Ржд запускают "стрижей" в берлин. Международные маршруты Поезд стриж время в пути

Многие не понимают, зачем покупать билеты на поезд в Берлин и 20 часов проводить в дороге, когда можно за те же деньги и примерно за 2,5-3 часа долететь до немецкой столицы на самолете. Попробую объяснить.

1. 17 декабря, РЖД запустили скорый поезд Стриж по маршруту Москва - Берлин. С переводом названия поступили просто - в России он «Стриж», за рубежом - Strizh. Выглядит состав так же, как и тот, который сейчас ходит в Нижний Новгород. Но это только на первый взгляд.



2. Увы, нельзя порадоваться за российского производителя и сказать, что Стриж - это детище Тверского вагоностроительного завода или Уральских локомотивов. Поезд является адаптированным к российским климатическим условиям проектом испанского Тальго 250, который с успехом используется на железных дорогах Европы, и даже в Казахстане. Чем больше я изучал состав, тем больше понимал, насколько он не похож на наши классические поезда дальнего следования.

3. Первое, что бросается в глаза - вагоны существенно короче и ниже. Длина одного вагона всего 13 метров: в два раза меньше нашего родного российского.

4. Все оборудование для работы состава спрятано не под полом, как это обычно бывает, а в двух технических вагонах. Они находятся в начале и в конце поезда. Короткие кузова вагонов облегченной конструкции, изготавливаемые в основном из алюминиевых сплавов, позволяют понизить центр тяжести. Нет здесь и привычных колесных тележек. На весь состав из 20 вагонов приходится 21 колесная тележка, с независимым вращением колес на собственных полуосях. То есть у каждого вагона всего по 1 (одной, Карл!) колесной паре.

5. Колесные тележки располагаются под узлами сочленения вагонов. Получается, что с одной стороны вагон опирается на свою колесную пару, а с другой - на колесную пару следующего вагона. За счет всего этого вагоны могут проходить сложные участки и кривые быстрее, а воздействие на путь оказывается сильно меньше, чем у обычных тележек.

Хитрая система тяг доворачивает тележку в поворотах. Это позволяет свести к минимуму боковые нагрузки на колеса и уменьшить износ гребня об рельсы.

6. Чтобы избежать наледи в условиях российского климата, колеса обдуваются теплым воздухом (примерно 38 градусов).

7. Во время реконструкции депо Москва-Киевская специально для обслуживания Стрижей было оборудовано три отдельных пути. На фотографии - устройство для обточки, которое позволяет ремонтировать колеса без разборки тележек.

Это первый в России поезд, оборудованный системой автоматического изменения ширины колесных пар. Специально для этого поезда в Бресте создано переводное устройство. Таким образом, с колеи российского стандарта 1520 миллиметров на европейский 1435 миллиметров Стриж перейдет всего за 20 минут. Раньше эта процедура занимала порядка двух часов.

8. Кстати, существует распространенное мнение, что при выборе ширины колеи в России сыграл роль и военный аспект - отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию.

На самом деле, скорее всего ни о чем таком изначально серьезно не думали, а просто выбрали одну из существовавших в те годы моделей, которая тогда была популярна в США. Военное значение разницы колеи на сегодняшний день не очень велико - уже в середине XX века железнодорожные войска могли спокойно перешивать от 10 до 30 километров дороги в день. Ширина колеи не имела особого значения и потому, что отступавшие войска еще со времен Первой мировой нередко разрушали за собой пути. Для снабжения наступающих войск на территории противника часто строили специальные временные узкоколейки.

На фотографии видно, что вагоны Стрижа ниже нашего двухсистемного электровоза ЭП20 чуть ли ни на треть. Высота платформы для Стрижа в два раза меньше стандартных. Первый и последний вагоны поезда технические - в них нет пассажиров, только оборудование.

9. В технических вагонах находятся все системы, которые обеспечивают жизнедеятельность, безопасность и пожаротушение, связь этого поезда и так далее. Здесь установлены дизель-генератор, воздушный компрессор, системы очистки и подогрева воздуха. В составе штатно работают два генератора, но в случае поломки даже один сможет снабжать весь поезд электричеством. Запаса дизельного топлива хватает до 15 часов работы зимой и до 30 летом. Все зависит от температуры наружного воздуха. Выглядит очень аккуратно и даже в чем-то футуристично.

10. Не менее космическими выглядят и пассажирские вагоны.

11. Весь поезд имеет сквозной проход, при этом еврогабарит накладывает свои ограничения - все коридоры у́же, чем у «нас», и двум полным людям разойтись будет сложно. На фотографии в конце коридора складной стул и столик. Да, это место проводника. У него больше нет своего купе, где всегда можно было купить шоколадку «Аленка» и заказать чаек.

12. Стандартное купе. В нишах стен спрятаны лежачие полки. Справа на дальнем плане - лесенка, чтобы забираться наверх. На полке сверху - раскладные столики для каждого кресла. Билеты в таком купе стоят от 10 000 рублей.

13. Вид с другой стороны.

14. Если в разложенном состоянии полок такое купе и напоминает наши российские поезда, то на этом сходство заканчивается.

15. Вместо привычного столика - раковина с краном!


16. Сидячий вагон, самый дешевый вариант проезда - от 9000 рублей за место. Выдвижные столики из подлокотника, индивидуальные розетки, нормальное расстояние между сиденьями, подставки для ног, крючки для одежды - оснащение отличное.

17. Сидения удобные, похожи на бизнес-класс в самолете, но 20 часов провести сидя - это круто. На самом деле, эти места предназначены в первую очередь для тех, кто будет ездить между Белоруссией, Варшавой и Берлином на расстояния, проходимые за 3-6 часов.

18. Двухместное СВ. Именно в таком «номере» я ехал до самого Берлина. Билет стоил 17000 рублей - за эти деньги выкупаются сразу оба места, и путешествуешь один. Проехать с соседом стоит примерно 13000 рублей за место.

19. В СВ тоже есть своя раковина.

20. Вариант с разложенными кроватями. Интересная особенность: если разложить кровать под силу каждому, то вот захлопнуть полку обратно в стену сможет только спортсмен. Нужно приложить кучу усилий, чтобы смялась подушка с одеялом, и полка вошла на свое место. Зато это полноценная кровать. Широкая и длинная, в меру жесткая, как я люблю. С моим ростом 178, ноги и руки ни во что не упирались.

А вот ехать сидя с разложенными кроватями оказалось тесно - голова упирается в верхнюю полку. Поэтому либо лежать на кроватях, либо складывать полки и ехать сидя в креслах. Раскладную лестницу я использовал в качестве столика для ноутбука.

21. А это семейное купе, с довольно странным компоновочным решением. Это два стандартных СВ, с дополнительной общей дверью (справа на фотографии).

22. Для всех перечисленных классов в каждом вагоне имеется один санузел. Его вполне достаточно, потому что вагоны маленькие, людей помещается немного. Тем более, что у всех есть свои раковины. Но это еще не все. Есть места еще круче - это вагоны класса люкс, где в каждом «номере» есть свой туалет и душ!

23. Вуаля. Недаром билет в люксе стоит как перелет в Берлин бизнес-классом: 30000 с человека или 50000 за купе целиком.

24. Кроме отдельной кабинки с душем, люкс отличается от СВ наличием телевизора и сейфа. Также здесь есть небольшой столик. Просто столик, не раковина.

25. Посмотрим немного на детали. Стоп-кран, молоток для разбивания стекла, динамик и регулятор кондиционера. Стоит отметить, что в этом поезде я совсем забыл про слово «душно». Система воздухообмена работала идеально, поэтому и ночью спалось прекрасно.

26. Раковина хоть и небольшая, но ее вполне хватает, чтобы умыться, помыть фрукты/овощи.

27. Под раковиной спряталась микромусорка размером с три томика Войны и Мир.

28. Боковая ниша с 4 вешалками для верхней одежды и вместительная багажная полка, в углу которой лежат складные столики.

29. Решение спорное, так как при установленном столике уже ни встать, ни сесть в кресло не получится. Лично я доставал его только для того, чтобы сделать фотографию.

30. Так выглядит просторное купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

31. За дверью - гигантский санузел с душем, раковиной и унитазом.

32. Ну и наконец, главные тусовочные места поезда - вагон-ресторан и вагон-бар)

33. В одном вагоне - сидячие места со столиками, в другом - кухня и барная стойка.

34. Поезд будет курсировать два раза в неделю, отправляясь с Курского вокзала Москвы по субботам и воскресеньям в 13:05 и прибывая на станцию Берлин Остбанхоф в 07:19 следующих суток по местному времени.

Я долго вслушивался в речь репортера, а тот все сбивался и нес какую-то чушь. Потом оказалось, что он говорил по-польски)

35. Теперь несколько слов про саму поездку и ее рациональность. Зачем ехать на поезде в Берлин 20 часов, когда за те же деньги можно слетать на самолете в разы быстрее? Вопрос хороший, но на самом деле может легко возникнуть ситуация, когда такая поездка будет оправдана. Представим, что я в очередной раз еду на съемку железнодорожной выставки Иннотранс в Германию. Вставать в 3 часа ночи, ехать в аэропорт, куда-то лететь и потом еще целый день снимать - спасибо, не надо, такое я не раз проходил. Чтобы с утра быть готовым к работе и с полными силами приехать в Messe Berlin, нужно прилететь вечерним рейсом, заселиться в отеле, и выспаться.

В аэропорт я обычно добираюсь около двух часов и стараюсь приезжать за два часа до вылета. Сам перелет длится 2,5 часа. Все вместе, с прохождением таможенного контроля, получением багажа от дома до отеля выходит в 7-8 часов стабильно. То есть, чтобы в полночь уже спать в Берлине и утром отправиться на работу, из дома нужно выйти в 5-6 вечера.

Лично у меня дорога от дома до моего купе заняла 29 минут. Вышел я в 12:30. При этом, не было процедур сдачи багажа, досмотра, стерильной зоны, ожидания посадки и так далее. Я зашел в вагон, сел и поехал. Получается, что потеря по времени уже не такая большая, всего часов пять. Зато какие плюшки! И за лишнюю ночь в отеле в Берлине платить не надо)

36. А по комфорту современный поезд гораздо лучше самолета, тут и говорить нечего. И нет бесконечных аэропортных очередей. Кто летал из Берлина или Франкфурта в Москву, меня поймут.

37. Даже небольшой перелет не сравнится по количеству беготни и суеты на минуту времени.

39. Разговорились: «Мы все время куда-то спешим, бежим. Не позволяем себе пауз. У нас нет времени побыть наедине с собой, со своим любимым человеком. Посидеть в тишине, о чем-то подумать. Посмотреть в окно. Полет на самолете - это скорее телепортация, при этом зачастую сам полет занимает меньше времени, чем предполетные процедуры, а поездка на поезде - вот настоящее путешествие. А еще мы заказали в Германии кухонный сервиз, в Москве он стоит в 6 раз дороже. Вот как можно довезти домой сервиз в сохранности, как не на поезде?»

40. Вагон-ресторан не пустовал всю поездку. При этом публика была совершенно разной. От бизнесменов с дорогими часами до ребят в шлепках и спальных пижамах. Спросил у нескольких посетителей, почему они выбрали поезд. Кто-то хотел спокойно отдохнуть в пути, добравшись до Берлина без суеты аэропортов. Кому-то нужно было перевезти большой багаж. Двое сказали, что всегда ездят поездом, и не видят причин изменять привычкам. Первый рейс был полон под завязку - все билеты выкупили уже за пару недель до отправления.

Я успел несколько раз продегустировать местную кухню и остался в полном восторге. Единственный нюанс первого поезда - в ресторане не успели отладить систему оплаты по картам. У меня было всего 500 рублей, которые я обменял на борщ. А дальше пришлось искать добрых людей, кто поменял мне 50 евро на рубли. Иначе пришлось бы до Берлина голодать, или искать бомж-пакеты по ларькам на коротких остановках в Орше или Бресте)

41. За осмотром поезда, обедом и беседами время пролетело быстро. Вечером мы были уже на минском вокзале. Заявленный вайфай работал, но в интернет не пускал. Был еще один повод отдохнуть от работы и сети.

42. Из недостатков поездки хочется отметить медленное прохождение польской границы. Белорусы пропустили нас быстро, а поляки мурыжили и задержали поезд на час. В итоге удалось лечь спать только после паспортного контроля в 2 ночи. Из-за задержки в Берлин мы приехали с опозданием в 30 минут. Понятно, что с обкаткой поезда данные процессы будут отлаживать, оптимизировать и улучшать. А процесс смены колеи я даже не заметил.

В 7:40 воскресения я стоял на платформе вокзала Остбанхов. Под ногами был рассыпан реагент с мраморной крошкой. Полицейские проводили прочь дурнопахнущего и шатающегося бомжа. Какие-то гопники с разбитыми и пьяными лицами пытались со мной заговорить. Будто из Москвы и не уезжал)

Поезд Стриж – это скоростной поезд Talgo Intercity, приобретенный РЖД и адаптированный под российские и европейские железные дороги. Поезда Тальго Интерсити активно используются европейскими железнодорожными компаниями. Отвечает всем современным требованиям к поездам, имеет высокую скорость, комфортабельные вагоны.

С 17 ноября был запущен состав «Стриж» в направлении Москва-Берлин. Состав имеет 20 вагонов, из которых 18 пассажирских. Размер колеи в РФ и Европейских странах различается, потому в ходе прохождения границы в Бресте состав проходит автоматизированную смену под европейскую колею. Суммарно процедура составляет всего 30

Маршрут поезда. Время пути.

Поезд отправляется со станции Москва-Курская дважды в неделю. Время в дороге составляет 20 ч. 14 мин. В будущем запланировано сокращение срока поездки до 16 часов. «Стриж» проезжает Смоленск, Минск, Брест и Варшаву, конечной станцией является Восточный вокзал Берлина. Длина маршрута составляет 1896 км.

Несмотря на быстроту авиаперелета из Москвы в Берлин, многие предпочитают путешествовать именно на поезде. Это связано с многими плюсами. На поезде более быстрый таможенный контроль, который происходит прямо в пути. Пассажиры имеют возможность отдохнуть в комфортабельных купе, поспать в пути, отобедать в вагоне-ресторане. Еще один немаловажный плюс – возможность перевозки ручной клади.

Расписание поезда Стриж

«Стриж» отправляется со станции Москва Курская по субботам и воскресеньям в 13:05. Состав прибывает в Берлин в 7:19 в воскресенье и понедельник соответственно.

В Берлине отправление происходит в 18:50 в воскресенье и понедельник. Прибытие на станцию Москва Курская происходит в 17:25 в понедельник и вторник. Маршрут поезда проходит так, что не пересекает границы Украины .

Состав проезжает через станции Смоленск, Орша, Минск, Брест, Тересполь, Варшава, Познань, Жепин, Франкфурт на Одере. Таможенный и пограничный контроль осуществляется в Бресте и Тересполе.

Cхема вагона

В поезде «Стриж» Москва-Берлин 18 вагонов для размещения пассажиров, которые вмещают 216 человек. Это:

  • буфет;
  • ресторан;
  • пять вагонов 2 класса, оборудованных спальными местами;
  • два вагона 1 класса, сидячие места;
  • четыре СВ 1 класса, оснащенных спальными местами;
  • два вагона класса Люкс со спальными местами, туалетом, душем;
  • три вагона класса Люкс, оснащенных купе для проезда людей с ограниченными возможностями.

Во всех вагонах присутствуют экологически чистые санузлы, установлены видеомониторы, аудиосистемы. За дополнительную плату можно получить доступ к интернету через Wi-Fi.

Нумерация при проезде из Москвы – с головы поезда. Из Берлина – с хвоста.

Вагон класса Люкс

В каждом купе:

  • 2 спальных места;
  • столик;
  • розетки;
  • сейф.

Вагон класса Люкс c местами для инвалидов

Горячая еда, набор полотенец, постельное, плед и набор для гигиены включены в стоимость.

В каждом купе:

  • 2 спальных места;
  • персональный санузел с душем, умывальником и санузлом;
  • ТВ с возможностью выбора фильмов;
  • столик;
  • розетки;
  • сейф.

Вагон СВ, 1 класс

Состоит из 6 двухместных купе. Горячая еда, набор полотенец, постельное, плед и набор для гигиены включены в стоимость.

В каждом купе:

  • 2 спальных места;
  • ТВ с возможностью выбора фильмов;
  • столик;
  • розетки;
  • сейф.

Вагон 1 класса с местами для сидения

Горячее питание, плед, набор для гигиены предоставляются бесплатно

Каждое место оснащено:

  • регулируемым подголовником, спинкой и ножной подставкой;
  • откидным столиком;
  • осветительной системой;
  • аудиосистемой;
  • розеткой.

Вагон 2 класса со спальными местами

Состоит из 4 четырехместных купе и одного двухместного. Питание, напитки, печатные издания предоставляются платно.

В каждом купе присутствуют:

  • системы освещения (общая и персональная);
  • столик;
  • аудиосистема;
  • розетки;
  • система кондиционирования.

Дополнительно в составе присутствуют вагон-ресторан на 30 мест и вагон буфет. Пассажиры могут заказать горячие блюда, салаты, закуски, десерты и напитки.

Купить билет в РЖД.

Стоимость проезда на поезде зависит от выбранного места и времени поездки. Стоимость оценивается в Евро, пересчитывается в рубли по текущему курсу при покупке билета.

Цена стандартного взрослого билета без скидок и специальных предложений составляет (в евро):

  • 323,50 за место в Люксе;
  • 227,92 за место в СВ;
  • 155,04 за сидячее место в 1 классе;
  • 177 за место в вагоне 2 класса.

Стоимость билета для ребенка в каждом случае вдвое ниже, чем взрослого.

Купе в вагонах Люкс 1-го класса можно выкупить полностью с небольшой наценкой:

  • 353,50 за Люкс;
  • 266,50 за купе 1-го класса.

Скидки на поезд Стриж

Билет на поезд «Стриж» есть возможность приобрести с неплохой скидкой по одному из действующих предложений. Скидки предоставляются в следующих случаях:

  • 30% при покупке купе 2 пассажирами;
  • 30% для лиц старше 60 и от 12 до 25 лет;
  • 40% при покупке билетов для 6 пассажиров;
  • 50-40% при покупке билетов детям в составе группы;
  • 20% группам из 2-5 человек;
  • 35% скидка в день рождения +/-7 дней;
  • 35% скидка в течение месяца после свадьбы;
  • 5% на все верхние полки;
  • 10% при покупке билета за 60-45 суток.

Скидки на билеты не суммируются, применяются последовательно.

Посадка и проезд в поезде

Пассажирам рекомендуется заранее приезжать на вокзал для посадки на «Стриж». Пассажир должен предъявить проводнику заграничный паспорт и билет. Рекомендуется заранее ознакомиться с таможенными правилами, правилами перевозки животных, во избежание проблем.

Правила проезда с детьми

Все пассажиры имеют возможность осуществить бесплатную перевозку 1 ребенка до 4 лет, без предоставления дополнительного места. Желательно выкупить купе для поездки с маленьким ребенком, для большей комфортабельности. Проезд детей невозможен без сопровождения взрослых. Животные должны иметь электронный идентификатор.

Правила проезда с животными

Провоз малых домашних животных и птиц разрешен в количестве не более 2 на одно место. У пассажира должен быть международный паспорт на провозимое животное. Пассажиры обязаны соблюдать все необходимые правила санитарии и гигиены при поездке с питомцами.

Места для инвалидов

В поезде есть специальные вагоны с купе для инвалидов и их сопровождающих. Купе для инвалидов отличается большим количеством пространства, увеличенным санузлом.

Как купить билет на поезд Стриж?

Покупка билетов на поезд «Стриж» Москва-Берлин доступна максимум за 60 дней до посадки. Приобрести проездной документ можно непосредственно через сайт РЖД, через любой иной удобный сервис. Также можно купить билет непосредственно в кассе. Продажа билетов в электронном виде останавливается за час до выезда состава.

Электронная регистрация производится по всему маршруту и доступна в период не более 1 часа спустя отправления с первой станции маршрута.

Пересечение границы. Таможенный и паспортный контроль

Из-за пересечении границы все пассажиры проходят обязательный таможенный и паспортный контроль. Пассажиры обязаны предъявить загранпаспорт, действующую визу. Досмотр происходит во время движения поезда.

Иностранные граждане для пересечения границы РФ, обязаны заполнить таможенную декларацию и миграционную карту.

Багаж в поезде

Пассажиры имеют право перевозить ручную кладь. Ручная кладь не должна содержать запрещенную продукцию, товары сверх разрешенных таможенных нормативов.

Обязательны для декларирования товары стоимостью 1500 Евро и весом свыше 50кг, драгоценности, ценные бумаги, оружие, свыше 3 литров алкоголя, наркотические вещества т.д.

При необходимости оформления возврата НДС за товары, приобретенные в странах ЕС необходимо приготовить их к осмотру. Также необходимо приложить товарный чек, и Tax Free форму.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как приобрести билет?

Для этого следует выполнить следующие действия на нашем сайте:

  • задать маршрут, выбрать подходящую дату в разделе ;
  • найти соответствующий поезд и вагон;
  • выбрать место;
  • ввести свои данные;
  • выполнить проверку введенной информации, оплатить банковской картой;
  • получить билет на почту, распечатать его или сохранить на мобильном устройстве;
  • при посадке предъявить билет вместе с заграничным паспортом.

Можно ли приобрести билет на «Стриж» Москва-Берлин по паспорту РФ?

Нельзя. Пассажиры пересекают границу государств, потому приобретение билетов доступно лишь по загранпаспорту или иному документу, разрешающему выезд за пределы страны.

Какие нужны документы?

Основной документ — загранпаспорт. Так же всем пассажирам требуется заполнить миграционный лист с указанием ФИО, гражданства и цели путешествия.

Нужна ли виза?

Нужна ли виза для россиян, однозначно — да. Это обязательное условие для пересечения государственной границы России. А вот, чтобы купить международный билета виза не требуется, достаточно ваших паспортных данных, однако в поездке для пересечения границы с другим государством виза обязательна потребуется.

Как пройти электронную регистрацию на «Стриж»?

Если при оформлении билета на поезд «Стриж» пассажир не снял галочку «пройти электронную регистрацию», то она будет осуществлена автоматически. Если подобная регистрация не требуется, галочку можно снять. При автоматической регистрации пассажиру достаточно предъявить билет и загранпаспорт.

Как вернуть билет на поезд?

Все купленные электронные билеты на состав «Стриж», легко вернуть онлайн, перейдя по ссылке, которая была выслана по почте или посредством СМС-сообщения.

Уплаченные сборы не возвращаются, РЖД дополнительно взимает комиссию, сбор и штраф за возврат. Сумма сборов, комиссий и штрафов зависит от оставшегося времени до отправления.

Многие не понимают, зачем покупать билеты на поезд в Берлин и 20 часов проводить в дороге, когда можно за те же деньги и примерно за 2,5-3 часа долететь до немецкой столицы на самолете. Попробую объяснить.

1. В эту субботу, 17 декабря, РЖД запустили скорый поезд Стриж по маршруту Москва - Берлин. С переводом названия поступили просто - в России он "Стриж", за рубежом - Strizh. Выглядит состав так же, как и тот, который сейчас ходит в Нижний Новгород. Но это только на первый взгляд.

2. Увы, нельзя порадоваться за российского производителя и сказать, что Стриж - это детище Тверского вагоностроительного завода или Уральских локомотивов. Поезд является адаптированным к российским климатическим условиям проектом испанского Тальго 250, который с успехом используется на железных дорогах Европы, и даже в Казахстане. Чем больше я изучал состав, тем больше понимал, насколько он не похож на наши классические поезда дальнего следования.

3. Первое, что бросается в глаза - вагоны существенно короче и ниже. Длина одного вагона всего 13 метров: в два раза меньше нашего родного российского.

4. Все оборудование для работы состава спрятано не под полом, как это обычно бывает, а в двух технических вагонах. Они находятся в начале и в конце поезда. Короткие кузова вагонов облегченной конструкции, изготавливаемые в основном из алюминиевых сплавов, позволяют понизить центр тяжести. Нет здесь и привычных колесных тележек. На весь состав из 20 вагонов приходится 21 колесная тележка, с независимым вращением колес на собственных полуосях. То есть у каждого вагона всего по 1 (одной, Карл!) колесной паре.

5. Собственно, вот картинка. Колесные тележки располагаются под узлами сочленения вагонов. Получается, что с одной стороны вагон опирается на свою колесную пару, а с другой - на колесную пару следующего вагона. За счет всего этого вагоны могут проходить сложные участки и кривые быстрее, а воздействие на путь оказывается сильно меньше, чем у обычных тележек.

6. Хитрая система тяг доворачивает тележку в поворотах. Это позволяет свести к минимуму боковые нагрузки на колеса и уменьшить износ гребня об рельсы.

7. Чтобы избежать наледи в условиях российского климата, колеса обдуваются теплым воздухом (примерно 38 градусов).

8. Во время реконструкции депо Москва-Киевская специально для обслуживания Стрижей было оборудовано три отдельных пути. На фотографии - устройство для обточки, которое позволяет ремонтировать колеса без разборки тележек.

Это первый в России поезд, оборудованный системой автоматического изменения ширины колесных пар. Специально для этого поезда в Бресте создано переводное устройство. Таким образом, с колеи российского стандарта 1520 миллиметров на европейский 1435 миллиметров Стриж перейдет всего за 20 минут. Раньше эта процедура занимала порядка двух часов.

Кстати, существует распространенное мнение, что при выборе ширины колеи в России сыграл роль и военный аспект - отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию.

На самом деле, скорее всего ни о чем таком изначально серьезно не думали, а просто выбрали одну из существовавших в те годы моделей, которая тогда была популярна в США. Военное значение разницы колеи на сегодняшний день не очень велико - уже в середине XX века железнодорожные войска могли спокойно перешивать от 10 до 30 километров дороги в день. Ширина колеи не имела особого значения и потому, что отступавшие войска еще со времен Первой мировой нередко разрушали за собой пути. Для снабжения наступающих войск на территории противника часто строили специальные временные узкоколейки.

В Бресте пограничники никого не выпускали из поезда и проводили проверку документов прямо в движении. Поэтому снять процесс смены колеи состава мне не удалось. Кому интересно, рекомендую посмотреть репортаж на эту тему у Саши russos http://russos.livejournal.com/1355962.html

9. На фотографии видно, что вагоны Стрижа ниже нашего двухсистемного электровоза ЭП20 чуть ли ни на треть. Высота платформы для Стрижа в два раза меньше стандартных. Первый и последний вагоны поезда технические - в них нет пассажиров, только оборудование.

10. В технических вагонах находятся все системы, которые обеспечивают жизнедеятельность, безопасность и пожаротушение, связь этого поезда и так далее. Здесь установлены дизель-генератор, воздушный компрессор, системы очистки и подогрева воздуха. В составе штатно работают два генератора, но в случае поломки даже один сможет снабжать весь поезд электричеством. Запаса дизельного топлива хватает до 15 часов работы зимой и до 30 летом. Все зависит от температуры наружного воздуха. Выглядит очень аккуратно и даже в чем-то футуристично.

11. Не менее космическими выглядят и пассажирские вагоны.

12. Весь поезд имеет сквозной проход, при этом еврогабарит накладывает свои ограничения - все коридоры у́же, чем у "нас", и двум полным людям разойтись будет сложно. На фотографии в конце коридора складной стул и столик. Да, это место проводника. У него больше нет своего купе, где всегда можно было купить шоколадку «Аленка» и заказать чаек.

13. В каждом втором вагоне установлен кулер с горячей и холодной водой.

14. Варианты компоновки вагонов поезда.

15. Стандартное купе. В нишах стен спрятаны лежачие полки. Справа на дальнем плане - лесенка, чтобы забираться наверх. На полке сверху - раскладные столики для каждого кресла. Билеты в таком купе стоят от 10000 рублей.

16. Вид с другой стороны.

17. Если в разложенном состоянии полок такое купе и напоминает наши российские поезда, то на этом сходство заканчивается.

18. Вместо привычного столика - раковина с краном!

19. Сидячий вагон, самый дешевый вариант проезда - от 9000 рублей за место. Выдвижные столики из подлокотника, индивидуальные розетки, нормальное расстояние между сиденьями, подставки для ног, крючки для одежды - оснащение отличное.

20. Сидения удобные, похожи на бизнес-класс в самолете, но 20 часов провести сидя - это круто. На самом деле эти места предназначены в первую очередь для тех, кто будет ездить между Белоруссией, Варшавой и Берлином на расстояния, проходимые за 3-6 часов.

21. Двухместное СВ. Именно в таком "номере" я ехал до самого Берлина. Билет стоил 17000 рублей - за эти деньги выкупаются сразу оба места, и путешествуешь один. Проехать с соседом стоит примерно 13000 рублей за место.

22. Самолет или космический челнок, но никак не поезд)

23. В СВ тоже есть своя раковина.

24. Вариант с разложенными кроватями. Интересная особенность: если разложить кровать под силу каждому, то вот захлопнуть полку обратно в стену сможет только спортсмен. Нужно приложить кучу усилий, чтобы смялась подушка с одеялом, и полка вошла на свое место.
Зато это полноценная кровать. Широкая и длинная, в меру жесткая, как я люблю. С моим ростом 178, ноги и руки ни во что не упирались.

А вот ехать сидя с разложенными кроватями оказалось тесно - голова упирается в верхнюю полку. Поэтому либо лежать на кроватях, либо складывать полки и ехать сидя в креслах. Раскладную лестницу я использовал в качестве столика для ноутбука.

25. А это - семейное купе, с довольно странным компоновочным решением. Это два стандартных СВ, с дополнительной общей дверью (справа на фотографии).

26. Для всех перечисленных классов в каждом вагоне имеется один санузел. Его вполне достаточно, потому что вагоны маленькие, людей помещается немного. Тем более, что у всех есть свои раковины.

27. Но это еще не все. Есть места еще круче - это вагоны класса люкс, где в каждом "номере" есть свой туалет и душ!

28. Вуаля. Недаром билет в люксе стоит как перелет в Берлин бизнес-классом: 30000 с человека или 50000 за купе целиком.

29. Кроме отдельной кабинки с душем, люкс отличается от СВ наличием телевизора и сейфа. Также здесь есть небольшой столик. Просто столик, не раковина.

30. Посмотрим немного на детали. Стоп-кран, молоток для разбивания стекла, динамик и регулятор кондиционера. Стоит отметить, что в этом поезде я совсем забыл про слово "душно". Система воздухообмена работала идеально, поэтому и ночью спалось прекрасно.

31. Раковина хоть и небольшая, но ее вполне хватает, чтобы умыться, помыть фрукты/овощи.

32. Под раковиной спряталась микромусорка размером с три томика Войны и Мир.

33. Боковая ниша с 4 вешалками для верхней одежды и вместительная багажная полка, в углу которой лежат складные столики.

34. Решение спорное, так как при установленном столике уже ни встать, ни сесть в кресло не получится. Лично я доставал его только для того, чтобы сделать фотографию.

35. Так выглядит просторное купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

36. За дверью - гигантский санузел с душем, раковиной и унитазом.

37. Ну и наконец, главные тусовочные места поезда: вагон-ресторан и вагон-бар)

38. В одном вагоне сидячие места со столиками, в другом кухня и барная стойка.

39. Поезд будет курсировать два раза в неделю, отправляясь с Курского вокзала Москвы по субботам и воскресеньям в 13:05 и прибывая на станцию Берлин Остбанхоф в 07:19 следующих суток по местному времени.

Я долго вслушивался в речь репортера, а тот все сбивался и нес какую-то чушь. Потом оказалось, что он говорил по-польски)

40. Теперь несколько слов про саму поездку и ее рациональность. Зачем ехать на поезде в Берлин 20 часов, когда за те же деньги можно слетать на самолете в разы быстрее? Вопрос хороший, но на самом деле может легко возникнуть ситуация, когда такая поездка будет оправдана. Представим, что я в очередной раз еду на съемку железнодорожной выставки Иннотранс в Германию. Вставать в 3 часа ночи, ехать в аэропорт, куда-то лететь и потом еще целый день снимать - спасибо, не надо, такое я не раз проходил. Чтобы с утра быть готовым к работе и с полными силами приехать в Messe Berlin, нужно прилететь вечерним рейсом, заселиться в отеле, и выспаться.

В аэропорт я обычно добираюсь около двух часов и стараюсь приезжать за два часа до вылета. Сам перелет длится 2,5 часа. Все вместе, с прохождением таможенного контроля, получением багажа от дома до отеля выходит в 7-8 часов стабильно. То есть, чтобы в полночь уже спать в Берлине и утром отправиться на работу, из дома нужно выйти в 5-6 вечера.

Лично у меня дорога от дома до моего купе заняла 29 минут. Вышел я в 12:30. При этом не было процедур сдачи багажа, досмотра, стерильной зоны, ожидания посадки и так далее. Я зашел в вагон, сел и поехал. Получается, что потеря по времени уже не такая большая, всего часов пять. Зато какие плюшки! И за лишнюю ночь в отеле в Берлине платить не надо)

41. А по комфорту современный поезд гораздо лучше самолета, тут и говорить нечего. И нет бесконечных аэропортных очередей. Кто летал из Берлина или Франкфурта в Москву, меня поймут.

42. Даже небольшой перелет не сравнится по количеству беготни и суеты на минуту времени.

44. В поезде можно пообщаться с интересными людьми, зависать в ресторане, пить чай и вести неспешную беседу. В этой поездке я познакомился с замечательной парой: Юлией и Игорем. Они регулярно летают в Берлин к родственникам и впервые отправились в Германию на поезде. Юля рассказала, что она ждала этот поезд три года. Сроки запуска все время переносились. Она звонила, и писала письма в РЖД с вопросом, когда же запустят поезд. Приходили официальные ответы о том, что поезд проходит испытания, что прилагаются все усилия для скорейшего запуска нового состава. И вот Юля дождалась первого рейса)

45. Разговорились: "Мы все время куда-то спешим, бежим. Не позволяем себе пауз. У нас нет времени побыть наедине с собой, со своим любимым человеком. Посидеть в тишине, о чем-то подумать. Посмотреть в окно. Полет на самолете - это скорее телепортация, при этом зачастую сам полет занимает меньше времени, чем предполетные процедуры, а поездка на поезде - вот настоящее путешествие. А еще мы заказали в Германии кухонный сервиз, в Москве он стоит в 6 раз дороже. Вот как можно довезти домой сервиз в сохранности, как не на поезде?"

46. Я призадумался. Тем временем за окном мелькали российские пасторальки.

47. Вагон-ресторан не пустовал всю поездку. При этом публика была совершенно разной. От бизнесменов с дорогими часами до ребят в шлепках и спальных пижамах. Спросил у нескольких посетителей, почему они выбрали поезд. Кто-то хотел спокойно отдохнуть в пути, добравшись до Берлина без суеты аэропортов. Кому-то нужно было перевезти большой багаж. Двое сказали, что всегда ездят поездом, и не видят причин изменять привычкам. Первый рейс был полон под завязку - все билеты выкупили уже за пару недель до отправления.

48. Я успел несколько раз продегустировать местную кухню, и остался в полном восторге. Единственный нюанс первого поезда - в ресторане не успели отладить систему оплаты по картам. У меня было всего 500 рублей, которые я обменял на борщ. А дальше пришлось искать добрых людей, кто поменял мне 50 евро на рубли. Иначе пришлось бы до Берлина голодать, или искать бомж-пакеты по ларькам на коротких остановках в Орше или Бресте)

49. Кому интересно посмотреть меню и цены, нажмите на фотографию.


50. За осмотром поезда, обедом и беседами время пролетело быстро. Вечером мы были уже на минском вакзале.

51. Заявленный вайфай работал, но в интернет не пускал. Был еще один повод отдохнуть от работы и сети. Я смотрел кино и общался с Игорем и Юлей.

52. Из недостатков поездки хочется отметить медленное прохождение польской границы. Белорусы пропустили нас быстро, а поляки мурыжили и задержали поезд на час. В итоге удалось лечь спать только после паспортного контроля в 2 ночи. Из-за задержки в Берлин мы приехали с опозданием в 30 минут. Понятно, что с обкаткой поезда данные процессы будут отлаживать, оптимизировать и улучшать. А процесс смены колеи я даже не заметил.

В 7:40 воскресения я стоял на платформе вокзала Остбанхов. Под ногами был рассыпан реагент с мраморной крошкой. Полицейские проводили прочь дурнопахнущего и шатающегося бомжа. Какие-то гопники с разбитыми и пьяными лицами пытались со мной заговорить. Будто из Москвы и не уезжал)

Ну что, хотели бы на таком прокатиться?

Дмитрий Чистопрудов, фотоагентство Vostok . По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту

МОСКВА/МАДРИД, 17 дек — РИА Новости/Прайм. "Федеральная пассажирская компания" (ФПК, "дочка" РЖД по перевозкам пассажиров в дальнем следовании) в субботу, 17 декабря, отправляет в первый рейс из Москвы в Берлин новый поезд, который будет курсировать под брендом "Стриж" (Strizh), сообщили РЖД.

Впервые пассажирский поезд сформирован из вагонов, оборудованных системой автоматического изменения ширины колесных пар. Это позволит сократить время на переход с колеи российского стандарта 1520 миллиметров на европейский 1435 миллиметров на ст. Брест (Белоруссия).

Поезду "Стриж" потребуется около 20 минут для прохождения по специально оборудованному переводному устройству, тогда как в настоящее время смена колесных пар занимает около 2 часов. Таким образом, расстояние от Москвы до Берлина поезд будет преодолевать за 20 часов 14 минут против 24 часа 49 минут в настоящее время. От Берлина до Москвы дорога займет 20 часов 35 минут вместо 25 часов 56 минут.

Производителем подвижного состава является испанская Patentes Talgo. "Выбранное название "Стриж" вполне соответствует характеристикам поезда - он быстрый и проворный", — заявили РИА Новости в Talgo. Поезд способен развивать скорость до 200 км в час.

"Стрижи" полетели

Поезд "Стриж" отправится в первый рейс в Берлин в субботу с Курского вокзала Москвы в 13.05 мск. Из Берлина первый рейс отправится 18 декабря.

Далее поезд "Стриж" будет курсировать два раза в неделю, отправляясь с Курского вокзала Москвы по субботам и воскресеньям в 13.05 мск и прибывая на станцию Берлин Остбанхоф в 07.19 следующих суток (по местному времени).

Из Берлина (станция Берлин Остбанхоф) поезд будет отправляться по воскресеньям и понедельникам в 18.50 (по местному времени) и прибывать на Курский вокзал Москвы в 17.25 мск.

Поезд в пути следования сделает остановки на станциях Смоленск, Орша, Минск, Брест, Тересполь, Варшава, Познань, Жепин, Франкфурт (Одер).

Цены на билеты

Поезда "Стриж" состоит из 20 вагонов разных классов общей вместимостью 216 мест.

ФПК объявляли на первый рейс скидки от 20 до 40%. Согласно сайту компании, например, взрослый билет на этот рейс в зависимости от класса стоит от 148,6 до 495,5 евро. Цена такого же билета на "Стриж" с 18 декабря по 13 января составит от 169,5 до 667,5 евро, соответственно, а с 14 января по 28 марта 2017 года - от 169,5 до 452,5 евро, соответственно.

"Стоимость проезда указана в одну сторону на одного пассажира в евро. При покупке билета его стоимость пересчитывается по текущему курсу и оплачивается в рублях. Актуальную цену можно посмотреть при покупке билетов на нашем сайте или в международных кассах. Все скидки предоставляются к стоимости проезда", — сообщали РЖД.

Скоростной поезд Стриж запущен по маршруту Москва - Нижний Новгород с 1 июня 2015 года. "Стриж" курсирует ежедневно и совершает до 5 рейсов в день. Время поезда в пути - от 3 часов 35 минут.

Количество вагонов в поезде Стриж - 18 пассажирских и 2 технических.

Состав поезда

Какие вагоны есть в поезде Стриж:

  • вагоны 1 класса с местами для сидения - вагон №8, №9 (№10,№11)*
  • вагоны 2 класса с местами для сидения - вагоны №10-№18 (№12-№17)*
  • вагон Купе со спальными местами - вагон №18*
  • вагоны СВ со спальными местами - вагоны №1-№5
  • вагон - ресторан
  • вагон - буфет
*Второй вариант исполнения поезда Стриж

Комфорт в пути

Какое оснащение в вагонах поезда Стриж Москва - Нижний Новгород:

Система кондиционирования и отопления
- экологически чистые туалетные комплексы

Развлечения и отдых в пути

Компания РЖД предлагает следующие развлечения для отдыха в пути во время путешествия на поезде Стриж Москва - Нижний Новгород:
- видеомониторы
- Wi-Fi на всем пути следования (услуга платная)
- индивидуальные аудио-системы

Питание в пути

Вагон ресторан в поезде Стриж Москва — Нижний Новгород

В поезде Стриж работает вагон-буфет. К вашим услугам широкий выбор горячих блюд, закусок, салатов, десертов, горячих и прохладительных напитков.

Дополнительно:
В пути следования предоставляется питьевая вода. К вашим услугам в каждом вагоне: кофе, чайная и кондитерская продукция, печатные издания, сувениры и прочие товары (за отдельную плату).

Характеристика вагонов

Здесь представлена характеристика вагонов поезда "Стриж" Москва - Нижний Новгород

Количество купе: 5; количество мест: 10.

Каждое купе состоит из комнаты отдыха и санитарно-гигиенического помещения.

В каждом купе:
- 2 спальных места, нижнее спальное место трансформируется в 2 места для сидения;
- сейф, откидной столик;
- индивидуальный санузел с душевой кабиной и биотуалетом;
- телевизор с возможностью выбора фильма;
- розетки 220В;
- карты-ключи доступа в купе.

Сервис:
- питание;
- комплект постельного белья и полотенец;

Вагон 1 класса

Пассажирские места имеют:

- аудиосистема;
- розетка 220В;
- регулируемый подголовник кресла;
- регулируемая подставка для ног;

Сервис:
- питание;
- плед;
- санитарно-гигиенический набор.

Вагон 2 класса

Количество мест для сидения: 20.

Пассажирские места имеют:
- индивидуальная система освещения;
- аудиосистема;
- розетка 220В;
- регулируемый наклон спинки кресла;
- индивидуальный откидной столик.

Сервис:
- питание и напитки (можно заказать у проводника за отдельную плату).

Безопасность

Как устроен поезд Стриж с точки зрения безопасности:

Безопасность в поезде сотрудники охранных структур или транспортной полиции. Работа оборудования вагона контролируется с помощью спутниковой системы контроля безопасности и связи. Все вагоны оснащены пожарной сигнализацией.

Провоз животных

Провоз мелких животных бесплатный. Провоз крупных собак не предусмотрен.

Для провоза мелких животных необходим выкуп всего купе. Провоз мелких животных бесплатный. Для провоза крупной собаки необходим выкуп всего купе. Можно провезти только одну крупную собаку. Провоз крупной собаки бесплатный.

Для провоза мелких животных не нужен выкуп дополнительных мест. За провоз животного взимается плата. Провоз крупных собак не предусмотрен.

Прочая информация

Внимание! Просим пассажиров поезда "Стриж" прибывать на вокзал заблаговременно в связи с необходимостью прохождения досмотровых процедур.