Затерянный мир: Тува. По национальным окраинам: долина царей Тувы По горной дороге

Полчаса вверх по сопке под жарким июльским солнцем. Тропинки нет, но идти довольно просто и даже приятно. Пахнет чабрецом и горными травами. Из-под ног выскальзывает ящерица. Стрекочут кузнечики. Вид сверху завораживает: над предгорьями Саян - огромное небо. Между сопками тонкой ниточкой протянулся Усинский тракт. По древнему пути вот уже четыре тысячи лет ходят люди. Здесь кочевали скифы, отправлялись покорять мир войска Чингисхана. В начале прошлого века белогвардейцы под натиском большевиков искали пути отступления в Монголию.

Сейчас на территории Красноярского края и соседней Тувы проходят археологические раскопки. Одни из самых масштабных в России и мире. Это связано со строительством железной дороги Кызыл - Курагино, часть которой пройдет по древнему пути.

Долина царей

Еще в 60-70-х годах прошлого века на территории Тувы и юга Красноярского края Институт истории материальной культуры Российской академии наук вел археологические исследования. В это время обнаружили большое количество исторических памятников.

Настоящая сенсация, сравнимая по значению разве что с находкой шлимановской Трои, случилась в 1974 году. Тогда в Туве был обнаружен курган с захоронениями (его назвали как соседнее село - Аржаан), с огромным количеством артефактов. Это место тут же прозвали Долиной царей.

Раскопки другого кургана - Аржаан-2 - в том же районе в 2001 году произвели настоящий фурор. Здесь обнаружили царскую чету в сопровождении множества соратников. Вожди ушли в другой мир с огромным количеством драгоценных вещей: украшений, утвари. Даже одежда вся была сплошь покрыта золотыми чешуйками.

Николай Боковенко - сейчас начальник второго отряда Саянской археологической экспедиции, работающей в зоне строительства железной дороги Кызыл - Курагино, - находился в составе группы, которая вела раскопки на легендарном Аржаане-2. Говорит, те находки произвели на него незабываемое впечатление: там были действительно уникальные вещи. Например, всего лишь одна из 20-сантиметровых женских шпилек в виде оленя оценивается примерно в два миллиона долларов. А подобных золотых украшений обнаружили почти 25 килограмм!

Однако выводы, которые позволили сделать эти находки, и вовсе бесценны.

Раньше считалось, что территория Тувы и юга Красноярского края - это далекая периферия мощной империи скифов. Но результаты раскопок подтверждают гипотезу: древняя цивилизация зародилась именно здесь. Кстати, о среднеазиатском происхождении этого легендарного народа говорил еще Геродот.

Родина скифов

Надо сказать, что эта территория - юг Красноярского края и вообще Центральная Азия - уникальный регион, который был настоящим генератором народов, - поясняет доцент Санкт-Петербургского института культуры и искусств Николай Боковенко. - Мы изучаем палеоклимат (то есть древний климат), сравниваем различные регионы по особенностям погоды. Например, выясняется, что самым благополучным местом в те древние времена был район Саяно-Алтая. Здесь, в Минусинской котловине, была настоящая ойкумена (особенно благоприятный для жизни регион). Это невероятно интересный во всех отношениях район, его исследование очень важно для науки.

Около трех тысяч лет назад здесь была высокая плотность населения. На юге нашего края и в Туве народы концентрировались, а потом выдвигались на запад - вплоть до Центральной Европы. Отсюда начиная с первого тысячелетия до нашей эры шла миграция скифов, гуннов, тюрков, татаро-монголов. Почему они перемещались на запад, неясно. Возможно, в поисках лучшей доли. Может быть, их вели вперед те, кто был молод, активен и энергичен (пассионарии, по определению Льва Гумилева). Возможно, они подчинялись инстинкту завоевателей, как в случае с Чингисханом.

Все эти народы, которые давно исчезли с лица земли, двигались вдоль древней дороги - сейчас она носит название Усинского тракта. Вдоль этого уникального пути ведутся раскопки древних стоянок, захоронений и своего рода «кемпингов» (и три, и две тысячи, и сто лет назад наши предки, как и мы, путешествовали и устраивали пикники на обочине). Каждая такая стоянка - «многослойна»: ведь если место действительно удобно, им будут пользоваться всегда. Поэтому часто бывает так - археологи начинают раскапывать, например, погреб XIX века, а под ним обнаруживают артефакты времен бронзового века.

Котел народов

Объем работ предстоит огромный. Поэтому на помощь археологам решили привлечь волонтеров. Вот уже третий год в Туве действует международный волонтерский лагерь «Долина царей». Поскольку обширные раскопки ведутся и на юге Красноярского края, было решено создать второй лагерь волонтеров у нас. Так, в прошлом году на территории Ермаковского района появился еще один лагерь - «Ермак».

- «Долину царей» и «Ермак» организовали потому, что возникла идея при помощи Русского географического общества сделать проект «Кызыл - Курагино» не только научным, - объясняет директор международного волонтерского археологического лагеря «Ермак» Денис Гергилев. - К нам, в Сибирь, едут ребята со всей России и из других стран мира.

Из добровольцев в первую очередь выбирают историков, археологов, геологов, географов, для них участие в раскопках - уникальная практика. Однако шанс принять участие в проекте есть у всех. Например, сейчас в «Ермаке» трудятся океанологи и журналисты. Приехали сразу несколько студентов из Колумбии - сагитировал товарищ, который приезжал сюда в прошлом году.

Многие из тех, кто побывал здесь однажды, стремятся вернуться снова. Потому что это - возможность повидать удивительный край и шанс получить уникальные знания.

На раскопках ребята трудятся в первой половине дня. Во второй - занимаются спортом, общаются, - рассказывает Денис Гергилев. - Для них ведущие преподаватели Сибирского федерального университета читают лекции об истории, географии и этнографии нашего региона. Ребята ездят на экскурсии, ходят в горные походы в Ергаки.

Каждый день у молодых людей расписан по часам. Все они заняты большим, интересным делом. Именно причастность к нему заставляет многих переоценить свою жизнь. Кто-то после поездки в «Долину царей» и «Ермак» увольняется с нелюбимой работы, кто-то начинает всерьез заниматься наукой. Ведь одна из целей археологии - ответить на простые, человеческие вопросы. Какого цвета у наших далеких предков были волосы и глаза? Любили они путешествовать или были домоседами? Как одевались? Чем интересовались? Понять, какими были люди, которые здесь жили три тысячи лет назад, - и все ради того, чтобы разобраться в себе.

СПРАВКА

В начале 2000-х годов археологи преподнесли миру настоящую сенсацию. На территории Тувы были раскопаны два кургана - Аржаан-1 и Аржаан-2 в Долине царей, не тронутые грабителями. Захоронение Аржаан-2 относят к VI-V в. до н. э. И это самый ранний исторический памятник скифской культуры.

Курган Аржаан-2 стал настоящим Клондайком для археологов. Из него было извлечено более 20 кг золота высокой 990-й пробы. Эту коллекцию золотых предметов негласно называют главным археологическим открытием XXI века.

Тува – небольшая республика в Саянских горах.

В Туве берет начало Енисей. В Туве находится географический центр Азии. Но... Песня про «не летят туда сегодня самолеты и не ходят даже поезда» именно про Туву. Ближайший действующий аэропорт – в Абакане, а ближайшие поезд – в проекте.

Однако побывать в Туве стоит. И вот почему…

По горной дороге

Тува – это край географии, затерянный мир. Добраться сюда можно только автобусом. И вот мы едем! Дорога горная, извилистая - подъем-спуск, перевалы. Однако красота за окном такая, что времени не жаль!

Вот сейчас будет виден Спящий Саян… - объясняет девушка, уже знающая эти места. – Вот смотрите! Вот он.

Я пока не вижу ничего, кроме серых скал обычной формы – горы и горы.

Да вот же – это голова, это руки!

Я вглядываюсь, и точно – вот голова с орлиным носом и закрытыми глазами а вот руки, сложенные на груди!

Горы, утесы, ложбины и хребты образуют фигуру богатыря, спящего на высоком холме. Уникальность Спящего Саяна в том, что человек угадывается в нем не с какой-то одной точки, а с разных. Материалисты считают, что это время так выветрило камни. Но немало народу согласны с легендой о богатыре, который оставлен здесь охранять несметные сокровища.

Лучше всего Спящий Саян виден со смотровой площадки возле Полки – это крытый тоннель над дорогой, предохраняющий ее от частых здесь лавин. Полка сама по себе достопримечательность, но тут все заняты Саяном.

В ногах у него – Висячий камень, многотонная глыба, которая не понять на чем держится на кромке пропасти. Возможно, это одна из тех «каменных игрушек», которыми играли боги, по преданию, именно в этом месте сходившие на землю. Говорят, выглядит она так, будто вот-вот упадет, но когда некоторые граждане пытаются (а такие, как вы понимаете, есть) подтолкнуть глыбу, она не дается. Сколько лет лежит так этот камень, и сколько еще будет лежать – Бог весть. Нам из нашего далека камень не видно, так что это – в другой раз…

Вдоль дороги в июле местные жители торгуют земляникой, которую тут же собирают на лугах. Цены – доступные.

Ергаки

Это природный парк. Горы и озера. Пики и хребты. Здешние достопримечательности получили названия в новейшее время, отсюда названия Парабола, Молодежный, Зуб дракона и т.п.. На осмотр всех достопримечательностей нужна, как говорят знатоки, неделя. Устроиться можно на базе, которая так и называется – Ергаки. Деревянный домики. Так как каменистую площадку не выравнять, то по всей территории настелили дощатые мостки. Воздух такой, что можно продавать стаканами. Живописно до того, что художественные натуры пьянеют без алкоголя, от одних пейзажей. Рядом с базой озеро, пользующееся репутацией мертвого. Однако самые упорные ходят туда ловить рыбу. А еще более героические личности, говорят, даже купаются. Хотя температура – не сильно выше нуля.

Кызыл

Кызыл – небольшой город. Летом очень уютный, а уж каково зимой – не знаю. Местные рассказывают, что морозы бывают до минус пятидесяти, и без необходимости на улицу люди зимой стараются не выходить. Поэтому в ближайших планах построить дворец спорта – тогда можно будет проводить массовые мероприятия без риска для здоровья.

Кызыл – город детей. На улицах – дети, дети, дети… Руководитель Республики Кара-оол рассказал, что молодежь и дети составляют половину населения республики. Это само по себе внушает оптимизм.

Из города видна гора, с выложенными на склоне буквами. Это – первые слова самой главной буддистской мантры «Ом мане падмэ хим», выложенные так, чтобы их видели и с земли, и с неба. В самом Кызыле, в центре, на площади перед зданием правительства и республиканским театром – барабан с молитвой. По традиции, барабан надо крутнуть три раза – тогда твое желание сбудется. Мы крутим, звенит укрепленный наверху колокольчик – наша просьба учтена…

Через город течет Енисей – он, собственно, тут, в месте слияния Большого и Малого Енисеев, и начинается, становясь тем самым Енисеем, который почти через три с половиной тысячи километров вольется в Северный Ледовитый океан.

Так что романтики могут бросить послание в бутылке. Перепрыгиваю по камням подальше от берега. В прозрачной воде вдруг вижу рыбью мелочь. Мальков в воде я не видел с детства – с тех пор, как деревья были большими, а реки – чистыми. В Туве все осталось как в детстве…

Главный шаман

Тува – уникальная цивилизация. Говорить, что люди живут здесь так же, как и сотни лет назад, нельзя – живут, конечно, не так, живут как все в XXI веке – ездят на машинах, ходят в кафе, едят суши. Но в чем-то тувинцы – дети вечности. Утром к небольшому зеленому домику выстраивается очередь – люди пришли за советом к Могнушу Бараховичу Кенин-Лопсану, который с одной стороны шаман и провидец, с другой – действительный член Нью-Йоркской академии наук.

У нас украли лошадей… - говорит нам из женщина, стоящая в очереди к шаману. – Хочу спросить, найдутся ли они, где примерно искать.

Жещина при этом хорошо одета, в руках сотовый телефон. И видно, что поход к шаману с такими проблемами для нее – дело обычное…

Приходит наша очередь, мы входим к Кенин-Лопсану. Он сидит за столом. Вокруг книги, книги, книги. На столе, под руками Кенин-Лопсана – камешки. Мы уже знаем, что на них он гадает. Нам рассказывали, что камешки для гадания берут из зоба глухаря. Но эти Кенин-Лапсану привезли из Греции.

Тишина такая, что слышно, как тикают часы. Ему 89 лет. Видит ли он нас, мы не знаем – на глазах у него катаракты. Голос у Кенин-Лопсана тихий, с легким акцентом, но фразы он строит правильно и в окончаниях не ошибается.

Я сын сказителя, охотника, кочевника. Когда я был маленький, у нас была кочевая жизнь. Мама, папа, браться, сестры – наша семья была громадная, одиннадцать человек.

Я окончил восточный факультет Ленинградского университета. Я востоковед. Моим учителем был Штейн, профессор Виктор Максимович Штейн, он был переводчиком русского посольства в Пекине, владел китайским, корейским, японским языками. И каким-то образом он знал нашу шаманскую древность. Да… Была история…

Тува – это страна шаманов. Тувинцы очень уважают представителей православия, ислама, буддизма, однако они к шаманам обращаются. Для тувинцев шаманы – самые уважаемые люди. Они лечат. Они охраняют. До 90-го года Тува была изолирована от внешнего мира. Поэтому здесь шаманство сохранилось чудом. У нас шаманы сидели за решеткой, одни вернулись, другие умерли. Классовая борьба, коммунистическая идеология… У меня была бабушка-шаманка. Она три раза сидела за решеткой при Советской власти. В последний раз сидела около Минусинска. Для нас это печальная история. Она вернулась. Как-то я сижу, заходит молодой энергичный русский человек. Поздоровался, и говорит: «Я с вашей бабушкой». И ее приводит. Оказывается, у него была дочь, она болела, они лечили ее в Ленинграде и Москве, но не помогло. А моя бабушка вылечила. И в знак благодарности он бабушку привез к нам. Как-то помог досрочно освободиться. Моя бабушка жила около Монголии, она туда не доехала – умерла.

Я сын сказителя, у меня с самого детства память работает – что сказал человек, я всегда запоминаю навсегда. Я работаю с семи утра до двух часов дня. После двух я не работаю. Я сын кочевника, охотника – они утренники. Для меня счастье – это хлеб, работа, здоровье, дети, люди, которые меня уважают, которые меня охраняют. Вот и все…

Озеро Торе-Холь. Как бы вам рассказать, что это такое? Прозрачная вода светится на солнце.

Под ногами, мелкие, мельче спичечных головок, камешки, которые скребут тебе пятки.

Невдалеке садятся на воду большие птицы. Ты городской человек, ты не знаешь их названия. Они не боятся тебя – тут заповедник. У птиц свои дела – они высматривают в воде рыбу. Природа живет своей жизнь, позволяя человеку любоваться собой с берега.

Один берег озера – тувинский, другой – монгольский. Так что птица, погнавшись за рыбой в Туве, догоняет ее в Монголии. Но птице все равно. А вот человеку, чтобы попасть сюда, потребуется пропуск в пограничную зону. И это хорошо – какой-никакой а отбор.

Вокруг – полупустыня, песок и кустарники. И тут озеро – как потерянный кем-то изумруд. Кара-Холь – память о ледниковом периоде. Когда-то эти места накрыло многометровым панцирем снега и льда. Потом земля оттяла, но в этой котловине осталась вода. Лежишь на , вглядываешься в мелкие камешки и видишь в них мелкие – миллиметры в диаметре – ракушки. Когда в них жили улитки – вчера или миллионы лет назад?..

Долина царей

На планете Земля меньше десятка тех мест, где давно сгинувшие народы хоронили своих царей. Самое известное место – Египет, пирамиды Гизы. Но тувинская Долина царей, возможно, самая таинственная.

Здесь хоронили своих вождей скифы – люди, населявшие Азию и часть нынешней Европейской России во времена, которые и для «отца истории» Геродота были древностью. Глядя на прошлое сверху вниз, мы считаем древние цивилизации примитивными, дикими или полудикими. Между тем, в скифских могильных курганах было столько сокровищ, что в XVII-XVIII веках в России «сибирское могильное золото» считалось на центнеры. И это только то, что по разным причином попало в легальные оборот. Получается, скифы откуда-то имели тонны золота. Что за люди это были? Что это был за мир?

Скифское золото, найденное в Туве в могильнике Аржаан-2, хранится сейчас в особом зале республиканского музея. Пектораль, акинак, полуторакилограммовая золотая гривна, золотой ковш, о котором говорят, что такой же ковш описан у Геродота, золотая «ткань», из которой были сшиты золотые (!) штаны (!) царя! Две с половиной тысячи золотых кошек, каждая размером с арахис, украшавшие одежду царя. Царский меч (акинак), на рукояти которого тигры рвут барана. Где скифы могли видеть тигров – ведь не по телевизору же? Или это барсы, и поныне живущие в некоторых районах Тувы? Золотая серьга царицы украшена золотой зернью такой тонкой работы, что нынешние мастера не берутся повторить. Эти находки порождают больше вопросов, чем дают ответов…

Кстати, в тувинской Долине царей уже несколько сезонов работает международная археологическая экспедиция «Кызыл-Курагино», в составе которой много волонтеров. Так что если хочется принять участие в поиске сокровищ – тебе туда! Только помни – золото придется сдать. Но настоящие сокровища – воспоминания! – останутся при тебе!!

Как добраться? Самолетом, поездом или на автомобиле до Абакана. Потом – по трассе М-54 до Кызыла. Дальше – куда душа пожелает.

Национальная кухня - самая разнообразная. Местный чай – с молоком, соленый. Национальный напиток – кумыс (лошадиное и верблюжье молоко). На любителя, но для экзотики можно попробовать, особого риска нет.

Люди – гостеприимные, благожелательные.


Скрывать не стану: в Туву мы въезжали с некоторой опаской, как в свое время в Ингушетию и Чечню. Но как по Кавказу, так и здесь, ни что не омрачило нашего автопутешествия. Но все же, репутация не возникает на пустом месте. Неблагоприятный фон, или как бы сейчас сказали, бэкграунд заложен исторически.


Тува, как известно, вошла в состав СССР в 1944 году. Причем даже не как республика, а как автономная область. В зареве Великой Отечественной это вряд ли было самое заметное событие, но к этому времени тувинцы доказали, что являются самыми верными союзниками: они первыми поддержали СССР с первых дней агрессии, объявив войну Германии. Дальше - больше: передали весь свой золотой запас Союзу, начали формировать добровольческие части, которые воевали на советских фронтах, а также почти все внутренние ресурсы направили нам в помощь. И это дорогого стоило.

Но были и другие периоды. В основном, когда Россия демонстрировала свою слабость. Антирусские настроения пришлись на Гражданскую войну, когда Тува оказалась под властью колчаковцев, а также на 90-е годы (период распада СССР). Многие русскоязычные тогда покинули республику, но были и те, кто остался. В частности, мой однокурсник, который после окончания Иркутского госуниверситета получил распределение (было раньше такое понятие) в Кызыл и успешно там адаптировался.

Перед поездкой в Туву я ему позвонил. Увы, он в это время находился в отпуске в Краснодарском крае, но советами здорово помог.

Во-первых, он сказал, что ничего опасаться не нужно, если ты ведешь себя адекватно ситуации.

Во-вторых, не изображать из себя мАсквича: не вступать ни в какие разборки; не показывать ни кому факи; не обещать ни кому сексуальных приключений; и не учим ни кого как надо жить…

В-третьих, лучше всего остановиться в столице в гостинице напротив местного управления ФСБ.

Но прежде, чем добраться до столицы Тувы, мы немного поколесили по территории республики. До этого момента я был уверен, что в Сибири красивее Бурятии ничего нет. Не факт!

Дорога была просто замечательной, виды потрясающие. Придорожная торговля так же порадовала. Было много клубники и недорогой. В этом году, похоже, особенно уродило. Но на мой вкус байкальская, все же, вкусней.

После Красноярского края стало понятно, что въехал на территорию, где почитают духов тенгри, где в фаворе буддисты и шаманисты. Но нам не привыкать: оставляли на перевалах где монетку, где конфетку…

Не доезжая столицы, свернули на проселок, указывающий путь в долину царей Тувы. Конечно, в те давние времена ни царей, ни нынешней Тувы здесь не было. Но долина была и в ней происходила еще не до конца понятная жизнь, но наполненная событиями. Здесь, как и в Хакасии, высокая культура, которую называют скифской, оставила после себя сотни курганов, под которыми упокоились местные властители. И на некоторых из них сохранились образцы невероятного ювелирного искусства.

Мы оказались у самого известного из вскрытых курганов, сохранившего до наших времен все свои богатства - это Аржан-2.

Здесь в 2001 году российско-германская экспедиция обнаружила не потревоженным захоронение местного вождя и его жены, останки которых были покрыты слоем золота. И не просто абы каким, а удивительными ювелирными изделиями. Мы их чуть позже увидим в специальном хранилище музея, больше похожего на сейф или склеп из которого они и были извлечены.

"Завершившийся археологический сезон в тувинской "Долине царей" принес сенсацию: петербургские ученые обнаружили скифские захоронения VIII-VII веков до нашей эры. Находка в корне меняет представления о причерноморском происхождении скифов - найденные захоронения древнее известных до сих пор причерноморских памятников кочевников.

Дискуссии о происхождении скифов начинаются со времени Геродота, предложившего теорию об азиатском происхождении племен , чьи могильники были обнаружены в Причерноморье. На протяжении многих столетий к этому относились скептически - доминировала теория о "европейских корнях" скифов, косвенным ее подтверждением служило европеоидное, а не монголоидное строение черепов найденных останков. Главный опознавательный знак скифской культуры - уникальный звериный стиль украшений - мог , считали ученые, появиться после возвращения скифов из переднеазиатских походов , то есть не раньше VII века до нашей эры . Подтверждением тому были датированные письменные источники того времени.

Исследование "царского захоронения" - результат долгосрочного российско-немецкого научного проекта. Раскопки проводились Центрально-Азиатской археологической экспедицией (созданной на базе Петербургского филиала НИИ культурного и природного наследия Министерства культуры РФ и РАН) и Евроазиатским отделом берлинского Археологического института ФРГ. Степь в окрестностях поселка Аржан (в Турано-Уюкской котловине отрогов Западных Саян на севере Тувы) издавна привлекала внимание археологов - именно здесь, в "Долине царей", сосредоточены наиболее крупные курганы эпохи ранних кочевников Евразии. Первые научные раскопки были проведены в начале ХХ века, а в 70-х годах сенсацией стали находки знаменитого ленинградского ученого Михаила Грязнова. Материалы, полученные при раскопках кургана Аржан, позволили уточнить происхождения ярких культур ранних кочевников Евразии первого тысячелетия до нашей эры...

Нынешние раскопки в Туве, где были обнаружены памятники рубежа VIII-VII веков до нашей эры, неожиданно подтвердили верность предположений Геродота. Идентификация племен скифского типа происходит по наличию компонентов так называемой "скифской триады": оружие, конская упряжь и, конечно, предметы искусства звериного стиля. Находки в так называемой "Долине царей", объединяющей несколько курганов, датируются рубежом VIII- VII веков до нашей эры, то есть временем, когда скифов в Причерноморье, опять-таки по археологическим данным, не было.

Начальник Центрально-Азиатской экспедиции научный сотрудник Эрмитажа Константин Чугунов рассказал "Известиям":

Находкам в кургане Аржан-2 нет аналогий в археологии. Все образцы компонентов скифской триады настолько высокоразвиты, что изначально мы даже не могли представить себе, что они созданы раньше, чем в VI веке до нашей эры. Тщательный анализ и "царских" захоронений, и могильников, не принадлежавших представителям скифской знати, показал: они созданы позже VII века до нашей эры. Это переворачивает представления об азиатской кочевой культуре: о происхождении и развитии скифского искусства, превосходящего по уровню развития даже современное ему искусство Архаичной Греции, можно говорить совсем в ином ключе. Древность находок говорит о том, что скифские племена пришли в Причерноморье из Центральной Азии.

Однако появившиеся после обнародования в Кызыле первых результатов экспедиции популистские "научные" предположения, что современные тувинцы - потомки скифов, питерские археологи категорически опровергают. Одни из главных аргументов - европеоидный череп скифов, их принадлежность к иранской языковой группе. И вообще, констатируют ученые, факт пребывания на какой-либо территории носителей древней цивилизации не означает, что этносы, появившиеся там позже, являются "генетическими преемниками" этой цивилизации. Раскопки закончены до следующего мая, которого Центрально-Азиатская экспедиция ждет с понятным нетерпением."



Было найдено 9300 золотых монет, не считая "бесчисленных золотых бусин". Фото: Vera Salnitskaya



Неизвестный воин был найден буквально покрытым золотом вместе со своей женщиной. Фото: Константин Чугунов, Анатолий Наглера и Герман Парцингер; Вера Salnitskaya

Неизвестного скифского воина окрестили сибирским Тутанхамоном, ибо были обнаружены символы его богатства: в древнем некрополе были захоронены тела 14 коней. Рядом с этим погребением были обнаружены захоронения ещё 33 человек, пятеро из которых - дети. Найденные украшения были изготовлены в "Animal Art " стиле


Древний правитель был похоронен с тяжелым ожерелье из чистого золота и золотым колчаном с украшением в виде рыбьей чешуи. Фото: Vera Salnitskaya

Это погребение не было разграблено, подобно Аржану 1, поэтому в руки археологов попали изделия из железа, бирюзы, янтаря и дерева, а также из золота.

Находка была описана директором Эрмитажа доктором М. Б. Пиотровским, как "энциклопедия скифского искусства", содержащая виды многих животных, которые бродили в регионе, таких, как пантеры, львы, верблюды, олени...


Реконструкция костюмов, сделанных экспертами из Эрмитажа. Картина: Эрмитаж

Внешняя одежда воина, вероятно, разновидность кафтана, была украшена тысячами маленьких фигурок Panther, каждая 2-3 сантиметра в длину, прикрепленными вертикальными рядами и образующими мотивы, такие как крылья на спине.


Золотая пектораль в зверином стиле. Фото: Vera Salnitskaya

На войлочные или кожаные сапоги были нашиты тысячи маленьких бусинок диаметром около 1 мм, отчего сапоги казались сделанными из золота

Общий вес его украшений - в том числе и стеклянных бус на его брюках - было 2 килограмма.Вооружение этого человека состояло из железного кинжала.

Украшение платья женщины соответствует кафтану мужчины: тысячи золотых пантер образуют разные мотивы, опять же, в частности, крылья на спине. Вокруг ее груди, археологи нашли золотые серьги и много маленьких шариков из золота, янтаря, граната, малахита и других драгоценных материалов.

Возле ее ноги были тысячи мини-бусин из золота, которые должны быть закреплены на кожаных сапогах, которые были инкрустированы золотыми лентами и зернью.


"Трудно себе представить, что эти мелкие кусочки были сделаны кочевниками, живущих в палатках. Фото: Vera Salnitskaya

В других погребенях, которые окружали видную пару, найдены бронзовые ножи, топор типа, известного как клюв Ворона, наконечники стрел, бронзовые зеркала, ремни и многие ювелирные изделия - бусы из стекла, камня, янтаря, и золотые серьги. Так же были фрагменты ткани - войлока, меха и ткани.

Здесь тоже были обнаружены уздечки наборы из бронзы, украшения для грив и хвоста, вырезанных из листового золота.

Анализ ДНК группы показал, что захороненные из иранской этнолингвистической группы. Согласно анализу изотопов стронция в костях, все погребенные были местными жителями, кроме - "Королевы", и это дает основание думать о династических браках.




Оружие: железный кинжал и железные наконечники стрел с золотой инкрустацией. Фото: Vera Salnitskaya


Ранние скифы были люди, которые знали и ценили произведения искусства Фото: Vera Salnitskaya

Картина погребения соответствует описанию обряда захоронения у скифов, описанного Геродотом.


Деревянная чаша с золотой ручкой. Фото: Vera Salnitskaya

Как Парцингер сказал: "Трудно себе представить, что эти мелкие кусочки были сделаны кочевниками, живущих в палатках". Чугунов соглашается: "В Аржан 2 золотые украшения явно не были сделаны кочевыми художниками".

Некоторые из украшений, вероятно, сделаны на территории, где сейчас находится Китай; другие обязаны своим происхождением мастерам Ближнего Востока. Некоторые сокровища пришли с расстояния от 4000 до 5000 километров от этого кургана, но в этот момент не было никаких контактов скифов с древними греками.

Тем не менее, сокровища свидетельствуют о погибшей цивилизации скифов. Они были культурно более продвинутыми, что когда-то предполагалось. Эксперты предполагают, что были и скифские мастера, которые изготовили кинжалы и наконечники стрел, найденные в погребении. Методы, используемые в вышивке и изготовлении серег, похожи на технику, используемую близко к Аральскому морю, около 3600 км от места захоронения. Остатки фруктов и семян растений, найденных в Аржан 2 также происходят из более отдаленных регионов.

А что говорят антропологические изследования?

"Большинству исследованных групп скифского времени при сравнении со сборными сериями, представляющими европеоидов и монголоидов, соответствуют частоты ЗИ, ЗСШ и ИПНШ, присущие европеоидам (рис. 1). Устойчивый сдвиг в “восточном” направлении демонстрирует только серия из т.н. царского кургана Аржан-2. Вместе с тем среднее значение частот НО для сборных серий, кроме погребенных в Аржане-2, пазырыкцев и тагарцев (Кузнецкая котловина) превышает данный показатель для современных монголоидов. Повышенные, хотя и не столь сильно, как в данном случае, частоты НО характерны также для ряда популяций бронзового века с территории степной и лесостепной зон Западной и Южной Сибири [Громов, Моисеев, 2004]. Учитывая это, а также отсутствие заметной “восточной” тенденции по другим признакам у пазырыкцев и тагарцев Кузнецкой котловины, считаю, что говорить о значительном участии монголоидных групп в генезисе данных популяций преждевременно. Однако эту особенность можно рассматривать как следствие родственных связей указанных групп с европеоидами Южной Сибири эпохи бронзы. Предположение об участии монголоидов в формировании группы из Аржана-2 имеет под собой больше оснований, поскольку она, как уже отмечалось, демонстрирует устойчивую “восточную” тенденцию практически по всем признакам, значимым для дифференциации современных европеоидных и монголоидных популяций. Следует, правда, иметь в виду, что крайние значения частот, характеризующие серию, могут быть обусловлены малочисленностью группы. Необходимо также учитывать возможные родственные отношения между индивидуумами, погребенными в данном могильнике, который представлял собой родовую усыпальницу верхушки раннескифского общества...

О начале качественного изменения отношений между центрально-азиатскими группами и европеоидным населением степной зоны Сибири свидетельствует выраженный “восточный” сдвиг группы из Аржана-2. Подобный сдвиг для более раннего времени прослежен лишь у отдельных индивидуумов, а значит, миграционный процесс тогда еще не был массовым – речь могла идти об инфильтрации небольших монголоидных групп, которые полностью ассимилировались европеоидными популяциями . Уникальность краниоскопической характеристики серии из Аржана-2 показатель того, что коренного перелома в динамике взаимодействия древнеевропеоидных и монголоидных популяций в скифский период все же не произошло. Процесс массовой миграции монголоидных групп центрально-азиатского происхождения пришелся уже на последующий, гуннский, период.

В лесостепной зоне Западной Сибири в это время преобладало другое направление межпопуляционных связей. Здесь происходила ассимиляция численно преобладавшими европеоидными популяциями местного таежного населения , в краниоскопической характеристике которого прослеживаются черты сходства с современными угорскими и самодийскими группами ."

(совр. ), названная в «священной». Упоминание о ней встречается в Коране в контексте истории о пророке (Мои­сее) .

Предыстория

По пути в Египет, в одну из холодных ночей, пророк Муса с семьей заблудились. Муса пытался разжечь огонь с помощью своего огнива, но у него ничего не получалось. В тот момент когда мрак сгущался, а холод усиливался, он подумав, что, на правом склоне горы горит огонь, направился в эту сторону . Муса направился с намерением принести головню огня и найти людей, которые подсказали бы ему верный путь. Он подошёл к огню, который он увидел из­да­ле­ка, и оказалось, что в действительности это не огонь, а свет .

Пророк Муса в долине Тува

В долине Тува, Господь подозвал Мусу тихим голосом . Он сказал Мусе , что яв­ля­ет­ся Господом и повелел ему снять сандалии в знак уважения к этому благословенному месту .

По мнению некоторых источников, Мусе было велено разуться, потому что для получения благословения Аллаха правоверный в знак нижайшей покорности должен касаться священной земли только босыми ногами . Другие источники приводят в качестве ар­гу­мен­та следующее высказывание пророка Мухаммада ﷺ , которое они характеризуют как заслуживающее доверия: «Его обувь была изготовлена из шкуры осла (то есть не была чистой) » .

В долине Тува Муса узнал о том, что Господь избрал его в качестве посланника, который должен следовать внушаемому ему : Воистину, Я - твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува. Я избрал тебя, и посему при­слу­шай­ся к тому, что внушается тебе в откровении. . Здесь же пророк Муса получил повеление от Господа встре­тить­ся с упрямым и деспотичным правителем, перед которым не осмеливался пререкаться ни один из жителей Египта: Вот Господь его воз­звал к нему в священной долине Тува (Това): «Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного. [