Какой самолет у абрамовича. Forbes нашел самолеты, на которых летают Абрамович, Усманов, Фридман, Прохоров и других российские миллиардеры. Бизнес и выход на государственный уровень

Даже кризис не заставил крупных предпринимателей отказаться от персональных самолетов . Они хоть и дороги в содержании, но больше денег летающие бизнесмены ценят свой комфорт.

Boeing 767-300 Романа Абрамовича




Роман Абрамович (в центре) и Эдуард Россель (справа)


Миллиардер предпочтет рассказать о подробностях ведения бизнеса, может не скрывать марку своего дорогого автомобиля. Но о личном самолете наверняка умолчит. Шумиха в таком вопросе ни к чему. Передвижение олигархов собственным авиатранспортом - их личное дело. Юридически такие полеты приравнены к чартеру. Несколько раз предприниматели заикались перед правительственными чиновниками, что неплохо бы для них, столь значимых для экономики страны людей, заменить разрешительный порядок использования воздушного пространства уведомительным. Но пока результата нет. Вот и в новых правилах, которые вступят в силу 1 ноября, использовать уведомительный порядок за час до вылета будет позволено только частной авиации, летающей не выше 300 метров. Может, позже вспомнят и о миллиардерах. Их самолеты рассчитаны на большие высоты и серьезные скорости.

Тема табу


Флот личных воздушных судов россиян, в принципе, не велик. Еще меньше самолетов из сферы деловой авиации. Стать бизнес-джетом может любая машина - были бы деньги. Но обычно под ним понимают небольшой реактивный самолет VIP-класса, чаще всего иностранного производства с ограниченным, не более 19, количеством кресел. По подсчетам экспертов клуба «Бизнес Авиация», одного из крупнейших отечественных продавцов «деловых» и административных самолетов, реальных владельцев бизнес-джетов в России чуть более 450. Так и состоятельных людей, согласно рейтингу миллиардеров «Ф.» , не намного больше. «Смело берите верхнюю половину перечня - эти персоны наверняка имеют в собственности самолеты, - отметил один из собеседников журнала. - Но это абсолютно табуированная для обсуждений тема. Никто не знает более-менее достоверных данных о собственниках самолетов».

Персональный самолет - как маяк. Позволить себе его могут далеко не все. А пристального внимания большие деньги, как известно, не любят. Не случайно почти все борта не значатся напрямую в собственности тех, в чьих интересах они «работают», а зарегистрированы на коммерческие структуры. Богатые россияне предпочитают оставаться в тени и не спешат подхватывать почин властей, разрешивших проводить регистрацию на физическое лицо, чего еще несколько лет назад не позволялось.

Владельцами авиатранспорта также являются некоторые политики и артисты. Считается, что у Филиппа Киркорова есть американская Cessna Citation III. «Единоросс», член комитета Госдумы по труду и социальной политике Григорий Аникеев честно указал в налоговой декларации владение самолетом Falcon 2000 Ex Easy . Губернатор Калининградской области Георгий Боос также не стал скрывать, что в 2009 году приобрел небольшой джет на 9 мест. А недавно и президентский авиаотряд обзавелся иностранными самолетами из категории административных Falcon по цене $50 млн за штуку. Французская машина класса heavy jets в пять раз экономичнее по прямым затратам на рейс тяжеловесного лайнера Ил-96-300. Скажем, перелет президента или премьера из Москвы домой - в Питер - обойдется казне в 80–90 тыс. рублей вместо 450–460 тыс.

И дом, и офис


На джетах перемещаются по стране и миру предприниматели мега-уровня, способные купить несколько крылатых машин, - Олег Дерипаска , Михаил Прохоров, Виктор Вексельберг. Роман Абрамович владеет не столько джетом, сколько самолетом, который обычно применяется в коммерческой авиации - Boeing 767-300. Такие лайнеры есть в парках всех крупных авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота» и «Трансаэро». Суждения о точном количестве бортов в частной собственности только приблизительные. Например, сколько в стране используется Cessna, известно от плейнспоттеров (людей, чье хобби - фотографирование и подсчет летательных аппаратов). Они зафиксировали в аэропортах порядка 40 судов данного производителя с различными регистрационными номерами. Из них не менее двух десятков принадлежат неназываемым частным владельцам.

Преимущественно из джетов состоит флот фирм, занимающихся организацией VIP-перевозок. Таких компаний в стране, по разным данным, насчитывается несколько десятков. Кстати, наличие собственного борта у Владимира Лисина источники не подтверждают, уверяя, что миллиардер № 1 пользуется услугами VIP-авиакомпании, базирующейся во Внукове-3. Но, как правило, клиентура у арендованных самолетов иная. «Их услугами пользуются около 4,5 тыс. человек - бизнесмены, либо не желающие приобретать самолет, либо летающие не настолько часто, чтобы иметь свой борт», - говорит президент клуба «Бизнес Авиация» Сергей Морозов. В любом случае, это люди, которые готовы заплатить за перелет в Европу около 30–40 тыс. евро. Для миллиардеров же в данном случае важен комфорт, у них сформировался определенный уровень запросов. «Если они будут прибегать к услугам таких компаний, то каждый раз это окажется новый, непривычный самолет с чужими стюардессами, возможно, неудобной компоновкой, - поясняет эксперт. - Свой самолет - самолет под себя, как дом и офис одновременно».

Без террористов


Тема повышения престижа за счет самолета как дорогой игрушки осталась в докризисных временах. Потребность, конечно, есть. Но большинство предпринимателей, наигравшись в статусность в прежние годы, используют джеты по назначению - для бизнеса. По подсчетам клуба «Бизнес Авиация», перед началом кризиса в 2008 году в московской зоне число вылетов деловой авиации достигло 150–200 в сутки, что сопоставимо с регулярными рейсами за тот же период.

Одна из причин, по которой состоятельные люди приобретают собственные самолеты, - сложные маршруты. «Допустим, надо в сжатые сроки побывать в Москве, Лондоне, Ницце, Афинах и Санкт-Петербурге, - рассуждает Сергей Морозов. - Никакая крупная регулярная авиакомпания не справится с такой задачей». Зачастую в место назначения и вовсе не попасть обычным самолетом. Согласно результатам исследования, проведенного в 2009 году Galaxy And Mass Assembly совместно с National Business Aviation Association, до 80% полетов бизнес-джеты совершают в аэропорты, где нет регулярного расписания или оно ограничено двумя-тремя рейсами, которые обслуживают небольшие турбинные суда.

Но даже если речь идет о перелетах в центры с развитой авиационной инфраструктурой, возникают сложности со стыковкой рейсов в разных городах, немало времени уходит на обычную предполетную регистрацию, досмотр багажа, заблаговременное прибытие в аэропорт, как правило, удаленный от населенного пункта. Персональный же самолет необязательно парковать на крупном аэродроме, и он будет ждать задержавшегося пассажира столько, сколько нужно. Здесь ограничение связано только со временем отдыха экипажа.

Известно, что президент банка «Авангард» Кирилл Миновалов самостоятельно пилотирует свою Cessna. Его бизнес-интересы связаны с солодовенным и стекольным бизнесом. Предприниматель часто проводит переговоры с партнерами в Европе, куда долетает из Москвы за час (с учетом часовых поясов). За день он проводит по несколько встреч в разных городах или даже странах ЕС, а к вечеру возвращается в Россию. Убедительный пример того, как наличие самолета позволяет эффективно управлять собственным временем. Другая немаловажная причина пользоваться персональным воздушным судном - абсолютная и контролируемая безопасность, когда предприниматель уверен в отсутствии террористов на борту.

Кризис не помеха


«Надо помнить, что любой владелец бизнес-джета летает не в одиночестве, а вместе с менеджерами и охраной, - напоминает аналитик БКС Севастьян Козицын. - Если бы такой человек пользовался рейсовым или чартерным самолетом, ему приходилось бы выкупать полсалона для своей команды».

Если не брать верхушку «золотых» миллиардеров, то российский парк джетов состоит из корпоративных машин, которые используются прежде всего в интересах юридических лиц, уверен руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев: «Когда мы говорим о личности Романа Абрамовича, ясно, что его Boeing - машина для одного, но если мы имеем в виду прагматичных бизнесменов типа Олега Дерипаски, то он не станет тратиться на содержание самолета только для своих личных нужд».

Для таких предпринимателей собственный борт становится вложением в повышение эффективности бизнеса и коммуникативных возможностей компании. Поэтому олигархи продолжают покупать самолеты, несмотря на кризис. «Правда, с 2008 года произошел провал в спросе как в отношении аренды, так и приобретения самолетов в собственность. По моей оценке, произошло падение более чем на 50%», - рассуждает Петр Кошелев, коммерческий директор авиакомпании Jet-2000, предлагающей услуги по менеджменту и аренде бизнес-джетов. Например, в одной крупной компании, продающей джеты, сообщили: в 2009 году она не провела ни одной сделки по продаже самолетов. Много машин было выставлено на продажу, но никого они не заинтересовали. Хотя самолет на вторичном рынке можно было приобрести с дисконтом в 20–50%. Так, по наблюдениям экспертов, от собственных судов безуспешно пытались избавиться совладельцы Sibir Energy Шалва Чигиринский и Mirax Group Сергей Полонский. Зато успех сопутствовал Льву Леваеву, израильскому бизнесмену, владеющему в России компанией AFI Development: свой Bombardier Global 5000 он продал за $46 млн. На первичном рынке ситуация аналогичная. По данным американского производителя джетов Gulfstream Aerospace Corporation, во второй половине прошлого года из России не поступило ни одного заказа, в то время как обычно компания ежегодно продавала российским олигархам до десятка лайнеров.

Впрочем, восстановление рынка столь эксклюзивных услуг уже началось: медленно, но уверенно увеличивается спрос на «вторичке», следом за ним постепенно оживет и первичный рынок, отмечают эксперты. Если же говорить об интенсивности полетов на джетах, по мнению Сергея Морозова, она уже приблизилась к докризисной: «Предприниматели, конечно, стали экономнее, но я бы сказал - в рамках некоего тренда, потому что все вокруг экономят, но статистика рейсов нашего клуба говорит о другом - летают, как и раньше».

Кусок самолета


В этом отечественные бизнесмены не отличаются от зарубежных. Активность полетов деловой авиации в странах ЕС также почти приблизилась к уровню 2009 года, подсчитали в Евроконтроле, лишь в апреле интенсивность вновь снизилась на 34% год к году из-за извержения исландского вулкана. Зато уровень покупок джетов в полной мере не восстановился. По данным Ассоциации производителей авиации общего назначения (GAMA), в I квартале 2010 года мировые поставки этого типа судов составили 164 единицы, что на 14,1% ниже показателя за тот же период прошлого года. Правда, зарубежный рынок гораздо насыщеннее джетами, чем российский, - только в США зарегистрировано около 13 тыс. частных джетов. Конечно, не все они принадлежат резидентам: из-за либерального законодательства в Штатах зарегистрированы суда многих иностранцев, в том числе и значительная часть принадлежащих россиянам 450 самолетов.

Рэнкинг владельцев бизнес-джетов


Место

Персона

Статус

Оценка состояния, $ млрд

Марка воздушного судна

Цена на первичном рынке, $ млн*

Роман Абрамович

Владелец Millhouse Capital , председатель Думы Чукотского АО

17,00

Boeing 767-300

Сулейман Керимов

Владелец Nafta Moskva , член Совета федерации

14,50

Boeing 737-7BJ/W BBJ

50–52

Gulfstream G-V

Давид Якобашвили

Совладелец «Вимм-Билль-Данна»

0,53

Gulfstream G550

Bombardier Challenger 604

26–28

Михаил Прохоров

Президент группы «Онэксим»

17,85

Gulfstream GV-SP

Falcon 900 EX

28–30

Шалва Чигиринский

Экс-совладелец Sibir Energy

0,17

Gulfstream G550

Рустам Тарико

Председатель совета директоров и владелец
банка «Русский стандарт»

1,60

Boeing 737-7BJ/W BBJ

50–52

Андрей Скоч

Совладелец «Металлоинвеста»,

депутат Госдумы

2,45

Airbus A319-115CJ

Михаил Фридман

Основной владелец и председатель наблюдательного совета «Альфа-групп»

14,30

Bombardier Global Express

Олег Дерипаска

Гендиректор и владелец «Базового элемента»

13,80

Gulfstream GV-SP

Сергей Пугачев

Владелец Объединенной промышленной корпорации, член Совета федерации

2,40

Falcon 2000 Ex Easy

Gulfstream IIB

Григорий Аникеев

Депутат Госдумы от «Единой России»

н.д.

Falcon 2000 Ex Easy

Вагит Алекперов

Президент и совладелец «Лукойла»

10,65

Falcon 900EX

28–30

Як-142 (переделка Як-42)

2–2,5

Алексей Мордашов

Генеральный директор и основной владелец
«Северстали»

10,00

Bombardier Challenger 604

26–28

Владимир Потанин

Президент «Интерроса»

9,95

Gulfstream

25–33

Владимир Богданов

Гендиректор «Сургутнефтегаза»

0,12

Gulfstream IV-SP

25–31

Владимир Евтушенков

Председатель совета директоров и основной владелец АФК «Система»

6,50

Embraer-135BJ Legacy

23–25

Игорь Макаров

Основной акционер «Итеры»

19,70

Embraer-135BJ Legacy

23–25

Виктор Вексельберг

Председатель наблюдательного комитета
и основной владелец «Реновы»

8,35

Bombardier BD-700 Global Express

22–24

Кирилл Миновалов

Президент и владелец банка «Авангард»

0,56

Cessna 750 Citation X

Игорь Возяков

Коллекционер и меценат (бывший топ-менеджер «Транснефти»)

н.д.

Learjet 60

19–20

Несмотря на финансовые сложности, бизнесмены ни в одной стране не готовы отказаться от пользования персональными бортами. По миру бизнес-рейсами перемещаются сотни тысяч состоятельных, но обедневших за кризис иностранцев. Поэтому еще более активно, чем раньше, за границей развивается форма совместного владения судном. Это так называемая «частичная собственность», а не «частная»: заказчик оплачивает часть стоимости самолета и получает за это на какой-то период времени приоритетный и более дешевый фрахт. «Такой вариант близок к схеме долевого владения, когда человек покупает не самолет, а некоторое количество летных часов на нем, что позволяет оптимизировать собственные расходы», - заявляет Олег Пантелеев. Например, в Европе долевое владение составляет около 10% рынка частной авиации. Естественно, такой совладелец не несет в полной мере и расходов на содержание машины, которые могут достигать 3–5% в месяц от стоимости машины. В России покупки самолетов вскладчину не слишком популярны - немало еще тех, кто способен купить самолет целиком.

Антон Вержбицкий

Если объединить частные самолеты российских миллиардеров в одну компанию, то получится крупный перевозчик, второй по числу бортов после «Аэрофлота» с парком более 250 воздушных судов. Всего же россиянам принадлежит до 500 бизнес-джетов, и большинство из них зарегистрировано за границей. Принятые 6 апреля 2018 года Минфином США санкции против российских бизнесменов испортили жизнь миллиардерам и запустили волну распродаж.

5. Airbus A320


Год выпуска: 2008
Предполагаемый владелец: Андрей Козицын
Страна регистрации: Австрия
Оценочная стоимость: $67 000 000

Самолет и его уникальная ливрея с золотыми узорами и птицей на хвосте достались российскому миллиардеру от предыдущего владельца - саудовской Saad Group разорившегося миллиардера Маан аль-Санеа. Самолет перебазировали из Саудовской Аравии в екатеринбургский аэропорт Кольцово. Самолет часто можно видеть в европейских городах - Вероне, Вене и Париже. Также этот Airbus нередко посещает города, где проводит свои игры екатеринбургский хоккейный клуб «Автомобилист», спонсором которого является УГМК (Андрей Козицын - совладелец компании). Иногда им летит и сама хоккейная команда.

Частный инвестор Роман Абрамович – Boeing 767-300ER, номер P4-MES

Боинг, на котором передвигается Роман Абрамович , часто можно увидеть на фотографиях споттеров (любителей фотографировать самолеты) в разных уголках планеты: Ницца, Зальцбург, Сен-Мартен, Тель-Авив. Богатая география объяснима возможностями Boeing 767-300ER, зарегистрированного на острове Аруба. Префикс ER в модификации этого 11-летнего судна означает увеличенную дальность полета, что позволяет совершать беспересадочные перелеты на расстояние до 11 000 километров.

По данным Boeing, такой лайнер может вмещать до 245 пассажиров, его длина 54,9 метров, размах крыльев - 47,6 метров, каталожная стоимость - $191,5 млн. Среди споттеров самолет получил кличку «Бандит» за характерную черную полосу у кабины пилотов, напоминающую темные очки. Модель «Бандита» в масштабе 1:500 даже продается в сувенирных магазинах.

Председатель наблюдательного совета «Альфа-групп» Михаил Фридман – Ми-171, номер RA-25777

Весьма необычное средство передвижения, хотя бы по той причине, что это вертолет в интересной окраске и со счастливым регистрационным номером, оканчивающимся на три семерки. Ми-171 бороздит небо в интересах ООО "Альфа-Аэро", входившее в Альфа-Банк , вероятно, на этом вертолете он летает на свою базу отдыха в Тверской области. Согласно данным производителя, максимальная дальность полета такого судна - 600-800 километров в зависимости от комплектации, крейсерская скорость - 230 километров в час, каталожная стоимость - $10 млн.

Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков – Boeing 737-7FY, номер P4-AFK

«Самолет — жизненная необходимость, естественно, [он у меня] есть, и глупо отказываться от того, что облегчает жизнь и работу», - говорил предприниматель в интервью «Ведомостям» в конце 2013 года. У АФК «Система» в пользовании несколько самолетов, и на борту восьмилетнего Boeing 737-7FYс салоном в VIP-конфигурации Евтушенков, скорее всего, бывал. О принадлежности к АФК «Система» данного лайнера говорит не только его регистрация (P4-AFK), но и логотип компании, нанесенный на хвост лайнера.

Владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров – Airbus A319, номер M-RBUS

Весной прошлого года Главная военная прокуратура России выясняла обстоятельства заказа самолета Минобороны РФ, который летал на Сейшелы: оказалось, борт был зафрахтован компанией "Онэксим групп" за 740 000 рублей. СМИ писали, что Михаил Прохоров возил на острова моделей и музыкантов: группу «Машина времени» и певцов Потапа и Настю Каменских.

Известно и о другом средстве передвижения миллиардера, арендованном на более долгий срок, это Airbus A319 возрастом почти шесть лет, зарегистрированный в компании Global Jet Luxembourg. Это большой лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Согласно спецификациям Airbus, длина такого самолета 33,8 метра, размах крыльев 35,8 метра, в нем помещается до 156 пассажиров, а каталожная стоимость составляет $88,6 млн. Впрочем, интерьер лайнера, скорее всего, специально переделан под нужды клиента.

Частный инвестор Дмитрий Рыболовлев – Airbus A319-133, номер M-KATE

Борт Airbus A319 с регистрацией M-KATE несколько лет назад привлек внимание журналистов, прежде всего британских. Репортеры пытались разобраться, имеет ли самолет с такой говорящей регистрацией какое-либо отношение к Кейт Миддлтон, супруге герцога Кембриджского, принца Уильяма. Оказалось, что красавец-лайнер связан с российским бизнесменом Дмитрием Рыболовлевым : СМИ предположили, что А319 получил такую регистрацию в честь дочери Рыболовлева - Катерины. Самолет принадлежал фирме Sophar Property Holding BVI, которую "Уралкалий" приобрел, еще будучи под контролем Рыболовлева. После продажи «Уралкалия» предприниматель выкупил у Sophar ее активы.

Председатель совета директоров банка «Русский стандарт» Рустам Тарико - Boeing 737-7BC, номер VP-BRT

Рустам Тарико совершает полеты на тринадцатилетнем Boeing 737-7BC, зарегистрированном на Бермудах под номером VP-BRT (RT, как несложно догадаться, - инициалы бизнесмена). Борт украшен витиеватыми узорами, а на хвосте нарисованы медведь и орел, те же, что на этикетке водки или вывеске банка «Русский Стандарт». Размах крыльев - 34,3 метра, длина - 33,6 метра, максимальная дальность полета - до 6000 километров. Цена аналогичного типа, согласно каталогу - $78,3 млн. Префикс BC в модели говорит о том, что в работе над самолетом принимало участие специальное подразделение Boeing Business Jet, которое создает лайнеры для корпоративных и частных клиентов.

Член совета директоров ОАО «Новатэк» Геннадий Тимченко – Gulfstream G650, номер OH-GVV

Человек, входящий в десятку богатейших людей России, в деловой авиации был известен не только как пассажир, но и как весьма активный игрок. Так было до весны 2014 года, когда структура Volga Group продала долю в частном авиаперевозчике Airfix Aviation Oy неназванному инвестору. Как следует из записей реестров, компания осуществляла обслуживание Gulfstream G650 с регистрацией OH-GVV, на котором, скорее всего, и предпочитал путешествовать Геннадий Тимченко (самолет способен совершить беспосадочный перелет на расстояние 12 964 километра и брать на борт до 18 пассажиров).

В августе прошлого года бизнесмен пожаловался в интервью ИТАР-ТАСС, что из-за санкций Gulfstream не может продавать ему новые самолеты и обслуживать уже купленные. Таким образом, он вынужден запрашивать чартерные рейсы, когда ему требуется куда-то полететь.

Председатель совета директоров банка «Тинькофф кредитные системы» Олег Тиньков – Dassault Falcon 900LX, номерM-TINK

Бизнесмен Олег Тиньков предпочитает совершать путешествия на борту Falcon 900LX с регистрацией M-TINK, как следует из фотографий его аккаунта в социальных сетях. Узнаваемая деталь - герб на хвосте самолета, тот же, что видят клиенты банка «Тинькофф» на карточках и официальных документах. Согласно данным производителя, самолет этого типа имеет размах крыльев 21,38 метра, вмешает до 19 пассажиров, может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 8890 километров, к примеру, долететь из Москвы до Токио. Стоимость самолета на рынке от $20 млн до $32 млн в зависимости от состояния, модификации и комплектации.

Основатель и основной акционер USM Holdings Алишер Усманов – Airbus A340-300, номер M-IABU

Лайнер Алишера Усманова - самый большой среди всех самолетов участников рейтинга богатейших россиян. Бизнесмен, четыре года подряд занимавший первую строчку в рейтинге (в списке-2015 он ), предпочитает летать на широкофюзеляжном Airbus A340-300 c регистрацией M-IABU. Возраст самолета - 6,5 лет.

Согласно данным Airbus, дальность полета самолетов этого типа - до 13 700 километров, размах крыльев - 60,3 метра, длина - 63,69 метра, вместимость - до 440 пассажиров в одноклассовой компоновке, каталожная цена в 2011 году составляла $238 млн, сейчас самолет уже снят с производства. Лайнер называется Bourkhan (считается, что в честь отца Алишера Усманова), а его регистрацию можно расшифровать как «Я, Алишер Бурханович Усманов (I, Alischer Burchanovich Usmanov).

А нглийский фотограф Ник Глейс около 3-х лет снимал интерьеры самолётов африканских диктаторов. Их имена фотограф не называет, но, по слухам, это были, к примеру, король Свазиленда, президент Нигерии и глава Зимбабве. Впрочем, у российских олигархов и их начальника Путина I не менее впечатляющие летающие дворцы.

Фотографии интерьеров самолётов африканских правителей были представлены на английском Брайтонском фестивале. Ник Глейс, который потратил около 3-х лет на эти снимки, признавался, что согласование разрешений на съёмку каждого из объектов у него поначалу занимало около 3-х месяцев. Однако затем Глейс показал предыдущий снимок одному из африканских царьков. Тот сразу согласился на съёмку своего летающего дворца – «чтобы показать миру, что у него самолёт не хуже, чем у соседа». Кроме того, очередной диктатор получал эксклюзивную информацию, как выглядит летательный аппарат его конкурента по кричащей роскоши. В дальнейшем Глейс пользовался именно этой тактикой.

В то время как большинство негров чёрной Африки умирали от нищеты и болезней, их правители отделывали свои самолёты буквально золотом. Причины такой кричащей роскоши в 2002 году объяснил король Свазиленда Мсвати III: «Роскошный самолет нужен для повышения престижа государства и привлечения иностранных инвестиций». Этот самолёт и его отделка обошлись королю в 300 млн. долларов.

Глейс говорит, что самый дешёвый самолёт (вместе с отделкой) из снятых им был стоимостью около 100 млн. долларов. Но чаще всего аппараты обходились в 300-400 млн. долларов. Они отделывались золотом, шкурами, на их стенах висели картины импрессионистов стоимостью по несколько миллионов долларов. По словам Глейса, основными маршрутами африканских диктаторов были перелёты в Европу, в основном во Францию, Швейцарию и Англию. Обратно самолёты летели, забитые одеждой от кутюр, произведениями искусства и дорогими винами.

Впрочем, такой образ жизни правителей Африки считается там нормой. Как и в прочих слаборазвитых и колониальных странах, кричащее богатство повышает престиж диктатора и любовь народа к нему. Вот так, к примеру, выглядит особняк диктатора Зимбабве Мугабе:

Этот особняк в столице Хараре обошёлся диктатору в 300-400 млн. долларов. Его спроектировали французы, а строили марокканцы. Стоит напомнить, что в Зимбабве 90% граждан этой страны живут ниже границы нищеты, экономика практически отсутствует, а инфляция побила мировой рекорд, превысив 1 000 000% за год.

Впрочем, самолёт российского соуправителя Владимира Путина I нисколько не уступает в роскоши летательным аппаратам африканских диктаторов. Ранее сообщалось, что в 2001 году британская компания Diamonite Aircraft Furnishings Ltd выиграла тендер на право выполнить интерьер президентского самолета Ил-96. Общая стоимость российского борта №1 может достигать 300 млн. долларов (т.е. как у короля Свазиленда Мсвати III).

Но самого Мсвати III и Путина перебил подчинённый последнему «бизнесмен» (назначенный владельцами британских офшоров на эту роль) Роман Абрамович.

Самолетов у него было в своё время два. Один – старенький Boeing-737, приспособленный под рабочие полеты между Чукоткой, Москвой и Лондоном (сейчас, по слухам, это самолёт продан). Кроме того, у него есть Boeing-767. После отделки интерьера, установки ванн, плазменных панелей и прочего необходимого в полете оборудования стоимость покупки этого летающего дворца перевалила за 1 млрд. долларов. Сподручные Абрамовича даже установили на самолёте противоракетную систему.

На 2010 год Абрамовичу принадлежало уже 4 самолёта.

(Один из редких снимков Абрамовича в самолёте; главная принадлежность российского достатка – Ковёр – на месте)


(На этом фото видно Абрамовича, садящегося в свой Боинг-737)


(А это Боинг-767 Абрамовича в аэропорту австрийского Инсбрука)


(Ещё один самолёт Абрамовича – Фалькон; на этом фото запечатлён прилёт «бизнесмена» в Манчествер на полуфинальный матч Кубка Англии между его клубом «Челси» и «Блэкберн Роверс)

(Фотографии самолётов Абрамовича взяты с сайта airliners.net; за наводку на гелерею летающих дворцов «олигарха» спасибо российскому фотографу Мите Алешковскому)

Всего же российским «олигархам» принадлежит около 450 самолётов. Некоторые приобретения были символичными. Так, опальный ныне Михаил Ходорковский раньше тоже летал на эксклюзивном самолете. Его выбор пал на фешенебельный Gulfstream-5. По слухам, этот выбор оценил министр финансов Алексей Кудрин и приобрел самолёт бывшего «олигарха».

(А ведь когда-то Абрамович был простым советским парнем…)

На весь мир известен человек по имени Роман Абрамович. Биография его вместе с тем содержит много противоречивых моментов. Почему в 1992 году он едва ли не угодил за решетку? Как его воспринимала семья Бориса Ельцина? Какое состояние после развода получила вторая жена олигарха? И чем он так угодил населению Чукотки? Об этом пойдет речь в статье.

Абрамович Роман Аркадьевич: биография

Будущий миллиардер родился в Саратове в 1966 году, 24 октября, в семье евреев - Аркадия Нахимовича и Ирины Васильевны. Когда мальчику был всего лишь год, его мама умерла. Вскоре в результате аварии на стройке погиб и отец - мальчику тогда было четыре года. С этого времени воспитанием будущего магната занималась семья его дяди из Ухты. Через некоторое время, в 1974 году, Абрамович уехал в Москву к другому своему дяде.

Отслужив в Киржаче в армии, Роман поступил в Ухтинский индустриальный институт на лесотехнический факультет. Молодой человек там продемонстрировал отличные организаторские способности. Однако так и не окончил вуз Роман Абрамович. Биография его круто изменилась, когда в конце 1980-х он занялся предпринимательством, которое вскоре привело его к нефтетрейдерской деятельности.

Уголовное дело

В 1992 году бизнесмена заподозрили в хищении государственного имущества и заключили под стражу. Тогда пропал поезд с дизельным топливом (общая стоимость которого составляла 3,8 миллиона рублей), следовавший из Ухты в город Сыктывкар по заданию компании «АВЭКС-Коми». Позже выяснилось, что топливо было доставлено в Ригу и перешло в собственность фирмы «АКВ», генеральным директором которой как раз и был Роман Абрамович. Биография предпринимателя могла сложиться по-другому, если бы он сел тогда в тюрьму, но дело вскоре за отсутствием состава преступления закрыли.

Бизнес и выход на государственный уровень

В 1990-х Абрамович начал тесное общение с Борисом Березовским и стал вхож в дом Бориса Ельцина. Семья президента пригласила Романа переехать в квартиру в Кремле, там его стали величать «Мистером А».

В 1996-м предприниматель, будучи главой совета директоров акционерного общества «Ноябрьскнефтегаз», возглавил и московское отделение «Сибнефти». В 1999 году его избрали депутатом по Чукотскому ИО № 223. После этого в Чукотском АО Абрамович зарегистрировал партнерские компании «Сибнефти», отвечающие за сбыт нефтепродуктов и самого «черного» золота.

Ни в одной думской фракции бизнесмен не состоял. Он поменял Думу в 2000 году на кресло губернатора Чукотки. Если верить сообщениям СМИ, Роман пожертвовал на развитие автономного округа свыше 2,5 миллиарда долларов. По сей день в списке наиболее щедрых отечественных благотворителей Абрамович уверенно занимает первое место.

2003 год в жизни олигарха ознаменовался покупкой английского футбольного клуба «Челси», который в то время находился на грани разорения. После этого предприниматель фактически переехал в Великобританию.

В 2005-м Абрамович за 13,1 миллиарда долларов продал свой пакет акций компании «Сибнефть» «Газпрому».

Бизнесмен неоднократно пытался уйти с поста губернатора Чукотского АО, но каждый раз российский президент Путин переубеждал его. Биограф Владимира Владимировича, Крис Хатчинс, подробно описывает отношения между президентом и олигархом. По его словам, они общались как отец и любимый сын, при этом Абрамович обращался к Путину на «вы», поскольку тот его старше.

В июле 2008-го Роман был освобожден от должности губернатора Чукотки президентом Дмитрием Медведевым, который в качестве причины своего решения назвал личное желание Абрамовича. В октябре 2008 года предприниматель стал председателем Чукотской думы.

Роман Абрамович: биография. Личная жизнь

Миллиардер официально был дважды женат. Его первая супруга, Ольга Юрьевна Лысова, была уроженкой Астрахани. Вторая жена Романа Вячеславовна Маландина (после замужества - Абрамович), по профессии была стюардессой. Она родила олигарху пятерых детей: трех дочерей и двоих сыновей. В 1992 году на свет появилась Анна, в 1993-м родился Аркадий, в 1995-м семья пополнилась еще одним ребенком - Софьей, в 2001-м родилась Арина, и наконец в 2003-м появился на свет Илья. Несмотря на такое количество детей, брак не удалось сохранить - он распался в марте 2007 года, когда Чукотским окружным судом супруги были разведены. Они самостоятельно договорились о том, как будет произведен раздел имущества и с кем будут проживать дети. Как известно, Маландина после развода получила от экс-супруга сумму в 300 миллионов долларов.

Сейчас бизнесмен встречается с дизайнером Дарьей Жуковой (см. фото ниже). Несмотря на то что официально они не расписаны, в 2009 году Дарья родила миллиардеру сына. Его назвали Аароном Александром. А в апреле 2013 года на свет появилась еще одна дочь Романа Абрамовича - Лея.

Яхты

Предприниматель владеет огромным количеством всяческого имущества. У него есть три яхты люкс-класса, которые западные СМИ окрестили «Флотом Абрамовича»:

  • Eclipse - судно, занимающее второе место в мире в рейтинге наиболее длинных моторных яхт.
  • Luna - парусник длиной 115 метров, предназначенный для экспедиций.
  • Sussurro - еще одна яхта Романа Абрамовича, постоянно находящаяся в Антибе. Она имеет длину 50 метров и используется в качестве сопровождающего судна.

Ранее миллиардер владел и другими крупными яхтами, но впоследствии их продал или подарил. Судно Pelorus за 300 миллионов долларов перешло во владение Дэвида Гиффена, яхта Le Grand Bleu была подарена Евгению Швидлеру, а судно Ecstasea Роман продал в 2009 году неизвестному покупателю.

Воздушный транспорт

Кроме водного транспорта, Абрамович владеет воздушными средствами передвижения. Ему принадлежит «Боинг 767-33А», благодаря своей характерной окраске известный как «Бандит». Этот самолет сначала заказала компания «Гавайские авиалинии», но потом она отменила заказ, и Роман решил купить «Боинг». Еще один самолет Абрамовича - А340-313Х - был приобретен им в 2008 году. Также предприниматель владеет тремя вертолетами, которые обслуживают яхты, принадлежащие ему.

Наземный транспорт

В числе наземных транспортных средств, имеющихся у олигарха, можно назвать два бронированных лимузина стоимостью в миллион фунтов стерлингов каждый. Кроме того, Роман является владельцем многочисленных автомобилей, большинство из которых делались на заказ и представляют собой эксклюзивные модели, и мотоцикла Ducati, у которого обтекатели окрашены в цвета российского триколора с аэрографией в виде двуглавого

Состояние

Как известно, ежегодно журнал Forbes называет имена на планете и публикует сведения об их накоплениях. В соответствии с этими данными, по итогам 2013 года на 68-м месте в рейтинге мировых миллиардеров находился Абрамович Роман. Состояние его на конец 2014 года было оценено в 9,1 миллиарда долларов. В списке предприниматель занимает 14-е место.

Расскажем о том, какая недвижимость имеется у олигарха. В его собственности находятся:

  • пентхаус в Кенсингтоне стоимостью 29 миллионов фунтов стерлингов;
  • вилла в Западном Сассексе за 28 миллионов фунтов стерлингов;
  • шестиэтажный коттедж в Найтсбридже по цене 18 миллионов фунтов стерлингов;
  • дом во Франции стоимостью 15 миллионов фунтов стерлингов;
  • дом в Сан-Тропе за 40 миллионов фунтов стерлингов;
  • пятиэтажный особняк в Белгравии, цена которого 11 миллионов фунтов стерлингов;
  • дача в Подмосковье стоимостью 8 миллионов фунтов стерлингов.