Норвегия тропинка троллей. Дорога троллей – самый известный маршрут Норвегии. Сервис для туристов

Ле́стница тро́ллей (норв. Trollstigen, в русских источниках также распространено название Дорога троллей) - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии (Вестланн).

Описание

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes) в коммуне Рёума и Валлдал (норв. Valldal) в коммуне Нурдал в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года, после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъёма делает 11 резких поворотов, высота подъёма иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъёма находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen). Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён. В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться. Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон. На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген…

Верите ли вы в троллей, этих безобразных существ из скандинавской мифологии? В поисках подтверждения реальности их существования отправимся в заснеженные горы Норвегии. А точнее, на протянувшуюся среди них Лестницу троллей.

Небольшое углубление в норвежскую мифологию позволит лучше раскрыть образ этих загадочных существ и сделать вывод о том, стоит ли вообще игра свеч или же лучше избегать любой возможной встречи с ними. Тролли – важные персоны не только в Норвегии, но и во всей скандинавской мифологии вообще. Упоминание о них отмечено в Швеции и Исландии, но в последнем случае их принято называть третлями.

В вопросе о происхождении троллей мы неизбежно наталкиваемся на суровые исторические факты: после того, как сохранявший девственность территории ледник начал свое движение на восток, освобождая место для первых поселений людей, высокие горы, тяжелые условия и зловеще пенящееся море сыграли с человеческим воображением злую шутку, и люди придумали себе вечно досаждающих иллюзорных врагов – троллей.

Фото: bubblegothinspired.blogspot.com

Придумали? Иллюзорных? Вы правильно подметили: отраженная выше точка зрения есть ни что иное, как взгляд умудренного прогрессом рационалиста, далекого от веры в сверхъестественные силы в целом и живущих среди гор безобразных великанов в частности. Однако присутствует и другая позиция, намного более романтичная и привлекательная. Согласно ей, тролли были единственными живыми существами среди покрытых многолетними льдами гор. Появление на их территории людей вызвало определенное движение в рядах троллей, и они стали активно вторгаться в частную жизнь первых человеческих поселений.

Фото: use-it.unginfo.oslo.no

Это и есть типичный норвежский тролль: отдаленно напоминающая пень голова с растущей на ней травой, усеянный отвратительным бородавками большой мясистый нос, хитрые и прищуренные глаза – всем своим видом, тролль выражает если и не саму опасность, то как минимум скорое ее приближение.

Тролли всегда волновали умы творчески мыслящих людей. Выдающийся норвежский писатель и драматург Генрих Ибсен сделал тролля частью галереи персонажей в одном из самых известных своих произведений – «Пер Гюнт». В образе милых и дорогих сердцу каждого ребенка мумий-троллей легко читаются внешние черты типичных норвежских троллей, но у Туве Янссон они значительно уменьшились в размерах и окончательно встали на сторону добра.

Волнуют умы людей искусства эти необычные существа и поныне. Так, современный финский писатель Олаф Куртен сделал троллей частью своей фантастической вселенной, отводя им чрезвычайно важное место еще в эпоху первобытных людей. Многие голливудские и не только кинематографисты, уставшие от потока однообразных злодеев в растиражированных ужастиках, пытаются напугать зрителя новыми зловещими образами, и тролли как нельзя лучше годятся на эту роль. Фильм норвежского режиссера Андре Овредала «Охотники на троллей (Trolljegeren)» в доступной каждому занимательной форме рассказывает о вполне возможном существовании великанов на самом севере Норвегии, где нога человека если и касается земли, то принадлежит, очевидно, какому-нибудь неисправимому энтузиасту-исследователю.

Если все вышеперечисленное вас не отпугнуло, и вы все еще полны желания ступить на Лестницу троллей, то вот вам точные пространственно-временные координаты: теплое время года, а именно – с мая по октябрь; губерния Мёре-ог-Ромсдал региона Вестланн; внушительный участок национальной дороги RV63 (более 106 километров, 11 действительно опасных поворотов). Именно в это время скромное местечко на юго-западе Норвегии пробуждается от зимней спячки и любезно открывает свои условные двери перед каждым туристом, решившим удовлетворить свое любопытство по поводу присутствия/отсутствия тут настоящих троллей.

Фото: thebkspecial.blogspot.com

Все, как известно, с чего-то да начинается – и проложенная между городами Ондалснес и Валлдал дорога являет собой пример сложнейшего технического решения, воплощенного в жизнь для осуществления оптимальной торговой коммуникации и реализации всего туристического потенциала уникального в плане рельефа региона. Идея пришла в голову чиновникам еще более ста лет назад, но конкретно за строительство взялись лишь в 1928 году, после того, как был решен вопрос с выделением немалых средств и приведена в порядок документация по объекту. Формально дорога проходила через крутой перевал с внушительным плато, что серьезно усложняло работу строителям, а тяжелые погодные условия, в которых им приходилось возводить объект, вкупе с постоянным риском для жизни из-за угрозы камнепада отпугивали даже видавших виды мастеров. Тем не менее, Лестница троллей была построена за восемь с небольшим лет – в 1936 году состоялось торжественное открытие дороги.

Название объект получил от самого короля Норвегии Хокона VII, подписавшего акт о сдаче участка и присвоившего тому говорящее название – Лестница троллей (Троллстиген). Эта дорога являет собой настоящий инженерный шедевр, плод работы нетривиальной дизайнерской мысли и создана, казалось бы, на века. Но это ничуть не мешает инженерам в последнее время расширять дорогу и устанавливать на ней дополнительные элементы защиты. Так, несмотря на то, что технически по дороге может проехать машина длиной более 13 метров, фактически проезд разрешен только для транспорта не более 12,4 метра длиной.

Как уже было отмечено выше, если вы желаете насладиться всеми красотами Тролльстиген, следует спланировать свой визит таким образом, чтобы он попал во временной промежуток с конца мая по начало октября. В другой период дорога представляет реальную угрозу для жизни и потому засыпается снегом для исключения различного рода эксцессов.

Настоящим украшением Тролльстиген является водопад Стигфоссен. С высоты более 180 метров обрушиваются массивные потоки воды, создавая неповторимое ощущение вечного движения. Венчает эту красоту элегантный мост, раскинувшийся посреди дороги.

С высоты птичьего полета эта дорога напоминает невероятно крутой и опасный серпантин, по которому хочется от всей души прокатиться, нажав педаль газа до упора. Но на деле всех любителей покуражиться на дороге ждет жестокое разочарование: высокий автотрафик в разгар сезона (до 2500 автомобилей в день) и ограничение по скорости до 80 километров в час выбросу адреналина в кровь никак не способствуют. Да и какой смысл гнать, если перед тобой открываются виды такой магической красоты, что впору поднимать упавшую куда-то в салон автомобиля нижнюю челюсть.

Тем не менее, находятся такие смельчаки, для которых Дорога троллей представляет собой реальный вызов: речь идет о мотоциклистах. Местные байкеры регулярно устраивают многодневные заезды по объекту, бросая вызов природе, Богу и, очевидно, троллям.

Однако чаще всего наблюдается следующая картина: машина аккуратно припаркована на специальной площадке, а приехавшие на ней люди любуются открывающимся природным великолепием и сражаются от души со светящим во все четыре стороны солнцем. Особый шик – момент, когда его огненный диск медленно скрывается за перевалом. Невероятная красота с острым привкусом романтики!

Помимо своих естественных красот Тролльстиген может предложить туристам отлично налаженную инфраструктуру: на плато в изобилии представлены различные автокемпинги, кафешки, небольшие сувенирные магазинчики, трейлы для катания на велосипедах и прочие развлечения, помогающие скрасить досуг гостей Лестницы троллей и сделать их путешествие действительно запоминающимся и увлекательным.

Фото: nonsprecareiltuotempo.blogspot.com

Одна из примечательностей Лестницы – смотровая площадка Aurland Look: с высоты в 600 метров открывается шикарный вид на один из красивейших фьордов Норвегии. Сама площадка являет собой настоящее дизайнерское откровение: исполнение в виде деревянной горки, круто уходящей вниз, вкупе с практически незаметным стеклом рождает иллюзию уходящей из-под ног реальности.

Глядя на эти венчающие горный серпантин вершины, носящие имена Король, Дроннинген (Королева) и Бископ (Епископ), невольно проникаешься характерным нордическим спокойствием и ощущаешь пронесенное сквозь время величие монархической традиции. Высшая точка перевала Тролльстиген называется Стигрёре. Высота 858 метров над уровнем моря вызывает если и не шок, то, по крайней мере, серьезное уважение.

Некоторые пейзажи настолько совершенны, что любое вмешательство человека кажется грубым и ненужным варварским актом. В такие минуты и приходишь к мысли о том, что реальные хозяева здесь не люди, а как раз те самые тролли, прячущиеся где-то за перевалом либо на заснеженных горных вершинах.

Кстати, о троллях. О них здесь напоминают вот такие симпатичные таблички «Осторожно, тролли!» на манер привычных нам дорожных знаков. На вопрос местным жителям о том, видели ли они когда-нибудь хоть отдаленно напоминающего известного персонажа норвежской мифологии, следуют чаще всего скупые и толком ничего не проясняющие ответы, за которыми стоит некоторое подобие пиетета к этим обитателям горных вершин. И хотя присутствие троллей на Лестнице зафиксировано не было, никто из гостей этого уникального туристического объекта не остался разочарованным. Глядя на такую захватывающую дух красоту, как-то забываешь о безобразных мифологических хулиганах напрочь. И кто знает, быть может, это и к лучшему?

Причудливая нитка асфальта с крутыми поворотами в западной Норвегии и есть известная во всем мире Дорога троллей (Лестница троллей). Даже в современное время дорога, построенная в 1936 году, считается эталоном инженерного мастерства.

Из истории.
С 16 века в Румсдалене функционировала ярмарка. Она же вследствие и послужила толчком в постройке пути в Валльдален. Уже в 1891 г. от Веблунгснеса проложили первые восемь километров дорожного полотна. В это же время уездные власти Грюттен и Нордаль составили обращение к амтману, где говорилось о помощи в разработке плана постройки дороги через горный массив. Обращение было принято, и в 1894 году инженер Нильсон Ховденаку обследовал окрестности предполагаемой дороги и сообщил о том, что путь необходимо прокладывать до Стигфьелльрёр от Эвстестёля. Связывал он это с потенциалом трансформации дороги в автомобильное шоссе. Тем не менее, данный дорожный участок Стиген обходился весьма затратно, но он был пригоден для тропки, где свободно могли передвигаться лошади и люди. Директор Крагского ведомства не верил в вероятность постройки дороги для автомобилей, но в году 1896 другие исследователи подтвердили это. В дальнейшее время инженер сделал многое для воплощения своей задумки в реальность. Его упорство принесло свои результаты, и бюджет государства выделил внушительную сумму на строительство.

Уже с 1905 года началось строительство дорожного полотна и в 1913 году было полностью завершено. Но Ховденак не мог остановиться на достигнутом, и продолжал грезить о прокладке дороги для автомобилей, начиная с Валльдалена до самого Румсдалена. Он также упоминал о том, что данная дорога станет туристическим маршрутом, поскольку местный пейзаж поражает своей красотой. Он составил новый план, а также смету на строительство и в 1916 году власти дали на это добро. Укладка знаменитой дороги закончилась в 1936 году.

Примечательно, что серпантин дороги видно полностью снизу доверху. Петли серпантина насчитывают 11, а перепад высот достигает 12%. При подъеме, на середине пути, располагается мост, проложенный над водопадом Стигфоссен . Высота водопада составляет 180 метров.

На вершине располагается парковка, весьма внушительная по размерам, а также обилие сувенирных магазинов. Всего в паре минут пешего хода от парковки находится обзорная площадка, откуда открывается впечатляющий вид на водопад и дорожный серпантин.

Стоит отметить, что ширина дороги в самой широкой части не более 3,3 метров, что делает невозможным проезд машин, у которых длина более 12,4 метров.

Осенью и зимой здесь запрещен проезд, открытие данного участка зачастую приходится на конец весны. В 2005 году норвежскими властями были осуществлены починочные работы. Направлены данные работы, прежде всего, на защиту автомобилистов от камнепадов.

Выше дороги проложен туристический маршрут для пеших туристов. На более опасных участках установлены крепкие цепочные дорожки. Наверху тропы есть небольшая и своеобразная смотровая площадка. Если пройти в самый угол этой площадки, то можно очутиться у края сказочного пейзажа, а также насладиться самым полным и живописным видом на Лестницу троллей.


В дословном переводе с норвежского название этой дороги переводится как «лестница» и если посмотреть на нее свысока, то можно понять, почему именно так ее называют норвежцы.

"Лестница троллей" (Trollstigen, в русских источниках также распространено название "Дорога троллей") - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии. Дорога расположена в 15 км южнее городка Ондалснес (Åndalsnes) в провинции Мёре-о-Румсдал (Møre og Romsdal). Строительство дороги началось в нач. XX в. Дорогу открыли 31 июля 1936 г. На открытии присутствовал король Норвегии Хокон VII, который и дал название новой дороге - "Лестница троллей". Эта популярная туристическая дорога, соединяющая долины Валльдал (Valldal) и Румсдал (Romsdal), поднимается на высоту 858 метров над уравнем моря и считается примером инженерного искусства.

Захватывающий дух серпантин с 11 крутыми поворотами протянулся на 6 км. Дорога в окружении высоких гор и низвергающихся с огромной высоты водопадов выглядит чарующе.

Величие природы подчеркивают и названия здешних горных пиков: Король (Kongen), Королева (Dronningen), Епископ (Bispen). Поднявшись к высшей точке дороги и выйдя на смотровую площадку, можно полюбоваться прекрасным видом на долину Валльдал, водопад Стигфоссен (Stigfossen), город Ондалснес.

Интересна и старая пешеходная дорога, тропа Клёвстиен (Kløvstien). В течение сотен лет она использовалась местными жителями как единственный способ попасть из долины Румсдал в регион Суннмёре (Sunnmore). После открытия в 1936 г. "Дороги троллей", пригодной для автотранспорта, эта тропа по-прежнему используется. Пешая прогулка начинается в густых лесах долины и заканчивается в скалистой местности у водопада Стигфоссен (высота 180 м).

Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства


Акт приёмки дороги за подписью короля Норвегии Хокона VII

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905—1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.

Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом.

На западе Норвегии расположено одно из самых интересных мест, которое непременно хочет посетить каждый путешественник. Эта дорога носит название, связанное со сказочным персонажем и признана также одной из самых опасных дорог - автомобилисту придется справиться с 11-ю крутыми виражами, встречающимися на протяжении всей дороги.

Как вы уже наверняка догадались - это знаменитая норвежская Дорога или Лестница Троллей (с норв. Тролльстиген). Такое волшебное имя ей присвоил норвежский король - Хокон VII на торжественном открытии в 1936 году 31 июля. Лестница Троллей была проложена для сообщения норвежских городов Валлдал и Ондалснес. Строилась она долгих 8 лет из-за суровой норвежской погоды. Поводом для строительства этой дороги послужили следующие события.

В XVI-XIX века на Девольде находилась румсдальская ярмарка, на которую жители Валльдалена хотели добираться более удобным способом. К 1981 году было построено 8 км дороги. Затруднением стало строительство в горах. После обращения с ходатайством в Строительное ведомство, его директор Краг поручил инженеру Н. Ховденаку составить план строительства дороги в горах. Ховденак сделал немало, чтобы превратить в реальность сообщение через Трольстиген.

В 1905 году госбюджет выделил 4000 крон на прокладку дороги. Строительство завершилась в 1913 году. На этом Н. Ховденак не остановился. В его планах было проложить автодорожное сообщение между Румсдаленом и Валльдаленом. В 1916 году Строительное ведомство дало разрешение на начало строения автодороги, которое продолжалось 20 лет. Короткое лето, камнепады, снежные лавины, да и сама горная местность затрудняли строительство.

Предание гласит, что некогда Норвегия была покрыта обширным ледником. С потеплением климата он начал таять и сместился на север. На этой территории начали расселяться люди. Вскоре поселенцы заметили присутствие рядом странных созданий со сверхъестественными способностями, которых стали называть троллями. Народная легенда также утверждает, что тролли бродят в горах ночами, а утренний солнечный свет превращает их в камни. Люди не стали враждовать с ними.

С тех давних пор сохранился замечательный обычай задабривания троллей в канун Рождества миской каши, которую выставляли на крыльцо. Лестница Троллей - один из популярных туристических маршрутов. Осенью и зимой дорога закрыта в связи с погодными условиями. С мая по октябрь начинается сезон для жаждущей зрелищ и приключений публики. В самом начале дороги есть предупреждающий знак, что по ней могут проехать только опытные водители. И это на самом деле так.

В некоторых местах ширина дороги лишь 3,3 м и туристическим автобусам разъехаться крайне сложно. Машинам длиной более 12,4 м проезд строго запрещен. Местами высота подъема доходит до 9-12%. Тем не менее, желающих покорить Лестницу Троллей предостаточно. Не оставит вас в равнодушии мост над водопадом Стигфоссен. Он расположен на середине пути Тролльстигена и обрушивается со 180-метровой высоты. Этот шедевр инженерного искусства закончили строить в 1935 году.

«Поворот епископа» и смотровая площадка вблизи «Котлов великанов» дают прекрасную возможность любоваться завораживающей и величественной панорамой всей долины. На самой вершине - это 858 метров над морем- расположена вместительная парковка и многочисленные сувенирные лавки.

Адрес
Isterdalen RV. 63
6300
Åndalsnes
Телефон
+47 94 84 97 55
Сайт
www.trollstigen.no