Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии Командир экипажа Бородай А.Д

Ровно 20 лет прошло со дня трагического падения самолета Ан-124 на жилой дом в Иркутске. Жители дома №45 по улице Гражданской в этот субботний день занимались своими привычными делами: кто-то смотрел телевизор, кто-то хлопотал на кухне. Родители и дети планировали выходные, а во дворе в это время гуляли ребята из стоящего по соседству детского дома №1.

Ан-124 «Руслан» - это тяжелый транспортный перевозчик грузоподъемностью 120 тонн. 6 декабря он должен был вылететь с аэродрома Иркутского авиационного завода для перевозки во Вьетнам двух истребителей Су-27, собранных на заводе.

6 декабря 1997 года в 14.42 по местному времени, «Руслан», не сумев набрать высоту, рухнул прямо на жилой район городка авиастроителей в Иркутске.

От огромного самолета осталась лишь хвостовая часть. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

О событиях того дня вспоминает Игорь Петрович Уткин , подполковник внутренней службы, заместитель начальника 2-го отряда противопожарной службы г. Иркутска:

Игорь Уткин

«В этот день я, как командир отдельного отряда МЧС, вышел на дежурство в составе группы, сопровождавшей данный рейс. Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, в считанные секунды. Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив».

К месту катастрофы отрядам МЧС удалось добраться быстро. Глазам спасателей предстала жуткая картина: развалившийся самолет повредил сразу несколько деревянных бараков, горела часть детского дома №1, огромный хвост воздушного судна примял пятиэтажку. Но самое страшное зрелище являл собой дом №45, полностью охваченный огнем.

Ликвидация пожара. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

«После падения начался страшный пожар, - продолжает Игорь Уткин. - Баки «Руслана были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. От удара авиационное топливо выплеснулось, пожар вспыхнул мгновенно с огромной силой. Люди, попавшие под огненную волну, погибли в считанные секунды».

К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах, было понятно, что паника и огонь толкает их наружу, еще несколько минут, и кто-то мог бы выпрыгнуть. Пожарным пришлось разворачивать легкие лестницы и снимать людей прямо с горящих балконов.

«Конечно ситуация была очень тяжелой психологически. В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире находился его младший брат, который сидел за столом и делал уроки. Мы застали его в этой позе в сгоревшей квартире. Мальчик ничего не успел понять, даже вскочить», - рассказывает Игорь Уткин.

Дом №45 по улице Гражданской. Фото: Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

«Моя семья по сей день живет в общежитии, окна которого выходят на то самое место, где рухнул самолет, - вспоминает Наталья Бочкарникова . - В тот день я, уставшая, пришла с работы. Помню, увидела в окно летящий низко самолет и даже успела крикнуть сыну, чтоб отошел от окна подальше. Затем все было как во сне... Я выскочила во двор, там было уже полно людей, сорок пятый дом был в каком-то густом тумане и огне, и оттуда к нам навстречу выбегали горящие люди. Мы их располагали в своих комнатах, приводили в чувство, оказывали медицинскую помощь. До сих пор все стоит перед глазами».

Тушение горящего топлива и завалов продолжалось больше полутора суток. Все это время пожарных поддерживали жители района. Несмотря на двойное оцепление мета катастрофы, горожане умудрялись проносить спасателям чай и бутерброды.

«Мы с друзьями хотели хоть чем-то помочь, - рассказывает иркутянин Андрей Николаев , - Тогда мы еще точно не знали, что произошло и что горит, просто шли на зарево. В итоге вышли прямо на пожар. Горели дома и припаркованные рядом машины. Спасатели несли раненых. Страшно было увидеть, как погибших людей складывали перед зданием школы, которая к месту трагедии была очень близко. Помощи от нас, конечно, не получилось, просто не пустили. На месте и без нас работало огромное количество курсантов, пожарная служба, милиция. Через оцепление обычные люди передавали чай, булочки, пирожки какие-то. Многие плакали. Поразило чувство необыкновенного единства. Беда сплотила».

Сгоревшие автомобили. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

Во время катастрофы и пожара погибло 72 человека. Из них 23 члена экипажа и 49 иркутян, в том числе 14 детей. Свидетели рассказывают, что в этот день в доме №45 намечалась свадьба. С утра на двери подъезда висел разноцветный плакат «Тили-тили, тесто. Здесь живет невеста». Молодожены выехали буквально за несколько минут до падения самолета, но в квартире осталось большое количество их гостей.

«Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов, - вспоминает жительница городка авиастроителей Наталья Пушкарева . - На этом пожаре погибло несколько моих друзей. Были и такие, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. Один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком. Их нашли в кресле, сидящих в обнимку».

Пожарные работали на холоде, не замечая его. Фото: Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

В Детском доме №1 на момент катастрофы находилось всего несколько детей. Кто-то отправился в Дом детского творчества, кто-то в бассейн и на каток. В пятой группе осталось всего три девочки и их воспитательница, которая за 15 минут до трагедии привела в группу сына Макара. Как позже вспоминали работники учреждения, огонь буквально воровался в помещение, Макар вспыхнул как свечка, горели и другие дети.

В это самое время на детской площадке очень близко к 45-му дому играли воспитанницы детского дома Яна Потанина и Люда Шашкина. Девочек хватились лишь к вечеру, когда всех детдомовских ребят перевезли в 13-й интернат. Директор детского дома Галина Крюкова и ее сотрудники долго бродили близ оцепления, расспрашивали пожарных. Ночью женщину вызвали на опознание. Тела девочек обгорели так сильно, что уменьшились до 70-80 сантиметров.

Ровно через пять дней в иркутской больнице скончалась 15-летняя Аня Зернис, пострадавшая при пожаре в группе. Макара Милешко доставили самолетом в Москву, но спасти его жизнь не удалось, он умер в середине января 1998 года.

Сергей Шойгу на месте катастрофы. Фото: Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

Виновные не названы

Расследование причин аварии породило множество вопросов. Однозначно ответить, почему упал «Руслан», не получилось. При пожаре почти полностью выгорели «черные ящики» и информацию переговоров экипажа восстановить не удалось. Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше, чем на 66 метров. Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. В материалах дела есть ссылка и на возможные проблемы двигателей Д-18Т, которые производила украинская компания ОАО «Мотор Сич». Эти агрегаты, по всей видимости, имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки.

6 декабря 1997 года военно‑транспортный самолет Ан‑124 "Руслан" из‑за последовательного отказа трех из четырех двигателей упал на жилой район города Иркутска сразу после взлета.

Самолет совершил взлет с аэродрома Иркутск‑2 в субботу в 14.40 по местному времени (09.40 мск). На его борту находились два истребителя Су‑27, собранные Иркутским авиационным производственным объединением, которые должны были быть доставлены во Вьетнам.

В течение менее чем полуминуты после отрыва самолета от взлетно‑посадочной полосы произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего то же самое произошло и со вторым двигателем. Попытка по удержанию воздушного судна на одном оставшемся двигателе, предпринятая экипажем под командованием подполковника Владимира Федорова, не увенчалась успехом, и машина, войдя в правый крен, рухнула на дом №45 по улице Гражданской. Хвост самолета существенно задел дом №120 по улице Мира, а остальные обломки — находившееся рядом здание детского дома. К тяжелым последствиям катастрофы в немалой степени привели и мгновенно воспламенившиеся десятки тонн авиационного топлива. Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли двадцать семь человек.

В ночь на 7 декабря 1997 года в Иркутск прилетели премьер‑министр РФ Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС — двадцать два спасателя и с ними четыре поисковые собаки.

К утру 7 декабря 1997 года пожар был локализован, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и несгоревшее топливо, еще дымились и периодически загорались. Спасатели начали разбор завалов и извлечение тел погибших. Оставшиеся без крова люди были временно размещены в детских яслях. Организован сбор вещей и продуктов от населения.

Хвостовая часть самолета, оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на соседнее со сгоревшим домом здание и создавала угрозу для работающих спасателей. Днем 7 декабря было принято решения уронить хвост самолета на землю. Остовы сгоревших домов пришлось полностью снести.

Внутренние переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей. Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось . Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д‑18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор сич" (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан‑124).

Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет . Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году.

В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов была возведена церковь Рождества Христова, первая же служба в которой была посвящена памяти погибших.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Экипаж АНТК им. О.К. Антонова выполнял сертификационный полет на третьем выпущенном самолете Ан-124-100. Задание на полет предусматривало испытания по определению характеристик управляемости при максимальном скоростном напоре. В зоне испытательных полетов на высоте 5 800 м экипаж приступил к разгону скорости с 530 км/ч до 650 км/ч с полностью отклоненным вправо рулем направления. При достижении скорости 614 км/ч произошло разрушение носового обтекателя антенны радиолокационной станции и носовой отклоняемой части фюзеляжа. Это привело к резкому торможению, возникновению сильных вибрации и шума в кабине. Обломки, попавшие в двигатель №3, привели к его самовыключению и, как следствие, к отказу 3-ей гидросистемы. Это, в свою очередь, привело к многочисленным отказам систем самолета, в том числе информационного комплекса высотно-скоростных параметров – что привело к прекращению выдачи экипажу достоверной индикации указателей скорости, высоты, угла атаки и вертикальной перегрузки. Показания угла атаки колебались в пределах 12°-25°, показания скорости уменьшились до 0 км/ч, показания высотомера увеличились на величину 1 200 м.
В пилотской кабине возникло непрерывное срабатывание звуковой и световой сигнализации критического режима полета, что обусловило большую психоэмоциональную нагрузку на экипаж и повлияло на его способность хладнокровно противодействовать сложившейся ситуации. С большинством отказов экипаж встретился впервые.
Экипаж произвел выпуск механизации крыла на 2°. При этом вышли только предкрылки и внешние секции закрылков. Выпуска внутренних секций закрылков, приводы которых были подключены к отказавшей 3-ей гидросистеме, не произошло. В свою очередь, это привело к отказу системы изменения передаточного отношения механической проводки (СКш) по каналу РВ и отсутствию автоматического изменения передаточного коэффициента от штурвала к рулю высоты с крейсерского значения во взлетно-посадочное значение.
Экипаж увеличил режим работы двигателей №2 и 4. При этом произошел помпаж двигателя №4, в воздухозаборник которого также попали обломки носового обтекателя, однако он не выключился, а перешел на режим, близкий к полетному малому газу.
Затем экипаж увеличил режим работы двигателя №1 до 58%. Это привело к энергично развивающемуся боковому скольжению. Уборкой РУД двигатель был переведен на режим ПМГ. Полет продолжался со снижением и увеличением амплитуды колебаний самолета по курсу.
КВС дал команду инженерам-экспериментаторам покинуть самолет с парашютами. Команду выполнил только один инженер, который находился в задней кабине и покинул борт через аварийный люк. При приземлении на лес он получил тяжелые травмы.
Полет проходил в сторону а/д Гостомель, где экипаж рассчитывл произвести вынужденную посадку. При отсутствии индикации скорости полета она была определена ориентировочно (450 км/ч) с помощью подошедшего самолета Ан-22, который начал выполнять полет параллельным курсом. Данная скорость значительно превышала посадочную. Для ее уменьшения КВС дал команду на довыпуск закрылков. Из-за выпуска только внешних закрылков, дающих пикирующий момент, при располагаемом отклонении руля высоты в 13° (из-за так и оставшегося в крейсерском положении передаточного коэффициента), полного отклонении штурвала «на себя» оказалось недостаточно для выравнивания траектории полета и приземления на а/д Гостомель. Вертикальная скорость снижения значительно возросла. Экипаж не смог прекратить снижение. Самолет столкнулся с деревьями высотой до 30-40 м, упал в лес в 43 км западнее а/д Гостомель, полностью разрушился и загорелся. Все оставшиеся на борту члены экипажа и инженеры-экспериментаторы погибли.

МОСКВА, 6 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Огромный военный борт уходит в глубокий крен, едва оторвавшись от взлетно-посадочной полосы. Пилот отчаянно тянет на себя штурвал, пытаясь увести обреченный самолет в сторону от жилой застройки. Но "Руслан" уже полностью неуправляем: сотни тонн металла и авиационного керосина на взлетной скорости обрушиваются на многоэтажные дома. Двадцать лет назад, 6 декабря 1997-го, тяжелый над микрорайоном авиастроителей на севере Иркутска. Эта трагедия, ставшая одной из самых страшных авиакатастроф последних десятилетий, унесла жизни 72 человек. Ее точную причину выяснить не удалось до сих пор. О том, как развивались события в тот день, — в материале РИА Новости.

Тридцать пять секунд

Борт RA-82005 получает добро на взлет от диспетчера экспериментального аэродрома Иркутск-2 в 14:40 по местному времени 6 декабря 1997 года. Полностью заправленный и загруженный самолет весит более 350 тонн — 150-180 тысяч литров топлива во внутренних баках, два "голых" 17-тонных истребителя Су-27УБК для вьетнамских ВВС в грузовом отсеке, восемь членов экипажа и 15 пассажиров. Впереди — многочасовой перелет в Камрань с посадкой во Владивостоке. Рутинный, в общем-то, рейс для опытного командира воздушного судна подполковника Владимира Федорова, налетавшего за свою богатую практику 2800 часов на тяжелых транспортниках. Не вызывает подозрений и сам 12-летний "Руслан", отработавший цикл "взлет-посадка" 576 раз, что для такого самолета не так уж и много.

Метеоусловия — штиль. Температура воздуха — минус 20, видимость 3000 метров. Лучше и не придумаешь. В 14:42 подполковник Федоров плавно толкает от себя рычаг управления двигателем. Ан-124, постепенно набирая скорость, бежит по взлетке. Отрыв происходит в расчетной точке на удалении 1900 метров от начала разбега. А дальше начинается какая-то чертовщина.

Сразу после взлета начинает чихать брызгами пламени третий двигатель. Ровно через три секунды он глохнет. Прерывать полет уже поздно — точка так называемого "времени принятия решения" осталась далеко позади. Шесть секунд спустя на высоте 22 метра останавливается второй двигатель. И почти сразу же — первый. Экипаж успевает сообщить диспетчеру об отказах двух левых движков. Владимир Федоров приказывает подчиненным перезапустить хотя бы один из них… и на этом связь прерывается. Самолет, идущий на одном двигателе, резко заваливается влево. "Руслан" задевает крылом деревянный двухэтажный дом, разворачивается и врезается в кирпичную пятиэтажку, задев расположенный рядом детский дом. С момента отрыва Ан-124 от взлетной полосы до крушения проходит ровно 35 секунд.

Страшная суббота

Шестое декабря в 1997 году пришлось на субботу. Жильцы обреченных домов занимаются своими делами. Кто-то смотрит телевизор, кто-то готовит обед, кто-то гуляет во дворе с собакой. А кто-то, как позже рассказывали очевидцы, весело празднует свадьбу. Привычная жизнь десятков людей за считаные секунды превращается в ад. Удар основной части фюзеляжа принимает на себя жилой дом № 45 по улице Гражданской. Полторы сотни тонн авиационного керосина — это эквивалент двух железнодорожных цистерн — мгновенно воспламеняются и сразу же охватывают огнем пятиэтажку с деревянными бараками неподалеку. Хвост самолета после падения отделяется, врезается в дом № 120 по улице Мира и начисто срезает с фасада все балконы.

Первые отряды пожарных прибывают к месту катастрофы практически моментально. Времени на развертывание тяжелой техники нет — спасатели бегут к горящим домам с легкими лестницами, чтобы успеть спасти жильцов, в панике выбежавших на балконы. Вытащить удается далеко не всех: в пожаре погибают 49 иркутян, в том числе 14 детей.

Тушение горящего топлива и разбор завалов продолжались более полутора суток. Дом № 45 по улице Гражданской и четыре деревянных многоквартирных барака снесли сразу после случившегося. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Сейчас на месте трагедии стоит церковь Рождества Христова. А дом № 45 по улице Гражданской сегодня не найти ни на одной карте — местные власти так и не решились присвоить этот роковой номер другому зданию.

Виновных нет

О том, что в те секунды происходило в кабине экипажа Ан-124, мы не узнаем никогда. Оба бортовых самописца оказались в самом эпицентре пожара и выгорели практически полностью. Следствие с самого начала лишилось главных источников информации. По официальной версии, причиной крушения стало последовательное выключение трех двигателей самолета во время взлета и набора высоты. Выяснить, почему это произошло, не удалось ни при помощи средств объективного контроля, ни экспериментальным путем. Одной из возможных причин эксперты называли большую перегрузку воздушного судна. Вместе с тем специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д-18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор Сич".

Озвучивались и другие предположения. В частности, в 2009 году генеральный конструктор Запорожского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" (предприятие-разработчик двигателей для Ан-124) Федор Муравченко выступил со своей версией причин катастрофы. На основе проделанных им исследований, опытов и теоретических выкладок он пришел к выводу, что к катастрофической ситуации привело повышенное содержание воды в авиационном топливе и, как следствие, образование льда, забившего топливные фильтры. Это, по мнению Муравченко, и вызвало помпаж двигателей с их последующей остановкой.

Высказывали свои мнения и пилоты. В частности, летчик-испытатель первого класса полковник Александр Акименков предположил, что отказ двигателей произошел, вероятно, из-за звонка по радиотелефону, сделанного одним из пассажиров, бывших на борту. В результате мог случиться сбой электроники самолета. Как бы то ни было, подтвердить это сегодня не представляется возможным. Настоящие причины крушения борта RA-82005 так и останутся одной из главных загадок авиакатастроф последних десятилетий.

Стоит отметить, что тяжелые дальние транспортные самолеты Ан-124 зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые машины. За 30 лет эксплуатации было построено 55 машин этого типа. До иркутской трагедии "Русланы" разбивались всего дважды — и оба раза из-за ошибки экипажа.

    Дата авиакатастрофы: 08.10.1996 г.

    Время авиакатастрофы: 10:50

    Страна авиакатастрофы: Италия

    Место авиакатастрофы: близ Турина

    Тип воздушного судна: Ан-124-100

    Регистрация воздушного судна: RA82069

    Название авиационной компании: Аэрофлот - Российские международные авиалинии

Хронология событий:

Длина полосы аэропорта Турина ввиду ремонтных работ была снижена с 3300 до 2350 м (входной торец на 950 м дальше перенесен), о чем экипажу было известно. Еще ввиду ремонтных работ курсоглиссадная система работала лишь в режиме курсового маяка. Погодные условия можно было считать плохими, но они все же превышали минимум аэропорта – видимость на полосе – 1500 м в условиях небольшого дождя и низкой облачности. В кабине располагались два командира, один из которых исполнял обязанности второго пилота. Самолет после выхода из облаков прошел раньше торец полосы, чем экипаж ожидал, и на высоте, которая была больше рассчетной. Полагая, что остатка полосы для безопасной посадки не хватит, второй пилот стал настаивать в отношении ухода на второй круг, когда командир принял решение о посадке. Самолет пролетал над полосой со снижением. Второй пилот наконец переубедил командира и в тот момент, когда меж поверхностью полосы и колесами шасси оставалось не больше метра, командир начал уход на второй круг. Но ввиду конструктивных недостатков системы управления двигателями и ошибки командира в схеме действий по выводу двигателей на режим, только один двигатель на взлетный режим вышел. Самолет высоту набрать не смог. Приблизительно в 1 км от полосы он на высоте 25 м задел деревья над уровнем аэродрома. Потом он задел крышу двухэтажного дома в городке Сан-Франческо-аль-Кампо, на землю упал, столкнулся со зданием фермы носом и загорелся. Самолет в Турин перегонялся, чтобы несколько автомобилей «Феррари» забрать и в Бруней их доставить.

Самолет был во владении авиакомпании "Аякс", однако эксплуатировался "Аэрофлотом"

Данные о потерпевших:

    Всего на борту было 23 человек: 23 членов экипажа. На земле было 2 человек. Всего погибло 4 человек: 2 членов экипажа, 2 человек на земле.

Детали авиакатастрофы:

    Этап полета: уход на второй круг

    Выявленные причины авиакатастрофы: ошибка экипажа, недостатки в конструкции

Данные о самолете:

    Марка самолета: Ан-124-100

    ID самолета: RA-82069

    Страна, в которой регистрировалось воздушное судно: Россия

    Дата производства воздушного судна: 1993

Данные о рейсе:

    Тип рейса: Перегоночный

    Авиационная компания: Аэрофлот - Российские международные авиалинии

    Страна, в которой регистрировалась авиационная компания: Россия

    Летел из: Москва (Шереметьево)

    Летел в: Турин

    Первоначальный пункт: Москва (Шереметьево)

    Окончательный пункт: Турин

Подробные данные:

Выводы комиссии, которая расследовала авиакатастрофу

Недостаточная подготовка и плохое взаимодействие экипажа. Плохое планирование для захода на посадку, опоздание в решении об уходе на второй круг.

Конструктивные недостатки системы управления двигателями.

Дополнительные данные:

Данные об экипаже:

  • Александр Угрюмов - второй пилот/КВС