Легенды о пещерах италии. Самые красивые пещеры в италии. Пещеры Италии обзор

У меня еще не было на руках билетов до Италии, когда я открыл для себя книгу "Легенды Флоренции", написанную американским фольклористом Чарльзом Годфри Леландом. Первое издание была выпущено более 100 лет назад - в 1895 году. Случайно для себя я скачал отсканированную копию того самого года выпуска - с пожелтевшими страницами и непривычными для современного человека английской грамматикой.

Согласно автору, это сборник поверий, который он услышал от флорентийцев. Некоторые из них шуточны, некоторые откровенны страны с точки зрения современного человека. Ходят ли эти легенды в народе сейчас? Хотелось бы знать, однако в то, что рассказывает Леланд, люди когда-то верили. Более того, некоторые из рассказанных им легенд я встречал и в других источниках, посвященных жизни Флоренции.

Так как книга была на английском языке, то вечерами я переводил для себя некоторые из легенд. Когда в августе я наконец оказался в Италии, то смог провести любимой девушке индивидуальную экскурсию "Мифы и легенды Флоренции", как сейчас это популярно называть. Вернувшись, я вдруг подумал: почему бы не опубликовать некоторые из этих историй? В итоге у меня получился этот небольшой пост, который я изначально даже не собирался писать. Увы, у меня нет собственных фотографий всех мест, которые я описываю, но надеюсь, это не такой большой недостаток. :)


1. Гоблин улицы Via del Corno.

Рядом со знаменитым Палаццо Веккьо проходит небольшая улочка, получившая название Via del Corno, что значит улица Рога. Откуда же такое название?

Давным-давно здесь был дворец, где помимо хозяина обитал гоблин. (Надо сказать, что гоблины - типичный сказочный герой флорентийских поверий). Как ни странно, синьор и гоблин были друзьями, хоть дружба эта была и своеобразна. Гоблин тешил хозяина музыкой, они пели дуэтом, рассказывали друг другу истории и пили Кьянти.

Тем не менее, молва о странном существе распространялась, и люди стали сторониться этой улицы. Кроме того, ни слуги, ни возлюбленные синьора не могли ужиться вместе с гоблином, и поэтому в доме всегда были лишь они двое.

Но однажды гоблин сказал своему другу: «Мне жаль, что такой верный товарищ обречен завтра утонуть».

В Арно недостаточно воды, чтобы утонуть и утке, - ответил синьор.

Гоблин подошел к окну, взглянул на звезды, присвистнул и сказал:
- Как я сказал, судьбой предначертано, что ты утонешь завтра. Но есть спасение. Возьми этот горн и носи его на шее весь день. Если почувствуешь себя в беде, протруби в него Тогда ты будешь в безопасность и не утонешь.

Сказав это, он отдал рыцарю горн, выпил вина, вытер губы, поклонился на ночь и исчез.

Лорд был испуган предсказанием. На следующий день он не пошел к реке Арно, несмотря на то, что во Флоренции стояла жара. Он отказался от похода в ванную и даже умывался с испугом. Его не покидала мысль, что враги вломятся в дом, свяжут и бросят его в водяной поток.
В его палаццо была маленькая потайная комната, которую знал только он. Хозяин дома решил спрятаться там. Но он не догадывался, что под чуланом находится большущий бак с вином. Именно в него он и провалился, когда запрыгнул в чулан, пол в котором прогнил.

Синьор закричал о помощи, но никто не приходил. Уже отчаявшись, он вспомнил про горн. Бедняга протрубил в него, и из горна вышел ужасающий звук, который был слышен далеко за пределами Флоренции. Со всей города пришли люди, чтобы выяснить, что же случилось. Они и помогли синьору спастись и выслушали его рассказ.

Вечером гоблин предстал перед синьором и сказал:
- Мой сын, это наш последний вечер вместе. Ты спасен, и я осуществил свой долг. Когда-то я был человеком, и ты спас меня от убийц. Я клянусь, что буду присматривать за тобой.

Гоблин пообещал, что лорда скоро ждет счастливая свадьба. (Поэтому-то он и мешал ему жениться раньше). Он сказал, что если ему нужна будет помощь, то он должен протрубить в горн, но делать это можно только в его палаццо и только после полуночи. Затем гоблин навсегда исчез.
Лорд женился и жил долго и счастливо. Он поместил горн на свой герб, и оттого всю улицу, где стоял его палаццо, прозвали Via del Corno.

2. Легенда Croce al Trebbio

Рядом с церковью Santa Maria Novella есть маленькая площадь Croce al Trebbio, на которой сейчас можно найти колонну с распятием.

Там где она ныне стоит, в древние времена был дворец, принадлежавший одной из древнейших семей Флоренции. Так случилось, что этот знатный род прервался.
Вскоре после смерти последнего хозяина, дворец перешёл к другим трём семьям. Говорили, что в первую ночь новые жильцы услышали звук, будто кто-то вставляет в замок ключ, открывает дверь и с ругательствами поднимается. После этого в столовой показался высокий, блестяще одетый мужчина с мертвенно-бледным лицо и страшным блеском в глазах, словно в них горел некий голубоватый огонек.
Войдя, он осыпал ругательствами слуг за то, что те не приготовили ужин, и начал разбивать посуду. Не раз видели его в этом доме. Если кто-то оставался спать в палаццо, то на утро его либо находили мертвым, либо он проживал еще пару дней и умирал. Постепенно опустел не только этот дом, но и рядом стоящие.

Дворец стали обходить стороной не только добропорядочные люди, но и те, кому, казалось бы, бояться нечего. Когда флорентийцы слышали вечерний звон колокола, означавший, что всем пора расходиться по домам, на улицах оставались лишь гвардейцы и непослушные молодые люди. Часто бывало, что эти компании прятались от стражи в старом палаццо. Однако, оставшись раз, они боялись туда возвращаться вновь.

В то же время во Флоренции жил один мужчина, смелый и набожный, но очень бедный, из-за чего он оказался на улице вместе с женой и 8 детьми. Он обратился в Синьорию, и её члены, обеспокоенные ситуацией с тем палаццо, предложили ему, как человеку храброму, его занять. Они полагали, что в палаццо находится сокровище - если бедняк найдет его, то может оставить себе.
Мужчина согласился. (Да и был ли у него выбор?). Но по пути к палаццо он купил веточки оливы, соль, ладан и изображения святых. Едва переступив порог своего нового дома, наш герой обрызгал его весь святой водой, молясь в это же время.

В первую же ночь появился призрак этого самого этого щеголя, который напугал всех предыдущих жильцов. Он поднялся по лестнице, но понял, что не может идти дальше, так как дом был освящен. Страшные звуки вырвались из его груди. Но бедняк не испугался. На следующий день он вновь освятил дом. Более того, он нашел часовенку в палаццо и пригласил туда священника, чтобы тот совершил мессу за упокой духа.

При палаццо был сад, где обычно играли дети нового хозяина. Во время своих игр, они внезапно нашли разбитое распятие с Христом, зарытое в землю. Дети его собрали по кусочкам и отнесли в покои, где начали петь гимны. В этот момент в дверь постучали. Вошла женщина. Её лицо было покрыто, хотя было заметно: она плачет при виде детей. Женщина промолвила: "Оставайтесь такими как есть, и Бог будет любить вас". Она раскрыла детям бедняка тайну ночного посетителя этого палаццо.

Хозяин дома был игроком и богохульцем. Однажды он вернулся домой после крупного проигрыша и в порыве ярости сломал распятие и выбросил в сад. Вскоре он почувствовал, что умирает и закопал в саду сокровища. «Любите Бога, и вы найдете их», - сказала женщина и исчезла.

Во весь опор дети побежали к отцу и поведали ему о необычном видении, которое привиделось им. Бедняк сказал, что это Дева Мария явилась им.
В полночь священник совершил мессу, когда вновь явился призрак бывшего хозяина палаццо. Он сказал: «Это я разбил крест, и за это проклят». Не глядя на него, священник начал брызгать святой водой. В эту секунду прогремел гром, и весь дворец превратился в груду камней. Остался лишь крест, возвышавшийся в саду. Когда на следующий день бедняк вместе с семьёй расчищали завалы, то под крестом они нашли клад.

Синьория оказалась права, а бедняк превратился в богача. В память об этом он и поставил колонну на месте проклятого дома.

На самом деле колонна здесь была поставлена в 1338 году, заменив другой монумент 1224 года, посвященный Святому Зиновию, первому епископу Флоренции, и святому Амвросию.

3.Улица потерянных слуг.

Между Piazza della Signoria и площадью у церкви Санта-Кроче есть еще одна любопытная улица - Улица Via del Parlascio, как она зовётся сейчас. Когда-то жители называли её Via delle Serve Smarrite, что значит «улица потерявшихся слуг».

Давным-давно здесь был огромный старый дом, в котором никто не хотел жить, так как считалось, что там собираются ведьмы и бесы. Звук цепей, раскаты страшного смеха в полночь, голубые и зеленые огни в окнах - все это видели и слышали те, кому доводилось после захода солнца проходить рядом.

Всякие сомнительные люди хотели прибрать этот дом к своим рукам. Но все кто туда заходил, уже не выходили. Если и замечали, что кто-то покидает дом, то всегда это были молодые и красивые служанки. Причиной тому было следующее.

Бывало так, что знатные флорентийцы отправляли какую-нибудь свою служанку на рынок. Молодая девушка по пути встречала старую женщину, которая заводила с ней разговор, а потом уверяла её, что служить кому-то - это дело низкое. Она говорила, что поможет девушке выйти замуж за одного знатного синьора - не жизнь, а мечта. И часто этот трюк работал.

Девушек приводили в этот самый дом, который был некрасив снаружи, но блестящ внутри. Служанок там встречали по-королевски, но в какой-то момент они понимали, что стали такой же собственностью хозяина дома - колдуна, занимающегося страшными вещами.

В конце концов исчезновение девушек стало таким частым, что люди заговорили об этом. Один смелый мужчина решил разгадать эту загадку и выяснить причину. Вечером он оказался рядом с палаццо и услышал страшные звуки вперемешку с женским смехом. Он взобрался по стене и увидел в окне много красивых, едва одетых женщин, которые, несомненно, занимались колдовством. Ему так понравилось увиденное, что он решил попасть внутрь.

Мужчина спустился вниз, где внезапно столкнулся с той самой старухой, заманивающей служанок. Молодой человек дал ей денег, чтобы та впустила его и расскрыла тайну. Какого было его удивление, когда он узнал в старухе свою кормилицу, которую не видел много лет и которая его любила.
Она рассказала ему всё, что знает о странном палаццо. Дело в том, что долгое время старуха сама была здесь слугой, но, несмотря на хорошее жалованье, устала от зла, которое творится в этом месте. Старуха также добавила, что если молодой человек хочет зайти внутрь, то сейчас самое время: колдуна, хозяина дома, как раз нет дома.

Войдя, юноша был поражен красотой дома и красотой девушек. Заговорив с одной из них, которая ему больше всего приглянулась, он выяснил, что она с радостью бы бросила это место.Того же хотели и остальные, но все они боялись колдуна.

Тогда синьор обратился ко всем и сказал, что скоро сюда прибудет стража. Он посоветовал им собрать свои вещи, взять как можно больше ценностей из дома и бежать. Как
только он это произнёс, началась возня и сборы. Каждая хотела ухватить что-то ценное, и порой дело чуть не доходило до драки.

Внезапно все замерли, так как на пороге появился колдун. Он громовым голосом спросил, что же все это значит. Среди этого кавардака вперед выступил молодой человек. Колдун не ожидал встретить его здесь и опешил, так как признал в нем доблестного юношу, которого поддерживала стража.
В этот момент служанки все вместе набросились на своего хозяина и связали его. Синьор сел во главе стола и предложил девушкам сесть рядом с ним, чтобы решить судьбу колдуна.
Он был признан виновным в том (!), что лишил других холостяков общества этих красивых дам. Но так как он никого не убил и не украл ничего, ему разрешили уйти и заниматься своим колдовством в другом, менее христианском городе с условием, что свои богатства он разделит меду бедными девушками.

Так и произошло. Золото разделили, и оно было так велико, что скоро девушки вышли замуж за благородных людей и жили счастливо.

4. Колонна на площади Santa Trinita

При герцоге Козимо Медичи (памятник ему можно увидеть на фото) Флоренция укрепила свои позиции на карте Италии. При нём Сиена была присоединена к герцогству Тосканскому. В 1554 году состоялась битва при Марчиано, в которой Флоренция одержала победу над Сиеной. По преданию, весть об этом Козимо услышал на площади Santa Trinita.

В память о том дне сюда была привезена колонна из терм Каракаллы в Риме - подарок Папы Пия IV герцогу Козимо. Столб высотой 11 метров венчает статуя, изображающая богиню Правосудия с чашами весов в руках. Именно с этой колонной и связаны следующие легенды.

Однажды бедную девушку арестовали за кражу браслета или какого-то другого украшения, стоящего баснословную сумму денег, и бросили в тюрьму. Украшения найти не смогли, однако слухи были достаточной почвой для обвинения, суда и пыток. Кроме того, считали, что Провидение всегда спасает невиновных, поэтому если человека повесили, значит, тем или иным образом он в своей жизни это заслужил.
Девушку казнили и про неё забыли. Но спустя время какому-то рабочему потребовалось подняться на самый верх колонны Santa Trinita, где он обнаружил, что сорока или галка устроили гнездо. Именно там и нашли пропавшее украшение. Вот такое правосудие.

Существует еще одна флорентийская легенда, связанная с этим местом.
Колонна на площади была местом сбора фей, или ведьм. Под её пьедесталом они собирались и обсуждали свои дела. Когда во Флоренции кого-то бросали в тюрьму, одна из ведьм под видом магистрата опрашивала этого человека. Если он говорил правду, они спасали его, если же врал, то они оставляли его пропадать за решеткой.
Здесь, под колонной, они веселись иногда в компании своих смертных друзей.
Их главой была замужняя, которая всегда держала при себе пару весов. Когда этим ведьмам нужно было решить чью-то судьбу, они взвешивали, сколько добра и зла сделал этот человек. Таким образом они и решали судьбы.
Часто бывало, что заключенный был молодым и красивым человеком. Тогда эти ведьмы подземными путями выводили осужденного их тюрьмы в место своего сбора под Santa Trinita и весело проводили там с ним время.
Но горе тем, кто предавал их. Их превращали в котов и мышей, и им приходилось жить в подвалах старого гетто.

5. Palazzo Nonfinito - Незаконченный дворец

Это, пожалуй, одна из наиболее известных легенд Флоренции, связанная с не менее известным зданием, что стоит на пересечении улиц Via del Corso и Via del Proconsolo.

Синьор Алессандро Строцци имел друга, который, умирая, оставил ему на попечение своего сына. Отец завещал ему всё своё состояние и наказал не тратить его и жить дружно со своим отчимом.
Но как только он умер, его отпрыск пошел в разгул и нырнул в мир азартных игр, связавшись с плохой компанией. Дьявол, который ведется в каждой игре, обманул и обольстил юношу. Он заключил с ним сделку, по которой бес работал на него сто лет, а взамен юноша должен был отдать ему душу.
Парень стал крупно выигрывать. В конце концов ему надоел сам вид карт. Некоторое время он занимал черта разной другой работой: заполучить девушку, построить башню, отправить его в Индию за бриллиантами.

Наконец молодой человек решил прогнать беса. Чертенок был глуп, да еще стал назойлив и самолюбив. Он постоянно просил новой работы, чтобы продемонстрировать свои силы, и постоянно появлялся в самый ненужный момент. В голове юноши начал созревать план, так как он уже тогда заметил, что бес боится изображений святых и святой воды.
В это самое время молодой человек влюбился в дочь своего наставника Алессандро Строцци. Юноша попросил её руки. Отец девушки согласился, но дал условие: в течение года жених должен построить дворец на углу улицы Via dei Proconsolo. Строцци в душе не одобрял брак и надеялся, что за год что-то изменится.
Тогда юноша сказал бесу, что хочет устроить финальную, большую игру. Если бес построит ему дворец, как молодой человек ему скажет, то он больше может на него не работать. Если же нет, то их договор будет разорван.
Дьявол выполнил условие. Днем палаццо строили чертята, одетые как рабочие, а ночью невидимые бесы. И все жители Флоренции удивлялись тому, что здание растет на дрожжах.

Когда прошло шесть месяцев, бес сказал:
- Теперь скажи мне, как украсить дворец, так как всё остальное почти закончено.
- О да, хорошо. Это может быть немного сложно, но я даю тебе слово честного человека, что я не попрошу тебя о чём то, что не может сделать любой художник этого города.
Бес был рад услышать это, так как он боялся, что ему прикажут сделать невиданное чудо.
- Чего же ты хочешь?
- Это очень просто. Моя будущая жена - женщина крайне набожная. Поэтому, я хочу, чтобы над входной дверью было изображено Святое Семейство, Троица, Дева Мария и ребенок. Над каждой дверью та же тема должна повторена в золоте и освящена святой водой. Потолки следует украсить изображениями святых.
- Иди к дьяволу со своими святыми! - проорал бес.
Это была глубокая ночь, когда произошла ослепительная вспышка света и послышался неземной звук. Бес, превратившись в сову, вылетел через окно в дождь, воя по сторонам “Mai finito”.
И говорят до сих пор маленькая сова садится на крыше дворца и кричит: «Незаконченный! Незаконченный!».

(Дом Микеландело - Casa Buonarroti)

6. Призрак Микеланджело

Каждый, кто читал о жизни Микеланджело, обращал внимание на то, что он не был особым охотником до девушек. Поэтому в народной традиции его воспринимали как духа, доброго, но мучающего влюбленных. Вот следующая легенда:
Дух Микеланджело часто видели ночью в лесу. Обычно он брёл и распевал песни. Когда же он встречал влюбленных, спрятавшихся и уверенных, что их не найдут, он начинал петь еще громче. Застигнутые врасплох, влюбленные пытались убежать, но обнаруживали, что некая таинственная сила не даёт им сделать этого. В конце концов, дух художника громко смеялся, и его жертвам наконец удавалось скрыться от своего мучителя.

Забавы Микеланджело распространялись не только на влюбленных, но и на своих товарищей - художников. Бывало, девушка-художница начинает писать картину на улице или в лесу. Призрак подходил сзади и мешал её работе, делая так, что полотно выходило из рук вон плохо. Бедная девушка начинала злиться, а дух Микеланджело лишь только смеялся и пел, причём пел красиво. Художница оборачивалась, но не видела никого. Испугавшись, она бежала домой, но пение над её ухом не прекращалось. Но самое удивительное заключалось в том, что, зайдя домой, она обнаруживала, что рисунок не только не испорчен, но и закончен рукой самого Микеланджело.

7. Явление Данте
Всякий, кто бывал во Флоренции, замечал, насколько здесь почитают Данте Алигьери - одного из главных поэтов Италии. Неудивительно, что он оставил свой след и в преданиях, сложенных народом.

Считается, что если кто-то страстно любит поэзию, то он должен досидеть до ночи на скамейке на площади у Santa Croce, где стоит памятник автору "Божественной комедии", или у другого места, где часто бывал Данте. Следует прочитать его стихи и позвать Данте, и тогда к вам подойдёт мужчина и сядет, как обычный человек, на лавочку. Это и будет Данте.
Говорят, что если в любом общественном месте, на отдыхе, или в гостинице, поэт читает стихи Данте, то дух великого итальянца всегда среди слушающих. Либо в образе бедняка, либо знатного человека - всё зависит от места.

8. Дух Ponte Vecchio
Те, кто после полуночи идут по мосту, порой могут увидеть человека, который выглядит то как стражник, то как попрошайка. Обычно он стоит, наклонившись над мостом.
Если у него спросить что-то вроде «Кто ты?» или «Что ты делаешь?», то ответом будет тишина. Но если к нему обратиться с вопросом «Кто я?», он начнет очень громко и звонко смеяться так, что люди, живущие в ближайших домах, проснутся. Однако его не боятся, так как это добрый дух, и люди верят, что он их охраняет.
Он действительно сторожит тех, кто в него верит. Его достаточно попросить охранять дом или магазин, и он будет это делать. Если же кто-то вломится в одну из лавок, которая расположена на мосте Ponte Vecchio и которую он охраняет, то дух дождется, пока грабители сделают своё дело. И уже тогда он начнет кричать “Al ladro!”, то есть «Вор!», до тех пор, пока грабителей не поймают.

9. История Porta San Niccolo
Те, кто сейчас хотят подняться на знаменитую Площадь Микеланджело, обычно проходят мимо старых ворот San Niccolo - свидетельство того, что здесь когда-то проходила городская стена. В те времена, когда Флоренция была еще окружена крепостью, произошла следующая история.

Один мужчина однажды шел в долину Арно с шутником по имени Барлаккио. (Насколько я смог узнать, это был реально существующий глашатай времен Лоренцо Медичи, которого звали Domenico Barlachia)
Возвращаясь, они остановили в Bagno a Ripoli, что совсем рядом с окраиной города. Мужчине пришлось задержаться, а Барлаккио пошел вперед. Время было позднее и, хотя Барлаккио успевал до закрытия ворот, второй человек рисковал прийти тогда, когда их закроют на ночь. Поэтому он попросил его: «Посмотри, чтобы все было в порядке с воротами», имея в виду, чтобы тот по дружбе или за деньги договорился с охраной.
Этот шутник пришел к Porta San Niccolo и действительно спросил, все ли в порядке с ними: хорошо ли они стоят и не упадут ли они. Он сказал, что делает это по просьбе друга, который занимается проверкой мостов и ворот. Более того, Барлаккио получил бумагу, подтверждающую, что все в порядке. После этого он со спокойной совестью пошел домой.
Зная, что его друг сделает все, как надо, задержавшийся в пути мужчина, не спеша, ехал на своем осле. Но, подъехав, к воротам обнаружил, что никто не впускает его и ворота закрыты. Разозлившись, он отправился на постоялый двор.
Поутру он пришел к воротам и спросил, был ли тут Барлаккио. Ему ответили, что тот приходил и очень тщательно изучил ворота.

Фондо-Казелла, обнаружено вблизи Сан-Пьетро-а-Майда. Люди здесь жили на протяжении нескольких исторических периодов.

Изображение быка, выполненное рукой доисторического человека при входе в пещеру Ром Ито (Папасидеро, провинция Козенца), 19 тыс. лет назад (палеолит) считается самым известным в Европе артефактом подобного рода. Все стены здесь покрыты аналогичными рисунками, но ни один из них не может соперничать с "быком" в точности передачи анатомического строения животного.

В центре долины Сибари были сделаны удивительные находки эпохи неолита (VI тыс. до н. э.). Примерно этим же периодом датируются предметы, обнаруженные археологами в районе Ламеции и в могильниках Кариа-ди-Джирифалько, а так же обломки керамики из пещер Сант-Анджело вблизи Кассано-Ионио. В гроте Мадонны (Прая-а-Маре), в Верхнем гроте (Ромито), в пещере Манка (Папасидеро) обнаружены и другие свидетельства пребывания доисторического человека, Античные историки Страбон, Дионисий Галикарнасский и Диодор упоминают о племенах иапидов, италийцев и энотров, которые населяли Калабрию с XVII по VIII вв, до н.э. Тогда здесь правил вождь, или царь, по имени Итало (это мужское имя до сих пор часто встречается на юге страны), Разные летописцы (в том числе и Аристотель) относят легендарного правителя то к энотрам, то к сикулам, но все они едины во мнении, что Итало основал этнополитическую государственную структуру на юге Апеннинского полуострова, Это был период плодотворных торговых отношений калабрийцев с народами, живущими на Сицилии и Эолийских островах, Примерно в те же времена легендарные троянцы, скитавшиеся после разгрома родного города по всему Средиземноморью, Высадились на калабрийских берегах, Высадка подтверждается открытиями, сделанными в Борго-ди-Требисаче, в Франкавилла-Марипима, в Прая-а-Мара, в Санта-Доменика-ди-Рикади и неподалеку от Тропеи, Гомер упоминает в Одиссее калабрийский город Темезу, О нем рассказывает Афина, проникшая во дворец царя Итаки под видом Ментеса, сына царя Анхиала, правителя "веслолюбивых тафийцев", Он повествует о том, что привел свой корабль в Итаку, "...путешествуя темным морем к народам иного языка..." и хочет "...в Темезе меди добыть, на нее обменявшись блестящим железом...". Уже доказано, что такой населенный пункт действительно существовал на территории древней Калабрии и находился в междуречьи Амсато и Кораче.

Власти греческих полисов всячески поддерживали дальнейшую экспансию, Добровольцы, стремящиеся основать новую колонию снабжались деньгами и кораблями. Получив пророчество оракула (обычно Дельфийского) и избрав знатного предводителя, они отправлялись в путь. Выбор места для нового города определялся его удобством, наличием пресной воды и наставлениями оракула.

Греки достаточно мирно влились в жизнь коренного населения Апеннинского полуострова. Их культура, находившаяся на более высоком уровне, повлияла на дальнейшее развитие южной Италии. В науке и искусстве античного Средиземноморья известны такие выходцы Великой Греции, как Пифагор, Геродот и Протагор.

Колонии образовывали союзнические коалиции с местными жителями. Так появились Аллеатское, Луканское, Бруццкое и Сиракузское объединения городов, вошедших впоследствии в единую Лигу под покровительством богини Геры Луканской.

Упадок Великой Греции начинается с того, что италийские племена стали объединяться с другими народами, например, с луканами или бреттами. В 111 В.до Н.Э. южная часть Италии, в том числе и Калабрия , вошла в состав Римской республики. Но удивительно, что столь мощная античная культура не оставила после себя сколько-нибудь значительных следов, в сравнении с греческой цивилизацией. Практически все немногочисленные находки, относящиеся к римскому периоду истории Калабрии , собраны в нескольких местных музеях.

Из архитектурного наследия можно упомянуть развалины театра в Джойоза-Ионика (Gioiosa lonica) и руины вилл в Пиан-делле-Винье (Pian delle Vigne), в Казиньяна-Бьянко (Casignana Bianco).

Только во время правления императора Августа за Калабрией окончательно был закреплен статус провинции Римской империи, которая получила название Лукания и Бруциум. Римляне привнесли в жизнь отдаленного региона много нововведений и, прежде всего, юридическую систему.

Калабрия постепенно стала торговым мостом между Римом , Африкой и Ближним Востоком. В этот период появляются новые города, а старые греческие переименовываются на латинский манер: Вибо Валентия, Региум-Юлиум, Бланда. Горы в окрестностях Козенцы помнят походы воинов Спартака, когда к мятежным рабам примкнули бруци, а улицы Реджо стали свидетелями изгнания распутной сестры императора Августа.

После распада Римской империи наступили времена упадка. От варварских времен господства готов, вестготов и лангобардов мало что сохранилось. Разве что старая легенда о сокровищах в усыпальнице Алариха, надежно укрытой водами реки Бусенто.

C появлением в VI в. византийцев в Калабрии начинается пери: од экономического и культурного подъема. Раздробленные лангобардами южно-итальянские владения объединяются под знаменем графства Беневенто (провинция Козенца). В ионической части Калабрии один за другим возникают населенные пункты, ориентированные на культуру востока. Памятники архитектуры и искусства византийского периода лучше всего сохранились в городах Стило, Росса но и Сан-Северина.

Благодаря византийским монахам, бежавшим из разоренного Константинополя от преследований мусульман и нашедшим надежное убежище на территории Калабрии , здесь удалось сохранить христианство. Но в течение пяти веков прибрежные земли Ионического и Тирренского морей регулярно подвергались нападениям арабов. Арабами калабрийцы называли всех захватчиков, например, турок, Частые атаки беспокойных морских соседей вынуждали местных жителей переносить жилища в горные районы, оставляя обжитые побережья. В эти времена на берегах построили цепь дозорных башен, придавших пейзажу грозный вид.

Калабрийский эпос богат колоритными легендами о борьбе местного населения стурками. Одна из них рассказывает о предателе, продавшемся туркам, которые назначили его командующим своего флота. Он грабил и разорял родные города. Чтобы заставить земляков платить установленный пиратами выкуп, предатель не остановился даже перед кражей маленького ребенка.

Есть предание о том, как известный турецкий пират Барбаросса похитил маленького мальчика из города Ла-Кастелла. Малыш, получивший мусульманское имя Уллачи-Али, со временем стал адмиралом и командовал левым крылом турецкого флота в сражении при Лепанто. Норманнские правители вернули на калабрийские земли относительное спокойствие, дав достойный отпор пиратам. В очередной раз жители южной Италии испытали на себе влияние чуждой культуры. Теперь уже латынь была принята в качестве официального государственного языка, а старый греческий считался вне закона. В этот период появилось много католических монастырей, среди которых особенно известны обители в Серра-Сан-Бруно и в Сан-Джованни-ин-Фьоре. Блестящим примером архитектуры норманнского периода считается собор в Джераче, кроме того, стоит отметить такие памятники, как собор в Умбриатико и церковь Святого Деметрия в Короне.

Следом за норманнами Калабрией заинтересовались свевы (германские племена), затем анжевены и арагонцы. Но ни испано-мавританская ни французская культура не оставила здесь значительных следов. И все же надо отметить такие памятники, как готическая церковь Санта-Мария в Альтомонте, собор в Тропее, фасад Чертозы в городе Серра, собор в Монтальто-Уффуго, Арагонский замок в Реджо, замки в Пиццо и Бельведере-Мариттимо.

[

«Знаешь, здесь неподалеку есть пещера с таким огромным залом, что в нем может с легкостью поместиться собор Святого Петра?» — спросили меня попутчики во время последнего посещения Триеста — итальянского города, что расположен на границе со Словенией.

Про пещеру, что носит очевидное название Гротта Джиганте (Grotta Gigante), то есть, «Гигантская пещера», я слыхом не слыхивала, потому незамедлительно было принято решение отправиться туда, дабы выяснить на месте, что же такое она собой представляет.

На фото: вход в Большой зал Гротта Джиганте

Расположена Гротта Джиганте на известняковом плато Карст близ магистрали, соединяющей Италию со Словенией и Хорватией. Среди российских путешественников данный природный туристический объект особой популярностью не пользуются, более того, информации о Grotta Gigante даже нет в российской версии Википедии, что крайне печально, поскольку место это весьма любопытное.

Касается это не только внушительных размеров Гротта Джиганте, из-за которых она даже попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самая крупная в мире пещера, оборудованная для посещения туристических групп, то есть, с лестницами, подсветкой и прочими атрибутами для безопасного спуска внутрь, но и истории пещеры, каким бы странным ни показалось вам это словосочетание.

На фото: заросли сталактитов в Гигантской пещере

Гигантская пещера была открыта спелеологами в 1840 году, а уже в 1905 году здесь начались работы по благоустройству спуска, дабы сделать этот природный объект доступным для туристического посещения. Помимо спелеологов в пещере проводили изыскания и археологи, и их находки наиболее любопытны, ведь ими на дне пещеры были обнаружены останки двух доисторических людей, осколки древнейших образцов керамики, а также кости животных, что некогда обитали на территории Евразии, но вымерли во время последнего Ледникового периода.

Осмотр Grotta Gigante начинается как раз с подробного экскурса в историю и археологию, ведь спуск в пещеру осуществляется один раз в час, так что, пока ждешь своей очереди, остается приличное количество времени для того, чтобы изучить экспозицию местного музея, устроенного непосредственно над пещерой. Между прочим, данный подход более чем оправдан, получается, вначале изучаешь теорию, а потом уже переходишь к практической части, то есть, к прогулке по пещере и безудержному фотографированию сталактитов и сталагмитов.

На фото: сталагмиты в пещере напоминают грибы

О том, что на территории Евразии в доисторические времена «проживали» пантеры, волосатые носороги, гиппопотамы и другие животные, современный ореол обитания которых ограничивается Африкой, Азией, Южной и Северной Америкой, я читала в книге «Ружья, микробы и сталь», но одно дело читать про это, а совсем другое — видеть вещественные доказательства своими глазами.

В музее, открытом при пещере, доисторическим травоядным и хищникам, что не пережили последний Ледниковый период, а также близкое знакомство с голодными кроманьонцами, отведен целый зал. Здесь можно увидеть кости европейских пантер, носорогов, гиппопотамов, бизонов, гиен и европейского льва, обнаруженные в пещере.

На фото: кости европейской пантеры, обнаруженные в Гигантской пещере

В центре экспозиции — реконструированный скелет пещерного медведя, эти животные вымерли около 29 000 до нашей эры. Размером пещерные медведи были примерно со своих полярных родственников, а рацион их состоял из ягод, кореньев и прочих составляющих пищевого набора вегетарианца. Точная причина исчезновения пещерных медведей до конца не установлена, но историки предполагают, что в данном случае Ледниковому периоду очень помогли люди, как раз в этот период активно охотящиеся на территории Европы.

На фото: скелет пещерного медведя в музее при Гигантской пещере

Кстати, о людях. Во время изучения пещеры археологи обнаружили здесь осколки керамики и глиняной посуды, а также наконечники стрел, относящиеся к Бронзовому веку, то есть, к периоду с 4000 до 1500 гг до нашей эры. К единодушному мнению относительно того, проживали древние люди в Гигантской пещере на постоянной основе, или же следы доисторической цивилизации просто иногда сваливалась внутрь Grotta Gigante, ученые так и не пришли, но, нужно сказать, если гигантская пещера и использовалась древнейшими представителями гомо сапиенс в качестве постоянного места жительства, то понять их выбор и сегодня проще простого.

На фото: образцы керамики и глиняной посуды бронзового века, обнаруженные
в Гигантской пещере

Дело в том, что температура внутри пещеры неизменно держится на уровне 11 градусов, а размеры главного зала явно свидетельствуют о том, что здесь с комфортом могло расположиться целое племя: длина пещеры — 167, 70 метров, а ширина — 76,30 метров.

На фото: гигантский сталагмит и Большой зал пещеры

Спуск на глубину 98,50 метров осуществляется по лестницам, строительство которых было завершено в 1908 году, тогда же в пещеру стали допускать не только ученых, но и любопытных туристов. Кстати, лестничные пролеты пещеры опираются на железнодорожные пути — их Grotta Gigante в свое время подарили австрийские железные дороги, помогавшие облагородить пещеру.

Оказавшись внутри Гротта Джиганте, невольно ловишь себя на мысли, что именно так должен выглядеть парадный зал во дворце короля гномов, благо подсветка пещеры позволяет рассмотреть в деталях стремящиеся вверх колонны сталагмитов и свисающие с потолка сталактиты.

Рост естественных барельефов пещеры напрямую зависит от количества осадков, что выпадают в этой части Италии: в засушливые периоды скорость роста сталактитов и сталагмитов не превышает одного миллиметра в тридцать в лет, зато в дождливые годы подземные колонны растут, можно сказать, как на дрожжах — один миллиметр за три года.

Еще один любопытный момент — цвет стен пещеры, который напрямую зависит от химического состава горной породы. В этом плане Гротта Джиганте повезло, она — разноцветная. Серый цвет некоторых стен свидетельствует о том, что на данном участке преобладает известняковая горная порода, рядом можно увидеть белоснежные стены — в их составе чистый кальцит, а красные и оранжевые стены пещеры говорят о том, что в этих местах горная порода содержит карбонат кальция и оксид железа.

Кое-где в пещере внимательный турист может заметить и растения, что, между прочим, абсолютно противоречит законам природы. Дело в том, что любому растению для роста необходим свет, в пещерах же подобного типа и днем, и ночью царит полнейшая мгла, однако после того, как внутри Гротта Джиганте создали систему искусственного освещения, здесь незамедлительно начали расти папоротник, мох и водоросли. Так что не всегда человеческая активность приводит к исчезновению растений и животных, иногда она стимулирует и обратные процессы.

Хотя по сути пещера представляет собой единое пространство, её принято условно делить на два зала: Большой и Алтарный. Второй зал в данном случае — всего лишь минус первый этаж Большого зала, но и он не является дном пещеры. На самом деле, по одному из туннелей Алтарного зала можно спуститься на глубину до 250 метров.

На фото: сталагмит в виде башни в Grotta Gigante

Правда, совсем в подземелье Краста простых туристов не пускают, зато сюда довольно часто спускаются ученые Университета Триеста, здесь они проводят измерения уровня подъема подземной реки Тимаво, что и сформировала миллионы лет назад Гротта Джиганте.

Зато гостям разрешается прогуляться по искусственной галереи, а в финале предлагается подняться на обзорную площадку Бельведер, откуда открывается вид на всю пещеру целиком. Между прочим, именно сюда в 1840 году спустилась группа исследователей во главе с инженером Антоном Фридрихом Линднером, обнаружившая Гигантскую пещеру, кстати, в подземелье на веревках ученые полезли не просто так, они искали пресную воду в глубинах массива Карст.

На фото: Большой зал Гигантской пещеры

Напоследок, забавное. Один из сталагмитов пещеры своей формой очень напоминает статую Мадонны, поэтому накануне Рождества близ него устанавливают фигурки Девы Марии, Иосифа, младенца Иисуса в яслях и волхвов. Если же вспомнить, что в Гротта Джиганте археологами была обнаружена керамика Бронзового века, то в том, что в пещере нашлось место для рождественских презепио можно усмотреть своеобразную «преемственность поколений». Хотя, буду откровенна, подобные плоды человеческой цивилизации в Гигантской пещере смотрятся весьма чужеродно, какие-нибудь копии доисторических наконечников стрел здесь были бы куда более уместны.

Стоимость посещения : 12 евро (взрослый билет), 9 евро — студенческий, школьники — 8 евро, дети от 3-х до пяти лет — 1 евро, дети до двух лет — бесплатно.

Часы работы : с октября по март с 10.00 до 16.00, с апреля до сентября с 10.00 до 18.00

Адрес : Società Alpina delle Giulie – Sezione di Trieste del C.A.I. Indirizzo: Via Donota, 2
34121 – Trieste (TS) C.F.: 80016540322 Partita I.V.A.: 00243240322
COORDINATE BANCARIE – codice IBAN: IT84I0892802200010000010249

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Если Вам надоели пляжи Италии, то возможно понравятся морские пещеры, в которых можно так же поплавать и охладится в жаркие дни. В Италии есть несколько захватывающих морских пещер, которые можно найти по всему побережью. Начиная с популярного Голубого грота на острове Капри, и до обширной системе пещеры Палинуро - это несколько восхитительных натуральных чудес мира. Итак, 10 морских пещер Италии в фотоленте.

Голубой грот, Капри

Одно из секретных и естественных чудес мира. Его называют голубым, потому что свет отражается вверх от ясного синего моря, освещая пещеру волшебным голубым светом. Сегодня это популярная достопримечательность, а пещера была известна еще римлянам, ведь римские сооружения и статуи были найдены в этих местах. Интересно то, что грот имеет всего один вход с моря, поэтому попасть в эту красивую голубую пещеру можно лишь на лодке. Длина пещеры - 56 метров, а ширина 30 метров.


Грот в Кастро
Особенно красивая карстовая пещера в море, находящаяся под специальной защитой. Топография известняка области придает пещере уникальную и тонкую эко-систему над уровнем моря и ниже, цвета этих мест захватывающие.


Голубой грот, Таормина
На острове Белле, близко к Таормине в Сицилии, находится еще один голубой грот, очень популярный у местных жителей, однако он все еще не открыт для туристов, как голубой грот в Капри.

Грот Нептуна, Альгеро
Обнаруженный в 18-ом столетии местными рыбаками, грот Нептуна - часть системы пещер, которая простирается на 4 км, включая подводную пещеру Нерео, которую посещают каждый год тысячи аквалангистов. Грот Нептуна доступен пешком, он представляет собой освещенную пещеру с захватывающими сталактитами, формированиями сталагмита и конечно же, восхитительным морем.

Грот делло Поэзия, Рока Веккья, Саленто
Легенда гласит, что красивая принцесса любила плавать в благотворных водах пещеры, и ее красота была так великолепна, что новости быстро распространились на всем протяжении Пулии. За новостью в эти края примчались легионы поэтов со всего протяжения юга Италии, собравшись в этом месте, чтобы сочинять стихи, вдохновленные её естественной красотой. Большая карстовая пещера за утесом в Рока - это то место, где можно получить вдохновение. Стены исписаны надписями на древнем греческом и латыни.

Голубой грот Марино, Кала-Гононе, Сардиния
Это место очень популярно среди туристов по причине его доступности и обширности. Голубая вода повсюду, Вы можете пройти по сооруженным мостикам от зала к залу, наслаждаясь прохладным воздухом и водичкой. Вы получите море впечатлений от этого места.

Морские пещеры мыса Гаргано, Пулия
Это целый комплекс пещер: "пещера двух глаз", "Пещера томатов", "Пещера контрабандистов" и много других разных пещер. У каждой из пещер этого комплекса есть что-то особенное, что-то, что отличает их друг от друга. Может быть, это великолепие цветов. Это целая область неопознанных сокровищ, натуральных чудес, где пещеры - одни из самых красивых по всей Италии.

Морские пещеры Палинуро
Тирренское море на Мысе Палинуро, Салерно является родиной самой обширной системы пещеры Италии. Тысячи любителей дайвинга стекаются в огромные подводные пещеры для захватывающего подводного плавания, однако надводные пещеры столь же захватывающие.

Изумрудный грот, Сардиния
Небольшой, но очень симпатичный грот Сардинии, пещера освещена в изумрудно-зеленом цвете вод вокруг острова. Если Вы находитесь в тех краях, то обязательно стоит посетить это место, однако посещение может быть очень коротким, потому что сюда съезжается большое количество туристов, и все они желают посетить пещеру.

Голубой грот на пляже Каволи, остров Эльба
На идиллическом тихом пляже Каволи на острове Эльба находится голубой грот. Пещера находится на расстояние 600 метров от песчаного берега, можно добраться на водном мопеде или небольшой лодке. Не самый захватывающий грот из всего списка, однако он хорош тем, что здесь мало туристов,и от него веет тайной!

Недалеко от г. Алия (провинция Палермо) находятся Пещеры Гурфа (Le grotte della Gurfa), созданные человеком еще в бронзовом веке.

Название «Гурфа» имеет арабское происхождение и означает «комната». Всего в пещере 6 комнат, вырезанных в скале из красного песчаника. Высота большой залы пещеры достигает почти 16 метров, а куполообразный свод венчает небольшое отверстие, через которое внутрь проходит свет.

Древняя легенда гласит, что в пещере был похоронен критский царь Минос, который оказался на Сицилии в поисках изобретателя Дедала. К убийству Миноса, считается, имели отношения сиканский царь Кокал и его дочери, пригласившие погостить у себя критского царя. Однако, в гостях Миноса поджидала опасность - коварные женщины сварили его в кипятке.

Расположенный в коммуне Алия, Grotte della Gurfa считается одним из самых важных археологических объектов на Сицилии.

Представляем интервью Анны Касис с профессором Кармело Монтанья, об экстраординарных пещерах Гурфа. Величественных вырезанных в скале подземных сооружениях, свидетельствующих о древней цивилизации на Сицилии - вожделении ученых и гордости археологического туризма в провинции Палермо.

Их называют Grotte della Gurfa, но они не пещеры, и даже не зернохранилища или древние склады, по крайней мере, в их первоначальном использовании. Они, безусловно, имеют арабское происхождение в своей топографии, однако есть много сомнений в значении их названия: яма, «наклонная горная стена» или даже «камера на верхних этажах». Есть даже сомнения по поводу того, кто их построил, и когда построил. Тем не менее, несмотря на все эти сомнения, есть люди, кто рассматривает архитектуру Grotte della Gurfa "в широких масштабах, пропитанную архаичной святостью" за размеры подземных сооружений. Святилище или, возможно, даже гробница царя Миноса с Крита, прибывшего на Сицилию для захвата Дедала. В объяснении историка искусств Кармело Монтанья, который в своих книгах («Sulle tracce di Minosse», «Thòlos e Tridente», «Il Tesoro di Minos») попытался раскрыть тысячелетние секреты этих загадочных сооружений, содержится увлекательная и убедительная их интерпретация....

В первую очередь, обращает на себя внимание монументальность этого гипогея, в частности, колокольной пещеры, такой как толос, чьи размеры делают ее самой большой в Средиземноморье...

Как только я увидел фотографии колокольной пещеры Grotte della Gurfa почти в центре Сицилии, то сразу же решил поехать туда. Поскольку колокольные пещеры являются важнейшими объектами наших исследований по археоакустике . Мы довольно легко нашли пещеры Гурфа и смогли попасть в открытую дверь в амфиладу подземных залов второго этажа, а также посмотреть оттуда на колокольную пещеру. Однако, отдельные входы в залы первого этажа, в том числе саму колокольную пещеру, были закрыты на замки. Когда мы уже отчаялись попасть в них, приехала группа местных молодых итальянцев с девушками, и открыла обе двери. После этого мы зашли в них.

Колокольная пещера Grotte della Gurfa очень похожа на ранее исследованные нами колокольные пещеры в