Обслуживание взлетной полосы. Определение пропускной способности взлетно-посадочной полосы аэродрома при обслуживании самолетов двух типов. Таким образом ремонтные работы выполненные компанией «Аэродорстрой» помогли продлить срок службы полотна на несколь

Пока пассажир негодует и томится в ожидании задерживаемого из-за погодных условий рейса в зале ожидания, большое количество работников и технических средств аэродрома брошены на то, что бы свести его (пассажира) страдания к минимуму и поскорее отправить в путь. Предлагаю посмотреть что происходит на аэродроме в то время как вы зовете администратора, требуете немедленных объяснений, пытаетесь поймать такси до Лос-Анжелеса или просто смирившись с ситуацией располагаетесь в кресле или на свободном кусочке пола в ожидании вылета.

Для борьбы со снегом и льдом в аэропорте Домодедово имеется целый автопарк состоящий из более 40 машин. В нем есть грейдеры и комбайны для уборки взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перрона, машины для распределения реагентов, устройства для проверки сцепления с покрытием полосы, платформы для обработки самолетов от обледенения (деайсеры).

Деайсеры (на переднем плане), грейдеры, комбайны...

Рабочий орган снегоуборочного комбайна.

У грейдеров столько всяких деталек, которые так и просятся что бы я их снял. :)

Щеточки!

Вот эта машина обычно замыкает «парад» уборочной техники и проверяет сцепление покрытия на ВПП. Если коэффициент не удовлетворяет требованиям обработку повторяют.

Коэффициент сцепление проверяется с помощью этого прицепа. Два разных колеса на одной оси: здесь так нужно.

Снегоуборочный комбайн в действии.

И тут меня приглашают в кабину одного из грейдеров!

Тем временем одну из взлетно-посадочных полос аэродрома закрывают для уборки и колонна уборочной техники выдвигается на ее обработку. Закрытие полосы не повлияет на работу аэропорта Домодедово, так как есть вторая полоса.

«Парад уборочной техники» начинается: машины чистят и сдувают снег с полосы.

Иногда вот так думаешь: не бросить ли все это творчество да и пойти в водители снегоуборочной машины? :)

Снежная пыль столбом.

Эта машина распределяет реагенты по полотну ВПП.

Елена Галанова, руководитель пресс-службы аэропорта Домодедово. Ее вы могли часто видеть по телевизору.

А мы перемещаемся на стоянку, где самолеты ожидают обработку противоледным реагентом. Обработку производят непосредственно перед вылетом, так как именно в момент взлета и набора высоты велика вероятность опасного обледенения крыльев и хвостового оперения.

Ледяная корка способна изменить геометрию крыла, оно потеряет свою подъемную силу и... ну, вы поняли, что допускать такое крайне не желательно. Вот для этого и производят обработку. Обработка производится уже после того как в самолет зашли экипаж, пассажиры и загружены все грузы, то есть самолет подготовлен к вылету.

Вот стоит Як42Д, сейчас деайсеры начнут обработку.

Начинается обработка. На конце стрелы есть специальные усики-датчики, что бы не повредить обшивку: если усик коснется корпуса, стрела сразу остановится, и оператор будет оповещен о данной неприятности.

Для ускорения процесса работают две машины.

Протвообледенительная жидкость находится внутри машины с температурой более 80 градусов, это и создает пар, особенно феерично смотрящийся в темное время суток. :)

Обработанный противообледенительной жидкостью борт буксируют на взлетную полосу: пассажиры могут быть спокойны, обледенение самолету не грозит.

Конечно эффектней всего деайсинг смотрится в темное время суток:). Обрабатывают самолет компании Emirates.

А это борт компании Cathay Pacific. На заднем плане рулит только что обработанный Emirates.

Такой сюр.

А340 компании Emirates тем временем уже ждет разрешения на взлет.

Позднее за ним выходит и Cathay Pacific. Тоже наверно куда-то в теплую страну где нет снега и необходимости в деайсинге.

Аэродром в темное время суток особенно красив.

На самом деле было темней: наверно, примерно так видят в темноте кошки и другие ночные хищники. Ну и фотокамеры при выдержке в несколько минут.

И еще немного аэро-сюрреализма:).

А вот это не получилось передать так же феерично как в жизни — тем более что огоньки еще и вспыхивали с промежутком в 2 секунды.

Выражаю благодарность пресс-службе аэропорта Домодедово за возможность проведения съемок.

Взято у docent вБорьба аэропорта Домодедово со снегом и льдом

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) Лера Волкова ([email protected] ) и Саша Кукса ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

УДК 338.47

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС АЭРОДРОМОВ

С. Л. Паршина*, И. О. Князева, Д. В. Макаренко, М. В. Сафронов Научный руководитель - Г. А. Карачёва

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*Е-шаИ: [email protected]

Наиболее сложным и ответственным периодом эксплуатации аэропортов гражданской авиации многих стран является зимний. В данной статье рассмотрены перспективные технологии очистки взлетно-посадочных полос аэродромов, а так же проведен анализ по выявлению наиболее перспективного метода очистки ВПП.

Ключевые слова: взлетно-посадочная полоса, технология очистки, обслуживание аэродромов.

ANALYSIS OF PERSPECTIVE AERODROMES RUNAWAY MAINTENANCE

S. L. Parshina*, I. O. Knyazeva, D. V. Makarenko, M. V. Safronov Scientific supervisor - G A. Karacheva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *Е-mail: [email protected]

Winter is most difficult and responsible period of operation civil aviation airports in many countries. This article represents prospective technologies for cleaning runways of airfields, also the analysis is made to identify the most promising method for cleaning the runway.

Keywords: runway, cleaning technology, airfield maintenance.

Практически на всей территории России преобладают отрицательные температуры в зимний период времени, которые являются потенциально опасным фактором для гражданской авиации. В этот период основой безопасности полетов является подготовка аэродромных покрытий, а именно устранение снежных и гололедных образований на взлетно-посадочных полосах аэропортов. Для того, чтобы обеспечить безопасную посадку и отправку самолетов необходимо приложить большое количество сил и денежных средств.

Устранение погодных осадков должно проходить очень быстро и качественно, именно поэтому снегоуборочная техника во время снегопада и после него работает не останавливаясь. В любую погоду взлетно-посадочная полоса должна иметь хорошее сцепление с воздушным судном, поэтому покрытие взлетной полосы должно быть тщательно очищено на момент взлета и посадки авиалайнера.

Для очистки снега на ВПП применяются различные технологии, такие как: очистка ВПП механическим способом; очистка ВПП тепловым способом и очистка ВПП химическим методом с использованием химических реагентов. Далее проведем сравнительный анализ достоинств и недостатков существующих технологий очистки взлетно-посадочной полосы, которые представлены в таблице 1.

Первая технология очистки взлетно-посадочной полосы заключается в уборке снега механическим методом. Такой метод применяется, как только на поверхности взлетной полосы начи-

Секция «Инновационная экономика и управление»

нает скапливаться снег. Как отмечается в приказе : «Снег убирают на всю ширину покрытия взлетно-посадочной полосы плужно-щеточными снегоочистителями. Их работа должна быть организована таким образом, что машины последовательно двигаясь друг за другом на расстоянии 30-35 метров, с перекрытием предыдущего ряда на 30-40 сантиметров».

Таблица 1

Сравнительный анализ достоинств и недостатков существующих технологий очистки

взлетно-посадочной полосы

Способы очистки взлетно-посадочной полосы Достоинства Недостатки

Механический способ 1. Фрезерно-роторные машины способны очистить большой слой снега. 2. Спец. техника работает до - 40 С. 3. Недорогое обслуживание спец. техники. 4. Безопасно для окружающей среды. 1. Очистку можно вести только после окончания снегопада. 2. Очистка только свежевыпав-шего снега.

Химический способ 1. Химические реагенты не дают льду образоваться снова. 2.Быстрое плавление льда. 3. Возможность совершать полеты в любых погодных условиях. 4. Продолжительное сохранение эффекта химических реагентов. 5. Высокая плавящая способность. 1. Химические реагенты нельзя использовать на новых (до 2-х лет) поверхностях. 2. Реагенты в жидком состоянии могут привести к ещё большему обледенению.

Тепловой способ 1. Тепловые машины плавят лед. 1. Дорогое обслуживание тепловых машин. 2. Существует опасность перегрева покрытия и выдувания заполнителя швов. 3. Большая энергоемкость. 4. Очень медленные. 5. Большой расход топлива.

Параллельно с плужно-щеточными снегоочистителями работают фрезерно-роторные очистители, которые применяются для перемещения снежных валов на удаленное от летной полосы расстояние. Далее, снег, собранный в валы и кучи, необходимо своевременно удалять. Как прописано в руководстве по эксплуатации гражданских аэродромов : «Снег загружают в самосвалы снегопогрузчиками или роторными снегоочистителями, оборудованными улиткой. Для повышения объема и грузоподъемности кузова самосвала его рекомендуется оборудовать съемными бортами высотой не менее 600-1200 мм» . Недостаток данной технологии очистки заключается в том, что очистку можно вести только после окончания снегопада, и она производится только свежевыпавшего снега.

Следующая технология заключается в очистке ВПП тепловым методом. Эта технология требует больших затрат на обслуживание техники и имеет множество технических проблем, поэтому не сильно распространена. Тепловое плавление льдаобразования по сравнению с механическим методом очистки так же является неконкурентоспособным, так как их производительность сравнительно низкая. Стоимость топлива высока, и полагают, что стоимость установки не может быть снижена до тех пор, пока такая система не получит более широкого применения с последующим снижением стоимости ее изготовления .

В некоторых странах на военных аэродромах используются выхлопные струи турбинных двигателей. Такой метод очистки взлетно-посадочной полосы от зимних погодных условий является чрезвычайно медленным и на обслуживание аэродромной техники требуется большой расход топлива и потеря тепла. Использование этого метода очистки в большинстве случаев приводит к повреждению искусственного покрытия из-за неосторожного воздействия теплом.

Последняя технология очистки взлетно-посадочной полосы заключается в уборке снега химическим методом, с использованием химических реагентов в твердом и жидком состоянии. При таком методе необходимо соблюдать чрезвычайную осторожность, поскольку многие хими-

каты обладают сильными коррозионными свойствами по отношению к металлам или оказывают вредное воздействие на материалы, использованные при производстве воздушных судов.

Для распределения химических реагентов используется специальная техника - разбрасывающие и прицепные машины. Расход топлива на такие агрегаты не сильно большой и зависит от скорости и регулировки разбрасывающего или распрыскивающего устройства. Реагенты в твердом состоянии хранятся в специальных бункерах. Водные растворы химических реагентов приготавливаются в цистернах специальных или поливочных машин.

На основании проведенного анализа технологий очистки взлетно-посадочных полос, видно, что на данный момент нет такой технологии очистки, которая бы в полной мере отвечала на все 100% технологическим и функциональным требованиям очистки ВПП, но тем не менее метод удаления льда и снега химическими реагентами, на наш взгляд, наиболее эффективен по сравнению с другими технологиями. Скорость средств распределения химических реагентов и уборки остатков плавления льда в 5-6 раз выше, чем у тепловых машин.

Таким образом, лучший метод - не бороться с гололедом, а стараться предупредить его появление, путем распределения химических реагентов, которые обладают рядом самых важных по нашему мнению достоинств и преимуществ: высокая плавящая способность; минимальное воздействие на окружающую среду; эффективность при низких температурах. Разбрасывание реагентов до момента образования льда является самым безопасным и наиболее эффективным методом борьбы со льдом на взлетно-посадочных полосах.

1. Приказ Минпромторга РФ № 1215 «Об утверждении нормативных методических документов, регулирующих функционирование и эксплуатацию аэродромов экспериментальной авиации // от 30.12. 2009 г.

2. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской федерации// С. 9.

3. Руководство по аэропортовым службам // 2016. С.7-3.