Прогулки по Ватикану: что скрывается за стенами отдельного государства в центре Рима. Ватиканские дворцы Ватиканский дворец

Самая важная и древняя постройка Ватикана – Апостольский дворец, по-другому называют Папский дворец или Ватиканский дворец. С четырнадцатого века здесь располагалась официальная резиденция Папы Римского в Ватикане. Официально ее называют Дворец Сикста V.

Ватиканский дворец не является одним зданием и не выполнен в одном стиле. В комплекс сооружений Апостольского дворца включены правительственные учреждения Римско-католической церкви, Папские апартаменты, библиотека Ватикана, ватиканские музеи, некоторые часовни. На третьем этаже Папского дворца размещены залы для официальных встреч, среди которых Зал консисторий, кабинет Папы, Климентинский зал, Большой и Малые тронные залы, папская библиотека, помещения для частных аудиенций. Помещения папского секретариата располагаются на четвертом этаже.

Более тысячи помещений дворца получили всемирную известность благодаря размещению в них величайших произведений искусств. Это Станцы Рафаэля, Сикстинская капелла с широко известными фресками потолка, выполненными Микеланджело (отреставрированы в 1980/90 годах).

До того, как столица Италии была переведена в Рим в 1871 году, летняя резиденция папы располагалась в Квиринальском дворце. Еще одной папской резиденцией служил Латеранский дворец, летняя загородная резиденция располагается в городке Кастель-Гандольфо.

История

О том, когда началось строительство Ватиканского дворца, точных сведений не имеет никто. Некоторые историки приписывают ее Константину Великому, а кто-то относит первоначальное строительство к периоду папы Симмаха (шестой век). Достоверно то, что дворец на Ватиканском холме служил резиденцией папы римского Льва III в период посещения Рима Карла Великого для коронования. Со временем дворец пришел в запустение, и резиденцию папы перенесли в Лютеранский дворец. С момента, когда папы возвращались из Авиньона (1377 год) Ватикан превращается в постоянную папскую резиденцию, целая череда грандиозных построек способствует его расширению.

Знаменитая Сикстинская капелла создана при Сиксте IV (1471 год). Вблизи Ватикана при Иннокентии VIII в 1490 году был воздвигнут Бельведерский дворец. Архитектор Донато Браманте по поручению папы римского Юлия II (1503 год) двумя великолепными галереями соединил его с Ватиканом. Браманте начал создавать ложи, окружающие двор Святого Дамаза. Позже их закончил и расписал Рафаэль со своими учениками. Капелла Паулинская и находящаяся рядом с ней Царская зала построены папой Павлом III.

В период правления Пия IV и Григория XIII возникли восточное и северное крыла лож. Поперечная галерея, в которой размещена Ватиканская апостольская библиотека, была построена Сикстом V. Музей Пия-Климента основали Климент XIV и Пий VI. Музей Кьярамонти основал Пий VII, он же провел Браччио Нуово – вторую поперечную галерею (1817-1822 года). Музеи Египетский и Этрусский основаны папой Григорием XVI. Четвертая стена двора Святого Дамаза сооружена во время правления папы Пия IX, тогда же покрыта стеклянной крышей Ложа Рафаэля.

Внешний вид дворца

Папский дворец не является однородным архитектурным целым; это – комплекс дворцов, капелл, зал, галерей, которые по времени и стилю относятся к разным эпохам и заключают в себе неподражаемое собрание сокровищ живописи, скульптуры, архитектуры. Неповторимый архитектурный ансамбль включает до двадцати дворов, двенадцать тысяч комнат, двести лестниц. Внешний вид являет собой неправильный четырехугольник, растянувшийся в косом направлении с юга на север от храма Святого Петра. Две галереи, соединяющие старый Ватикан и Бельведер, образуют восточный и западный продольные фасады.

Две поперечные галереи: Библиотечная и Браччио Нуово свободное пространство между галереями разделяют на три двора. Вблизи Ватикана двор называют Бельведерским. На склоне холма, на запад от дворца, где разместилась вилла папы Пия IV, созданная Пирро Лигорио, расположен второй большой сад Girardino Pontifico. Сад Giardino della Pigna находится в третьем дворе.

Южная сторона дворца

С правого крыла колоннады Святого Петра, вблизи конной статуи Константина Великого располагается главный вход. Оформленная великолепной ионической колоннадой центральная лестница ведет в Sala Regia – Царскую залу, которая служит вестибюлем для Паулинской и Сикстинской капелл. Царскую залу украшают прекрасные фрески Вазари, Сиккиоланте, братьев Цуккеро, Саммакини, Сальвиати.

Паулинскую капеллу выделяет наличие в ней двух фресок Микеланджело: «Распятие ап. Петра» и «Обращение апостола Павла», существенно пострадавшие от воздействия копоти восковых свечей. В светлые дни Пасхи здесь совершают богослужение. На втором этаже размещены широко известные ложи Рафаэля, четыре залы – Станцы Рафаэля, расписанные по поручению Юлия II, Льва Х Рафаэлем и его учениками.

Зал Константина ведет в зал светотеней – Sala de Chiroscuri, откуда есть выход с одной стороны в галерею Лож, с другой – в капеллу San Lorenzo, оформленную фресками Фра Ангелико. Также в Ложи можно попасть из двора Святого Дамаза по главному пути – великолепной лестнице, состоящей из 118 степеней, возведенной при папе Пие IX.

В девятнадцатом веке в пяти залах на третьем этаже располагалась Ватиканская картинная галерея, состоящая из небольшого числа картин – избранных произведений великих мастеров. Весной 1908 года в крыле Бельведерского дворца начала работать Ватиканская пинакотека. В 1932 году по заказу папы Пия XI для пинакотеки было построено новое специальное здание.

Со стороны собора Святого Петра, вокруг двора Святого Дамаза расположены личные апартаменты папы и зал аудиенций.

Бельведерский дворец

Музей Пия-Климента размещается в Бельведерском дворце, куда ведут два вестибюля: круглый с неповторимым видом на панораму города Рима и четырехугольный, в котором находится общеизвестный бельведерский торс Геркулеса.

Возле круглого вестибюля расположен зал Мелеагра, в котором установлена статуя этого этолийского героя – мифического охотника на калидонского вепря. Из круглого вестибюля имеются выходы в восьмиугольный внутренний двор, который окружен портиком с шестнадцатью гранитными колонами. В четырехугольных нишах установлены всемирно знаменитые статуи Аполлона Бельведерского, Лаокоона и его сыновей, Персея Антонио Кановы, Гермеса Бельведерского.

Путь из внутреннего двора ведет в галерею Статуй, в которой среди других произведений размещены Спящая Ариадна, Аполлон Савроктонский, Купидон Праксителя. Далее через зал Зверей (коллекция отлично изготовленных скульптурных фигур животных) следуют в зал Муз. Он представляет из себя восьмиугольное помещение, поддерживаемое шестнадцатью колоннами из каррарского мрамора, в котором установлены античные статуи Аполлона Массагетского и муз, обнаруженных в Тиволи.

Из зала Муз можно попасть в Круглую залу на десяти мраморных колоннах с куполом и полом, выложенным античной мозаикой, обнаруженной в Отриколе. Здесь находятся статуи Цереры, Антиноя, Геркулеса, Юноны и др., из красного порфира бассейн уникальный в своем роде по красоте и величине. От этой залы на юг расположен зал Греческого Креста, названный так по своей форме. В нем размещены саркофаги Святых Елены и Констанции, сделанные из темно-красного порфира.

Отсюда попадают на главную внутреннюю лестницу музея, созданную Симонети. Ее украшают тридцать колонн из красного гранита и две из черного порфира. Эта лестница приведет в основанный Пием VII Египетский музей; затем на второй этаж в галерею Канделябр, Этрусский музей. Размещенный в тринадцати залах музей основал Григорий XVI, в нем находится богатейшее собрание древнеиталийских ценностей.

Далее лестница выводит в прекрасный сад della Pigna. С торца в стене оборудована полукруглая ниша (1560 год, автор архитектор Пирро Лигорио), в которой установлен бронзовый римский фонтан, имеющий форму шишки I в. и давший название этому саду.

Галереи Браманте, Арацци, Браччио-Нуово

Музей Кьярамонти занимает галерею Браччио-Нуово и северную сторону восточной галереи Браманте. Все стороны галереи Браманте разделены на тридцать отделений, обставленных древним собранием статуй, барельефов, бюстов (Юлий Цезарь, Тиберий, Силен, Сон и др., бюсты: Сципиона Африканского, Цицерона, Мария и др.).

Галерея Браччио-Нуово содержит статуи: Тита, Августа, Еврипида, Клавдия, Минервы, Демосфена и др., бюсты: Лепида, Марка Антония, Траяна, Адриана и др. Только одна решетка отделяет галерею Киарамонте и основанный папой римским Пием VII музей Надписей, имеющий более трех тысяч памятников.

Западная галерея Браманте включает следующие залы и музеи. Нумизматический кабинет. Зал альдобрандинской свадьбы. Кабинет папирусов. В музее священных предметов хранится собрание церковной древней утвари, обнаруженной в катакомбах и др. Музей светских предметов включает коллекцию античной утвари, изготовленной из разных металлов; драгоценных камней; бронзовых статуэток идолов; резьбы из слоновой кости. Зал византийских художников, где папа Григорий XVI разместил коллекцию картин 13-14 веков.

В западной галерее Браманте (второй этаж) галерея Арацци содержит в себе драгоценную коллекцию ковров, выполненных по картонам Рафаэля, с изображением деяний святых апостолов.

Ватикан – удивительное государство. Ни один турист не остается равнодушным после посещения Апостольского дворца или визита в папскую обитель. Кто-то восторгается Сикстинской капеллой, кто-то проводит время в строгих садах Ватикана, кто-то любуется и восхищается гениальными фресками мастеров Средневековья. Но каждый гость здесь встретит и увидит то, что оставит в его памяти наилучшие впечатления навсегда.

Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них Климентинский зал , Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля .

До переноса столицы Италии в Рим в г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель-Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

История постройки

О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают её Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец . Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек.

Южная (старейшая) часть дворца

Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого. Главная лестница (scala Regia) с великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в Царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , Саммакини , братьев Цуккеро , Сальвиати и Сиккиоланте .

Паулинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело: «Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра», значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые Станцы Рафаэля , которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508-20). Зала Константина ведет в Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико , а с другой - в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.

В XIX веке в 5-и залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.

Бельведерский дворец

Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента . В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и его сыновья , Гермес Бельведерский и Персей Кановы .

Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, построенную Симонети и украшенную 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же лестница ведет в Египетский музей , основанный Пием VII, и во 2-й этаж, где находится галерея Канделябр и Этрусский музей , основанный Григорием XVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.

Лестница музея выводит в сад della Pigna. В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио , 1560 г.) с бронзовым римским фонтана в форме шишки (итал. Pigna ) I в., давшем название всему саду.

Галереи Браманте и Браччо-Нуово

Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччо-Нуово занимает музей Кьярамонти . Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

Галерея Арацци во втором этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля и изображающих деяния святых апостолов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Апостольский дворец"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Владимир Седов. , 2006.

Отрывок, характеризующий Апостольский дворец

– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Удивительная смесь религии, искусства и культуры, Ватикан - одно из самых загадочных мест в мире, на протяжении веков игравшее важную роль в истории Европы.

Единственное в мире католическое государство, резиденция папы римского укрывает за своими стенами удивительное количество исторических артефактов и предметов искусства, таких как работы Микеланджело над Сикстинской капеллой и всевозможные документы, свидетельствующие о суде представителей церкви над величайшими учеными Европы.

Тайные мосты для побега из города, архитектурные сооружения, перевезенные из других континентов, - предлагаем вам посмотреть, как выглядит Ватикан изнутри.

Архитектурная 3D-модель города

Первое, что видят посетители после прохода через ватиканские стены, - это огромная площадь Святого Петра. По краям площадь замыкают римские колонны, а в самом центре стоит 41-метровый обелиск, привезенный императором Калигулой из Египта.

На этой же площади прихожане собираются, чтобы послушать речи и проповеди папы римского с его балкона.

Центральной достопримечательностью является базилика Святого Петра, возвышающаяся над площадью. На то, чтобы возвести фасад здания и полностью обустроить интерьер, ушло 120 лет.

Базилика была построена на холме, где император Нерон, предположительно, отдал приказ казнить того самого Петра. Этот памятник истории преисполнен мастерством живописцев и скульпторов разных эпох.

«Коронует» базилику знаменитый массивный купол, украшенный самим Микеланджело.

С вершины купола - куда можно добраться, преодолев 551 ступеньку - открывается великолепный вид на Рим и сады Ватикана, расстилающиеся с обратной стороны базилики.

Сады занимают около 60 акров - больше половины всей площади Ватикана - и, как правило, недоступны для посетителей, так как изначально задумывались в качестве личной зоны отдыха для пап.

Среди садов расположены в том числе правительственный дворец и даже вертолетная площадка папы римского.

Рядом с вертолетной площадкой висит традиционная табличка с надписью на латыни: «Чтобы папа мог с удобством оглядывать свои владения в Ватикане с воздуха. Верховный Понтифик Павел VI».

К северу от базилики, прилегая к садам, расположены ватиканские дворцы - целая цепочка связанных друг с другом зданий, вместе насчитывающих более тысячи комнат.

Дворцы вмещают в себя множество часовен, правительственных зданий и апартаментов. Комплекс дворцов традиционно служит домом папы римского с XIV века.

Значительная часть комплекса дворцов сегодня отведена под музеи Ватикана.

Общая протяженность переплетающихся музеев комплекса - 14 километров. Говорят, что если тратить на каждый экземпляр всего по минуте времени, то на ознакомление со всем содержимым музеев уйдет четыре года.

Искусство галерей музея в прямом смысле повсюду - его можно найти и на колоннах, и на ступенях - на потолках и на стенах.

Жемчужина музея - Сикстинская капелла, часовня, в которой Микеланджело и другие художники эпохи Ренессанса трудились на протяжении 60 лет, чтобы отточить свои произведения. Из-за большого скопления туристов в часовне служба охраны периодически просит публику переходить на шепот.

Кстати, Сикстинская капелла - дом того самого конклава, где кардиналы собираются, чтобы проголосовать на выборах следующего папы. Когда решение наконец принято, из трубы на крыше часовни пускают белый дым.

По соседству с часовней расположен Апостольский дворец, изначально построенный для резиденции папы Сикстуса V и затем периодически используемый папами для жизни и приема гостей. Такой вот Белый дом в Ватикане.

Вот так дворец выглядит изнутри.

Богато украшенная Апостольская библиотека - излюбленное место пап для приемов иностранных гостей.

Охраняет Апостольский дворец - и, следует думать, весь Ватикан - самая маленькая армия в мире в составе из четырех солдат. Такая вот малочисленная швейцарская гвардия по традиции нанимается святым престолом с 1506 года, а для того, чтобы в нее попасть, необходимо быть холостяком, швейцаром по национальности и католиком в возрасте от 19 до 30 лет.

На самом деле, конечно, большую часть охранной деятельности исполняет так называемая папская жандармерия, однако официально она армией не является. Интересный факт: в процентном соотношении Ватикан - самая милитаризованная страна в мире, ведь 101 из 557 ее граждан формально числятся в вооруженных силах. На втором месте - Северная Корея.

Армии не всегда удавалось держать главу церкви в безопасности - несколько раз в истории папы сбегали через так называемый Пассетто, укрепленный коридор длиной около 800 метров, соединяющий Ватикан с замком Святого Ангела. В последний раз им воспользовался папа Климент VII, после того как Ватикан в 1527 году захватили войска императора Карла V, убив всех членов швейцарской гвардии на ступенях базилики.

В комплекс зданий Апостольского дворца входят Папские Апартаменты, правительственные учреждения Римско-католической церкви, несколько часовен, Ватиканские музеи и Библиотека Ватикана. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля.

Апостольский дворец построен при Папе Сиксте V. На 3 этаже располагаются залы для аудиенций: среди них Климентинский зал, Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата.

Другие папская резиденция находится в , а в городке Кастель Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

До переноса столицы Италии в Рим в 1871 г. официальной резиденцией папы являлся . После окончательной ликвидации Папской области в 1870 г., Квиринальский дворец был конфисковал и стал официальной резиденцией короля. После ликвидации в Италии монархии в 1946 г. этот дворец стал резиденцией президента .

См. также

  • Апартаменты Борджиа
  • Капелла Никколина
  • Станцы Рафаэля
  • Галерея географических карт
  • Галерея канделябров
  • Зал Кьяроскури
  • Галерея Арацци
  • Капелла Урбана VIII
  • Зал Дам
  • Зал Богородицы
  • Зал Урбана VIII
  • Папские апартаменты
  • Дом Святой Марты

Пару дней назад стало известно, что резиденция Папы Римского в небольшом городе Кастель Гандольфо (Castel Gondolfo), что находится на берегу живописного озера недалеко от Рима, откроет свои двери для посетителей.

Вскоре после праздника Богоявления к своим служебным обязанностям приступил новый директор резиденции в Кастель-Гандольфо, Освальдо Джаноли, (Osavaldo Gianoli), который сменил на посту своего предшественника Саверио Петрилло (Saverio Petrillo). Не успел Джаноли освоиться на новом месте, как ему на стол попал его первый проект: высказал пожелание, чтобы его летняя резиденция, в которой он бывает крайне редко, стала открыта для жителей и гостей города.

К слову, в резиденции понтифика есть на что посмотреть. Она принадлежит еще с конца 16 века. В средневековье весь городок Кастель-Гандольфо являлся собственностью графов ди Тусколо (di Tuscolo), а затем находился во владениях семьи Гандольфо.

Позже город снова сменил своего хозяина, который не смог уплатить навалившиеся на него задолженности. По настоянию Папы Римского Климента VII живописное местечко перешло по праву во владения Святого престола. Однако папский дворец здесь был возведен лишь несколько веков спустя. Римский архитектор Карло Мадерна (Carlo Maderna) получил заказ на создание проекта резиденции Папы лишь в 1698 году. Дворец понтификов был построен на том же месте, где ранее располагался замок семьи Тусколо и Гандольфо.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Папа Урбан VII , во времена которого возводился папский дворец, очень любил этот уединенный городок, окруженный Албанскими горами (Colli Albani) и Албанским озером (Lago Albano).

Будучи истинным ценителем архитектуры, скульптуры и флористики, понтифик приложил свою руку к украшению не только интерьера дворца, но и прилегающих территорий. Позже к папской резиденции была добавлена вилла Барберини (Barberini). С 1870 по 1929 годы дворец, принадлежащий Святому престолу, не пользовался у глав католической церкви особой популярностью, однако сейчас понтифики предпочитают проводить здесь почти все лето, стремясь спрятаться от смога и духоты, которая неизбежно настигает их в Ватикане.

Где находится

Резиденция Папы Римского стоит на западном склоне Албанского озера, откуда открывается удивительной красоты вид, который не может оставить кого-либо равнодушным.

Так, очарование этих мест окутало и русского художника Александра Иванова, написавшего дивную картину «Дерево над водой в Кастель Гандольфо».

Сам городок пропитан многочисленными легендами и поверьями. Так, местные жители с удовольствием откроют вам, что именно здесь родились основатели Рима — братья Ромул и Рем . Эта история вызывает неподдельное чувство гордости у горожан, которые утверждают, что отсюда и пошла земля Латинская.

Вы не пожалеете, если решите уделить один день посещению всех красот этого удивительного города. Ехать сюда стоит не только ради папского летнего дворца. В Кастель Гандольфо есть несколько красивейших церквей, вилл и иных резиденций. Добраться до городка не составит никакого труда.Замки Италии на карте большего размера

  • Если вы путешествуете на машине , вам необходимо выехать на трассу SS 7 Appia Nuova и проехать переезд №23. Многочисленные дорожные указатели не позволят вам заблудиться. Мы искренне рекомендуем пользоваться самым надежным и дешевым сервисом по поиску . Например, арендовать машину на сутки можно всего за 18-30 евро.
  • Вы также можете добраться до Кастель Гандольфо на автобусе из Рима , купив билеты на прямой маршрут с автовокзала Ананьина (Anagnina). Билет стоит 2,6 евро.
  • И, наконец, если вы приверженец поездов , вам следует доехать до (Termini) , сесть на электричку в направлении Альбано Лациале (Albano Laziale) и выйти на станции Кастель Гандольфо (Castel Gandolf). Билет на электричку обойдется вам до 3 евро.

Удачной поездки и приятных впечатлений!

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ