Блог о путешествии по швеции на автомобиле. Путешествуем на машине по центральной швеции. Горнолыжный курорт Оре

Маршруты большинства своих поездок в Европу я почти всегда прокладываю через Финляндию - мой личный опыт прохождения границы Белоруссия-Польша (затраченное время, очереди, придирки польских и белорусских таможенников) достаточно негативный. А добрашись через Финляндию до Стокгольма, за один день можно доехать и в центральную Европу, и в Скандинавию.
Но есть в этом маршруте одно звено, которое вызывает некоторое замешательство и тревогу у наших автотуристов - это переправа на пароме из Финляндии в Швецию (и обратно). Я сужу об этом по тем вопросам, которые довольно часто задают мне наши автопутешественники на площадках перед регистрацией на паром. В этой заметке я попытаюсь их обощить и ответить на них.
Итак, между Финляндией и Швецией есть 3 паромные линии: Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, Турку-Стокгольм-Турку и Вааса-Умео-Вааса. Последняя линия довольно специфическая и ее рассматривать не будем.

Для поездок в Швецию и далее в радиусе 500-600 км от Стокгольма более всего подходят паромы Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, а вот если нужно ехать дальше, то я предпочитаю Турку-Стокгольм-Турку и вот почему.

Паромы из Хельсинки отправляютя в 17-17.30 и прибывают в Стокгольм в 9-9.30 утра. Это позволяет с не спеша осмотреть паром, изучить магазины, поужинать - в общем, отдохнуть, и утром выспасться и неспешно позавтракать до прихода в порт.
Если же впереди еще довольно долгий путь, то я предпочитаю линию Турку-Стокгольм-Турку: паромы отправляются в 20-20.40 (между Хельсинки и Турку всего 160 км и график движения на автомашине в принципе один и тот же) и прибывают в Стокгольм - в 6-6.30. Эти "выигранные" три утренних часа очень кстати. Да и стоимость билетов на паром этого маршрута по-меньше.

На этих двух паромных линиях (Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки и Турку-Стокгольм-Турку) работают две конкурирующие между собой компании - Vikilng Line и Silja Line: каждый день утренний и вечерний рейс. Каждый день Конкуренция между ними настолько жесткая, что на государственном уровне было заключено соглашение, что на каждой линии паромы ходят с интервалом в 30-40 минут. Сначала отправляется паром Silja Line, за ним - Viking Line.


Еесли сравнивать стоимость билетов (автопакет машина+каюта 4 места) то на линии Турку-Стокгольм-Турку у Viking Line цены немного по-ниже. Кроме того, на паромах этой компании есть совсем дешевые каюты на палубе под машинным отделением, правда там туалет и душ в коридоре.


Терминалы в Турку.

Терминалы Viking (GPS N60°26" 6.94" Е022°13" 54.87") и Silja (GPS N60°26.035" E022°13.185") (указаны GPS-к оординаты площадок регистрации с машинами ) находятся практически рядом, но подъезжать к ним надо с разных сторон и сорентироваться, особенно в темноте, не просто. Вот схема расположения терминалов и подъездов на регистрацию машин с пассажирами.



Здания терминалов отгорожены заборами от площадок регистрации с автомашинами. И если есть необходимость перед тем, как встать в очередь на регистрацию, посетить, например, туалет, то лучше сначала подъехать к зданию терминала, а потом уже ехать в очередь на регистрацию. Пешком с площадки до здания терминала идти около километра.
Регистрация начинается за час-полтора до отправления парома.


Процедура регистрации проста до предела: подъезжаешь к будке, подаешь в окошко распечатку электронного билета. По правилам могут спросить еще паспорт и техпаспорт на машину, но уже несколько лет я с этим не сталкивался. А вот распечатка или хотя бы записанный номер брони на регистраци должен быть обязательно. Если распечатки нет (забыли, потеряли) то лучше еще до регистрации спокойно подъехать к зданию терминала и там на стойке информации по паспорту получить распечатку - в будке у них это не всегда получается.

Из окошка вам выдадут специальную бирку, которая вешается на зеркало заднего вида - чтобы служащие видели в какую группу машин (по высоте) направить вашу, а также карточки-ключи от каюты и карточки для прохода на ужин и завтрак (если они предварительно оплачены).

Далее машины по сигналам служащих выезжают на площадку погрузки и становятся там в несколько рядов в соответствии с указаниями.


Здесь придется подождать минут 30-40, пока подойдет паром. На площадке можно выходить из машин и даже, соблюдая осторожность (по площадке двигается много cпециального транспорта), пройти по-ближке к пирсу, чтобы посмотреть подход и швартовку парома.



После того, как из прибывшего парома выгрузятся автомашины, по сигналу служащих происходит погрузка. Следуя указаниям паркуете машину, забираете нужные вещи, закрываете ее и идете к лифтам.
  • Во время плавания доступа к автомашинам нет. Поэтому все необходимое нужно брать с собой сразу. Но надо иметь в виду, что каюты очень маленькие, все "впритык" и с большими сумками в них не очень удобно. Я всегда готовлю отдельно небольшую сумку с самым необходимым, с ней и поднимаюсь в каюту

  • Необходимо запомнить номер палубы, где стоит машина и на какую сторону выходить, а также, поднявшись на свою каютную палубу, неплохо осмотреться вокруг и запомнить на каком из лифтов вы поднялись - потом на нем же (или по лестнице около него) лучше и спуститься, чтобы не пролезать между машинами - они стоят довольно плотно, можно испачкаться.

  • Не ставьте машину на сигнализацию, чтобы она не "разоралась" в море от качки и не посадила аккумулятор - достаточно просто закрыть ключом.
Терминалы в Хельсинки.
Терминалы Silja Line (GPS 60.159799, 24.960990) и Viking Line (GPS 60.165356, 24.974250) находятся на противоположных берегах бухты Южного порта (указаны координаты площадок для регистрации с автомобилем). Подъезд к самому Южному порту промаркирован знаками от свъезда по трассе в город и до самого порта.


Единственная "тонкость" - уже в непосредственной близости от порта нужно внимательно смотреть указатели на Южный порт, чтобы не уехать в Западный (там тоже есть терминал Silja Line). Оттуда ходят паромы в Таллин. Но даже если это произойдет - ничего страшного, Южный порт в 15 минутах езды от западного.


Соответственно и подъезжать к терминалам нужно с разных берегов бухты (обозначены подъезды на регистацию с машиной)



Процедура регистрации и посадки аналогична той, что в Турку. Везде есть указатели и служащие, показывающие что нужно делать.

На пароме
На паромах довольно запутанная система нумерации кают, поэтому я, найдя свою каюту, запоминаю путь от нее к ближайшему лифту, а потом, поднимаясь на другие палубы, запоминаю где на них находится именно этот лифт (их на пароме много) - тогда, спустившись на свою палубу, быстро находишь каюту.


Питание
На пароме все магазины и рестораны открываются только с момента отхода судна. На каждом пароме есть так называемый "буфет" - большой ресторан, работающий по принципу " шведский стол". Ужин в нем стоит около 30 евро. Меню обычное для таких заведений - с десяток закусок, три-четыре горячих блюда, кондитерка, немного фруктов и т.д. В стоимость включено так же пиво, красное и белое сухое вино (в роллив), соки, вода, чай, кофе.Другой алкоголь не подается и за деньги заказать тоже нельзя. Оплатить ужин в "буфете" можно при покупке билета - тогда при регистрации вы получите специальные карточки, но можно и оплатить непосредственно на борту. Но при оплате "на месте" может возникнуть одна проблема: в этом "буфете" кормят многочисленные группы туристов. И в пиковое время (например, новогодние каникулы) паром битком набит туристами и в этом "буфете" просто нет мест. Да и работает он только до 22.30.


Но на пароме есть еще два-три ресторана (а на некоторых и больше), где можно нормально поесть за приемлемые деньги. Мы обычно идем в какой-нибудь из них, оплачиваем там "салат-бар" (стойка салатами и другими закусками по принципу "шведский стол") и пиво и этого, как правило, хватает.
Но иногда и там приходится подождать, когда освободится столик, поэтому рекомендую, если решите поужинать в одном из этих ресторанов, зарезервировать места при бронировании билетов - денег за это не берут.
Есть еще кафе-самообслуживание, в котором тоже можно как-то поесть - там меню примерно такое же, как в кафе при больших бензоколонках.

А вот завтракать лучше всего в этом самом большом ресторане-буфете. Набор блюд там стандартный для завтрака в ресторане 3-4-звездного отеля. Но зал ресторана находится на носу парома на 8-й палубе и, если занять столик у панорамных окон, выходящих вперед, затрак получится очень красивым несмотря на ранее время (на завтрак поднимают за полтора часа до швартовки, в 5 утра по шведскому времени).
Однако и утром в "буфет" в пиковое "туристическое" время можно не попасть, поэтому завтраки я всегда оплачиваю сразу при покупке билетов (стоимость 1 затрака 15 евро, для детей дешевле).
Но если что-то не сложилось, то есть еще возможность позавтракать в ресторане a la carte или в том самом кафе.
На паромах на маршруте Турку-Стокгольм-Турку, уходя на завтрак учтите, что пока вы будете в ресторане, служащие уже могут начать уборку кают - снимать белье (у парома на этом маршруте очень короткие стоянки). Поэтому сумочки, барсетки и т.д. лучше взять с собой.На маргшруте Хельсинки-Стокголм-Хельсинки такой спешки нет и никто в вашу каюту во время затрака не полезет.

Магазин Duty Free
Магазин безпошлинной торговли на борту работает вечером и немного утром. Выбор парфюма, алкоголя, сигарет, кондитерки неплохой. Цены по-выше, чем в Duty Free наших аэропортов, но не сильно. Зато они значительно ниже, чем на земле (в ЕС). Поэтому мы обычно не нарушаем норму провоза напитков при въезде в Финляндию, а пополняем запасы на пароме:)


На всех паромах бывают дискотеки, а на некоторых (больших, преимущественно на линии Хельсинки-Стокгольм) богатая развлекательная программа вплоть до цирка, концертов и т.д.


Но водителям - спать! :)

Утром, если будет светло и хороша погода, рекомендую подняться на верхнюю палубу и оставшееся время полюбоваться шхерами, через которые паром проходит к Стокгольму.

Выгрузка
Доступ к машинам открывается за 40 минут до швартовки. Об этом объявляют по радио, в том числе и по-русски. Но спешить совсем не обязательно. Вполне достаточно начинать спускаться на автопалубу минут за 20 до прибытия в порт. Причем не советую ждать лифтов - вся огромная пешая туристическая тусовка ломанется на лифтах на 5-ю палубу, откуда осуществляется пеший выход. Спустится вниз по лесницам 3-4 пролета с небольшой сумкой (помните про сумки?) не трудно.

Путешествие на машине в Швецию . В частности, в столицу этой страны, Стокгольм. Что нужно знать для организации поездки, о проблемах, которые могут ждать на пути— в материале сайт.

  • Статья основана на личном опыте, построена в виде отчета, и потому ее стоит воспринимать как серьезное пособие при подготовке вояжа!

Идея путешествия в Швецию на автомобиле составилась в конце августа месяца и явилась следствием неумеренной работы по зарабатыванию денег на пропитание и проживание. Естественно, сильно повлияла и почти врожденная склонность к путешествиям.

Генеральная мысль заключалась в следующем: доехать до столицы Швеции, Стокгольма, и посмотреть, что там можно увидеть интересного. Планировалось, что там мы проведем минимум 2 ночи (3 дня) – за меньшее время посмотреть Стокгольм представлялось невероятным. Впоследствии мы убедились, что и 3 дня — курам на смех.

  • На заметку: что (ну, типа, планируем заранее и все такое…)

Подготовительная часть

Подготовительная часть заключалась в:

  • А. получении финских мультивиз (отдельная история о процедуре их получения жителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области будет опубликована чуть позже)
  • Б. составлении маршрута и заказе билетов. Это я опишу подробно уже здесь

Первоначально планировалось ехать так: Питер — Хельсинки — Турку — паром «Викинг Лайн» — Стокгольм, ну и обратно. Причем машину предполагалось также свозить в Швецию. Стоило это удовольствие 92 € за каюту с окном (до 4-х человек) и машинное место в одну сторону.

В Швецию на машине: паром

После изучения спец-предложений паромных компаний, было обнаружено очень интересное предложение от паромной компании Таллинк-Силья Лайн. Путешествие на пароме из Хельсинки в Стокгольм стоило 90 € за каюту с окном на «променад» (такая внутренняя прогулочная палуба с застекленной крышей на паромах Силья Серенада и Силья Симфони), автомобиль, правда, при этом надо было оставлять в Хельсинки.

Несомненным плюсом также было то, что в этом случае не надо было делать лишний перегон Хельсинки-Турку (около 150-160 км). Круиз в обратную сторону стоил естественно столько же.

  • Скажу сразу, что эти цены предусматривают поездку на пароме с субботы по четверг, пятница традиционно намного дороже (порядка 60 €). Связано это с тем, что финны очень любят на выходные кататься на пароме в Стокгольм, Таллин и вообще куда бы то ни было (на пароме есть магазин «дьюти-фри», где спиртное намного дешевле)
  • и потому: либо дьюти-фри, либо пьем воду

Где остановиться

Предложение от Сильи понравилось и мы оправились в «Паромный центр» на Манежном переулке, дом 1. Здесь мы приобрели ваучеры на паромные билеты, а также по случаю забронировали номер (и также по спец-предложению) гостиницы Downtown Camper by Scandic в самом центре Стокгольма (не в Старом городе, но действительно в 5-7 минутах неспешной ходьбы)

  • Номер обошелся в 125 € за ночь (включая завтрак на двоих- завтрак на ребенка до 6-ти лет бесплатен) — итого за 2 ночи 250 монет

Банальный подсчет денег и расстояний убедил в том, что размещение в 5-ти минутах ходьбы от Королевского дворца за 125 единиц (за ночь) лучше номера в 25 минутах ходьбы за те же деньги и в 3-х звездочной гостинице (Скандик — 4-х звездочная).

На карте, кстати, отыскать нужное проще:

Замечу, что в спецпредложении (паром плюс отель) был подводный камень: если отказаться от билетов дней за 30-45 до поездки (смотреть договор нужно внимательно!!!), то деньги возвращаются полностью, более, чем за 48 часов- 50%, менее 48 часов- вообще не возвращаются. Если учесть, что до Хельсинки 390 км, из которых 190 по нашим дорогам с бешеными джипаками, колоннами фур и двумя таможнями, необходимо признать, что риск потери денег есть, и немалый.

Машина и документы

Транспортное средство, которое должно было перевезти нас в Финляндию и вернуть обратно, называлось (и называется) Рено Логан, ему более 3-х лет, на момент путешествия он пробежал более 62 000 км, но все еще находится в превосходном техническом состоянии.

Очередное плановое ТО (ТО-4) было проведено в конце лета, к путешествию машина особенно никак не готовилась: в багажник просто была погружена сумка с набором отверток и плоскогубцами и добавлены две 5-ти литровые канистры с 95 бензином Несте (больше 10 литров в Финляндию ввозить нельзя, 95-й потому, что он якобы экономичнее, чем 92, на котором я постоянно езжу в обычное время). Накануне поездки, авто было, естественно, помыто.

Кроме того был приобретен так называемый бустер для ребёнка - сиденье без спинки в машину (1 300 рублей). Специального кресла у нас никогда не было, и, учтя возраст чада (почти 6 лет), было решено ограничиться бустером. В Финляндии, после 5-ти часов утомительного путешествия, бустер был отложен в сторону и ребёнок спокойно задснул на заднем сиденье.

Страховка на машину, так называемая «Грин-Карта», действующая на территории всего Евросоюза, была приобретена также накануне поездки (на случай непредвиденных форс-мажоров это действие откладывалось до последнего, поскольку вернуть деньги за нее проблематично). Забегая вперёд сообщу, что её я использовал по полной (15 дней сроком), съездив через неделю ещё и в Лаппеенранту.

В принципе «Грин-Карту» можно приобрести и по пути в Финляндию — есть и Газели с подобными надписями и даже небольшие домики на обочине или возле АЗС (например, «Эрго-Русь» на заправках «Газпромнефти» и «Лукойла»). Они круглосуточные, надо лишь достучаться!

Национальные водительские права и свидетельство о регистрации ТС — входят в обязательный комплект документов для поездки за рубеж на машине. Как и туристическая медицинская страховка на всех. С ней я давно не парюсь: покупаю онлайн через . Никаких распечаток не нужно, электронной копии полисов хватает.

Деньги

Складывались из трёх сумм:

  • были приобретены шведские кроны (в Стокгольме при расчётах используют только их. При оплате евро сдача получается опять же в кронах, но по не слишком выгодному курсу)
  • были приобретены евроденьги (с расчётом в основном на «дьюти-фри» и питание на пароме)
  • была сделана долларовая «Мастер-кард». Долларовая потому, что банк, в котором мы её сделали, в качестве основной валюты использует доллар.

То есть, если Вы что-нибудь покупаете с использованием карты, например в Швеции, то сумма покупки сначала конвертируется в доллары (кроны-доллары) и уже потом списывается со счёта.

Если карта евровая, то сумма покупки сначала конвертируется в доллары, потом переводится в евро и только потом списывается с вашего счета (две операции по конвертации по внутреннему курсу банка, естественно, немного отличному от курса ЦБ). Карта была сделана в качестве подстраховки на случай каких-то крупных непредвиденных и выгодных покупок и, опять же забегая вперед, использована не была.

Поездка СПб-Хельсинки

Итак, мы собрались: выезд был намечен (и состоялся) в 7.15 утра среды (день недели был выбран также не случайно: стоимость отеля в Стокгольме на период четверг-суббота дешевле, чем, предположим, вторник-четверг), стартовая точка располагалась в северных районах Петербурга.

Мы и машина выехали в Швецию в 7.15 утра по московскому времени в начале октября. И… вернулись на старт уже через 15 минут: оказалось, что забыли баллонный ключ (кто не знает- так называется штука, с помощью которой отвинчивают болты на колесах, чтобы можно было снять пробитое и поставить запаску) — вещь немаловажная в длительном пробеге (к счастью, не пригодилась).

Повторный выезд в 7.35 прошел также без осложнений и мы устремились к Кольцевой дороге Петербурга, на каковую и выехали минут через 10. Удивило большое количество машин (не пробка конечно, но много), ехавших попутно с нами в пол-восьмого утра из города?

Преодолев, не задерживаясь, пост ДПС в Осиновой Роще, двинули в сторону Сертолова и далее за ним по Выборгскому шоссе. Приятный бонус: в Сертолово отремонтировали шоссе и оно больше не напоминает танкодром.

Выезд на трассу Скандинавия (Е-18) находится порядочно за Сертолово, наверное километре на 48-50. Он обозначен метров за 300 до поворота и надо просто не «просвистеть» мимо знака, показывающего уход вправо на Выборг.

  • Как-нибудь потом съездите — . Чудесный такой северный модерн…, да и замок хорош

Мы не «просвистели», так как знали о повороте заранее. После этого поездка была достаточно однообразна: скорость 120-140 км/ч, здоровые фуры, любезно перестраивающиеся даже не в правый ряд (его просто нет), а на асфальтированную обочину, чтобы пропустить легковушки (последним полагается мигать аварийкой по завершении обгона: это такой «дресс-код»). Достаточно ровная дорога, по временам с ухабами и неровностями (все это обозначено (!) знаками), которые Логан на скорости 130 проглатывал абсолютно невозмутимо.

Выборг объезжали вкруговую (трасса «Скандинавия» идет в обход) и в город не заехали. Километрах в 35-40 до Торфяновки нужно не пропустить последнюю нормальную заправку, Несте. Подсвечена она достаточно ярко и стоит на левой по ходу движения (то есть противоположной, если ехать в Финляндию) стороне дороги. Бензин долили (литров 15), выстояли колоссальную очередь в туалет (минут 30, он там один и для Ж и для М), круассаны есть не стали…

На границу приехали под мерзким моросящим дождем — настроение, впрочем, было приподнятое.

Прохождение границы с Финляндией

1. Будка со шлагбаумом. Загорается зеленый свет: подъезжаешь, показываешь паспорта (через окошко), проезжаешь дальше. Дорога там явно «пьяная» и если вы в первый раз — лучше пристроиться в кильватер предыдущей машине. Это чтоб на встречную полосу ненароком не заехать.
2. Таможня и КПП погранцов. Все в одном флаконе: слева большой крытый пограничный терминал для туристов на автобусах (там можно и взять декларации, но лучше захватить их из дома, если есть возможность), по центру что-то вроде вокзала с путями и перронами, только вместо рельсов- дорога для машин. Проездов несколько и между ними стоят будки: сначала с таможней (здесь надо проштамповать декларацию- это делает водитель, пассажиров вроде бы не предъявляли), потом с КПП (здесь надо подходить с паспортами: первый водитель, дальше все остальные). Да, забыл, въезд в «вокзал» по зеленому знаку светофора.
3. После постановки в паспортах штампов о выезде, ждем, когда к машине подойдет пограничник и произведет осмотр. Холодно, дождливо, неуютно. Наконец, до нас снисходят, просят открыть багажник, показать запаску и желают счастливого пути. Минутное ожидание и подымается шлагбаум — мы в на «ничьей земле».

Маршрут естественно пролегает в магазин дьюти-фри, который здесь расположен только на направлении Россия-Финляндия (на обратной дороге в КПП Торфяновка его нет- а в Брусничном есть), где мы смотрим на цены и… ограничиваемся упаковкой финского пива «Лапин-Культа». Покупать коньяк и шампанское пусть и по цене вдвое ниже, чем в России (Реми-Мартен, или скажем Татинье) — не тянет. Все равно бутылка будет стоить минимум 1000 рублей на наши деньги.

  • Кстати, тем, кто едет на паром, здесь затовариваться вообще не надо: на отличный дьюти-фри, и гораздо больший выбор

4. Подъезжаем к финской таможне. Выбираем полосу для легкового транспорта (она обозначена картинкой, висящей над ней) и останавливается перед светофором.
5. Зеленый свет: тихонечко едем и заезжаем под крытый пандус, расположенный между двумя зданиями. Машина оставляется снаружи, мы выходим (все) и идем в здание слева по ходу движения. Здесь по приглашению финских пограничников по очереди (сначала водитель- потом пассажиры) подходим к окошку и предъявляем паспорта (штамп о въезде) и свидетельство о регистрации на машину (данные вбиваются в компьютер).

Дежурный вопрос (водителю) : куда едем и насколько- дежурный ответ (честный): Хельсинки-паром-Стокгольм-паром-Хельсинки и все: процедура закончена. Выходим, садимся в авто, пристегиваем ребенка на сиденье (на всякий случай) и въезжаем в соседнюю страну.

Все прохождение таможни заняло от силы часа 1.5- может и меньше, не засекали. В выходные пробки намного жестче… но на Брусничном — там народ «откатывает» свои финские визы.

  • Двигаемся строго по знакам ограничения скорости — они на светодиодах и хорошо подсвечены в любую погоду. Лихачить здесь не нужно — камеры напиханы часто, и в конце-концов мы их уже начали узнавать по характерной ажурной матче. Впрочем, +5 км/ч «сверху» ограничения — самый оптимальный выбор, и за это вряд ли оштрафуют

Дорога гораздо более монотонна, чем в Ленинградской области: вокруг одни поля, редко попадаются какие-то амбары, по пути (недалеко от границы) встретился лишь один город (Котка?), который мы проехали по центральной улице со скоростью 40-50 км/ч. Скоростная дорога (до 120 км/ч) начинается на полу-пути до Хельсинки (от границы до него около 190) и пока мы до нее добрались-утомились изрядно. Ребенка вообще пришлось вынуть из кресла и уложить спать на заднее сиденье.

На заметку о финских водителях: если они едут медленно, то, заметив вас сзади, непременно перестраиваются в правую полосу (на магистрали), те же кто едет сзади и быстрее (так делают многие, так как знают расположение камер), мигать фарами и «садиться на бампер» не будут: во-первых, не принято, во-вторых, несоблюдение дистанции (что-то около 20 метров при 100 км/ч) наказывается штрафом.

Подобным образом, и не форсируя событий, мы добрались до Хельсинки. Для того, чтобы попасть к паромному терминалу карта в принципе не нужна (у нас она была с собой, но мы ей не воспользовались) — нужно просто следовать указателю Keskusta (центр города), либо указателю с изображением кораблика. Таким образом, мы и добрались до паромного терминала…

Викинг-Лайн (он оказался на противоположном берегу от нужного нам терминала Сильи Лайн). Не слишком огорчившись (топографически я непроходимо и, видимо, безнадежно, туп) мы припарковались, оценили ситуацию, развернулись и минут через десять уже подъехали к нужной нам паромной стоянке. Паром, конечно впечатляет — что издали, что вблизи.

Оставив машину на стоянке (знак 2h белыми буквами на синем фоне обозначает, что первые два часа бесплатны), заходим в терминал, прихватив с собой и чемодан и ребенка. Подход к стойке — вопрос про русскоговорящий персонал — указание — предъявление ваучера на билеты — получение билетов, отнимает минут 5 от силы. После этого в нашем распоряжении целый вагон времени: на часах всего около часа дня (по финскому времени, а это +1 час к нашему), а паром отходит в 17.00.

  • Чемодан сдается в автоматическую камеру хранения, а мы возвращаемся обратно в машину: задача по бесплатной парковке на четыре дня должна быть решена. Рядом с терминалом (через дорогу), кстати, есть платный Europarking: стоянка вырублена в массивной скале и стоит, как я слышал, 20-25 € в день

Выезжаем и, добравшись до центральной улицы Маннергейма, едем в сторону Олимпийского стадиона, где есть неограниченная по времени и дням недели бесплатная парковка. По времени (на машине) минут 10.

Поставив машину (предварительно убедившись, что линия обозначена специальным знаком, никак не ограничивающим время), пешком возвращаемся в порт. Дождь мелко сыпет совершенно по-питерски, но настроение все равно хорошее.

Пара слов о центре . Как говорилось уже многими, здесь нет ничего особенного. Но аура чистенького европейского города с невысокими старыми домами и мощенными булыжником улицами, несомненно присутствует. Короче, нам понравилось.

К моменту отплытия парома: о чудо — солнце выглядывает из-за туч и несмотря на холод и сырость мы поднимаемся на так называемую sun-deck, верхнюю, солнечную палубу, откуда открывается отличный вид и на Хельсинки (оба собора и набережная) и на гавань.

Силья Серенада

Про паром рассказывать, в общем-то, нечего: да большой, да впечатляет, да внутренний променад. Но стемнело быстро, да и устали мы порядочно.

Так что загрузившись в какой-то кафешке (название не помню) ужином а-ля Икеа (пюре, тефтели, капустный салат, булочки и кофе: на человека получилось что-то около 13.5 евро), и пару раз сползав на верхнюю палубу (когда корабль вышел в море, там был жуткий ветродуй и даже открыть дверь было серьезной проблемой), мы устроились в каюте, немного посмотрели фильм (был взят ноутбук), написали пару писем на родину (на пароме бесплатный интернет) и улеглись спать.

Немного о каюте. Мы взяли с окном и видом на променад, что в принципе было ошибкой: если бы мы доплатили еще 7 € в каждую сторону (это по спецпредложению, без него — дороже), то получили бы каюту с видом на «окиян».

  • В каюте (любой этого уровня) есть: четыре спальных места, столик у окна, небольшой шкаф для одежды и чемоданов (внутри обнаружились две лесенки для подъема на «верхний ярус»), столик с зеркалом, ванная с туалетом, душем и даже феном

Стокгольм: чем заняться

Паромы Сильи прибывают в Стокгольм рано утром:в 9 утра уже швартуются в порту Вартахамнен. Что делать по прибытии, каждый решает самостоятельно. Примерные варианты изложены в нашем подробном репортаже (ссылка наверху статьи)






Часть 11, заключительная

Олег:

Три дня в Стокгольме я предварительно распределил так – «Скансен», «Том Титс Эксперимент», метро и Гамла Стан. Какие то серьёзные музеи в 5,5 лет явно не вызовут интереса, а хотелось сделать интересно всем. Подробнее я не планировал. Возможно потому, что города вообще в данной поездке были делом побочным, приложением к главному блюду – Природа Норвегии! Значит особого энтузиазма они у меня не вызывали, спланировал по минимуму.

Этот день посвящён Скансену, который кроме того, что это этномузей под открытым небом, также является Аквариумом и зоопарком. Но сначала надо получить Стокгольмскую карту (СК), дающую право бесплатного проезда в транспорте и посещения музеев. Но ещё раньше – завтрак. Шведский завтрак не как система, а как процесс насыщения аутентичными Швеции блюдами, весьма непривычен. Скажем так – только процентов 10 от предлагаемых блюд мне показались съедобными. День-два так провести можно, но, к примеру, неделю… Увольте. Особенно «впечатлили» порезанная дыня, явно лежащая так не один час, и количество граждан, потребляющих «птичий корм», т.е. разного вида семечки, причём, в отличии от мюсли, именно семечек, а не хлопьев. Максимум – польют слегка из тюбика каким то содержимым и сидят, «клюют». И это весь завтрак! Ну и, конечно же, кофе! Сомнительный коричневый напиток, оставляющий неприятное послевкусие, имеющий единственный плюс – наличие кофеина. В общем – сомнительное это дело, завтрак в шведских гостиницах. Впрочем – вкусы у людей могут быть разными, тут я ничего не утверждаю, знаю только, что жена и дочка в целом имели то же мнение!

Ладно, не завтракать же приехали. Едем за СК в Культурхусет. Это организация в некоем торговом центре, носящая имя Kulturhuset, т.е. Дом Культуры, ДК! :) Вот я и спрашивал у всех, как пройти к этому Культурхусет. Никто не знал, что характерно! Мы замучались его искать. В итоге – карта была таки получена. И, кстати, появилась возможность провести эксперимент – выгодна ли её покупка, если вы не посещаете кучу музеев. Я не рассказывал? За свою карту я заплатил в Москве, вечером. Получив подтверждение оплаты. я решил, что за СК для Иры я заплачу завтра, или в другой день, а сейчас всё, сил нет, спать пора. Но, увы, в дальнейшем мне не удалось её оплатить – сначала не появлялась скидка для членов клуба IKEA Family, потом, когда появилась, не принималась к оплате ни одна из 3 карт! Так и не получилось оплатить её в связи с какими то глюками. Забегая вперёд скажу – да, СК выгодна, причём не на 10 рублей!

Уже на трамвае №7 до Скансена ехал бесплатно, а билет 44 sek! Хотя, там мы встретили кондуктора, благодаря которому и Ира проехала бесплатно! Впрочем, думаю, что она сама расскажет более подробно, очень уж её вся эта ситуация вдохновила и впечатлила. Читайте её, действительно интересно!

Скансен хорош. Не в смысле снисходительно так «Ну ничо, ничо...», а в смысле очень и очень хорош! Интересные экспонаты или занятия найдутся для любого возраста. Нам всем, к примеру, понравились лемуры, маленькие цветные лягушки (Варька потом всё с их скульптурами фоткалась).

Значительные расстояния между городами и туристическими объектами подталкивают к мысли взять авто в аренду в Швеции, чтобы познакомиться со страной поближе, не замыкаясь на одном городе или курорте.

Цены на прокат автомобилей в Швеции

На территории Швеции представлены все крупные прокатчики Еврозоны - Sixt, Hertz, Avis, Budget, Europcar и другие, так что ассортимент предложений достаточно широк. Как и везде в мире, цены на прокат авто в Швеции зависят от класса модели.

В среднем стоимость аренды автомобиля эконом-класса в крупной компании составляет около 550 SEK в сутки. Мелкие прокатчики часто завлекают клиентов более низкими расценками, но с ними нельзя расслабиться ни на минуту: не исключено, что с вас потребуют компенсацию за старые повреждения, в которых нет вашей вины.

С другой стороны, сэкономить на аренде авто в Швеции можно за счет предварительного бронирования машин на сайте компании-прокатчика. При этом бронь распространяется не на конкретную модель, а на класс автомобиля.

Если к вашему прибытию свободных машин заявленного класса в прокатном пункте арендодателя не оказалось, вы имеете право требовать автомобиль классом выше.

За дополнительную плату можно воспользоваться популярным в Европе сервисом Fly&Drive: в день вашего прибытия в Швецию машина будет подана прямо в аэропорт.


Условия аренды авто в Швеции

Услугой сдачи автомобиля внаём могут воспользоваться лица, достигшие возраста 18 лет при наличии кредитной карты и водительских прав международного образца, полученных не ранее чем год назад. Некоторые компании отказываются сдавать статусные автомобили в аренду водителям моложе 25 лет или взимают дополнительный молодёжный сбор.

В стоимость аренды авто в Швеции входит:

  • неограниченный километраж пробега за время проката;
  • гражданская страховка по системе ОСАГО;
  • страховка на случай угона и ДТП;
  • местные налоги и сборы.

Суперстраховка и установка противоскользящей цепи, навигатора, кресла для перевозки детей ростом до 135 см и второго багажника для перевозки лыжного снаряжения оплачиваются арендатором отдельно.


Особенности вождения в Швеции

  • Плата за въезд на автотрассы в Швеции не предусмотрена. Платежами облагаются только два моста в стране: Эресундсбрун между Копенгагеном и Мальмё и Свинесундсбрун на трассе между Гётеборгом и Осло. Плата за проезд по мосту Эресундсбрун составляет 375 SEK; по мосту Свинесундсбрун - 23 SEK.
  • Парковки в Швеции большей частью платные. Хотя количество парковочных мест ограничено, за остановку в неположенном месте начисляется внушительный штраф суммой от 1400 SEK.
  • С целью разгрузки исторического центра в крупных городах введена система Park&Ride, предоставляющая клиентам льготных парковок на окраинах право бесплатного проезда на городском транспорте.
  • Стоимость парковки на открытой стоянке составляет от 10 до 30 SEK в час; в подземном паркинге - от 30 до 60 SEK в час; в вечернее время действуют скидки.
  • Парковаться можно только с правой стороны.

  • В любое время суток передвигаться на автомобиле необходимо при включённом ближнем свете. Использование ремней безопасности обязательно и для пассажиров, занимающих заднее сидение.
  • Автомобиль должен быть обеспечен предметами первой необходимости: аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, буксировочным тросом и светоотражающим жилетом для водителя. Зимой также понадобится антифриз и лопата; обязательна замена шин.
  • Допустимое содержание алкоголя в крови водителя - до 0,2 промилле, причем последствия управления транспортным средством в нетрезвом не ограничиваются штрафом. В число стандартных мер пресечения входят общественно-полезные работы и тюремное заключение.
  • На дороги часто выбегают олени и лоси, поэтому на загородных трассах важно сохранять предельное внимание. После неожиданной встречи с крупным животным требование шведских властей придерживаться скоростных лимитов 70–100 км/ч за чертой города и 110–120 км/ч на магистральных трассах уже не вызывают протеста.
  • Самые строгие ограничения скорости в Швеции установлены в населённых пунктах - от 30 до 60 км/ч. Штраф за превышение скоростных лимитов в размере от 1500 до 4000 SEK - серьёзный удар по бюджету поездки.

За соблюдением ПДД в Швеции следят строго, устраивая проверки в дневное и ночное время. За использование и перевозку радар-детекторов предусмотрена административная ответственность. К слову, договориться с инспектором «по-хорошему» здесь не выйдет: штрафы за ПДД в Швеции оплачиваются не на местах, а по безналичному расчёту.

Стоимость бензина в Швеции

За последние два года цены на бензин в Швеции демонстрируют медленную, но стойкую тенденцию к повышению. Расценки на неэтилированный бензин марки А-95 по состоянию на начало 2016 года достигли 14.63 SEK (1.33 EUR); для марки А-98 стоимость литра бензина в Швеции поднялась до 15.18 SEK (1.38 EUR).


Дешёвый этилированный бензин в королевстве запрещен к продаже, поэтому сэкономить на заправке можно только на LPG-топливе, которое пока стоит относительно недорого - 9.78 SEK (0.98 EUR) за литр. Стоимость ДТ почти вплотную подобралась к стоимости бензина А-95 и на данный момент составляет 14.53 SEK (1.23 EUR).

Большинство АЗС в Швеции практикуют самообслуживание; расчет ведется при помощи банковской карты.

Окно в Европу: путешествие из Москвы в Стокгольм на Audi Q5

2018 год станет знаковым для России не только благодаря проведению Чемпионата мира по футболу. Он, по сути, второй раз в истории откроет «московитам» «окно в Европу». Грядущее завершение строительства трассы М11 обещает новую - сладкую жизнь российским поклонникам автопутешествий и значительное изменение приоритетов при выборе европейских маршрутов.

текст: Владимир Маккавеев / 13.04.2018

С каждым годом европейские автовояжи становятся все более популярным «отпускопровождением» среди автомобилистов европейской части России. Но долгожданное открытие трассы М11 в этом году обещает дать новый качественный и количественный толчок в этом направлении, сделав путешествия в Европу на порядок комфортнее, быстрее и безопаснее. Если еще в прошлом году, особенно во времена реверсивного ремонта моста через р. Полисть под Чудово, только на то, чтобы добраться из Москвы до Северной столицы, уходило 10–12 часов, то после открытия «платки» М11 на всем ее протяжении за это время теоретически можно будет дехать едва ли не до Хельсинки. Удовольствие, конечно, будет недешевое (хотя финального ценника пока нет), но, во-первых, при желании можно будет сэкономить от 20 до 60%, обзаведясь «автодоровским» транспондером, во-вторых, 669 километровый путь по скоростной трассе от МКАДа до КАДа вполне реально будет преодолеть всего за 5,5–6 часов. За КАДом, правда, все равно придется еще 2–2,5 часа пилить оставшиеся 175 км по не слишком приятной и весьма опасной двухполосной трассе «Скандинавия», до реконструкции которой пока еще далеко. Но зато, выехав из Москвы в будний день в 6–7 утра, вы легко сможете уже после обеда вдохнуть полной грудью «санкционный» воздух Евросоюза, избавившись от необходимости ночевать в Выборге и окрестностях. На пограничном КПП «Торфяновка» уже сейчас прогнозируют некоторое временное перераспределение трафика после открытия М11, но в будни он не столь значительный, чтобы катастрофически сказаться на времени путешествия. Если с умом подойти к выбору даты и времени старта, часа на границу хватит за глаза.

До 2018 года, вернее до грядущего открытия трассы М11, затраты времени на путешествия из Москвы в Западную Европу по южному (через Брест в Германию) и северному (через Выборг в Швецию) маршрутам были практически идентичны. Дорога до Бреста, особенно в ее белорусском сегменте, была куда быстрее и комфортнее питерской трассы. Но все портили брестская граница (с тех пор как жителям приграничных областей разрешили ежедневно, а не раз в неделю, как прежде, мотаться в Польшу, к Варшавскому мосту выстроилась нескончаемая очередь табачных и топливных коммерсантов) и унылая «двухполоска», собирающая на своем пути все населенные пункты от Бяла-Подляски до Варшавы и скоростной берлинской трассы Е30. А на северном маршруте выматывала душу «старая Ленинградка» с ее нескончаемыми населенными пунктами и ремонтами.

Теперь все должно быть иначе. 8–9 часов от МКАДа, и вы уже будете на границе Финляндии, от которой до Хельсинки рукой подать. В отличие от российского участка, в Суоми трасса «Скандинавия» почти полностью достроена (осталось доделать лишь небольшой отрезок у самой границы), так что 190 км до Хельсинки, даже с учетом жестких скоростных ограничений, без проблем можно преодолеть за пару часов. Впрочем, не спешите! За полсотни километров до финской столицы сверните с автобана налево - в сторону Порвоо, и вы будете приятно удивлены пейзажами одного из старейших городов Финляндии, смутно знакомыми советским кинозрителям по снимавшейся здесь комедии Леонида Гайдая «За спичками» с Евгением Леоновым и Вячеславом Невинным в главных ролях.


Улочки старого Порвоо знакомы нам по комедии Гайдая.

Этот городок - своеобразный финский компромисс между мегаполисом и деревней. Душевная атмосфера и неспешный ритм жизни сочетаются с модными галереями, бутиками и ресторанами высокой кухни. И, конечно, здесь берегут подлинную старину. Не монументальную, но такую камерную и милую, что в небольшом Старом городе вы надолго застрянете с фотоаппаратом. Даже кафедральный собор XV века - небольшое и, по церковным меркам, весьма скромное здание. Его сила притяжения в очаровании. Соборная площадь, кстати, - идеальное место для парковки. Не забудьте только положить под стекло обязательные картонные «часы», которые продаются на любой заправке: как и почти везде в Финляндии, парковка тут ограничена по времени в соответствии с инструкциями на знаках: вы сами устанавливаете время прибытия посредством «часов», которые необходимо положить под лобовое стекло. Вверх от площади по переулку Коулукуя отходят Чертовы ступени природной каменной лестницы. А в сторону центра ведут те самые улочки, на которых разворачивались основные действия комедии Гайдая: на углу сохранился ресторан Wanha Laamanni (сегодня это лучший ресторан города), в котором пил кофе Партонен, когда Ватонен и Ихолайнен пытались угнать у него лошадь. Большая часть Старого города застроена деревянными домиками ярких расцветок. А обрамляют набережную реки Порвоонйоки красно-коричневые торговые склады средних веков.



В Порвоо несколько небольших отелей, где можно отдохнуть после долгого пути и насладиться атмосферой старой Финляндии, чтобы наутро отправиться дальше на запад - в Хельсинки.


Кафедральный собор - жемчужина финской столицы.

Крепость Суоменлинна защищает фарватер на входе в гавань Хельсинки.

Столица Суоми красива в своей ценральной части, особенно впечатляет ее лютеранский кафедеральный собор, но на фоне других европейских столиц - скучновата. Часовой прогулки вполне достаточно, чтобы проникнуться ее духом. Но поскольку паромы в Стокгольм отходят лишь ближе к вечеру, можно успеть сплавать на островную крепость Суоменлинна - построенный еще шведами морской форпост, на протяжении многих веков прикрывающий фарватеры Гельсингфорса. Добраться туда на туристическом катере можно минут за 20, предварительно пристроив машину на платной парковке в порту или на многоуровневом паркинге у паромного терминала «Олимпия». Увы, сразу загнать ее в чрево парома не получится.



Променад Tallink: «улица» из магазинов и ресторанов.

Морские гиганты компаний Viking и Tallink Silja хоть и пребывают из Стокгольма утром, грузиться начинают лишь за полтора часа до отплытия. Цены, с учетом динамического ценообразования, в принципе сопоставимы (каюта на 1–4 человек и перевозка автомобиля - от 112/158 евро), с той только разницей, что паромы Viking несколько меньше и аскетичнее, в то время как 13 палубные гиганты Silja Symphony и Silja Serenade с их внутренними променадами - настоящие плавучие города Балтики. Выйдя из Хельсинки в 17:00/17:30, в 9:45/10:00 паромы Tallink Silja и Viking уже швартуются у причалов Стокгольма. Терминал Tallink находится чуть дальше от центра, нежели порт шведского Viking, но если вы путешествуете на автомобиле и планируете не только погулять по центру, но и поездить по окрестностям шведской столицы, это даже удобнее.

В отличие от Хельсинки, в Стокгольме и его предместьях есть что посмотреть, так что тут стоит провести минимум 2–3 дня. Для начала можно прокатиться по резиденциям шведского короля: в замок Грипсхольм (70 км от центра) и в находящийся на окраине столицы дворец Дроттнингхольм. Обе королевских резиденции открыты для публики и отлично приспособлены для автомобильных путешественников, располагая огромными бесплатными гостевыми парковками.












В центре Стокгольма припарковаться куда сложнее, но тоже вполне по силам: отправляясь в Старый город, машину лучше всего пристроить на брусчатке набережной Скеппсброн (только не забудьте вдоволь накормить паркомат посредством своей кредитной карты из расчета 45 крон в час). Культовые достопримечательности острова Юргорден - музеи Северных стран, Астрид Линдгрен, корабля «Васа» и группы ABBA - также имеют небольшие платные парковки, но мест на них катастрофически не хватает, поэтому совет: отправляясь на охоту за стокгольмскими впечатлениями, приезжайте на Юргорден минут за 20 до открытия музеев и припаркуетесь без проблем, избавив себя от лишней головной боли. Полдня до обратного парома в Хельсинки на «эмоциональное разграбление» музеев Юргордена вам вполне хватит, тем более что до знакомого уже терминала Tallink Silja с острова ехать каких-то 10–15 минут.



Замок Грипсхольм - загородная резиденция шведского короля.

Королевский дворец Дроттнингхольм.




Калькулятор путешествия

Виза 35 €
Стоимость отеля/апартаментов от 80/110* €
Средний счет в ресторане от 30/40* €
Cтоимость топлива 1,45/1,51* €
Средний расход топлива 9,8 л/100 км
Протяженность маршрута 1105 км
Общее время в пути (в одну сторону, не включая паром) 16:28 ч
Паромная переправа (Viking/Tallink Silja) от 112/158 €
Макс. разрешенная скорость 120 км/ч
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови до 0,5/0,2* промилле
*Финляндия / Швеция