Высадили с поезда на украинской границе. Как высаживают из поездов. Дорога в киев

Путевые заметки обозревателя Радио Свобода о поездах, которые скоро могут отменить. Цель поездки – личная. Срок – пять дней. Время действия – начало августа 2018-го.

1. ДОРОГА В КИЕВ

Мы сели в поезд "Москва – Киев" в Брянске.

Это мы так экономим.

Билеты в этот поезд давно дико дороги. В оба конца на двоих 30 тысяч рублей с копейками. Однако же в один конец удается сэкономить целых 5 тысяч, если сначала сесть в поезд на Брянск, потом выйти на вокзале и глубокой ночью перехватить поезд Москва – Киев.

И вот мы на совершенно пустой платформе показываем паспорта российским пограничникам и входим в свое купе.

Там сидит женщина. Убитая – это ничего не сказать. Она какая-то оцепеневшая. Она видит нас и говорит:

– Извините. Меня к вам посадили. Меня депортируют. – Она замолкает и снова погружается в свои мысли.

– Как? Погодите. Объясните! – просим мы.

– Мне закрыли въезд в Россию на три года и отправляют домой, – говорит женщина.

– Почему вам закрыли въезд? За что?

– Нарушила сроки пребывания. В России можно находиться только три месяца. Я была больше. В Украине после этого тоже нужно провести три месяца. Я провела меньше.

– Но вы же знали эти требования?

– Конечно, – усмехнулась женщина. – Но рассчитывала, что опять пронесет. Я восьмой год езжу. До сих пор проносило.

Она простая.

Мы ее и так знаем наизусть. Потому что наши добрые знакомые из Николаевской области занимаются тем же промыслом в той же Москве. И знакомые их знакомых. Дочери, матери, бабушки.

Все они – эти женщины – сиделки. Они ухаживают за больными московскими стариками. Они работают вахтовым методом. По двое на одного пациента. По три месяца, которые законодательство России позволяет находиться на территории страны. Одна приезжает, другая уезжает.

Когда-то Януковичу за его хорошее поведение власти России подарили дополнительные три месяца – в сумме полгода, которые граждане его страны могли безвыездно жить в РФ. Потом – за плохое, "майдановское" поведение украинцев – эту льготу забрали. Они снова работают по три месяца. Но иногда нарушают. Наша соседка по купе нарушала все время. Говорит, что раньше к людям пенсионного возраста вроде нее относились снисходительно. Не наказывали. Но всему приходит конец. В тот день она ехала в Москву кишиневским поездом. В 11 вечера ее высадили брянские пограничники. В час ночи ей разрешили сесть в наш поезд, который шел на Киев.

И вот она сидит в полном оцепенении.

Что теперь делать.

Первое – сиюминутное. Как добраться домой, в Винницу? Нашим поездом ей позволили доехать только до Конотопа. Я быстро-быстро, пока у меня еще есть российский интернет, смотрю расписание поездов на Винницу из Конотопа. Ого. Это ей придется сидеть на вокзале с ночи до обеда. К тому же у нее нет с собой гривень. У нее только 100 долларов. Но, допустим, она их утром поменяет. Но она будет дома только к завтрашнему вечеру. Сплошное мучение.

Второе – главное. Как жить дальше? Она зарабатывала в Москве хорошие деньги. Первые годы по 45 тысяч в месяц. Но пару лет назад бабушка, за которой она ухаживала, стала совсем плохой. И она попросила хозяев увеличить жалованье. И теперь у нее 60 тысяч в месяц. Плюс ее, конечно, содержат. Еда, жилье.

Я, честно сказать, эти цифры воспринимаю с некоторым ужасом. Я пытаюсь представить, сколько нужно платить местным московским сиделкам, если приезжие, которых нанимают ровно по той причине, что они дешевле, получают приличные даже по московским меркам деньги. Я сижу и думаю, что это, конечно, обоюдная кровная зависимость. Московских семей – от украинских сиделок. И украинских сиделок – от денег московских семей.

– Как вы теперь?

– Теперь попробую в Польшу. В Украине я этим не заработаю ничего, – говорит женщина.

Она уже позвонила в Москву, рассказала о своей беде. Там с больной бабушкой пока что сидит ее напарница. У той, по счастью, не закончились положенные три месяца. Московская семья должна будет успеть найти ей смену.

Наш поезд прибывает в Конотоп. В купе заходит украинская пограничница. В руках у нее паспорт женщины, который, оказывается, изымал начальник поезда.

– Это вам запретили въезд в Россию? – спрашивает она женщину. – Заполняйте бумагу. Какая у вас причина запрета?

– Нарушила сроки пребывания на территории РФ.

– Такое возможно? – спрашивает пограничница.

– В смысле? – женщина не понимает вопрос. Мы тоже не понимаем.

– Ну, это соответствует? Потому что иногда не соответствует. – Она, видимо, хочет сказать, что иногда российские пограничники разворачивают людей под надуманными предлогами.

– Соответствует, – вздыхает женщина. – Я нарушила.

– Пишите причину запрета.

Женщина пишет. Пограничница забирает листочек и уходит. Потом проходит таможня, и в поезде становится тихо. Женщина не понимает, что ей делать дальше. Она хочет идти и спрашивать начальника поезда, выходить ли ей сейчас на станции или можно доплатить и поехать до Киева.

– Знаете что? – решительно говорю я ей. – Никуда не ходите. Ложитесь спать. Надо будет – вас найдут. А, скорее всего, забудут. Спокойно выйдете в Киеве и поедете домой на автобусе.

– Я все равно не засну, – вздыхает женщина.

– Ну не спите. Лежите тихонько. Отдыхайте. Главное – не дергайтесь.

…Утром она смотрит на меня с благодарностью и даже немного улыбается. Я оказалась права. Про нее правда забыли. А может, не забыли, а просто пожалели. Она вышла в Киеве. И, наверное, уехала в Винницу. Там она будет нянчить четырех своих внуков и искать возможность уехать в Польшу. И, будем надеяться, найдет.

2. ДОРОГА В МОСКВУ

Наобратном пути мы оказались в одном купе с папой и мальчиком восьми лет. Мальчик – гражданин России. Папа – гражданин Украины. С мамой они в разводе. Папа возил мальчика к своим родителям. Мальчик не выпускает из рук игрушечный локомотив с желто-голубой полоской и надписью "Украина".

– Он об этой игрушке полгода мечтал! – смеется папа. – Бабушка ему показала подарок по Скайпу, и он извелся: скорее, скорее!

Мальчишка чрезвычайно контактный. Немедленно доложил, как ему нравится Киев. А когда мы пересекали границу все в том же Конотопе и все стали вытаскивать паспорта, он ошарашил папу заявлением, что тоже хочет украинский паспорт. Папа очевидно растерялся и сказал, что над этим надо подумать.

Мы мирно прошли все паспортные и таможенные процедуры. И вдруг из соседнего купе раздались ужасные крики. Кричал мужчина.

– Вы спятили, что ли!!! Куда я с ребенком – ночью, на улицу!!!

Мы притихли.

– Я знаю, в чем дело, – сказал наш сосед. – Я слышал, как его проводник еще в Киеве предупреждал, что будут проблемы. Он сказал, что все утрясет.

А дело, оказывается, было в том, что этот мужчина не запасся доверенностью на вывоз ребенка от матери. Вот нашему соседу по купе такая доверенность была не нужна. Потому что по российским законам для российских детей, путешествующих с одним из родителей, на выезде из страны разрешение второго не требуется. Украинских пограничников на выезде из их страны российские дети не интересуют тем более. Интересуют только свои. А для своих у них другое правило. Если ребенок едет с одним из родителей, от другого нужна доверенность. И вот теперь этого папу в Конотопе высаживают украинские пограничники. И он страшно кричит:

– Вот она, мать, посмотрите на нее! Она вам все скажет по видеосвязи! Она разрешает!

– Нужна нотариальная доверенность, – растолковывают ему пограничники.

Но тот не хочет поверить, что с ним обойдутся так жестко. Он кричит:

– Вы что думаете: у меня деньги километрами?! Вы представляете, сколько я заплатил за билеты?! (Не знаю, как пограничники, но мы-то представляем…)

В полном отчаянии он снова звонит супруге:

– Бери такси! Приезжай в Конотоп! Скажи им!

– Послушайте, – пытаются образумить его пограничники. – Это не поможет. Поезд ждать ее все равно не будет. На такси тут не меньше чем два часа. Вы заплатите кучу денег. И главное, вы не сможете ночью оформить доверенность. Она же не поедет с вами в Москву?

– Не поедет, – обреченно говорит мужчина.

– Поэтому ее присутствие в Конотопе проблемы не решит. Возвращайтесь с ребенком в Киев, оформляйте доверенность и выезжайте в Москву снова.

Мужчина с ребенком выходят из поезда. Он уже потерял кучу денег. В пересчете на рубли 16 тысяч за билеты Киев – Москва. Плюс что-то заплатит за дорогу до Киева из Конотопа. Ну и главное – нервы. И ребенок! Ему надо спать. А тут такое.

Эта станция – Конотоп – стабильный островок слез и печали.

3. ПОЕЗД "МОСКВА – КИЕВ – МОСКВА" В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Как вы уже поняли, все увиденное нами в эту поездку не имело к войне никакого отношения. Это имело отношение к законодательству обеих стран, которое пассажиры нарушали вполне сознательно, в надежде на авось. Вся свистопляска киевского мужчины с украинской границей случилась по той же причине, что свистопляска у нашей винницкой женщины с российской. Он знал, конечно, про требование закона. Но думал, что пронесет.

Про войну заговорил наш сосед, украинский папа российского мальчика.

– А вот вы говорите, что часто ездите. Вы скажите, что мне отвечать своим друзьям в Москве? Они все хотят в Украину. Но боятся границу. Боятся, что россиян высаживают. Еще говорят, что нужны приглашения. Вот что вы скажете?

Я говорю ему, что, во-первых, в этих поездах россиян очень мало. Лично я, перебрав в памяти всех своих соседей по купе за последние четыре года, вспомнила только двоих выходцев из Ивано-Франковска, которые живут на два дома: в Юрмале и в Москве, и у них, соответственно, паспорта граждан России и Латвии. Одного молодого парня, который сказал на украинской границе, что едет к матери, и его попросили позвонить этой матери, и он сказал, вы с ума сошли – в пять утра, она испугается. И они не настаивали и пропустили его. И вот теперь этот мальчик Дима. Все остальные были гражданами Украины. Все они ездили в Москву на работу или к родным.

У меня в памяти начали всплывать их лица. Худющая преподавательница фитнеса. Парень-коммивояжер, который организует доставку товаров туда-сюда и утверждает, что украинцы к его бизнесу в России относятся исключительно позитивно. Девочки, которые ездили устраиваться в московское модельное агентство. Мужик, который боялся показать пограничникам свой загранпаспорт, ибо там у него была отметка о пересечении границы с Крымом, и "если они это увидят, замучают расспросами, а потом еще и в СБУ затаскают". Дама, которая возвращалась от дочери, вышедшей замуж за москвича. Ну много их было. И все украинцы. Это, конечно, абсолютно украинский маршрут, этот Киев – Москва – Киев, который для меня Москва – Киев – Москва.

Так что нет. Я не видела никаких драм, связанных с россиянами. У нас с мужем за годы войны не просили никаких приглашений. У них по законодательству приглашение формально не требуется. Они могут попросить. Но если у вас его нет, вас не высадят. Страх, что высаживают всех подряд, он чисто медийный, он возникает от того, что завернут украинцы очередного российского пропагандиста, ну и ор долго-долго стоит во всю ивановскую, и ощущение, что вот всех. На самом деле, если у вас чиста совесть по части соблюдения украинских требований, ну, к примеру, вы не посещали аннексированный Крым, или посещали настолько по-партизански, что вас не накрыл там какой-нибудь "Миротворец", вы с большим процентом вероятности въедете на поезде в Украину.

Если, конечно, они не отменят эти поезда, как на днях – когда мы были в Киеве – предложил министр их инфраструктуры Владимир Омелян. Я не знаю, что они в итоге решат. И не мое дело комментировать их решения. Просто с учетом моего пассажирского опыта, который состоит в понимании, что ими пользовались преимущественно граждане Украины, и представления, что эти поезда с их безумно дорогими билетами приносили украинской железной дороге миллионы долларов, их отмена будет в первую очередь ударом по украинцам и по украинской казне. И больше ни для кого она ударом не будет. По украинцам это, наверное, будет такой воспитательный удар. Что опомнитесь. У нас война. Не фиг шляться к агрессору на работу. И пр. Смысл, наверное, будет такой. По казне – это я вообще не понимаю, кого они этим накажут. Какой и для кого тут будет воспитательный урок, ибо отмена пассажирского сообщения, она же не будет означать прекращения всех торговых отношений с Россией. То есть железную дорогу и конкретные бригады они лишат заработка, а какие-то другие отрасли, компании, производства и пр. не лишат. Этой логики я не понимаю. Ну мне они и не должны ничего объяснять. Это своим гражданам. Это они между собой разберутся.

Но пока поезда ходят. Пока в них ездят люди. И в них даже работают кондиционеры. , какой ад мы пережили в этом поезде. Потому, садясь в вагон в августовской киевской духоте, мы, наученные горьким опытом, сразу спросили у проводницы:

– А кондиционер будет?

Ответ поразил своей витиеватостью:

– Раньше работал. Будем надеяться, что и дальше будет работать. Мне бы тоже этого хотелось.

Этот уклончивый ответ вогнал меня в реальную панику. Но кондиционер и правда задышал, едва мы двинулись.

Ну и само ж/д-сообщение Украина – Россия еще дышит. Пользуйтесь, пока есть возможность.

После этого поста возмущенной женщины в Фейсбуке транспортная прокуратура начала проверку.

Москвичка Алена Боченкова рассказала в соцсети о случае со своей дочкой. Юле 13 лет. На лето девочку записали в городской лагерь в Культурном центре ЗИЛ . Семья живет в Бирюлево , метро в этом московском районе нет, поэтому Юля добирается в лагерь на электричке - от платформы «Бирюлево-Товарная» до Павелецкого вокзала и обратно. Утром во вторник она отправилась в лагерь, но почувствовала себя плохо и родители по телефону попросили вожатого отпустить ее домой. Подруга проводила школьницу до Павелецкой, где она должна была сесть на электричку. И девочка перестала выходить на связь.

«Я надеялась, что Ю заснула в поезде, - пишет Алена Боченкова. - Она спит в метро, в машине, в самолете. Больная, могла заснуть и в электричке. Телефон Юльки то просто пропускал звонки, то был вне зоны доступа. Я сидела рядом с компом с расписанием этой чертовой электрички и по таймеру следила, где же, вероятно спит мой ребенок. Затем она, сонная, наконец взяла трубку. Я сразу попросила Юльку не выходить на ближайшей платформе «85 километр», а выйти через 7 минут на «Жильнево», где много обратных электричек. А мой ребенок, наученный с доверием относиться к людям в форме, сказала, что в вагоне контролер - он ее и разбудил».

Мама попросила Юлю подойти к контролеру и объяснить ситуацию: мол, проспала свою станцию, помогите выйти на нужной платформе и купить билет в обратную сторону. Деньги у девочки с собой были. И, напомним, ей всего 13 лет.

«Ю положила трубку. И позвонила через 3 минуты: «Мааам... меня высадили с электрички...», - продолжает женщина. - Контролер попросил ее выйти в тамбур. А там вежливо попросил покинуть электричку, потому что у нее нет билета до этой станции, а есть только до «Бирюлево-Товарная». И высадил ее на кусок бетона в лесу. Чесслово, москвичи - посмотрите на карте - там НЕТ НИЧЕГО. Нельзя сесть на автобус или такси - их нет. Нельзя купить обратных билетов - там просто НЕТ обратной платформы в Москву . И этот, мать, контролер все это знал! И высадил ее вместе с другим безбилетником, пьяным мужиком. Осознанно Высадил в лесу 13-тилетнюю девочку с пьяным мужиком!»

В данном случае повезло. Пьяница уснул, едва присел на лавочку. Маньяков на пустынной станции (где до следующей электрички - три часа) не случилось. У девочки с собой был телефон. Отец помчался за ребенком в Подмосковье , в Сутпинский район, - до этой станции «85 километр» по автодороге 60 с гаком километров от МКАД.

На это сообщение оперативно откликнулись сотрудники Центральной пригородной пассажирской компании.

Нами была оперативно проведена проверка, в результате которой выявлено несоответствие выполнения кассиром-контролером своих должностных обязанностей, - сообщили в пресс-службе ЦППК . - Такие ситуации недопустимы, мы всегда тщательно их расследуем и остро реагируем. Контролер обязательно будет привлечен к дисциплинарному взысканию.

Как выяснилось, контролер вообще не имел право высаживать ребенка.

У нас действует специальная инструкция, которая прямо запрещает контролерам при любых обстоятельствах высаживать детей из поезда и предписывает оказывать им любую необходимую помощь, - заявляют в компании. - В данном случае кассир-контролер не помог девочке в сложной для нее ситуации, что недопустимо. Со всем персоналом Центральной пригородной пассажирской компании будет проведен дополнительный внеплановый инструктаж в связи с данным инцидентом, чтобы подобные случаи ни в коем случае не допускались в дальнейшем.

Согласно п. 36 Правил перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

Пассажир может быть удален из поезда:
а) работниками органов внутренних дел - если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров. При этом средства в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются;

Выдержка из Кодекса РФ об административных правонарушениях
Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях – влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до семисот рублей.

Раньше исключение делалось для вагонов-ресторанов, которые в поездах дальнего следования считаются организациями общественного питания. В их меню всегда присутствовали крепкие спиртные напитки. Но теперь согласно действующему законодательству РФ (закон №171-ФЗ) вагоны-рестораны являются нестационарными (передвижными) точками продажи, в которых разрешена продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5%. Фактически в эту категорию попадают только пиво, некоторые виды вина и слабоалкогольные напитки.

Получается, что на территории России можно пить в поезде лишь слабоалкогольные напитки и только в специально отведенном месте – вагоне-ресторане.

Проводник составляет протокол, под ним подписываются два свидетеля из пассажиров (с указанием контактов). Потом по поездной рации на ближайшую станцию к вагону вызывают наряд милиции.

История, у которой мог быть очень печальный финал, произошла в одной из электричек. 13-летнюю девочку контролер высадил из поезда в глухом лесу - на станции в 85 километрах от Москвы в компании с пьяным мужчиной. Родители девочки, которые ждали ее на другой платформе, не знали, что случилось, и несколько часов провели в состоянии дикой тревоги. Теперь делом занялась Транспортная прокуратура.

Глухой полустанок. 85 километров от Москвы. С одной стороны - лес, с другой - рельсы. В такие декорации 13-летнюю Юлю высадил контролер пригородной электрички. Вдогонку назвал зайцем. И туда же, на платформу, выпроводил пьяного мужчину 40 лет.

«Это неизвестное место, вокруг лес, я не знаю что делать дальше. Немножко испугалась как-то», - рассказала Юля в интервью телеканалу «Москва 24».

Контролер высадил ее, потому что она проспала свою станцию. С билетом до «Бирюлева» уехала дальше. Сейчас Юля говорит - повезло. Пьяный пассажир тут же уснул на скамейке. Целый час девочка ловила сеть, пыталась дозвониться родителям.

«Он ее высадил на глухом перроне, 85-й километр, где нет автобусов, жилых массивов и электричек ближайшие два часа! Где есть только лавка и табличка! Ваш бдительный кондуктор не мог проявить бдительность на одну станцию позже?!» - написала в «Фейсбуке» Алена Боченкова.

Следующая станция «Жилево». Крупная. Оттуда можно уехать на любом транспорте. А вот 85-й километр - безвозвратная, там останавливаются только электрички из Москвы. Туда и на машине-то сложно попасть - упираешься в лес.

Когда Юля дозвонилась папе, который ждал ее на вокзале в Бирюлево, он уже места себе не находил.

«Конечно, мы испугались страшным образом. Я во вяском случае мысли плохие гнал. Дополнительную окраску придавало, что высадили на платформу в лес взрослого мужчину», - говорит отец девочки Владимир Песня.

Еще один момент - Юля плохо себя чувствовала. В электричку она зашла с температурой. Из московского детского лагеря пришлось возвращаться домой раньше обычного. Возможно, в таком состоянии ей бы не помешало сопровождение вожатых.

«Был сделан звонок папе, папа подтвердил вожатым, что девочка может сама отправиться домой. Кроме того, у нее подписано официальное заявление от родителей, что она самостоятельно покидает Культурный центр», - сообщила пиар-менеджер Культурного центра ЗИЛ Анастасия Кривич.

Села на Павелецком вокзале. И тут же заснула под стук колес. Бывает с каждым. Но даже если бы 13-летняя Юля была злостным безбилетником, кондуктор обязан действовать иначе.

«Что он должен был сделать - в первую очередь выяснить, сколько ей лет. Если ей 13 лет и она без билета, он должен был вызвать полицию и передать ей ребенка, а уже в последующем сотрудники полиции должны были связаться с родителями», - поясняет адвокат Александр Спиричев.

Это часть должностной инструкции, о которой знает каждый контролер поезда или любого другого транспорта. Заработался - оправдывают коллегу сотрудники Центральной пригородной пассажирской компании.

«Контролер на самом деле просто уже, наверное, как робот работал и поэтому не подумал о том, что перед ним ребенок. Работал как с обычным взрослым человеком», - говорит директор по продажам ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Сергей Русов.

Вот так на автомате действовал, видимо, и кондуктор в Екатеринбурге. Девочка потеряла проездной. Послушно вышла на мороз и шла домой пешком два часа.

А в Москве школьницу семь часов искали волонтеры и полиция. Оказалось, потеряла деньги, не смогла оплатить проезд в маршрутке. Растерялась и не попросила других пассажиров помочь. Тоже высадили. Бродила по городу.

«Достаточно нештатная ситуация, потому что ребенок к этому не готов. Когда он попадает в такие обстоятельства, вот это состояние незащищенности, состояние беззащитности, непонимание, какие действия должны быть сейчас, это, конечно, приводит к тому, что ребенок травмируется», - говорит психолог Анетта Орлова.

Историй много, а заканчиваются по-разному. В Барнауле мать подростка с задержкой психического развития не успела заскочить за ним в автобус. Он мог только выть в ответ на то, что его буквально выкинули на конечной. Обморожение. Ампутация. Через месяц - смерть.

Контролеру, который высадил девочку в лесу, уже сделали выговор. После огласки в СМИ делом занялась Транспортная прокуратура. Расследование также на контроле у Следственного комитета России.

Возможна ответственность по статье «Оставление в опасности». Это штраф до 80 тысяч рублей или лишение свободы до года. Родители девочки на наказании не настаивают. Просто хотят, чтобы больше ни с одним ребенком такое не повторилось. Ведь Юлино путешествие могло закончиться как угодно.

«Я сейчас рассказываю все это, чтобы те же люди в форме, контролеры, задумывались и проявляли какие-то человеческие чувства», - говорит отец Юлии.

Дело было так: скорый поезд дальнего следования, купе. Ехать далеко, все места заняты: я, хохол - "простой крестианин", бегущий с семьей от войны, еще 2-е пассажиров, которых я не запомнил, т.к. "видел" их только ночь. Утром по 1-й из станций садится мужчина лет 30-и, в процессе разглядывания замечают татуировку "за ВДВ", слегка поднапрягаюсь. Однако, всё культурно, особенно, среди царящего в коридоре многонационального и разновозрастного бедлама.
Перекинулись парой фраз, он молчит, я молчу. К полудню замечаю, что попутчики нашли общую тему в виде войны. Еще через пару часов десантником извлекается какая-то-там наливка, и начинается ее употребление.
Я к адекватному пьянству достаточно толерантен, поэтому 1-й день проходит спокойно, хотя непрошибаемая тупость хохла (хотел корректнее написать, но из песни слов не выкинешь), замешанная на назойливом желании навязать остальным чувство собственной просвященности несколько раздражали.
Днем следующих суток, после мысли "Похоже, всё выпили, и больше не будут" наблюдаю десантника, заносящего в купе еще штук шесть бутылок водки... Приплыли.

Не буду томить читателя, перейду к сути: вечером указанного дня, в 23 часа 10 минут местного времени прошу компанию начать соблюдать тишину и лечь спать - десантник шлет, хохол по-шакальи поддакивает. В течение нескольких следующих итераций "просьба - посыл" десантник плавно переходит на угрозы формата "выкину" и "смотри, не доедешь", после чего вместе с хохлом отправляется курить, а я - к проводнику.
Проводников я нахожу в тамбуре, кратко излагаю суть проблемы. Одна из них оказывается начальником поезда (мы едем в штабном вагоне), и тут же принимает решение: нарушитель будет высажен по ближайшей станции. Тут стоит отметить, что десантнику до пункта назначения оставалось еще около 1500км.
Проводник идет в купе: "-Собирайте вещи". По словам ЛНП, это было ошибкой: резко превратившийся в нудящего школьника из альфа-самца, десантник уговаривает меня, проводника, начальника, ноет про то, что едет к ребенку - берзерультатно. Каким-то образом ЛНП формирует в нём мысль, что его простили, после чего он ложится спать, а мы заполняем бумаги и общаемся.
Через 1.5 часа поезд останавливается на станции, заходит полиция. Начинается второй акт спектакля: теперь про то, какой я нехороший москаль, а какие хорошие все остальные, слушает сотрудник, который затем предлагает мне компромисс: нарушитель спокойствия извинится и будет вести себя тихо, а я откажусь от претензий, не соглашаюсь.
Минут через пятнадцать десантник покидает вагон, хохол же избегает сей участи, прикинувшись шлангом на своей верхней полке.

К чему я всё это написал? Часто слышу мнение, что с бескультурьем и хамством трудно бороться, а потом еще и боком выйдет. Это правда, но не всегда. В поездах сейчас следят за порядком, поэтому избавиться от попутчика, решившего, что его личное пространство - весь вагон, легко.

Выводы:
1. Жалоба ЛНП на нарушающих порядок пассажиров приносит нужный эффект.
2. Да, вам нужно будет заполнить бумагу, указав свои персональные данные, включая адрес.
3. Нет, тот, кто вам мешает, видеть эту бумагу, скорее всего, не будет.
4. Многие люди смелы и всемогущи только пока думают, что им за это ничего не будет.
5. Эта начальник поезда - лучшая из всех, с кем я ездил. Очень грамотно сочетала твердость решений с адекватностью, в вагоне был полный порядок, не ходили торгаши со станций, проводники не втюхивали лотерейку.