Жилой мост во флоренции. Италия, Флоренция «Золотой мост Понте Веккьо во Флоренции. Мост Понте Веккьо: одна из интереснейших достопримечательностей современной Флоренции

Этот мост считается старейшим во всей Флоренции, и при этом он не похож ни на один мост в Италии. Арочный мост, перекинутый через самое узкое место реки Арно, до сегодняшнего дня сохранил свой практически первозданный облик со времен своего строительства в 1345 году.

История достопримечательности

Нынешний мост Понте Веккьо во Флоренции сегодня перекинулся через реку Арно и является предметом живейшего интереса туристов. Он представляет собой третью по счету переправу через реку, построенной в этом месте Италии.

Первый виадук был выстроен еще в эпоху Древнего Рима . Он был деревянным и стоял на каменных пилонах. Намного пережив своих строителей, переправа была разрушена в 1117 году сильнейшим наводнением. Второй мост, построенный с учетом предыдущих ошибок строительства, продержался почти два века, но и его постигла та же участь, что и первый – сильнейший разлив Арно в 1333 году разрушил Ponte Vecchio почти до основания.

При строительстве третьего виадука архитекторам пришлось немало потрудиться, чтобы, наконец, найти решение, при котором переправа будет достаточно прочной и выдержит натиск воды при возможном разливе реки. К слову, проверить это пришлось на деле – многими веками позже, в 1966 году, очередной подъем воды затопил и Ponte Vecchio, и галерею Вазари, нанося урон и лавкам ремесленников, и бесценным произведениям искусства…

А пока, в XIV веке, флорентийские архитекторы решали, как совместить архитектурное изящество и прочность строения. Кстати, историки до сих пор ломают голову – кому же принадлежит авторство , кто является архитектором проекта на самом деле? Дело в том, что по одним документам архитектором строения называют Таддео Гадди, а более поздние источники уверяют — проект принадлежит Нери ди Фьораванте (Neri di Fioravante).

Название моста переводится с итальянского как «Старый мост».

Свое второе название – Золотой – Ponte Vecchio получил отнюдь не из-за того, что он является архитектурной ценностью. Начиная с XVI века, на мосту обосновались торговцы тем или иным товаром , получив разрешение от муниципалитета на строительство торговых лавок. И самое большое количество этих лавок принадлежало ювелирам. До наших дней сохранилась лишь одна лавка, которая начинала торговлю с тех времен – ювелирная лавка, принадлежащая семейству Печчини.

По средневековым традициям Ponte Vecchio был разделен на 38 участков , на которых и велась торговля. Торговцы здесь же, на этих же участках, и проживали. Причем площади магазина едва хватало, чтобы разместить товары, поэтому лавки расширяли и надстраивали – они буквально висели над водой. Сегодня мы можем видеть панораму достопримечательности и небольшие домики, словно бы прилепившиеся к ней по бокам. Кстати, магазины и лавки имеют сегодня почти тот же вид, что был в XVI веке.

В XX веке, во время Второй мировой войны, мост по счастливой случайности избежал участи быть разрушенным. В 1938 году во Флоренцию с визитом прибыл Адольф Гитлер. Он ознакомился с основными достопримечательностями города, побывал в , на мосту Понте Веккьо – к приезду фюрера специально соорудили смотровую площадку. Несколькими годами позже, в годы войны, во время отступления немецких солдат, многие здания (в том числе исторические) были взорваны, но Ponte Vecchio избежал подобной участи.

По одной из версий, Гитлера невольно восхитила стойкость бойцов Сопротивления, защищавших мост и дворцы, его окружавшие; по другой версии, он просто не мог забыть удивительной панорамы реки Арно со смотровой площадки Ponte Vecchio …

Хотите узнать о достопримечательностях Флоренции больше? Ознакомьтесь с историей строительства знаменитого собора , находящегося на территории города!

Легенды Флоренции, связанные с сооружением

Жители очень любят рассказывать истории и легенды, связанные с этой достопримечательностью. В частности, истории о том, как и почему на виадуке появились ювелирные лавки. Существует три исторические версии это факта.

Согласно первой версии, в 1442 году вышел специальный указ, чтобы все торговцы мясом и рыбой перебрались в одно, строго определенное, место в городе, дабы неприятные запахи не оскорбляли обоняние благородных господ во дворцах.

По распоряжению городских правителей все рыбные и мясные лавки отныне располагались в районе переправы Ponte Vecchio. Так продолжалось до тех пор, пока в 1556 году по распоряжению герцога тосканского Козимо Медичи не был построен Коридор Вазари, соединявший и Палаццо Питти.

Всякий раз, проходя по коридору Вазари, тосканский правитель морщился и прикрывал нос – до него долетали отнюдь не аристократические запахи рыбы и мяса, а также запах порченого товара, который сбрасывался в реку. Его сын Фердинандо, ставший правителем после отца, был не таким терпимым.

Во время одного перехода из Старого дворца в палаццо Питти Фердинандо так разгневался из-за ужасающих запахов, что повелел прогнать всех мясников и торговцев рыбой, а на месте их лавок открыть другие. Так на мосту появились лавки ювелиров, к которым ходила более изысканная публика.

Вторая версия гласит, что коридор Вазари служил не только тайным переходом правителей из одного дворца в другой. Стоя в потайном коридоре прямо над торговыми рядами, Фердинандо Медичи через специальные круглые окошки в коридоре мог слышать все разговоры торговцев и их покупателей. И разговоры эти не всегда были приятны для слуха правителя. Простые люди не стеснялись обсуждать и политические темы, и личность самого правителя. Поэтому герцог велел избавиться от простолюдинов, и за удвоенную арендную плату в 1593 году здесь обосновались золотых дел мастера .

Третья версия не менее интересна , и касается она дочери Фердинандо Медичи. Юная принцесса, проходя по коридору Вазари, становилась невольной слушательницей всех диалогов на мосту. А так как торговали и покупали там простые люди, не стеснявшиеся в выражениях, то словарь дочери Медичи весьма пополнился – правда, словами далеко не теми, которые были приняты во дворцах. Услыхав от дочери лексикон торговцев, Фердинандо в гневе выгнал всех торговцев рыбой и мясом.

Существует также поверье, что слово «банкрот» родилось именно на мосту Понте Веккьо . Если торговец не вовремя вносил арендную плату и набегали долги, то прилавок (banko), на котором он торговал, разбивала присланная властями стража (rotto).

То есть дословно слово «банкрот» или «банкротство» означает «разбитый прилавок» (или же разоренный банк). А если прилавок был разбит («bankorotto»), то торговать уже было не на чем.

А еще реку Арно в районе Ponte Vecchio называют «золотым дном» , причем в буквальном смысле. Дело в том, что во время паводка в 1966 году вода поднялась на несколько метров. Почти все лавки были затоплены водой. Часть торговцев, которые прибыли сюда по вызовам ночных сторожей, смогли спасти какую-то долю своего товара. Остальные магазины оказались затопленными, и часть золотых украшений смыло отступающей водой. Конечно, работы по поиску пропавших украшений велись в водах Арно еще долгие годы, но без особых результатов.

Какой он сегодня

Через Арно в настоящее время перекинуто 10 переправ, и все они перестраивались и реставрировались (особенно после налетов во время Второй мировой войны). Все, кроме Золотого моста. Вид Ponte Vecchio остался практически неизменным с момента его строительства в 1345 году. Классический трехарочный виадук, центральная арка в длину равна 30 метрам, а две боковые – по 27 метров. Высота сводов Ponte Vecchio – от 3,5 до 4,4 метров.

Понте Веккьо сегодня – это ряд ювелирных магазинов и небольшая смотровая площадка . С этой площадки открывается замечательный панорамный вид на реку Арно. Глядя на мутную воду спокойной и неторопливой реки, трудно предположить, что когда-то эта река несла прямую угрозу городу. Со смотровой площадки можно сделать фотографии. Но если идти от площади Сеньории вдоль Арно, то можно сделать не менее шикарный обзорный снимок самой достопримечательности – красивые арки над водой.

Особенно красиво смотрится мост в темное время суток – освещенный множеством огней, он становится местом встреч и ориентиром для туристов.

В магазинах представлен широкий ассортимент изделий из золота и платины.

Правда, туристы останавливаются больше посмотреть, нежели купить – цены на эти изделия довольно высоки. За неприметное с виду колечко из золота нужно отдать не менее 200 евро.

На западной стороне моста находится бюст Бенвенуто Челлини , итальянского музыканта и скульптора эпохи Ренессанса (автор бюста – Рафаэлло Романелли). Одна из знаменитых скульптурных работ мастера Челлини – статуя Персея с отрубленной головой Медузы Горгоны – находится на площади Сеньории. Установка и открытие в 1901 году статуи было приурочено к 400-летнему юбилею Челлини.

Бюст Челлини окружен небольшой металлической оградой. Эта площадка стала местом паломничества молодоженов и влюбленных пар – в знак нерушимости любовных и семейных уз каждая пара навешивала на оградку замок. Поговаривают, что эта идея принадлежала владельцу магазина замков, расположенного неподалеку от установленного бюста. Так или иначе, его бизнес процветает. А вот властям Флоренции такой обычай пришелся не по нраву – мало того, что замки портили эстетический вид скульптуры, так эта традиция угрожала самому мосту, нанося ему ущерб.

Мост Понте-Веккьо – это совершенно не похожая на обыкновенный мост каменная переправа через Арно. Сооружение настолько старо, что оно помнит даже древнеримские времена. Тогда это, конечно же, была деревянная переправа, что не мешало ей оставаться важнейшим элементом социальной жизни Флоренции.
История Понте-Веккьо длинная и порожистая. Мост неоднократно смывало наводнениями, часто случавшимися в городе, заново отстраивался, был уничтожен снова и снова. В XV веке эта территория стала самой сильно пахнущей во Флоренции, ведь именно сюда перенесли многочисленные мясные лавки подальше от знатных особняков. В те годы торговать телятиной и куриными мозгами разрешалось только на Старом мосту. Все отходы от мясного дела выбрасывали в реку, которая уносила их далеко за пределы города.
Мясников в городе было много, мост не был сильно длинным, потому его рост пошел вширь. Торговцы таким образом пристраивали свои лавки, что они выпирали над мостом, вися уже практически над водой. Таким же мы видим мост Понте-Веккьо и сегодня. Вот только лавки здесь теперь с дорогими и очень дорогими ювелирными украшениями. Даже самое простое колечко тут стоит не менее 200 евро.
Конструкция моста Понте-Веккьо возведена в самом узком месте реки Арно. Практически напротив него - галереи Уффици. Это один из древнейших мостов тосанской столицы, единственный, который смог сохранить практически свой первоначальный облик. На его месте, правда были и другие сооружения: мост древнеримской эпохи, обрушившийся в 1117 году, а также мост, разрушенный наводнением в 1333 году.
Современное сооружение впервые появилось в 1345 году. Тогда его возводил архитектор Нери ди Фьораванти. Конструкция была прочная, но в то же время весьма изящная. Тогда мост состоял из трех арок. Отличительная особенность Понте-Веккьо - дома, которые теснятся по обеим сторонам. С течением времени прямая линия зданий XIV столетия была нарушена различными преобразованиями. По центру пролёта моста - ряд зданий прерывается, переходя в открытую площадку, откуда открывается вид на реку и на другие мосты города.
Над строениями - Коридор Вазари. Создал его архитектор для того, чтобы Козимо I проходил из палаццо Веккьо в палаццо Питти, не чувствуя сильное зловоние от лавок мясников. Вдоль коридора идут в ряд небольшие круглые окна, из которых правитель подслушивал, о чём говорят простые люди на мосту. Об этом говорится в легенде. Ювелирные магазинчики и мастерские на месте лавок появились в XVI веке. С тех пор мост Понте-Веккьо называют еще и «Золотым мостом». Здесь находится также бюст Бенвенуто Челлини. К нему приковывают «замки любви».

Рассказ про уникальный флорентийский мост Понте Веккьо. Один из немногих сохранившихся полностью застроенных мостов. Но он уникален и по другим причинам.

Понте Веккьо - это одна из главных визитных карточек чудесной Флоренции. Он расположен в самом узком месте реки Арно и соединяет между собой две части легендарного итальянского города. Этот мост примечателен по нескольким причинам.

Самый старый мост Флоренции

Его построил архитектор Нери ди Фьораванти в 1345 году и до наших дней мост практически не изменил свой облик. Даже во время Второй мировой войны он уцелел, хотя все остальные мосты были взорваны. Правда, причины называются разные. Кто-то считает, что благодаря Сопротивлению, а кто-то верит, что подрывать культурное наследие личным указом запретил сам Адольф Гитлер. Кстати, с немецким диктатором связана одна из немногочисленных модернизаций моста. Еще до мировой войны Муссолини специально к приезду почетного гостя сделал смотровую площадку с большими прямоугольными окнами с внутренней стороны Коридора Вазари. Эти окна решено было оставить, и они сохранились до наших дней.

Автор фото: Карло Броджи. Снимок был сделан до 1925 года

Последний из Могикан

Понте Веккьо дает нам представление о том, как выглядели городские переправы в позднем средневековье. Дело в том, что свободного пространства в городе было не так много и в мегаполисах того времени мосты часто застраивались домами или торговыми лавками. Например, полностью застроен был . На нем умещалось более сотни различного рода зданий. Кстати, если вы читали роман «Парфюмер» или , то именно на мосту Менял была лавка Бальдини, рухнувшая в Сену вместе со своим хозяином. Но в какой-то момент основные мосты в Европе очистили от построек, а вот Понте Веккьо уцелел и уже не одну сотню лет продолжает удивлять гостей Флоренции.

Внутри моста потайной коридор Вазари

Многочисленные туристы, прогуливающиеся по мосту, не всегда знают, что прямо над их головами пролегает еще один путь на другую сторону реки. Речь идет о потайном коридоре. Его спроектировал архитектор Вазари, в честь которого тайный ход и получил свое название. Строительство было начато в 1565 году по инициативе герцога Козимо I, который принадлежал к легендарной династии Медичи. Главная задача хода - связать два берега реки, чтобы герцог мог незамеченным переходить из дворца Веккьо в резиденцию Питти. Почему бы просто не пройти по мосту, думаете вы? На это есть, как минимум, три причины:

Планируете поездку? Вам сюда!

Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.

Для безопасности

Когда мы говорим о Флоренции и Медичи, мы априори говорим о борьбе за власть. А это значит, что от возможности незаметно перейти из одного здания в другое может зависеть жизнь правителя.

Для комфорта

Мост - оживленное место торговли. Во времена Козимо там размещались лавки мясников. Поскольку санитарная обстановка мало кого волновала, мост источал зубодробительные запахи протухшего мяса и отходов. Наличие отдельного коридора несколько облегчало ситуацию. К слову, мясники были постоянными обитателями моста до 16 века, после чего их заменили ювелирные магазины и атмосфера стала полегче.

Для шпионажа

Поскольку вокруг мясных лавок всегда тусовалось много жителей, которые давали волю языку, герцог тосканский пользовался этим для банального подслушивания. По слухам, самые неосторожные болтуны могли попасть в заточение уже на следующий день.


Родина банкротства

С мостом связана любопытная история. Ходит легенда, что именно тут зародился термин «банкротство». Связано это с тем, что когда торговец на Понте Веккьо окончательно разорялся, приходила городская стража и разламывала (rotto) его прилавок (banco). Эта процедура так и называлась «bancorotto». После того, как человек лишался прилавка, он уже не мог заниматься торговлей. Иными словами - объявлялся банкротом.


Известный французский писатель Морис Дрюон так рассказывает о духе этого места:

Понте Веккьо (Ponte Vecchio) является самым старым мостом во Флоренции (Италия), это трехарочный мост, который построен на месте двух предыдущих мостов: мост древнеримской эпохи, мост, обрушившийся в 1117 году, и мост, снесённый наводнением 1333 года. Сейчас Понте Веккьо является символом города и пожалуй это самое яркое его место.

Мост Понте Веккьо был построен в 1345 году архитектором Нери ди Фьораванти (итал. Neri di Fioravante), который спроектировал и создал довольно прочную конструкцию, она должна была стать намного прочнее, чем у моста предшественника, который не выдержал наводнения в 1333 году. Хотя конструкция нынешнего моста достаточно прочная но в 1966 мост Веккьо был сильно поврежден во время большого разлива реки Арно.

Самой яркой чертой, которая отличает мост Веккьо от других это - дома, находящиеся по обеих его сторонах. В центре пролётов моста ряд зданий прерывается и переходит в открытую площадку, с которой можно любоваться рекой и другими мостами города. В 1565 году по приказу Козимо I Медичи был построен «коридор Вазари» Галерея Уффици и коридор Вазари — крытый переход, идущий поверх моста Понте Веккьо и соединяющий Уффици с палаццо Питти, которым пользовались исключительно представители двора.

Вдоль коридора проделаны странные маленькие круглые окошки с решетками, по легенде, они были созданы по приказу правителя, чтобы подслушивать, о чем разговаривают люди внизу на мосту. В то время в нижней части моста располагались лавки мясников, но со временем с рынка стали исходить неприятные запахи портящихся продуктов и в 1593 году он категорически запретил здесь торговлю скоропортящимися продуктами, а в место них на Понте Веккьо появились ювелирные магазины и мастерские. В связи с этим его стали еще называть «Золотым мостом».

Во время Второй мировой войны Понте Веккио не был разрушен немцами во время их отступления 4 августа 1944, в отличие от всех других мостов во Флоренции. Был дан специальный приказ Гитлера, оставить мост целым и невредимым. Доступ к нему был, однако, затруднен разрушенными зданиями по обоим сторонам реки. Позже все здания были отстроены, часть из них по оригинальным проектам, а часть по новым.

Интересный факт, слово "банкрот" пошло именно от сюда. Когда-то торговал на мосту Понте Веккио, продавец, торговля которого была настолько убыточной, что он не мог платить за место и залез в долги, за это его избивали солдаты и его торговую лавку (banco) однажды разбили (rotto) и он не смог больше заниматься торговлей. После этого процесс долговых разборок тех времен укладывался в такое знакомое слово «bancorotto» или «разбитый стол»: нет стола – нет торговли.

Рассказ про уникальный флорентийский мост Понте Веккьо. Один из немногих сохранившихся полностью застроенных мостов. Но он уникален и по другим причинам.

Понте Веккьо - это одна из главных визитных карточек чудесной Флоренции. Он расположен в самом узком месте реки Арно и соединяет между собой две части легендарного итальянского города. Этот мост примечателен по нескольким причинам.

Самый старый мост Флоренции

Его построил архитектор Нери ди Фьораванти в 1345 году и до наших дней мост практически не изменил свой облик. Даже во время Второй мировой войны он уцелел, хотя все остальные мосты были взорваны. Правда, причины называются разные. Кто-то считает, что благодаря Сопротивлению, а кто-то верит, что подрывать культурное наследие личным указом запретил сам Адольф Гитлер. Кстати, с немецким диктатором связана одна из немногочисленных модернизаций моста. Еще до мировой войны Муссолини специально к приезду почетного гостя сделал смотровую площадку с большими прямоугольными окнами с внутренней стороны Коридора Вазари. Эти окна решено было оставить, и они сохранились до наших дней.

Автор фото: Карло Броджи. Снимок был сделан до 1925 года

Последний из Могикан

Понте Веккьо дает нам представление о том, как выглядели городские переправы в позднем средневековье. Дело в том, что свободного пространства в городе было не так много и в мегаполисах того времени мосты часто застраивались домами или торговыми лавками. Например, полностью застроен был . На нем умещалось более сотни различного рода зданий. Кстати, если вы читали роман «Парфюмер» или , то именно на мосту Менял была лавка Бальдини, рухнувшая в Сену вместе со своим хозяином. Но в какой-то момент основные мосты в Европе очистили от построек, а вот Понте Веккьо уцелел и уже не одну сотню лет продолжает удивлять гостей Флоренции.

Внутри моста потайной коридор Вазари

Многочисленные туристы, прогуливающиеся по мосту, не всегда знают, что прямо над их головами пролегает еще один путь на другую сторону реки. Речь идет о потайном коридоре. Его спроектировал архитектор Вазари, в честь которого тайный ход и получил свое название. Строительство было начато в 1565 году по инициативе герцога Козимо I, который принадлежал к легендарной династии Медичи. Главная задача хода - связать два берега реки, чтобы герцог мог незамеченным переходить из дворца Веккьо в резиденцию Питти. Почему бы просто не пройти по мосту, думаете вы? На это есть, как минимум, три причины:

Планируете поездку? Вам сюда!

Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.

Для безопасности

Когда мы говорим о Флоренции и Медичи, мы априори говорим о борьбе за власть. А это значит, что от возможности незаметно перейти из одного здания в другое может зависеть жизнь правителя.

Для комфорта

Мост - оживленное место торговли. Во времена Козимо там размещались лавки мясников. Поскольку санитарная обстановка мало кого волновала, мост источал зубодробительные запахи протухшего мяса и отходов. Наличие отдельного коридора несколько облегчало ситуацию. К слову, мясники были постоянными обитателями моста до 16 века, после чего их заменили ювелирные магазины и атмосфера стала полегче.

Для шпионажа

Поскольку вокруг мясных лавок всегда тусовалось много жителей, которые давали волю языку, герцог тосканский пользовался этим для банального подслушивания. По слухам, самые неосторожные болтуны могли попасть в заточение уже на следующий день.


Родина банкротства

С мостом связана любопытная история. Ходит легенда, что именно тут зародился термин «банкротство». Связано это с тем, что когда торговец на Понте Веккьо окончательно разорялся, приходила городская стража и разламывала (rotto) его прилавок (banco). Эта процедура так и называлась «bancorotto». После того, как человек лишался прилавка, он уже не мог заниматься торговлей. Иными словами - объявлялся банкротом.


Известный французский писатель Морис Дрюон так рассказывает о духе этого места: