Алан –Гоа на исторической родине. Край у воды

Портал АРД приводит обращение бурятского политика к своим землякам:

на фото: Аламжи Сыренов, председатель Тункинского районного Совета депутатов

"В настоящее время наша республика, как и вся страна, переживает не самые хорошие времена. Напряженная международная ситуация и экономический спад в России обуславливают политическую нестабильность в Бурятии. Всё это мы ощущаем, как говорится, на себе. В тоже время в республике целом и у бурятского народа в частности намечается устойчивая тенденция к возрождению национальной культуры, самобытности народа и определению роли и места бурятской нации в России.

В этот сложный для страны период такое сплочение народа вокруг своих традиций является одним из важнейших факторов устойчивости общества. Возрождение традиций скрепляет многовековую дружбу русского и бурятского народов и при правильном к нему отношении показывает дальнейший путь развития. Как мы знаем, любой кризис - это начало нового витка развития.

В этой связи я выступаю с инициативой строительства монумента легендарной праматери всех великих монгольских ханов хори-туматской царице Алан-Гоа в Тункинском районе Бурятии. Считаю, что это может ещё больше укрепить российско-монгольские отношения, дать существенный толчок в развитии бурят-монгольской культуры. Вместе с тем, памятник Алан-Гоа будет способствовать развитию в Бурятии паломнического и этнографического туризма.

Образ Алан-Гоа, обладая глубинным философским смыслом примирения и целомудрия, поможет укреплению дружбы между народами и странами", - написано в обращении председателя Тункинского районного Совета депутатов Аламжи Сыренова.

Справка:

Средневековая история предков бурят полна бурных событий, повлиявших в том числе и на историю соседних регионов и народов. Племена бурятских гор, тайги и степей участвовали в военно-политической активности в Центральной Азии и Южной Сибири, были вовлечены в торгово-экономический и культурный обмен.

К X веку хори-туматы — один из крупнейших народов того времени — занимали обширную территорию между Хубсугулом и Байкалом, по рекам Ангара, Лена и их притокам. Южная ветвь хори-туматов в суровом горном краю расселилась в Тункинской долине, горной Оке и по берегам Хубсугула. "Сокровенное сказание монголов" сообщает, что в местности "Ариг усун в Хори-Туматской земле родилась Алан-гоа". Она была дочерью Хорилартая-мэргэна, одного из хори-туматских вождей, который принял решение с группой своих сторонников переселиться на Онон. Это решение имело эпохальный характер. Предки бурят соединились с восточными монголами и образовалась новая общность — монголы-нируны.

Известные по летописям монгольские племена, - борджигины, тайджиуты, баруласы, - относили свое происхождение к Алан-гоа. Знаменитый персидский летописец Рашид-ад-дин, зафиксировавший историю монгольских правителей, так писал о ее потомках: "Те племена, которые принадлежат к роду Алан-Гоа и ее сыновей, делятся на три части в следующем подразделении. Первая - те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из числа сыновей, племянников и их рода уруг, независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род. Вторая - те, которых, хотя они нируны, но называют кият. Они суть колено, которое ведет свой род от шестого поколения Алан-Гоа, от рода Кабул-хана. Третья - те, которых, хотя они происходят из племени нирун-кият и чистого рода Алан-Гоа и появились на свет от прямого ее потомка в шестом колене, Кабул-хана, называют кият-бурджигин". Из кият-борджигинов происходил Чингисхан, из баруласов - Тамерлан.

Образ Алан-гоа остался в памяти монголов как образ правительницы, показавшей своим детям, будущим ханам, крепость единения на простом примере - связки стрел, которую трудно сломать. В Девяти Белых юртах в Ордосе, в центре культа Чингисхана, монгольские правители совершали обряды в честь Алан-гоа, называя ее Суту-хатан ("Обладающей величием царицей") или Эши-хатан ("Царицей Корня"). Историческая роль Алан-гоа в том, что взращивала в монголах стремление к единству и уважение к предкам.

Алан-гоа происходила из народа хори-туматов, потомками которых сегодня являются современные хори, хонгодоры и шошолоки. Потомками Алан-гоа в Бурятии также являются племена из рода Чингисхана. Ее личность объединяет представителей родов, живущих в разных концах Бурятии. Алан-гоа родилась на земле той хори-туматской ветви, что населяла тысячу лет назад горные районы, поэтому увековечить ее память следует прежде всего вблизи ее малой родины. Горы Тунки являются достойным местом для возведения памятника прекрасной хатан, дочери бурятского народа и прародительницы монголов.

Тайны и загадки страны Арих-Усун

Один из решающих этапов становления монгольских народов был связан с местом рождения Великой матери монголов Алан-гуа, пишет автор статьи Евгений Хамаганов.

Необходимая ремарка: вопрос о том, почему именно Тункинская долина должна стать местом, где будет воздвигнут монумент Алан-гуа, стал в последнее время приобретать всё более конъюнктурный оттенок. Многие бросились обвинять, укорять, указывать, осуждать…

Какое, дескать, отношение Алан-гуа и хори-буряты имеют к Тунке, хонгодоры к хори-бурятам, и так далее.

Не хотелось бы заниматься возведением сакральных бастионов и прочих столпов, а взглянуть на местность, в которой всё начиналось…

Итак, согласно § 8 «Сокровенного сказания», Алан-гуа родилась от Хорилартай (Хоридой) мэргэна и Баргуджин-гоа, дочери Баргудай мэргэна в местности Арих Усун (Ариг Ус).

Край у воды

Поскольку в этой Хори-Туматской земле начались раздоры из-за звероловных угодий, Хоридой перекочевал в сторону Бурхан Халдуна у реки Онон, где на ней женился Добун мэргэн, потомок Борте Чино.

Многие раньше сходились к тому, что Ариг Ус это традиционное место кочевий нынешних хори-бурят в долине Селенги, чуть ли не место, где ныне стоит Улан-Удэ. Эта ошибка давно развенчана историками.

Историк Николай Абаев считает, что местность «Арих-Усунь» так и существует на географической карте современной Тувы в несколько ином диалектном варианте «Арыг-Узуу».

Река Ус расположена в районе Верхнего Енисея, и здесь располагалась, по некоторым данным, резервная ставка хана Ариг Буга.

Но второе слово «усун» от слова «ус» - «вода», явно наталкивает нас на мысль о водоёме, причём таком, что он достоин упоминания.

Поскольку Байкал уже назван, остаётся только местность Прихубсугулья. О том, почему Ариг Ус находился именно тут, свидетельствует то, что здесь была страна Хотогойто, которую населяли потомки хори-туматов. Здесь живут цаатны - самая южная народность, владеющая оленями. Вероятнее всего - они потомки тунгусского субстрата Гоа-Марал, жены Буртэ Чино.

Слово «Арих» говорит о северном крае - «арай», которым, в принципе, эта местность являлась для монголов XIII века, времени написания «ССМ».

Недалеко от села Хурамша Иволгинского района Бурятии существует сооружение явно искусственного происхождения, которое местные называют “Обоо Оэлун-эхэ” - место поклонения матери Чингис-хаана, которое было возведено по его приказу. Рядом находится также обоо, посвящённое Пегому Волку - Буртэ Шоно.

Итак, мы имеем два ориентира, по которым можно определить приблизительные границы Арих Усун. Юг - Прихубсугулье, Восток - Иволга. Где же Запад?

Край Великого Запрета

Окинская долина в ряде источников числится как местность, куда ушло племя Хори от междоусобиц Раннего Средневековья. Якобы, даже есть следы дороги, по которой они спасались. Другие источники говорят, что эту дорогу проложили воины Джучи, когда шли покорять «лесные народы».

Так или иначе, эту местность можно назвать Западным ориентиром страны Ариг Ус. На неё в своё время, Чингис-хааном и была наложена самая жёсткая часть Их Хориг - Великого Запрета. Мало того, что здесь под страхом смерти не разрешалось рубить лес и охотиться - вообще жить.

Центром же этого треугольника Хубсугул-Иволга-Ока являлась Тункинская долина, предположительное место рождения Алан-гоа, матери всех монголов. Поэтому Великий хаан и установил здесь заповедник в память о своих великих предках и для будущих поколений.


Так представил себе скульптор-монгол в XX веке образ Алан-гоа.
Памятник стоит на берегу реки Ариг, что в сомоне Чандмань-ундур
в Хубсугульском аймаке. Местные жители урянхайцы считают ее своей землячкой,
так как в “ССМ” говорится, что Алан-гоа родилась в Арих-Усуне
Фото: khuvsgulnews.tunshlel.com

Об этом говорит тот факт, что жили в этих местах в пост-чингисхановское время только крайне немногочисленные племена сойотов и цаатнов, близких по языку и явно кровнородственных. В свою очередь, близких к урянхайцам. А именно им, соплеменникам Субэдэ-багатура, Чингис-хаан велел охранять территорию Их Хориг.

О том, что здесь никто не жил, свидетельствует то, что хонгодоры, будучи ответвлением древних хори-туматов, появились в местностях Закамны и Тунки уже в XVI-XVII веках, и нигде никого не встречали вплоть до района реки Иркут. Так, близкородственные хонгодорам тэртэ и шошолоки жили в районе Приангарья.

Иволга тоже стала заселяться пришлыми эхиритами и булагатами примерно в это время.

Получается, что богатая и обильная источниками Тункинская долина несколько веков (!) пустовала (!!!). Но, идя сюда, хонгодоры знали куда идут. Они возвращаются на землю своих великих предков, сохранённую для них по велению Чингис-хаана.

Последний хан Арих Усуна

Здесь хоронили великих ханов, - писал об Ариг Усе исследователь Галдан Ленхобоев, в своё время изучавший обоо Оэлун. То, что сама мать Чингис-хаана похоронена именно здесь, он не говорил, указывая лишь на место её поклонения.

Но, по его данным, где-то здесь покоится Ариг Буга, младший сын Толуя и Сорхохтани-бэки.

То, что его так назвали - «Буга, (т.е. изюбрь), из местности Ариг», явно не случайно. Возможно, его родители были в поездке по этой местности, так как младший сын Чингис-хаана Толуй владел Коренным улусом Монгольской империи, в который входил Ариг Ус.

Пока его старшие братья Мункэ и Хубилай воевали с Китаем, Ариг Буга собирал вокруг себя традиционалистов, считавших, что монголам в Китае делать нечего. Дескать, разгромили и довольно. А лучше всех изничтожить, нежели подпадать под их тлетворное влияние.

Когда Великий Мунхэ-хаан умер, Ариг Буга предъявил свои права на Золотой престол. Хубилай уже откровенно стал китайским императором, забросил Каракорум, что до поры до времени устраивало Ариг Буга, засевшего в старой столице.

В 1260 году прошло сразу два курултая в разных местах, провозгласившие Великими хаанами обоих братьев.

После нескольких сражений, устав искать союзников среди других внуков Чингис-хаана, Ариг Буга сдался. По хроникам, он внезапно заболел и умер в 1266 году, тем самым, якобы, освободив Хубилая от решения участи младшего брата. Но, возможно, Ариг Буга был просто сослан в Ариг Ус, где впоследствии и погребён.

Возможно, где-то здесь покоится и его отец Толуй-отчигин. А может, и сам Великий Чингис-хаан?

22 июля в окрестностях села Галбай Тункинского района состоялась закладка первого камня монумента Алан-гуа, праматери монголов.

Медитативная реконструкция истории

"Ты, девочка, тихая сердцем и взором, ты ль знала ль в тот вечер садясь
на песок, что сонный ребёнок, державший твой тёмный сосок тот самый Могол,
о котором во веки веков не забудет земля?"
*В Орде*. Бунин.

"В татарскую ветошь последний зарезанный скиф
Уткнётся - засим привыкать уж ко смертным скитаньям".

"Вернут ли нас в Крым, к виноградникам в тёмном огне"

"Выбранные места из переписки с Бродским"
Яков Есепкин.

Год прошёл,вновь в зелёные травы я плеть опускала.
Племя наше мен-гу кочевало южнее Байкала.
Ночью дымом сребряным проник через дымник к нам в юрту,
будто призрак... но юношей выскользнул к Утру.

На высоком коне, гость на нас был совсем не похожий.
Жёлтым псом прозывали, пять лет с нами в стане он прожил.
Мне- три брата, три сына - от Синих Небес Алан-Гоа. (маме)
Новый род Борджигинов грядёт - синеоких монголов!

Их рожала на корточках мать, чтя степные законы.
К чёрной кости прибавилась белая кость у монголов.
Дешт-кипчакские половцы - данники их, те команы,
убежав от хозяев, у Киева ставили станы.

Дев славянских князья отдавали им в жёны.
лепят мазанки, все как один покрещёны.
И горелкой от баб мужиков отвращают по братски.
А славяне на север бегут, бросив Киев славянский.

Тут монголы явились, прервав половецкие пляски...

Повествование ведется от лица девочки, дочери Алан-Гоа, от мужа.

*Алан-Гоа - прародительница Борждигинов - синеоких монголов- моголов(откуда Чингисхан)вдова, родила от неизвестного "жёлтого пса" - белого юноши троих сыновей. Дети мужа выгнали старшего Бодончара из племени.Таких называли "Люди длинной воли". Основал род давший Чингисхана.
В этногенезе предполагают кровь иранцев - чеши(скифы)и племени менгу с реки Онон, смеси тюрок

**Русско-половецкий мир у Сакова в 1101 году. Половцы-кипчаки тюркоговорящие.
*** 1240 год - монголы взяли Киев.

Русский князь Андрей Боголюбский, внук Мономаха и сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, отец её Аепа Осекович, дома прозывался Китай или Китан, совместно с половцами вернули Киев в 1169 г, разграбив его, отомстив киевлянам за отравление отца Юрия Долгорукова, законного наследника престола.
Андрей Боголюбский перенёс столицу Руси вместе с патриаршим престолом на север,во Владимир.

Гумилёв: "Чжао Хун сообщает, что в 12 веке монголы(тюрки) ещё не имели 60-летнего цикла,
а отсчитывали "один год, когда зеленеет трава". С 11 века начинается их этногенез, с сына Алан Гоа - Бодончара. В "Тайной истории" первая точная дата - год Курицы -1201, тогда как тюрки Китая применяли циклический календарь уже в 8 веке. Это говорит о полном разрыве традиции, то есть о начале нового этногенеза, намекая на то, что это были тюркиты (откуда Алан-Гоа) помесь белого племени с жёлтым, а не истинные монголоиды, истинными монголами были татары. Казанские татары приняли в знак уважение такое имя, на самом деле это булгары(тюрки)
******На монетах Золотой Орды изображён двухглавый орёл

Самоназвание долины, как утверждают исследователи имеет происхождение от Баргуджин-Тукума- как родина замужней женщины. В мифологии встречается имя -Баргуджин-Гоа, она являлась первой женой Хоридой -мэргэна от брака, которых родилась Алан-Гоа- родоначальница золотого рода Чингизидов. О происхождении Алан-Гоа указывает монгольская летопись «Сокровенное сказание монголов» -«Параграф 8.А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа дочь Бархудай-Мергена, владетеля Кол-баргучжин-догумского была выдана замуж за Хорилартай-Мергена, нойна Хори-Туматского. Названная же Алан-Гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергена от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-Усун».Монгольские источники под термином Ариг Ус, как известно подразумевали озеро Байкал.

По шаманским представлениям хозяйкой- духом Болоон-Тумэрских озер является Баргуджин-Гоа. Это нашло отражение в шаманских призываниях, в устном народном творчестве.

В исторических источниках и в монгольской мифологии указывается, что Алан-Гоа является праматерью рода Чингисхана. Ее сын стал главой завоеванного им племени и был предком Чингисхана.

«Духом-хозяином» истока реки Баргузин одни считают Баргужин-Гоа, другие Саган-баатар хаан. По местным поверьям, от них зависят своевременность и обилие дождей» — в своей исследовательской работе «Культовые места Баргузинской долины» утверждает кандидат исторических наук Б.Ц.Гомбоев. Об этом упоминает и К.М. Герасимова (Герасимова, 1969 г.). К.М. Герасимова также отмечала, что называя хозяев местности, информанты вначале упоминают либо одну Баргужин-гоа, либо добавляют после нее батора Сагаан-хан. От хозяев Боолэн-Тумэр зависят своевременные и достаточно обильные дожди». (Герасимова,1969 г.).

Как пишет исследователь шаманизма Б.Д.Базаров, «дух-хозяин» горы Бата-сааган ноен является кузнецом на Восточной стороне с местом пребывания на горе Боолэн-Тумэр, непосредственно примыкающей к одноименному озеру, где берет начало р.Баргузин. Озеро Бооолон-Тумэр шаманы издревле называли Хатаалгын -нуур, в переводе -« корыто, в котором закаляют железо».Жена Бата-сагаан ноена, Баян-бурал хатан- покровительница и заяша долины Баргузин. Бата-сагаан ноен, будучи учеником Бахар-хара ноена, был вхож в его кузницу Бай-гал(Б.В. Базаров,2000,).Возможно к этому ряду относится сообщение Рашид-Ад-Дина, где говорится о взаимосвязи между предками рода и железной горой, праздником Белого месяца и Чингисханом: « вследствие этого, люди не забывают о той горе, плавке железа и кузнечном деле, у рода Чингисхана существует обычай и правило в ту ночь, которая является началом Нового года (Цагансар.Б.Ц.Гомбоев.) приготовлять кузнечные мехи, горн и уголь; они раскадяют немного железа и, положив его на наковальню, бьют молотом и вытягивается в полосу в благодарность за свое освобождение (Рашид-Ад-Дин, 2002,».

Проведение III Международного баргутского фестиваля (2015 г.) в Республике Бурятии, в Баргузинском и Курумканском района является знаковым событием в истории бурятского народа. Оно еще раз доказывает о том, что страна Баргуджин-Токум и ее обитатели-племена баргутов и множество других племен играли важную роль в создании Монгольского государства, в образовании бурятского этноса. III Международный фестиваль баргутов является историческим аргументом того, что страна Баргуджин-Тукум, Бортэ-чино, Барга -Батор, Баргуджин-Гоа известны в монгольском мире, и имеют значение в монгольском мире.

Имя Алан-гоа - родоначальницы Золотого рода чингисидов, праматери Чингисхана является священным для монгольского этноса. Как, установлено происхождение предков Алан-Гоа связано со страной Баргуджин-Тукум, центром,которой как утверждают ученые являлась Баргузинская долина. Учитывая все это, одним из главных решений III Международного баргутского фестиваля (2015 г.) было установка памятника Алан-Гоа в Баргузинской долине, в Курумканском районе.

В целях реализации этого решении в Курумканском районе проводилось обсуждение данного вопроса в администрации МО «Курумканскии район»(2015 г.). Важной проблемой стал выбор места установки памятника Алан-Гоа, которая бы соответствовала статусу и историческому значению Праматери Чингисхана. Первоначально рассматривался местность Шаманка, у горы Дээдэй -бабаай, который покровительствует верховьям реки Баргузин. Но, в силу того,что эта вершина находится в глубине Курумканского района, труднодоступна для туристов и жителей района, этот вариант стал неприемлемым. Рассматривался также вопрос и об установлении памятника Алан-Гоа у подножия вершины Бархан-Уула, которая наиболее связана с ее предками, в том, числе и Бортэ-Чино. Но, и здесь имеются свои специфические для местности условия -место окруженное лесом, небольшой обзор памятника и рельеф местности не соответствует установке памятника. Наиболее подходящим для установки памятника является местность Хадагшан, подножие горы Марян(Лысая горы), откуда открывается величественная Баргузинская долина. Но и эти предложения требуют тщательного публичного обсуждения.

Решение этого вопроса требует достаточно много времени, так как это связано с межеванием земельного участка отводимого под памятник, эти местности относятся к Лесному фонду. Дальнейшие этапы возведения памятника Алан-Гоа: планировка земельного участка, проект и заказ самого памятника, установка памятника с соблюдением всех предусмотренных в этих случаях традиции и обычаев. Важнейшим вопросом является поиск источников финансирования — спонсирование, меценатство, в рамках бюджета, благотворительные акции.

Согласно, решения фестиваля баргутов Памятник Алан-Гоа должна быть установлена в Баргузинской долине, на древней земле Баргуджин-Тукума к началу IV Международного фестиваля баргутов в г. Чойбалсане (Монголия) в 2019 г. Презентация Памятника Алан-Гоа представляется участникам фестиваля, как отчет о проделанной работе, что будет иметь международное значение.

Памятник Алан-Гоа олицетворяет собой память обо всех матерях. Установленный памятник Алан-Гоа в Баргузинской долине, в Курумканском районе будет символом памяти обо всех матерях Баргузинской долины, всей Бурятии.