Где находится гостиница националь. Уникальная история гостиницы «Националь. Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ, Россия и СНГ

Устарели морально и физически

По данным GVA Sawyer, к первому кварталу 2010 года на долю качественного предложения гостиничного рынка Москвы, которое формируется гостиницами категории «3–5 звезд», пришлось менее половины общего номерного фонда (44 %, или 17,8 тыс. номеров). Немалую часть среди них занимают реконструированные объекты. Оставшиеся 56% делят между собой гостиницы, не соответствующие международным стандартам, – среди них как «советские», так и современные гостиницы.

«В Москве действует 221 гостиница. Из них порядка 35% являются новыми или введенными в эксплуатацию в течение последних пяти лет. В целом же, на столичном рынке преобладает «наследие» 80-х–90-х гг., которое нуждается в капитальном ремонте и реконструкции.

В Подмосковье также множество объектов требует того или иного обновлении. Из пяти с лишним тысяч санаториев, пансионатов, турбаз, домов отдыха в эксплуатации находятся лишь 35%, простаивают или используются не по назначению – 15%, а оставшаяся половина требует серьезной реконструкции», – обрисовывает ситуацию Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и гостиничной сети VOYAGE Hotels&Resorts.

На столичном рынке преобладает «наследие» 80-х–90-х гг., которое нуждается в капитальном ремонте и реконструкции

В регионах также большая часть российских гостиниц по-прежнему представлена средствами размещения советской постройки. Однако количественно оценить число гостиниц, нуждающихся в редевелопменте и новой концепции, сложно.

Новая жизнь

Если в регионах реконструкция отелей – достаточно редкое явление, то в Москве такие проекты сменяют один другой с середины 80-х. В первую очередь, изменения коснулись знаковых столичных гостиниц. В 1985 году началась десятилетняя реконструкция гостиницы «Националь» (1903 г.).

Впоследствии гостиница вошла в элитную группу Le Royal Meridien компании Starwood Hotels & Resorts Worldwide, а в 2009 году после очередной реновации сменила бренд на The Luxury Collection. В 1986 году начались комплексные работы по реставрации и переоборудованию одной из старейших московских гостиниц – «Метрополь» (1905 г.). Работы вели финские и австрийские специалисты, антикварная мебель реставрировалась в «Эрмитаже». Обновленный «Метрополь», открывшийся в 1991 году, первым в России получил статус «пять звезд».

В 1989 году была закрыта на трехлетнюю реконструкцию гостиница «Бухарест». В гостинице были заменены все коммуникации, совершенно изменилась планировка, и от старого здания остался только фасад. Общие расходы составили около 85 миллионов долларов. В 1992 году реконструированный отель открылся под новым названием «Балчуг Кемпински» и также получил пятизвездочный статус.

С большим размахом проводилась последняя реконструкция гостиницы «Савой» (до первой реконструкции 1987–1989 гг. гостиница, входившая в систему «Интуриста», работала под именем «Берлин»). Масштабные изменения в 2005 году обошлись владельцам в солидную сумму (свыше 20 миллионов долларов). Над новым дизайном гостиницы работали итальянские специалисты во главе со знаменитым архитектором Леонардо Тониони. Гостиница «Украина» (1957 г.) после трех лет реконструкции открылась этой весной под именем Radisson Royal Hotel, Moscow. К услугам гостей – фешенебельные номера и апартаменты, рестораны различных гастрономических традиций, современный конференц-центр и велнесс-клуб с 50-метровым бассейном.

Четырехзвездочные отели также в своем большинстве «выросли» из старых гостиниц: реконструировались гостиницы «Советская» (1952 г.), «Арбат» (1960 г.), «Космос» (1979 г.), «Орленок» (1976 г.) – ныне Korston Hotel Moscow, «Международная» (1980 г.) – сейчас Crowne Plaza Moscow World Trade Centre. На стадии реконструкции находятся гостиницы «Марко Поло Пресня» (1904 г.) и «Пекин» (1955 г.). Гостиницы категории «три звезды» также обновляются. Наиболее яркими примерами являются построенные к Олимпиаде–80 ГК «Измайлово» и отель «Аструс – Центральный Дом Туриста». Новое лицо также получили гостиницы «Заря» (1956 г.), «Академическая» (1976 г.), «Аэрополис» (1980 г.), «Варшава» (1960 г.), «Белград» (1973 г.), «Байкал» (1976 г.), «Охотник» (1980 г.). Трехзвездная «Ленинградская» (1950 гг.) после реконструкции стала отвечать категории «четыре звезды» и получила имя Hilton Moscow Ленинградская. Весной этого года открылась «Катерина Парк» (бывший «Евролюкс»). Обновлению подверглись не только «долгожители», но и гостиницы, построенные в 90-х («Ренессанс Москва», «Ирис Конгресс Отель», «Царицыно»).

В Москве, которая является наиболее интересной площадкой для отельеров, до сих пор остаются гостиницы, ожидающие обновления. УК «ГОСТ Отель Менеджмент» планирует перевести «Сретенскую» в сегмент luxury, работы должны начаться в 2011 году. Вскоре закроется на реконструкцию отель, ставший одним из первых в России для гостиничного оператора Radisson – «Рэдиссон САС Славянская». Компания MosCityGroup планирует приобрести гостиницу «Будапешт», чтобы превратить ее в первый московский отель класса «6 звезд» (это потребует порядка $100 млн.).

Как показывает практика, чаще всего реконструкция и ребрендинг отеля связаны со сменой управляющей компании. Конечно, не все столичные гостиницы были сохранены – некоторые оказалось целесообразнее снести. Так, вместо «Интуриста» был построен престижный The Ritz-Carlton, а на месте легендарной гостиницы «Москва» в 2003 году началось строительство отеля оператора Four Seasons – открытие ожидается в конце этого года.

Попасть в цель

У каждого объекта свой «срок жизни» – период, на протяжении которого его эксплуатация может быть максимально эффективной и доходной. «У торговых центров этот срок составляет примерно 7 лет, чуть больше у офисов и гостиниц – около 10 лет. По истечении этого срока необходима модернизация дизайна, реконструкция и реинжиниринг, – комментирует Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC. – Но есть и другая причина – ошибки на стадии проектирования гостиницы. Российский рынок еще очень молод, и многие проекты, созданные на стадии его формирования, реализовывались неопытными специалистами, нередко с неверно разработанной концепцией или вообще без нее. Такие объекты, безусловно, нуждаются в реновации, но иногда для них достаточно привлечь грамотного гостиничного оператора, чтобы скорректировать зонирование или изменить бренд».

«Реконцепция может быть связана с пониманием несостоятельности прежней концепции, ее неокупаемости и неэффективности. Также на переориентирование отеля могут оказывать влияние внешние факторы, – рассказывает Мария Василенко, директор по маркетингу AZIMUT Hotels Company. – Например, бизнес-отель в регионе, загрузку которого составляли преимущественно командировочные, может быть переориентирован в связи с закрытием ряда градообразующих предприятий города, которые генерировали основной поток туристов».

Однако не всегда обновление дает нужные результаты. По мнению экспертов, основной проблемой является отсутствие четкого видения конечного результата работы с объектом. Перекрасить стены – это не значит сделать реконструкцию или ребрендинг. Чтобы гостиница успешно функционировала в дальнейшем, нужно изменить не только внешнюю составляющую, но и внутреннюю логику. На первом этапе рекомендуется провести комплексное исследование, включающее в себя как оценку самого объекта и его окружения, так и характеристику состояния рынка недвижимости на данный момент.

На втором этапе идет определение и обоснование причины реконцепции, формулировка проблемы, предложение различных вариантов ее решения и выбор концепции. Далее необходимо провести подробную детализацию новой концепции, после чего можно приступать непосредственно к реализации проекта. «В первую очередь необходимо понимать, кто ваши гости, зачем нужна реновация, каковы будут расходы по сравнению с ожидаемым возвратом прибыли и увеличит ли данная реновация стоимость гостиницы, – рассказывает Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ в России и СНГ. – Крайне важно улучшить качество номеров, а также определить, какие функциональные помещения и услуги необходимы для привлечения ваших клиентов. Понимание своего рыночного позиционирования позволит определить необходимый уровень модернизации для того, чтобы быть конкурентноспособным на данный момент и в будущем».

Вопрос цены

Проблемы с финансированием – это основная сложность, с которой сталкивается владелец при реконструкции гостиницы, и основная причина, по которой проект превращается в долгострой. Привлечение проектного финансирования является серьезным препятствием на пути собственника. Как констатирует Кирилл Иртюга, классическое кредитование проектов не выгодно.

Привлечение банковских средств по существующей процентной ставке экономически не интересно, так как серьезно отражается на рентабельности и окупаемости проекта. По его словам, финансирование проектов чаще всего идет с привлечением сторонних инвесторов, которые приобретают пакет акций у собственника гостиницы. «Финансирование получить очень сложно. Банки неохотно финансируют гостиничные проекты, а требующие реконструкции – вдвойне. Банкирам очень сложно объяснять, для чего нужно осуществлять те или иные действия в процессе работы и какой конечной результат это даст», – делится Александр Удалов. В связи с этим компания «Юмако» создала свой инвестиционный фонд – «когда вкладываются свои деньги, легче привлекать к финансированию других».

Как замечает Дмитрий Золин, новый объем доходов, предполагаемый после реновации, можно вычислить, опираясь на план реконцепции объекта. Ориентировочный срок окупаемости будущего проекта рассчитывается по следующей формуле: общий объем инвестиций (с учетом затрат на реконцепцию) нужно разделить на разницу между бывшим до реконцепции объемом доходов и предполагаемым после нее. По доходности гостиничный бизнес занимает четвертое место после складской, жилой и торговой недвижимости. На сегодняшний день сроки окупаемости московской трехзвездной гостиницы составляют 7–8 лет. В Подмосковье период растягивается до 10 лет.

Ломать голову или гостиницу?

Чтобы сделать существующий бизнес эффективным, часто необходима полная реконструкция, что существенно увеличивает затраты инвесторов, и, в конечном счете, может сделать проект экономически неоправданным. «В первую очередь, реконцепция целесообразна для гостиниц, расположенных в центральных и исторических районах городов, а также в зонах высокой туристической активности. Тем не менее, во многих случаях конструктивные особенности существующих отелей не предоставляют возможности для эффективного ребрендинга», – говорит Полина Кондратенко, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International.

Советским гостиницам характерны очень маленькие номера, низкие потолки, которые практически исключают возможность улучшения слабой системы кондиционирования. Следующее отличие, совершенно не характерное для мировой практики, это обширные общественные зоны. В России гостиница с номерами уровня «три звезды» и функциональными помещениями уровня «четыре звезды» является весьма распространенным явлением. Еще одна деталь к «портрету»: зачастую многие номера заняты офисами. И заключительный штрих: стоимость подобных капитальных реноваций с трудом может быть оправдана выручкой. «Безусловно, в региональных городах советские гостиницы зачастую имеют прекрасное, самое выгодное, расположение, тем не менее, в большинстве случаев лучшее решение – снести и заново построить», – уверен Дэвид Дженкинс.

Реконструкция зачастую является более затратным проектом, чем строительство «с нуля», так как процессы усложнены детальным анализом объекта, инженерных коммуникаций и оценкой всех имеющихся ресурсов здания. «Реконструкция имеет смысл только в том случае, если в существующей гостинице возможно разместить современные инженерные системы, такие как вентиляция, кондиционирование, и обеспечить функционал в соответствии с действующими сегодня стандартами. В противном случае, лучше снести здание, так как реконструкция обойдется дороже, – предупреждает Александр Удалов, президент компании «Юмако Групп». – Объект советского типа может быть сохранен, если гостиница имеет какое-то историческое значение, представляет интерес именно как гостиница эпохи, например, гостиница «Советская», которая сама по себе уже является брендом». Чтобы работа по реконструкции не была проделана впустую, консультант и исполнитель проекта должен быть профессионалом в своей области.

Главный критерий для выбора исполнителя проекта прост: успешный опыт работы в этой среде, причем обязательно на российском рынке, и хорошая репутация компании. К критериям оценки результатов относятся стабильная высокая заполняемость объекта, успешное функционирование составных частей его структуры, а также уровень доходов в сравнении с показателями, фигурировавшими до реновации.

Мнения экспертов

Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC

Если рассуждать объективно, то гостиницы «советского типа» подлежат сносу. Раньше их переделывали в офисные центры, но к 2010 году требования к офисным помещениям возросли, и теперь такие здания превратить в офисы весьма проблематично. В связи с особенностями технических характеристик подобных объектов, их практически невозможно реконструировать с соблюдением современных требований и стандартов. Именно поэтому достаточно проблематично реализовать качественный гостиничный проект, реконструируя старую советскую гостиницу.

Мария Василенко, директор по маркетингу AZIMUT Hotels Company

Гостинице «советского типа» чаще всего требуется перепланировка номеров, внешняя отделка, обновление фасада, окон, замена сантехники и мебели. В смене названия нет необходимости, если отель имеет положительную репутацию, обладает большим количеством постоянных гостей, высокой степенью лояльности среди местных жителей, а также хорошим уровнем известности и узнаваемости. Экономическая целесообразность проекта реконструкции отеля легко оценивается: по типичной модели рассчитывается, на что повлияет реконструкция, как она отразится на цене номера, загрузке и выручке отеля. Обычно каждые 7–10 лет делается косметический ремонт с заменой покрытий стен, потолков и текстиля.

Проведение полной реконструкции рекомендуется раз в 15 лет. Обновление наших региональных гостиниц (их не закрывали, а лишь выводили номерной фонд из продажи), заняло порядка 2–2,5 лет. Мы постоянно занимаемся реновацией своих объектов. Основные задачи на ближайшее время – перевести под бренд «АЗИМУТ Сеть Отелей» два новых отеля в Ставрополе и Подмосковье.

Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и VOYAGE Hotels&Resorts

Необходимость реконструкции обосновывается, как правило, статистическими данными: показателями снижения загрузки отеля, износа оборудования, номерного фонда и технической базы. Стоит помнить, что обновлением номерного фонда задача не исчерпывается. Реконструкция должна коснуться всего – качества и объема услуг, уровня питания, профессионализма персонала, привлекательности окружающей территории. При этом прогноз окупаемости инвестиций в обновление может быть лишь расчетной цифрой. Если стоимость номера и питания являются конкретными суммами, то один из ключевых элементов доходности – ожидаемая загрузка – это субъективная величина, которую не может гарантировать ни одна гостиничная управляющая компания.

Александр Удалов, президент «Юмако Групп»

К сожалению, в 90% случаев за обновленным фасадом сохраняются прежние законы работы гостиницы. Недостаточно сделать только формальное обновление, необходима продуманная внутренняя логика для меняемого объекта. Здесь нужно чувство духа времени и современное понимание гостиничного бизнеса. Подходящий пример – гостиница «Евролюкс». Прежние владельцы сделали большую реконструкцию объекта: гранитный пол, добротный бар, ресепшен, обновили номерной фонд, – но забыли про такие простые вещи, как раздевалки, столовая для персонала или туалеты на первом этаже для гостей, что отрицательно сказывалось на функционировании объекта в современных условиях.

Полина Кондратенко, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International

Насколько успешной будет функционирование гостиницы после ребрендинга, напрямую зависит от профессионализма управляющей компании. Есть примеры увеличения дохода гостиниц после ребрендинга с вхождением в международную гостиничную сеть более чем на 30%.

Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ, Россия и СНГ

Одной из ключевых причин ребрендинга является необходимость изменить восприятие отеля гостями, как нынешними, так и потенциальными. Однако необходимо отметить, что ребрендинг и обновление номерного фонда – лишь первые шаги, за которыми должен следовать постоянный контроль сервиса. Очевидно, что необходимость данных мер обусловлена самим рынком как обязательное условие выживания. Для гостиницы, отличающейся нецентральным месторасположением, особо важны конференц-помещения. Их реновация позволяет привлечь дополнительный доход от организации мероприятий, повышает известность отеля как место их проведения, добавляя ценность продукту в целом.

Путеводитель по архитектурным стилям

Но в XIX веке Варваринское акционерное общество выкупило угловой участок для новой застройки. Сначала здесь появилось несколько домов с дешевыми квартирами и лавками на первых этажах. Но затем возникла идея построить роскошный отель.

Сначала гостиница называлась «Национальная». Проживание стоило недешево - до 25 рублей в сутки, но отбоя в клиентах не было. Все благодаря превосходной отделке и техническому оснащению: мраморные лестницы, лепнина, мозаичные полы, витражи, мебель из красного дерева. Майоликовые панно верхнего этажа изготовили на заводе «Абрамцево» специально для Националя. Одна из росписей изображала бога Вакха на деревянном велосипеде. Отель оснастили техническими новинками того времени: работали лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны.

В советское время после переноса столицы из Петрограда в Москву здесь некоторое время жили члены большевистского правительства. Гостиница «Националь» превратилась в Первый Дом Советов.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Гостиничные функции зданию вернули в 1930-е годы. Отель отремонтировали, а интерьеры пополнили мебелью из Аничкова и Царскосельского дворцов. Тогда же в угловой части здания появилось «индустриальное» панно работы И.И. Рерберга. А в годы Второй мировой войны в Национале устроили резиденции 16 иностранных посольств и дипломатических миссий.

Обновленная гостиница «Националь» открылась 9 мая 1995 года, когда Россия отмечала 50-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня в гостинице 202 номера, и каждый - маленький музей. Старинные вазы времен Наполеона, позолоченные люстры, мебельные гарнитуры из карельской березы отсылают гостей во времена царской Москвы. Всего на семи этажах Националя находится 500 подлинных предметов антиквариата.

Гостиница «Националь» - одна из старейших действующих гостиниц в Москве. Расположенная в самом центре Москвы – на углу Тверской и Моховой улиц, по соседству с Красной площадью, Кремлем, Александровским садом – она давно уже стала неотъемлемой частью столичного ландшафта, а ее история тесно связана с историей самой Москвы, да и всей России.

Строительство гостиницы «Националь» началось в 1900 году. Проект здания гостиницы по заказу Варваринского общества домовладельцев разработал известный тогда архитектор Александр Иванов. При возведении здания применялись самые современные технологии и строительные материалы – железобетонные конструкции, гидроизоляция. Величественные фасады гостиницы были отделаны природным камнем, керамической плиткой, лепниной, а угловой аттик украшен майоликовыми панно. Поражала воображение внутренняя отделка «Националя» - мраморные лестницы в вестибюле, витражные окна, мозаичный пол, фигуры атлантов, установленные у входа в лифты.

Не менее пышно были отделаны и обставлены номера гостиницы. Мебель для них была изготовлена по специальному заказу, из красного дерева, светлого и мореного дуба, других ценных пород. Самые дорогие апартаменты «Националя» - такие, как «Гостиная Людовика XV» или «Гостиная Людовика XVI» - располагались на третьем этаже и предназначались для приема высокопоставленных гостей. Роскошь обстановки дополнялась эксклюзивным набором удобств и гостиничных услуг. Многие номера гостиницы были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами, во всех номерах были установлены сейфы. Здание «Националя» обогревалось самой современной системой отопления, разработанной на литейном заводе Сан-Галли. Гостиница была полностью телефонизирована, что тоже являлось признаком роскоши по тем временам.

Кроме номеров, в здании «Националя» размещались читальня, ресторан и различные гостиничные службы, а также магазины, пекарня и винный склад.

Гостиница «Националь» открылась в 1903 году и сразу же приобрела небывалую популярность, заняв почетное место в ряду лучших гостиниц Москвы. Проживание в «Национале» стоило недешево, однако номера гостиницы никогда не пустовали. Здесь селились богатые купцы и крупные промышленники, иностранные дипломаты, здесь в разное время проживали такие видные деятели русской культуры, как Федор Шаляпин, Николай Римский-Корсаков, Иван Бунин.

Перемены, произошедшие в России после Октябрьской революции 1917 года, отразились и на судьбе гостиницы «Националь». Во время октябрьских боев в Москве здание гостиницы служило одним из опорных пунктов контрреволюционных сил и получило повреждения при артобстреле. После окончательной победы большевиков были национализированы все крупные гостиницы Москвы. Гостиница «Националь» была превращена в «1-й Дом Советов», то есть, общежитие для функционеров и чиновников новой власти. В марте 1918 года, после того, как столица была перенесена в Москву, в роскошных номерах «Националя» поселились члены Советского правительства. Здесь проживали Дзержинский, Свердлов, Троцкий, а в номере 107 ненадолго поселились Ленин и Крупская. Номер был обставлен мягкой мебелью в зеленых тонах, на массивном письменном столе, покрытом зеленым сукном, стояли черные мраморные чернильницы с пресс-папье, два бронзовых подсвечника и бронзовая лампа с зеленым абажуром. Освещала номер бронзовая трехрожковая люстра. Некоторые детали этой обстановки сохранились и до наших дней.

После того, как Советское правительство перебралось в Кремль, гостиница «Националь» долгое время оставалась общежитием ВЦИК. Последствия этого выявились в начале 1930-х годов, когда гостинице решили вернуть прежние функции. В ходе инвентаризации оказалось, что большая часть гостиничных интерьеров и мебели пришла в негодность, а инженерно-технические коммуникации значительно изношены. В здании «Националя» был проведен капитальный ремонт. Изменился внешний вид гостиницы: нижние этажи, облицованные гранитом, песчаником и красным кирпичом, перекрасили под гранит, дубовые рамы заменили алюминиевыми переплетами, а вместо майоликовых панно на угловом аттике здания появился индустриальный пейзаж в духе времени. Мебель для номеров «Националя» взяли из резервного фонда, созданного при национализации дворянских усадеб. Так в гостиничной обстановке появились мебель и предметы искусства из Аничкова и Царскосельского дворцов. «Националь» превратился в своеобразный «музей», что сразу сказалось на стоимости проживания в гостинице – селиться в ее номерах было не по карману даже иностранным туристам. В последующие годы «Националь» приобрел репутацию убыточной гостиницы. Несколько раз – и в 1950-х, и в 1960-х годах - предпринимались попытки модернизировать и переоборудовать здание гостиницы, но размахом они не отличались – ремонт крыш и электропроводки, реставрация отдельных предметов антикварной обстановки, внутренние перестройки здания. Правда, в 1974 году гостиница «Националь» была включена в список памятников истории и культуры, охраняемых государством – но не потому, что ее здание было архитектурным памятником в стиле модерн, а потому, что здесь когда-то проживал Ленин. Ветхость здания и отсутствие современного оборудования практически лишили «Националь» прежней популярности.

Серьезные перемены в судьбе гостиницы начались только в 1985 году, когда наконец было принято решение о полной реставрации «Националя». Часть антикварной мебель, признанной национальным достоянием, передали на хранение в музеи, остальную вывезли на реставрацию, чтобы потом использовать в оформлении интерьеров гостиницы. По результатам конкурса, проведенного в 1990 году, был выбран генеральный подрядчик – австрийская фирма «Рогнер». С российской стороны в реставрации «Националя» принимали участие специалисты московского управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2».

Работы по возрождению гостиницы «Националь» велись в трех основных направлениях – ремонт и перепланировка здания, модернизация гостиничного оборудования, обновление интерьеров. К северному фасаду здания пристроили еще один этаж – там разместился оздоровительный центр, чердак превратили в мансарду с двадцатью дополнительными номерами, а бывший внутренний двор перекрыли стеклянной крышей и обустроили там кафе с зимним садом. Одновременно австрийские дизайнеры разрабатывали для «Националя» мебель в стиле югенд, проектировали интерьеры. Были изготовлены новые люстры, до мелочей повторявшие дизайн первых, еще дореволюционных светильников «Националя».

Возрожденный «Националь» принял первых постояльцев в 1995 году. В том же году указом Президента Российской Федерации здание гостиницы было отнесено к памятникам истории и культуры города Москвы федерального значения. Так начался новый этап в истории «Националя». С самого открытия гостинице была присвоена высшая категория – пять звезд. В новом облике «Националя» современное гостиничное оборудование сочеталось с бережно восстановленной атмосферой старины. Многие номера сохранили интерьеры начала 20 века и были обставлены антикварной мебелью, на стенах гостиницы появились гравюры и эстампы с видами старой Москвы, живописные полотна, написанные в духе русского реализма. Новый «Националь» быстро завоевал популярность у гостей столицы, приобретя репутацию престижной и эксклюзивной гостиницы. К 2000 году, когда старейшая гостиница Москвы торжественно отпраздновала свое столетие, уже можно было сказать, что проект возрождения «Националя» увенчался несомненным успехом.

Траурной датой в более чем вековой истории гостиницы «Националь» стало 9 декабря 2003 года. В этот день у гостиницы был совершен террористический акт. При взрыве «мерседеса», припаркованного у входа в гостиницу, погибли шесть человек, в том числе обе террористки – чеченские шахидки, еще двенадцать человек получили ранения разной тяжести. Взрывной волной были выбиты несколько стекол на первом и втором этажах гостиницы. В июне 2005 года у гостиницы «Националь» был открыт памятный знак, посвященный жертвам теракта. На кубе из черного мрамора высечена искра и написаны имена погибших. Надпись на памятнике гласит: «Вечная память жертвам террористического акта 9 декабря 2003 года».

В наши дни гостиница «Националь» прочно заняла почетное место среди лучших пятизвездочных гостиниц мира. Достижения «Националя» были неоднократно отмечены почетным дипломом и Бриллиантовой звездой Академии гостеприимства США – самой престижной наградой в мировом гостиничном бизнесе. «Националь» входит в группу наиболее фешенебельных отелей европейской гостиничной сети «Le Meridien» - «А Royal Meridien Hotels», но при этом остается стопроцентно муниципальной гостиницей и обслуживается исключительно российским персоналом. Генеральный директор гостиницы Юрий Подкопаев, который руководит «Националем» с 1985 года, дважды отмечен званием одного из лучших отельеров мира.

памятник архитектуры (федеральный)

Гости́ница «Национа́ль» - гостиница в центре Москвы класса «5 звёзд». Здание гостиницы занимает угол Тверской и Моховой улиц, являясь также важным компонентом архитектурного облика Манежной площади .

История создания

На том месте, где сейчас располагается гостиница, с конца XVIII века находились доходные дома купца Москвина. В XIX веке «Варваринское акционерное общество домовладельцев » выкупило угловой участок под новую застройку - вскоре здесь появились несколько домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки. Проектировщики при этом придали угловому выступу основного здания полукруглую форму, характерную для московской архитектуры конца XVIII века. В 1901 году новые владельцы начали строительство роскошной гостиницы по проекту архитектора А. В. Иванова . Новый архитектурный проект предусматривал сохранение в общих чертах облика предшествующей постройки (доходный дом архитектора Л. Н. Бенуа ), в том числе и полукруглого угла. Здание гостиницы «Националь», открытой в 29 декабря 1902 года , решено в стиле эклектики с элементами модерна . «Националь» изначально задумывался как роскошный отель мирового класса. В отделке использовались дорогие материалы. Наружное убранство отмечено использованием большого количества лепнины; в интерьерах были применены мозаичные полы и витражи . Гостиница оснащалась передовыми техническими новинками того времени: были установлены лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны. Изначально гостиница была рассчитана на 160 номеров, которые размещались в четырёх верхних этажах .

В 1918 году после переезда Советского правительства в Москву здание гостиницы заняли правительственные подразделения новой власти (и занимали на протяжении последующих 15 лет); гостиница получила название Первый Дом Советов . Несколько дней в марте 1918 года в двухкомнатном номере 107-109 проживал глава Советского государства В. И. Ленин с женой Н. К. Крупской и сестрой М. И. Ульяновой . О причастности гостиницы к революционной истории напоминает майоликовое панно на индустриальную тему, установленное на угловом аттике в 1931-1932 году - один из первых примеров реализации ленинского плана «Монументальной агитации и пропаганды». В 1932 году зданию вернули гостиничный статус.

С 1991 по 1995 годы проводилась масштабная реконструкция и реставрация «Националя» .

Современное состояние

На сегодняшний день гостиница является одной из наиболее комфортабельных в Москве. В 2006 году отель, получив официальное название «Рояль Меридиен Националь», вошёл в международную гостиничную корпорацию «Starwood Hotels & Resorts Worldwide ». С 1 сентября 2009 года , после очередной реновации, гостиница «Националь» сменила бренд «Le Royal Meridien» на «The Luxury Collection», который также принадлежит компании «Starwood Hotels & Resorts Worldwide». С этого момента гостиница носит имя «Hotel National, a Luxury Collection Hotel». Гостиница располагает 206 номерами, в том числе 37 люксами с видом на Кремль с индивидуальным дизайном и меблированными антикварной мебелью, а также . «Националь» неоднократно удостаивался звания «Лучшей гостиницы России в категории пять звёзд» и обладает «Королевским статусом». Среди гостей «Националя» - главы государств и правительств, звёзды шоу-бизнеса, известные деятели культуры.

В декабре 2011 года гостиница, до этого находившаяся в собственности правительства Москвы , была приватизирована. Победителем торгов стала структура предпринимателя Михаила Гуцериева , предложившая за «Националь» 4,674 млрд руб.

См. также

Напишите отзыв о статье "Националь (гостиница, Москва)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Националь (гостиница, Москва)

– Нет, но мне другое нужно. Мне нужно крестьянское платье и пистолет, – сказал Пьер, неожиданно покраснев.
– Слушаю с, – подумав, сказал Герасим.
Весь остаток этого дня Пьер провел один в кабинете благодетеля, беспокойно шагая из одного угла в другой, как слышал Герасим, и что то сам с собой разговаривая, и ночевал на приготовленной ему тут же постели.
Герасим с привычкой слуги, видавшего много странных вещей на своем веку, принял переселение Пьера без удивления и, казалось, был доволен тем, что ему было кому услуживать. Он в тот же вечер, не спрашивая даже и самого себя, для чего это было нужно, достал Пьеру кафтан и шапку и обещал на другой день приобрести требуемый пистолет. Макар Алексеевич в этот вечер два раза, шлепая своими калошами, подходил к двери и останавливался, заискивающе глядя на Пьера. Но как только Пьер оборачивался к нему, он стыдливо и сердито запахивал свой халат и поспешно удалялся. В то время как Пьер в кучерском кафтане, приобретенном и выпаренном для него Герасимом, ходил с ним покупать пистолет у Сухаревой башни, он встретил Ростовых.

1 го сентября в ночь отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу.
Первые войска двинулись в ночь. Войска, шедшие ночью, не торопились и двигались медленно и степенно; но на рассвете двигавшиеся войска, подходя к Дорогомиловскому мосту, увидали впереди себя, на другой стороне, теснящиеся, спешащие по мосту и на той стороне поднимающиеся и запружающие улицы и переулки, и позади себя – напирающие, бесконечные массы войск. И беспричинная поспешность и тревога овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки. Кутузов велел обвезти себя задними улицами на ту сторону Москвы.
К десяти часам утра 2 го сентября в Дорогомиловском предместье оставались на просторе одни войска ариергарда. Армия была уже на той стороне Москвы и за Москвою.
В это же время, в десять часов утра 2 го сентября, Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Начиная с 26 го августа и по 2 е сентября, от Бородинского сражения и до вступления неприятеля в Москву, во все дни этой тревожной, этой памятной недели стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда ночи даже бывают теплые и когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.
2 го сентября в десять часов утра была такая погода. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.
При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого. Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыханио этого большого и красивого тела.
– Cette ville asiatique aux innombrables eglises, Moscou la sainte. La voila donc enfin, cette fameuse ville! Il etait temps, [Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город! Пора!] – сказал Наполеон и, слезши с лошади, велел разложить перед собою план этой Moscou и подозвал переводчика Lelorgne d"Ideville. «Une ville occupee par l"ennemi ressemble a une fille qui a perdu son honneur, [Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность.] – думал он (как он и говорил это Тучкову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
«Но разве могло быть иначе? – подумал он. – Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! – думал он о своих войсках. – Вот она, награда для всех этих маловерных, – думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. – Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clemence est toujours prompte a descendre sur les vaincus. [царей. Но мое милосердие всегда готово низойти к побежденным.] Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это не правда, что я в Москве, – вдруг приходило ему в голову. – Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия… Александр больнее всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, – да, это Кремль, да, – я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре – скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!»
– Qu"on m"amene les boyards, [Приведите бояр.] – обратился он к свите. Генерал с блестящей свитой тотчас же поскакал за боярами.
Прошло два часа. Наполеон позавтракал и опять стоял на том же месте на Поклонной горе, ожидая депутацию. Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон.
Тот тон великодушия, в котором намерен был действовать в Москве Наполеон, увлек его самого. Он в воображении своем назначал дни reunion dans le palais des Czars [собраний во дворце царей.], где должны были сходиться русские вельможи с вельможами французского императора. Он назначал мысленно губернатора, такого, который бы сумел привлечь к себе население. Узнав о том, что в Москве много богоугодных заведений, он в воображении своем решал, что все эти заведения будут осыпаны его милостями. Он думал, что как в Африке надо было сидеть в бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как цари. И, чтобы окончательно тронуть сердца русских, он, как и каждый француз, не могущий себе вообразить ничего чувствительного без упоминания о ma chere, ma tendre, ma pauvre mere, [моей милой, нежной, бедной матери,] он решил, что на всех этих заведениях он велит написать большими буквами: Etablissement dedie a ma chere Mere. Нет, просто: Maison de ma Mere, [Учреждение, посвященное моей милой матери… Дом моей матери.] – решил он сам с собою. «Но неужели я в Москве? Да, вот она передо мной. Но что же так долго не является депутация города?» – думал он.

Категория историко-культурного значения

Федерального значения

Вид объекта

Памятник

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания

Адрес объекта (местонахождение)

г. Москва, ул. Моховая, д. 15/1, стр. 1 (часть)

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Совета министров РСФСР О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" № 624 от 04.12.1974 г.

Описание предмета охраны

Градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки Тверской и Моховой улиц, Манежной площади; объемно-пространственная композиция главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; четыре малых полихромных майоликовых панно 1901-1903 гг. в уровне 6 этажа; майоликовое панно с индустриальным сюжетом 1920-х гг. в уровне 7 этажа; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов внутреннего двора главного корпуса в первоначальной редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фрагмента юго-западного брандмауэра, декорированного в 1934 году по проекту академика И.В. Жолтовского в связи со строительством на соседнем участке "Дома на Моховой"; первоначальная функция гостиницы. Объемно-планировочная структура и конструкции капитальных стен главного и дворового корпусов 1901 - 1903 гг. (подвал-7 этажи); система сводчатых перекрытий подвала (предмет охраны сводчатых перекрытий подвальных помещений уточняется по результатам проекта приспособления). Первоначальное архитектурно-художественное оформление и убранство интерьеров главного корпуса: оконные валики и мраморные подоконники; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление главного вестибюля 1901-1903 гг.: лепнина потолков, фрагмент пола, набранный из первоначальной метлахской плитки; объемно-пространственная композиция, декоративное оформление и конструкции парадной лестницы и лифтового холла со стороны Моховой улицы 1901-1903 гг. (1-6 этажи): ограждающие конструкции, лепное оформление потолков и стен, витражное заполнение оконных проемов, фрагмент пола лестничной площадки (6 этаж?), набранный из первоначальной плитки, фигуры атлантов, металлическое ограждение лифтов н. XX века; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление лестницы со стороны Тверской улицы бывшего "Магазина готового платья и меховых изделий братьев Петуховых": фигурные ограждающие конструкции; местоположение и объемно-пространственное решение служебных лестниц главного корпуса (подвал-7 этажи) и дворового корпуса (подвал-5 этажи); местоположение и декоративное оформление коридоров и холлов 2-6 этажей главного корпуса; помещение современного зала "Санкт-Петербург": декоративное оформление и роспись потолков, первоначальные зеркало и радиаторы отопления (2 этаж, юго-восточный угол главного корпуса); помещения современных банкетных залов "Суздаль" и "Кострома": роспись потолков 1975-1976 гг., выполненная художниками И.В.Николаевым и М.М. Дедовой-Дзедушинской (2 этаж, северный угол главного корпуса); первоначальная структура номеров, расположенных вдоль главных фасадов (3-6 этажи); гостиничный номер 178 (3 этаж): оригинальное планировочное решение, декоративное оформление потолков, витраж; гостиничный номер 101 (3 этаж): лепной декор потолков с росписью, угловой камин; гостиничный номер 107 (3 этаж): в 1918 году в номере останавливались В.И. Ленин и Н.К. Крупская; гостиничный номер 115 (3 этаж): художественная роспись потолка "Триумф Юноны" 1902 год, лепной декор потолков; гостиничный номер 207 (4 этаж): фрагмент живописной композиции роспись "Вакх на деревянном велосипеде", лепной декор потолков; гостиничный номер 201 (4 этаж): роспись - фриз с фантазийными масками в золоченых виньетках по голубому фону. Комиссия предлагает уточнение наименования объекта в следующей редакции: "Гостиница "Националь", 1901-1903 г., архитектор А.В.Иванов". 2.Предмет охраны на объект культурного наследия федерального значения утверждается в установленном порядке.