадж-Махала, собственный сын Шаха-Джахана Аурангзеб помещает его под домашний арест. Когда Шах-Джахан умер, Аурангзеб похоронил его рядом с его женой внутри Тадж-Махала. Комплекс чист и за ним хорошо ухаживают почти сто лет, финансируются работы за счет налогов с рынка и богатой королевской казны. В середине 18 века расходы на содержание комплекса значительно снижаются, в результате за комплексом почти не ухаживают.

Во многих туристических путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие годы, до смерти, печально любовался своим творением - Тадж-Махалом. Обычно в этих историях упоминается Красный форт - дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого его сын - Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт (в сотнях километров от Тадж-Махала) и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.

Британский период (1858-м-1947th)

Во время индийского восстания 1857 Тадж-Махал был разорен британскими солдатами и офицерами. В конце 19-го века британский вице-король в Индии лорд Керзон организовал работы по восстановлению Тадж-Махала, которые были завершены 1908 году. Кроме того, сады внутри Тадж-Махала были восстановлены в британском стиле, который сохранился и по сей день. 1942 году во время Второй мировой войны правительство приняло решение о создании защитных лесов над мавзолеем, опасаясь возможных атак немецкой люфтваффе, а позже японской императорской авиации.

Современный период (1947th -)

Во время войн между Индией и Пакистаном в 1965 и 1971 годах Тадж-Махал также окружали защитными лесами. Позже появились угрозы от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, и в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов. 1983 году Тадж-Махал был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Легенды и мифы Тадж-Махала.

Черный Тадж-Махал.

Одина из самых известных легенд гласит, что Шах-Джахан планировал построить свой собственный мавзолей из черного мрамора на другом берегу реки Ямуны, симметричный Тадж-Махалу, и хотел соединить их серебряным мостом. Об этом могут свидетельствовать остатки черного мрамора через реку Ямуна, в саду «Лунный свет». Однако раскопки 1990-х годов показали, что это был белый мрамор, используемый для строительства Тадж-Махала, который с течением времени изменил цвет и стал черным. К подтверждению этой легенды можно отнести тот факт, что 2006 году после реконструкции бассейна в саду «Лунный свет», в его воде можно было увидеть темное отражение белого Тадж-Махала. Эта легенда стала известна из записок Жана-Батиста Тавернье (Jean-Baptiste Taverniera), европейского путешественника, посетившего Агру в 1665 году. В его записях отмечено, что Шах-Джахан был свергнут с престола своим сыном Аурангзеб до начала строительства черного Тадж-Махала.

Убийства и увечья рабочих.

Знаменитый миф рассказывает, что Шах-Джахан после строительства Тадж-Махала убивал или наносил увечья мастерам и архитекторам, чтобы они не смогли построить что-то настолько же великолепное. Некоторые другие истории утверждают, что строители подписали контракт, согласно которого, они обязуются не участвовать в строительстве любого аналогичного сооружения. Однако известно, что строители Тадж-Махала позже построили мечеть Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели.

Итальянский архитектор.

В ответ на вопрос о том, кто проектировал Тадж-Махал? Запад создал миф об итальянском архитекторе, так как Италия в 17 веке была центром современного искусства. Основателем этого мифа является миссионер из ордена августинцев, отец Дон Манрике. Он провозгласил архитектором Тадж-Махал, итальянца по имени Джеронимо Веронео (Geronimo Veroneo) потому, что тот, в момент строительства, был в Индии. Утверждение очень спорное в связи с тем, что Джеронимо Веронео не был архитектором, он производил и продавал ювелирные изделия. К тому же, в ранних европейских источниках нет сведений о том, что архитекторы с Запада могли сделать проект в стиле других культур, с которыми ранее не были знакомы.

Снос Тадж-Махала британцами.

Хотя нет никаких конкретных доказательств, упоминается что британский лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в 1830-х) запланировал снос Тадж-Махал для продажи на аукционе белого мрамора, из которого тот построен. Его биографист Джон Росселли (John Rosselli) говорит, что эта история появилась из-за того, что Уильям Бентинк был связан с продажей мрамора снятого с форта Агры.

Тадж-Махал - храм бога Шивы.

Индийский историк P. N. Oak утверждает, что Тадж-Махал первоначально использовался как индуистский храм бога Шивы, и Шах-Джахан просто стал использовать его по-другому. Эта версия была отклонена как необоснованная и не имеющая доказательств в виде исторических фактов. Верховный суд Индии отказал P. N. Oak в прошении объявить Тадж-Махал памятником индуистской культуры.

Разграбление Тадж-Махала.

Хотя известно, что англичане захватили золото со шпилей Тадж-Махала, и драгоценные камни, которыми были украшены стены мавзолея, есть мифы, из которых следует, что из Тадж-Махала украдены многие другие украшения. История говорит, что кенотафы шаха и его жены были позолоченными и украшены бриллиантами, двери мавзолея были сделаны из резной яшмы, и пространство внутри было украшено богатыми коврами.

Экскурсии по Тадж-Махалу.

Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.

Режим работы.

Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.

Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.

Стоимость и правила посещения.

Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.

Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.

При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.

На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.

Как добраться.

Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). можно несколькими способами.

1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:

Бхаратпур (Bharatpur) - 57 км, Дели (Delhi) - 204 км, Джайпур (Jaipur) - 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) - 400 км, Лакхнау (Lucknow) - 369 км

Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.

Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.

Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Тадж-Махал - жемчужина Индии, одно из самых узнаваемых сооружений в мире, шедевр архитектуры периода Великих Моголов, ну, и конечно же, символ нерушимой любви, для которой даже смерть — не преграда.

1. Тадж-Махал был построен по приказу падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана, в память о своей третьей и любимой жене Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14-го ребенка.

2. Название мавзолея-мечети переводится, как «Величайший Дворец».

3. Тадж-Махал строили 21 год, с 1632 по 1653 гг. Над строительством комплекса трудилось 22 тысячи рабочих, ремесленников и мастеров, которые приехали из Персии, Ближнего Востока и Средней Азии.

4. В 1983 году Тадж-Махал был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также назван «жемчужиной мусульманского искусства».

5. Стены мавзолея выполнены из белого мрамора, который везли из каменоломни за 300 км от стройки. Для его перевозки возвели 15-километровый земляной пандус, по которому 30 быков тащили блок за блоком на место строительства.

6. В 1857 г, во время индийского восстания, британские солдаты чуть было не разрушили Тадж-Махал, выковыривая с его стен драгоценные камни.

7. Над Тадж-Махалом запрещено пролетать самолетам.

8. Площадь дворцового комплекса насчитывает примерно 1,2 гектара. Если верить легенде, то после грандиозного строительства остались кирпичные леса, на разбор которых понадобились бы месяцы. Однако Шах-Джахан принял мудрое решение, разрешив разобрать кирпичные леса местным жителям. За ночь не осталось ни одного кирпича…

9. Ежедневно «индийскую жемчужину» посещают тысячи человек. Благодаря огромной популярности среди туристов, Тадж-Махал приносит очень приличные деньги индийской казне. В год архитектурный шедевр посещают 3-5 млн. человек, из них более чем 200 тысяч - иностранцы. Для иностранцев входной билет стоит существенно дороже.

10. В 2007 году, с помощью интернет и sms голосования, Тадж-Махал был включен в список «Семи новых чудес света». В голосовании за новые чудеса света приняло участие около 90 млн. человек по всему миру.

11. Существует популярный миф, гласящий, что Шах-Джахан хотел построить напротив Тадж-Махала еще один мавзолей, из черного мрамора, но не успел, так как был свергнут и заточен в собственных покоях своим сыном, Аурангзебом.

12. В Дели находится гробница Хумаюна, которая очень похожа по внешнему виду на Тадж-Махал. Усыпальница была построена в 1570 году (на 83 года раньше Тадж-Махала) в знак большой любви - только на сей раз жены к мужу. При строительстве Тадж-Махала, Шах-Джахан ориентировался именно на эту малоизвестную гробницу.

Тадж-Махал, мавзолей султана Шах Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Архитектор Устад Иса. 1630-1652 гг.

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал расположен в городе Агра на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Он создан в стиле, позже названном «мугал», соединившем традиции индийской, персидской и арабской архитектуры. Собственно, мавзолей и явился первым зданием, построенным в новом духе. Тадж-Махал возвели по воле Шах-Джахана (1592-1666). пятого правителя из династии Великих Моголов, как место захоронения его жены Арджуманд и памятник их любви. Арджуманд была дочерью министра Джангира и более известна под титулами Мумтаз-Махал (Избранница Дворца) или Тадж-Махал (Венец Дворца).
Первоначально усыпальница именовалось Раоза Мумтаз-Махал либо Тадж Бибиха-Раоза, что на арабском означает «гробница владычицы моего сердца». Лишь позднее, во времена английской колонизации Индии, за сооружением закрепилось современное название -Тадж-Махал.

Споры об архитекторе

После завое вания Индии англичанами ряд учёных выдвигал гипотезы, что подлинном творцом проекта усыпальницы был европейский зодчий. Возможно, итальянец Джерони мо Веронео, работавший при дворе Шах-Джахана. Или французский ювелир А вгустин де Бордо, один из создателей Золотого трона Великих Моголов. Оппоненты им возражают: в архитектуре сооружения и строительных приёмах нет следов евро пейских технических достижений того времени, зато соединено всё лучшее, чем владело индийское, персидское и арабское зодчество. Специфические способы обработки камня, применённые при строительстве, были известны только восточным мастерам. А купола, подобные куполу Тадж-Махала, возводились в тот период л ишь в Самарканде и Бухаре.

ЛЮБОВЬ В КАМНЕ
Любимая супруга Шах-Джахана скончалась при родах в 1631 г. в возрасте 38 лет. Опечаленный император решил увековечить её память в ранее невиданной гробнице. Повелитель одной из могущественнейших и богатейших стран того времени сполна использовал возможности
своего положения. Он послал гонцов во все центры архитектуры исламского мира: Стамбул, Багдад, Самарканд, Дамаск и Шираз, созывая известнейших зодчих Востока. Одновременно но его заказу в Агру свозили чертежи и планы всех знаменитых сооружений Азии. Владыка хотел воздвигнуть здание, равного и даже подобного которому в мире не существовало.

Рассматривалось множество проектов. Возможно, то был первый в истории архитектурный конкурс. В итоге Шах-Джахан остановился на варианте молодого ширазского архитектора Устад Исы.
Затем началась непосредственная подготовка к строительству. В Агру приехали каменщики из Дели и Кандагара, считавшиеся лучшими в Индии. Художников и каллиграфов наняли в Персии и Багдаде, отделкой ведали бухарцы и делийцы, а для создания садово-паркового ансамбля пригласили искусных садовников из Бенгалии. Руководство работами было возложено на Устад Ису, а его ближайшими помощниками стали видный ту рецкий зодчий Ханруми и самаркандец Шариф, создавший великолепные ку пола мавзолея. Таким образом, мавзолей Мумтаз-Махал соединил в себе всё лучшее, чего достигли на тот момент архитектурра и декоративно-прикладное искусство Востока.

МУЗЕЙ ТАДЖ-МАХАЛА

Кроме собственно архитектурного комплекса мавзолея на территории Тадж- Махала есть и музейная экспозиция, посвящённая истории династии Великих Моголов. В ней представлены уникальная нумизматическая коллекция, предметы искусства и быта XVI-XVII вв. У стен музея разбиты сады в знаменитом могольском стиле — копии сада, окружающего мавзолей.

За основу Устад Иса взял позднюю индийскую архитектуру, в частности мавзолей Хумаюна - место погребения первых Великих Моголов и членов их семей. Но при этом внёс немалые изменения, отказавшись, например, от пристрастия к многочисленным колоннам (их и Тадж-Махале вообще нет). По данным придворного историка Абдул Хамида Лахори. строительство началось через полгода после смерти Мум- таз-Махал и длилось 12 лет. В 1643 г. было закончено центральное здание усыпальницы.

Полностью строительство завершилось в 1648 г., но, судя по всему, пос-
ле этого отделка продолжалась ещё несколько лет. В общей сложности возведение и отделка заняли 22 года. В работах одновременно участвовали более 20 тыс. человек, для которых вблизи Агры был выстроен специальный городок Мумтазабад.
Основным материалом стал белый мрамор, доставлявшийся на слонах из каменоломен Джохапура - за триста с лишним километров. В отделке широко применялись инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. Здесь были лазурит Гиндукуша, китайский нефрит всех цветов, лунный камень Декана, персидские аметисты и бирюза, тибетский сердолик, привозимый из России малахит. Золота и серебра на инкрустации пошло, по преданиям, «много больше, чем может увезти слон». Для основных линий в орнаментах использовались красный песчаник и чёрный мрамор.
Чтобы поднимать на большую высоту материалы для возведения главного ку пола, по проекту турецкого инженера Исмаил Хана построили покату ю земляную насыпь длиной 3,5 км и высотой почти 50 м. По ней слоны могли без помех доставлять к месте работ мраморные блоки. Когда Шах-Джахан увидел законченный мавзолей, он заплакал от восхищения.

Несмотря на огромные размеры, мавзолей выглядит невесомым. Во многом такой эффект достигается благодаря четырём минаретам, имеющим тщательно спланированное отклонение от вертикальной оси. Это должно было спасти усыпальницу от разрушения обломками минаретов в случае землетрясения.

Вскоре Шах-Джахан пожелал рядом с Тадж-Махалом построить аналогичный мавзолей, но уже чёрного цвета - для него самого.
Однако этому сбыться было не суждено. Император заболел, в стране вспыхнула война между его сыновьями. Благодаря поддержке мусульманского духовенства победил младший - исламский фанатик Аурангзеб, казнивший всех своих братьев и не пощадивший даже родного отца.
Остаток жизни Шах-Джахан провёл в каземате знаменитого Красного форта Агры, построенного ещё его прадедом Акбаром, основателем династии. Оттуда ему открывался вид на Тадж-Махал - последнее утешение пленника. Как сообщает летописец Абдул Хамид Лахори, чувствуя приближение смерти, узник попросил тюремщиков поднести его к окну и, глядя на гробницу любимой жены, «погрузился в глубокий, вечный сон». По завещанию его погребли рядом с Арджуманд.

Пропорции Тадж-Махала были столь совершенны, что даже родилось предание, будто при его создании прибегали к магии и помощи потусторонних сил. Другая легенда гласит, что по окончании работ архитекторам выкололи глаза, а мастерам отрубили руки, дабы они не могли сотворить больше ничего подобного. Разумеется, это миф. Напротив, и зодчие, и строители были щедро вознаграждены, а кроме того, их труд во всё время возведения мавзолея неплохо оплачивался. Что, кстати, дало повод врагам Шах-Джахана утверждать, будто постройка Тадж-Махала разорила казну империи. Но и это не так: в тот момент держава Великих Моголов была весьма богата и занимала почти весь Индостан. Одновременно с сооружением усыпальницы проводились обширные ирригационные работы в Пенджабе и велись успешные войны с соседями.

КРАСОТА И ВРЕМЯ
Время и люди не пощадили памятник. Первым начал его разорять Аурангзеб, изъявший золотую решётку, которая окружала кенотаф Мумтаз-Махал. Осуждая отца за бессмысленное расточительство, он сам построил подобие Тадж-Махала к югу от Агры — для себя и своей старшей жены. Но копия оказалась весьма неудачной и почти неизвестна широкой публике.
После Аурангзеба мавзолей подвергся разграблению при Надир-шахе в 1739 г. Тогда были увезены серебряные двери главного зала, позже заменённые бронзовыми, существующими и поныне. Когда в 1803 г. британская армия заняла Агру, солдаты вынесли из Тадж-Махала порядка 200 кг золота и выковыряли из его стен немало драгоценных камней. Большинство этих сокровищ досталось Ост-Индской компании.
Лишь в конце XIX в. по приказу вице-короля Индии лорда Керзона памятник был взят под охрану. С тех пор его безопасность является заботой властей Индии — сначала колониальных, а после провозглашения независимости — национального правительства. Руководство Департамента археологических изысканий Индии даже добилось постановления Верховного суда страны о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж-Махала. Над мавзолеем запрещены полёты самолётов, чтобы вибрация от работы двигателей не повредила уникальный монумент.
К сожалению, нормальному функционированию музея уже не первый год мешает политика. В связи с активизацией в Индии террористических организаций охрану Тадж-Махала пришлось поручить вооружённым силам и спецслужбам. Центральный павильон мавзолея был закрыт для посетителей ещё в 1984 г. — после того, как там произошло столкновение охранников с боевиками. С тех пор правительство Индии опасается повторения нападения и тщательно контролирует окружающую территорию. По иронии судьбы, теракты против Тадж-Махала, построенного одним из величайших мусульманских государей Индии, планировались и осуществлялись именно исламскими радикалами.
С недавнего времени мавзолею угрожают и силы природы. Из-за оседания почвы, изменения гидрологического режима и нескольких землетрясений фундаменты минаретов сместились, и только срочно принятые меры по укреплению грунта спасли чудо архитектуры от разрушений.

Мозаичное панно на стенах Тадж-Махала.
Внутри стены Тадж-Махала украшены мозаичными изображениями сказочных деревьев и цветов. Продуманное расположение окон делает мавзолей буквально прозрачным для солнечного и лунного света, и он почти не нуждается в искусственном освещении. В центре главного зала размещается восьмиугольная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом. Здесь за ажурной каменной оградой инкрустированной драгоценными камнями, находятся ложные гробницы - кенотафы. Настоящие саркофаги императрицы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана располагаются в подземелье точно под кенотафами. Эти гробницы покрыты фантастически растительным орнаментом из полудрагоценных камней.

Тадж-Махал является жемчужиной мировой архитектуры. Он признан одним из самых красивых сооружений на Земле, а его силуэт считается неофициальным символом Индии. В 1983 г. Тадж- Махал внесён в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ
В плане Тадж-Махал отчасти похож на классическое исламское культовое сооружение. В комплекс зданий кроме собственно мавзолея входят мечеть и крытая галерея, сложенные из красного песчаника, ворота в виде арки, а также обширный сад с фонтанами и бассейнами, распланированный так, что усыпальница хорошо просматривается со всех сторон.
Мавзолей воздвигнут на обширной платформе из красного песчаника семиметровой высоты, на которой, в свою очередь, сооружён трёхметровый Луже на нём и покоится непосредственно Тадж-Махал. Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание высотой 57 м увенчано 24-метровым куполом, по форме напоминающим бутон лотоса. Фасады украшены стрельчатыми арками и нишами, создающими тонкую игру света и тени.
Мавзолей особенно прекрасен на фоне синего неба, и всё это великолепие отражается в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед зданием. Это первый в мире подобный опыт. В Европе спустя два года после завершения строительства Тадж-Махала французский архитектор Андре Ленотр использовал водоём, спроектированный так, чтобы отражать фасад дворца.
Белый мрамор в сочетании с тщательно подобранным оттенком изразцов купола - под цвет неба - создаёт впечатление невероятной лёгкости монументального ансамбля. Красота Тадж-Махала подчёркивается игрой света, особенно в вечерних сумерках, когда мрамор окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового, золотистого цвефв. Ранним утром здание, словно сотканное из кружева. кажется парящим в воздухе.