Отменен рейс вим авиа что делать. Сотни пассажиров авиакомпании «ВИМ-авиа» оказались заложниками технических проблем перевозчика. Можно ли рассчитывать на компенсацию затрат, понесенных пассажирами в связи с ситуацией с «ВИМ-Авиа»

Стойка авиакомпании «ВИМ-Авиа» в аэропорту «Домодедово». Фото: РИА Новости / Евгений Биятов

«ВИМ-авиа» массово отменяет чартерные рейсы. Сейчас 40 тыс. человек находятся за границей, еще 60 тыс. туристов не смогут отправиться на отдых по оплаченным путевкам и билетам. На руках у пассажиров почти 80 тысяч билетов. Что делать и чего ожидать в такой ситуации, АиФ.ru рассказал адвокат Олег Сухов:

«Если компания официально отменила все чартерные рейсы, то владельцы билетов этой авиакомпании могут писать заявление на возврат денежных средств даже по невозвратным билетам, а также заявление на расторжение договора. Это стандартная ситуация.

Если компания объявила об отмене рейсов, она тем самым официально подтвердила невозможность исполнения взятых на себя обязательств. А отказ от исполнения подобных обязательств является основанием для возврата уже полученных авиакомпанией денежных средств.

Если в связи с вынужденной отменой своей поездки люди понесли какие-то убытки, то они имеют право на компенсацию таких убытков и возмещение морального вреда в обязательном порядке, также должна быть выплачена неустойка, если деньги не будут возвращены. В последнем случае надо написать претензию, указать срок возврата денег, убытков и морального вреда. Компания при этом выплатит штраф в размере 50% от суммы, которая не была возвращена и неустойку — от 1% до 3% в день. Но суды ее снижают, поэтому заранее неизвестно, какая она будет. Это стандартная классическая схема действий пассажиров в подобной ситуации.

Но тут важно не забывать вот о чем: если у компании финансовые проблемы, то не исключено, что она не сможет вернуть деньги, она просто обанкротится. Тогда люди могут потерять заплаченные за билеты средства, несмотря на то, что имеют право на возврат, возмещение морального ущерба и выплату им штрафов и неустойки».

25 сентября 2017 года авиакомпания «ВИМ-Авиа» полностью прекратила чартерные перевозки из-за финансовых проблем. Ранее компания многократно задерживала чартерные рейсы в России и за рубежом.

Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько попросил правительство России о финансовой помощи «ВИМ-авиа» хотя бы до 15 октября 2017 года, чтобы перевезти большинство пассажиров, передает «Интерфакс». Гостиницы и сопутствующие расходы во время пребывания туристов за рубежом уже оплачены туроператорами, поэтому денежная помощь от государства помогла бы выполнить большую часть обязательств перед людьми с билетами этой авиакомпании.

26 сентября 7 авиакомпаний («Уральские авиалинии», «АйФлай», «Ред Вингс», «НордСтар», «ИКАР», «Северный ветер» и «Якутия») договорились о том, что займутся перевозкой пассажиров «ВИМ-авиа». Все рейсы этой компании уже переведены во Внуково. Средства на перевозку и обслуживание пассажиров выделит государство.

«ВИМ-авиа» обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере. Против компании возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ за хищение денежных средств пассажиров должностными лицами.

Возврат билетов

Во вторник «ВИМ-авиа» на своем официальном сайте разместила инструкцию по возврату билетов. В частности, пассажирам, оформившим билеты через сайт авиакомпании, нужно отправить запрос о возврате билета на адрес электронной почты [email protected], в котором пассажир указывает ФИО, номера рейсов, даты вылета, номер электронного билета, номер брони и телефон. После получения запроса оператор авиакомпании «ВИМ-АВИА» направит пассажиру письмо с указанием сборов за возврат и с просьбой подтвердить возврат. После подтверждения пассажиром возврата оператор производит операцию возврата и высылает на электронную почту пассажира справку о возврате.

В нескольких аэропортах - настоящий коллапс. Люди сутками не могут вылететь к месту назначения из-за многочисленных задержек рейсов. Причем представители «ВИМ-авиа» практически ничем пассажирам не помогают.

В аэропорту Анадыря они живут уже почти трое суток. Из-за отмены или задержки рейсов авиакомпании «ВИМ-авиа» заложниками ситуации оказались почти 500 пассажиров. Первый самолет в Москву запланирован только на воскресенье, а должен был вылететь еще во вторник. Причем питание, по словам пассажиров, предложили лишь сегодня.

«Проживание происходит за свой счет, питание происходит за свой счет. Представитель авиакомпании разводит руками и говорит, что я могу сделать, ведь я не могу дозвониться до Москвы», - рассказывает мужчина.

Дозвониться до авиакомпании действительно невозможно, это не удалось сделать и нам - номер все время занят. Непростая ситуация не только в Анадыре: на маршруте Магадан - Москва один-два дня опоздания, в Екатеринбурге более чем на 12 часов были задержаны два рейса в Турцию, в Уфе - вылет в Сочи.

«26 часов в аэропорту в ожидании моря. Вылет был запланирован на 31 мая на 3:50. В итоге, сегодня 1 июня, 5 часов утра, а у нас нет информации, когда мы полетим. Воды нет, еды нет, сидим в отстойнике. Представители на контакт не выходят», - пишут в соцсетях пассажиры.

170 человек повисло в аэропорту. На табло рейс стоял без изменений. Во время регистрации девушки так и не открыли посадку. Так называемый представитель компании сказал, что об отмене рейса знали еще утром. На вопрос, почему не написали на табло и не оповестили пассажиров, сказал, что это не в его компетенции.

О причинах коллапса перевозчик написал в соцсетях. Многочисленные сбои в расписании объяснили затянувшимся ремонтом воздушных судов.

Задержки рейсов авиакомпании вызваны поздним возвратом с планового технического обслуживания трех широкофюзеляжных воздушных судов, прибытие которых в «ВИМ-авиа» ожидали более десяти дней назад.

Чтобы войти в график, «ВИМ-авиа» отменила все свои чартерные рейсы до середины июня. По словам представителей Росавиации, для разъяснения ситуации с систематическими задержками в ведомство были вызваны топ-менеджеры перевозчика. По их словам, все скрытые дефекты, выявленные при техобслуживании самолетов, уже устранены.

«Компании понадобится еще несколько суток для того, чтобы полностью войти в расписание. На сегодняшний день авиакомпания скорректировала чартерное расписание, практически полностью передав чартерных пассажиров другим авиакомпаниям, и ликвидирует задержки по регулярному расписанию», - сообщил официальный представитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Сергей Извольский.

«Конечно, для «ВИМ-авиа» это просто так не пройдет, насколько мне известно, уже было предупреждение со стороны Росавиации, что если не прекратятся эти задержки, будет поставлен вопрос о лишении лицензии этой авакомпании, то есть это ликвидация авиакомпании», - отметил председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Смирнов Олег.

Транспортная прокуратура начала проверку в отношении «ВИМ-авиа». Подобное именно с этим перевозчиком происходит не впервые - год назад компания уже была оштрафована за нарушение прав пассажиров. В аэропорту Симферополя людей, рейсы которых были задержаны почти на сутки, не то что не разместили в гостиницах за счет перевозчика, как того требует законодательство, не предоставили даже самого необходимого - еды и воды.

Росавиация начала внеплановую проверку "ВИМ-Авиа", которая за последние дни задержала десятки рейсов. Перевозчика также проверяют прокуратура и Следственный комитет. Со вторника Домодедово – базовый аэропорт "ВИМ-Авиа" отказался обслуживать авиакомпанию в долг, в частности, снабжать топливом. По данным "Ведомостей", перевозчик должен воздушной гавани около 500 млн рублей. Ранее против "ВИМ-Авиа" возбудили дело из-за долгов по зарплате более чем на 200 млн.

В Российском союзе туриндустрии пояснили, что компания продавала слишком много билетов и не может обеспечить столько полетов.

"У них физически не хватало бортов, чтобы обеспечить всю перевозку, которую они напродавали, особенно чартеров. Как только произошел сбой по их летной программе (по их объяснениям – какие-то борта не вышли из ремонта), все посыпалось. Как говорится, жадность фраера сгубила", – сказал председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. Когда летом полетная программа начала "сыпаться", туроператоры сильно пострадали, добавил он.

У них физически не хватало бортов, чтобы обеспечить всю перевозку, которую они напродавали, особенно чартеров. Это объясняется одним простым словом – жадность.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров посоветовал клиентам перевозчика, которые купили билеты на ноябрь-декабрь, сдать их.

"Если будет принято решение о приостановки работы "ВИМ-Авиа", тем, кто покупал билеты на ноябрь-декабрь, лучше сдать билеты сейчас. А тех, кто купил билет на ближайший месяц, скорее всего, перевезут другие компании. Думаю, что пассажиров не бросят, а передадут другой компании, которая их перевезет. "Трансаэро" была огромной, в сложной ситуации оказались 2 млн пассажиров. "ВИМ-Авиа" значительно уступает ей по объему", – считает он.

По словам эксперта, если авиакомпания в летнем сезоне не заработала денег, шансы пережить зиму у нее минимальные. "Все будет зависеть от готовности правительства пойти на какие-то меры поддержки, например, предоставить гарантии по кредитам, и от готовности кредиторов дать деньги под эти гарантии. Еще один важный момент – сможет ли руководство компании предложить всем сторонам некую программу выхода из сложной ситуации, в которую бы все поверили. Если программа выхода из кризиса будет реальной, перевозчик сможет какое-то время просуществовать", – пояснил он.

Главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий отметил, что осень – сложный период для всех перевозчиков. "В августе-сентябре объемы перевозок еще большие, продолжается высокий сезон, перевозчики работают по летнему расписанию, а продажи уходят в зимнее расписание – их объемы сокращаются. У любой компании этот период напряженный и требует дополнительного финансирования", – сказал он.

Ранее в Минтрансе заявили, что "ВИМ-Авиа" могут . В ведомстве отметили, что компания регулярно задерживала рейсы в течение всего отпускного сезона, и в сентябре все повторяется. По данным Генпрокуратуры, с начала года компания задержала около 12% своих рейсов.

В минувшую субботу перевозчик не выполнил по расписанию более десятка рейсов. Накануне были задержаны пять рейсов "ВИМ-Авиа" в Анталью из Домодедово и Пулково.

Руководство авиакомпании «ВИМ-Авиа» объявило не только о сокращении чартеров, но еще и об отмене 13 рейсов, которые затрагивают различные направления, как в России, так и за рубежом. В случае задержки рейса и не предоставления положенных по закону услуг пассажиру вполне реально получить от авиакомпании компенсацию.

Юридическое агентство «Персона Грата» подготовило Памятку для туристов и пассажиров авиакомпании «ВИМ-Авиа», которые попали в неприятную ситуацию в связи с отменой или переносом рейсов.

На что можно рассчитывать

1. Рейс отменили за несколько дней до вылета
Традиционно вместе с сообщением об отмене рейса авиакомпания предлагает вам два варианта решения проблемы.
- Альтернативный перелет. Это может быть другой маршрут того же перевозчика или рейс другой компании. Менять пункт назначения при этом нельзя.
- Возврат стоимости авиабилета в полном объеме (вынужденный отказ, согласно п. 227 Федеральных авиационных правил)

2. Рейс отменили или задержали, когда вы уже прибыли в аэропорт
- авиакомпания обязана сообщить вам, почему и насколько задерживается рейс.
Эту информацию вы, согласно пунктам 73 и 74 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров», можете получить у сотрудника компании. Он же обязан предложить вам варианты дальнейших действий.

Иногда авиакомпания предоставляет перелет другим бортом или рейсом другого перевозчика.

Компенсация за перенос рейса зависит от сроков и расстояния

Компенсации в России:
Если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на задержку рейса, она обязана выплатить пассажиру 3 % от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя»), а также 25 % МРОТ за каждый час ожидания — но не более половины стоимости билета — в качестве штрафа (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).

По российскому законодательству дополнительные компенсации пассажирам при отмене рейсов не положены, тем не менее, Пассажир имеет право на возврат стоимости билетов или обмен на альтернативный рейс, предложенный перевозчиком.

Претензию можно подать лично в аэропорту вылета или прилета (п. 4 ст. 124 ВК РФ). Если в аэропорту нет представительства авиакомпании или ее сотрудников нет на месте (например, ночью), подать претензию можно также на сайте компании. Но по опыту можно сказать, что электронные письма и обращения через веб-формы могут попросту проигнорировать.

Поэтому надежнее будет отправить претензию заказным письмом на адрес авиакомпании с подробной описью вложений. Сохраните копию заявления и подтверждение отправки — это пригодится для судов, если авиаперевозчик ответит отказом или не ответит вовсе.

Когда жаловаться
В России, согласно 126-й статье Воздушного кодекса РФ, вы можете предъявить претензии к перевозчику в течение шести месяцев со дня отмены или задержки рейса.

Какие документы надо приложить к претензии на компенсацию

Чтобы получить деньги за перенос рейса, нужно к заявлению на имя авиакомпании приложить копии следующих документов:
- авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта. Если штамп или справку получить не удалось, приложите копии билетов и посадочных талонов;
- чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы из-за переноса рейса;
- билеты на мероприятия, квитанции об оплате экскурсий, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма — все это, согласно п. 2 ст. 13 Закона от 07.02.1992 N 2300-1, может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель — например, концерт редко выступающей группы, футбольный матч, свадьба друга или встреча с тяжелобольным родственником.

Когда прекращать писать претензии и идти в суд

Авиакомпания обязана вынести решение по вашей претензии в течение 30 дней с момента получения (п. 1 ст. 128 ВК РФ).

Пакет документов для обращения в суд:

Исковое заявление;
- копия проездного документа с отметкой о задержке вылета или отмене рейса;
- счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т. д.;
- документы, подтверждающие, что по вине авиакомпании вы понесли сопутствующий материальный или моральный ущерб;
- письменная претензия в адрес авиакомпании с доказательством отправки и, желательно, получения;
- ответ представителей авиаперевозчика (если был дан).

С 22 сентября компания «ВИМ-Авиа» задержала более 20 рейсов. В июне авиаперевозчик уже срывал чартерную программу, тогда на рейсы других перевозчиков были переведены 220 тыс. человек.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» полностью прекратила полеты чартерных рейсов. Об этом говорится в сообщении Росавиации.

Действующее законодательство в части перевозок предусматривает гарантии защиты прав пассажиров в таких случаях, как отмена, задержка рейса, указанного в билете, замена типа воздушного судна, изменение маршрута перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В случае отказа от исполнения обязательств по перевозке пассажир вправе отказаться от услуг перевозчика и возвратить в полном объеме денежные средства за билет, либо ожидать исполнения перевозчиком своих обязательств. В последнем случае, перевозчик обязан обеспечить максимальную комфортность ожидания, а именно:

Что обязан предпринять перевозчик

1| предоставить место в комнате матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
2| гарантировать два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
3| обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
4| обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
5| разместить в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
6| доставить транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
7| организовать хранение багажа.

Указанные услуги авиаперевозчик должен оказывать без взимания какой-либо дополнительной платы.

В случае отмены рейса по инициативе перевозчика и невозможности в дальнейшем осуществить перевозку пассажира, последнему обязаны возвратить уплаченные за билет денежные средства.

Вместе с тем на практике наиболее проблемным является вопрос реального возврата денежных средств пассажиру. Некоторые авиакомпании довольно часто прикрываются длительным рассмотрением обоснованности заявления пассажира о возврате денежных средств либо отказывают в возврате по формальным причинам, что порождает необходимость обращаться в судебные органы за защитой своих прав. Наиболее надежным способом избежать подобной ситуации является осторожность пассажира: стоит еще на стадии покупки билетов проверить информацию о компании - насколько она платежеспособна, какие отзывы про нее есть, значится ли она в электронных картотеках судов.