Метеор на воде. "метеоры" - великолепные речные ракеты советской эпохи. Судна на подводных крыльях

Метеор – серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Это надежные, экономичные, высокоскоростные суда. По состоянию на 2017 г. Россия является единственной страной в мире, которая возобновила серийное судов на подводных крыльях, сохранив и усовершенствовав технологию проектирования и строительства судов.

Описание:

Метеор – серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, разработанных Ростиславом Алексеевым.

Первый экспериментальный «Метеор» был спущен на воду в 1959 г. Серийный выпуск «Метеоров» был налажен на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. С 1961 года по 1991 год было построено более 400 теплоходов этой серии.

История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и в 1941 г. защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях».

В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей – одна спереди и одна сзади. Двугранный угол при схождении или мал, или отсутствует, распределение веса – примерно поровну между передней и задней плоскостями. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности , постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность. При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды ) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим . Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды.

Из-за разных скоростей обтекания в соответствии с уравнением Бернулли на верхней поверхности подводного крыла создается разрежение, а на нижней повышенное давление – это приводит к образованию подъемной силы. При уменьшении глубины давление на верхней поверхности крыла растет, т.к. в пограничной зоне происходит подтормаживание частиц жидкости, в результате подъемная сила уменьшается и судно стабилизируется.

Преимущества:

– надежные, экономичные, высокоскоростные суда,

по состоянию на 2017 г. Россия является единственной страной в мире, которая возобновила серийное производство судов на подводных крыльях, сохранив и усовершенствовав технологию проектирования и строительства судов .

Технические характеристики судна на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160:

Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» проекта 23160 предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа.

Характеристики: Значение:
Класс судна КМ СПК – A
Район эксплуатации моря с морским тропическим климатом R3-RSN (h в 3% 2,0 м)
Длина габаритная, м 35,2
Ширина габаритная, м 10,3
Водоизмещение, т 73,0
Осадка габаритная на плаву, м 3,5
Скорость, узлов не менее 35
Экипаж, человек 5
Пассажировместимость, человек: 120
салон бизнес класса 22
салон экономического класса 98
Мощность двигателей, кВт 2 х 820
Часовой расход топлива, кг/час 320
Дальность хода в полном водоизмещении, миль 200
Автономность плавания, часов 8
Удаление от порта-убежища в открытых морях, миль 50
Мореходность (высота волны h3%), м <2,0 (крыльевой режим) /2,0-2,5 (водоизмещающий)
Расход топлива, кг/ час 320

Примечание: описание технологии на примере судна на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160.

речное комета и метеор судно разница
купить якорь судно метеор проект 342 э
ракета метеор комета судно суда на подводных крыльях
рулевое устройство судна метеор проекта 342э
суда на подводных крыльях типа метеор википедия фото характеристики
суда на подводных крыльях ракеты метеоры
метеор – серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях ракета катер корабль теплоход суда быстроходное морское судно скорость новый википедия видео фото купить цена комета 120 м алексеева ссср проекты цкб валдай 45р восход

Коэффициент востребованности 568

Опросы

Нужна ли нашей стране индустриализация?

  • Да, нужна (90%, 2 486 голос(ов))
  • Нет, не нужна (6%, 178 голос(ов))
  • Не знаю (4%, 77 голос(ов))

Поиск технологий

Найдено технологий 1

Может быть интересно:

  • 3s сепаратор для высокоэффективного разделения газа на сверхзвуковых скоростях дает …

  • Установка выращивания зелени и зеленого гидропонного корма позволяют выращивать зеленые …

  • «Буревестник», «Спутник», «Комета» и «Метеор» - названия этих советских судов рождали романтические мысли о полёте. Хотя речь шла только о речной поездке. Впрочем, сложно сказать, поездка на судне на подводных крыльях - это и плавание, но в нём есть нечто от полёта. Эти суда, которые в общем виде, именовались ракетами и могли достигать скорости в 150 км/ч (перевозя до 300 пассажиров), были таким же символом СССР 60-х - 80-х годов, как и настоящие космические ракеты, которые бороздили Большой театр космические просторы.

    Тяжёлый экономический кризис (если не промышленная катастрофа) 90-х привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось. Сейчас давайте вспомним краткую историю этих необычных судов.


    Принцип движения этих судов был двойным. На малой скорости такое судно идёт как обычный корабль, то есть за счёт выталкивающей силы воды (привет Архимеду). Но когда развивает высокую скорость, то за счёт имеющихся у этих судов подводных крыльев возникает подъёмная сила, которая и поднимает судно над водой. То есть судно на подводных крыльях это и судно, и как бы самолёт одновременно. Только летает он «нызенько».

    Возможно самым изящным высокоскоростным судном на подводных крыльях был т.н. газотурбоход «Буревестник». Он был разработан ЦКБ СПК Р.Алексеева в городе Горький и при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч (правда данных о том, что судно когда-либо достигало такой скорости, нет).

    Первое (и единственное) экспериментальное судно «Буревестник» было построено в 1964 году.

    Оно эксплуатировалось в Волжском пароходстве на Волге по маршруту Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький.

    Особую эффектность этому судну придавали два авиационных газотурбинных двигателя по бокам (такие двигатели использовались на самолёте ИЛ-18).

    В таком судне путешествие и в самом деле должно было напоминать полёт.

    Особым изяществом отличалась капитанская рубка, дизайн которой напоминал дизайн футуристических американских лимузинов 50-х годов (на фото внизу, правда, рубка не «Буревестника», но примерно такая же).

    К сожалению, проработав до конца 70-х годов, уникальный 42-метровый «Буревестник» был списан по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. Непосредственной причиной списания стала авария 1974 года, когда «Буревестник» столкнулся с буксиром, сильно повредив один бортов и газотурбинный двигатель. После этого восстановлен он был, что называется, «кое-как» и через какое-то время его дальнейшую эксплуатацию сочли нерентабельной.

    Другой разновидностью судов на подводных крыльях был «Метеор».

    «Метеоры» были поменьше «Буревестника» (34 метра в длину) и не такие скоростные (не более 100 км/ч). Метеоры производились с 1961 по 1991 года и кроме СССР поставлялись также в страны соцлагеря.

    Всего было построено четыре сотни теплоходов этой серии.

    В отличие от авиационных движков «Буревестника», «Метеоры» летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.

    Панель управления судна:

    Но самым знаменитым судном на подводных крыльях следует признать, наверное, «Ракету».

    Впервые «Ракета» была представлена в Москве в 1957 году на Международном фестивале молодёжи студентов.

    Сам лидер СССР Никита Хрущёв тогда выразился в том духе, что, мол, хватит плавать по рекам в ржавых ваннах, пора путешествовать стильно.

    Впрочем, тогда по Москве-реке ходила только первая экспериментальная «Ракета» и после фестиваля она была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгну на линию Горький-Казань. Расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге опыт был признан удачным и «Ракета» пошла в серию.

    Ещё одно из известных советских судов - «Комета».

    «Комета» представляла из себя морской вариант «Метеора». На этой фотографии 1984 года две «Кометы» в морском порту Одессы:

    «Комета» была разработана в 1961 году. Серийно производились с 1964 по 1981 года на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Всего было построено 86 «Комет» (в том числе 34 на экспорт).

    Одна из доживших до наших дней «Комет» в ярком оформлении:

    К началу 70-х годов «Ракеты» и «Метеоры» уже считались устаревшими судами и им на смену был разработан «Восход».

    Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и др). В 90-х годах производство «Восходов» было остановлено.

    «Восход» в Нидерландах:

    Из других типов судов на подводных крыльях стоит вспомнить «Спутник».

    Это был воистину монстр. На момент постройки первого судна «Спутник» (октябрь 1961 года) это было самое большое в мире пассажирское судно на подводных крыльях. Его длина составляла 47 метров, а пассажировместимость - 300 человек!

    «Спутник» сперва эксплуатировался на линии Горький - Тольятти, но потом из-за своей низкой посадки был переведён в низовья Волги на линию Куйбышев - Казань. Но на этой линии он проходил всего три месяца. В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Сперва его хотели разрезать на металлолом, но потом решили установить на набережной Тольятти. «Спутник» был поставлен рядом с речным вокзалом, где в нем разместилось кафе с одноимённым названием, которое своим видом продолжает радовать (или пугать) жителей Автограда (пруф).

    Морской вариант «Спутника» назывался «Вихрь» и предназначался для плавания при волне до 8 баллов.

    Также стоит вспомнить судно «Чайка», которое было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч

    Ещё из редких нельзя не отметить «Тайфун»…



    …и «Ласточку»

    Рассказа о советских судах на подводных крыльях был бы неполным без рассказа о человеке, который посвятил свою жизнь созданию этих судов.

    Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980) - советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

    К идее судов на подводных крыльях он пришёл во время работ в ходе войны (1942) по созданию боевых катеров. Его катера не успели принять участие в войне, но в 1951 году Алексеев за разработку и создание судов на подводных крыльях был удостоен Сталинской премии второй степени. Именно его коллектив в 50-х создал «Ракету», а затем, начиная с 1961 года, чуть ли не каждый год новый проект: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». В 60-х Ростислав Евгеньевич Алексеев начал работы по созданию т.н. «экранопланов» - судов для ВДВ, которые должны были парить над водой на высоте в несколько метров. В январе 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта, который должен был войти в строй к Олимпиаде-80, Алексеев получил тяжёлые травмы. От этих травм он скончался 9 февраля 1980 года. После его смерти к идее экранопланов больше не возвращались.

    А сейчас предлагаю ещё немного фотографий этих безумно красивых судов на подводных крыльях:

    Построенная в 1979 году «Комета-44» сегодня эксплуатируется в Турции:



    Проект «Олимпия»

    Проект «Катран»

    Двухэтажный монстр «Циклон»

    Кладбище судов возле Перми.



    Бар «Метеор» в городе Канев (Украина)

    Красный «Метеор» в Китае

    Но даже сегодня эти суда проектов 60-х годов смотрятся вполне футуристично.

    «Метео́р» , проект 342Э - серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, разработанных Ростиславом Алексеевым.

    История

    Т/х «Метеор»

    Производились с 1961 по 1991 год на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1.

    Описание

    Теплоход Метеор проекта 342Э - дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озерам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки.

    Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом - на 26, 44 и 44 места соответственно. Переход пассажиров из среднего в кормовой салон осуществляется по имеющей крышу палубе (на фотографиях видна как «горб»), с палубы двери ведут в туалет, машинное отделение и подсобное помещение. В среднем салоне находится буфет.

    Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закрепленных на бортовых и днищевых стойках носового крыла.

    В качестве главных двигателей на теплоходе установлены два дизеля типа М-400 (12ЧНС18/20) правого и левого вращения двенадцатицилиндровые, четырёхтактные, с турбонаддувом, с водяным охлаждением, реверсивной муфтой, номинальной мощностью 1000 л.с. каждый при 1700 об./мин, конвертированные из авиационных М-40. Движители - два пятилопастных гребных винта фиксированного шага ø 710 мм. Для обслуживания силовой установки и судовых нужд установлен комбинированный агрегат дизель-генератор-компрессор-помпа. Агрегат состоит из дизельного двигателя мощностью 12 л.с. при 1500 об./мин. со стартерным и ручным пуском, генератора мощностью 5,6 кВт, компрессора и вихревого самовсасывающего насоса. Механическая установка теплохода управляется с постов в ходовой рубке и в машинном отделении.

    Источники электроэнергии

    Основным источником электроэнергии в ходовом режиме являются два ходовых генератора постоянного тока мощностью по 1 кВт каждый при нормальном напряжении 27,5 В, установленные на главных двигателях. Имеется автомат параллельной работы генератора и аккумуляторных батарей. Для питания потребителей электроэнергии на стоянке установлен вспомогательный генератор постоянного тока мощностью 5,6 кВт номинальным напряжением 28 В.

    «Метеор-236» на Лене

    • Первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.
    • В центре Сормовского района Нижнего Новгорода на площади Буревестника была установлена модель «Метеора». В данное время модель перенесена в сквер перед Политехническим техникумом вблизи Сормовского парка.
    • Около Казанского речного техникума установлена модель «Метеора».

    Теплоход Метеор-86

    Судно VIP-класса!
    В 2011 году был полностью обновлён салон судна, изменена отделка и планировка помещения (носовой и средний отсеки были объединены). Оснащён кожаными сиденьями с откидными деревянными столиками, есть гардероб и отдельные столы для проведения переговоров.
    Пассажировместимость = 86 человек
    На корабле функционирует бар, организовать питание на борту также можно путём развозки закусок с помощью специальных тележек (как в самолёте). Помимо этого, в наличии имеется прекрасно оборудованный клозет.
    Окна затонированы, есть встроенная система кондиционирования.
    Трюму теплохода также было уделено должное внимание: новые заклёпки, выпрямленные флоры, свежее лакокрасочное покрытие. Необходимый уход получила и обшивка судна.
    Теплоход оснащён новейшим радионавигационным оборудованием по классу О2.0. Для ведения спецсвязи при сопровождении VIP-рейсов оборудована отдельная каюта.
    Кроме того, была обновлена дизельная силовая установка: предприятие осуществило капитальный ремонт двух двигателей М419 (2200 л.с. в совокупности). Дополнительно установлен генератор Westerbeke на 220 В.

    Вконтакте

    Путешествуя по нашей стране каждый день открываешь для себя что-то новое. Вот и сегодня в круизе в Петрозаводске я обнаружил вот такую диковину. Это суда на подводных крыльях "Комета" и "Метеор". Так как я не был подготовлен к встрече с подобными судами, то "Метеор" практически не попал в кадр, так как думал, что они одинаковые. Из Петрозаводска "Метеоры" и "Кометы" выполняют рейсы по Онежскому озеру на Кижи, Великую Губу и Шалу. Стоимость проезда, например, до Кижей - 1375 рублей в одну сторону. Удовольствие не из дешевых.

    1. "Комета" — серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Теплоход разработан в 1961 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе "Море" (всего было построено 86 "Комет", в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).

    2. Водоизмещение 41,2 т (порожнее), 58,3 т (полное), длина35,1 м, ширина11,0 м, высота 7,8 м (при ходе на крыльях), осадка 3,6 м (при стоянке), 1,7 м (при ходе на крыльях).

    3. На теплоходе установлено 2 дизельных двигателя M-401А, 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос. Мощность 2200 л.с, движитель 2 винта, скорость хода 60 км/ч (максимальная), 55-57 км/ч или 30 узлов (эксплуатационная).

    4. Экипаж5 чел., пассажировместимость до 120 человек (в зависимости от модификации). Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом. Пассажирский салон напоминает салон самолета, ведь даже кресла стоят самолетного типа.

    5. На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно. На высокой скорости за счёт создаваемой этими крыльями подъёмной силы судно поднимается над водой. При этом значительно уменьшается площадь контакта с водой, и, следовательно гидродинамическое и лобовое сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.

    6. "Метеор", проект 342Э речной пассажирский теплоход на подводных крыльях, разработанный Ростиславом Алексеевым. Производились с 1961 по 1991 год на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии.

    7. А эта фотография бонус. Вот такой закат был сегодня на Онежском озере.

    Следующий мой пост будет про город Петрозаводск. Как говорится, Stay tuned.

    Теплоход Метеор проекта 342Э - дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озёрам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки.

    Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом - на 26, 44 и 44 места соответственно. Переход пассажиров из среднего в кормовой салон осуществляется по имеющей крышу палубе (на фотографиях видна как «горб»), с палубы двери ведут в туалет, машинное отделение и подсобное помещение. В среднем салоне находится буфет .

    Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закреплённых на бортовых и днищевых стойках носового крыла.

    В качестве главных двигателей на теплоходе могут быть установлены два дизеля типа М-400 (12ЧНС18/20) правого и левого вращения двенадцатицилиндровые, четырёхтактные, с турбонаддувом, с водяным охлаждением, реверсивной муфтой, номинальной мощностью 1000 л.с. каждый при 1700 об./мин, конвертированные из авиационных М-40 . Движители - два пятилопастных гребных винта фиксированного шага ø 710 мм. Для обслуживания силовой установки и судовых нужд установлен комбинированный агрегат дизель-генератор-компрессор-помпа. Агрегат состоит из дизельного двигателя мощностью 12 л.с. при 1500 об./мин. со стартерным и ручным пуском, генератора мощностью 5,6 кВт, компрессора и вихревого самовсасывающего насоса. Механическая установка теплохода управляется с постов в ходовой рубке и в машинном отделении.

    Источники электроэнергии

    Основным источником электроэнергии в ходовом режиме являются два ходовых генератора постоянного тока мощностью по 1 кВт каждый при нормальном напряжении 27,5 В, установленные на главных двигателях. Имеется автомат параллельной работы генератора и аккумуляторных батарей. Для питания потребителей электроэнергии на стоянке установлен вспомогательный генератор постоянного тока мощностью 5,6 кВт номинальным напряжением 28 В.