Военные объекты на курильских островах. Дальневосточный форпост: зачем России строить военно-морскую базу на Курилах. Какую базу может позволить себе Россия

Объем действующей до 2015 года ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы" составляет 21 млрд рублей.

Основная часть этой суммы выделяется из федерального бюджета. Также Сахалинская область планирует привлечь для развития Курил средства частных инвесторов. Частные инвестиции в экономику островов составляют сейчас миллиард рублей в год, а к 2015-му — возрастут до 6 миллиардов. подробно о новой инфраструктуре Курильских островов (много фото) Курильские острова включают 30 больших и множество мелких островов. Население проживает постоянно только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Население Курильских островов — 18 735 человек остров Кунашир - самый южный остров Большой гряды Курильских островов. Население — около 8000 человек . Южно-курильск - административный центр Южно-Курильского округа.


Социальное жилье

В августе 2012 г. в Южно-Курильске состоялась церемония вручения ордеров и ключей от новых квартир. 10-квартирный дом построен на средства областного и местного бюджетов по одной из областных программ.
Дом культуры (медико-просветительская экспедиция «Рубежи России»,август 2010 г.)
Новый детский сад Порт Южно-Курильска Новый глубоководный причал

Ввод в эксплуатацию современных глубоководных причальных комплексов на Кунашире и Итурупе выведет на качественно новый уровень транспортную инфраструктуру на Курилах и повысит качество жизни на островах. Теплоход «Игорь Фархутдинов» впервые пришвартовался у нового причала (февраль 2011 г.)
На средства федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов и бюджета Сахалинской области идет строительство морского вокзала на территории построенного причального комплекса в Южно-Курильской бухте. В этом здании кроме пассажиров будут располагаться различные службы — пограничный контрольно-пропускной пункт, таможенный пост, портнадзор, администрация и диспетчерская морского порта. Окончание строительства планируется в 2012 году.

Аэропорт «Менделеево» Аэродром был построен японцами, когда остров Кунашир ещё находился под управлением Японии и с тех пор практически не перестраивался. В 2006 г. был закрыт из-за полного износа инфраструктуры и разрушения взлётно-посадочной полосы. В ходе реконструкции, в рамках ФЦП социально-экономического развития Курильских островов, были введены в эксплуатацию новый пассажирский терминал, рулевые дорожки, новый перрон, взлетно-посадочная полоса (ВПП),система посадки и светосигнальное оборудование. На острове действует Менделеевская ГеоТЭС (геотермальная электростанция), которая обеспечивает остров теплом и электричеством. Энергия вулкана как источник тепла и света для человека — принцип работы этой станции. Ввод в эксплуатацию в 2007 г. II очереди станции обеспечил на 100% потребность в тепле Южно-Курильска. Запланированная модернизация Менделеевской ГеоТЭС позволит увеличить ее мощность с 3,6 МВт до 7,4 МВт.
На о. Кунашир работают два рыбоперерабатывающих производства — ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» и ООО «Дельта" . Южно-Курильский рыбокомбинат модернизировал свои производственные перерабатывающие линии. Вся рыба и морепродукты, выловленные своим собственным траловым флотом, доставляются на берег без потери качества. Комплексная смена из 25 человек успешно справляется с большими объёмами поступающего сырья. В 2011 году на о. Кунашир были положены первые километры асфальта.

остров Итуруп -остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага. Население — 6387 человек . Курильск - административный центр острова. В п.Курильск в последние годы построен современный микрорайон «Северный». В его черте планируется возвести большой дворец культуры и спорта, под крышей которого разместятся спорткомплекс, бассейн, дом культуры и другие учреждения. В 2006 году на острове был запущен современный рыбоперерабатывающий комплекс «Рейдово" .
Шесть камер воздушной заморозки обеспечивают выпуск 74 тонн готовой мороженой рыбопродукции в сутки.
На о. Итуруп так же расположен рыбоперерабатывающий цех «Ясный»,оснащенный единственным в своем роде морозильным тоннелем для воздушной заморозки рыбы,позволяющим непрерывно замораживать 210 тонн готовой рыбопродукции в сутки. Имеется икорный цех, где изготавливают 3 тонны икры в сутки. Кроме этого, посольный цех производительностью 25 тонн в сутки и холодильник мощностью 2300 тонн единовременного хранения. Работает еще несколько рыбопромышленных предприятий, самые крупные из которых — «Скит», «Буг», «Континент». На острове уже построены здания Курильской средней школы на 250 учащихся, а также современная центральная районная больница на 50 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену. Новая больница
Спортивный комплекс

работы по благоустройству

В феврале 2012 г. сданы в эксплуатацию два 8-квартирных дома
Новый аэропорт «Итуруп» располагается на солнечной стороне острова, что позволит беспрепятственно добираться до острова даже в непогоду. Увеличенная взлетно-посадочная полоса длиной 2,2 км будет принимать все типы самолетов, эксплуатирующиеся в регионе. Рядом с Курильском расположен геотермальный источник с радоновыми водами.
Несколько лет назад источники представляли собой два бетонных чана для засолки рыбы, в которых и принимали ванны отдыхающие, не забывая при этом усеивать окрестности битым бутылочным стеклом. Благоустроила геотермальные источники компания «Гидросторой»
остров Шикотан - самый крупный остров Малой гряды Курильских островов. Малокурильское - административный центр острова. Население — около 2100 человек . На средства федеральной программы уже возведен и эксплуатируется глубоководный пирс в Малокурильской бухте на Шикотане, а в соседней бухте Крабозаводской на том же Шикотане близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования — собственных средств ЗАО «Гидрострой» и областного бюджета.



Рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск» оснащен самым современным оборудованием .
мощность цеха позволяет ежесуточно принимать и обрабатывать до 300 тонн рыбы-сырца.
Новый детский сад на 70 мест (2010 г.)

Российские власти намерены выделить дополнительные 16 млрд рублей на развитие Курильских островов.
Об этом сообщил губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин после прошедшего в Курильске рабочего совещания с участием членов правительства РФ, посвященного реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы» .

13 млрд рублей из этой суммы планируется выделить из федерального бюджета, остальные 3 млрд рублей - из местного. Также Сахалинская область планирует привлечь для развития Курил средства частных инвесторов. Им, по мнению Хорошавина, будет интересно развитие таких отраслей, как морские биоресурсы, туризм.

Объем действующей до 2015 года ФЦП по развитию Курил составляет 15 млрд рублей (инвестиции из федерального бюджета).
Основные направления программы - развитие транспортной инфраструктуры, социальной сферы и энергетики.

подробно о новой инфраструктуре Курильских островов (много фото)

Курильские острова - включают 30 больших и множество мелких островов.
Население проживает постоянно только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане.
Население Курильских островов - 18 735 человек

остров Кунашир - самый южный остров Большой гряды Курильских островов.
Население - около 8000 человек .
Южно-курильск - административный центр Южно-Курильского округа.

Для приема делегаций был построен Центр Дружбы


Бесплатное социальное жилье


Дом культуры
(медико-просветительская экспедиция «Рубежи России», август 2010 г.)

Открытие нового детского сада
губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин (справа)



Порт Южно-Курильска

Новый глубоководный причал


Ввод в эксплуатацию современных глубоководных причальных комплексов на Кунашире и Итурупе выведет на качественно новый уровень транспортную инфраструктуру на Курилах и повысит качество жизни на островах.
Теплоход «Игорь Фархутдинов» впервые пришвартовался у нового причала
(февраль 2011 г.)

Аэропорт «Менделеево»
Аэродром был построен японцами, когда остров Кунашир ещё находился под управлением Японии и с тех пор практически не перестраивался.
В 2006 г. был закрыт из-за полного износа инфраструктуры и разрушения взлётно-посадочной полосы.
В ходе реконструкции, в рамках ФЦП социально-экономического развития Курильских островов, были введены в эксплуатацию новый пассажирский терминал, рулевые дорожки, новый перрон, взлетно-посадочная полоса (ВПП), система посадки и светосигнальное оборудование.

На острове действует Менделеевская ГеоТЭС (геотермальная электростанция), которая обеспечивает остров теплом и электричеством.
Энергия вулкана как источник тепла и света для человека - принцип работы этой станции.
Ввод в эксплуатацию в 2007 г. II очереди станции обеспечил на 100 % потребность в тепле Южно-Курильска.
К 2011 г. планируется модернизация и введение дополнительных мощностей, в результате чего общая мощность объекта возрастет почти в три раза - с 1,8 МВт до 5 МВт.

остров Итуруп -остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага.
Население - 6387 человек .
Курильск

Бухта Китовая


В 2006 году на острове был запущен современный рыбоперерабатывающий комплекс «Рейдово» .
Шесть камер воздушной заморозки обеспечивают выпуск 74 тонн готовой мороженой рыбопродукции в сутки.

На о. Итуруп так же расположен рыбоперерабатывающий цех «Ясный», оснащенный единственным в своем роде морозильным тоннелем для воздушной заморозки рыбы, позволяющим непрерывно замораживать 210 тонн готовой рыбопродукции в сутки.
Имеется икорный цех, где изготавливают 3 тонны икры в сутки. Кроме этого, посольный цех производительностью 25 тонн в сутки и холодильник мощностью 2300 тонн единовременного хранения.

На острове уже построены здания Курильской средней школы на 250 учащихся, а также современная центральная районная больница на 50 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену.
Новая больница

Спортивный комплекс


благоустройство сквера в центре города



Рабочая поездка губернатора

На Итурупе продолжается возведение аэропорта, который будет оснащен по последнему слову техники. Новые воздушные ворота располагаются на солнечной стороне острова, что позволит беспрепятственно добираться до Итурупа даже в непогоду. Увеличенная взлетно-посадочная полоса длиной 2,2 км будет принимать все типы самолетов, эксплуатирующиеся в регионе.

остров Шикотан - самый крупный остров Малой гряды Курильских островов.
Малокурильское - административный центр острова.
Население - около 2100 человек .
Развитие причальной инфраструктура на о.Шикотан



Рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск», оснащен самым современным оборудованием.

Мощность цеха позволяет ежесуточно принимать и обрабатывать до 300 тонн рыбы-сырца.

Новый детский сад на 70 мест (2010 г.)

Новая школа (2006 г.)


На всех островах – Итурупе, Кунашире и Шикотане идёт строительство систем топливообеспечения

остров Парамушир - один из островов Северной группы Большой гряды Курильских островов.
Население - около 2500 человек .
Северо-Курильск - административный центр и единственный населённый пункт острова.
Рыбный порт и рыбокомбинат - основные производства Северо-Курильска.
В 1952 году город был практически уничтожен цунами, однако после этого был восстановлен и существует по сей день.
Памятник погибшим в 1945 г.


День рыбака - один из главных праздников на Курильских островах



Перевозка грузов и пассажиров на острова осуществляется теплоходами «Игорь Фархутдинов» и «Марина Цветаева».

Планы строительства на 2011 год
В 2011 году будет сдан в эксплуатацию детский сад на 40 мест в селе Рейдово на о. Итуруп, завершено строительство причального комплекса в Южно-Курильске. Продолжится строительство здания морского вокзала, в едином трехэтажном комплексе морвокзала площадью более 885 кв. м разместятся все службы, работающие как с внутренними, так и с международными рейсами.
Также будет сдан объект «Строительство и реконструкция систем топливного обеспечения о. Шикотан» в селе Малокурильское.
В текущем году будут построены: 6-квартирный жилой дом в селе Крабозаводское на Шикотане, 10-квартирный дом и четыре 8-квартирных дома в Южно-Курильске, два 8-квартирных дома на Итурупе.
В этом году будет закончена и запущена модульная дизельгенераторная электростанция по ул. Нагорной в селе Малокурильское.
А в рамках региональной программы пожарной безопасности ожидается ввод в эксплуатацию пожарной части в Южно-Курильске.

P.S. Конечно на Курильских островах далеко не всё так радужно и позитивно, как выглядит на этих фотографиях. Я собрала здесь только новые или отремонтированные объекты. Кроме крупных, по меркам Курильских островов населённых пунктов, есть и совсем небольшие поселения, где, тем не менее тоже живут люди.
Но так как программа развития островов принята до 2015 года и положительная тенденция очевидна, то есть все основания верить, что во всех населённых пунктах всех 4 обитаемых Курильских островах будут достойные условия жизни.

с каждой стройкой все труднее сосчитать... Как ранее сообщалось, Спецстрой собирался отстроить в Сахалинской области ряд военных объектов, среди них- полностью автономные военные городки с жилыми домами и общежитиями, казармами, соответствующей инфраструктурой, культурно-досуговыми и спортивными учреждениями. Как эти намерения осуществляются на деле можно узнать из ноябрьских публикаций, имеющих отношение к Минобороны. В них, в частности, говорится, что начальство федерального агентства специального строительства России и директор Спецстроя Волосов А. после инспекционной поездки на Южные Курилы в середине года уверяли, что проблемы со строительством решены, сроки и очередность сдачи социальных и военных объектов определены, и таким образом,все, что намечено для перевооружения группировки российских войск на Южных Курилах будет сделано! Планов громадьё, судите сами:

Бухта Китовая.

На Итурупе в военном городке с.Китовое предусмотрено контрактом от 2012 года строительство общежитий для офицеров и солдат, штаб дивизии, КПП, медпункт, хранилища и склады ГСМ, комбинат питания, тренировочные плацы и площадки,большой учебный корпус, спортивно-тренажерный комплекс и др. согласно тендеру на комплексное обустройство военного городка.Все это надо подрядчику завершить и ввести в строй не позже 15 ноября 2015 года. На строительство авансом по условиям контракта было перечислено более 3 миллиардов рублей. Однако, до субподрядчиков не дошло ни копейки. Нет проектно-сметной документации, за которую отвечает генподрядчик, нет технических условий и рабочей документации по объектам, нет и рабочих ресурсов: из необходимого количества в 700 строителей - на объектах около трети. Генподрядчики ФГУП «Спецстройинжиниринг», ГУИР № 2 (подведомственные Спецстрою организации) заехали на стройку только в июле этого года, словно подгадав к инспекционной проверке.

в/ч в п. Горячий Пляж. Кунашир

Просрочка по выполнению плановых работ колоссальная; почти год, такое отставание в местных условиях нагнать невозможно, кроме того срыв сроков чреват взысканием большой неустойки. Ну а военные не получат многие долгожданные объекты жилой инфраструктуры - общежития и казарменный фонд. Получается, что проходить службу солдатам и офицерам придется в палатках, как сейчас по вине Спецстроя происходит в Приморье? На объектах хозяйственной зоны, учебно-материальной базы, склада ракетного-артиллерийского вооружения, территории базирования группы судов обеспечения и объектах инженерно-технического обеспечения строительные работы вообще не начинались. А может, на Кунашире подрядчики Спецстроя «Спецстройинжиниринг» и ГУИР № 2 укладываются в сроки?

в/ч в п. Лагунное, Кунашир.

Здесь по аналогичному контракту от 2012 года надо сдать такую же инфраструктуру военного базирования к 2015 году. Авансирование на этот проект получено также в полном объеме, но к ноябрю лишь на 20 человек развёрнут временный административный городок и привезены некоторые стройматериалы. Стройка на Кунашире требует около 600 специалистов, но работают всего 30 человек. Странная сложилась ситуация...Военное ведомство по какой-то причине терпит беспорядки и непонятки, происходящие в Спецстрое. А бесконечные комиссии,совещания, согласования между военными и руководством строителей просто бессмысленны.По той причине, что на все эти мероприятия по словам военных постоянно приходят разные люди, к выполнению контракта часто не имеющие отношения. Начиная с 2012года на курильских стройках сменилось четыре субподрядчика, при этом никаких отчетов об освоенных средствах ни от одного из них военное ведомство не получило.... А между тем, срыв работ на островах Кунашир и Итуруп напрямую влияет на планы военного строительства и обеспечение национальной безопасности у наших восточных границ.

В конце марта было объявлено, что в ближайшее время на оспариваемых Японией островах Большой Курильской гряды может появиться пункт базирования кораблей Тихоокеанского флота России. Ранее звучали заявления о серьёзном усилении Восточного военного округа и гарнизонов на спорных островах. «Наша Версия» разобралась, для чего при возрастающей военной угрозе на западных границах происходит значительное усиление российской военной группировки на Дальнем Востоке.

Как сообщил Сергей Шойгу, уже в апреле ВМФ проведёт трёхмесячный экспедиционный поход на острова Большой Курильской гряды, целью которого станет изучение возможностей для создания на Курилах новой базы Тихоокеанского флота. По словам министра обороны, острова имеют важное военно-стратегическое расположение для обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности России, отчего размещение здесь баз «поможет стране более эффективно решать эти задачи». Ранее в Минобороны акцентировали внимание, что проводится плановое перевооружение сил, дислоцированных на Курилах.

В 2016 году в регион планируется перебросить мощное и современное вооружение, в том числе береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», а также беспилотники нового поколения.

При этом российское руководство понимает, что такая активность осложнит отношения с Японией. Не случайно бывший военный, а ныне глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров уже призвал Токио не рассматривать возможное базирование российских военных кораблей на Курилах как угрозу. Впрочем, отметив при этом, что количество кораблей Тихоокеанского военного флота, которые могут быть размещены на Курилах, будет зависеть от качества отношений с Японией и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Япония уже сегодня может вернуть Курилы силой

Спор России и Японии из-за «северных территорий», как в Японии называют Южные Курилы, продолжается более 60 лет, и до сих пор дипломатическим путём не удалось достичь какого-либо компромисса. Потому в ответ на заявления Шойгу в Японии сразу же заявили, что укрепление военной инфраструктуры на спорных территориях вызывает у них озабоченность. Главная причина в том, что Курильские острова имеют важное экономическое и военно-стратегическое значение для всего региона. И прежде всего для России: глубоководный не замерзающий зимой пролив между островами Кунашир и Итуруп является для Тихоокеанского флота единственным выходом в океан. Вот почему вопрос о возвращении островов Японии в принципе вряд ли может быть решён положительно.

Сегодня ни одна из сторон не намерена уступать, кажется, что политические методы исчерпаны, но и в перспективу четвёртой войны Японии с Россией никто не верит. Хотя, как показывают последние события, обстановка в мире может кардинально измениться в считанные недели. Так что военные потенциалы стран могут сыграть в этом споре не последнюю роль. И здесь, к сожалению, многое складывается не в пользу России. По оценкам экспертов, на востоке сосредоточено слишком мало сил, при этом части разбросаны на большом удалении друг от друга. Ещё одной проблемой для Восточного военного округа, который обеспечивает безопасность Курильской гряды, является его удалённость, что не позволяет в короткое время нарастить группировки войск. Потому эксперты считают, что теоретически Япония уже сегодня способна осуществить молниеносную войну, быстро высадившись на Курилах, захватив гавани и якорные стоянки, и прикрыть всё это с моря и с воздуха. Вот почему внимание России к военной составляющей Курильских островов так велико. Тем более что возникло оно на фоне укрепления японских сил самообороны. Так, в середине июля в Стране восходящего солнца были приняты поправки в закон, которые позволяют использовать японскую армию для помощи в защите своих союзников за пределами страны. Поправки также расширили возможности японских сил проводить миротворческие операции за рубежом.

К тому же за последние годы японцы значительно укрепили свои вооружённые силы. Сегодня Морские силы самообороны Японии являются одними из самых мощных в Азиатско-Тихоокеанском регионе и более чем в 2 раза превосходят российский Тихоокеанский флот. Всего в японских ВМС насчитывается более 250 современных боевых кораблей и вспомогательных судов и катеров, в числе которых один лёгкий авианосец и четыре эсминца-вертолётоносца. Большинство эсминцев оснащено противолодочными вертолётами и противокорабельными ракетными комплексами с американскими ракетами «Гарпун». Десантные корабли представлены вымпелами типа «Осуми», танкодесантными «Миура», «Ацуми», малыми десантными кораблями типов «Юра» и «Юсотэи». Ими японцы за раз способны перебросить до одной бригады сухопутных войск. Есть даже лёгкий авианосец типа «Хьюга».

На вооружении 20 дизельных подводных лодок: 7 типа «Харусио», имеющие на вооружении противокорабельные ракеты (ПКР) «Гарпун». Субмарины «Оясио» бесшумные, с 20-узловым подводным ходом, способные стрелять из шести носовых торпедных аппаратов (533-мм) торпедами или ракетами «Саб-Гарпун». Есть две лодки типа «Сорю» – с увеличенной дальностью подводного плавания.

Александр Храмчихин, руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа:

– Перевооружение Восточного военного округа и дивизии на Курильских островах, несомненно, проходит в рамках планового переоснащения российских Вооружённых сил, об этом уже давно говорят. Видимо, в рамках этого будет переоснащаться курильская группировка, возможно, ей будет уделено особое внимание. Причина такого переоснащения очевидна – эти острова оспариваются Японией, при этом они сильно изолированы по географическим причинам. Поэтому там нужно иметь группировку, способную некоторое время полностью автономно отражать нападение противника.

Тихоокеанский флот восстанавливается, но медленно

В то же время потрёпанный постсоветским безвременьем Тихоокеанский флот ВМФ России восстанавливается не так стремительно, как хотелось бы. Сегодня от его былой мощи осталось порядка сотни кораблей, причём третья часть из них находится в ремонте, резерве или на консервации. При этом Тихоокеанский флот разделён на две группировки, которые базируются на Камчатке и в Приморье. Оставшаяся в Приморье часть, по сути, превратилась в небольшую флотилию разнородных сил, где главную боевую мощь составляет перешагнувший 20-летний рубеж ракетный крейсер «Варяг».

На Камчатке дислоцируются подлодки. На вооружении 16-й эскадры субмарин стоят однотипные с «Курском» подводные крейсеры проекта 949А «Антей», атомные торпедные лодки «Щука-Б» (проект 971), дизель-электрические «Варшавянки» и стратегические лодки 667БДР.

Непосредственно Курилы защищает 18-я пулемётно-артиллерийская дивизия численностью 3,5 тыс. человек. 46-й пулемётно-артиллерийский полк находится на Кунашире, 484-й пулемётно-артиллерийский полк – на Итурупе. В то же время дивизия крайне плохо связана с материком, особенно в зимнее время. Это значит, что гарнизон сильно зависим от погоды, с материка будет затруднена доставка боеприпасов, продовольствия и медикаментов. Всё вооружение и техника полка устаревшие, по разным оценкам, до 80% техники и вооружения требует капремонта или должно быть списано. Только в прошлом году появились сообщения, что на вооружении дивизии поступили танки Т-80, это, конечно, не самое современное вооружение, но если вспомнить, что раньше для создания опорных пунктов использовались врытые в землю танки ИС-2, ИС-3 и Т-34, то это серьёзный прогресс.

По некоторой информации, в прошлом году на спорные острова были переброшены береговой противокорабельный ракетный комплекс «Бал», принятый на вооружение ВС РФ в 2008 году. Он предназначен для контроля территориальных вод и проливных зон, защиты военно-морских баз, других береговых объектов и инфраструктуры побережья. Также сообщается, что в данный момент на Курилах присутствует современная система противовоздушной обороны – комплексы «Тор» и «Бук» несут постоянное боевое дежурство. Неоднократно звучали заявления, что в Минобороны рассматривают вариант размещения на Курилах современных зенитно-ракетных комплексов С-400, но пока что это в планах.

Однако похоже, что теперь они будут ускорены. В последнее время было заявлено о создании современной инфраструктуры. На Курилах начато строительство военных городков и перевооружение базирующихся там подразделений – до конца 2016 года на Итурупе и Кунашире возведут 392 объекта различного предназначения. Таким образом Минобороны готовится всерьёз укрепить «восточный фронт» страны, проблем на котором в случае вооружённого конфликта может возникнуть намного больше, чем на западном.

Несколько лет назад правительство России обратило внимание на Курилы как на российский форпост на Дальнем Востоке, решив создать (в первую очередь, на Итурупе и Кунашире) обновлённую военную и социальную инфраструктуру - на базе существовавшей с советских времён.

Строительные работы в активной фазе начались во второй половине 2014 года. За относительно короткое время силами подрядных организаций: "Спецстрой России" и "Инстракт-Проект" - был проведён подготовительный этап для нормальной работы строительных подразделений. Было подготовлено временное благоустроенное жильё для рабочих и инженерного состава (сейчас функционируют два бытовых городка). Организованы питание в столовых, баня и прачечные с сушилками (важный момент на Курилах с их неустойчивой и промозглой погодой). Доставлен, преимущественно с материка, и размещён необходимый контингент квалифицированных специалистов: от водителей до плотников-бетонщиков. Завезли строительные материалы, ГСМ и необходимую новую строительную технику: автокраны, экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и прочее. И строительный процесс пошёл - как в селе Горячие Ключи, так и в Буревестнике.

Появились котлованы и начали сооружаться фундаменты строений. Но затем на некоторое время в строительных работах наступила пауза, связанная с тем, что министерство обороны России решило увеличить число строительных объектов по всем направлениям военно-социальной инфраструктуры на Курилах. А это привело к необходимости расширения застраиваемых территорий и соответственно проведения дополнительных изысканий и проектных работ.

Сегодня строительство возобновилось. В Горячих Ключах продолжает возводиться жилой комплекс из двухэтажных корпусов. На первом этапе должно быть построено шесть таких зданий. Основой для них служат стальные каркасы, обшиваемые лёгкими навесными панелями. Такие сооружения безопасны при землетрясениях: они рассчитаны на подземные толчки силой до девяти и более баллов. Параллельно к ним подводятся все инженерные сети: электрические, тепловые, водопроводные и водоотведения.

Намечено в ближайшее время приступить к строительству Центра досуга и спорта, на очереди - госпиталь на 100 коек (уже идёт набор врачебного и среднего медперсонала), школа и детский сад. Будут созданы и открытые спортивные площадки. То есть будет делаться все, чтобы военнослужащие и их семьи, а также гражданский обслуживающий персонал не чувствовали себя оторванными от материка. От них будет требоваться одно - служить и работать более эффективно, чем это было в прошлом. Для интенсификации строительных работ в дальнейшем должны смонтировать ещё один бытовой городок на 150 человек (сейчас работает более 300 человек) и добавить число строительной техники в преддверии уже начинающегося тёплого сезона. Но чтобы разместить вышеуказанные объекты, то есть подготовить для них строительные площадки, по словам руководства стройкой, необходимо произвести снос ряда существующих старых зданий и перенести инженерные сети.

Помимо объектов, социального назначения ведётся деятельное строительство военных учебных городков, парков для военной техники, хранилищ и складских помещений различного назначения. Намечается, что некоторые объекты будут представлены к приёмке госкомиссией к лету текущего года.

Следует отметить, что с советского периода возведения военных городков на Курильских островах прошло уже более 30 лет. Люди, имеющие такой опыт, давно не у дел, а новое поколение военных строителей только нарабатывает свой опыт ведения строительных работ в далёком регионе со своими особенными климатическими условиями. Конечно, никого не радует задержки с поставками стройматериалов. Именно на доставку материалов ложится существенная доля затрат по строительству. Большинство их на острове отсутствует, а те, что имеются на Итурупе, например, инертные материалы, согласно лабораторным заключениям "Спецстроя России", не везде пригодны для использования из-за их недостаточной прочности и морозостойкости. Местные материалы можно использовать для подсыпки, для некоторых видов оснований, например, дорожных. Их нельзя использовать при изготовлении ответственных конструкций, поэтому тот же щебень военные строители вынуждены завозить из-за моря, из Владивостока. Понятно, что такая логистика обходится очень недёшево, хотя сам материал стоит совсем недорого.

Основная масса строительных материалов поступает на остров через портовый терминал "Курильск", что позволяет АО "Гидрострой", его обслуживающему, зарабатывать на разгрузке судов приличные деньги. Грузооборот порта в 2015 году составил около 70 тысяч тонн, из них стройматериалы для военных строителей заняли примерно 45-50 процентов. Зарабатывает на переброске грузов из порта до Горячих Ключей и Буревестника (не самое короткое плечо по местным меркам) и ряд островных предпринимателей, имеющих свой грузовой автотранспорт. Конечно, для всех участников доставки материалов это хорошо. Однако данная ситуация мало устраивает организаторов строительства, и понятно по каким причинам. Напомню, что в годы СССР грузовые пароходы разгружались почти рядом со стройками в заливе Касатка, использовались временные причальные сооружения, которые, кстати, прекрасно справлялись с поставленными задачами. Сегодня речь идёт о необходимости строительства капитального глубоководного причала по типу того, что стоит в порту "Курильск" (ведь грузы завозить нужно не только для стройки, но и для регулярного снабжения войск), и такое решение, по нашей информации, уже принято. По-хорошему такой причал нужен был "ещё вчера", но лучше поздно, чем никогда.

Строители столкнулись с извечной курильской проблемой - с отправкой людей на отдых при смене вахт и выезде в отпуск. Как всегда, существуют сложности с приобретением билетов в обоих направлениях, причём как на авиатранспорт, так и на морской. Руководство пытается обойти их, хотя бы с помощью организации дорогостоящих чартерных авиарейсов, но не всегда это удаётся, так как всем известна ситуация с наличием свободных "бортов" в авиакомпании "Аврора".

Нельзя не сказать о том, что в связи с сокращением в зиму 2015-2016 г.г. строительных работ в Курильске и Рейдово часть людей, имеющих строительные специальности, перешли работать в "Спецстрой России" в Горячие Ключи. Конечно, его кадровая служба не берёт всех желающих, а производит отбор, но возможность трудоустройства для местного народа имеется. Информация о вакансиях подаётся в курильский центр занятости.

Значимым для островного бюджета является тот факт, что "Спецстрой России" свои итурупские строительные подразделения (Главное управление №2 и "Спецстрой-Сервис") оформил в Курильском районе. Значит, подоходные налоги физических лиц, работающих в данных организациях, будут поступать в район.

Добавим, что силами "Спецстроя России" практически в таком же объёме ведётся строительство и на соседнем острове Кунашире.