Мавританский замок в испании. Мавританский замок синтры

История Гибралтара только в письменных упоминаниях насчитывает 3 тысячи лет. Начало этому её отсчёту положили финикийцы, основавшие в этом месте первое поселение. А если копнуть глубжее и чуть-чуть левее, то выяснится, что данное место было последней известной в Европе стоянкой неандертальцев.

Последние обитали в этих местах с 50-ти тысяч лет до нашей эры до 24-го тысячелетия того же время исчесления. Но на этой странице я коснусь более близкого исторического времени, которое можно не только увидеть, но и потрогать.


А если добавить конкретики, то сегодняшний рассказ посвящён Мавританскому замку Гибралтара. Маврами в своё время испанцы, назвали арабо-берберских захватчиков, высадившихся на Гибралтарском полуострове в 711 году нашей эры и сумевших захватить почти весь Пиринейский полуостров.

Дело в том, что данные воинственные ребятушки и члены их семей переправились в Европу с территории сегодняшнего Марокко, которое в своё время являлась римской провинцией Мавретания. Вероятно эта аналогия и была подмечена европейскими смекалистыми жителями Раннего Средневековья.



Так вот, высадившиеся в этом месте уже мавры, под предводительством Тарика ибн Зияда и Мусы ибн Нусайра, оценили выгодность и оборонопригодность гибралтарского полуострова и тут же приняли решение о строительстве в этом месте крепости, но не такой, которая горит в огне и гниёт под дождём, а современной каменной.

А так как упомянутые полководцы, прибыли во главе 12-ти тысячного отряда, не лясы точить, а воинских подвигов ради, то не стали они ожидать когда построят столь прекрасное оборонительное сооружение, а поскакали в глубь королевства вестготов за воинской доблестью.



Именно по этой причине год начала строительства замка не оказался запечатлён в строгом соответствии с хронологией развития событий. Но так как Гибралтар стал местом сообщения, высадившихся арабских войск, со своей родиной Северной Африкой, то понятное дело, что защита этого места просто обязывало постройку хорошо укреплённой цитадели.

Поэтому принято считать, что первый Мавританский замок возник в первой половине 8-го века. А так как для возражений особо фактов нет, то предлагаю и нам признать сие утверждение не голословным, а вполне научно обоснованным.



Так вот, с учётом того что Гибралтарская скала занимает большую часть полуострова, а её северная и восточная часть считалась во все времена неприступной, то и постройка крепости была сформулирована в соответствии с реалиями имевшейся наглядной картины вещей.

Военные архитекторы арабских агрессоров приняли решение отгородить полуостров от остального мира, используя природный рельеф. Впрочем такой подход, к решению злободневных задач, во все века имел приоритетное значение.



А так как арабские архитекторы учились в нормальных вузах, то вполне ожидаемым стало их решение о возведении стены от берега моря до вершины скалы. Ну а так как голая стена не выглядела бы красивой, её решили разбавить несколькими башнями и другими укреплёнными постройками.

Причём в постройке крепости предположительно поспособствовало и рытьё туннеля в скале, каменная выработка из которого весьма пригодилась в качестве одного из строй материалов, для возведения цитадели. Но опять таки заметьте, я сказал предположить. Потому что вполне возможно камень привозился с африканских каменных заводов, имевших соответствующий европейский сертификат качества. Кто его знает?



Так вот, первый замок вместе со стенами до сегодняшнего дня не сохранился, в виду непростых отношений государства мавров, с возникшем со временем на Пиринейском полуострове испанским королевством.

И в конце концов дело дошло до того, что в 1309 году испанские войска захватили исконно арабские земли (как к тому времени уже считали арабы) и разрушили до основания Мавританский замок. Правда в последующие 41 год они его частично востановили, но историей это не считается.



А цифра 41 прозвучало не просто так, а по причине того, что в 1350 году армия мавров вернула себе эти земли ещё на 112 лет. И именно в это время они заново отстроили Мавританский замок, привнеся в его облик, современное к тому времени для крепости обличье.

Если принять во внимание, что замок с того времени больше не перестраивался, то можно в данном случае со всей уверенностью утверждать, что сегодня все желающие могут лицизреть именно постройку того самого времени без какого либо обмана.

Эпоха расцвета Кордовского халифата - могущественного государства, в 929 году провозгласившего свою независимость перед лицом всего мусульманского мира - считается временем рождения мавританского искусства в Испании. Даже распад в XI веке Кордовского халифата не остановил дальнейшее развитие «мавританского стиля» в искусстве. Стиль только приобрел лирическое, интимное звучание, утонченную чувственность и вместе с тем еще большую жизненную энергию.

Эпоха расцвета Кордовского халифата - могущественного государства, в 929 году провозгласившего свою независимость перед лицом всего мусульманского мира - считается временем рождения мавританского искусства в Испании. Даже распад в XI веке Кордовского халифата не остановил дальнейшее развитие «мавританского стиля» в искусстве. Стиль только приобрел лирическое, интимное звучание, утонченную чувственность и вместе с тем еще большую жизненную энергию.

Всем известный архитектурный ансамбль «Альгамбра», бередящий в воображении старые легенды о любви и рыцарстве - вершина мавританского искусства. Первоначально дворцовый комплекс не имел единого плана, так как возводился в Гранаде в разное время, но не смотря на это, он отличается целостностью и архитектурным единством..

Эмир Аль-Ахмар (первый эмир династии Насридов) задумал замок Альгамбра, как свою новую правительственную резиденцию. Строить её он решил в 1239 году на самом высоком холме Гранады - Красном холме. На этом месте ещё в IX веке существовала древняя римская крепость. Но дворцы и административные здания Амальгамбры, дошедшие до нас, относятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные государи - Иусуф I и его сын Мухаммед I. Мухаммед I лично руководил строительством, беседовал с архитекторами, художниками и рабочими; занимался планировкой сада, высаживал редкие растения, прекрасные кусты и красивые цветы - именно благодаря ему замок Альгамбра и сохранился до сих пор.

Дворец Комарес был главной резиденцией Альгамбры, в центральной части которого располагался знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Назвали так его уже позже, в XVII веке, из-за миртовых деревьев, которые были высажены по длинным сторонам прямоугольного водоема, расположенного во дворе. В зеркальной глади водоема отражаются золотисто-розовая башня Комарес (высота ее 45 метров), и голубое небо, расширяя пространство двора и создавая ощущение легкости и простора.

В центре башни Комарес расположен великолепный квадратный Тронный зал (или Зал послов), в котором прямо против входа возвышался трон правителей Гранады. Размеры этого зала -11,3x11,3x18,2 метра, он самый большой в Альгамбре, и был возведен в XIV веке. В зале- 9 больших арочных окон, размещенных на уровне пола, три из которых по центру разделены мраморными колоннами.

Благодаря толщине стен в Зале послов, которая достигает 3 метров, каждое из окон превратилось в самостоятельное, богато украшенное пространство - типа лоджии. Эти окна-лоджии добавляют церимониальному залу Альгамбры лирическую интимность, из них властители Гранады наблюдали за жизнью подданых и любовались красотами страны. Созидая Тронный зал, опытные мавританские архитекторы показали поистине чудеса, играя со светом и устремляя его через окна с искусной резьбой и цветными стеклами. Ниспадая на сияющие стены, свет озаряет зал пронизывающим волшебным сиянием. Свет льётся не только из нижних окон, но и из 20 зарешеченных верхних окон. Вершина мастерства арабских зодчих - знаменитый наборный потолок из кедрового дерева. Он окружен сталактитовым фризом и состоит из 3 сужающихся кверху наклонных плоскостей, венчающихся в центре маленьким сталактитовым куполом.

Тронный зал является самым историческим залом Альгамбры. Не все факты имеют историческое подтверждение, но говорят, что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Колумба и здесь же султан Боабдиль сдал Гранаду католическим королям Испании.

Противоположностью открытого и освещенного пространством Миртового Дворика является затененный арочный проход в башне Комарес, влекущий к себе таинственной, прохладной полутьмой. Перед входом в башню расположен вытянутый в длину, узкий «Зал ла Барка» - Зал Лодки. Отдельные ученые поясняют это название сходством рисунка потолка зала с килем корабля. Но испанский писатель Карлос Паскуаль выдвинул гипотезу о происхождении слова «барка» от арабского «барака» - «благословение, благодать», которая кажется очень вероятной.

По соседству с дворцом Комарес расположен Львиный дворик, относящийся к типу дворцового здания-сада. Именно здесь проходила частная жизнь халифов Гранады, закрытая от посторонних взглядов. Львиный дворик был построен второй половине XIV века. Название двора не случайно: двенадцать львиных фигур окружают расположенный в центре небольшого открытого дворика фонтан. Изваянные из какого-то особого полудрагоценного мрамора львы, помещены как лучи звезды.

Такое количество львов выбрано не зря. Как гласит давняя легенда, именно 12 львов поддерживали трон царя Соломона, и об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Визирь же и посоветовал султану окружить фонтан фигурами львов, которые доставили в Альгамбру из старого дворца в Альбуйеине. Но ученые не верят в эту историю и относят к легендам, так как считается, что львы у фонтана появились только в XVI веке - уже после падения Гранады. Но и историки, и искусствоведы сходятся в одном: чарующая тишина Львиного дворика, нарушаемая только журчанием водяных струй, скрывает много тайн.

Горные склоны Сьерра-Невады в изобилии поставляли воду ручьям, садам и фонтанам Альгамбры. Вода - земная стихия, которую мавры ценили превыше всего. Жители Востока считают фонтаны, ручьи и водопады такой же характерной частью архитектуры, как греки- колонны. Не зря на одном из фонтанов в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

Львиный дворик интересен не только статуями львов. Еще одно украшение дворика - «Зал сталактитов», расположенный на его западной стороне. Зал получил свое название из-за кружевного убранства потолка. И хотя потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара и был заменен в 1614 году эллипсовидным покрытием, название сохранилось до сих пор.

Просторный «Зал двух сестер», расположенный на северной стороне Львиного дворика, тоже имеет свою историю: в нём сначала были заключены, а потом умерли две сестры-христианки, разделённые со своими возлюбленными. Арабские мастера, создавая этот квадратный зал, сделали чудеса: прекрасный орнамент отделки, в котором шедеврально соединили холодный блеск изразцов, жизненную теплоту дерева и пластичность матового стука. До нашего времени сохранилась лепнина «Зал двух сестер», удивляя и завораживая сегодняшнего путешественника: невозможно найти двух одинаковых изразцов в этих резных сотах. Находясь в этом зале, кажется, что, обернувшись, ты увидишь саму красоту…

Ещё один зал, «Зал Абенсерхав», расположенный напротив «Зала двух сестер», имеет мрачное прошлое. Как гласят предания, именно здесь, в 1482 году произошли кровавые убийства. Расчищая путь к трону для своего сына, жестокий правитель вызвал во дворец еще 36 претендентов на престол. Встреча происходила в этом зале и закончилась ужасно: палач перерезал горло всем конкурентам.… Прошло почти 6 веков с тех пор, но даже сейчас людям иногда чудятся пятна крови.

Мавританские поэты, описывая Гранаду и замок Альгамбра, не скупились на метафоры: «радость детей», «неувядающий сад цветов и фруктов», «истинный рай Магомета». Жители Востока представляют рай блистательным и роскошным, наполненным радостями жизни. Рай видится им чудесным садом с изумрудными лугами, полноводными, чистыми реками и земными наслаждениями.

Время строительства замка Альгамбры совпало со временем реконкисты в Испании - длительной и тяжелой борьбой испанцев против арабских завоевателей. Правители Гранады хотели скрыться за толстыми стенами Альгамбры от тревожных новостей и мыслей, забыть все опасности, предательства и измены и не думать о завтрашнем дне. В крепости, среди утонченной роскоши, и сейчас чувствуется та безмятежность, зовущая мечта, так привлекающая властителей Востока.

Повторив несметное количество раз простые архитектурные элементы, мастера смогли создать неповторимые сложные формы. Мусульманам религия не разрешает изображать живые существа, и они искали идеи и вдохновение в природе. Наблюдая и переосмысливая каждый цветок, каждый листок, мастера превращали их в геометрические шедевры. Арабская письменность, выполненная мастером- резчиком по камню или дереву, тоже превратилась в искусство. «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его», - эта фраза, включенная в орнамент, повторяется несчетное число раз.

Одна из легенд гласит, что султан Боабдиль спрятался в тайнике за пределами замка, когда христианские армии подошли к Альгамбре, чтобы не видеть, как над сердцем Гранады взовьется христианский флаг. А мать сказала ему: «Ты оплакиваешь, как женщина то, что не мог защитить, как мужчина».

В следующие века Гранадой правили христианские правители. Фердинанд Великолепный в 1515 году издал специальный указ о сбережении Альгамбры - «столь исключительного и великолепного сооружения». Одним из последующих королей Испании был построен на территории замка новый королевский дворец. Возводил дворец архитектор Педро Мачука, который в то время реставрировал Альгамбру и ухаживал за ее садами. Так как Мачука был учеником великого Микеланджело, то он решил построить величественное здание в стиле Ренессанса.

Новый дворец, отягощенный пилястрами и барельефами, не походил по стилю на легкую архитектуру Альгамбры. Он смотрится чужаком в ансамбле мавританских зданий, продукт другой эпохи, других вкусов, иных систем эстетических и нравственных ценностей. Американский писатель В. Ирвинг даже сравнивал его «с высокомерным и непрошеным гостем».

В Гранаде с 1536 года была резиденция Карл V- императора Священной Римской империи. Он согласился не перестраивать Альгамбру, хотя и хотел возвести здесь ротонду, которая так и не была закончена...

Мавританский замок возвышается над песчаным перешейком, соединяющим Гибралтар с материком, словно часовой, охраняющий свои владения.

Он был построен шесть веков назад, после того как в 1309 г. древние арабские укрепления, находившиеся на этом месте, были разрушены испанскими войсками.

Отвоевав в 1333 г. Гибралтар, мавры перестроили замок и назвали его «Башня чести».

После множество различных боев, здании превратилось из крепости в музей, который стал открыт для посетителей.

Посмотреть можно лишь четыре небольшие комнаты на верхушке башни, так как вся ее нижняя часть вплоть до основания представляет собой каменный монолит.

Для посетителей выставлены восковые фигуры арабских военачальников и правителей в натуральную величину.

Среди них можно увидеть Тарика ибн-Сеида, предводителя двенадцатитысячного арабско-берберского отряда, высадившегося на Гибралтаре в 711 г., и Аль-Мумипа, основавшего город Гибралтар в 1160 г.

Мавританский замок

Одной из уникальных достопримечательностей Гибралтара является Мавританский замок, построенный династией Marinid в VII веке нашей эры. Он представляет собой средневековое укрепление, состоящее из ворот, крепостных стен и Башни Памяти, являющейся доминантой сооружения. Замок заметен издалека из-за своей поразительной архитектуры и стратегического расположения - он является символом арабского господства на Пиренейском полуострове, продолжавшегося более восьмисот лет. Его стены протянулись от верхней части Гибралтара вниз, к морю.

Наиболее яркой частью замка является Башня Памяти, перестроенная в XIV веке. Ее высота составляет около ста метров, она является самой высокой башней исламского периода на полуострове. Ее прочные каменные стены и бастионы с гордостью хранят «шрамы» осад и артиллерийского огня.

Это старинное сооружение с торжественно реющим флагом по-прежнему возвышается над Гибралтаром, привлекая внимание туристов. В настоящее время недавно отреставрированный замковый комплекс доступен для посещения туристами.

Замок Мавров или замок Синтры расположен на одном из холмов скалистого массива горы Синтра. С высоты стен открывается потрясающий вид на одноименный город, атлантический океан, зеленые долины, отсюда видно даже дворец Мафра.

История замка началась в VIII веке, когда мусульмане добрались до иберийского полуострова, здесь они возвели примитивные защитные сооружения и основали поселение «as-Shantara».

Замок был построен в стратегическом месте, отсюда мавры могли контролировать основные пути, соединяющие Лиссабон, Синтру, Мафру и Кашкайш.

В начале XII века, пока мавры между собой делили власть, король Афонсу Энрикеш освобождал португальские земли. После успешной осады замка Святого Георгия в Лиссабоне в 1147 году, мавры оставили и Синтру.

Одна из легенд гласит, что мусульмане настолько были удивлены победой крестоносцев в Лиссабоне, что сдали замок Синтры без боя в надежде, что вскоре вернутся. В одной из пещер вблизи замка спрятали сокровища.


Эта легенда вполне имеет право на жизнь. В горном хребте Синтры множество пустот естественного происхождения. Геологи выяснили, что пещеры тянутся под всем плато и имеют выход к морю, некоторые из них в приливы наполняются морской водой.

Возможно, что эти естественные пещеры служили маврам секретными ходами за пределы замка. И могли стать тайником для сокровищ. Сокровища, кстати, так никто и не нашел.

Замок занимает площадь 12 тысяч кв. метров, периметр стен 450 метров.

Португальцы на правах хозяев, улучшают конструкцию крепости, возводят часовню. В ожидании, что мусульмане вернуться, крепость становится стратегическим наблюдательным пунктом. Здесь размещают небольшой отряд, который в случае надвигающейся угрозы с берега или суши, должен был немедля сообщить об этом королю.


К XIII веку Синтра становится излюбленным местом португальских королей. Но аскетичному замку, правители предпочли более комфортные покои национального дворца Синтры.

Постепенно замок приходит в упадок. Этот процесс ускорился в XV веке, когда евреи, единственные обитатели замка, были изгнаны из страны.

Заброшенный замок был оставлен на несколько столетий. Силы природы почти разрушили его: сначала молния, ударившая и уничтожавшая башню, затем землетрясение 1755 года.

Только в XIX веке с пришедшей модой на романтизм возобновляется история замка Мавров. Как раз в это время король-консорт Фернанду II затевает по соседству стройку века - новую королевскую резиденцию дворец Пена . Под шумок король скупает близлежащие земли, в том числе и замок за 210 реалов.


Несмотря на дилетантский подход к восстановительным работам, Фернанду II удалось остановить разрушительный процесс, восстановили стены, посадили деревья, проложили дорожки. И именно благодаря тонкой художественной натуре короля сегодня мы можем гулять по этому, пропитанному историей и романтизмом месту.

Из-за расположения замка, иногда бывает достаточно ветрено, поэтому захватите с собой что-нибудь, что защитит вас от непогоды.

Вернули былую мощь замку Мавров уже в середине XX века: привели в порядок стены, провели археологические раскопки. Так, например, были найдены древние захоронения.


Сейчас замок Мавров - это мощные стены, за которыми вы увидите остатки мавританской цистерны, в которой запасали воду на случай осады, руины часовни с археологической экспозицией.

Несколько лет назад остро встал вопрос о сохранении этих исторических реликвий, и муниципалитет разработал проект по сохранению артефактов, достроили крышу у часовни, конюшен, сделали информационную зону для посетителей.


Атмосфера этой мощной конструкции настолько завораживает, что забываешь о реальности. Но не забывайте, пожалуйста, о безопасности. Стены достаточно высокие, ступеньки неровные, конечно, есть защитные перила и бордюры, но все же будьте осторожны и смотрите под ноги.


Самое главное, почему стоит посетить замок Мавров - это вид. Панорамный захватывающий дух вид заслуживает того, чтобы обязательно посетить мавританский замок, прогуляться по крепостной стене, прикоснуться к истории, которой уже больше 1000 лет. Именно столько грозные стены хранят покой побережья тритонов.

Дворец Альгамбра (испан. Alhambra, что в переводе означает Красный замок) — загородная резиденция эмиров Гранады, в Испании. Альгамбра представляет собой укрепленный замок-дворец. Это знаменитая достопримечательность испанской архитектуры мавританского периода. Первые укрепления на ее территории построили арабы еще в IX столетии. Но подавляющая часть сооружений Альгамбры относится к XIII-XIV векам. Замковый комплекс состоит из двух больших частей: Алькасаба — цитадели на краю отвесной горы, города эмиров, Медины, прилегающей к ней с восточной стороны.

«Альгамбра» означает «красный», что отвечает истине, поскольку замок построен из красноватого камня. Стены крепости прилегают к городским укреплениям Гранады.

Замок возвышается на вытянутой горной вершине на высоте 700 м над уровнем моря. Длина комплекса достигает 740 м, ширина — 205 м. Его площадь — 142 тыс. м. кв, а наружные стены простираются на целых 2 км.

Сейчас главный вход во дворец Альгамбра расположен с южной стороны. К нему направляется дорога, идущая между стеной и откосом. Во времена арабского владычества в замок можно было попасть через огромную подковообразную арку — Ворота Правосудия, расположенные в башне с таким же названием. Над аркой высечено огромную руку. Ниже, над проемом ворот, не меньший по размерам ключ. В Испании существует предание, что рука и ключ — это колдовские знаки судьбы Альгамбры. Рассказывают, что мавританский царь, который построил этот замок-дворец, был прославленным волшебником. Он наложил на Альгамбру магическое заклятие. Поэтому ни ураганы, ни войны не смогли разрушить ее. Заклятие утратит силу лишь тогда, когда рука с наружной арки протянется под свод за ключом. Тогда стены превратятся в прах, открыв мавританские сокровища под фундаментом крепости.

В южной части Альгамбры находятся более поздние постройки христианской эпохи: недостроенный дворец Карла V (1526), рядом с ним на месте мечети возведена церковь Святой Марии и монастырь.

Альгамбра оставалась под властью арабов дольше других замков Испании. Вместе с Гранадой крепость стала последним оплотом мусульманского владычества в этой стране. В 1492 году после длительной осады она была сдана объединенным войскам католических королей — Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, что ознаменовало завершения Реконкисты.

В течение последующих веков элементы мавританской архитектуры постепенно были уничтожены. Поэтому внешне замок-дворец выглядит аскетически строго и не очень впечатляет. Но стоит только попасть внутрь, чтобы почувствовать себя как в сказке, окруженным сложной системой двориков, залов и галерей. Стены внутренних покоев дворца сделаны из золотистого камня, а комнаты доверху наполняет солнечный свет. Внутреннее убранство поражает великолепием и изысканностью. Аркады стрельчатых и подковообразных арок с ажурными украшениями опираются на очень тонкие мраморные колонны, которые окружают внутренние дворы. Входные проемы с изящными арками ведут в покои, сплошь покрытые орнаментами.

Сейчас во дворце Альгамбра в Гранаде находится музей исламской архитектуры.

Замок Альгамбра на карте:

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

Фото 360 панорама:

Видео, просто фотографии в виде слайд-шоу:

Еще одно видео на испанском, но красотой можно просто наслаждаться 🙂